Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лингвистика эмоций: направления, проблемы, решения, перспективы






В.И. Шаховский

ГОЛОС ЭМОЦИЙ

В ЯЗЫКОВОМ КРУГЕ HOMO SENTIENS

 

 


 

 

В.И. Шаховский

 

ГОЛОС ЭМОЦИЙ

В ЯЗЫКОВОМ КРУГЕ HOMO SENTIENS

 

 

Москва – 2012

 


 

Шаховский Виктор Иванович

Голос эмоций в языковом круге homo sentiens. – М.: Издательство?, 2012. –? с.

 

Монография обобщает результаты многолетних исследований автора различных проблем, связанных с изучением коммуникативной функции человеческих эмоций в различных сферах общения. Особое внимание уделяется взаимодействию теории эмоций с их дискурсивными практиками, в том числе и в неэкологическом общении, т.е. отрицательно влияющем на экологию человека и его сознание / мышление.

Предлагается для научной дискуссии лингвистическая теория эмоций.

Монография предназначается для широкого круга лингвистов и ученых других гуманитарных наук, интересующихся проблемами эмоциональной толерантности / нетолерантности, этики и экологии в межличностной и групповой коммуникации.

 

Рецензенты:

д-р филол. наук, проф., В.В. Жура;

д-р филол. наук, проф. С.С. Тахтарова

 

Научный редактор: д-р филол. наук, проф., Е.Ю. Ильинова


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ Лингвистика эмоций: направления, проблемы, решения, перспективы  
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЛОГИИ  
§1. Теоретическая и прикладная лингвистика эмоций  
§2. Коммуникативная функция эмоций  
§3. Энергетика эмоциональных знаков языка в коммуникативной практике  
§4. Дискурсивность эмоций как коммуникативная универсалия  
§5. Эмоциональная доминанта сознания и его вербальная выраженность  
§6. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации  
ГЛАВА 2. ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ  
§1. Когнитивные ресурсы эмоциональной языковой личности  
§2. Литературный интекст как ключ к эмоционально-культурной памяти российского социума  
§3. Предуведомление как эмоциональное мини-послание радиослушателю в информационном пространстве рекламы  
§4. Динамика эмотивного признака в тексте  
§5. Эмоциональный тьюнинг в речевом общении  
ГЛАВА 3. ДЕСТРУКТИВНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ  
§1. Семиотика и семантика оскорбления в конфликтной коммуникативной ситуации  
1.1. Негативно-прагматическая энергетика оскорбительных речевых актов  
1.2. Модус кажимости: пассионарность оскорблений реальных и кажущихся  
1.3. Оскорбление как коммуникативный фактор конфликтной ситуации  
§2. Русский мат как коммуникативная «приправа»  
2.1. Мат как объект научного изучения  
2.2. Homo obscenus / Homo impudicus / Homo indecent / Homo turpis - распространители мата  
2.3. Этические и прагма-семантические характеристики мата  
2.4. Эмотивная лингвоэкология мата  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
ЛИТЕРАТУРА  

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Лингвистика эмоций: направления, проблемы, решения, перспективы

 

Сегодня изучение эмоций в языке, тексте и коммуникации является одной из актуальных задач лингвистики. Объяснятся это тем, что они охватили все коммуникативное пространство homo loquens: политику, медиажурналистику, публичное, бытовое и художественное общение. Эмоции стали важнейшими компонентами мышления и языкового сознания современного человека, принадлежащего к любой лингвокультуре. Это объясняется тем, что эмоции любого языкового сообщества социологизированы и психологизированы, т.е. обобщены видовым национальным опытом данного народа, они не только являются индивидуальной формой оценивания мира, но влияют на особенности нормирования межличностных отношений в социуме.

В том, что эмоции являются мотивационной основой сознания, мышления и социального поведения, уже мало кто сомневается. Отечественные лингвисты В.А. Мальцев, С.Б. Берлизон, М.Д. Городникова, Э.С. Азнаурова. И.В. Арнольд, Е.М. Галкина-Федорук, Н.М. Павлова, О.И. Быкова, Н.М. Михайловская, автор этих строк и мн. др., опережая западноевропейских и американских лингвистов, стояли у истоков нового, эмотиологического направления в лингвистике, еще замкнутой в тесных рамках системно-структурной парадигмы. Благодаря детальной разработке поля эмотивной лексики, отечественные ученые смогли сформировать представления об эмоциональной концептосфере культуры, о нормативности эмоционального поведения, о эмоциональной / эмотивной лакунарности во внутри- и межкультурной коммуникации.

В настоящее время в эмотиологии сложился целый комплекс теоретических подходов, составляющих основу лингвистических исследований в России. Проблематика данной научной области активно разрабатывается в трудах российских лингвистов: в докторских диссертациях (В.И. Жельвис, С.В. Ионова, З.З. Исхакова, Н.А. Красавский, Э.А. Нушикян, Н.А. Сребрянская, О.Е. Филимонова, З.Е. Фомина, И.И. Чесноков, В.И. Шаховский, И.А. Щирова и др.), многочисленных кандидатских диссертациях (И.В. Быдина, Т.А. Графова, Н.Г. Долгих, И.И. Намталишвили, Я.А. Покровская, И.И. Скачкова, Т.И. Толкачева, А.А. Штеба и мн. др., в лексикографической теории и практике (Ю.Д. Апресян, В.Ю. Апресян), в сборниках научных трудов и монографиях. За рубежом большое внимание эмоциональному аспекту языка уделяют А. Вежбицкая, Б. Волек, Дж. Эйчисон и др. Таким образом, проблема «эмоции в языке» является одной их наиболее актуальных лингвистических задач: защищаются сотни диссертаций, в которых исследуется эмоциональная составляющая разных языков, появляются статьи и монографии, которые позволяют говорить о существовании мощного и разветвленного научного направления – отечественной лингвистики эмоций. Методологический аспект категории эмотивности заключается в том, что она может служить ключом к анализу всех коммуникативных процессов.

В настоящее время в лингвистике эмоций можно выделить следующие проблемы, уже сложившиеся в несколько приоритетных направлений:

· типология эмотивных знаков, служащих для фиксации различных проявлений эмоций;

· влияние эмоционального типа mind style на формирование языковой картины мира, понятие эмоциональной языковой картины мира;

· коммуникация эмоций;

· корреляция лексиконов эмоций различных языков мира;

· национально культурная специфика выражения эмоций;

· критерии эмотивности языка и его знаков;

· соотношение лингвистики и паралингвистики эмоций;

· влияние эмансипации эмоций на языковые процессы;

· эмоциональная окраска текста;

· эмотивное семантическое пространство языка и эмотивное смысловое пространство языковой личности;

· лексикография эмотивности;

· эмоциональная толерантность / нетолерантность в различных видах человеческой коммуникации;

· прагматика описания и выражения своих сиюминутных, прошлых и чужих эмоций, сокрытие, имитация, симуляция эмоций.

Естественно, что это далеко не полный перечень основных направлений и проблем: это то, что давно лежит на поверхности и настойчиво стучится в двери эмотиологии. Однако с тех пор, как в 1970 г. академик А.А. Леонтьев отметил, что в отечественной науке отсутствует лингвистическая теория эмоциональной стороны речи, в языкознании и психолингвистике сделано очень многое для разработки подобной теории, теории, которая оказывает существенную методологическую помощь исследованию перечисленных выше и многих других проблем эмотиологии и лингвистики в целом.

Являясь частью естественного развития человеческой расы, эмоции универсальны и узнаваемы во всех культурах. В современной гуманитарной науке накоплен огромный багаж знаний об эмоциональном мире человека. Так, уже не вызывает сомнения, что эмоции включены в структуру сознания и мышления, что они сопряжены с когнитивными процессами и стилями мышления, конституируются социокультурными параметрами, поэтому, помимо универсальных эмоциональных переживаний, наблюдаются и специфические для определенной культуры эмоции.

Каждая эмоция имеет свои характерные знаки, каталог которых формирует семиотику эмоций человека. В то же время эта корреляция не является моделью типа one-emotion-one-style. Эмоции тесно связаны с условиями общения: изменение условий влечет изменение эмоций и способов из выражения. Разному возрасту человека «приписаны» свои эмоции, различным поколениям людей свойственны более или менее различные доминантные эмоции. Нормы выражения эмоций тоже нестабильны и меняются от культуры к культуре, от эпохи к эпохе внутри одной культуры, от одного социального класса к другому; в целом они предписывают использование различных средств (vocal / nonvocal, verbal / nonverbal) и способов выражения эмоций. В этом плане эмотивность как лингвистическая категория является имманентным свойством языка выражать психологические (эмоциональные) состояния и переживания человека через особые единицы языка и речи – эмотивы [Шаховский, 1987 а]. Эмотивы категоризуются по объему эмоций в их семантике (аффективы, коннотативы и потенциативы), по модусу их существования (языковые, речевые), по параметру эксплицитности / имплицитности выражения.

В данной работе рассматриваются некоторые аспекты эмотивной теории языка, позволяющие наблюдать за сложным характером связи между психоэмоциональным состоянием человека и языковыми средствами его фиксации, и представлены наблюдения за прикладными аспектами эмотиологии, в частности, приемы прямого и косвенного выражения эмоций в сфере публичной и личностной коммуникации.

В общем виде суть лингвистического подхода к изучению эмоций выглядит так: есть мир (объект), есть человек (субъект), способный отражать мир, но отражает этот мир человек не механически, а пристрастно, избирательно: только то, что ему необходимо в данный момент или по каким-либо причинам интересно. Эмоции этот процесс отражения регулируют, выступая в роли посредника между миром и его отражением в языке человека: эмоции выражают значение объектов мира для человека. Эмоции как психическое явление отражают (то есть воспроизводят) в сознании человека его эмоциональные отношения к миру. Эти эмоциональные отношения являются хотя и субъективными, но социально осознанными и потому в определенной степени типизированными.

Однако не следует забывать, что есть эмоции, а есть их физиологическая экстериоризация (смех, слезы, тремор и т.д.), кроме того, известны разные способы их вербализации – называние, выражение, описание. Иными словами, человек владеет как минимум двумя семиотическими системами эмоций – Body language и Verbal language, они находятся в соотношениях, которые науке еще предстоит изучить и описать. В общих чертах уже установлено, что первичная семиотическая система превосходит вторичную (вербальную) по надежности, скорости, прямоте, степени искренности и качества (силы) выражения и коммуникации эмоций, а также по адекватности их декодирования получателем. Многие аспекты человеческой жизнедеятельности просто не передаются словами: язык беднее действительности, его семантическое пространство неполностью покрывает весь мир: при выражении и коммуникации эмоций степень адекватности языка к сиюминутно переживаемым эмоциям далека от желаемого. Кроме того, эмоции никогда не проявляются в чистом виде, и потому их вербальная идентификация всегда субъективна. Одна и та же эмоция выражается разными языковыми личностями по-разному в зависимости от множества факторов, в том числе и неязыковых (например, от фона общения). По меткому замечанию А. Хеллера, эмоции всегда когнитивны и ситуативны, а, следовательно, и выбор языковых средств их выражения тоже ситуативен.

Фиксирование эмоциональных процессов проходит посредством психического механизма их отображения в семантике слов, используемых для вербализации эмоциональных взаимоотношений коммуникантов. Отображение видового опыта эмоционального состояния локализуется в смысловой структуре соответствующих слов – образов тех объектов, с которыми они соотносятся. Это отображение кодируется в слове специфическими компонентами его семантики, которые и формируют эмотивность слова, то есть его семантическую способность репродуцировать в соответствующих типизированных условиях видовой опыт вербального выражения определенных эмоциональных отношений субъектов. Эмоция «хранится» в слове в виде идеи о ней, которая может «оживать» и «разворачиваться» до соответствующей данному моменту переживаемой человеком эмоции. Так эмоции «проникают» в слова, закрепляются в них, «хранятся» в них и при необходимости манифестируются: выражаются и опознаются с помощью этих слов.

Значимость отдельных групп слов вызывает вопросы и дискуссию. Так, особую проблему представляет существование лексики инвективной, нецензурной, которую лингвисты соотносят с низким уровнем языковой культуры, с сожалением отмечая при этом, что ее невозможно полностью удалить из системы языка [Шаховский, 2011]. К настоящему времени выпущено большое количество специализированных словарей нецензурной лексики [напр., DORO, 1971; ZPRS, 1973 и др.], общие толковые словари свободно включают инвективы, в том числе и предельно нестандартные, а художественная литература, театр и телевидение и другие средства массовой информации практически сняли все преграды на пути вербальной эмоциональной агрессии и свободы выражения мысли. Этические нормы, шлюзовавшие вульгарные аффективы, либерализовались в современной русской языковой общности, и отрицательная эмоциональная энергия, которая соотносит человека с нашим реальным миром, обрушилась на голову и душу русской языковой личности.

Лингвисты-эмотиологи предполагают, что в начале было не Слово, а Эмоция, поскольку в основе первичных и вторичных номинаций с самого начала лежали эмоции человека, это был еще не Homo loquens, но уже Homo sentiens. Ни одного слова не родилось без эмоций человека – этого самого решающего психологического фактора социологизации индивида. Это объясняется тем, что «сугубо личный эмоциональный элемент… несмотря ни на что, постоянно просачивается в выражение чистой мысли» [Балли, 1961]. Многочисленные исследования лингвистов подтверждают это предположение.

Надеемся, что знакомство читателей с основными положениями, терминологией сложившейся лингвистической теории эмоций, представленными в данной работе, и анализ прикладных аспектов эмотиологии будет способствовать активизации исследований и дальнейшему развитию лингвистической теории эмоций.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал