Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дж. Финнис: фундаментальные ценности и естественное право






Джон Финнис, автор опубликованной в 1980 г. книги «Ес­тественное право и естественные права»**, наряду с Лоном Фуллером и Рональдом Дворкиным, является одним из наибо­лее известных теоретиков современного естественного права. В упомянутой выше работе Финнис утверждает, что существу-

* Hart H. L. The Concept of Law, p. 192.

'''* Finnis J. Natural Law and Natural Rights. — Oxford: Oxford University Press, 1980.


ст семь фундаментальных объективных ценностей, семь базо­вых благ, необходимых для хорошей жизни каждого человека, независимо от его взглядов и принадлежности к той или иной культуре. Это жизнь, знание, игра, эстетические переживания, общение (или дружба), практический разум и религия, пони­маемая Финнисом, как «вопросы о происхождении космиче­ского порядка и человеческой свободы и разума»* (в данном, широком, понимании религия не отвергается и атеистами)**. Все это — фундаментальные ценности, то есть они ценны са­ми по себе, а не только как средства достижения каких-либо других целей. Разумеется, существует много других ценностей и целей в жизни, но, как полагает Финнис, все они являются «способами или комбинациями способов»*** реализации ос­новных семи ценностей.

Согласно Финнису, мы можем стремиться к реализации фундаментальных ценностей только в обществе (например, отношения дружбы требуют более чем одного человека). От­сюда (для решения проблем общественной координации, воз­никающих в связи с общим стремлением к базовым благам) появляется необходимость в праве как совокупности подкреп­ленных силой власти правил. Финнис определяет естественное право как «набор принципов практического разума для упоря­дочивания человеческой жизни и человеческого сообщест­ва»****. Конкретные законы должны выводиться из «естест­венного права» или, что равнозначно, из «законов разума».

Практический разум требует, чтобы фундаментальные цен­ности уважали в каждом действии*****. Так, например, закон, запрещающий убийство, основан на требовании практическо­го разума уважать фундаментальную ценность человеческой жизни. Для того, чтобы материальные блага эффективно ис­пользовались для хорошей жизни людей, должна быть введена система частной собственности и т. д.

Более детальное определение права у Финниса звучит так:

«...понятие права относится к правилам, принятым в соответ­ствии с регулирующими [их принятие. — С. M.J правовыми

* Ibid. P. 168. ** Цит. по: Freeman,?. 165-168. ***Ibid.P. 168. **** Ibid. P. 122. ***** Ibid. P. 174.


Нормами определенной и эффективной властью (также опреде­ляемой и обычно формируемой как институт в соответствии с правовыми нормами) для «отдельного» общества и поддер­живаемым санкциями в соответствии с основанными на нор­мах постановлениями судебных органов. Эта совокупность правил и институтов направлена на разумное разрешение ко­ординационных проблем общества <...> во имя общего блага данного сообщества»*.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал