![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Матричная организационная структура в диверсифицированной глобальной компании. Опыт «Asea Brown Boveri».
«Asea Brown Boveri» (ABB) — это диверсифицированная многонациональная компания со штаб-квартирой в Цюрихе (Швейцария). ABB была образована в 1987 г. путем слияния Asea — одного из крупнейших шведских промышленных предприятий — и Brown Boveri — крупной шведской компании. Обе компании выпускали электрические товары и оборудование. После слияния ABB приобрела небольшие пакеты акций 60 компаний, главным образом вне Европы. В 1991 г. годовая выручка составила 25 млрд. долл. США, а число занятых в ней составило 240 тыс. человек, в том числе 150 тыс. — в Западной Европе, 40 тыс. — в Северной Америке, 10 тыс. — в Южной Америке и 10 тыс. — в Индии. Компания стала мировым лидером на глобальных рынках электротоваров, электрооборудования, электрогенераторов и услуг, а в Европе она была главным производителем. На продажи в Европе приходилось 60% оборота, в Северной Америке — 30% и в Азии — 15%. Для управления глобальными операциями ABB разработала матричную организацию, которая укрепила свои навыки в технологии электрооборудования и способность добиваться глобальной экономии благодаря масштабам деятельности и одновременно способность реагировать на запросы национальных рынков. Во главе организационной структуры в компании находился исполнительный комитет, состоявший из президента П. Барневина и 12 членов; в комитет входили шведы, швейцарцы, немцы и американцы, причем некоторые из них находились вне Швейцарии. Группа собиралась каждые три недели в различных городах по всему миру и отвечала за стратегию и результаты работы ABB. Один аспект глобальной матрицы ABB включал примерно 50 «хозяйственных областей» (ХО), каждая из которых представляла собой совокупность тесно связанных между собой продуктов и услуг. ХО были объединены в восемь «хозяйственных сегментов», работу каждого из них контролировал отдельный член исполнительного комитета. Руководитель каждой ХО отвечал за: 1) разработку и осуществление глобальной стратегии; 2) Установление нормативов качества и затрат для каждого завода ХО во всем мире; 3) определение того, какие заводы должны экспортировать свою продукцию в какие страны; 4) ротацию сотрудников между предприятиями в разных странах для обмена техническим опытом и формирование смешанных бригад из лиц разной национальности для решения проблем ХО и создания атмосферы доверия; 5) накопление опыта и результатов исследований, которые могли бы пойти на пользу ХО во всем мире. Руководители ХО являются бывшими сотрудниками из различных предприятий. К примеру, руководителем группы силовых трансформаторов, в которую входят 25 заводов в 16 странах, является швед, работавший в Мангейме (Германия), руководитель ХО электроизмерительных приборов — американец из штата Северная Каролина. Другой аспект матрицы включал группу предприятий в отдельных странах со своими президентами, советами директоров, финансовой отчетностью и возможностями сделать карьеру. Президенты национальных предприятий ABB отвечают за максимизацию результатов и эффективность деятельности в пределах национальных границ. Эти президенты работают в тесном контакте с руководителями ХО с целью оценки и улучшения работы соответствующих предприятий в своих странах. Внутри матрицы располагались 1 200 «локальных» компаний ABB во главе с президентом; среднее число работников в каждой — 200 человек. Превидент локальной компании подчинялся как президенту отделения компании в стране, где она расположена, так и руководителю ХО по принадлежности продукции или услуги. Так что все локальные компании в Норвегии считались дочерними компаниями ABB Norway национальной компании в Норвегии; все фирмы ABB в Португалии считались филиалами ABB Portugal и т.д. Считалось, что 1 200 локальных президентов ABB должны быть отличными менеджерами центров прибыли, способными эффективно отчитываться перед двумя боссами. Глобальным боссом локального президента был менеджер ХО, который определял место локальной компании в глобальной стратегии ABB, а также правила, которых обязана придерживаться локальная компания с целью поддержания этой стратегии. Босс локального президента по линии страны — это главное должностное лицо в компании ABB в данной стране, с которым надлежало сотрудничать по локальным вопросам. ABB исходила из того, что ее матричная структура позволяет оптимизировать реализацию глобальных хозяйственных стратегий и в то же время максимизировать результаты на каждом национальном рынке, где она работает. Матрица — это способ оставаться глобальной и стратегически крупной, будучи одновременно небольшой и локальной в операционном плане. Принятие решений децентрализовано (их принимают руководители ХО, президенты по странам и резиденты локальных компаний), однако подотчетность и контроль централизованы (в руках руководителей ХО, президентов по странам и исполнительного комитета). ABB рассматривала себя в качестве федерации национальных компаний с глобальным координационным центром. В штаб-квартире ABB в Цюрихе заняты только 100 специалистов. С помощью управленческой информационной системы ежемесячно собирают фактические данные по всем центрам прибыли и сопоставляют их со сметами и прогнозами. Показатели сначала оцениваются в местной валюте, а затем переводятся в доллары США для сопоставлений по странам. Финансовая отчетность ABB составляется в долларах США, а английский — официальный язык компании. Все совещания на высоком уровне проводятся на английском языке. Руководители многих компаний избегают матричной структуры из-за сложности управления: люди не знают, кому они подчиняются, по каким вопросам. Кроме того, поскольку матрица предполагает коммуникацию и согласование, может возникнуть «операционный затор». Работники одной области вынуждены иметь дело с работниками другой области и пробиваться через внутренние бюрократические барьеры. Способность действовать парализуется, так как при разделении полномочий трудно принимать решения, предварительно не согласовав их с другими работниками и не получив разрешения. Много времени и умственной энергии расходуется на заседания и обсуждения. Возможно появление существенных затрат и задержек в принятии решений без заметного улучшения результатов. Но и при этом в ряде случаев преимущества, связанные с разрешением конфликтов, обеспечением согласия и координации, перевешивают названные недостатки. Матричные и горизонтальные структуры. В настоящее время в организациях преобладают структуры, основанные на агрегировании логистических функций. В рамках функциональной структуры такие логистические операции, как транспортировка и складирование, группируются в блоки, взаимосвязанные между собой прямыми линиями соподчиненности, полномочий и ответственности. При таком функциональном группировании для распределения ресурсов по операциям, как правило, используются административно-командные организационные каналы. Когда руководство организации сталкивается с необходимостью изменения процесса управления, становится нежелательным сохранение жестких линий полномочий и ответственности, характерных для функциональной структуры. В рамках административно-командной структуры трудно добиться межфункциональной гибкости, требуемой для удовлетворения индивидуальных запросов потребителей. Одно из решений, позволяющее менеджерам перейти на межфункциональные принципы работы, получило название матричной организации. Процессный подход реализуется, в частности, следующими мероприятиями: 1. Организация работы для осуществления целостного бизнес-процесса, а не выполнения отдельных задач. Деятельность работников организации по логистическому обслуживанию потребителей строится вокруг нескольких ключевых процессов, и для них устанавливаются конкретные целевые нормативы деятельности. Назначается руководитель каждого процесса логистического обслуживания. 2. Плоская иерархия. Уменьшается степень субординации, отдельные задачи и функции объединяются, исключаются работы, не создающие добавленной стоимости и минимизируется число операций, выполняемых в рамках каждого процесса. Используется как можно меньше команд для выполнения целостного процесса логистического обслуживания. 3. Использование команд для управления всеми процессами. Команды трансформируются в основные структурные блоки организации. Путем использования самоуправляемых команд ограничиваются контрольные функции вышестоящих руководителей. Перед членами каждой команды ставится общая цель. На них возлагается ответственность за достижение конкретных результатов в соответствии с установленными целевыми нормативами. 4. Улучшение работы под воздействием и в интересах потребителей. Главной движущей силой и главным критерием эффективности бизнеса является удовлетворение потребностей потребителей, а не повышение курса акций или наращивание прибыльности. Прибыль придет и акции компании поднимутся в цене, если клиенты будут довольны качеством их обслуживания. 5. Материальное поощрение эффективной работы команд. Система оценки и оплаты труда должна формироваться таким образом, чтобы поощрять успехи команды, а не отдельных работников. Персонал стимулируется к освоению разнообразных навыков, а не к оттачиванию узкой специализации. Этот принцип должен быть заложен в основу системы вознаграждения работников организации. 6. Максимизация контактов с поставщиками и потребителями. От работников организации требуется регулярное и непосредственное общение с поставщиками и клиентами. Представители поставщиков и заказчиков должны включаться в состав рабочих команд в качестве полноправных членов. 7. Информирование и профессиональная подготовка всех работников. Не следует ограничивать информационный «паек» работников только тем, что им «положено знать по штату». Персоналу следует доверять необработанные данные, обучать его использовать такие данные, самостоятельно анализировать их и принимать самостоятельные решения. Такой подход обеспечивает гибкий способ распределения ограниченных ресурсов и в силу этого уменьшает дублирование высококвалифицированных работников в разных бизнес-единицах. Но в этом заключается и недостаток матричной организации: временный персонал может не испытывать той ответственности за общее дело, которая характерна для традиционной функциональной структуры. Современное развитие матричного подхода к построению структуры организации все больше приближается к горизонтальной организации. Горизонтальная структура ориентирована на оптимизацию единого логистического процесса, а не на выполнение отдельных задач. Рисунок 24 иллюстрирует особенности горизонтальной организации. Рис. 24. Горизонтальная корпорация: это сквозное управление во всех направлениях, а не только сверху вниз. Желательная степень перехода от вертикальной к горизонтальной структуре управления организацией предопределяется такими факторами как операционные возможности организации, доступность ресурсов, требования к знаниям, навыкам персонала, экономия за счет масштабов операций. К разным организациям подходят совершенно разные решения о том, насколько плоской (горизонтальной) должна быть их структура. Это, в частности, напрямую зависит от степени внедрения информационных технологий в бизнес организации. Матричная структура является наиболее подходящей организационной формой для горизонтального управления. Доступность точной и надежной информации, обеспечивающей применение матричного подхода, уменьшает зависимость от жестких формальных структур. Пример. Производитель космических систем организует выполнение своих проектов на матричной основе. Постоянно осуществляется шесть или более крупномасштабных проектов. Каждый из проектов имеет своего менеджера (руководителя проекта). Он должен координировать работу различных отделов: технического обслуживания, исследовании и разработок, кадров, финансового отдела, организации (технологии) производства по вопросам ресурсов, необходимых для выполнения данного контракта. Ключевой задачей является обращение за поддержкой к другим функциональным подразделениям организации. Данная ключевая задача сосредоточена на разработке логистических предложений заказчиком. Однако служба логистики может не иметь достаточного влияния и власти над другими функциональными подразделениями организации, чтобы взять на себя ответственность за реализацию процесса логистического обслуживания. Данная задача предназначена обеспечить поддержку разработки логистического процесса со стороны других функциональных подразделений организации. Планы этих подразделений разрабатываются таким образом, чтобы могли быть реализованы задачи выполнения заказов потребителей. «Цепь надежна настолько, насколько надежно ее самое слабое звено!» — смысл этого утверждения сводится к тому, что если ключевая функция (или подразделение) не в состоянии сыграть свою роль в реализации логистического обслуживания потребителей, то усилия менеджеров всех других подразделений организации могут быть совершенно напрасными. Пример. Работниками одного из российских коммерческих банков были разработаны несколько новых кредитных предложений для потребителей. В этой связи банком была проведена массированная рекламная кампания. Реакция клиентов была положительной, какой и ожидалась, но банковская система проверки кредитов не соответствовала предъявляемым требованиям. Для обработки запросов требовалось так много времени, что к тому моменту, когда они были проверены и могли выполняться, многим клиентам это было уже не нужно. В зависимости от конкретных обстоятельств в реализации задач логистического обслуживания ключевую роль могут играть несколько различных функциональных подразделений. Одни из них могут быть связаны с торговым обслуживанием (продавцами, рекламой, обслуживанием потребителей, контролем над кредитованием покупок, гарантиями, рыночными исследованиями), сотрудники других функциональных подразделений могут быть более тесно связаны с работой самой организации (производством, разработкой продукции, информационными системами. трудовыми ресурсами). Обратите внимание: часть задач направлена вовне и связана с пониманием и принятием решений в отношении окружающей среды, последняя же задача направлена вовнутрь организации. Служба логистики должна использовать сочетание формальной власти с неформальным убеждением, чтобы ее предназначение было бы правильно реализовано. Проектная структура. При проектной структуре управление организуется применительно к проектам, для чего в соответствующих подразделениях сосредотачиваются специалисты различного профиля, способные решать соответствующие задачи. В проектной команде выделяются 6 функций: 1) управление продуктом; 2) управление проектом; 3) разработка; 4) тестирование; 5) обучение пользователей; 6) логистика (рис. 25). Рис. 25. Состав команды проекта. Для каждой функциональной группы четко определяются задачи, обязанности и требуемые навыки в профессиональной области деятельности. Бизнес-аналитики— специалисты, хорошо знакомые с бизнес-процессами в организации, так как их основной задачей является определение места логистики в бизнес-процессах организации, цели и задачи проектов логистического обслуживания, приоритеты внедрения, формулирование требований и ожиданий потребителей. Менеджер продукта обеспечивает взаимодействие с руководством заказчика, несет ответственность за то, что цели и задачи проекта, а также требования и ожидания потребителей однозначно понимаются всеми функциональными группами и что функциональные спецификации проекта отвечают требованиям потребителей и приоритетам бизнеса. Он должен знать современные информационные технологии, хорошо ориентироваться в бизнесе и иметь хорошие организаторские способности. Менеджер проекта выполняет ключевую организационную и координирующую роль. Он осуществляет общее планирование проекта и координирует действия всех исполнителей в ходе выполнения проекта, отвечает за содержание функциональных спецификаций и отслеживает их изменения в течение всего периода работы над проектом, несет ответственность за выполнение проекта в запланированные сроки, следит за применением и поддержанием требований стандартов. Главное, что требуется от специалиста по логистике — это организаторские способности, глубокое знание методологии выполнения проектов. Программно-целевая структура. Механизм управления должен быть подчинен цели или задаче, которая реализуется с его помощью, т.е. структура организации должна приспосабливаться к цели, а не наоборот. Этот принцип получает в практике управления все большее распространение в противовес традиционной функциональной организации. Все более типичной структурой организации становится программно-целевая, т.е. специально приспособленная для решения поставленной задачи, способная создать надежное организационное обеспечение для реализации решения. Структуры при этом стараются создавать гибкие, легко приспосабливающиеся к специфике программы, способные оперативно улучшаться. Не случайно возникает потребность в создании более эффективных форм координации межфункциональной деятельности, что служит причиной выделения в виде самостоятельных объектов управления комплексных целевых межфункциональных проектов и межотраслевых комплексов, ориентированных на общие цели. В этой связи можно назвать еще один признак классификации структур по объекту управления, согласно которому выделяются структуры управления организациями (объединениями, отраслями) и целевыми программами. Эти структуры сосуществуют и взаимодополняют друг друга. Возникает возможность типизации структур программно-целевого управления. К традиционным формам управления межфункциональным и межотраслевым взаимодействием можно отнести централизованное и координационное проектное управление. Централизованные системы управления программами и комплексами характеризуются подчинением всех основных участников программ единому органу линейного руководства. Поэтому целевая система управления программой составляет отдельное звено в общей производственно-хозяйственной системе управления. Полная передача элементов межотраслевого комплекса в линейное подчинение одному органу переводит такого рода структуру в линейно-программную структуру. При создании подобной системы в виде отдельной производственно-хозяйственной организации можно использовать все рассмотренные варианты организационных форм управления от строго линейных до сложных видов функциональных структур. Эти структуры характеризуются высоким уровнем организованности, четким распределением ответственности и высокой эффективностью управленческого механизма. Однако в каждой из них должны создаваться функциональные и обслуживающие подсистемы, и его дублирование делает структуру неэкономичной при большом количестве проектов. Применение таких организационных форм может быть оправдано лишь для выполнения сложных и дорогостоящих проектов. Программно-целевые структуры координирующего типа характеризуются созданием в действующей линейно-функциональной структуре головных организаций или других специальных координирующих органов, которые согласовывают межфункциональные (межотраслевые) взаимодействия исполнителей проектов по горизонтали на основе организации совместного принятия решений по проекту. Полномочия таких органов для воздействия на исполнителей проекту формируются высшими линейными руководителями. Но правами непосредственного распорядительства координирующие органы управления проектом не наделяются. Данный тип координации не создает нового класса структур управления проектами, а лишь перераспределяет функции управления между сложившимися звеньями аппарата управления. Зато простота организационного механизма и высокий уровень адаптивности координирующих форм проектного управления обуславливают их широкое применение. Но они незначительно разгружают высших руководителей от оперативного управления проектами и недостаточно влияют на предотвращение сбоев в ходе их выполнения, вызванных нерациональным использованием ограниченных ресурсов, выделенных на реализацию проекта. Создание структур координирующего типа наиболее целесообразно для тех проектов, в которых уровень производственно-технологической кооперации исполнителей является низким и где достаточно лишь координировать их планы и распределение ресурсов между ними. Иерархический тип структур управления. Структуры управления на многих современных организациях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале XX в. При этом главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических. Концепция иерархической структуры была сформулирована М. Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения: · четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности; · иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; · наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения работниками своих задач и обязанностей; · дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности; · осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности. Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональности такой структуры. Иерархический тип структуры имеет много разновидностей. Самой распространенной является линейно-функциональная организация управления. Основу линейно-функциональных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал). По каждой из них формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу (рис. 26). Результаты работы работников каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством, характеризуется показателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов, производительности труда, использования оборудования и площадей. Работу служб по ремонту оборудования оценивают показателями времени простоев и затрат на проведение ремонтных работ. Соответственно строится и система материального поощрения, ориентированная прежде всего на достижение высоких показателей деятельности каждой службы. При этом конечный результат в целом становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его достижение. Рис. 26. «Шахтная» структура управления организацией. Линейно-функциональные структуры наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Их достоинства проявляются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства. При такой организации управления производством предприятие может успешно функционировать лишь тогда, когда изменения по всем структурным подразделениям происходят равномерно. Но так как в реальных условиях этого нет, имеет место неадекватная реакция системы управления на требования внешней среды. Положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за применения формальных правил и процедур. В результате затрудняется и замедляется процесс передачи информации, что сказывается на скорости и своевременности принятия управленческих решений. Необходимость согласования действий разных функциональных подразделений резко увеличивает объем работы руководителя организации и его заместителей, т.е. высшего уровня управления. Недостатки линейно-функциональной структуры управления могут усугубляться за счет таких условий хозяйствования, при которых допускается несоответствие между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений, превышаются нормы управляемости, особенно у высших руководителей и их заместителей, формируются нерациональные информационные потоки, чрезмерно централизуется оперативное управление производством, не учитывается специфика работы различных подразделений, отсутствуют необходимые при этом типе структуры нормативные и регламентирующие документы. Аналогичные характеристики имеет и линейно-штабная структура управления, также предусматривающая функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровнен (рис. 27). Главная задача линейных руководителей здесь заключается в координации действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации. Рис. 27. Линейно-штабная структура управления организацией. Разновидностью иерархического типа организации управления является дивизиональная структура (англ. division — отделение). Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров организаций, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих крупных предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля над общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций. Поэтому этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля). Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация). Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. В результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения рассматриваются как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности деятельности. В то же время дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней управления для координации работы отделений, групп. Дублирование функций управления на разных уровнях в конечном счете привело к росту затрат на содержание управленческого аппарата. В самих производственных отделениях управление строится по линейно-функциональному типу. На рис. 28 представлена типичная для современной крупной компании дивизиональная структура управления. Рис. 28. Дивизионная структура управления. Управление объединениями строилось исходя из предпосылки их целостности, т.е. органической связанности составных частей, решающих общую цель и единые задачи. При этом имело место существенное различие в уровне централизации управления: наряду с объединениями, в которых управление было полностью централизовано и осуществлялось аппаратом головной организации или специально созданным органом, использовались и децентрализованные структуры, особенно там, где предприятия сохраняли свою хозяйственную и юридическую самостоятельность. Структура управления предприятиями и объединениями в основном оставалась линейно-функциональной. Но в результате увеличения иерархичности (генеральный директор — совет директоров — директора предприятий) усилилась необходимость в координации деятельности на всех уровнях, в более четком распределении функций между органами управления объединением и предприятиями, в информационном обеспечении всего процесса управления. Сохранение линейно-функционального типа управления крупными конгломератами усилило недостатки этой структуры и привело к замедлению процессов принятия решений, увеличению сроков согласовании, дублированию функций на разных уровнях. Но главное — не произошло ожидаемого прорыва в области научно-технического прогресса. Вся система управления объединениями и входящими в их состав предприятиями и организациями нацеливала их прежде всего на выполнение текущих и оперативных планов и задач. Перспективные цели, как правило, отодвигались на второй план: на них не хватало ни времени, ни средств, не было и прямой заинтересованности в их постановке и решении, так как оценка работы производилась по результатам текущей производственно-хозяйственной деятельности. Различные модификации иерархических структур не позволяли решать проблемы координации функциональных звеньев по горизонтали. повышения ответственности и расширения полномочий руководителей низовых и средних уровней, освобождения высшего эшелона от оперативного контроля. Требовался переход к более гибким структурам, лучше приспособленным к динамичным изменениям и требованиям производства.
|