Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационные технологии
Информационные технологии рассматриваются как несущая конструкция предприятия, заменяющая иерархию организации. Для полного использования преимуществ информационных технологий требуются серьезные структурные преобразования и смена философии управления. Изменения неосуществимы путем простого реформирования существующей организации. Для эффективного использования информационных технологий необходима предварительная дезинтеграция традиционной структуры организации. Идея дезагрегирования основывается на предпосылке, что возможности информационных технологий обеспечат интегральное управление логистикой и функционирование логистической системы без агрегирования функций в формальные подразделения организации. Ответственность за выполнение логистических операций будет организационно переложена на пользователей. Под пользователем понимается организация, нуждающаяся в транспортировке, складировании, управлении запасами или других логистических услугах для реализации своих бизнес-целей. Превращение исполнителей логистических функций в интегральную часть организации-пользователя способствует наращиванию возможностей и гибкости логистики, что в конечном итоге ведет к повышению общей эффективности. Каждая организационная единица, входящая в состав компании, будет выполнять необходимые логистические функции. Парадигма дезинтеграции основывается на убеждении, что для действенной и эффективной координации выполнения логистических операций не требуется жесткого закрепления соответствующих функций в рамках административно-командной структуры. Имеется ряд аргументов и против функционального дезагрегирования. Например, если сходные операции будут распределены между организациями-пользователями без соответствующих механизмов обратной связи, то возможно снижение уровня стандартизации и усложнение бизнес-процессов. Наращиванию операционных возможностей способствует опора не на формальную структуру организации, а на создание и применение электронной информационной сети для координации логистических операций. Рост интеграции происходит главным образом за счет электронного обмена данными и создания логистических сетей на неформальной основе. С помощью этих средств координации могут сохраняться преимущества интегрированной деятельности и налажен обмен знаниями и навыками для максимальной стандартизации и рационализации работ. Понятие керитсу означает добровольное объединение группы предприятий, заключивших соглашение о разделении ответственности и сотрудничестве. Прозрачную сетевую организацию составляет набор совместных бизнес-функций, выполнение которых диктуется и направляется общими интересами и целями. Скоординированную работу такой неформальной сети обеспечивает свободный обмен данными. Информационные технологии служат средством электронного «оформления» структуры организации и обеспечения скоординированных действий. Уже сейчас отдельные компании устанавливают связь между различными операциями не на физическом или организационном уровне, а на уровне электронного обмена данными. Разрабатывается такая модель преобразований, в которой предусмотрен обоснованный и реалистичный переходный период. Руководители компании должны проявить осмотрительность и не торопиться проводить свои организационные структуры через пять рассмотренных стадий развития. Хотя ускорение изменений, в принципе, возможно, но, как показывают результаты исследования, попытки перескочить естественные стадии эволюции могут оказаться весьма опасными и свести все усилия реорганизации к нулю. Информационные технологии обладают потенциалом интеграции за счет использования электронных средств коммуникации, отличающимся от простого физического объединения логистических функций. Использование информационных технологий для координации функций и целостного управления интегрированной логистической деятельностью позволяет распределить ответственность за результаты работы в масштабах всей организации. Интеграция требует объединения логистики с другими сферами деятельности, такими как маркетинг и производство. При таком подходе насущной задачей становится интеграция в единый бизнес-процесс функций транспортировки, управления запасами, разработки новых продуктов, гибкого производства и обслуживания потребителей. Для достижения целостной организационной интеграции компания объединяет множество своих операционных возможностей в новые организационные блоки. Это означает, что традиционные функциональные подразделения сливаются в едином процессе, что требует перестройки традиционных структур организации. Такое дезагрегирование функций является завершением кругового цикла и возвратом к прежним фрагментарным функциональным структурам. Корпоративная информационная система со временем становится важнейшей составляющей управления материальными потоками. Она позволяет контролировать, анализировать, оптимизировать всю деятельность организации и налаживать обратную связь с сотрудниками. Глава 5. Организация логистического обслуживания потребителей в компании Формированию интегрированной системы логистического обслуживания способствует координация планирования закупок, производства. распределения. Укрепление связей между маркетингом, производством и распределением улучшает прогнозирование потребительского спроса. Одной из основных задач управления логистикой является согласование потребностей в логистических операциях на межфункциональной основе для достижения глобальной цели компании. Руководство компании должно руководствоваться логикой интегрированного ведения логистических операций, которую должны поддерживать менеджеры функциональных подразделений. Для обеспечения эффективности выполнения логистических операций необходимо обеспечить высокую степень централизации управления процессом выполнения заказов. Логистическая система компании эффективно работает на потребителя в том случае, если основные элементы системы (закупки, производство, хранение, транспортировка и распределение) функционируют как единый четко отлаженный механизм. Этого невозможно добиться, если в процессе выполнения заказов сотрудники функциональных подразделений компании, достаточно профессионально реализуя свою часть функций по выполнению заказа, не несут ответственность за результаты обслуживания потребителей в целом. Если сотрудники отдельного функционального подразделения компании не в состоянии сыграть свою роль в реализации механизма выполнения заказов, то усилия сотрудников других подразделений будут напрасными. Как известно, «цепь надежна настолько, насколько надежно ее самое слабое звено». В этой связи необходимо осуществлять постоянное согласование деятельности работников компании, вовлеченных в процесс выполнения заказа. Обслуживание потребителей является одним из наиболее важных аспектов деятельности менеджеров по логистике компании. Специалисты службы логистики компании организуют выполнение заказов внутренних потребителей. Деятельность по организации выполнения задач в области логистического обслуживания потребителей называется администрированием. Глобальные цели компании должны иметь приоритет перед целями отдельных функциональных подразделений. Управленческие решения должны приниматься только с учетом достижения глобальных целей компании. Результативность выполнения каждой логистической функции достигается лишь тогда, когда она вносит максимальный вклад в достижение глобальной цели компании. Функции являются лишь средствами достижения конечной цели, — интегрированного процесса доставки продукции от поставщиков до потребителей. Система логистического обслуживания потребителей охватывает все основные функциональные области логистики и требует эффективного взаимодействия работников компании для обеспечения качества обслуживания. Характерной чертой организации обслуживания потребителей является обеспечение взаимосвязанной деятельности сотрудников функциональных подразделений компании. Деятельность сотрудников функциональных подразделений компании необходимо фокусировать на логистическое обслуживание потребителей. Координация деятельности сотрудников функциональных подразделений в области логистического обслуживания потребителей способствует снижению уровня общих затрат ресурсов компании и других издержек. Система логистического обслуживания потребителей должна быть организована таким образом, чтобы осуществлялось адекватное и стабильное воздействие на все виды деятельности, влияющие на уровень обслуживания потребителей и их системная интеграция. В условиях динамичного изменения факторов внешней среды могут возникнуть непредвиденные ситуации, на которые достаточно сложно отреагировать с помощью заранее спрогнозированного поведения системы логистического обслуживания. В таких случаях путем координации под воздействием уже наступивших событий принимаются управленческие решения, учитывающие конкретную ситуацию в процессе обслуживания. Наблюдается тенденция смещения акцентов с функций на процесс обслуживания потребителей. Ключевым становится вопрос не о том, как организовать надлежащее выполнение отдельных функций, а о том, как лучше управлять целостным интегрированным процессом выполнения заказов. В рамках целостного процесса обслуживания потребителей функциональные подразделения компании сливаются в единую интегрированную систему. «Обработку покупателей» осуществляют внешние службы компании (отделы продаж, маркетинга, сбыта). Внешняя служба распоряжается исполнением полученного заказа и контролирует его выполнение. Служба логистики как внутреннее подразделение компании решает задачи, связанные с обслуживанием потребителей. Приближение сотрудников службы логистики к покупателю способствует поддержке и разгрузке сотрудников внешней службы, работа которых требует значительных затрат ресурсов, а также стимулированию командной работы. Вовлечение специалистов по логистике в процесс взаимодействия с потребителями позволяет устранить традиционное разделение между службой, работающей с потребителями, и службой, исполняющей заказы. Для повышения эффективности совместного функционирования внешних и внутренних служб деятельности сотрудников отдельных функциональных подразделений должны координироваться специалистами службы логистики компании. Налаживание и поддержание тесной связи между работниками компании способствует устранению потенциальных причин сбоев и недостатков в логистическом обслуживании потребителей. Управление взаимосвязями и взаимодействием сотрудников функциональных подразделений компании фокусируется на обеспечение требуемого уровня логистического обслуживания потребителей. Основной организационной формой достижения планируемой эффективности функционирования системы логистического обслуживания потребителей является партнерство в цепи поставок. В рамках логистической деятельности компании соединяются различные ресурсы. Эти элементы логистической системы согласовываются друг с другом и объединяются. Осуществляется координация всех бизнес-процессов, начиная от процедур приема и обработки заказа, закупки сырья, материалов, комплектующих узлов и заканчивая доставкой готовой продукции конечному потребителю. Для согласования, т.е. координации ресурсов, специалист по логистике должен обладать системным мышлением и иметь представление о ресурсах предприятия. Глава 6. Управление персоналом подразделения логистики В любом классическом учебнике по вопросам стратегии или политики можно прочитать утверждение о том, что центральной фигурой процесса формирования стратегии является стратег. Стратегом может быть любой член организации, который контролирует какие-либо ключевые моменты или действия работников; возможен даже коллективный стратег. Первым кандидатам на роль стратега является менеджер, и, прежде всего, генеральный менеджер, перед которым открыты наиболее широкие перспективы, а в руках сконцентрирована значительная власть. В этой связи главное внимание уделим фигуре генерального менеджера. Перед менеджером стоят весьма непростые задачи: ему приходится работать в условиях постоянного давления, его часто отвлекают разными вопросами; он ориентирован на действие, на устные и письменные коммуникации; общается с коллегами, подчиненными и с посторонними людьми. Г. Минцберг анализирует работу менеджера на трех уровнях: достаточно абстрактном информационном, коммуникативном и уровне непосредственного действия. Все, что делает менеджер, так или иначе укладывается в один из трех уровней. Однако менеджер должен учитывать все три уровня одновременно, даже если он сам и тяготеет к какому-то одному стилю работы. Менеджер, работающий в таком стиле, не может быть похож на традиционного стратега — лидера, который ведет организацию за собой, подобно тому, как дирижер управляет оркестром. Основная проблема руководителя состоит в том, чтобы согласовать собственные лидерские амбиции с позицией организации в целом так, чтобы коллектив добровольно подчинялся его воле. Работа менеджера — заставить людей поверить в собственные силы, подвигнуть их на выполнение трудных задач и направить их энергию в правильное русло, шаг за шагом продвигаясь вперед. Одним из важнейших условий сохранения конкурентоспособности организации является способность к обучению. Поддержка такой способности к обучению и есть главная задача стратега. Ключевым источником напряжения в организации, а тем самым и энергии процесса обучения, является способность видеть ситуацию в долгосрочной перспективе. В процессе обучения стратег должен быть одновременно учителем и помощником работников организации.
|