Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 7 страница
Первый генерал-губернатор края К.П.фон Кауфман заложил основы синтеза местного традиционного и российского начал в сфере государственного строительства и хозяйственной жизни, ликвидировав лишь явные пережитки, например рабство. В 1867 году генерал-губернатор разрешил местному населению избирать своих аульных начальников. В объяснительной записке на высочайшее имя он писал: " С представлением туземному населению края прав сельского состояния по общественным законам население не может быть, по справедливости, лишено столь важного права, как право управления своими выборными". В противном случае " уездная администрация будет впадать в ошибки в своих назначениях". По мнению Кауфмана, назначение же " негодных и неспособных лиц" исключительно правительственной властью роняло бы в глазах народа авторитет власти" 162. Особое внимание российские власти уделяли местной знати. В 1883 г. эмир Бухарский совершил поездку в Санкт-Петербург. Программа его визита предусматривала посещение столицы, встречу с императором, экскурсию по городам России, осмотр достопримечательностей и многочисленные пышные приемы. Все подарки гостям были сделаны с учетом восточных вкусов. Эмиру в Санкт-Петербурге подарили халат, серебряный чайный сервиз, серебряную вазу, серебряный кубок с позолотой, еще один кубок, украшенный эмалью, 10 кусков парчи, 28 кусков бархата и шелка. Сын уважаемого гостя получил халат, золотые часы, золотой письменный прибор, шкатулку из оникса. Памятные сувениры получила вся свита163. Лица, сотрудничавшие с российскими властями, всячески поощрялись. Они получали денежные вознаграждения, пенсии и награды, пользовались преимущественным правом при медицинском обслуживании. Власти старались оказывать медицинскую помощь женщинам, детям, служителям культа, старейшинам. Эта помощь для многих была бесплатной. В случае необходимости по направлению начальства местные жители на безвозмездной основе лечились в военных госпиталях. -118-
К.П.фон Кауфман писал императору, что устройство новых и улучшенных старых путей сообщения, обеспечение торговли и караванных путей, восстановление и усовершенствование ирригационных систем, возведение общественных зданий, " залечивая многочисленные раны, причиненные предшествовавшими смутами и войною, с каждым днем упрочивали наше положение внутри занятых территорий" 164. Кауфман приводит характерный пример. Местное население с удовольствием приобретало русские паспорта, ибо они " обеспечивают предъявителям этих видов особенное внимание и покровительство заграничных властей, как к русским подданным" 165. Российская администрация проводила по отношению к покоренным народам политику гражданского равенства. Житель только что занятых Ташкента и Самарканда имел не меньше прав по сравнению с жителем любого города в европейской части империи. Англичанин Ф. Скрин, анализируя политику самодержавия в Средней Азии, с удивлением писал, что " завоеванные расы сразу же становятся русскими гражданами и получают право селиться в любой части империи". На это обратили внимание жители далекой Индии, осо ваемой вами деспотической России". На имя русского гене-
ральнорального консула в Бомбее приходили письма от мусульман Индии со словами симпатии к русским. " Трудно передать, писали они, — с каким нетерпением весь Пенджаб ждет рус- ских». С 1873 г. по инициативе фон Кауфмана часть земель была передана русским поселенцам, которые помогали не только ос-воить более передовые методы сельскохозяйственных работ, но и внедрить совершенно новые для края культуры (картофель сахарную свеклу, клубнику, смородину)167. В отчете о своей деятельности фон Кауфман писал: " Земледелие туземного насе ления существует в генерал-губернаторстве в тех формах, оно установилось исторически, до завоевания русскими... Прежние формы земельного быта народа если и изменились, то отнюдь не путем прямого воздействия на этот предмет, обращенного со стороны нашего законодательства и администрации" 168. Российская администрация продолжала проводить достаточно гибкую политику в различных сферах жизни в Средней Азии. Поощрялись совместное обучение " детей русских и туземных", дабы сделать их одинаково полезными гражданами России" К. П. фон Кауфман поощрял даже раздачу мусульманам денег, чтобы они отдавали детей в русские школы. При этом учитывался воспитательный эффект и для русского населения, которое сближалось с " туземцами", привыкало смотреть на них без предрассудков. Активно применялась система образования, разработанная известным востоковедом и педагогом Н. И. Иль минским. Суть ее в том, что христианская мораль преподавалась инородцам переведенная на " общечеловеческий" язык, т. е. так, чтобы " понятия: христианское, общечеловеческое, отечественное" не находились " между собой в противоречии, а наоборот легко могли быть согласованы в просветительных задачах" 169. В начале XX века русский путешественник Е. Марков с удивлением обнаружил почти полное отсутствие в среднеазиатских городах русских монахов, вспоминая при этом плодотворную воспитательную роль древних православных обителей, проникавших в покоряемые страны " раньше пахаря и горожанина, впереди государственной силы". Однако виденное Марковым не было ошибкой нерадивых губернаторов. Все было гораздо сложнее. Когда фон Кауфман получил назначение в Туркестан, многие чиновники в Петербурге рассчитывали на продолжение
той политики, которую он в бытность генерал-губернатором Северо-Западного края проводил в отношении католического влияния. Ведь не ленился же он лично проверять, не проникают ли католические веяния в православные монастыри. И вдруг от него услышали заявление, что он " не придает особого значения различию исповедей и считает достаточным для получения рая доброй честной жизни каждого человека, какой бы веры он ни был" 170. Он не закрыл ни одной мусульманской школы (медресе). Кауфман отказался от грубого давления на традиционную религию. " Я не считал благоразумным принимать какие-либо меры к запрещению степного миссионерства ходжам и муллам, тем более, что управляя населением через туземную мусульманскую администрацию, местная власть и не в силах была бы сделать что-нибудь положительное в смысле искоренения пропаганды", — писал высокопоставленный российский чиновник. Запретительные меры могли лишь вызвать раздражение местного населения. Пропаганда, становясь запретною, лишь выросла бы в своем значении и получила бы силу, по словам Кауфмана, которую она никогда не достигла бы в действительности, при проводимой политике уважения религиозных чувств. Штабы Туркестанского и Кавказского военных округов оказывали материальную помощь муллам, имамам и дервишам, проявляли повышенное внимание ко всему, что касалось паломничества к " мусульманским святыням", информируя об этом местное население. В результате фон Кауфман с удовольствием отмечал в отчете Александру III, что местное население не поддается антирусским настроениям части мусульманского духовенства: " Успокоенное материально и ненасилуемое в нравственном своем быте, не видя ни покровительства и уступ чивости, ни гонения своей религии, население остается глухим к беспокойным проповедям доживающих или пришлых фана тиков" 171. В 80-е годы XIX в. окончательно сформировались границы России в Средней Азии. В 1881 г. был штурмом взят Ахал-Те кинский оазис (крепость Геок-Тепе). 1 января 1884 г. состоялся генгеш — совет старейшин всего Мервского оазиса, в котором участвовали представители всех текинских родов, живущих в низовьях Мургаба. Всего присутствовало около 300 ханов и ак-сакалов. За советом наблюдали три тысячи жителей. Здесь бы-ло принято историческое решение — войти добровольно в со- - 121 - ра. При губернаторе находилось областное правление. Области делились на уезды во главе с уездными начальниками, которых попредставлению губернаторов назначал генерал-губернатор края176- В городах с общественным самоуправлением местное население (домовладельцы) избирали аксакалов (старшин), Высший полицейский надзор в таких городах вверялся старшемуаксакалу, назначенному из местных жителей военным губернатором. В городах, где еще отсутствовало общественное самоуправление, хозяйством и благоустройством ведал уездный начальник или участковый пристав. В административно-территориальном отношении уезды были разделены на волости, а волости — на сельские общества. Население избирало на волостных съездах выборных волостных управителей, а на сельских сходах сельских старшин и их помощников сроком на три года. Для выборных лиц был установлен возрастной ценз в 25 лет. Военный губернатор мог не утвердить результаты выборов. В этом случае он назначал выборы или замещал должности волостного управителя по своему усмотрению. Сельские старшины утверждались уездным начальником177. Современники покорения Туркестана отметили особенность политики царской администрации в отношении местной знати — " крупные родовые подразделения совпадали с подразделениями на волости, — родовые правители были выбраны в волостное управление и недо вольных не оказалось" 178. Для заведования главными оросительными каналами в каждом уезде губернатором назначался арык-аксакал, а для надзора за более мелкими каналами население выбирало мираба. Выборными были и должности сборщиков налогов (серкеры, амлякары). Рассмотрением мелких уголовных преступлений и гражданских исков занимался народный суд — суд казиев в го Родах и суд биев в сельской местности. То есть система управления суда не копировала к тому времени уже принятую в России179. К. П. фон Кауфман писал императору, что организация управления и суда с учетом местных особенностей " были приняты народом с доверием и с доброжелательством к власти". Постепенно на территорию Туркестанского края были распространены судебные уставы 1864 года, но по-прежнему для местного населения сохранялись народные суды, которые разрешали подсудные им дела " на основании действующих в каждой - 123 - став России. Во " всеподданейшем прошении" мервских туркмен Александру III, в частности говорилось: " По прибытии же к нам штаб-ротмистра Алиханова и майора Махтумкули-хана согласно приказанию начальника Закаспийской области генерала Комарова, мы жители Теке сего 14 числа месяца раби-yль эввеля 1301 года хиджры (1 января 1884 г.) собрались в отделе-ние Нурберды-хана, где выслушали слова штабс-ротмистра Алиханова и приняли таковые. После этого мы посоветовались между собою, пришли к одному заключению, и просьбы наши заключаются в следующем: Первое. Все улемы, эмиры и бедняки обращаемся в твое подданство и сего числа отдали себя под твою высокую власть и надеемся: на нас будут распространены твое благоволение и милость". В Ашхабад для переговоров выехала делегация из 28 человек, в том числе: векиль Могамет Юсуф-хан Нурберды-хан ог-лы; бек Мурад-хан Арбаббай оглы; сычмаз Ораз Майлы-хан Берды Нияз-хан оглы; бахши Сары-хан Чапи-бай оглы172 Здесь они дали клятвенное обещание верности Российской империи. В 1885 г. с просьбой о принятии в российское подданство обратились туркмены Пендинского оазиса и верховья реки Мургаб. Наконец, в 1895 г. между британским и российскими пра вительствами было достигнуто разграничение сфер влияния на Памире. Накануне первой мировой войны в соответствии с " Положением об управлении Туркестанского края", реальная власть в крае принадлежала военному ведомству173. Администрацию края возглавлял назначаемый императором генерал-губернатор. Помимо широкого круга административно-полицейских и хозяйственных вопросов, в его компетенции находились дипломатические связи с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством. При генерал-губернаторе был образован совещательный орган — Совет, в который входили губернаторы областей представители ряда ведомств, начальник штаба Туркестанского военного округа и ряд других чинов местной администрации На заседании Совета мог быть приглашен российский политический агент в Бухаре. В административном отношении край был разделен на три области175. Каждую из них возглавлял военный губернатор, на значаемый императором по предоставлению военного минист- - 122- купечества в ханстве и т. п. Политический агент и куш-беги в специальной комиссии разрешали по взаимному согласию возникавшие проблемы во взаимоотношениях, в том числе уголовные и гражданские дела. Хивинским ханством управлял хан, который являлся председателем особого учреждения — Дивана, состоявшего из назначенных им лиц и представителей российской администрации. По сравнению с бухарским эмиром хивинский хан был менее самостоятелен в своих действиях, т. к. все решения Дивана подлежали утверждению туркестанского генерал-губернатора. Главным чиновником хана был куш-беги. Он же управлял населением южной части ханства. Северной частью ханства управлял михтар. Государственной канцелярией ведал диван-бега. Округами ханства управляли хакимы. Города ханства на ходились в руках хакимов и их помощников — юзбаши. В аулах местными делами ведали аксакалы, а жизненно важными для населения ханства ирригационными сооружениями — мирабы. Особая система управления сложилась у кочевников. Они не подчинялись хакимам, а управлялись родоплеменными старейшинами: у туркмен — беками, у казахов и каракалпаков — биями, возглавлявшими отдельные роды. Объединениями близких родов руководили аталыки, которые, в свою очередь, подчинялись специальным ханским чиновникам — беклярбе-гам. Полицейская власть находилась в руках миршабов. Хивинское ханство имело свои вооруженные силы. Формально армией командовал хан. Фактическим ее начальником был есаул-баши. Естественно, все высшие гражданские и военные чиновники назначались и смещались ханом182. Разумеется, освоение Средней Азии проходило не без про тиводействия местного населения всем без исключения меро приятиям царской администрации. Особенно болезненно вос принималась переселенческая политика, так как проблема удобной для земледелия и скотоводства земли оставалась достаточно острой. Так, в 1898 г. вспыхнуло восстание в Андижане. Поскольку его руководителями стали представители мусульманского духовенства, царские власти стали сомневаться в правильности курса фон Кауфмана в вопросах веротерпимости. Новый гене-рал-губернатор Туркестана С. М. Духовской представил специ-альный всеподданейший доклад " Ислам в Туркестане", в котором писал об изначальной враждебности ислама к христиан- - 125- из означенных частей населения обычаев" 180. Народные суды выбирались населением на три года. При этом на каждую должность выбирались два кандидата, одного из которых утвер ждал губернатор. Второй оставался кандидатом при утвержденном судье. Губернатор мог назначить новые выборы, если избранные населением лица по каким-либо причинам его не удовлетворяли. Свои особенности имело управление Бухарским и Хивинским ханствами, находившимися под протекторатом Российской империи. В обоих ханствах было сохранено прежнее административ-но-территориальное деление. Бухарским ханством управлял эмир. Его ближайшим помощником был первый визирь-куш-беги-боло (первый министр), руководитель государственного аппарата. Ему подчинялись, в частности, баул-баши (управляю щий кухни эмира), деван-беги (руководитель финансами и хо зяйством), мирахур-баши (начальник конюшни), шагирд-пеша (главный помощник), мирза-баши (старший писарь-скретарь) и др. По рекомендации кушбеги назначались и смещались эмиром амлякары, стоявшие во главе административно-податных единиц и беки — управляющие вилайетами. Важными чиновниками в окружении эмира были также второй визирь — кушбеги-поен, военачальник эмира — топчи-баши, начальник артиллерии — топчи-баши дарбаза, главный судья — казы-ка-лян (считавшийся блюстителем шариата), миршаб (начальник охраны столицы), мираб (начальник водоснабжения). Эмир яв лялся верховным главнокомандующим бухарской армии. При дворе эмира находился представитель России, кото рый контролировал внешнюю политику ханства. Во внутренние дела он не вмешивался. На рубеже XIX и XX вв. в связи со строительством железных дорог появились города с преимущественно русским населением. Они имели самостоятельную и независимую от эмира систему управления. В частности, все должностные лица в этих городах назначались туркестанским генерал-губернатором181. В 1885 г. в Бухаре было создано Российское император ское политическое агентство, которое по существу являлось посольством. Политический агент осуществлял связь ханства с Петербургом, контролировал русско-афганскую границу, бес пошлинный провоз российских товаров через территорию протектората в другие страны, отстаивал интересы российского - 124- признавало, что участки для переселенцев " образовывались в лучших частях уезда", в результате чего скотоводческое хозяйство казахов не могло там " надеяться на какое бы то ни было обеспечение его от полного исчезновения" 187. Конфискация казахских земель проводилась под лозунгом перевода их с кочевого образа жизни к оседлому и сопровождалась рассуждениями о том, что при этом происходит переориентация власти, ранее опиравшейся на родовую верхушку, к опоре на казахскую бедноту, не имеющую скота и поэтому более готовую перейти к оседлому земледелию. Местная администрация, лучше представлявшая себе ситуацию, предупреждала, что массовая экспроприация земли приводит к разорению казахского населения и что сначала нужно провести прочное землеустройство самих казахов, которое только и выяснит наличие реальных излишков земли. Но на совещании высших чинов МВД в 1907 г. было откровенно заявлено, что если сначала землеустроить казахов, то лучшие земли достанутся им, а это " обидно для русского крестьянина и не может быть оправдано" 188. В 1911 г. Степной генерал-губернатор признавал, что именно " интенсивное заселение киргизских степей крестьянами-переселенцами" и связанный с этим кризис хозяйства казахов является причиной распространения среди них антиправительственных настроений и прямого сопротивления, в частности, в форме угона принадлежащего переселенцам скота в Китай189. Вывод, который он делал из этого, заключался в необходимости заселения пограничной полосы " исключительно русскими" и изгнания казахов в районы, непригодные для земледелия190. Назвав действия генерал-губернатора " не строго законными", Столыпин, однако, счел, что на этой дальней и дикой окраине" вести себя иначе нельзя " и не нам мешать генерал-губернатору" 191. Более сложно складывалась ситуация с переселением в Тур кестан и Семиреченскую область, административно входившую в состав Туркестанского края, но управляющуюся по Степному положению. Наиболее благоприятное в климатическом и почвенном отношении для русских крестьян Семиречье стало цен-тром притяжения стихийных переселенцев и объектом особого интереса Переселенческого управления. Местное казахское и киргизское население само испытывало нехватку поливных земелъ. Между тем под влиянием волнений стихийных переселенцев в 1905 г. вблизи г. Верный Переселенческое управ- - 127 -
ской культуре и отмечал распространение панисламистских идей в России. Духовской предлагал делать ставку на силу, ко торую в Туркестане, мол, привыкли уважать местные жители и которой они только и удерживаются " от проявления своего фа натизма к неверным". Мусульманское духовенство Духовской предлагал подчинить уездным начальникам183. Аналогичное мнение возобладало и в Главном штабе Военного министерст ва, где после расследования Андижанского восстания предлага ли усилить " обрусение" края, отменить выборность туземной местной администрации, перейти на русский язык в судопро изводстве. За установление контроля над мусульманским духо венством высказался военный министр А. Н. Куропаткин. Од- нако все эти предложения остались нереализованными. Отчас- ти это было связано с обострением положения на Дальнем Востоке (восстание в Китае, агрессивная политика Японии). И все же основной причиной, видимо, стала осторожность наиболее дальновидных представителей царской администрации. Огромная протяженность границ с мусульманскими странами по словам министра финансов С. Ю. Витте, диктовала осторожность в отношении ислама и опасность для России проведения мероприятий, способных " породить неприязненное к ней отношение во всем мусульманском мире" 184. Тем не менее политика русской крестьянской колониза ции оставалась центральным вопросом национальной полити ки в Казахстане и Средней Азии и после поражения первой русской революции. При этом имелись ввиду два аспекта -увеличение численности русского населения в этом регионе и смягчение за счет " свободных" земель края проблемы аграрного перенаселения в Европейской России. Еще до начала столыпинской реформы военный министр А. Ф. Редигер подчерки вал, что русская колонизация всегда была одним из важнейших вопросов " окраинной политики" и, если бы не соображения " общего гуманитарного свойства", этот вопрос " был бы решен давно и просто" 185. Столыпинская реформа стала побудительным толчком к " простым" решениям в казахских степях, ради отведения земли переселенцам в Степном крае было проведено повторное обследование казахского землепользования, при котором пло щадь выявленных " земельных излишков", например в Кокчетавском уезде Акмолинской области увеличилась с 129 до 1766 тыс. десятин186. Переселенческое управление, не стесняясь - 126-
ноты русского крестьянства" путем " изъятия из пользования кочевников излишних земель" 197. Все же совещание по преобразованию управления Туркестанским краем высказалось в мае 1911 г. против использования ценных земель для переселения типу сибирского, повторив тезис Палена о привлечении " сильных представителей русской народности" 198. На решения правящих кругов, относящихся к мусульман скому вопросу, сказались изменения в общественно-политиче ских настроениях мусульманских народов. Еще в 80-90-е гг. на чалось движение за реформирование конфессиональной школы с переходом на более современные методы преподавания (в частности, с арабского на татарский язык) и включением в нее светских предметов, т. е. за превращение конфессиональной школы в общеобразовательную, находящуюся вне контроля государства. Осознание своей языковой и конфессиональной общности (пантюркизм и панисламизм) сочетались с ростом интереса к русскому языку, вызванным увеличением торгово-промышленных связей и отбыванием воинской повинности. Движение сторонников пробуждения национального самосознания мусульманских народов через новометодные школы (джадимистов) встречало сопротивление консервативного духовенства, приверженного традиционной чисто конфессиональной школе (кадимистов), на которое делало ставку правительство. Существуя в едином метацивилизационном пространстве, народы России через свою интеллектуальную элиту, искали оптимальные пути культурного взаимодействия. В этом плане чрезвычайно большую роль сыграла деятельность видного татарского просветителя И. Гаспринского. В 1881 году в Крыму вышла его книга " Русское мусульманство". Ее лейтмотивом ста ла идея сближения " русских мусульман с их русскими соотече ственниками". И. Гаспринский, излагая результаты своих на блюдений, замечал, что " ни один народ так гуманно и чисто сердечно не относится к покоренному, вообще чуждому племе ни, как наши старшие братья, русские. Русский человек из простого и интеллигентного класса смотрит на всех живущих с ним под одним законом, как на своих, не высказывая, не имея узкого племенного себялюбия" 199. В то же время И. Гасприн- ский справедливо указывал на просчеты представителей официальной власти, заключавшиеся, в частности, в недостаточно активном приобщении мусульман к русской культуре и учете традиций их национально-культурных запросов. - 129 - ление начало передавать русским крестьянам обработанные и густо населенные земли. На этой почве возник конфликт меж ду Военным министерством и Главным управлением землеуст ройства и земледелия. Вполне соглашаясь с необходимостью увеличить русское население в Семиречье и вообще в Турке стане, военное ведомство считало, что нельзя ради этого созда вать " острый окраинный " киргизский" вопрос" и необходимо, временно закрыв край для переселения, сначала минимально урегулировать земельные права местного населения192. Главное управление землеустройства и земледелия называло такую по зицию " небрежением к нуждам русского народа" 193, " гибель ным для русского дела в Туркестане" 194. Особой остроты конфликт достиг с назначением Турке станским генерал-губернатором П. И. Мищенко, видимо, разде лявшим идеи Воронцова-Дашкова. Мищенко отмечал " искусст венное развитие" переселения, приближающего " грозный призрак земельного голода в Туркестане", и рассматриваемого местным населением как насилие, редкое " даже во времена наиболее непопулярных ханов". Результатом конфликта было назначение ревизии края сенатором К. К. Паленом. Обвинив Переселенческое управление в погоне за внешним успехом, а туркестанские власти в нежелании иметь дело с русскими крестьянами, способными оказать большее противодействие административному самоуправству, чем запуганное местное население, Пален предложил свой план русской колонизации Семиречья. Он тоже считал, что " при столкновении интересов русских и киргиз... предпочтение надо отдать русскому корен ному населению", но выступал за более медленные темпы ко лонизации, обеспечивающие приток " сильных представителей русской народности", а не " отбросов" сибирского переселения Пален предупреждал, что продолжение прежней политики скоро будет возможно " только под охраной военной силы" 195. На сильственный характер ломки всего жизненного уклада населе ния края отмечал и новый военный министр В. А. Сухомлинов, делавший из этого, однако, только один вывод: " раз мы вступи ли на путь, который может потребовать применения силы, то необходимо, чтобы таковая была в наличности" 196. Благодаря поддержке Столыпина, Главное управление землеустройства и земледелия победило в своем конфликте с Мищенко. Сменив ший его А. В. Самсонов высказался за увеличение колонизационного фонда для " устройства страдающего от земельной тес - 128- нальностей в Думе. Съезд не был разрешен властями и не смог продолжить работу. В целом же политическая деятельность мусульманской общественности не выходила за рамки общедемократических задач и акцентировала внимание на культурно-национальных проблемах. Уже 16-21 августа 1906 г. в Нижнем Новгороде состоялся 3-й съезд мусульман. До 500 участников и 300 приглашенных приняли решение об издании в столице органа печати. Редакторы Р. Ибрагимов и М. Бигеев, разработали программу, аналогичную кадетской, избрали ЦК и установили членский взнос для вступавших в мусульманскую организацию. Съезд мусульман выдвинул план культурно-конфессиональной автономии. Во главе существовавших мусульманских духовных управлений и вновь создаваемого для Туркестана и Семиречья должны были быть выбираемые на 5 лет шейх-уль-исламы и выборные меджлисы из духовных и светских лиц202. Мусульмане Семире чья добавляли к этому требование допустить в Государствен ную Думу представителей от всех 5 основных народов области, а кавказские — создать в Тифлисе особое представительство кавказских мусульманских народов пропорционально их численности. О желании иметь собственного муфтия заговорили киргизы, причем Департамент полиции отмечал важность позиции киргизов " для русской государственности на Востоке" 203. При этом в общем мусульманском движении тон задавали волжские татары, а основная политическая направленность " Мусульманского союза" была близка к кадетской.
|