Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Централизованного хозяйственного управления
Говоря о воззрениях представителей русской эмиграции, следует прежде всего остановиться на той совершенно блестящей по форме, глубоко проницательной и и1 и.новидной по содержанию критике, которой они подвергли идею централизма и большевистский опыт хозяйственного управления из единого центра. Экономистам зарубежья удалось убедительно показать, что марксистская теория вытеснения рыночного механизма ре? уянроват1Я, частной собственности и демократии из хозяйственно-политической жизни, замена этих институтов всеохватывающей, директивно плановой регламентацией неизбежно ведут к установлению в обществе казарменных порядков. Они предсказали неминуемую гибель большевистского эксперимента, ибо в условиях насилия и диктата, 328____________________________________________________________ Глава 12 без экономической и личной свободы развитие невозможно. Это предсказание оказалось подлинным пророчеством Кассандры. Первую научную критику централизованного хозяйства дал выдающийся русский экономист, академик РАН П. Струве. По свидетельству известного писателя М. Алданова, Петр Струве «превосходил Плеханова в литературном таланте, а Ленина в образованности» 2. Уже в начале XX в., освободившись от влияния марксизма, П. Струве стал одним из самых значительных и грозных критиков как самого «вечно живого учения», гак и порожденного им социализма, лживого идеологически и бесплодного практически 'л. Действительно, П. Струве критиковал социализм со всех точек зрения: религиозно-метафизической, как основанную на материализме ложную идею о «земном рае»; политической — ибо социализм, по его глубокому убеждению, несовместим с политической свободой, наконец, социально-экономической — ибо социализм, устраняя экономическую свободу, неизбежно приводит и к понижению уровня народного благосостояния и к полному закрепощению трудящихся единым хозяином — государством 4. Такой строй, считал П. Струве, может сколько-нибудь продолжительное время держаться только на насилии. «Тоталитарный режим» есть совершенно новая в истории «комбинация полицейского государства с партийной диктатурой, опирающейся на революционную идеологию и демагогию, комбинация насилия и лжи, господство черни, организованной в партию» 5. Критика П. Струве социализма и его воззрения на проблему соотношения централизма и свободы наиболее полно и ярко изложены им в работах «Размышления о русской революции» (1919) и «Итоги и существо коммунистического хозяйства» (1921). П.Струве: антагонизм идеи равенства
|