Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 12. Крупнейший советский хореограф новой волны О.М. Виноградов
Цель: рассмотреть особенности балетмейстерского стиля О.М. Виноградова. Задачи: · отметить организационную деятельность О. Виноградова на посту главного балетмейстера Кировского театра; · охарактеризовать творческую направленность балетов «Золушка» и «Ромео и Джульетта»; · проанализировать балет «Ярославна» как вершину творчества балетмейстера. Олег Михайлович Виноградов (р. 1937 г.) – крупнейший советский хореограф новой волны, второй после Юрия Григоровича, возглавлял балетную труппу Кировского театра в течение двадцати лет, начиная с 1977 г., а до этого – четыре года балетный коллектив театра МАЛЕГОТ. Виноградов имеет высшее звание народного артиста СССР, лауреата Госпремий. Его искусство отмечено зарубежными наградами: призом Мариуса Петипа и почетным званием «шевалье» (Франция), призом имени Лоуренса Оливье (Англия). Он окончил Ленинградское хореографическое училище по классу знаменитого педагога А. Пушкина. Но Виноградов не был в числе лучших выпускников и не попал в число артистов Кировского театра. Его и некоторых других молодых танцовщиков направили в Новосибирск, в Театр оперы и балета, которым тогда руководил крупнейший мастер Петр Андреевич Гусев. Здесь он осуществил свои первые постановки – «Золушка» (1964) и «Ромео и Джульетта» (1965). Первая постановка Виноградова – балет на музыку С.С. Прокофьева «Золушка» в 1964 г. – сразу возвестила о том, что родился интереснейший хореограф. Он по-новому раскрыл притчу о Золушке, поведав о конфликте двух взглядов на жизнь: мещанско-потребительского и возвышенно-духового. Таким образом, извечная балетная сказка о «Сандрильоне» превращалась в современное философское повествование. Хореографический язык спектакля был тонким, изысканным, почти не нарушающим классических канонов. Постановка представала приятной, привлекательной и впоследствии украсила сцены Одессы, Дрездена, Будапешта. В 1977 г. Виноградов поставил «Золушку» в Ленинграде в театре МАЛЕГОТ. После «Золушки» последовала новосибирская премьера «Ромео и Джульетты» в 1965 г., имевшая громкую прессу. Отмечалась современность трактовки шекспировского сюжета, самобытное развитие классического танца, образность и оригинальность пластических характеристик. Это был балет без аксессуаров, без шпаг, в нем множились фигуры в масках, мелькая среди аркад. Шекспир представал современным для поколения тех лет. В 1967 г. окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа по классу педагога А.В. Шатина. И в этом же году Виноградова приглашают в Большой театр для осуществления спектакля к 50-летию Октября. Это был балет композитора В.П. Власова «Асель» по мотивам известной повести Ч.Т. Айтматова «Тополек мой в красной косынке». Балет в трех частях-воспоминаниях раскрывал судьбу киргизской девушки в сплетении жизни четырех людей. Их личные переживания проходили на фоне революции, войны. Балет содержался в репертуаре Большого театра десять лет, в нем блистали Нина Тимофеева, Нина Сорокина, Борис Акимов, Николай Фадеечев, получившие сложные по технике танца и актерской выразительности партии. В 1967 г. Виноградов возвращается в родной Ленинград и становится балетмейстером Театра имени Кирова. Здесь в 1968 г. он ставит очередной национальный балет с современной советской тематикой – «Горянка» на музыку дагестанского композитора Мурада Кажлаева по мотивам повести Расула Гамзатова. Спектакль в трех актах посвящался судьбе дагестанской девушки Асият, протестующей против жестоких законов адата. Среди произведений мастера есть группа спектаклей традиционного классического репертуара, прочтенных заново. Это, прежде всего, «Тщетная предосторожность», обошедшая многие сцены и признанная едва ли не лучшей версией старинного балета. Хореограф взял музыку Луи Герольда, повернув спектакль в колоритную демократическую эпоху Франции конца XVIII в. Здесь немало остроумных комедийных сцен, тонкие акценты старинных балетных пассажей. К той же группе постановок относится «Коппелия» в совершенно новой версии, а также оригинальные сочинения: «Зачарованный принц» на музыку Б. Бриттена в 1972 г. – сказка-феерия, поставленная по законам Петипа, содержавшая большие классические ансамбли; «Фея Рондских гор» на музыку Э. Грига в 1980 г. – дань классическому традиционализму. Хореограф искал разные пути экспериментирования, в том числе в русле традиционной классики. Вершиной его творчества можно считать балет «Ярославна» с прекрасной современной музыкой Бориса Тищенко, оформлением и сценарием самого Виноградова, премьера которого состоялась в 1974 г. Спектакль стал поистине новым словом в балете – «Хореографические размышления» в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Ни в один балет хореограф, по его признанию, не вложил столько сил и раздумий: «работа над ним продолжалась три года, были изучены горы материалов, найдена особая образная символика, метафоричность и суровость повествования».[123] Образная символика оформления и костюмов, рисунок танца навевают ассоциации с иконописью, древнеславянским фольклором. В главных партиях выступали Никита Долгушин и Татьяна Фесенко. Балет опередил свое время, был слишком дерзок и нетрадиционен в своем жестоком патриотизме. Критики тех лет его не поняли и не приветствовали, но зрительская элита и элита профессионалов высоко оценили творение Виноградова. «Ярославна» потрясла и восхитила Дмитрия Шостаковича, академика Дмитрия Лихачева. Еще один уникальный эксперимент Виноградова – балет «Педагогическая поэма» по мотивам известного романа педагога А.С. Макаренко на музыку В.М. Лебедева. В спектакле отсутствовали женские партии, не было привычных структурных форм. Прочитывалась тема мудрого наставника, воплощались сложные отношения между людьми, их конфликты и примирения. Балету оказалась подвластной сложнейшая социальная тема. Заключительный этап работы Виноградова в театре имени Кирова был отмечен рядом интереснейших постановок экспериментального характера: «Ревизор», «Витязь в тигровой шкуре», «Броненосец «Потемкин». Последней работой советского периода для Виноградова стал «Петрушка» И.Ф. Стравинского с абсолютно новой хореографией. В главной партии выступил Андрис Лиепа. Идея «Петрушки» – конфликт «маленького человека» с большой душой и равнодушной толпы ряженых – здесь полностью прорисовывался, но в более острой, чем у Фокина, форме с приемами танца модерн, акробатических коллективных поддержек. Перечень сочинений Виноградова представляет постановки удивительно разные по тематике и жанрам, масштабные по форме и философской идее, развивающие классическую лексику танца за счет ее обогащения самыми разными элементами. В выборе сюжетов и способов их выражения балетмейстер непредсказуем. Не всегда его творения встречали безоговорочный успех. В период своей деятельности на посту главного балетмейстера Кировского театра Олег Виноградов проявил себя как хороший организатор и активный деятель. При нем в театре произошли знаменательные перемены. Это, прежде всего, обращение к лучшим зарубежным хореографам, их приглашение в Ленинград, включение их спектаклей в репертуар. При Виноградове стало возможным сотрудничество с Роланом Пети (например, постановка «Собора Парижской Богоматери»), с Морисом Бежаром, проведение вечеров современной хореографии с произведениями Джорджа Баланчина, Джерома Роббинса и других. После ухода Виноградова балетная труппа бывшего Кировского театра в течение ряда лет не имела главного балетмейстера. А Олег Михайлович Виноградов создал еще в 1990 г. Кировскую Академию в Вашингтоне, лучшую в Америке, параллельно руководил труппой «Универсальный балет» в Южной Корее. В феврале 2008 г. после 18 лет преподавания в академиях Вашингтона и Сеула возвращается в Санкт-Петербург в качестве главного приглашённого балетмейстера Михайловского театра. Олег Виноградов признан одним из выдающихся балетмейстеров современности. Путь О.М. Виноградова в искусстве оказался непростым, но удивительно ярким.
Краткие выводы по теме: 1. Олег Виноградов – выдающийся представитель ленинградского балета советского периода. Подобно Юрию Григоровичу в Большом театре, он был абсолютным лидером второй балетной труппы Советского Союза. 2. Одной из заслуг Виноградова является то, что при его руководствестало возможным сотрудничество с лучшими зарубежными балетмейстерами. 3. Покинув Кировский театр, в 1990 г. Олег Виноградов основал в Вашингтоне Universal Ballet Academy, где основой системы преподавания стала петербургская школа, а в 1998 г. балетмейстер занял пост арт-директора Universal Ballet Company в Сеуле.
Список литературы: · Аюханов, Б.А. Биография чувств [Текст] / Б.А. Аюханов. – Алма-Ата: Фонд Сороса, 2002. – 182 с. · Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – 298 с. · Ванслов, В.В. В мире искусств [Текст] / В.В.Ванслов. – М.: Знание, 2003. – 232 с. · Русский балет: энциклопедия [Текст] / под ред. А.П. Горкина. – М.: Согласие, 1997. – 632 с.
|