Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 8 страница. В правящих кругах все чаще стали говорить об опасности панисламизма и пантюркизма
В правящих кругах все чаще стали говорить об опасности панисламизма и пантюркизма. Вопросы мусульманской политики еще в 1905 г. рассматривало Особое совещание по веротерпимости под руководством гр. А. П. Игнатьева. Оно сосредоточило главное внимание на опасности, исходящей, якобы, от стремления волжских татар " отатарить весь русско-мусульманский мир". Для борьбы с этой угрозою оно вновь обсуждало, не будет ли лучше раздробить Оренбургский муфтиат, заменив его несколькими не связанными между собой окружными правле ниями. Говорилось также об опасности единого духовного Управления для киргизов, поскольку это " могло бы сблизить их в смысле национальном". Совещание не приняло каких-либо решений, считая это делом ведомств, но высказалось за преподавание в конфессиональных школах для башкир и казахов на родном языке204. Министерство народного просвещения счита- - 131 - В дальнейшем идеи И. Гаспринского легли в основу куль турно-просветительного движения представителей татарской кавказской и среднеазиатской либеральной интеллигенции -" джадизма", провозгласившего программу культурнических ре форм, способствующих, при сохранении национально-духов ной самобытности, более активному вовлечению широких му сульманских масс в процесс модернизации и европеизации имевшей место в России начала XX века. Первые попытки российского мусульманства выступить в общероссийском масштабе в качестве силы были сделаны в 1905 г. 15 августа 1905 г. во время Нижегородской ярмарки около 120 мусульман Кавказа и Сибири, собравшиеся на пароходе " Густав Струве", в 10-часовой поездке по Оке обсуди-ли вопросы быта, школьного дела среди мусульман и их участия в Думе. Руководили съездом известные общественные деятели А. Топчибашев, И. Гаспринский, Р. Ибрагимов, А. Ахя-мов. Съезд принял решение об активизации участия мусульман во всех политических, культурных и других сферах общественной жизни, для чего " мыслящие мусульмане" — единомышленники передовых представителей русского народа должны были включиться в работу по установлению порядка, " по которому законы составлялись бы при участии избранных народом представителей его", правовыми способами бороться за уравнение мусульманского населения с русским в политических, религиозных, имущественных правах. Было предусмотрено расширение культурно-просветительной деятельности, периодическое проведение местных собраний мусульман200. 22 августа делегаты направили прошение на имя императора, где, в частности указывали: "... не отчуждения от коренного населения жаждем мы, а единения с ним на всех путях по праву полноправных русских граждан... Одно смущает нас: не ясен этот путь нам в лице свободно избранных представителей всех нужд 25 мил лионов мусульман ТВОЕЙ Державы" 201. 13-23 января 1906 г. в Петербурге прошел II Всероссий ский съезд мусульман. На нем присутствовало 93 человека. Они заявили о несправедливости отказа мусульманам в праве на проведение собраний и съездов и постановили объединить организационные усилия. Был принят " Устав Всероссийского мусульманского союза" и объявлено о присоединении к партии кадетов на предстоящих выборах. Одновременно ставилась задача добиваться пропорционального представительства нацио - 130- тиции и обращения к государственным деятелям, разного рода чиновникам, депутации и ходатайства пыталась добиться зако- нодательного решения проблем землепользования, обостривших ся в связи с рассмотренной политикой правительства, удовлетворения культурных и религиозных потребностей, предоставления избирательных прав для представительства своих интересов на государственном уровне, местного самоуправления. Констатировав " развитие религиозно-национального движения среди русских мусульман, особенно в Приволжских губерниях, идущего в разрез с интересами нашей государственности", правящие круги ответили на это созывом в 1910 г. совещания о противодействии татаро-мусульманскому влиянию. Сановники отметили опасность роста татарской культуры для целостности Российской империи: " При сохранении внешнего спокойствия даже в течении мятежного 1905 г., при сохранении полной формальной лояльности государству, татары, особенно поволжские, настойчиво вели огромнейшей исторической важности национально-культурное дело, имеющее целью расшатать не только вековые устои русской государственной жизни, но и твердо, казалось, установившееся соотношение политических и культурных сил" 208. Совещание посетовало, что сосредоточившись на борьбе с революционным движением, власти не уделили вовремя внимания эволюции в российском мусульманстве и признало на будущее одной из важнейших задач противодействие " искусственно создаваемой... религиозно-национальной сплоченности" мусульманских школ в строго конфессиональных рамках, чтобы этим привлечь стремящихся к светскому образованию в государственные школы. Для ослабления влияния Оренбургского муфтиата предложено было проводить испытания кандидатов в муллы на родном (а не татар ском) языке и не в Уфе, а в губернских комиссиях209. Специ альными циркулярами МВД предлагалось пресекать в корне влияние Турции как " культурно враждебного нам государства", не допускать к исполнению обязанностей мулл людей, получивших образование за границей, особенно в Турции и Египте, а также в новометодных медресе в самой России — последних без удостоверения о " непричастности к религиозно-племенной агитации" 210. Видя главную опасность в " пантатаризме", сове-щание готово было продолжить линию Ильминского и ввести преподавание для крещеных инородцев на родном языке. Но уже в 1911 г. совещание по делам инородческой школы взяло - 133-
ло целесообразным разрешить в первые два года обучения подавать в начальных училищах на родном языке и комплекто вать их не по религиозным, а по языковым отличиям (т. е. до пустить совместное обучение крещеных и мусульман). Попутно предусматривавшие такой порядок Правила 31 марта 1906 г. вводили контроль Министерства и над конфессиональной школой, что вызывало, как и раньше, сопротивление205. Новые Правила о начальных училищах для инородцев от 1 ноября 1907 г. представляли собой максимум уступок, на которые пошел ца ризм в вопросе о языке обучения — они разрешали использо вать родной язык как подсобный и после двух лет пребывания в школе. Тем временем активисты мусульманского движения продолжали собирать съезды и вырабатывать свое отношение к политике самодержавия в отношении национальных меньшинств, исламу, культуре, школе и т. п. На IV съезде мусульман в августе 1907 г. в Нижнем Новгороде, где присутствовало около 30 человек, обсуждались вопросы участия в думской работе. Мусульманской фракции в Думе было поручено избрать бюро из членов ЦК; в него вошли Ю. Акчурин, Г. Галиев и А. Топчибашев. На V съезде в августе 1908 г. (Н. Новгород) присутствовало около 25 делегатов. За ис- ключением 3-го съезда, все остальные проходили нелегаль но206. Как в Думе, так и на местах мусульманские организации примыкали к кадетам, блокируясь по отдельным вопросам с трудовиками и другими фракциями. В I Думу было избрано 36 депутатов от мусульман, успели же принять в ней участие 24. Возглавляли фракцию Топчибашев и Тевкелев. Во II и III Думах мусульманская фракция объединяла соответственно 31 и 10 депутатов, политическая активность которых была ограничена, как из-за незнания русского языка частью из них, так и размытостью ориентаций. Впрочем, негативное в целом отношение к иноверцам не помешало в Ш Думе подполковнику Али-Оскару Шаху Сыртланову войти в состав комиссии по государственной обороне, состоявшей исключительно из право-октябристского большинства и в которую из патриотических соображений не допустили ни одного кадета, не говоря уж о других левых. В IV Думе 6 мусульман " шли рука об руку с оппозицией левого центра" 207. Отдавая приоритет легитимным методам, му сульманская общественность через Думу, многочисленные пе - 132- скникам заграничных мусульманских заведений преподавать в них, учреждения должностей мулл в воинских частях с большим количеством мусульман, признания права мусульман на соблюдение требований шариата212. Съезд свидетельствовал о некоторой активизации мусульманского движения, но существенного влияния на реальное положение дел оказать не мог. Не случайно уже 27 июня 1914 г. будущий глава Кокандской автономии M. Чокаев, работавший в мусульманской фракции Думы, писал в Ташкент: " Съезд постановил о желательности в Туркестанском крае отдельного муфтиата,...в числе пожеланий о предоставлении киргизам Туркестанского края и степных областей права представительства в Государственной думе. Конечно, это пожелание имеет лишь академический характер" 213. В годы Первой мировой войны мусульманская фракция Думы сосредоточила свои усилия на проблеме самоуправления и культурно-религиозных вопросах. К 1916 г. был подготовлен проект введения волостного земства, реформы мусульманских духовных управлений и некоторые другие. В бюро фракции направлялись представители местной общественности, развернулось обсуждение проектов в национальной печати. Добиться включения пунктов о конфессиональном равноправии, всеобщем избирательном праве, преподавании родного языка в школах и др. в программу Прогрессивного блока фракции не удалось214. Как и другие националисты, мусульмане в итоге не поддержали блок, в то же время все больше сближаясь с депутатами регионов на основе общности проблем взаимоотношений с центром. * * * В XVIII в. продолжалось освоение Сибири и Дальнего Востока. Одной из особенностей этих мест явилось отсутствие какой-либо государственности. На Дальнем Востоке жили от- дельные племена, находившиеся на стадии первобытнообщин- ных отношений. Отсюда и отсутствие сопротивления со сторо- ны местного населения подчинению власти русского государст- ва. Неизмеримо более высокий уровень социально-экономиче- ского развития, существовавший в России, благотворно сказал- ся на его дальнейшей судьбе. Другой особенностью стал тот факт, что весь этот огромный край не знал крепостного ига, бегущие из европейской части - 135 - курс на сокращение числа языков, на которых допускалось на чальное обучение, поскольку-де оно " искусственно пробуждает национальное самосознание инородцев". Новое совещание по мусульманским делам было проведе но весной 1914 г. Оно снова расценило как главную опасность не общие идеи панисламизма и пантюркизма, сочтя их утопи ческими, а " пантатаризм" — стремлением создать общие для российских тюрков язык и культуру на основе волжско-татар. ской. Совещание отмечало, что развивающийся в России про цесс отражает эволюцию ислама во всем мире, где усиливаются " прогрессивные течения с националистической окраской", Считая, что тяга к развитию собственной культуры ведет к обо соблению от русской народности, совещание рекомендовало " с осторожностью" относиться к пожеланиям прогрессивных мусульманских кругов об упрочении института муфтиев и коллегиальности духовного управления. Часть членов совещания предлагала для " разобщения мусульманских народностей" создать особые татарский, башкирский и киргизский муфтиаты. Большинство, однако, решило, что делать этого не следует, и дабы не способствовать " упрочению самобытности тех или иных народностей" вместо их сближения с русскими. Совещание предложило не требовать от мулл знания русского языка, чтобы этим не " побуждать магометан к получению общего образования", поскольку именно с образованием у мусульман " рушится их прежнее строго консервативное политическое направление" 211. В страхе перед политической организацией мусульманских народов совещание высказалось против разрешения консервативного союза " Сыратул-Мустаким" (" Правый путь"), устав которого базировался на образцах " Союза русского народа" и " Союза Михаила Архангела". Отказ мотивировался тем, что со временем состав союза может измениться. На состоявшемся 15-25 июня 1914 г. в Петербурге мусульманском съезде, на котором присутствовали 6 депутатов Думы и 14 делегатов с мест, обсуждалась реформа духовных управле ний и народных судов, религиозных учебных заведений, поло жение киргизов (казахов) в России. Съезд высказался за вос становление избирательных прав мусульман азиатской части России, лишенных их в 1906 г., учреждения мусульманских уп равлений в Туркестане и Дагестане, реорганизации прихода Оренбургского муфтиата. Делегаты требовали прекращения преследования преподавателей духовных школ, разрешения выпу - 134- ли зайсанги Алтая. В присяге подчеркивалось, что они «добровольно великой государыне всероссийской всупили в подданство со всеми нашими улусы» и обязались выполнить все повеления " чрез российских командиров" " и по своим обычаям россианом никаких обид и злодейств не показывать" 216. На обширной территории Сибири на протяжении XVIII в. не раз менялось административно-территориальное деление. С 1708 по 1719 г. Сибирь представляла собой одну Сибирскую губернию с центром в Тобольске. С 1719 по 1763 г. Сибирь подразделялась на 5 провинций. Общее управление в 1730-1763 гг. осуществлял Сибирский приказ. С 1764 г. в Сибири организуется две губернии (Тобольская и Иркутская), а в 1775 г. три наместничества (Тобольское, Иркутское и Колыванское). В со став Тобольского наместничества входили Тобольская и Том ская области, в состав Иркутского наместничества — Иркут ская, Нерчинская, Якутская и Охотская области. Колыванское наместничество было образовано для управления районом Ко-лыванских заводов. В 1797 г. оно было упразденено, а Тоболь ское и Иркутское наместничества были переименованы в гу бернии217. В 1812 г. было издано особое положение " О преобразовании в Камчатке воинской и гражданской части, также об улучшении состояния тамошних жителей и вообще тамошнего края" 218. Управление Камчаткой было поручено особому начальнику их морских чиновников с его местопребыванием в Петропавловске. Он же командовал флотской экипажной ротой и подчинялся Сибирскому генерал-губернатору. Для населения Сибири и Дальнего Востока был характерен его довольно пестрый состав. Здесь проживали кочевые и оседлые народы — буряты, якуты, хакасы, остяки, вогулы, эвенки и др. Управление ими в своем развитии прошло несколько этапов. Одним из первых актов юридического оформления прав и обязанностей местного населения, узаконения власти, Должностей стала так называемая " Инструкция", выданная " пограничным дозорщикам" в 1728 г. Согласно этого акта родоначальникам и племенной знати вменялся в обязанность сбор ясака и было дано право управления своими сородичами и суда над ними по маловажным делам219. Политика " просвещенного абсолютизма" Екатерины II значительно повысила статус местной знати. Некоторым ее представителям императрица выдала грамоты с подтверждени- - 137-
России крепостные становились здесь вольными людьми. Рус ская администрация не преследовала их и даже зачисляла на службу осевших в Сибири крестьян. По мере укрепления госу дарственной власти, нa восток потянулись промышленники и купцы. Вдоль дорог, по речным долинам, на островах возникли первые деревни, остроги, крепости, порты. В 1703 г. был заложен Нижнекамчатский острог, а в 1706 г. Большерецкий. В 1711-1713 гг. русские путешественники посетили первые два острова Курильской гряды. В 1731 г. на месте Охотского зимовья (основано в 1649 г.) возник первый русский порт на Тихом океане215. В том же году из Якутского уезда Иркутской провинции было выделено Охотское приморское управление, в котором сосредоточились все дела по граждан ской части населенных пунктов побережья Охотского и Берин гова морей, Камчатки и уже открытых русскими мореплавателями островов в Тихом океане. В Охотске получила развитие промышленность, строились морские суда. Пушной промысел приносил российскому государству немалый доход и поэтому петербургские власти в XVIII в. уделяли особое внимание Камчатке. Особый толчок освоению Дальнего Востока дала 2-я Камчатская экспедиция В. И. Беринга, в результате которой в 1741 г. были открыты Алеутские острова и Аляска. В последующие десятилетия русские купцы снарядили десятки промысловых экспедиций в результате которых было открыто немало новых островов, а на территории Русской Америки (Аляски) были основаны крепости и поселения. Промысловая деятельность российского купечества поддерживалась Петербургом. Открытие новых земель и приведение жителей этих земель в русское подданство сулило казне рост поступления ясака. В 1755 г. Правительствующий Сенат потребовал присутствия на каждом промысловом судне специального сборщика ясака из числа служилых людей камчатских островов или Охотского порта. В 1761 г Сенат предписал сибирскому губернатору Ф. И. Соймонову со ставить для мореходов " кампанейских" судов карты и " наставления" относительно взаимоотношений с жителями островов Царская администрация награждала отдельных купцов и целые компании, проявившие особую " ревность в сыскании за Камчаткою новых островов". Новые приобретения появлялись у России и в континен тальной части Сибири. В 1756 г. на верность России присягну - 136- бирского учреждения, имел непрерывное наблюдение за пра-вильным движением устройства всех частей управления Сибири".
После 1822 г. сибирские губернии подразделялись на ок- руга, во главе которых были поставлены окружные начальники, управлявшие с помощью окружного совета. В городах управление местным хозяйством осуществляли сословные думы, состоявшие из городского головы и двух-трех заседателей. Небольшие города, которых на Дальнем Востоке было большинство, управлялись в административно-полицейском отношении городничим и выборным старостой. В 1852 г. Николай I утвердил переданный ему А. И. Черны шевым проект организации II-го Сибирского комитета. Коми тет должен был собирать все сведения о Сибири, вникать в нужды ее населения, следить за развитием экономики, рассмат ривать и проверять сообщения местных учреждений по улуч шению управления в крае. Комитет отклонил предложения не которых чиновников заменить законы 1822 года на более со временные и подтвердил обязанность генерал-губернаторов следить за исполнением этих законов. Интересно, что из плана работ Комитета Николай I потребовал исключить указание на колониальный характер Сибири и заявил, что цель всей деятельности по переустройству края в том, чтобы он стал одним целым со всей страной. Разумеется, не забывая его местных особенностей222. В вопросах управления Сибирью Комитет преимущественно обращал внимание на улучшение личного состава различных ведомств. Комитет занимался вопросами административно-территориального деления в Сибири, принимал решения об учреждении акционерных обществ, об устройстве государственных крестьян, развитии здравоохранения и т. п. В соответствии с " Уставом об управлении инородцами" ко- ренное население Сибири было поделено на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлыми считали торговцев, земледельцев, а так- же постоянно работающих по найму. Кочевыми признавались меняющие место жительства в течении года. К ним относились забайкальские буряты, манси, приалтайские тюрки, ханси, эвенки, якуты. Бродячими считались преимущественно охотни- ки. По мере изменения условий жизни они могли переходить из одной категории в другую. Управление народами Сибири имело три звена — родовое управление, инородная управа и степная дума. У бродячих и - 139-
ем их власти и привилегий. Южносибирские родоначальники (зайсаны) были освобождены от податей и телесных наказаний Родоплеменная верхушка в XVIII в. подчинялась полицейскому учреждению — земскому суду. Крупные реформы управления Сибирью первой четверти XIX в. связаны с деятельностью крупного государственного деятеля М. М. Сперанского. 22 марта 1819 г. Александр I назна-чил Сперанского сибирским генерал-губернатором. В письме же император более подробно указал цель этого назначения " Исправя сею властию все то, что будет в возможности, обли-чалица, предающиеся злоупотреблениям, предав кого нужно законному суждению, важнейшее занятие ваше должно быть сообразить на месте полезнейшее устройство и управление сего отдаленного края" 220. Сперанский застал коренные народы Сибири в состоянии первобытно-общинного строя и попытался прежде всего принять меры, способствующие включению этого края в общий социально-экономический процесс развития государства. Для всеобъемлющего решения проблем края в 1821 г. был образован специальный комитет, вошедший в историю как 1-й Сибирский. Его возглавил министр внутренних дел В. П. Кочубей Членами комитета стали Д.А.Гурьев (министр финансов), А. А. Аракчеев (член Государственного Совета), А. Н. Голицын (с ап реля 1828 г. председатель этого комитета), М. М. Сперанский, Б. Кампенгаузен (государственный контролер). С июля 1822 г. комитет стал постояннодействующим221. Основной задачей комитета было рассмотрение проектов управления Сибирью, а затем подготовка различных положе ний и уставов, руководство местными учреждениями. Комитет просуществовал до 1838 г. 22 июня 1822 г. Александр I утвердил " Учреждение для управления Сибирских губерний", а в качестве приложения к нему несколько уставов и положений: " Устав об управлении инородцев", " Устав о сибирских киргизах", " Устав о ссыльных", " Устав об этапах в Сибирских губерниях", " Устав о содержания сухопутных сообщений в Сибири", " Устав о сибирских городовых казаках", " Положение о земских повинностях в Сибирских губерниях" и др. Затем Сибирский комитет приступил к проведению решений в практику управления краем. В одном из отчетов митета сказано, что он " вместе с приведением в действие - 138- кочевых народов управление состояло из старосты223 и двух его помощников. Общее управление кочевыми народами осуществ лял голова под именем тайши, улусного головы, тоэна и т.п. Старосты и головы избирались местным населением и утвер ждались губернским правлением. Допускалась передача полномочий от отца к сыну, но через механизм выборов. Каждое стойбище, улус или род у оседлых инородцев управ-лялся тоэном224. Эта выборная должность не являлась наслед ственной, но если данное лицо исполняло свои обязанности не менее 15 лет, то звание тоэна сохранялось за ним до смерти Тоэны избирались сородичами, которые вместе со своими помощниками образовывали родовое управление. Несколько стойбищ или улусов одного рода подчинялись Инородной управе, которая представляла собой одновременно административно-полицейское, хозяйственно-финансовое и даже судебное учреждение. Управа состояла из головы225, двух выборных и письмоводителя. Все они были обязаны доводить до сведения сородичей правительственные решения, бороться с эпидемиями, падежом скота, лесными пожарами. Управа проводила раскладку ясака и других налогов, способствовала развитию хлебопашества, заботилась о снабжении населения хлебом и солью, разбирала мелкие судебные дела. Голова и " выборные" избирались на три года и утверждались губернатором или начальником области. Забайкалькие буряты в начале XX столетия имели Степную думу. Возглавлял думу тайша — главный родоначальник. В нее входили также представители местной феодальной знати в качестве заседателей. Их число определялось принятыми обычаями. Весь состав думы утверждался начальником области Дума ведала раскладкой налогов, учетом общественного иму щества, способствовала развитию местной промышленности и земледелия. Она подчинялась окружному полицейскому управ лению226. Все должности главного родоначальника, заседателей, голов, выборных и старост не оплачивались и были разновидностью общественной службы. Правда, правительство могло поощрять наиболее отличившихся единовременным пособием Следует отметить, что часть населения была освобождена от налогов. Например, в " положении об инородцах" (ст. 17-18) ска зано, что оседлое население Командорских островов освобож дено от ясака из-за их " неустроенного состояния". Устав 1822 г. действовал до начала XX в. В. 1898 г. импера тором было утверждено положение " О видах на жительство для - 140-
инородцев", согласно которому всем " туземцам" предписывалось избрать место своего постоянного проживания. Покидая его по хозяйственным или иным надобностям они должны были оформить паспорт с годичным сроком действия227. В ходе проведения аграрной реформы после первой русской революции, включавшей переселение значительного количества крестьян в Сибирь, П.А. Столыпин потребовал сибирских губернаторов немедленно перевести в разряд оседлых всех " инородцев", получивших земельные наделы. Параллельно основной административно-территориальной единицей становилась волость, делившаяся на сельские общества. Вводились волостные правления. Вместо старых родовых тайшей и шуленг появились волостные старшины и сельские старосты. Акции протеста против этих реформ со стороны местного населения подавлялись, вплоть до введения военного положения228. В XIX веке постоянно менялось административно-территориальное деление в Сибири, особенно в ее восточной части. В 1849 г. император подписал указ об изменении управления Охотско-Камчатским краем. На Камчатке была образована область во главе с военным губернатором из морских чинов. С 1851 г. она состояла из двух округов: Петропавловского и Ги-жиганского. Основной порт России на Дальнем Востоке из Охотска был переведен в Петропавловск. Однако уже в 1855 основным российским портом в Тихом океане стал основанный на левом берегу Амура недалеко от его устья город Николаевск. В 1856 г. была образована Приморская область. Николаевск стал не только областным центром, но и главным российским городом на Дальнем Востоке. В Приморскую область тогда входили Камчатка, Сахалин и Охотский округ. В 1858 г. Приморская область была разделена на две: Амурскую с центром в Благовещенске и Приморскую с центром в Николаев-ске. В 1871 г. главный порт из Николаевска был переведен во Владивосток. В 1880-1888 гг. существовало Владивостокское военное губернаторство. С 1888 город стал центром Приморской области. В 1903-1905 гг. существовало наместничество на Дальнем Востоке. Наместником был назначен генерал-адъютант и адмирал Е.И. Алексеев. В 1909 г. Приморская область была разделена на три: Приморскую, Сахалинскую и Камчатскую229. Накануне первой мировой войны сибирская земля была разделена на два генерал-губернаторства: Иркутское и Приамурское, а также отдельные губернии Тобольскую и Томскую230.
Новый император Александр I уделял Российско-Амери канской компании еще больше внимания. Для поднятия ее престижа император и другие члены царской фамилии приобрели часть ее акций. Адмиралтейств-коллегия получила указ об откомандировании в компанию необходимого числа опытных морских офицеров. На корабли компании были поставлены пушки. Российско-Американская компания превратила населенный пункт Новоархангельск в главный опорный пункт русского влияния на американском континенте. Здесь были построены судостроительные верфи, осуществлялся пушной промысел, основная масса продукции которого шла на китайский рынок через Кяхту (и отчасти через иностранных посредников — в Кантон). Компания организовала шесть кругосветных плаваний, научное значение которых трудно переоценить. К 20-м годам XIX в. под управлением Российско-Американской компании находились обширные владения, от острова Итуруп близ берегов Японии до селения Росс в Калифорнии, русское население их составляло 40 тысяч человек. Главное управление всеми селениями находилось на о. Ситха, где жил главный правитель русских колоний в Америке. Главный правитель назначался императором на 5 лет из числа кандидатов, представленных главным правлением Российско-Американской компании. Первым главным правителем стал А. А. Баранов. Затем эту должность занимали морские офицеры. Русские владения в Америке делились на отделы и управлялись конторами во главе с приказчиками. К моменту продажи Аляски существовало 6 отделов: Атхинский, Кадьяк-ский, Курильский, Михайловский, Ситхинский, Уналашкин-ский. Компания управляла русскими жителями и местными або- ригенами, населявшими Северную Америку, снабжала колонии продовольственными и промышленными товарами, способст вовала распространению православия, распространяла меди- цинские знания, организовывала " образование умственное и техническое", отвечала за развитие народного хозяйства в це- лом. То есть компанию можно было рассматривать одновременно и как частное предприятие и как государственное учреждение. Компания прекратила свое существование в связи с продажей русских владений в Северной Америке США в 1867 г. - 143-
|