Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 9 страница
Иркутское генерал-губернаторство состояло из Иркутской Енисейской губерний, Якутской и Забайкальской областей, а Приморское — из Приморской, Амурской, Камчатской и Саха линской областей. Во главе сибирской администрации стояли назначенные императором генерал-губернаторы и губернаторы, наделенные обширными административными, хозяйственны ми, финансовыми полномочиями. * * * Еще более отличалось от центральноевропейских и сибир ских губерний управление Аляской. В конце XVIII в. большин ство купцов на Дальнем Востоке пришло к выводу о необходи мости перейти от соперничества к союзу для совместного про мысла в северной части Тихого океана. К этому их толкали не только материальные трудности, но и появление многочисленных иностранных конкурентов. В 1797 г. была образована Соединенная Американская компания, объединившая капиталы ряда наиболее крупных купцов-промышленников. Этот шаг поддержал иркутский губернатор Л. Т. Нагель231. В рапорте императору он подчеркнул явные преимущества одной крупной компаний перед массой мелких. В Петербурге понимали, что Россия пока не в состоянии иметь на Тихом океане ни мощный военно-морской флот, ни первоклассные крепости, ни отборные сухопутные воинские части. Поэтому защиту интересов на Дальнем Востоке самодержавие могло поручить только лишь частным и смешанным компаниям. Хотя формально в 1796 г. побережье Аляски с островами стало частью Иркутской губернии. В 1797 г. Павлу I была вручена подготовленная в Коммерц-коллегии записка " О вредности многих в Америке компаний и пользе от соединения их воедино". Рекомендова лось использовать британский опыт освоения Индии через дея тельность Ост- и Вест-индских компаний. Павел I согласился с мнением Коммерц-коллегии и в том же году утвердил создан ную Соединенную Американскую компанию, переименован ную спустя два года в Российско-Американскую компанию Она получила право в течение 20 лет вести пушной промысел на Аляске, Алеутах, Курильских и иных островах и занимать " открываемые ею земли в Российские владения на прежде предписанных правилах". Всем частным промышленникам вошедшим в эту компанию, запрещалось на указанной рии заниматься промыслом и торговлей. - 142- находящимся " под покровительством и защитой великого Российского государства". 15 февраля 1912 г. Комбу-Доржу и ряд его единомышленников официально обратились к российскому императору в духе принятых съездом решений и направили в Петербург делегацию для переговоров. Однако иркутский генерал-губернатор, зная негативное отношение многих чиновников в Петербурге к этой идее, не пропустил делегацию глубь страны. Это позволило придерживавшимся монгольской ориентации феодалам заявить о своем переходе в подданство Монголии (тоджинский нойон Тонмит, хемчикский ной он Буян-Бадорху и др.): монгольские правители пошли на встречу их просьбам. На некоторое время это посеяло сомне ния среди проруски настроенных тувинцев. Однако с осени 1913 г. ряд нойонов автономно стали добиваться подданства России. Вот что писал 23 сентября 1913 г. в Петербург хемчик ский хамбу-лама Чамзы: " Ныне с упразднением в Китае Мань чжурской династии и с провозглашением Монголией своей не зависимости я и мой хошун остались без покровительства, а существовать самостоятельно мы, урянхи, ввиду нашей мало численности, по-прежнему не можем, а потому я и мои духов ные и светские чиновники и весь народ после тщательного и продолжительного обсуждения создавшегося положения едино душно решили просить великого цаган-хана принять весь хошун под свою высокую державную руку и покровительство... " При этом местные князья-нойоны и ламы просили сохра нить в неприкосновенности уклад жизни, традиционную рели гию и сложившийся порядок управления. В 1914 г. Николай II принял решение установить над Тувой русский протекторат, включить новые территории в состав Енисейской губернии Иркутского генерал-губернаторства. В соответствии с условиями протектората Тува отказывалась от самостоятельной внешней политики. Все внешние связи отныне осуществлялись через специального комиссара — чиновника Министерства иностранных дел России. Верховным правителем Тувы оставался князь крупнейшего округа (хошуна) — амбын-нойон. Сохраня лось административно-территориальное деление на 9 хошунов и власть в них местными князьями-нойонами, традиционная религия и кочевое скотоводство как основной хозяйственный уклад. Тувинская знать приняла эти условия и была приведена к присяге.
- 145- Последним территориальным приобретением Российской империи стал Урянхайский край (Тува). После падения Цин ской династии в Китае тувинская знать и духовенство неоднократно обращались к российским властям с просьбами принять население Тувы под покровительство России. В ноябре 1911 г. Совет Министров Российской империи рассмотрел вопрос о судьбе Урянхайского края. В особом журнале было записано, что " край представляется для нас чрезвы чайно ценным колонизационным районом, обладающим пло дородной почвой, тучными пастбищами и богатыми месторож дениями различных ископаемых, в особенности золота. Удобное для поселения в нем пространство исчисляется исследователями края приблизительно в 5 млн. десятин". Правительство рассчитывало переселить сюда до 400 тыс | крестьян из Европейской части России и поэтому высказалось за присоединение Тувы к империи, но практически сделать это без новых осложнений для российской внешней политики было тогда невозможно. В конце февраля 1912 г. русский поверенный в делах в Пекине сообщил в российский МИД об изменении политической ситуации на Дальнем и Среднем Востоке в пользу России и рекомендовал перейти к решительным действиям в отношении Тувы. Министр иностранных дел России С. Д. Сазонов доложил об этом Николаю II, высказав при этом свои сомнения в необходимости этого шага. Однако император не согласился со своим министром и на полях его письменного доклада наложил резолюцию: " Я, напротив, совершенно согласен с мнением поверенного в делах в Пекине. Со времени обсуждения вопроса об Урянхайском крае прошло более 3-х месяцев, в Китае произошли крупные перемены, нам необходимо более активно заняться разрешением этого дела, иначе мы нигде вдоль китайской границы не добьемся пользы для себя". В январе 1912 г. амбын-нойон Комбу-Доржу на съезде тувинской знати прямо поставил вопрос о присоединении к России. На съезде развернулась борьба между сторонниками и противниками этого политического выбора. Противники ориентации на Россию апеллировали к близости культуры, быта и исторического прошлого тувинцев к Монголии. В результате на съезде было принято решение объявить Урянхай независимым, -144- Первыми идеологами и организаторами движения стали А. П. Щапов, Н. М. Ядринцев и Г. Н. Потанин. По инициативе студентовПетербургского университета Потанина и Ядринцева в 1860 г. возникло сибирское землячество, просуществовавшее в столице вплоть до 1917 г. с небольшим перерывом в 1865-18б6 гг. " Сибирский кружок" в Петербурге и аналогичные землячества в Москве и Казани рассматривали Сибирь как колонию с противоположными метрополии интересами, одними из первых обратив свое внимание на столкновение интересов центральной буржуазии и нарождавшейся местной. Именно сибирское купечество было реальным выразителем своеобразного экономического сепаратизма, тогда как сами областники поначалу ограничивались в основном теоретической постановкой вопроса о необходимости и возможности определенной автономии. К тому же, отдавая приоритет общесибирским интересам и задачам, они недооценивали реально существовавшие и постепенно усиливавшиеся различия общественно-политических, экономических и культурных ориентаций сложного этносоци ального состава населения края. Федеративно-областнические теории А. П. Щапова, Н. И. Кос томарова, П. В. Павлова оказали сильнейшее влияние на разви тие областничества. На своей первой лекции по кафедре исто рии в Казанском университете 2 ноября 1860 г. А. П. Щапов зая вил: " Русская история, в самой основе своей, есть по преиму ществу история различных областных масс народа, история постоянного территориального устройства, разнообразной этно графической организации, взаимодействия, борьбы, соедине ния и разнообразного политического положения областей до Централизации и после централизации" 237. Не выходя за рамки общедемократических задач, област ники разработали не только историко-социологическую кон цепцию движения, но и первую практическую программу дей-ствий. Она включала отмену ссылки в Сибирь, решение " ино-родческого вопроса", создание учебных заведений (по их инициативе был открыт Томский университет), введение суда при сяжных, широкое самоуправление и " уничтожение служебного положения Сибири как колонии" 238. Хорошо понимая, что основная масса сибирского населе ние готова к восприятию их идей, а местная интеллигенция крайне малочисленна и инертна, зачинатели движения в то же время считали необходимым опираться не на приезжие кадры - 147-
* * * Взаимодействие этноконфессиальных факторов и пробле мы оптимального государственного устройства, в том числе в силу их злободневности, в историческом аспекте исследуется достаточно активно234, оставляя в тени не менее значимые сюжеты из истории регионализма в России, особенно на дорево люционном этапе. К ним относятся прежде всего областнические движения, наиболее полное развитие получившие в Сибири. Сибирское областничество возникло в результате сочетания ряда факторов. Активная колонизация края диктовала необходимость расширения исследований его природных ресурсов, этноспецифики, возможностей совершенствования инфраструктуры и повышения эффективности интеграции экономики Сибири в народное хозяйство страны. " Особость" этого огромного края, по существу, всегда признавалась государством. Вопросами управления Сибирью специально занимались создаваемые и постепенно модернизировавшиеся органы — от Сибирского приказа XVII в. и чеканки особой сибирской монеты в " Сибирском царстве" при Екатерине II до Комитета по сибирским делам и проектов государственных и общественных деятелей (генерал-губернатор Сперанский и гр. Муравьев-Амурский, декабристы, Герцен, Огарев и др.)235, видевших необходимость реформирования форм управления на местах с учетом особенностей географического и экономического положения, этносоциального состава населения края. Инициатором постановки этих проблем стала местная интеллигенция. Удаленность от " метрополии" при слабом развитии средств связи, особенности этносоциальной структуры Сибири, хозяйственной специализации обусловили ее обособленность и значительную специфику в сравнении с европейской частью империи, что и породило областничество как " своеобразный уклон прогрессивной общественной мысли", идейно связанный с общерусской культурой, но стремящийся " разумно согласовать интересы центра и окраин" 236. От сознания провинциализма, необходимости местного самоуправления, инициаторы движения пришли к убеждению в неразрывной связи этой задачи с улучшением положения коренных жителей края, расширив затем смысл и значение сибирского областничества до идеи представительства и защиты общих интересов всего населения Сибири, ее экономических политических, социальных и культурных целей. - 146- Областничество в Сибири, органически включая в свою программу гармонизацию межнациональных отношений в крае, тем не менее в основе своей было ориентировано на решение демократических задач с учетом исторического опыта России и других стран. Областники отдавали приоритет федеративной демократической республике и считали возможной ее реализацию лишь путем развития самоуправления снизу, внедрения его в местную практику и сознание населения. Ядрин цев писал Потанину: "... возрождение России может идти только снизу, через восстановление органов самоуправления, как местного государственного управления, и... в организации и креплении местного самоуправления лежит центр тяжести будущей истинной федерации, демократической республики" 242. Новый подъем областничества произошел в 1905-1907 гг. На съезде Сибирского областного союза в Томске (28-29 августа 1905 г.) были выработаны основные его положения. Центральной задачей объявлялось введение земства в Сибири. Специальный проект был подготовлен томскими общественными деятелями и учеными во главе с Потаниным. Тогда же он высказал идею об особой думе, разработке местного законодательства, управления и суда. Томское юридическое общество занялось реализацией этих предложений, развернулось обсуждение их в печати. Объединенное заседание общественных организаций Томска приняло проект положения об областном земстве. Земским округом по нему должна была стать область, в состав которой входит вся территория Сибири, в которой вводится земское самоуправление". По проекту во владение областного земства переходили государственные земли вместе с недрами и лесами. Таким образом, проект выводил полномочия области за рамки обычного земства, придавая ей значение автономного члена г сударства. Показательно, что и в Иркутске общественные деяте ли также единогласно высказались за организацию особой обла стной думы, " утроенной наподобие земского собрания, с вы борным исполнительным органом, с тем, чтобы ведению обла стного и других земских органов подлежало все то, что не ука зано и не предусмотрено законом, как относящееся к ведению общегосударственных учреждений". Проект предусматривал разработку взаимоотношений с центральным правительством будущего самоуправления Сибири, которое в свою очередь определяло бы отношения с более - 149 — " летучей" интеллигенции, а создавать условия для формирова ния собственной социальной опоры в среде специалистов, тор гово-промышленных кругах, общественных организациях. Они начали с создания кружков и землячеств, которые в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Иркутске, Красноярске, Уральске других городах занимались организацией публичных выступле ний, библиотек, образовательных кружков, пропагандой своих идей в печати, издательской деятельностью. В 60-е годы был распространена рукописная прокламация " К патриотам Сибири". И. А. Якушев писал позже: " По существу, эта программ была очень проста и жизненна: она сводилась к всестороннем обслуживанию интересов области: духовных, научных, общественных и материальных. Они рассматривали область как обособленную единицу со своеобразным физико-географическими, историко-этнографическими, экономическими, юридиче скими и бытовыми особенностями, в своем развитии определяющими не только местное материальное состояние области но и оказывающее энергичное сопротивление началу централи зующему, стремящемуся свести область к положению служеб ному и подчиненному" 239. Однако местный патриотизм областников в условиях растущей унификации управления показался властям весьма опас ным. Обвинив их в стремлении к " ниспровержению сущест вующего в Сибири порядка и управления и отделению ее от империи", полиция в мае 1865 г. арестовала наиболее активных участников движения Г. Н. Потанина, Н. М.Ядринцева, А.Л. Щапова, Д. Кузнецова, Н. С. Щукина, С. С. Шашкова и др. Дело получило широкую огласку. Потанин был приговорен к смертной казни, замененной 15-летней каторгой, и заключен в Свеаборгскую крепость. Ядринцеву и Шашкову первоначальный приговор о 15-летней каторге был изменен с сокращением до 5 лет240 Столь суровые меры свидетельствовали о недопустимости для имперского режима и его ортодоксальных адептов, даже в обстановке общественного подъема и реформ, любого проявле ния идей децентрализации, авторы которых и не помышляли о сотрясении государственных устоев. " Мы... желаем Сибири нового гласного суда, земства, больше гласности, поощрения промышленности, больше равноправия инородцев. Что тут было преступного? Было ли преступно горячо любить родину? - писал Ядринцев. — Но здесь патриотизм был принят за сепаратизм». - 148- которую вошли доставшиеся России земли Речи Посполитой, Крымского ханства, Причерноморья (Ковенская, Сувальская, Виленская, Витебская, Могилевская, Черниговская, Полтавская, Екатеринославская, Таврическая, Херсонская, Бессарабская губернии и 9 губерний Царства Польского). Евреям разрешалось жить только внутри " черты оседлости", выезд из нее был осложнен. В Новороссии в XIX в. были предприняты попытки создать еврейские земледельческие колонии, просуществовавшие до второй мировой войны, когда они были уничтожены нацистами. Миграция населения в южных районах России и Украины привела к образованию двух крупных центров еврейского расселения в Одессе и Ростове-на-Дону. Дискриминационные меры в отношении еврейского насе ления были характерной чертой царствования всех российских монархов в XIX — начале XX веков. В 1827 г. был отменен денежный налог, которым облагались евреи взамен воинской повинности. Был установлен надзор над еврейскими книгами, ввозимыми из-за границы, введена общая цензура еврейских книг. Власти постоянно пытались принудить евреев отказаться от традиционного образа жизни и видели один из путей решения " еврейского вопроса" в христианизации и максимальном приобщении к русскому языку и культуре. В 1844 г. была упразднена юридическая самостоятельность еврейской общины, кагала. В эпоху Александра II вне " черты оседлости" было разре шено проживать купцам 1-й гильдии, обладателям ученых зва ний и некоторым категориям ремесленников. В Царстве Польском им разрешили приобретать недвижимость. Постепенно в России появилась прослойка еврейской аристократии — предприниматели, банкиры, меценаты, строители железных дорог. Вместе с тем в городовом положении 1870 года было введено ограничение на представительство евреев в городских думах. В 1873 г. были закрыты государственные школы для евреев, открытые при Николае I в 1844 г. Эта тенденция была продолжена в политике Александра III. В 1882 г. евреям запретили селиться вне городов и местечек даже в " черте оседлости". В 1891-1897 гг. им было запрещено переселяться в Москву и Московскую губернию. Проживание евреев было запрещено в Кубанской и Терской областях. В 1886 г. была введена процентная норма для поступления евреев в учебные заведения, в 1889-в адвокатуру, в 1892 — ограничено их участие в нефтяном про мысле, в 1900 — в акционерных обществах. - 151 - мелкими сибирскими единицами самоуправления". Ведению Сибирской областной думы предлагалось передать местный бюджет, народное образование и здравоохранение, обществен ную безопасность, местные пути сообщения, право участия установлении тарифов, пользование и распоряжение всеми землями области, составляющими часть общегосударственного фонда, определение порядка землепользования с учетом пере селенческого движения и инородческий вопрос243. Во время Первой мировой войны в ряде сибирских горо дов появились особые земские совещания, которые, наряду с депутатами Государственной думы от Сибири, участвовали в подготовке проекта земства. Он обсуждался также на коопера тивных, торгово-промышленных, биржевых съездах, на Восточ но-Сибирском съезде городов в Иркутске. Организационным центром областничества в дореволюционный период стала сибирская группа депутатов Думы. В частности, уже во II Думе был подготовлен проект введения земства в регионе. При этом ее авторы указывали: " Самоуправление Сибири должно быть всеобъемлющим по своим функциям, т. е. компетенция его должна распространяться не только на область хозяйственную, в частности, земельных вопросов, но его высший орган Обла стная Дума ведает местным законодательством, управлением к судом" 244. Идея федерализма изначально была стержнем обла стнической программы и определяла отношение к ней как вла стей, так и политических партий и организаций России на протяжении всей истории движения. * * * Исторически у царской админстрации сложились напря женные отношения с еврейским населением. Численность ев- реев в Российской империи резко возросла в результате трех разделов Речи Посполитой, присоединения Крыма, Бессарабии и Восточного Кавказа. Уже в первой половине XIX в. Россий ская империя стала местом обитания самой многочисленной еврейской общины мира, а в 1914 г. в России проживало более половины евреев мира. Большинство из них селилось в неболь ших городах и в сельской местности. Занимались ремеслами промыслами, мелкой торговлей. Стремясь оградить российское купечество от неожиданно возникшей конкуренции, самодер жавие еще до окончательного раздела польских земель стало устанавливать так называемую " черту еврейской оседлости", в - 150- тивных органах". В программе положительно оценивалась эмиграция евреев в Палестину, поддерживалось всемирное пролетарско-сионистское движение, которое " стремиться на пути к социальной революции разрешить еврейскую национальную проблему территориальной автономией в Палестине". Ещe одна еврейская политическая партия — Всеобщий еврей ский рабочий союз в Литве, Польше и России (Бунд) не сумела до Февральской революции четко сформулировать свою позицию по национальному вопросу. В резолюции по национальному вопросу, принятой на VI съезде Бунда в 1905 г. говорилось о необходимости добиваться гражданского и политического равноправия евреев. Под требованием национально-культурной автономии понималось лишь изъятие из ведения государства, в том числе учреждений местного самоуправления, функций, связанных с вопросами культуры. Большое количество евреев примкнуло к оппозиционным партиям кадетов, социалистов-революционеров, социал-демо кратов. Большое распространение получила еврейская перио дическая печать245. После поражения первой русской революции царское пра вительство продолжило прежнюю политику в отношении еврейского населения, даже усилив ее дискриминационную направленность. Во-первых, несмотря на циркуляр МВД 22 мая 1907 г. возобновилось выселение в " черту оседлости" значительных групп евреев-ремесленников, лишенных права жить за ее пре делами законами конца XIX в. Во-вторых, вводились более жесткие ограничения числа евреев в учебных заведениях. В августе 1908 г. Совет министров ужесточил процентную норму в высшей школе, установив ее в 3% для столиц, 5% для других городов вне " черты оседлости" и 10% в черте247. Годом позже были понижены нормы в средних учебных заведениях, причем в " черте оседлости" доля допускаемых в гимназии евреев была установлена ниже, чем вне ее — соответственно 5 и 10%. В-третьих, дальнейшим стеснением подверглась предпринима-тельская деятельность. В 1911 г. Столыпин предложил Мини-стерству торговли и промышленности разработать меры по вы теснению евреев из хлебной торговли. Эта инспирированная черносотенцами идея была совершенно не исполнима и грози-ла ущ ербом для самих русских производителей зерна. В 1913-191 4 гг. под предлогом скупки акционерными предприятиями с - 153 - На рубеже XIX и XX вв. царская администрация спохвати лась, отметив, что крайняя скученность еврейского населения городах " черты оседлости" создает " класс озлобленного еврейского пролетариата", активно включившегося в революци онную деятельность, в т. ч. и подпольную. В 1903 был несколько расширен список негородских поселений в " черте оседлости", где разрешалось проживание евреям, а в следующем году были смягчены еще некоторые ограничения. Однако это уже не смогло остановить самого активного участия еврейского населения в революционном движении. В России возникло сильное сионистское движение, поставившее целью восстановление еврейского государства в Палестине. Из России вышли все основные лидеры сионизма в начале XX в. На Украине и в Белоруссии родились основатели израильского государства после второй мировой войны (его первый президент Х. Вейцман, премьер-министры Г. Меир, Ш. Перес, И. Шамир и др.). В 1900-1901 гг. в России возникли организации " сиони стов-социалистов Поалей-Цион". Значительная часть их высту пала за создание самостоятельного еврейского государства в Палестине, меньшинство считало возможным создание своего государства в Месопотамии или Уганде. На основе этих орга низаций в 1904-1906 гг. были созданы партии: Сионистско-со-циалистическая рабочая партия (ССРП), Социалистическая ев рейская рабочая партия (СЕРП), Еврейская территориальная рабочая партия (ЕТРП). ССРП стала наиболее значительной из еврейских политических партий. В своей программе главной задачей она считала борьбу за создание еврейского государства в Палестине или временно на какой-либо другой территории, где евреи составили бы большинство и жили бы компактно Другая еврейская партия СЕРП — выступала за национально-политическую автономию. Ее необходимость члены этой пар тии обосновывали наличием своеобразной социально-экономи ческой структуры, особого уклада политической и культурной жизни евреев, вытеснением еврейской мелкой буржуазии из всех сфер экономики и в конечном счете потребностью в " тер риториальной концентрации евреев". Сходные позиции отстаи вала также Еврейская социал-демократическая партия " Поалей Цион". В качестве предварительной ступени к такой автономии она требовала " свободы национального воспитания, равнопра вия всех разговорных языков и пропорционального представи тельства по национальностям в законодательных и администра - 152- ства и разнообразия задач стоящих перед государством. Поэтомуважно определить круг непосредственной компетенции императорской власти. Известный юрист второй половины XIX в. а. Д. Градовский определял этот круг компетенции так: " Непосредственная деятельность верховной власти необходима в тех случаях, когда или отдельный вопрос не может быть разрешен силою существенных законов, или когда вообще требуется видоизменить закон" 251. Отсюда власть императора видна прежде всего в законодательстве. Градовский ссылается на ст. 51 " основных законов": " Никакое место или правительство в государстве не может само собою установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти" 252. Император устанавливал и отменял налоги, утверждал смету государственных доходов и расходов, штаты государст венных учреждений, акты, изменявшие государственную гра ницу в связи с отчуждением части территории в пользу другого государства, передававшие государственное имущество в част ную собственность. Он был источником всех почестей и при вилегий и от него зависело возведение в дворянское достоинст о и пожалование разных наследственных титулов (княжеского, графского и баронского), награждение орденами и медалями, пожалование привилегий различным частным компаниям, " так как всякая привилегия есть изъятие из общего закона, а потому может исходить только от власти, стоящей выше закона". В качестве высшей исполнительной власти монарх дейст вовал в случаях неправильного применения закона или в слу чае необходимости " разрешить те или другие затруднения в ад министрации, когда эти затруднения не могут быть устранены силою существующих законов" 253. Он часто разрешал дела, превышающие степень власти, данной конкретному учрежде нию или должностному лицу, пересматривал разного рода пра вила, положения и инструкции, если они были ранее утвержде ны императором, принимал чрезвычайные меры для наведения общественного порядка, выносил административные взыска-ния на лиц, " занимающих особенно важное место в служебной иерархии" 254. Императору принадлежала судебная власть если дело не могло быть решено в Правительствующем Сенате в шестиме-сячный срок. В некоторых случаях даже судебное преследование не могло быть начато без его разрешения. Так, только с со- - 155 - еврейским капиталом земельной собственности были разрабо таны правила, ограничивавшие приобретение земли всеми ак ционерными предприятиями, а евреям при этом было запреще но быть управляющими недвижимым имуществом и директо рами-распорядителями таких предприятий. Бурный протест российских промышленников вынудил Николая II объявить 16 июля 1914 г. о временном прекращении этих правил, но фактически они применялись и в дальнейшем. В течение всего пе риода третьеиюньской монархии в стране нагнеталась антисе митская истерия. Кульминацией ее стал суд над М. Бейлисом, обвиненным в ритуальном убийстве. Провал суда, организован ного Министерством юстиции, знавшим действительных пре-ступников, стал по признанию чиновника Департамента поли ции " полицейской Цусимой". Первая мировая война фактически ликвидировала " черту оседлости", ибо значительная часть ее губерний стала театром военных действий. * * * По форме правления Россия в XVIII — XIX вв. была неограниченной монархией, т. е. воля императора не ограничивалась какими-либо юридическими нормами, повлиять на которые или изменить их он не мог. Статья I Свода Основных законов гласила: " Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает" 248. Выражение " самодержавный" означало, что русский им ператор не разделял своих прав ни с каким установлением или сословием в государстве249.
|