Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Параметры оценки структуры управления
Органический тип в отличие от механистического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой характерны отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений; сокращение числа иерархических уровней; высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом; ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей решать проблемы организации быстрее и эффективнее) и самодисциплину. Разновидностями органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления. Проектные структуры формируются при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например, модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения — проектной команды, работающей на временной основе. В ее состав обычно включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению. Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями, в их числе ответственность за планирование проекта, состояние графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. В этой связи большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между участниками команды, четко определить приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность (при контрактной работе — увольняются). Такая структура обладает большой гибкостью, но при наличии нескольких целевых программ или проектов приводит к дроблению ресурсов и заметно усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации как единого целого. При этом от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в комплексе проектов организации. С целью облегчения задач координации в организациях создаются штабные органы управления из руководителей проектов или используются матричные структуры. Матричная структура — это структура с двумя (или более) линиями подчинения, двумя линиями бюджетных полномочий и двумя источниками результативности и вознаграждения за результаты. Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, — непосредственно руководителю функциональной службы, который предоставляет персонал и техническую помощь руководителю процесса (проекта), с другой, — руководителю процесса (проекта), который наделяется необходимыми полномочиями для осуществления процесса логистического обслуживания в соответствии с запланированными сроками, имеющимися ресурсами и требуемым уровнем качества. При такой организации руководитель процесса (проекта) взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с работниками функциональных подразделений, которые подчиняются ему временно и (или) по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям функциональных подразделений. На рис. 18 представлены два варианта матричной структуры: один со специально созданным центром управления проектами (целевыми программами), другой — без такового. Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, а лишь ее часть. При этом ее успех в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и могут выступать в проектной группе лидерами. Программно-целевые, проектные и матричные структуры особенно эффективны там, где наряду с новыми формами внедряются и новые экономические взаимоотношения между подразделениями организации, что повышает их заинтересованность в достижении целей программ и проектов. Гибкие организационные структуры «не срабатывают», если без изменения остаются действовавшие раньше системы планирования, контроля, распределения ресурсов, не вводятся новые условия материального стимулирования участников, не меняется стиль руководства и не поддерживается стремление работников к самовыражению и саморазвитию. Эта связь наглядно прослеживается при анализе использования разновидности органического типа структур, получившей название командной. К преимуществам этой формы относится ускорение всех процессов, связанных с обновлением продукции и технологии, ориентацию организаций на небольшие по емкости рынки, повышение требований к качеству обслуживания потребителей и времени выполнения заказов. В ответ на эти новые условия организации начинают процесс разукрупнения и сокращения размеров своих первичных звеньев. Именно в это время формируются бригады из рабочих, инженеров, специалистов и управленцев, обладающие производственной самостоятельностью и независимостью, полностью отвечающие за результаты своей деятельности. Принципы, на которых они строятся, разрушают основы командно-контрольных структур управления автономная работа бригады; самостоятельное принятие решений и координация деятельности по горизонтали; замена жестких связей бюрократического типа гибкими связями; привлечение для разработки и решения задач сотрудников из других подразделений организации. Рис. 18. Варианты организационных структур матричного типа. Перечисленные принципы исключают традиционное деление производственных, инженерно-технических, экономических и управленческих служб на изолированные системы со своими целевыми установками и интересами. Переход к бригадным структурам обычно требует значительной подготовки, что прежде всего связано с распределением всего персонала по группам (бригадам), число членов в которых невелико (обычно до 10-15 человек). Бригаду возглавляет освобожденный руководитель. Характер его работы определяется концепцией командной работы, в которой поощряются взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность, ориентация на запросы потребителей. Поэтому управление носит характер консультаций и опирается на групповое решение проблем. Существенно меняются требования к уровню квалификации работающих: предпочтение отдается людям с универсальными знаниями и навыками, так как только они могут обеспечить взаимозаменяемость и гибкость при смене заданий, выполняемых группой. В бригадах значительно расширяются функции труда работников и повышается их квалификация в результате освоения нескольких специальностей и профессий и более полного развития способностей. Сочетание коллективной и индивидуальной ответственности за качество обслуживания потребителей и ее конечный результат резко снижает необходимость в жестком контроле извне и в промежуточном учете производительности. Соответственно этому меняются условия оплаты труда, направленные прежде всего на стимулирование экономически выгодного сотрудничества и повышение заинтересованности в росте прибылей и доходов. В командах вводятся гибкие системы, предусматривающие тесную связь между уровнем заработной платы каждого члена бригады и общими результатами (по таким показателям, как например, прибыль или доходы). Формирование бригад нередко связано с перекомпоновкой оборудования, которое, как правило, закрепляется за бригадой и концентрируется в одном месте на производственной площади данной группы. Это обеспечивает сокращение времени на транспортировку, снижает запасы материалов и незавершенное производство. Возникающие при этом потери от недоиспользования оборудования компенсируются возможностью апробации новых технологий и представления новых видов услуг, предлагаемых и разрабатываемых специалистами группы. Наиболее труден не сам процесс организации бригад, а создание необходимых условий для их эффективной работы. Распространение бригад стимулировало развитие внутрифирменных рыночно-экономических отношений и привело к существенному сокращению аппарата управления, особенно на среднем и высшем уровнях. С 1981 г. 35% руководителей среднего звена в американской промышленности были сокращены, а многие корпорации произвели увольнения и в высшем эшелоне власти. Это является логичным результатом объединения в команды специалистов, знающих задачи и способы их решения и не нуждающихся в дополнительных административных указаниях сверху. Не требуются им и многочисленные вспомогательные аналитические службы. В ряде крупных компаний используются структуры, состоящие из групп. Такая пирамидальная структура была сформирована в компании «Боинг» при проектировании нового пассажирского реактивного самолета «Боинг». Отказавшись от традиционного деления менеджмента на уровни, руководство компании создало свыше 200 многофункциональных команд, состоящих из специалистов технического, производственного и финансового профиля. Наверху пирамиды управленческая бригада состоит из 5-6 высших менеджеров, каждый из которых несет ответственность за определенное крупное направление разработок, а вместе вся бригада отвечает за своевременность и качество проекта в целом. На втором уровне пирамиды сформированы 25-30 бригад с 2 руководителями, один из которых отвечает за решение технических проблем, второй — за производственные вопросы. Они координируют и наблюдают за работой более чем 200 бригад третьего уровня, занимающихся разработкой и производством тех или иных частей самолета (крыльев, хвостового оперения). Эти многофункциональные рабочие группы включают от 5 до 15 человек— специалистов и исполнителей разного профиля. Такая организация позволила более эффективно использовать знания, навыки и умения работников и существенно сократить время на согласование инженерных решений, да и на сами разработки благодаря росту производительности труда; Одна из проблем, которая возникает при бригадной структуре, — это горизонтальная координация между взаимосвязанными рабочими группами; в компании «Боинг» с этой целью в структуру был добавлен еще один уровень, состоящий из 5 интегрированных бригад, в каждую из которых вошли от 12 до 15 представителей рабочих бригад. Координация и средства коммуникации между бригадами являются необходимым условием успеха. Одной из последних разработок, развивающих идею гибких органических структур управления, является их построение в форме перевернутой пирамиды, в которой на верхний уровень иерархии выведены специалисты-профессионалы, в то время как руководитель организации находится в нижней части схемы (рис. 19). Такие структуры могут использоваться там, где профессионалы имеют опыт и знания, дающие им возможность действовать независимо и квалифицированно удовлетворять потребности клиентов. Прежде всего это относится к организациям здравоохранения и образования, где сконцентрировано большое число специалистов, работающих самостоятельно при поддержке вспомогательного или обслуживающего персонала. Рис. 19. Перевернутая пирамида организационной структуры управления компанией. В качестве примера приведем структуру, принятую в компании «Nova Care», крупном медицинском реабилитационном центре США. Профессиональный состав компании представлен тысячами специалистами-терапевтами, которые работают самостоятельно с пациентами в 2090 пунктах четырех штатов. Чтобы обеспечивать высокий уровень обслуживания, они должны не только обладать соответствующей квалификацией, но и постоянно повышать ее. Этому способствует организация обслуживания специалистов за счет работников среднего звена. Любую перестройку структуры управления необходимо оценивать прежде всего с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся (не кризисной) экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем улучшения системы управления повысить эффективность работы организации. При этом главными показателями улучшения являются сокращение затрат, рост прибыли, улучшение обслуживания клиентов, более гибкий стиль управления, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений. Важным критерием оценки организационной структуры управления является ее восприятие людьми, которым предстоит работать в новых условиях. Идеальным вариантом является такая структура, которая позволяет менеджерам работать как единой команде. В кризисный период изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды. Но вне зависимости от причин, вызывающих перестройку, она обязательно преследует цели расширения полномочии на нижних уровнях иерархии управления и повышение производственно-хозяйственной самостоятельности подразделений, входящих в состав организации. Это означает привлечение все большего количества работников (в том числе и не относящихся к управленческому персоналу) к процессу выявления и решения проблем организации. Поэтому наряду с теми возможностями, которые новая структура управления создает для улучшения экономических и социальных параметров, ее оценка производится и по таким направлениям, как быстрота обработки и получения информации, необходимой для принятия решений; использование информационной технологии, упрощающей не только решение проблем, но и всю систему взаимодействий, необходимых в процессе разработки и реализации управленческих решений. Линейная структура. При линейной структуре организации управление строится по отдельным функциональным сферам деятельности организации. Управленческие отношения формируются в виде прямых вертикальных связей «распорядительство— подчинение», а функциональные связи совпадают с линейными связями. Линейная структура предусматривает линейное руководство нижестоящим уровнем управленческой иерархии. Она основывается только на отношениях «руководство— подчинение» и отражает самую общую ступень разделения управленческой деятельности, на отдачу приказов, распоряжений, указаний и на их исполнение. В чистом виде линейные структуры существуют лишь в небольших по масштабам организациях, выполняющих элементарные функции или предоставляющих услуги с несложной технологией. В крупных организациях, даже в первичных ячейках, основанных казалось бы на строго линейных отношениях (бригада, производственный участок), разделение и кооперация труда по управлению в функциональном плане выходят за рамки прямого командования и подчинения. Тем не менее, такая форма отношений как способ реализации принципа единоначалия является обязательным элементом всех формальных структур. Поскольку линейная организация имеет простые и обычно небольшие организационные элементы, она легко понимается и применяется работниками. Подчиненные могут свободно ориентироваться в механизме управления, и в этой связи открывается возможность руководства одним менеджером. Ввиду небольшого числа подчиненных почти исключаются нарушения коммуникации. Один или несколько менеджеров делегируются правом принятия решений, будучи близкими к функциональным областям производства и сбыта. Доступ к необходимой деловой информации для них не представляет проблемы. Они имеют возможность оперативно принимать соответствующие управленческие решения. Это обусловливает реактивность организации. Вместе с тем линейная структура не приемлет персонала, ограниченного выполнением только основных видов работ. Люди, занятые в производстве, сбыте и распределении продукции, в дополнение к своим должностным обязанностям должны выполнять такие функции, как учет, контроль над качеством, расчетные операции, работу с кадрами, т.е. штабную деятельность. Это приводит к возникновению спроса на работников с универсальными способностями. Однако таких людей, как правило, недостаточно, и лишь немногие организации могут располагать соответствующим персоналом при применении линейной структуры. Поскольку линейная организация обеспечивает нужды только ограниченного числа организаций, возникает необходимость в иных структурных образованиях. Этим объясняется относительно широкое применение линейно-штабной структуры. Указания исходят от лица, занимающего руководящую должность к непосредственно подчиненному лицу, занимающему нижестоящую должность. Единство руководства обеспечивается благодаря четко определенным отношениям, которые должны быть связаны с указаниями и подотчетностью. Однако путь, по которому следует распоряжение, может быть довольно длительным и потому затрудняется процесс управления. В линейной структуре от каждой руководящей должности исходят указания нижестоящей должности, непосредственно подчиненной ей. Пример. В непосредственном подчинении руководителя организации находятся руководитель по закупкам и руководитель по сбыту, которым соответственно подотчетны по три специалиста по заготовкам и сбыту. Благодаря вычленению отдельных задач из сферы деятельности руководителя и поручению их штабным подразделениям, у которых нет полномочий давать указания; этот недостаток может быть частично компенсирован. В таком случае возникает линейно-штабная система. Линейно-штабная структура. Линейно-штабная структура организации создается путем добавления штабных организационных элементов к линейным структурам. Функциональное назначение дополнительных компонентов заключается в улучшении работы линейных элементов в области снабжения производства и распределения продукции. Например, когда организации достигают определенных масштабов деятельности, требуется помощь в осуществлении системного анализа производства, прогноза его развития, в решении правовых вопросов. Линейный персонал, как правило, не обладает соответствующим уровнем знаний, способностей, навыков и умений. Следовательно, к данной работе следует привлекать специалистов. При этом формируются два типа штабов: общий и специальный. Общий штаб координирует и контролирует логистическую деятельность в организации. Его специалистам требуется широкое поле деятельности. Такой штаб консультирует линейных менеджеров в разработке плановых нормативов, оказывает помощь линейному персоналу или другим службам в выполнении ими своих задач. Организации, использующие линейно-штабные структуры, отличаются тем, что знания и опыт людей в снабжении, производстве и сбыте продукции сочетаются с помощью высококвалифицированных специалистов по планированию и контролю. Основное преимущество линейно-штабных структур проявляется в функциональном плане— реализуется возможность полного использования знаний и опыта штабного персонала. При этом штабной персонал сосредоточивает усилия по решению вопросов планирования и контроля, а линейный персонал — целиком на текущей операционной деятельности. Но имеются и ряд трудностей в управлении. В линейно-штабных структурах заметно возрастают количество и сложность деловых связей по сравнению с линейной организацией. Каналы системы коммуникаций могут оказаться переполненными информацией по сравнению с той, которая необходима для координации функций линейных и штабных элементов. Возможно также появление противоречий субъективного характера, приводящих к подрыву авторитета линейного персонала со стороны штабных специалистов. Поскольку последние обладают более высоким уровнем знаний по вопросам логистики, они зачастую могут превысить свои полномочия и вмешиваться в процесс принятия решений, находящихся в компетенции менеджеров линейного управления. Линейно-штабная структура сохраняет единство управления. Благодаря консультациям специалистов со стороны штабных подразделений, расширяют возможности лиц, занимающих руководящие должности, в количественном и качественном отношении. В количественном отношении это выражается в уменьшении трудовой нагрузки на основе назначения помощников руководителей, а в качественном отношении — повышении уровня качества принимаемых решений благодаря участию в их формировании специалистов по экономическим, техническим, технологическим, юридическим, экологическим и другим вопросам. Пример. В целях уменьшения нагрузки руководителю организации подчинен помощник-администратор, а руководителю по сбыту — специалист по поддержке сбыта, который также образует штаб, но не имеет полномочий отдавать указания сотрудникам, непосредственно подчиненным руководителю. Рассмотрим различия между линейными и штабными организационными структурами. Согласно традиционному пониманию этого различия, сотрудники линейных подразделений выполняют повседневную операционную работу, в то время как работники штабных подразделений занимаются планированием. В настоящее время такое разделение частично утрачивает смысл. Специалисты по логистике всех уровней управления в той или иной степени занимаются как планированием, так и выполнением повседневных операции. При обсуждении вопроса о наделении полномочиями, сопричастность работников компании к общему делу и их ответственность за определение целей и способов работы важны для достижения самых лучших практических результатов в логистике. Исполнители, например, водители, осуществляющие доставку продукции, более тесно контактируют с потребителями, чем работники других уровней управления организацией. Понимание водителем запросов потребителей и того, как лучше организовать логистическое обслуживание, во многом предопределяет качество планирования и уровень обслуживания внешних потребителей. В зависимости от характера и сложности задач то, что в настоящее время, рассматривается как функция линейного подразделения, завтра может стать функцией штабного подразделения. Управленческие информационные системы поддерживают штабные и линейные функции, но устраняют их традиционное разделение. В результате сокращения численности менеджеров среднего звена большая часть аналитической работы переходит непосредственным исполнителям. Руководство организации должно устанавливать и поддерживать желательный баланс между линейными и штабными функциями. В конечном итоге целью является формирование организации с максимальной степенью интеграции всех людских ресурсов в области логистического обслуживания потребителей. Функциональная структура. Функциональная структура организации отличается от линейно-штабной тем, что персоналу предоставляются расширенные управленческие полномочия. В линейно-штабной структуре штабной персонал наделен совещательными правами, что может стать причиной игнорирования экспертов (штабных работников) и снижения эффективности их работы. Чтобы избежать этого и гарантировать реализацию своих предложений, штабному персоналу предоставляются полномочия по руководству и принятию решений применительно к сложившимся обстоятельствам. Происходит как бы преднамеренное нарушение традиционной классической системы полномочий и соподчиненности в целях предполагаемого повышения эффективности деятельности организации. При наиболее полной функциональной структуре соединяются знания и способности экспертов и высококвалифицированных специалистов для разработки новых логистических процессов. В результате применения этого типа структуры открываются широкие просторы для специалистов по логистике. Штабной персонал, обладающий полномочиями принятия решений, имеет возможность внедрять и контролировать их. Процесс принятия решений ускоряется, так как отпадает необходимость согласования с другими работниками организации. Существенным недостатком данной структуры является нарушение принципа прямой подотчетности, когда требуется подчинение только одному руководителю, получение приказов, инструкций и указаний только от него. При этом исполнители нижестоящего уровня управления могут руководствоваться полученными распоряжениями в работе, например над логистическим проектом, и в то же время подчиняться распоряжениям штабного персонала. Например, операционный работник. получая соответствующие указания от своего непосредственного руководителя (функциональный менеджер) по общим вопросам выполнения производственного задания, обязан одновременно следовать рекомендациям специалиста по логистике (штабной менеджер). Штабной работник, участвуя в производстве, может либо завоевать симпатии и лояльность со стороны линейного менеджера, либо, наоборот, вызвать конфронтацию последнего. Тогда могут возникать противоречия в организации и происходить подрыв авторитета. Такой подход приводит к появлению значительного объема работ по координации на уровне высшего руководителя, что лишает функциональную структуру всех преимуществ. Принцип функциональной специализации не противоречит принципу единоначалия и реализуется в функциональных структурах. Их особенность состоит в том, что общее распределение ресурсов и целеполагание входят в полномочия линейных руководителей, а управление процессом достижения поставленных целей в рамках выделенных ресурсов и других ограничений возлагается на руководителей функциональных подразделений. Функциональная структура представляет собой структуру, построенную по функциональному принципу, базирующуюся на таких функциональных областях логистики, как закупки, материально-техническое обеспечение производства, распределение. В функциональной структуре распределение полномочий осуществляется в соответствии с особенностями решения равнозначных специализированных задач, для решения которых эти полномочия предназначены, т.е. предполагается, что различные аспекты логистического обслуживания потребителей реализуются сотрудниками специализированных функциональных подразделений организаций. Специализация работников на отдельных функциях логистики делает возможным быстрое накопление ими профессиональных знаний, но в тоже время это может привести к ослаблению связей между работниками организации. Модель организации, построенной по функциональному принципу, называется функциональной организацией. Она исходит из видов основной деятельности организации: научно-исследовательская деятельность и опытно-конструкторские разработки, производство, сбыт, логистика и административное управление. Она связана с потоком конкретных ресурсов (начиная с закупки сырья и заканчивая сбытом продукции) или с процессом выполнения заказа (от приема заказа в сфере сбыта через осуществление заказа в сфере производства и до представления ресурсов сферой снабжения). На рис. 20 показано формирование подсистем, исходя из задач деятельности, связанной с потоком ресурсов и с процессом выполнения заказа. Рис. 20. Образование подсистем. Отсюда с добавлением таких областей деятельности, как административное управление, выводится основная модель функциональной организации (рис.21). Рис. 21. Основная модель функциональной организации. Основная модель функциональной организации может дальше дифференцироваться (рис. 22) в соответствии с тем, создаются ли в ней на второй или на последующих ступенях функциональные подсистемы; подсистемы, связанные с объектом (например, группы изделий или группы деталей); региональные подсистемы (т.е. подсистемы, образованные по территориальным областям деятельности). Рис. 22. Основная модель функциональной организации. В качестве практических примеров функциональных организаций могут служить структуры предприятий, выпускающие один продукт. Поведение функциональной организации имеет некоторые характерные признаки, которые необходимо учитывать при использовании склонность к составлению программ действий; неоднородность элементов организационной структуры, препятствующей внедрению инноваций; выраженная сегментация элементов организационной структуры; перегрузка высшего руководства организации из-за «эффекта камина» («эффект камина» заключается в том, что вопросы, не решенные на операционном уровне, требуют решения на более высоком уровне руководства); ограничение возможности развития персонала организации; недостаточно высокая оценка важности стратегического планирования. Поскольку создание таких подсистем, как снабжение, производство и сбыт, связано с потоком ресурсов, то можно составить алгоритм процессов, происходящих между этими подсистемами и внутри них. Программы для решения оперативных задач могут быть организованы здесь через систему встречного прохождения заказов. Эти программы содержат большое количество отдельных решений. Таким образом, деловые отношения между подсистемами сужаются лишь до передачи информации, содержащейся в алгоритме решения. В организационную структуру входят три основные подсистемы: инновационная, охватывающая в основном области научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок; информационная, связанная в основном с управлением; оперативная подсистема снабжения, производства и сбыта. Они обуславливают соответственно различные организационные концепции. Приоритетное положение систем снабжения, производства и сбыта обычно ведет к тому, что целесообразные для этих подразделении организационные принципы (сильная специализация, ярко выраженная формализация, связанные информационные системы, централизованность принятия решений, высокая интенсивность контроля) переносятся и на другие подсистемы. Особенно плохо это сказывается на области исследовательских работ в области логистики как инновационной системы, так как требует практически противоположных методов организации: низкой специализации; освобождения от формализма; несвязанных информационных систем; децентрализации; низкой интенсивности контроля. Из замкнутости функциональных подсистем снабжения, производства и сбыта почти неизбежно вытекает их склонность к эгоистичному поведению, т.е. к «вытеснению» друг друга и к относительно низкой склонности устанавливать отношения обмена с окружением. Поскольку отдельные подразделения (закупки, производство, сбыт) преследуют собственные критерии оптимизации, эта тенденция может усиливаться и в дальнейшем. Однако сумма оптимальных решений в отдельных подразделениях не гарантирует оптимизации системы логистического обслуживания в целом. Количество необходимых мероприятий по согласованию, принимаемых на вышестоящем уровне, легко может привести к превышению возможностей руководства организации. Функциональная модель в отношении принятия решений, в принципе, носит централизованный характер. Возможности децентрализовать принятие решений относительно ограничены, поэтому большая часть решений должна приниматься на верхних уровнях управления организацией. Кроме того, возможное превышение нагрузки на управление организацией может быть вызвано ярко выраженной сегментацией составных систем, их различным структурным выражением, значительными трудностями с созданием частично автономных единиц (центры прибыли), оперирующих на собственных рынках сырья и сбыта, отсутствием промежуточных уровней, координирующих различные аспекты деятельности организации. В итоге разнообразные и часто незначительные оперативные вопросы, требующие согласования с другими структурными подразделениями, могут регулироваться только на верхних уровнях управления организацией, т.е. как бы затягиваются туда («эффект камина») и приводят к вытеснению стратегических задач. Учитывая действие так называемого закона планирования Грешема («плохие оперативно принятые решения вытесняют качественные планомерно принятые решения»), следует ожидать, что руководство организации будет пренебрегать стратегической составляющей своей деятельности под давлением необходимости решения неотложных будничных оперативных вопросов. Неотложное, но несущественное, вытесняет менее неотложное, но существенное, как, например, формирование будущих стратегических потенциалов развития. Высокая склонность функциональной модели к обособлению подразделений и централизации приводит к тому, что лишь относительно небольшой круг работников на верхних уровнях руководства берет на себя общую ответственность за организацию. На более низких уровнях все руководящие работники связаны узкой специализацией и зависят от решений руководства. Возможности развития персонала для решения общих задач в этой организационной модели крайне ограничены. Это обусловливает два недостатка функциональной модели в отношении кадровой политики: поднимающиеся на высший уровень управления руководящие кадры в течение долгого времени работали в качестве специалистов в одном из подразделений и обладают лишь ограниченным знанием других функциональных областей и общих взаимосвязей; чем интенсивнее высшее руководство организации ведет поиск неузких (отраслевых) специалистов, а «специалистов-универсалов», тем чаще оно сталкивается со сложностями подготовки смены и преемственности, поскольку общим кругозором обладают обычно лишь руководящие кадры из сферы общего руководства (в частности из области финансов и логистики). В то время, как способность функциональной модели приспосабливаться к количественным изменениям рынков можно оценить относительно высоко, имеется опасность пренебрежения приспособлением к изменениям в качественном, стратегическом плане. Это может быть вызвано сильной привязанностью ко всему обычному и традиционному (большая склонность к тому, чтобы все запрограммировать); трудностями в отстаивании собственных интересов со стороны подразделений, связанных с научно-исследовательской работой и опытно-конструкторскими разработками, по сравнению с основными запрограммированными видами деятельности; привычной перегруженностью руководства организации оперативными вопросами в ущерб стратегическому руководству организацией. Функциональная модель, таким образом, таит в себе принципиальную опасность того, что организация слишком сильно будет зависеть от кривой жизненного цикла одного или нескольких немногочисленных продуктов, и хотя, возможно, добьется благодаря им успеха, но может и обанкротиться. В этой связи рекомендуется постоянно уделять внимание деталям; избегать рискованных решений; тщательно анализировать благоприятные возможности; четко поддерживать баланс различных сил, оказывающих влияние на организацию. Рекомендуется отдавать предпочтение тем видам деятельности, которые приводят к укреплению связей внутри организации. Но не так-то просто преодолеть тенденции к усложнению структуры организации. Структуры, построенные вокруг функционально специализированных подразделений, являются самой распространенной формой адаптации структуры к стратегии в компаниях с одним предприятием. Форма функциональной специализации изменяется с учетом потребностей-покупателей, видов продукции и технологий. Например, производитель технического инструмента может строить организацию вокруг служб исследований и разработок, производства, контроля над качеством, маркетинга, кадров, финансов и учета. Структура гостиницы может состоять из обслуживающих отделов, ремонтных подразделений, блоков питания, служб организации конференций и особых мероприятий, отдела кадров и системы их подготовки, службы учета. Розничный торговец организует свою компанию с учетом служб закупки, складского хранения, розничной продажи, рекламы и стимулирования сбыта, административных функций. На рис. 23 представлены два типа функционального построения организации. Рис. 23. Функциональная организационная структура. Стратегические преимущества функциональной и организационной структур: 1) централизованный контроль стратегических результатов; 2) хорошо подходит для структурирования фирмы с одним покупателем; 3) структура тесно увязана со стратегией с помощью выделения ключевых работ в функциональные подразделения; 4) стимулирует приобретение глубоких специальных знаний; 5) хорошо подходит для развития и компетентности; 6) способствует получению эффекта кривой обучени, связанного с функциональной специализацией; 7) повышает операционную эффективность в случае рутинного повторения работы. Стратегические недостатки функциональной и организационной структур: 1) чрезмерная фрагментация стратегически важных процессов; 2) способна привести к соперничеству и конфликту между отделами, а не к коллективной работе и сотрудничеству, поэтому генеральный менеджер должен выступать арбитром в реализации функциональной политики; 3) многоступенчатый бюрократический процесс управления и централизованное принятие решений замедляют реакцию организации; 4) затрудняет формирование менеджеров с познаниями в различных функциональных областях, так как продвижение по служебной лестнице происходит в рамках одной функциональной области; 5) ответственность за получение прибыли перемещается к руководителям высшего звена; 6) функциональные специалисты часто придают больше значения тому, что отвечает интересам функциональной области, а не компании в целом, а это «государства в государстве»; 7) функциональная близорукость часто работает против творческого предпринимательства, адаптации к переменам и попыток накопления межфункциональных навыков в ключевых областях. Применение специализированных функций в качестве основных организационных блоков более всего подходит для компании, где цепь формирования добавленной стоимости складывается из ряда специфических работ, каждая из которых требует достаточно обширных специализированных навыков, опыта и ноу-хау. В таких случаях укомплектование подразделений специалистами представляется привлекательным способом, поскольку можно воспользоваться эффектом кривой обучения или эффектом масштаба; накопить знания о важной бизнес-функции. Когда новые познания в одной или нескольких функциональных областях повышают операционную эффективность и создают ноу-хау в организации, они становятся основой получения конкурентного преимущества благодаря более низким затратам или уникальной способности. Функциональные структуры вполне удовлетворительно работают до тех пор, пока деятельность, имеющая решающее стратегическое значение, в полной мере соответствует функциональным подразделениям, и существует минимальная потребность в координации между отделами, а высшее руководство способно свести к минимуму соперничество между ними и внедрить дух бригадной работы, доверия и сотрудничества между работниками подразделений. Функциональной структуре присущи два основных недостатка: чрезмерная функциональная близорукость; распыление стратегически важных бизнес-процессов между традиционными функциональными подразделениями. Трудно добиться жесткой стратегической координации между руководителями функциональных подразделений, которые «говорят на разных языках» и предпочитают действовать без постороннего вмешательства. Функциональные специалисты склонны концентрировать внимание на деятельности своего подразделения и на приоритетах начальства, не оглядываясь на интересы компании, потребителя или отрасли. Работники функциональных подразделений обычно весьма привержены делу и защищают интересы своих подразделений. Руководителям функциональных подразделений присуща склонность продвигать решения, способствующие росту его благосостояния и влияния в организации (несмотря на важность сотрудничества и интересы компании). Все это создает организационную среду, в которой функциональные подразделения действуют как дымовые трубы, и формируется питательная среда для бюрократических, авторитарных методов принятия решений и узких взглядов на проблемы. Кроме того, в функциональных структурах ограничена способность творчески реагировать на серьезные изменения на рынках и в технологиях. Здесь быстро отвергают идеи и альтернативы, не вписывающиеся в существующую функциональную структуру. Классические функциональные структуры также усугубляют проблему фрагментации процессов в случаях, когда цепь формирования добавленной стоимости в компании включает стратегически важные виды работ, которые по своей природе требуют межфункционального, а не строго функционального подхода. Фрагментация процессов логистического обслуживания потребителей не только затрудняет координацию между подразделениями, но и служит серьезным препятствием на пути приобретения межфункциональных ключевых навыков. Согласование политики подразделений, функциональная ведомственность и близорукость, а также фрагментация процессов обслуживания потребителей способны наложить серьезное административное бремя на генерального менеджера, который является единственным лицом в структуре организации, обладающим полномочиями разрешать противоречия между функциональными службами и требовать сотрудничества между ними. В функционально построенных организациях генеральный менеджер тратит значительное время и усилия на налаживание контактов между подразделениями, смягчение соперничества между ними, объяснение преимуществ более широких подходов, обеспечение путей сотрудничества и формирования желательных межфункциональных навыков работы. Чтобы добиться успеха, генеральный менеджер обязан жестко и бескомпромиссно требовать, чтобы руководители подразделений действовали в духе команды, а функциональные специалисты работали настолько тесно, насколько это необходимо. В случае отказа от полного сотрудничества следует применять более низкую оценку результативности работы, а возможно, даже назначение на другую работу. С целью обеспечения должного баланса между функциональным и бригадным подходами формальную функциональную структуру следует дополнить механизмами координации — частым использованием междисциплинарных рабочих групп для выработки процедур координации фрагментированных процессов и стратегически важных работ, системой стимулирования с учетом совместных результатов работы, наделением межфункциональных бригад, располагающих нужными специалистами, соответствующими полномочиями, формированием междисциплинарных групп, призванных навести мосты внутри организации. Вместо того чтобы продолжать распылять взаимосвязанные части логистического процесса обслуживания по разным функциональным подразделениям, а затем пытаться собрать эти куски в одно целое, лучше перестроить работу и сформировать подразделения, где люди, выполнявшие части работы в функциональных подразделениях, сосредотачиваются в рамках одной группы для осуществления процесса в целом. Так поступило руководство компании «Bell Atlantic», когда перестроило обслуживание абонентов междугородной телефонной связи. В рамках функциональной структуры в этой компании, когда клиент из числа предприятий компании просил связать свою телефонную систему с системой междугородной связи, заявка кочевала из отдела в отдел и требовалось от двух до четырех недель для завершения работы. Реорганизовав процесс, руководство компании «Bell Atlantic» собрало работников из различных отделов бригады, которые удовлетворяли заявку клиента в течение нескольких дней, а иногда часов. А так как речь шла о повторяющейся работе — подобные заявки клиентов приходилось выполнять ежедневно — бригады были объединены на постоянной основе в самостоятельный отдел. Дивизиональная структура. Рост масштабов номенклатурного и функционального разнообразия (диверсификации) деятельности организаций привел к возникновению такой модификации функциональных организационных структур, когда управленческий аппарат формируется не по функциям управления, а по выделению самостоятельных объектов (отделений) в рамках крупной бизнес-единицы. Для такой структуры дивизионального типа характерно образование отделений, специализирующихся на производстве однородной группы изделий и услуг (продуктовая ориентация), освоении нового вида производства, технологии и других нововведений (инновационная ориентация), ведении производственно-хозяйственных операций в заданном регионе (территориальная ориентация). Территориальная ориентация, например, может сочетаться с продуктовой, инновационной или целевой ориентацией. Особенностью дивизиональных организационных структур является формирование внутри каждого отделения собственного функционального аппарата управления, взаимодействующего с центральным штабным и функциональным органами управления. Матричная структура. Расширение масштабов бизнеса и усложнение взаимосвязей между элементами систем логистического обслуживания потребителей приводят к тому, что вопросы улучшения результатов бизнеса не могут быть эффективно решены на основе принятия частных решений и изолированного функционирования элементов систем логистического обслуживания в рамках отдельных подразделений организации. Задачи обслуживания потребителей охватывают различные функциональные области логистики и требуют всесторонней оценки — экономической, технической, политической, технологической, социальной. Механизм управления системой логистического обслуживания потребителей должен формироваться под определенную цель, реализуемую с его помощью, т.е. структура организации формируется под цель. Этот принцип получает все большее распространение в противовес традиционной функциональной структуре организации. Все более типичной структурой становится матричная структура, как наиболее приспособленная для решения задач логистического обслуживания потребителей. Структура организации должна быть гибкой, приспосабливающейся к особенностям обслуживания конкретных потребителей. Механизм управления логистической системой должен быть подчинен цели или задаче, реализуемой с его помощью, т.е. структура управления организацией должна подстраиваться под цель, а не наоборот. Матричная структура специально приспособлена для решения логистических проектов, способна создать надежное организационное обеспечение для реализации логистических решений. Чтобы обеспечить эффективное сочетание управления по процессам обслуживания потребителей с управлением линейными (специализированными) подразделениями, особенно в условиях кооперации высокой степени, целесообразно использовать метод матричного построения структур организаций. Он увязывает линейную ответственность (по вертикали) руководителей функциональных подразделений с ответственностью (по горизонтали), возложенной на все специализированные функциональные подразделения организации, участвующие в процессе логистического обслуживания потребителей. В матричной структуре сочетается управление, дифференцированное по функциям (стабильная структура), с управлением, дифференцированным по программам (временная целевая структура). Тем самым используются положительные особенности обоих типов структур, а их недостатки сводятся к минимуму. В матричной структуре динамичное регулирование целей и задач организации соединяется с ее стабильностью. Одновременно повышается степень персональной ответственности как за процесс обслуживания в целом, так и за ее компоненты. Создаются условия для рационального применения таких специальных методов, как программно-целевое управление, исследование операций. Матричная структура обеспечивает реальную возможность делегировать оперативные управленческие функции на более низкий уровень управления. Тем самым высшее руководство освобождается от текущей оперативной работы по управлению, что обеспечивает усиление контроля над деятельностью сотрудников функциональных подразделений по реализации глобальных целей организации. Больше внимания уделяется установлению рациональных потоков информации. В матричной структуре руководитель процесса непосредственно не контролирует специалистов, занятых оказанием логистических услуг. Он только определяет, что и когда должно быть сделано. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную процедуру логистического обслуживания. Матричные структуры программно-целевого управления являются наиболее универсальными и гибкими. При их внедрении не требуется существенной перестройки линейно-функционального аппарата. Вместе с тем матричные структуры вносят в управление новые усложненные организационные отношения, порождаемые принципом двойного подчинения ответственных исполнителей. Значительно увеличивается возможность противоречий субъективного происхождения, конфликтов между должностными лицами, нарушений системы коммуникаций, общей координации в работе. Особенности структуры, построенной на основе логистического подхода, заключаются в низком уровне специализации, формализации действий и принимаемых решений, в наличии несвязанных информационных систем, в децентрализации управления, в низкой интенсивности контроля. Группирование полномочий и ответственности за отдельные работы в единую структуру способствует росту эффективности и производительности всей совокупности логистических операций. Переход на логистическую структуру организации к повышению уровня прибыли через снижение уровня общих затрат ресурсов, росту объема продаж продукции за счет повышения уровня качества обслуживания потребителей, более производительному использованию ресурсов организации; улучшению результатов маркетинговой деятельности организации, улучшению экономических показателей организации за счет сокращения объема запасов, уменьшению дебиторской задолженности и увеличения денежного потока. Противоречия, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении работы работников организации над логистическими проектами во времени, могут нарушать стабильность функционирования организации и затруднять реализацию ее долгосрочных целей. Поэтому для обеспечения слаженности работы в условиях матричной структуры создается штабной орган управления. Будучи центром управления логистическими проектами, призванным осуществлять системную координацию и оценку выполнения управленческих процедур отдельными функциональными и линейными органами он относится к высшему уровню иерархии управления организацией. Практической реализацией матричного метода является, например, формирование команд. Главная особенность матричной структуры состоит в том, что управление функцией и бизнес-процессом пересекаются (образуя матрицу, или решетку), а принятие решений в каждой единице (клетке) матрицы делят между собой менеджер процесса (проекта) и функциональный менеджер. В матричной структуре работники имеют двойную подчиненность: по линии процесса (проекта) и по своей функциональной линии. Матричная структура означает отход от принципа единого подчинения; два канала подотчетности, два руководителя и совместные полномочия создают новый, тип организационного климата. В сущности, она представляет собой систему разрешения конфликтов, в рамках которой договариваются о стратегических и операционных приоритетах, полномочия разделяются, а ресурсы распределяются с учетом того, что больше всего отвечает интересам организации. Стимулом к распространению матричных структур стало растущее применение стратегий, ориентированных на потребителя, которые одновременно требуют наличия операционных бригад, менеджеров специальных проектов, продуктовых менеджеров, функциональных менеджеров, региональных менеджеров, менеджеров инноваций и менеджеров предприятий, причем всем им принадлежит важная стратегическая роль. Когда по меньшей мере двум из нескольких аспектов (продукция, потребитель, технология, география, функциональная область, бизнес-процесс или сегмент рынка) отдается примерно равный стратегический приоритет, матричная организация может стать эффективной формой структуры. Матричная организация создает внутренние издержки и противовесы между конкурирующими точками зрения, когда различные менеджеры отвечают за разные аспекты стратегической инициативы. Она позволяет непосредственно управлять каждым из нескольких стратегических аспектов и обеспечить ему официальное место в структуре организации, т.е. в указанном смысле дает возможность менеджерам среднего звена принимать компромиссные решения с позиций интересов организации в целом. Другое преимущество матричной структуры состоит в том, что она обеспечивает механизм для стратегических согласовании работ. Когда в диверсифицированной компании существуют возможности для стратегических согласовании работ в отдельных функциональных областях логистики, матричная структура обеспечивает должные структурные рамки для координации работ и обмена навыками. Используют матричные структуры «General Electric», «Texas Instrument», «Citibank», «Shell Oil, TRW», «Bechtel», «Boeing», «Dow Chemical».
|