Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 13. Театр балета Б.Я. Эйфмана и его значение в современной хореографии⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33
Цель: сформировать знания о творческой и балетмейстерской деятельности Бориса Эйфмана и его коллектива. Задачи: · рассмотреть 2 периода творчества: советский и постсоветский; · проанализировать репертуар Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета под руководством Бориса Эйфмана; · выявить отличительные особенности творческого подчерка Б. Эйфмана.
К концу XX в. имя Бориса Эйфмана звучит громче других имен отечественных российских хореографов. Коллектив, руководимый им, существует более четверти века, насчитывает более сорока оригинальных постановок и пользуется зрительским успехом. Не менее полугода театр Эйфмана проводит в зарубежных гастролях: он открывает каждый сезон в Нью-Йорке, где обрел второе пристанище. Кроме родного Петербурга труппа часто выступает в Москве на лучших площадках: в концертном зале «Россия», на сценах Большого и Музыкального театров. Эйфман получил все мыслимые премии: «Триумф», «Золотая маска», «Душа танца», Госпремию России и множество других наград и отличий в России и за рубежом. Новое постперестроечное время оказалось благоприятным для творчества коллектива. Широкая зрительская аудитория расценивает балет Эйфмана на уровне высших достижений современности. Жизнеспособность коллектива бесспорна. Начав в 1977 г. со скромного названия «Новый балет», потом «Ленинградский ансамбль балета», он превратился со временем в «Петербургский государственный театр балета Бориса Эйфмана», где идут исключительно авторские произведения одного хореографа. Борис Яковлевич Эйфман (р. 1946 г.) родился в городе Рубцовске Алтайского края. Окончил Кишиневское хореографическое училище и балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории по классу педагога Г.Д. Алексидзе. С 1962 по 1966 гг. руководил детским хореографическим коллективом. Первые постановочные опыты Эйфман осуществил в Ленинградском хореографическом училище, где создал произведения на музыку Д.Б. Кабалевского, Р.К. Щедрина. В 1972 г. поставил балет «Гаянэ» на музыку А.И. Хачатуряна на сцене МАЛЕГОТа, в дальнейшем спектакль был перенесен в Польшу в театры Варшавы и Лодзи, на сцену Рижского театра оперы и балета. Он отличался свежестью трактовки, остроумными пластическими находками и сразу выдвинул Эйфмана в ряд заметных хореографов. Следующий опыт – «Жар-птица» в Кировском театре в 1975 г. – удостоился экранизации на телевидении, имел большой успех. С 1971 по 1977 гг. Б.Я. Эйфман работал балетмейстером в Ленинградском Академическом хореографическом училище имени А.Я. Вагановой (сейчас Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). А в 1977 г. организовал камерный коллектив под названием «Новый балет». Название вскоре изменилось на более нейтральное. «Ленинградский театр балета» начал работать в трудных условиях при минимальном финансовом обеспечении, при отсутствии стационара, тем не менее, сумел произвести сильнейшее впечатление первой же программой. Репертуар Эйфмана разнообразен и часто непредсказуем в выборе тематики. Но определенные тенденции прослеживаются. Театр начинался с произведений малой формы, затем в нем постепенно наметилась тенденция перехода к крупным масштабным постановкам. В балетах Эйфмана царит сюжетная драматургия, но часто она воплощается в обобщенной символике. Его пластические фантазии рождаются из произведений Ф.М. Достоевского, А.И. Куприна, М.А. Булгакова, Э. Золя, У. Шекспира, П. Бомарше. Любимая тема хореографа – это размышления о судьбе художника, мучительный поиск себя в творчестве, одиночество творца в жестоком равнодушном мире. Особенно поражают изобретательностью и пластичностью его дуэты, тогда как в больших ансамблях он менее интересен. Постановщик умело обыгрывает предметы декорации и структуру костюма. Они превращаются у него в живых участников балета – это огромные кровати-постели, лодка в балете под названием «Убийцы». Такой балет завершил советский этап творчества Эйфмана и символизирует некий знаменательный момент. Это наиболее типичный спектакль этапа творческой зрелости коллектива. Балетмейстер взял известное произведение Эмиля Золя «Тереза Ракен», в котором избегает его названия, применяя столь нетрадиционное для балета слово «Убийцы». Здесь женщина ради любви идет на преступление и вместе со своим любовником убивает мужа. Сюжет достаточно распространенный в мировой литературе. Балет «Убийцы» поставлен на музыкальную композицию – коллаж из произведений И.С. Баха, Г. Малера, А.Г. Шнитке. Спектакль впечатлял искусной режиссурой, держал зрителя в напряжении. Но Эйфман не работал по системе К.С. Станиславского, и его сверхзадача лежала в иной плоскости. В этом плане, безусловно, он более «современен», чем Ю.Н. Григорович, О.М. Виноградов, Н.Н. Боярчиков. Популярность и успех этого хореографа кроются именно в чуткой реакции на запросы времени. Он до предела насыщает движением сценическое действо, воплощая аллегории добра и зла, любви и ненависти, власти и свободы. У Эйфмана герои мучаются, терзаются, саморазоблачаются и снова мучаются. Визитной карточкой коллектива на ранней его стадии стало «Адажио» Г. Альбинони: солист Валерий Михайловский шел на Голгофу, невзирая на предостерегающие движения толпы. В финале он сбрасывал с себя одежду, оставаясь незащищенным, и все же несломленным. В «Адажио» Г. Альбинони не было танца и тем более классического танца в прямом смысле слова, но впечатляющая кантилена движений, эмоциональность жеста и позировок воздействовали сильнее, чем виртуозные танцевальные пассажи. Так формировался стиль Эйфмана-хореографа, где содержался глубокий синтез многих выразительных средств и танцевальных систем. В ряде постановок, особенно постсоветского периода, Эйфман использует лексику классического танца. Вначале коллектив ориентировался на молодежную аудиторию, на тягу к джаз и модерн-танцу. Таковы были одноактный балет «Двухголосье» на музыку ансамбля «Пинк-Флойд» (1977 г.), «Бумеранг» Д. Маклафлина по мотивам Б. Брехта (1978 г.). 1980 г. ознаменовал поворот в творчестве коллектива: был создан программный балет «Идиот» по мотивам романа Ф.М. Достоевского на музыку Шестой (Патетической) симфонии П.И. Чайковского. Четыре части симфонии не досконально иллюстрировали литературный сюжет – надо было хорошо знать роман, чтобы понять и уловить смысл происходящего. Но для Эйфмана было важно отразить глубинные философские ассоциации с мыслями Достоевского: «балет представал в форме монолога одного героя – князя Мышкина, в воспоминаниях проходили картины его переживаний и внутренней борьбы».[124] В таком спектакле необходимы были актеры-танцовщики высшей степени мастерства. Эйфман пригласил на роль Рогожина Мариса Лиепу и Джона Марковского, Настасью Филипповну танцевала Алла Осипенко, партия князя Мышкина стала лучшей ролью Валерия Михайловского. После большого успеха балета «Идиот» был показан «Безумный день» на музыку Дж. Россини по Бомарше, далее «Легенда» на музыку Тимура Когана по мотивам «Суламифи» А.И. Куприна, «Двенадцатая ночь» по В. Шекспиру на музыку Г. Доницетти, «Подпоручик Ромашов» по «Поединку» А.И. Куприна на музыку В.А. Гаврилина, «Пиноккио, или Приключения в стране дураков» на музыку Ж. Оффенбаха, «Мастер и Маргарита» по М.А. Булгакову на музыку Андрея Петрова, «Реквием» на музыку В.А. Моцарта. В 1990-е гг. Эйфман создал свои наиболее яркие принципиальные произведения: «Чайковский», «Братья Карамазовы», «Русский Гамлет», «Мой Иерусалим» и другие. 28 января 1997 г. в Российском государственном академическом театре драмы имени А.С. Пушкина состоялась премьера балета Б.Я. Эйфмана «Красная Жизель» на музыку П.И. Чайковского, Ж. Бизе и А. Шнитке. Балет посвящен великой русской балерине О.А. Спесивцевой, прожившей в искусстве короткую, но блистательную и яркую жизнь. Передавая судьбу великой балерины, автор приоткрывает историю танцевального искусства ХХ в.: от классического экзерсиса до авангарда, от бытового танца до высокого психологизма. Гениальная, хрупкая, трепетная душа, как душа самого балетного искусства, воплощенная в человеческом облике, противостоит не просто окружающему миру, но миру в момент катастрофы, раскола и смуты. Этот спектакль – настоящая дань памяти, восхищения и любви: еще одна судьба из череды судеб многих великих российских художников, казалось бы, навсегда ушедших, вновь возвращается на русскую сцену. Б.Я. Эйфман – народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России, кавалер Ордена искусств Франции (1999) – за годы своей плодотворной творческой деятельности создал более 40 балетов, которые отличаются масштабностью поднимаемых тем, оригинальностью хореографического решения.
Краткие выводы по теме:
1. Борис Эйфман – один из ведущих современных хореографов мира. Его первые постановки вызвали взволнованный отклик зрителей и пристальное внимание критиков. 2. В 1977 г. молодой хореограф получил возможность создать свой театр при Ленконцерте, который получил название «Новый балет», а впоследствии был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Театр изначально возник как авторский, как театр одного хореографа, что для тех лет было явлением уникальным. 3. В своих балетах Б.Я. Эйфман обращается к важнейшим вопросам человеческого бытия, стремится проникнуть в тайны человеческой психики. Философская направленность – характерная черта его творчества. Каков бы ни был сюжет балета, хореограф всегда вскрывает важнейшие нравственные проблемы, стремится понять и отразить противоречия жизни, духовного мира человека.
Список литературы: · Аюханов, Б.А. Биография чувств [Текст] / Б.А. Аюханов. – Алма-Ата: Фонд Сороса, 2002. – 182 с. · Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – 298 с. · Ванслов, В.В. В мире искусств [Текст] / В.В.Ванслов. – М.: Знание, 2003. – 232 с. · Чурко, Ю.В. Борис Эйфман [Текст] / Ю.В. Чурко. – СПб: Лада, 2004. – 241 с.
Заключение Ушедший век был богат значительными историческими событиями, драматическими коллизиями и общественными потрясениями. Если окинуть общим взглядом искусство отечественных хореографов от М.М. Фокина до Б.Я. Эйфмана, то можно увидеть разнообразную и достаточно пеструю картину. Различные эстетические принципы, тенденции, поиски сменяли друг друга, порою борясь и споря. Эволюционируя, некоторые из них исчезали бесследно, другие же оставляли заметный след в искусстве хореографии. Это наследие, которое сделало вклад в мировую хореографию, является мощным стимулом для балетмейстеров грядущих поколений. Начало XX века в России было ознаменовано появлением крупных творческих фигур М.М. Фокина и А.А. Горского. Это две самобытные индивидуальности с неповторимым творческим почерком. Если к названным деятелям прибавить еще В.Ф. Нижинского, балетмейстерские пробы которого в «Весне священной», «Играх», «Послеполуденном отдыхе фавна» ознаменовали зарождение танца модерн, то получится, что уже начало XX века составило новый этап в истории отечественного хореографического искусства и определило разнообразные тенденции для последующего века. Необходимо отметить также творчество Ф.В. Лопухова, который, в 20-е гг. много сделал для сохранения классического наследия, вместе с тем в некоторых спектаклях («Ледяная дева», «Щелкунчик») проявил склонность к смелым новаторским исканиям, оказавшим влияние на балетмейстеров через одно поколение. Новый этап, 30-50-е гг., принес торжество хореодрамы. Начавшийся с «Красного мака», он связан с именами Р.В. Захарова, Л.М. Лавровского, В.И. Вайнонена, В.М. Чабукиани, В.П. Бурмейстера. Прочно вошли в репертуар спектакли «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Пламя Парижа», «Лауренсия», получившие в те годы большой общественный резонанс. В 30-е гг. возник и ансамбль народного танца И.А. Моисеева, завоевавший мировое признание блистательными находками в области театрализации народного танца. Его творчество продолжается и в начале XXI в. Спектакли Ю.Н. Григоровича «Каменный цветок» и «Легенда о любви», И.Д. Бельского «Берег надежды» и «Ленинградская симфония» определили новый этап отечественного балета. Творчество Ю.Н. Григоровича ознаменовано созданием выдающихся спектаклей «Щелкунчик», «Спартак», «Иван Грозный» и других, а также новыми редакциями классических произведений. Но особенно важно, что по пути, открытому Григоровичем и Бельским, пошло молодое поколение хореографов: Н.Д. Касаткина и В.В. Васильев, О.М. Виноградов, Н.Н. Боярчиков и многие другие. Вместе с новым поколением на рубеже 50-60-х гг. достигло вершин творчество Л.В. Якобсона, начинавшего в 30-е гг. как хореограф уникального дарования. Особенно крупной фигурой в современном искусстве явился Б.Я. Эйфман, спектакли которого всегда содержат глубокую философскую концепцию, отличаются дерзаниями в воплощении высочайших произведений классической литературы (Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова и многих других), отмечены оригинальностью хореографической драматургии и танцевальных форм, обогащением пластической лексики, неординарным сочетанием классики с танцем модерн. Балетмейстерское искусство XX века насыщено многообразными тенденциями, но и ценнейшие пласты творческих свершений и находок, множество разнообразных произведений, ставших классикой, гордостью нашей культуры, проложили путь в будущее. Каждый этап балетмейстерского творчества XX века, поиск новых путей выводили на арену художественной жизни и новое поколение исполнителей, многие из которых завоевали мировое признание и также являются гордостью нашей культуры. В настоящее время хореографическое искусство России представляет собой высокий уровень. Именно в конце XX и начале XXI века танец вошел в контекст современного искусства, переходя в новую форму, приобретая новый смысл и стиль. Танец, по-прежнему является зрелищным, красочным, но главная его функция состоит в том, что он представляет собой современное искусство. Уважение к традициям, сохранение и развитие хореографического искусства как XX, так и XXI веков не должно противостоять процессу обновления и новым поискам. Академический и современный танец должны взаимодействовать, дополнять друг друга, обогащать развитие хореографического искусства.
Список основной литературы: 1. Аюханов, Б.А. Биография чувств [Текст] / Б.А. Аюханов. – Алма-Ата: Фонд Сороса, 2002. – 182 с. 2. Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – 297 с. 3. Белинский, А.В. Театральные легенды [Текст] / А.В. Белинский. – СПб: Новая литература. 1992. – 201 с. 4. Блок, Л.Д. Классический танец: история и современность [Текст] / Л.Д. Блок. – М.: Просвещение, 1991. – 249 с. 5. Бочарникова, Э.В. Большой театр [Текст] / Э.В. Бочарникова. – М.: Московский рабочий, 1995. – 190 с. 6. Ванслов, В.В. В мире искусств [Текст] / В.В.Ванслов. – М.: Знание, 2003. – 232 с. 7. Деген, А.Б. Ленинградский балет [Текст] / А.Б. Деген, И.В. Ступников. – Л.: Советский композитор, 1991. – 263 с. 8. Демидов, А.П. Золотой век Юрия Григоровича [Текст] / А.П. Демидов. – М.: Эксмо, 2006. – 399 с. 9. Ермолаев, А.Н. Сборник статей [Текст] / А.Н. Ермолаев. – М.: Искусство, 1984. – 231 с. 10. Замостьянов, А.А. Балет в Большом! Разговор перед спектаклем [Текст] / А.А. Замостьянов. – М.: А-ТРИТОНА, 2011. – 220 с. 11. Иванов, В.Г. Русские танцовщики XX века [Текст] / В.Г. Иванов. – Пермь, 1994. – 118 с. 12. Казаринова, Т.А. Хореографическое воплощение народно-героической темы в балете 1920-1930-х годов: монография [Текст] / Т.А. Казаринова. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2008. – 153 с. 13. Красовская, В.М. Балет сквозь литературу / В.М. Красовская. – Спб: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005. – 424 с. 14. Красовская, В.М. Русский балетный театр начала XX века [Текст] / В.М. Красовская. – Л.: Искусство, 1982. – 455 с. 15. Ленинградский балет 1960-1970-х гг. / сост. Т.И. Закржевская. – Спб: Береста, 2008. – 223 с. 16. Лиепа, М.Э. Я хочу танцевать до ста лет [Текст] / М.Э. Лиепа.- М.: Вагриус, 1996. – 154 с. 17. Лопухов, Ф.В. Хореографические откровенности / Ф.В. Лопухов. – М.: Искусство, 1982. – 215 с. 18. Лопухов, Ф.В. В глубь хореографии [Текст] / М.: Фолиум, 2003. – 251 с. 19. Луцкая, Е.В. Жизнь в танце [Текст] / Е.В. Луцкая. – М.: Искусство, 1988. – 78 с. 20. Макарова, Н.Р. Восемнадцать лет спустя [Текст] / Н.Р. Макарова. – М.: АРТ, 1993. – 193 с. 21. Мессерер, А.М. Танец. Мысль. Время [Текст] / А.М. Мессерер. – М.: Искусство, 1990. – 265 с. 22. Мусский, С.А. Самые знаменитые композиторы России [Текст] / С.А. Мусский. – М.: Вече, 2003. – 480 с. 23. Нуриев, Р.Х. Три года на Кировской сцене [Текст] / Р.Х. Нуриев. – Л.: пушкинский фонд, 1995. – 207 с. 24. Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с. 25. Плисецкая, М.Я. Тридцать лет спустя: сердитые заметки в тринадцати главах [Текст] / М.Я. Плисецкая. – М.: АСТ, 2007. – 359 с. 26. Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сборник статей [Текст] / под ред. В.И. Уральской. – М.: ГИТИС, 1997. – 167 с. 27. Русский балет: энциклопедия [Текст] / под ред. А.П. Горкина. – М.: Согласие, 1997. – 632 с. 28. Соколов-Каминский, А.А. Советский балет сегодня [Текст] / А.А. Соколов-Каминский. – М.: Знание, 1990. – 112 с. 29. Соллертинский, И.И. Статьи о балете [Текст] / И.И. Соллертинский. – Л.: Музыка, 1983. – 166 с. 30. Суриц, Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов [Текст] / Е.Я. Суриц. – М.: Искусство, 1989. – 360 с. 31. Тейдер, В.А. Касьян Голейзовский. «Иосиф Прекрасный» [Текст] / В.А. Тейдер. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 232 с. 32. Холфина, С.А. Воспоминания мастеров московского балета [Текст] / С.А. Холфина. – М.: Искусство, 1993. – 255 с. 33. Эльяш, Н.И. Образы танца [Текст] / Н.И. Эльяш. – М.: Знание, 1980. – 238 с.
Список дополнительной литературы: 1. Армашевская, К.И. Балетмейстер Вайнонен [Текст] / К.И. Армашевская. – М.: Искусство, 1981. – 278 с. 2. Асафьев, Б.В. О балете. Статьи. Рецензия. Воспоминания [Текст] / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1984. – 296 с. 3. Беляева-Челобитько, Г.В. Раиса Стручкова [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Балетный круг, 2002. – 174 с. 4. Березкина, М.И. Леонид Лавровский: сборник статей [Текст] / И.М. Березкина, Н.В. Чидсон, В.И. Уральская. – М.: Всероссийское театральное общество, 1983. – 423 с. 5. Васильева, В.П. Касьян Голейзовский: жизнь и творчество [Текст] / В.П. Васильева, Н.Ю. Чернова. – М.: Всероссийское театральное общество, 1984 г. – 575 с. 6. Лиепа, М.Э. Вчера и сегодня в балете [Текст] / М.Э. Лиепа. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 195 с. 7. Львов-Анохин, В. А. Галина Уланова [Текст] / В.А. Львов-Анохин. – М.: Искусство, 1990. – 270 с. 8. Максимова, Е.С. Мадам нет [Текст] / Е.С. Максимова.- М.: АСТ-пресс книга, 2003. – 283 с. 9. Мордовина, И.Н. Русский балетный театр конца XX века / И.Н. Мордовина // Народное танцевальное искусство и проблемы возрождения отечественной культуры. – Тамбов: издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. – С. 10-11. 10. Мордовина, И.Н. О национальном своеобразии балета / И.Н. Мордовина // Танцевальный фольклор: проблемы сохранения. – Тамбов: издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. – С. 23-25. 11. Музыка и хореография современного балета: сборник статей [Текст] / под ред. А.П. Гусева. № 3, – Л.: Музыка, 1987. – 239 с. 12. Нашхоев, Р.Е. Махмуд Эсамбаев – чародей танца [Текст] / Р.Е. Нашхоев. – М.: Маренго, 2001. – 164 с. 13. Плисецкая, М.Я. Майя Плисецкая [Текст] / М.Я. Плисецкая. – М.: Новости, 1996. – 382 с. 14. Популярная энциклопедия искусств: кинематограф, музыка, танцы, балет [Текст] / СПб.: Диля, 2001. – 544 с. 15. Пресняков, Е.О. Балет белых пачек [Текст] / Е.О. Пресняков // Балет. – 2009. № 3. – С. 32-35. 16. Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – 320 с. 17. Сто балетных либретто [Текст] / под ред. Л.А. Энтелиса. – Л.: Музыка, 1984. – 304 с. 18. Тихомиров, В.Д. Артист, балетмейстер, педагог [Текст] / В.Д. Тихомиров. – М.: Искусство, 1981. – 390 с. 19. Чурко, Ю.В. Борис Эйфман [Текст] / Ю.В. Чурко. – СПб: Лада, 2004. – 241 с.
[1] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 29.
[2] Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст]/ В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – С. 154. [3] Казаринова, Т.А. Хореографическое воплощение народно-героической темы в балете 1920-1930-х годов: монография [Текст] / Т.А. Казаринова. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2008. – С. 44.
[4] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 52. [5] Суриц, Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов [Текст] / Е.Я. Суриц. – М.: Искусство, 1989. – С. 56. [6] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С.32. [7]Там же. – С. 32. [8] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 32. [9] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 37. [10] Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – С. 158.
[11] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 56.
[12]Ванслов, В.В. Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности [Текст] / В.В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета. - № 3. – Л.: Музыка, 1989. – С. 6. [13]Ванслов, В.В. Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности [Текст] / В.В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета. - № 3. – Л.: Музыка, 1989. – С. 12.
[14]Мусский, С.А. Самые знаменитые композиторы России [Текст] / С.А. Мусский. – М.: Вече, 2003. – С. 219. [15] Казаринова, Т.А. Хореографическое воплощение народно-героической темы в балете 1920-1930-х годов: монография [Текст] / Т.А. Казаринова. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2008. – С. 43.
[16] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 50 [17] Мусский, С.А. Самые знаменитые композиторы России [Текст] / С.А. Мусский. – М.: Вече, 2003. – С. 221.
[18] Советские балеты: краткое содержание / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 54.
[19] Ванслов, В.В. Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности [Текст] / В.В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета. - № 3. – Л.: Музыка. 1989. – С. 8. [20] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 154.
[21] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 152. [22] Ванслов, В.В. Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности [Текст] / В.В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета. - № 3. – Л.: Музыка. 1989. – С. 11. [23] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 156. [24] Сто балетных либретто [Текст] / под ред. Л.А. Энтелиса. – Л.: Музыка, 1971. – С. 29. [25] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 19. [26] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 20. [27] Казаринова, Т.А. Хореографическое воплощение народно-героической темы в балете 1920-1930-х годов: монография [Текст] / Т.А. Казаринова. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2008. – С. 69.
[28] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 25. [29] Казаринова, Т.А. Хореографическое воплощение народно-героической темы в балете 1920-1930-х годов: монография [Текст] / Т.А. Казаринова. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2008. – С. 84.
[30] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 23. [31] Мусский, С.А. Самые знаменитые композиторы России [Текст] / С.А. Мусский. – М.: Вече, 2003. – С. 264. [32] Сто балетных либретто [Текст] / под ред. Л.А. Энтелиса. – Л.: Музыка, 1971. – С. 14. [33] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 107. [34] Мусский, С.А. Самые знаменитые композиторы России [Текст] / С.А. Мусский. – М.: Вече, 2003. – С. 268. [35] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С.
[36] Советские балеты: краткое содержание / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 105.
[37] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 127. [38] Ванслов, В.В. Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности [Текст] / В.В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета. - № 3. – Л.: Музыка. 1989. – С. 14.
[39] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 128. [40] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С.127. [41] Там же. – С. 133. [42] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 130. [43] Сто балетных либретто [Текст] / под ред. Л.А. Энтелиса. – Л.: Музыка, 1971. – С. 211. [44] Мусский, С.А. Самые знаменитые композиторы России [Текст] / С.А. Мусский. – М.: Вече, 2003. – С. 340. [45] Там же. [46] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 120. [47] Мусский, С.А. Самые знаменитые композиторы России [Текст] / С.А. Мусский. – М.: Вече, 2003. – С. 437.
[48] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 164. [49] Мусский, С.А. Самые знаменитые композиторы России [Текст] / С.А. Мусский. – М.: Вече, 2003. – С. 440.
[50] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 161. [51] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 166. [52] Ванслов, В.В. Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности [Текст] / В. В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета. - № 3. – Л.: музыка, 1979. – С. 31. [53] Там же. – С. 32 [54] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 170. [55] Мусский, С.А. Самые знаменитые композиторы России [Текст] / С.А. Мусский. – М.: Вече, 2003. – С. 395. [56] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С.58.
[57] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 172. [58] Там же. – С. 183. [59] Советские балеты: краткое содержание / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 129. [60] Там же. – С. 273. [61] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 60.
[62] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 63. [63] Казаринова, Т.А. Хореографическое воплощение народно-героической темы в балете 1920-1930-х годов: монография [Текст] / Т.А. Казаринова. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2008. – С. 69.
[64] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С.63. [65] Там же. – С. 64 [66] Казаринова, Т.А. Хореографическое воплощение народно-героической темы в балете 1920-1930-х годов: монография [Текст] / Т.А. Казаринова. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2008. – С. 84. [67] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 66.
[68] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 69.
[69] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 76.
[70] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 81. [71] Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – С. 49. [72] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 82.
[73] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 79. [74] Там же. – С. 111. [75] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 94.
[76] Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – С. 175.
[77] Казаринова, Т.А. Хореографическое воплощение народно-героической темы в балете 1920-1930-х годов: монография [Текст] / Т.А. Казаринова. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2008. – С. 103. [78] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 93. [79] Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – С. 180. [80] Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – С. 183. [81] Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – С. 186.
[82] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 102.
[83] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 120.
[84] Замостьянов, А.А. Балет в Большом! Разговор перед спектаклем [Текст] / А.А. Замостьянов. – М.: А-ТРИТОНА, 2011. – С. 85.
[85] Ленинградский балет 1960-1970-х гг. [Текст] / сост. Т.И. Закржевская. – Спб: Береста, 2008. – С. 72. [86] Замостьянов, А.А. Балет в Большом! Разговор перед спектаклем [Текст] / А.А. Замостьянов. – М.: А-ТРИТОНА, 2011. – С. 87.
[87] Плисецкая, М.Я. Майя Плисецкая [Текст] / М.Я. Плисецкая. – М.: Новости, 1996. – С. 201. [88] Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – С. 194. [89] Замостьянов, А.А. Балет в Большом! Разговор перед спектаклем [Текст] / А.А. Замостьянов. – М.: А-ТРИТОНА, 2011. – С. 128. [90] Там же. [91] Плисецкая, М.Я. Майя Плисецкая [Текст] / М.Я. Плисецкая. – М.: Новости, 1996. – С. 50. [92] Там же. – С. 51. [93] Замостьянов, А.А. Балет в Большом! Разговор перед спектаклем [Текст] / А.А. Замостьянов. – М.: А-ТРИТОНА, 2011. – С. 117. [94] Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – С. 195. [95] Бочарникова, Э.В. Большой театр [Текст] / Э.В. Бочарникова. – М.: Московский рабочий, 1995. – С. 85. [96]Бочарникова, Э.В. Большой театр [Текст] / Э.В. Бочарникова. – М.: Московский рабочий, 1995. – С. 86. [97] Замостьянов, А.А. Балет в Большом! Разговор перед спектаклем [Текст] / А.А. Замостьянов. – М.: А-ТРИТОНА, 2011. – С. 144. [98] Замостьянов, А.А. Балет в Большом! Разговор перед спектаклем [Текст] / А.А. Замостьянов. – М.: А-ТРИТОНА, 2011. – С. 150. [99] Там же. – С. 141. [100] Замостьянов, А.А. Балет в Большом! Разговор перед спектаклем [Текст] / А.А. Замостьянов. – М.: А-ТРИТОНА, 2011. – С. 172. [101] Там же. – С. 173. [102] Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – С. 197. [103] Деген, А.Б. Ленинградский балет [Текст] / А.Б. Деген, И.В. Ступников. – Л.: Советский композитор, 1991. – С. 72. [104] Зозулина, Н. Алла Осипенко / Н. Зозулина. – Советский балет. - № 3. – 1983. – С. 54.
[105] Деген, А.Б. Ленинградский балет [Текст] / А.Б. Деген, И.В. Ступников. – Л.: Советский композитор, 1991. – С. 86. [106] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 174.
[107] Замостьянов, А.А. Балет в Большом! Разговор перед спектаклем [Текст] / А.А. Замостьянов. – М.: А-ТРИТОНА, 2011. – С. 145. [108] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С.152.
[109] Замостьянов, А.А. Балет в Большом! Разговор перед спектаклем [Текст] / А.А. Замостьянов. – М.: А-ТРИТОНА, 2011. – С. 156. [110] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С.153.
[111] Лиепа, М.Э. Вчера и сегодня в балете [Текст] / М.Э. Лиепа. – М.: Молодая гвардия, 1991. – С. 92. [112] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 165. [113] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 166. [114] Деген, А.Б. Ленинградский балет [Текст] / А.Б. Деген, И.В. Ступников. – Л.: Советский композитор, 1991. – С. 192. [115] Деген, А.Б. Ленинградский балет [Текст] / А.Б. Деген, И.В. Ступников. – Л.: Советский композитор, 1991. – С. 188. [116] Нуриев, Р.Х. Три года на Кировской сцене [Текст] / Р.Х. Нуриев. – Л.: Пушкинский фонд, 1995. – С. 21.
[117] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 172.
[118] Деген, А.Б. Ленинградский балет [Текст] / А.Б. Деген, И.В. Ступников. – Л.: Советский композитор, 1991. – С. 89.
[119] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 138. [120] Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – С. 201. [121] Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – С. 205. [122] Демидов, А.П. Золотой век Юрия Григоровича [Текст] / А.П. Демидов. – М.: Эксмо, 2006. – С. 283.
[123] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 147.
[124] Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха [Текст] / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – С. 174.
|