![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Базовые механизмы координации
Деятельность по обслуживанию потребителей задает два фундаментальных и противостоящих друг другу требования: необходимость разделения труда для выполнения различных задач и потребность в его координации в рамках целостного логистического процесса. В этой связи структуры организации могут формироваться и в зависимости от способов разделения труда и координации деятельности, таких как взаимная подгонка, прямой надзор и стандартизация. 1. Взаимная подгонка достигается координацией работ по предоставлению логистических услуг посредством простого обмена информацией. Работники, выполняющие отдельные задания в процессе обслуживания, согласовывают свои действия, подобно тому как два гребца в одной лодке вынуждены подстраивать друг под друга скорость гребков и интенсивность своих усилий. На рис. 32а процесс взаимной подгонки изображен в виде двунаправленной стрелки между двумя операторами. Данный метод находит применение в организациях с простой структурой и представляет собой наиболее очевидный способ координации действий. Однако парадоксальным образом он используется и в самых сложных случаях, поскольку только он позволяет обеспечить требуемую степень надежности действий в исключительно ответственных ситуациях, таких как, например, полет человека на Луну. 2. Прямой надзор предполагает, что координацию осуществляет индивид, отдающий распоряжения и приказы другим работникам. Данный метод используется в случаях, когда над решением определенной задачи заняты некоторое число людей. Например, атакующие на своей шхуне мирный корабль пятнадцать пиратов не имеют возможности сообразовывать действия посредством взаимной подгонки, поэтому им необходим лидер, который направляет общие усилия при помощи команд. На рис. 32б изображен лидер, отдающий распоряжения другим работникам (направленные к операторам стрелки). Координация может быть также достигнута при помощи стандартизации, когда единство деятельности достигается почти автоматически на основе соблюдаемых правил всеми работниками организации. Можно указать следующие формы стандартизации: стандартизация процесса логистического обслуживания потребителей, стандартизация выпуска, стандартизация знаний и навыков на «входе» рабочего процесса, стандартизация норм как более общее руководство деятельностью по обслуживанию. 3 Стандартизация процесса логистического обслуживания потребителей означает спецификацию, или программирование непосредственного содержания деятельности по обслуживанию, задание процедур, которым необходимо следовать (инструкции). Как показано на рис. 32в, такое задание обычно получает аналитик, который должен программировать труд работников таким образом, чтобы обеспечить наиболее тесную координацию. 4. Стандартизация выпуска означает спецификацию не процесса обслуживания, а его результатов, что позволяет достичь высокой согласованности различных видов деятельности. Руководителю нет необходимости указывать слесарю, где именно должны быть просверлены отверстия во фланце, с тем, чтобы они совпали с болтами, приваренными кем-то другим, как не нужно объяснять менеджеру подразделения, что он должен приложить усилия к увеличению объема продаж на 10%, для того чтобы организация в целом достигала плановых показателей. Такого рода стандарты исходят прежде всего от аналитика (рис. 32г). 5. Стандартизация знаний и навыков затрагивает работника, который должен использовать в своей деятельности определенный объем знаний и навыков. Такого рода стандартизация обычно происходит вне самой организации, например, в учебном заведении еще до того, как индивид приступает непосредственно к труду (рис. 32д). В этом случае стандарты воспринимаются оператором в ходе его профессиональной подготовки как «входное условие» профессии. Когда врач-анестезиолог и хирург проводят операцию по удалению аппендикса, вряд ли они будут что-то специально обсуждать (методы взаимной подгонки или прямого надзора). Просто каждый из них и так знает, что должен делать и он сам, и коллега, чем и достигается координация действий врачей. 6. Стандартизация норм предполагает, что все работники организации разделяют некий общий набор убеждений, на основе чего и осуществляется координация действий (рис. 32е). Например, если каждый член религиозной секты убежден в необходимости привлечения неофитов, они будут прикладывать совместные усилия к достижению общей цели. Рассмотренные механизмы координации могут рассматриваться как базовые элементы структуры, скрепы, в отсутствие которых невозможна целостность организации. Они расположены в порядке возрастания жесткости: по мере того как усложняется организационная деятельность, трансформируются и координационные механизмы: от взаимной подгонки (как простейшего механизма) к прямому надзору, затем к стандартизации (предпочтительнее — стандартизации труда или норм) и, наконец, вновь к взаимной подгонке. Но ни одна организация не может в полной мере полагаться лишь на единственный механизм согласования. Практически в каждой развитой организации присутствуют рассмотренные механизмы. Многие организации делают акцент на определенные механизмы координации в зависимости от стадий развития. В самом деле, организациях, в которых отсутствует механизм координации, чаще всего возникают конфликты, так как в условиях относительного вакуума власти индивиды борются за влияние. Рис. 32. Базовые механизмы координации.
|