Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стадии функционального агрегирования
Традиционная организационная структура с разделенными логистическими функциями представлена на рис. 34. На этой схеме представлены только те функции, которые непосредственно связаны с выполнением логистических операций. Вначале считается, что результаты интегрированной деятельности могут быть улучшены за счет группирования разобщенных в традиционной организации логистических функций в единую управленческую структуру. Полагается, что если выполнение всех логистических функций будет сконцентрировано в рамках одной организационной единицы, то это облегчит процесс управления, анализ затрат и издержек, а также принятие решений, направленных на минимизацию общих затрат. Рис. 34. Традиционная организация функций, относящихся к логистике. Менеджеры подразделений предприятия должны быть уверены, что интеграция логистических операций приведет к улучшению результатов деятельности. Не имея такой уверенности, менеджеры будут противодействовать разработке и внедрению новой организационной структуры, ссылаясь на то, что она противоречит сложившейся практике управления. Идея функциональной интеграции логически обоснована и привлекательна с позиций здравого смысла, однако она не всегда находит поддержку руководителей других подразделений. Усилия, направленные на перераспределение полномочий и ответственности менеджеров, могут наталкиваться на их сопротивление. Попытки реорганизации могут встречать противодействие и недоверие, а в ряде случаев и обвинения в амбициях. В традиционных организационных структурах финансирование осуществляется по принципу операционной ответственности. Власть, влияние и доходы менеджеров организации зависят от управления большим числом ресурсов. Поэтому логистическая реорганизация, как правило, воспринимается как средство увеличения власти, влиятельности и доходов менеджеров службы логистики за счет менеджеров других подразделений. Для последних это нередко служит поводом к тому, чтобы защищать свои позиции, сопротивляясь функциональной интеграции логистики. В результате интегрированные логистические организации сталкиваются с серьезным противоборством. Но тем не менее все больше руководителей компаний осознают, какие выгоды сулит реорганизация. Такая реорганизация на основе функционального агрегирования, как правило, осуществляется в три стадии. Итак, рассмотрим стадии развития логистической организации, направленного на объединение функций. Организационная стадия 1. На данной стадии логистические функции рассматриваются как сопутствующие или вспомогательные. Ответственность за логистическую деятельность распределяется между сотрудниками функциональныхных подразделений предприятия. Наблюдающаяся фрагментарность означает отсутствие перекрестной координации выполнения различных логистических операций, что может привести к дублированию действий и возникновению, тем самым дополнительных затрат. Информация может быть неполной или недостоверной, распределение обязанностей и ответственности, как правило, является нечетким. Руководители компаний, осознав необходимость в системе контроля над общими затратами, осуществляют реорганизацию и объединение логистических функций в единую управленческую группу. Организационные единицы с минимальной степенью формального объединения появляются после того, как руководители предприятия начинают верить в то, что это приведет к улучшению результатов деятельности предприятия. Как правило, вначале в операционные блоки объединяют две или более логистические функции без существенных изменений в общей организационной иерархии. Такое первоначальное агрегирование функций охватывает как руководящий, так и рядовой состав организации. На этой стадии эволюции еще отсутствует интеграция службы закупок с подразделениями, занимающимися физическим распределением. Рисунок 35 иллюстрирует типичную организацию на стадии 1. Хотя и совершенно независимо друг от друга, подразделения, занимающиеся физическим распределением и управлением материальными ресурсами, агрегируют родственные функции. Рис. 35. Организация логистики: стадия 1. Недостатком организации на стадии 1 является отсутствие концентрации прямой ответственности за управление запасами. Например, первоначально менеджеры организационных единиц, занимающиеся физическим распределением, как правило, контролируют складирование, транспортировку и обработку заказов. На стадии 1 лишь в немногих организациях предусматривается прямая ответственность за согласование действий между менеджерами подразделений, занимающимися транспортировкой и окончательным размещением запасов. Организационная стадия 2. Когда руководители компаний в целом набираются опыта работы на основе объединения логистических функций и в полной мере оценивают связанную с этим выгоду от снижения общих затрат, начинается вторая стадия организационной перестройки (рис.36). Рис. 36. Организация логистики: стадия 2. Появляются логистические структуры как интегрированные организационные единицы. Мотивом к объединению функций становится уверенность в том, что группировка логистических функций в рамках единой организационной структуры способствует интеграции. Сближение функций облегчает понимание того, как решения и процедуры, имеющие отношение к одной сфере деятельности, влияют на ситуацию в другой сфере. Все функции, интегрируясь в единую систему, в конечном итоге должны работать на общий результат. Однако агрегирование функций не в состоянии обеспечить оптимальный механизм интеграции логистики. Для стадии 2 характерно организационное выделение логистики в качестве самостоятельной службы, сопровождаемое повышением ее статуса, полномочий и ответственности. Перемещение логистики на более высокий организационный уровень увеличивает возможности ее стратегического влияния на деятельность предприятия в целом. Независимый статус логистики позволяет обеспечить управление ею. Какая группа функций приобретает в организации доминирующие позиции, зависит от характера основной деятельности этой организации. Для завершения организационной стадии 2, перераспределяются функции и определяется положение службы логистики на более высоком уровне в рамках общей структуры компании. На стадии 2 концепция полностью интегрированного логистического подразделения еще не реализуется. Интеграционные усилия на этой стадии сосредотачиваются либо на физическом распределении, либо на управлении материальными ресурсами. Эта незавершенность преобразования управления в полностью интегрированную систему объясняется, в частности, слишком большим влиянием на выполнение таких функций, как обработка заказов или закупки. Вторым фактором, препятствующим полной интеграции. является отсутствие межфункциональных логистических информационных систем. Интеграция организационных структур рассматривается как нечто большее, чем просто действия, направленные на снижение или сдерживание уровня затрат. На стадии 2 интегрированные логистические подразделения начинают оказывать существенное влияние на выработку общей стратегии компании. Организационная стадия 3. На этой стадии организация характеризуется стремлением к объединению всех логистических функций и операций под единым руководством. В развитии организационной структуры прослеживается тенденция к группированию многих логистических функций (как планово-координирующего, так и оперативного характера) в единый блок с общим руководством и ответственностью. Цель состоит в стратегическом управлении всеми потоками и запасами в целях максимизации прибыли компании (рис. 37). Переходу к организационной стадии 3 способствует развитие логистических информационных систем. Информационные технологии усиливают возможности планирования и оперативного управления структурами, в рамках которых достигается полная интеграция логистических операций. Рис. 37. Организация логистики: стадия 3. Во-первых, каждая функциональная область логистики (закупки, материально-техническое обеспечение производства или физическое распределение) структурируется как отдельная операционная линия или отдельный бизнес-процесс. Выстраивание прямых цепочек соподчинения, полномочий и ответственности позволяет объединить работу отдельных служб в общий интегрированный логистический процесс. Благодаря четкому определению сфер оперативной ответственности функция материально-технического обеспечения производства может быть выделена в отдельное организационное подразделение, подобное тем, что отвечают за закупки или физическое распределение. Каждое такое подразделение является операционно-самодостаточным. Поэтому каждое из них сохраняет гибкость, предоставляя услуги в своей сфере деятельности. Кроме того, планирование и координация всех логистических операций в рамках интегрированной системы создает преимущества от объединения усилий (синергический эффект). Во-вторых, пять функций (упаковка, грузопереработка, складирование, управление запасами, транспортировка и экспедирование грузов), относящихся к логистической поддержке, распределяются между пятью операционными службами. Общая целевая ориентация этих служб обеспечивает механизм интеграции всех логистических операций. Логистическая деятельность каждой службы структурируется как система перекрестной ответственности за прямую взаимосвязь и координацию между физическим распределением, материально-техническим обеспечением производства и закупками. В-третьих, в планировании логистических ресурсов задействуется весь потенциал управленческой информации по планированию и координации операций. Обработка заказов приводит в действие логистическую систему и генерирует необходимую для управления единую базу данных. Планирование логистических ресурсов облегчает интеграцию. Планы, определяющие общие потребности бизнеса на тот или иной период времени, опираются на прогнозы спроса (по продуктам и рынкам), результаты обработки заказов, данные о состоянии запасов и стратегии размещения и загрузки мощностей. На основе выявленных потребностей плановый отдел обеспечивает слаженное функционирование производства путем согласования календарных планов выпуска продукции, планов загрузки мощностей и планов потребностей в материальных ресурсах. Наконец, на стадии 3 сводное планирование и контроль осуществляются на высшем уровне организационной структуры. Группа планирования занимается разработкой долгосрочных стратегий и отвечает за улучшение логистической системы. Подразделение логистического контроля занимается оценкой затрат и уровня обслуживания, а также информационным обеспечением процесса принятия управленческих решений. Развитие процедур логистического контроля является одной из основных задач интегрального управления логистикой. Необходимость тщательной оценки результатов деятельности является прямым следствием возрастающего значения обслуживания потребителей. Руководители компаний, осуществляющие интегральное управление логистикой, достигают хороших финансовых результатов: повышается прибыль, растут продажи за счет повышения уровня обслуживания, достигается более производительное использование ресурсов, улучшаются результаты производственной и маркетинговой деятельности, улучшаются балансовые показатели вследствие сокращения объема запасов, уменьшения дебиторской задолженности и увеличения денежного потока. На стадии 3 наблюдаются следующие тенденции переход от функциональной к линейной или комбинированной организационной структуре; рост числа руководителей логистических служб в статусе вице-президентов и директоров компаний; расширение сферы ответственности руководителей логистических служб за счет включения большего числа логистических функций; расширение интересов «за пределы логистики» и значительное наращивание взаимодействия со службами маркетинга, производства, финансами и службой обработки данных; перенос акцента с повседневных операций на более общие экономические и технологические процессы; рост значимости более «научного» подхода к логистике. Для получения конкурентного преимущества компании необходимо расширять организационное взаимодействие с поставщиками услуг, материалов потребителями. Пришло время безупречной работы. Задача достижения хороших логистических результатов ставит руководителей компаний перед необходимостью совершенствования, далеко выходящего за пределы организационной структуры. Организационная стадия 4. Основной характеристикой данной стадии является смещение акцента от функции к процессу. Менеджеры предприятий сосредоточивают свои усилия на управлении, ориентированном на процесс. Концепция организации XXI в. своим появлением обязана трем факторам: 1) развитию в организациях атмосферы коллективной сопричастности к общим результатам благодаря созданию самоуправляемых команд как средства повышения производительности труда; 2) повышению общей производительности за счет управления ключевыми бизнес-процессами; 3) оперативному обмену достоверной информацией, делающему возможной интеграцию всех элементов организации. Требования, предъявляемые к организации, построенной на основе процессного подхода, имеют три аспекта: 1) все усилия и ресурсы направляются на создание добавленной стоимости. Любая операция оправдана лишь в той мере, в какой она содействует росту добавленной стоимости. Выполнение операций должно отвечать потребностям потребителей. Менеджеры по логистике должны развивать в себе способность думать о других; 2) организационная поддержка логистического бизнес-процесса требует, чтобы все ресурсы и средства, необходимые для обслуживания потребителей, были доступны независимо от их функциональной принадлежности. Функциональная структура может искусственно разделять потоки операций и создавать «узкие места». При горизонтальных процессах основные навыки и ресурсы организации должны находиться в постоянной готовности к выполнению требуемых операций; 3) деятельность по обслуживанию потребителей, организованная как целостный бизнес-процесс, должна создавать синергические преимущества. В рамках интегрированных логистических систем планирование процесса обслуживания направляется на структуризацию организационных взаимосвязей, обеспечивающую максимальный результат при минимальных затраченных ресурсах.
Рис. 38. Переход от вертикальной организационной структуры к горизонтальной. Процессная ориентация опирается на базовые принципы системной интеграции. Основу интегрального подхода составляет функциональное совершенствование, выраженное в увеличении вклада каждой функции в общий результат. Суть изменений, связанных с управлением логистикой как целостным процессом, заключается в том, что логистика превращается в основную движущую силу всех инноваций в бизнесе, касаются ли они разработки новых продуктов, привлечения и исполнения заказов. доставки продукции потребителям. Общей тенденцией интеграции логистического процесса является наращивание операционного потенциала и влияния логистики. Вопрос заключается в том, как наладить выполнение самих процессов и управление ими. Успешные логистические решения характеризуются сочетанием различных организационных форм и лучших практических достижений, на основе которых строится управление целостным логистическим процессом в рамках модифицированных иерархических структур. Организационная стадия 5. Организационная стадия 5 характеризуется использованием информационных логистических сетей в качестве основы межорганизационной интеграции. Виртуальная организация функционирует как исполнитель некоей интегрированной деятельности. но не в качестве конкретного подразделения формальной организационной структуры. В логистике виртуальная организация представляет собой ключевые многофункциональные команды, связанные между собой через электронные каналы, сообща выполняющие необходимые работы на интегральной основе. Эти команды могут быть «прозрачными» для формальной организационной структуры, в которую они входят. Иначе говоря, формальные схемы организационных структур могут не отражать фактические бизнес-процессы и операционные потоки. Логистическим организациям свойственны функциональное дезагрегирование и стремление к концентрации в бизнес-процессах. Идея виртуальной организации не ограничивается стремлением к достижению организационной прозрачности. Понимание того, что организации могут объединить усилия для достижения общих глобальных целей и затем разойтись, играет огромную роль в управлении союзами. Черты виртуальности, присущие неустойчивым и гибким группам предприятий, объединивших свои ключевые сферы компетентности ради достижения совместных целей, в будущем окажут большое влияние на поставщиков логистических услуг. Отсюда следует идея о создании общедоступного «фонда» логистической компетентности, к которому пользователи могут обращаться всякий раз, когда в этом возникает нужда, с последующим отказом от него, когда потребность исчезает. Эта идея «одноразовой» логистики нашла применение в таких сферах деятельности, как специальные кампании по стимулированию сбыта, сезонные продажи, разработка и внедрение новых продуктов. Тот факт, что компании в настоящее время постоянно создают и затем расформировывают союзы, подтверждает актуальность концепций прозрачности и виртуальности. Приспособляемость организационных структур к постоянно меняющимся потребностям потребителей достигается в частности путем функционального дезагрегирования. Для того чтобы работники компании могли быстро и гибко отвечать на запросы потребителей, властные полномочия должны быть спущены на операционные уровни иерархии управления. Выработка стратегических направлений развития компании остается за высшим руководством. Компетентность в области операционной приспособляемости будет наращиваться на уровне исполнителей. Менеджеры-исполнители будут определять стратегию и реализовывать ее в повседневной оперативной деятельности. Анализ развития структур организаций показывает, что самые передовые компании прошли через три стадии функционального агрегирования. Эволюция началась с сильно фрагментированной структуры, в которой логистические функции возлагались на множество разных подразделений. С течением времени компании группировали все возрастающее число логистических функций в рамках единых специализированных логистических подразделений. Типичной формой агрегирования была традиционная бюрократическая структура. Таким образом решалась задача наращивания операционной интеграции, операций. Переход к управлению, ориентированному на ключевые процессы, стимулировал развитие горизонтальных структур. На стадии 4 руководство компаний отказывается от управления функциями в пользу управления процессами. Особенность стадии 5 заключается в использовании информационных технологий для управления логистикой как прозрачной структурой организации. Пример. Рассмотрим краткое содержание проекта горизонтальной организационной структуры, предложенного консалтинговой компанией McKinsey. 1. Работа ориентируется в первую очередь на организации процессов, а не на решении отдельных задач. Ориентируются на целевые нормативы, связанные с удовлетворением потребностей потребителей, такие как низкие цены и быстрое обслуживание. Выделяются процессы, отвечающие (или не отвечающие) этим нормативам. Эти процессы становятся главными компонентами бизнеса компании. 2. Иерархия организации выравнивается (т.е. ей придается более плоская структура), минимизируя дробление процессов. Параллельные команды формируются так, чтобы каждая выполняла большую часть или все операции отдельного процесса, чем цепочку команд, выполняющих одну или несколько отдельных операций для многих процессов. 3. На топ-менеджеров возлагается ответственность за организацию и осуществление процессов. 4. Целевые нормативы деятельности и система оценки результатов привязываются к каждому виду работ, связанных с удовлетворением потребностей потребителей. 5. Усилия сосредотачиваются на организации и планировании работы команд, а не отдельных исполнителей. Отдельные исполнители поодиночке не в состоянии постоянно улучшать операционные потоки. 6. Совмещаются управленческие и неуправленческие функции и операции. Командам предоставляются полномочия самостоятельно нанимать работников, оценивать результаты работы и осуществлять календарное планирование. 7. Особое внимание уделяется тому, чтобы каждый работник обладал навыками в нескольких видах деятельности. Не нужно много узких специалистов. 8. Людей следует информировать и обучать своевременно, именно тогда, когда это требуется для выполнения конкретной работы. 9. Максимизируются контакты работников компании с поставщиками и потребителями. Члены объединенных команд должны постоянно находиться в местах совершения сделок, непосредственно общаясь с партнерами и потребителями. 10. Налаживается материальное поощрение не только повышения квалификации отдельных сотрудников, но и наращивания компетентности команд в целом.
|