Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 1 страница. 1 Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И
1 Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985. С. 222-224 Милов Л. В., Рогов А. И. Языческая Русь и ее праистория... // История СССР. 1988. №6. С. 100-101. 3 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М. 1981. С. 147-153. По мнению И. М. Дьяконова, " киммерийцы" — не этноним, а название конных отрядов ираноязычных всадников, вторгавшихся из Северного Причерноморья в Переднюю Азию в VII-VI вв. до н. э. См.: Дьяконов И. М. К методике исследований по этнической истории (" киммерийцы"). // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности. М., 1981. - 43 - * стве и Бухарском эмирате почти в неприкосновенности сохранились средневековые порядки. Большой реальной властью в традиционных обществах пользовалось мусульманское духовенство. Во второй половине XIX века окончательно установились границы Российской империи. После русско-турецкой войны к России были присоединены грузинские (Аджария с Батумом) и армянские (Карс, Ардаган, Баязит) земли, а также Южная Бессарабия (с Измаилом). Большая часть Бессарабии вошла в состав России еще в начале XIX века. Границы туркестанских владений России в Средней Азии были определены соглашениями с Англией, которая выступала от лица Афганистана в соответствии с договором о протекторате, В 1858-1860 годах происходит разграничение территории между Россией и Китаем на Дальнем Востоке, а в 1875 году по договору с Японией за Россией были признаны права на Сахалин, а последняя передала Японии Курильские острова. Процесс включения в состав России народов разных регионов имеет неоднородную типологию. Территориальные приобретения, как правило, осуществлялись с применением военной силы, но в ряде случаев с полным основанием можно говорить о добровольном присоединении. И это относится не только к Переяславской Раде. Добровольное присоединение Восточной Грузии было ни чем иным, как оптимальным историческим выбором в условиях угрозы порабощения со стороны более опасных, чем Россия, агрессивных соседей. Бывало и так, что феодальные владыки и племенные вожди принимали российское подданство, надеясь обеспечить себе " мирную жизнь" под сенью могучей державы или меняя одну политическую зависимость на другую. Чаще всего Россия " отвоевывала" у других государств захваченные теми территории. Так, у Швеции в результате Северной войны была " отнята" Прибалтика, у Ирана — Армения. У народов, разумеется, желания не спрашивали, но для многих из них присоединение к России было освобождением от других завоевателей. Российская империя, как и любая империя, создавалась " железом и кровью". В то же время политика царского правительства по отношению к нерусскому населению державы не была одинаковой. На украинцев и белорусов смотрели как на часть русского народа, состоящего из трех родственных, включая великороссов, этнических групп. В " восточных" землях царская администрация не стремилась к подрыву устоев жизни, -42- 23См., например: Шахматов А. А. Разыскания...; Насонов А. Н. История рус 24Сванидзе А. А. Северо-Западная Европа в раннее Средневековье. // Исто 25Макаров Н. А. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI-XIII ве 26Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. Под ред.
27Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Т. I. M., 1987. С. 80-81. 28См., например: Головко А. Б. Христианизация восточнославянского об 29См., например: Савицкий П. Н. Степь и оседлость. // Россия между Евро 30Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М. 1989. С. 28, прим. 31Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. 1. СПб., 1896. С. 32Дробижев В. З., Ковальченхо И. Д., Муравьев А. В. Историческая география 33Пальчик В. Слов'янофiлььство. Украiна. Европа. // " Украшсьи обрй". 1993. 34 Лотоцький А. 1стор1Я Украши для дггей. ЛьВ1В. 1992. С. 215. 35 Поаляков СП. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана. М., 36 Маркевич Н. История Малороссии. Т. 3. М., Т. 3. М, 1842. С. 133-146; Т. 37 Водарский Я. Е. Население России за 400 лет (XVI — начало XX вв.). М., 38 Корелин А. П. Дворянство в пореформенной России. 1861-1904 гг. М., 39 Россия. Энциклопедический словарь. Л. 1991. С. 86. -45- 5 Трубачев О. Н. Названия рек Правобережной Украины. Словообразование, 6 В. В. Седов. Славяне в древности. М., 1994. С. 219. 7 Там же. С. 273. 8 Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 36-40. / 9 Толочко П. П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. 10 См. работу академика О. Н. Трубачева " В поисках единства" (М. 1992. С. 11 В этой связи по меньшей мере странными кажутся ссылки некоторых со 12 Томсен В. Начало Русского государства. М., 1891. С. 84-87. 13 Свод различных гипотез и ссылки на литературу см.: Константин Багря 14 См.: Хабургаев Г. А. Этнонимия " Повести временных лет". М. 1979; Мель 15 Подробнее см.: Горский А. А. Проблема происхождения названия Русь в 16 Шаскольский И. П. Русско-скандинавские отношения раннего средневеко 17 Трубачев О. Н. К истокам Руси (наблюдения лингвиста). М. 1993. 18 Шаскольский И. П. Указ. соч. С. 159. 19 Седов В. В. Указ. соч. С. 278. 20 Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков. Смо 21 Новую версию о причинах появления в Повести временных лет Легенды о 22 Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. -44- Белоруссия в составе Речи Посполитой, Прибалтика и Финляндия в составе Швеции, Молдавия в составе Османской империи)- В то же время значительная часть населения этих территорий в силу исторических и культурных корней, а также конфессиональной общности ориентировались на Россию, что облегчало царскому правительству задачу включения их в состав империи. Авторы научного доклада Российского научного фонда М. А. Чапелкин и Н. М. Дьякова отмечают благоприятную в то время для расширения русского влияния обстановку на Кавказе и в Средней Азии. Эти территории представляли собой мозаику феодальных владений, неизбежными спутниками которых были кровавые междоусобицы. В ряде случаев вопрос стоял о выживании целых народов из-за угрозы нападения более сильных соседей. В этих условиях многие правители и население не только не оказывали сопротивления русскому проникновению, но и сами стремились перейти в русское подданство. Следует подчеркнуть, что вопрос о присоединении к России чаще всего первой ставила феодальная знать, явно стремившаяся с помощью сильной власти русского царя укрепить свое положение. Прорусской ориентации часто придерживались и широкие слои населения, надеясь, что русские власти защитят их от притязаний " своих" верхов3. Известный русский философ Г. П. Федотов однажды пророчески заявил: " большинство народов, населяющих Россию, как островки в русском море, не могут существовать отдельно от нее; другие, отделившись, неминуемо погибнут, поглощенные соседями. Там, где как на Кавказе, живут десятки племен, раздираемых взаимной враждой, только справедливая рука суперарбитра может предотвратить кровавый взрыв, в котором неминуемо погибнут все ростки новой национальной жизни" 4. Царское правительство понимало опасность, подстерегающую Россию на пути безграничного расширения территории, поэтому нередко давало согласие на включение того или иного Района (области, города и т. п.) в состав империи только после того, как оно становилось де-факто в результате усилий местной администрации. Ряд земель был добровольно уступлен (иранские провинции Гилян, Мазендаран, Астрабад, которыми Россия номинально владела в 1723-1732 гг.), или продан (Аля-ска), или обменен (Курильские острова). Подчас Россия не на прямое присоединение территорий, ограничиваясь ус- -47- Глава II Россия — империя: государство и народы Российская империя в XVIII — начале XX вв. — это континентальное многонациональное государство, сумевшее обеспечить своему населению безопасность, стабильность и развитие, обладающее для этого необходимым экономическим потенциалом и военной мощью для поддержания баланса сил на мировой арене. Россия вобрала в себя беспримерное экономическое, социальное, национальное, духовное, географическое многообразие, создала особый исторический мир и стала своеобразным союзом народов, огромной естественно сложившейся общностью людей, в которой различные народы и культуры научились жить вместе1. В этом качестве Россия являлась неотъемлемой частью мировой цивилизации. Исторически сформировавшееся в XV-XVI вв. ядро Русского централизованного государства не имело четких естественных рубежей. Российские владения часто соприкасались с практически неосвоенными землями. Это особенно характерно для Поморья, Сибири, Дальнего Востока. На этих территориях русские военные отряды, промышленники, торговцы и просто переселенцы (крестьяне, казаки) занимали свободные земли. Вопрос о международном признании за Россией сибирских, дальневосточных и североамериканских земель решался путем мирных переговоров с Великобританией, Соединенными Штатами Америки, Китаем и Японией2. Иное дело приобретение земель в европейской части России. Здесь упорная борьба была связана с выходом к морям, без которых страна не могла развиваться. России пришлось столкнуться на поле брани с Османской империей (Турцией), Речью Посполитой (Польшей), Швецией. Большинство граничивших с Россией территорий этих государств им не принадлежали и были ранее также захвачены военным путем (Украина и - 46 - бернским городам (Тверская, Вологодская), по рекам (Енисей-кая), по озерам (Забайкальская) и т. п. 7 Несколько губерний образовывало наместничество или генерал-губернаторство. Каждая губерния делилась на уезды или (реже) на округа, в кото-рых проживало на период реформы 1775 г. от 30 до 40 тысяч жителей, а каждый уезд делился на волости. Это административно-территориальное деление сохранилось до 20-х гг. XX в. 8 Должностные лица и учреждения губерний были призваны решать следущие задачи: охрана общественной безопасности, управление казенным имуществом, заведование медицинским и продовольственным делом, руководство военно-служебной и земской повинностями и т. п. По словам А. Д. Градовского, " с правительственной точки зрения, губерния является высшей единицей по заведыванию частью полицейской, финансовой и государственными имуществами. С сословной и общественной точки зрения, губерния представляется округом дворянских обществ и высшей единицей земского хозяйства" 9. Близкими или равными по значению для управления, наряду с губерниями, были области и градоначальства. Различия их до земской и городской реформы второй половины XIX в. состояли в том, что в отличие от губерний, области управлялись на основании особых законодательных актов, а градоначальства образовывались из городов, администрация которых пользовалась правами губернской власти10. Например, Бессарабская губерния называлась областью до введения в ней общих губернских установлений, в то время как область Войска Донского имела особенности местного управления. К 1917 г. число губерний в России достигло 78 (в Европейской России без Царства Польского и Кавказа было 50 губерний и одна область). Реформы Александра II провели резкую черту между губерниями, ранее имевшими однородную систему управления. В силу политических причин земская, судебная и городская реформы не были распространены на всю территорию страны. А. Д. Градовский подчеркнул, что " губернии, в коих введены земские установления, и те, в коих они не введены, представляют столь различные условия в своем управлении, что целые части прежнего законодательства могут считаться отмененными в гу-берниях с земскими учреждениями и действующими в прочих" 11. Земские учреждения в Европейской России не были вве- в 9 западных губерниях: Виленской, Ковенской, Гроднен-
-49- тановлением протектората (Бухарский эмират, Хивинское ство, Тува). При этом русское правительство учитывало особенности географического положения, этнический состав, ис-торию и социально-экономическое развитие всех этих районов,; В Российской империи существовало сложное административно-территориальное деление и постепенно сложилась весьма специфическая система управления. Разумеется, она была далеко не идеальной, но все-таки оказалась более жизнеспособной в сравнении с возникшей в советский период отечественной истории. Рассмотрим отдельные элементы этой системы. Еще в 1708 году вся Россия была разделена на восемь губерний: Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская5. В 1713 г. создается Рижская, а в 1714 г. Нижегородская и Астраханская. В мае 1719 г. губернии были разделены на провинции, просуществовавшие, впрочем, всего несколько десятилетий. Провинции подразделялись на округа. Возглавляли губернии губернаторы (Петербургскую и Азовскую — генерал-губернаторы) из числа видных государственных деятелей России. Им же доверяли важнейшие провинции. Другими провинциями руководили воеводы. Все эти должностные лица получили самые широкие полномочия в решении административных, полицейских, финансовых и судебных дел. Провинции подразделялись на округа (дистрикты) во главе с земскими комиссарами. В ноябре 1775 г. Екатерина II утвердила пространный законодательный акт " Учреждения для управления губерний Всероссийской империи", фактически первый столь крупный акт, специально посвященный местному управлению. К моменту реформы 1775 г. Россия разделялась на 23 губернии, 66 про-; винций и до 180 уездов. К концу царствования императрицы насчитывалось уже 50 губерний. За основу нового администра-j тивно-территориального деления было принято удобство уп равления и взимания налогов. В акте так и было сказано: " Да бы губерния, или наместничество, порядочно могла быть уп-равляема, полагается в оной от трех до четырехсот тысяч душ" Хотя в " Учреждениях" упоминается провинция (ст. 15), через весь документ проходит идея двухзвенной системы местных учреждений — губернских и уездных. Деление на губернии было чисто механическим. Немногие из них имели историческое происхождение (Волынская, Таврическая). Большинство губерний получило наименование по гу- -48- кого. Волость образовывалась из нескольких сельских обществ (крупное селение с 1861 г. составляло самостоятельную волость) Сельские общества, в свою очередь, состояли из крестьян, соединенных общностью земельного надела по уставной грамоте или владенной записи15. Административное деление в Российской империи было общим и специальным. Общее устанавливалось для целей общегосударственного управления, специальное — для отдельных ведомств. Дело в том, что не все ведомства могли рационально осуществлять свои функции в границах существовавших губерний, областей, уездов. В большинстве случаев специальные административные учреждения охватывали несколько губерний. То есть, в стране складывались экс-территориальные системы управления. Только деление православной церкви на епархии совпадало в большинстве случаев с общеадминистративными16. В судебном отношении та часть России, в которой действовали уставы 1864 года, была разделена на 10 судебных округов: Петербургский, Московский, Харьковский, Одесский, Казанский, Саратовский, Киевский, Варшавский, Виленский, Тифлисский. Судебный округ занимал территорию нескольких губерний и в каждом из них, действовало несколько окружных судов17. В отношении военного управления территория империи в начале XX столетия была разделена на 12 округов: Петербургский, Московский, Виленский, Варшавский, Киевский, Одесский, Казанский, Кавказский, Туркестанский, Омский, Иркутский, Приамурский18. Все местные учреждения военного ведомства и расположенные на территории военного округа войска подчинялись командующему войсками округа. В учебном отношении Россия была разделена на 13 учебных округов: Петербургский, Московский, Рижский, Киевский, Казанский, Харьковский, Виленский, Одесский, Варшавский, Кавказский, Оренбургский, Сибирский и Туркестанский. Министерство народного просвещения имело в них своих представителей в лице попечителей учебных округов. Гимназии подчинялись им в административном отношении. Для университетов они оставались (до 1884 г.) лишь высшей надзорной инстанцией. Специальное деление было установлено для управления сообщения. Европейская Россия (без Польши и Фин-) была разделена на 8 округов. Местопребыванием ок- - 51 - ской, Витебской, Могилевской, Минской, Киевской, Подольской, Волынской, а также в трех северных и восточных — Архангельской, Астраханской и Оренбургской. Судебные учреждения по реформе 1864 г. также не были распространены на все губернии или введены не полностью. При императоре Николае I было упразднено генерал-губернаторство как постоянно действующий институт в системе управления и сохранено лишь на основе особых актов по поли тическим соображениям. К 1917 г. в России существовали: Мо сковское, Варшавское, Киевское, Туркестанское, Степ» Иркутское, Приамурское генерал-губернаторства. Должность генерал-губернатора сохранялась в Великом Княжестве Фин ляндском С 1796 г. полуофициально, а с 1882 г. официалы некоторые генерал-губернаторства именовались " краем": Кав казский край (1882-1905), Туркестанский край (1886-1918)12. К концу XIX в. в России (в основном в ее азиатской час ти) было 18 областей — Амурская, Батумская, Дагестанская Забайкальская, Закаспийская, Карская, Кубанская, Примор ская, Сыр-Дарьинская, Терская, Тургайская, Уральская, Фер ганская, Якутская, Семипалатинская, Семиреченская, Акмо линская, Самаркандская. К 1917 г. существовало восемь градо начальств — Санкт-Петербургское, Одесское, Керчь-Еникаль ское, Севастопольско-Балаклавское, Бакинское, Ростов-Дон ское, Николаевское и Московское. В качестве особых админи стративных единиц, управляемых военными губернаторами, ходились портовые города Кронштадт и Николаев13. В Европейской России в это же время существовало 489 уездов. По количеству уездов губернии существенно различались. Так, в составе Эстляндской губернии было 4 уезда, в Саратовской — 10, а в Черниговской — 1514. В полицейском отношении уезд делился на станы, находящиеся в ведении становых приставов. Полицейские власти станов и уездов подчиня лись непосредственно губернатору и губернскому правлению, уезде существовало финансовое учреждение — уездное казна чейство, военно-гражданское — уездное по воинской повинно сти присутствие, по надзору за начальными народными учили щами — уездный училищный совет и т. п. Губернии, области и уезды являлись общим для всех со словий административно-территориальным делением. В отли чие от них волости представляли собой территориальные адми нистративные единицы лишь для одного сословия — крестьян; -50- словные суды. В течение всего XVIII в. система управления прибалтийскими губерниями совершенствовалась21. В первой половине XIX в. прибалтийские губернии были объединены в Прибалтийское генерал-губернаторство. Местопребыванием генерал-губернатора стал г. Рига. " Свод местных узаконений губерний Остзейских", утвержденный в 1845 г., сохранил особенности местных административных и судебных учреждений. Буржуазные реформы администрации и суда 60-70-х годов не были сразу распространены на Прибалтику из-за сопротивления прибалтийских баронов, отстаивавших свои привилегии и сословную " автономию". В 1866 г. здесь была проведена волостная реформа, по которой вводилась система крестьянского самоуправления: волостной старшина, его помощники и волостные судьи. Все эти должностные лица выбирались из зажиточных крестьян. В 1889 г. непосредственный надзор помещиков за волостными органами был заменен надзором назначаемого правительством комиссара по крестьянским делам. В 1877 г. на Прибалтику с некоторыми ограничениями была распространена буржуазная городская реформа 1870 г. Долгое время наряду с городскими думами и управами существовали старые сословные магистраты. В 1888 г. старая сословная система полицейских органов в Прибалтике была заменена общеимперской. В 80-х годах на Прибалтику распространяется с рядом ограничений буржуазная судебная система. Еще в 1880 г. здесь были введены назначаемые министром юстиции мировые судьи, которые сосуществовали с сословными судами. В 1898 г. сословные суды были упразднены и открыты окружные суды (без присяжных заседателей), а также съезды мировых судей. Эта система управления и суда без существенных изменений просуществовала до свержения самодержавия в 1917 г. Царские власти проводили в отношении прибалтийских народов весьма осторожную политику, подчас даже не реагируя на притеснение в крае русских. Время сохранило авторитетное свидетельство об отношении императора Николая I к протестам со стороны русских чиновников. В 1845 г. известный сла-вянофил Ю. Ф. Самарин находился на государственной службе в Риге в составе комиссии, ревизующей городское хозяйство это-го прибалтийского города. Его поразило унизительное положение русских, атмосфера " ненависти и презрения под оболоч- -53- ружных управлений стали города: Санкт-Петербург, Вытегра Существовало также своебразное деление России на цер-ковные епархии. В основном границы епархии совпадали с губернскими. Однако в ряде случаев несколько губерний входило в одну епархию, например, Виленская, Ковенская и Гродненская губернии образовывали одну Литовскую епархию. Одна, Варшавская епархия, приходилась на все губернии Царства Польского, Рижская епархия — для всего Остзейского края и т. п. 19 Помимо указанных, существовали особое почтово-теле-графное, горное и таможенное территориальное деление России, но последнее не охватывало всю страну, а лишь пограничные губернии и области. * * * Провозглашение России империей было прямо связано с окончанием длительной Северной войны за выход к Балтийскому морю и подписанием Ништадского мирного договора со Швецией. Согласно договору, Швеция уступала России значительную часть Восточной Прибалтики (Ингерманландию, часть Карелии, всю Эстляндию, Лифляндию, Моонзундские острова). Россия получила в свое владение такие города, как Рига, Ревель (Таллин), Дерпт (Тарту), Нарва, Выборг, Кексгольм. За эти уступленные земли победители выплатили два миллиона ефимков в качестве компенсации и вернули занятую в ходе военных действий Финляндию. Петр I сохранил в Прибалтике за немецким дворянством я бюргерством20 старинные привилегии и систему сословного управления, сложившуюся еще в период шведского господства в XVI — XVII вв. Впоследствии все прибалтийские губерний возглавляли генерал-губернаторы, при которых находились по два регирунгсрата (советника) из местных дворян. Огромную роль в местном управлении играли территориальные учрежде-ния местного немецкого дворянства: дворянские собрания — ландтаги, избиравшие на каждое трехлетие, постоянные органы — Дворянский конвент в Лифляндии и Дворянский комитет в Эстляндии. Городское самоуправление осуществляли магистры и ратуши, избираемые верхушкой гильдейского купечества и цеховых ремесленников; ими же выбирались различные со -52 тва народного просвещения, что означало усиление контроля я содержанием всех изучаемых дисциплин. В 1887-1893 гг. было введено обязательное преподавание всех дисциплин в государственных и частных учебных заведениях на русском языке. Тогда же был ликвидирован особый статус Дерптского университета, а в 1893 г. городу Дерпт вернули старое русское название Юрьев24. В начале XX в. маятник национальной политики в Прибалтике качнулся в другую сторону. В Риге вновь была открыта дворянская немецкая гимназия. Правительство уже не препятствовало открытию частных гимназий с преподаванием на немецком языке. С другой стороны, чтобы не создавать вновь исключительного положения для немецкой школы, в начальных училищах было восстановлено ликвидированное на практике в предыдущие десятилетия преподавание на латышском и эстонском языках. Комитет министров признал, что нельзя из школ делать орудия искусственного проведения обрусительных начал, и что учебные учреждения должны, прежде всего преследовать цель образования детей и юношества согласно потребностям местного населения и внедрения в них " добрых нравов". Таковое может быть надлежащим образом поставлено лишь в том случае, если в школах будет обеспечено должное место природному языку учащихся. Для достижения сего местному наречию, как наиболее ценному достоянию народа, им пользующегося, должно быть отведено соответствующее количество уроков; этим же языком, как способом обучения, " должно пользоваться в достаточно широких размерах, так как только при помощи его возможно разъяснение детям преподаваемых предметов" 25. Особой степенью доверия к местному населению следует признать решение приступить в годы первой мировой войны к формированию специальных воинских частей из латышей и эстонцев. * * * В ходе антипольского восстания на Украине 1648-1649 гг. гетман Б. Хмельницкий обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу, в котором выразил надежду на воссоединение краины с Россией. Московские власти сочувственно отнеслись к борьбе украинского народа, оказали дипломатическую и продовольственную помощь, поощряли участие донских казаков, осадских и даже стрельцов в боевых действиях на стороне -55- кою преданности и льстивых изъявлений", в которой ему при-шлось работать. Самарин решил обнародовать свои наблюдения о положении дел в Прибалтике. Он пишет письма в Москву и Петербург, возбуждая эмоциональный протест против политики остзейских баронов. Каков же результат? 5 марта 1849 г. по указанию Николая I Самарин был заключен в Петропавлов. скую крепость22. Вскоре император встретился с заключенным. Великий русских философ В. С. Соловьев привел в одной из своих статей слова Николая I, сказанные им Самарину: " Вы, очевидно, возбуждали вражду немцев против русских, вы ссорили их, тогда как следует их сближать; вы укоряете целые со словия, которые служили верно: начиная с Палена, я мог б] высчитать до 150 генералов. Вы хотите принуждением, сим сделать из немцев русских, с мечом в руках, как Магомет; но мы этого не должны именно потому, что мы — христиане... Вы пи шите: если мы не будем господами у них и т. д., т. е. если немцы не сделаются русскими, русские сделаются немцами; это писа но в каком-то бреду. Русские не могут сделаться немцами, но мы должны любовью и кротостью привлечь к себе немцев" 23.
|