Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пипл! Это мент в натуре! 8 страница
Управляющее, или программирующее, воздействие символа осознается обычно олдовым дарителем, но не получателем. Для олдо- вого передача фенечки — акт программирования: «Марк, — рассказывали мне, — дарил фенечку приятелю, специально ему предназначал. Так ему приходилось чуть ли не каждую неделю плести- тот только повесит, три дня носит — она рвется... Но Марк снова плетет. Зачем-то ему нужно было это. Ну, может быть, хотел свою программу передать, врубить в свою программу». Подчеркивается, что такая фенька обычно предназначается определенному человеку, выражая комплекс команд, который даритель хочет передать именно ему. Это направленное управление поведением. Примечательно, что, согласно поверьям, личные фенечки передаривать ни в коем случае нельзя: «Это, — как мне объясняли, — приведет к пагубным последствиям. Душевный разлад человек (отдавший свою фенечку. — Т. Щ.) теряет рав! ювесие душевное. И из-за этого всякие неурядицы». Поверья такого рода охраняют конкретный канал коммуникации, препятствуя переадресации отправленной по нему программы. Человек не только получает программу, одновременно устанавливается связь между ним и дарителем. Связь эта вертикальная, по принципу «я» — лидер, когда команда спускается сверху вниз. Фенечка — не просто овеществленная программа поведения, а маркированная вдобавок личной символикой лидера, от которого она получена. Сольми дарит улитку, иногда с добавлением символики, предназначенной конкретному человеку (например, использует цвета его гороскопа). Получая в подарок фенечку и принимая ее как свой личный символ, человек не просто усваивает определенный комплекс норм поведения, но и отождествляет его с личностью Сольми. Он стремится стать, как улитка, мягким и слабым — и ориентируется на Сольми, на Улитку Сольми. В этом смысле и можно говорить об установлении связи по типу «я» — лидер, где «я» ориентируется в своем поведении на лидера, а точнее, на создаваемый им символический образ. Очевидно двойное отождествление посредством символа лидер идентифицирует себя с нормой сообщества: Сольми = Улитка (культ слабости); с другой стороны, получатель идентифицируется с той же нормой и соответственно с личностью лидера: Получатель = Улитка (культ слабости). Итак, связь, фиксируемая с помощью «дорогих» фенек, вертикальная, не на равных: «Если человек, которому служат, дает феньку, то слабый становится рядом с ним, как женщина с сильным мужчиной... Это как в церкви евхаристия: ты причащаешься, съедаешь просфорку— это как бы тело Господне. И ты уже во власти церкви. Так и феньку тебе подарил кто-то, кто тебе дорог: как бы установилась между вами связь... И ты уже в его власти: эта фенька — она вас связывает». Так объяснял мне значение дарения феньки один из московских товарищей Сольми. Практически вокруг каждого олдового человека в Системе группируется множество людей; еще больше хотя бы иногда с ним встречаются и получают феньки, тот же Сольми раздал их несчитанное количество. В этом множестве дарений проявляет себя ядерная структура — не всегда консолидировавшаяся как группа, чаще реализующаяся как звездообразная структура спонтанных коммуникаций слабо связанных между собой людей. В основе ее лежат вертикальные связи каждого в отдельности с лидером и очень слабые — между собой. Во многих случаях тусовщики, ориентирующиеся на одного ол- да, вообще не знакомы друг с другом. Каждый из них в отдельности видит не структуру «звезды», а свои личные отношения (или ситуативные контакты) с олдовым. Правила обращения с «дорогими» феньками отражают длительность отношений с лидером. Феньку, полученную от «дорогого человека», нельзя передаривать (связь личная). Если она рвется, обычно восстанавливают, как вещь ценную и очень значимую. Такие феньки чаще всего несъемные. В момент дара прочно завязывают и нередко обрывают концы феньки, так что она может только порваться, а снять ее уже нельзя. Итак, характер обращения с феньками отражает в данном случае характер связей в ядерной структуре: вертикальный, личный, прочный. Как уже говорилось, ядерные структуры связывают два слоя Системы — ее элиту (энергетов) и периферию, поскольку образующееся в их среде поле безличности требует лидера, а сеть олдовых способна его дать. Вернемся к ситуации, когда Сольми дарит феньку кому-то из новичков Системы. Что она в этот момент обозначает? Казалось бы, ответ есть — норму Системы: это значение становится общим для дарителя и получателя. В то же время каждая из сторон считывает еще дополнительные значения. Сольми осознает процедуру дарения феньки как получение энергии («энергетический вампиризм»), что очевидно его олдовым друзьям: «Сольми обязательно феньку дает — как вампирчик выступает...» «Как вампирчик» — это апелляция к имевшим широкое распространение в то время представлениям о способностях магов, энергетов и им подобных высасывать, пить, поедать — потреблять чужую энергию. «Получение энергии» в данном контексте означает приобретение социальной под держки в лице новых сторонников и последователей. С другой стороны, берущий дар ищет отнюдь не команд или программ и вряд ли отдает себе отчет в том, что становится объектом управления. Он польщен вниманием известного человека, а полученная фенька становится знаком, что этот человек признал его «своим». Получение феньки от авторитетного человека рассматривается как знак признания своей принадлежности к Системе, т. е. для получателя актуально скорее значение «за символом — группа». За фенечкой он видит в первую очередь сообщество, признавшее его своим, и Сольми — как выразителя воли этого сообщества Любопытно, что знакомство с Сольми (и полученные от него символические подарочки) реально споосбствует интеграции в Систему, открывая многие двери. Я разыскивала на тусовке какого-то пипла, и тут, как говорят в Системе, «из недр моего бэга» выпала бумажная улиточка, которую мои собеседники сразу опознали. Разговор стал намного теплее — быстро нашли координаты нужного мне человека. Таким образом, для дарителя фенька — знак и носитель «энергетического» воздействия, для получателя — принадлежности к сообществу или отдельной конкретной группировке (в данном случае к окружению Сольми). Это означает, что лидер ядерной структуры принадлежит к узкому кругу энергетов, ее рядовые члены — к периферии Системы, где символы воспринимаются по принципу: «За символом — группа». Третье же значение символа — «нормы» — актуализируется в момент их взаимодействия, когда «энергет» дарит феньку и объясняет ее значение, но не «энергетическое» (которое он хранит в тайне), а «нормативное», т. е. формулирует норму, призванную воздействовать на поведение адресата. Таким образом, «нормативная» интерпретация символических объектов опосредует отношения между элитой и периферией Системы, связывая их воедино в процессе осуществления управления. Подведем итог нашим наблюдениям ритуализованных действий с феньками. Обнаруживаются заметные соответствия между их интерпретацией и моделью их циркуляции, т. е., по существу, структурой опосредуемых этими действиями межличностных связей. Это в целом согласуется с выдвинутой выше гипотезой социосемантиче- ских соответствий. Если эта гипотеза оправдается, это будет означать, что в самой интерпретации символа заложена структура коммуникаций, в которой он циркулирует и которую он способен порождать. Действительно, каждая интерпретация апеллирует к определенному типу моделирующих структур: моделирующей структурой может служить совокупность группировок (интерпретация «за символом — группа»), нормативная личность («за символом — норма») или «энергетический» миф (символ как воплощение «энергии»). Соответствие между типом интерпретации и структурой использующего его сообщества означало бы также, что, зная актуальные в данной среде принципы интерпретации символики, возможно реконструировать структуру, а тем самым и вероятные способы функционирования составляющих эту среду группировок. 1.6. ТЕЛЕГИ И ТЕЛЕЖНИКИ До сих пор мы рассматривали, главным образом, коммуникации в пределах трех горизонтальных слоев Системы: ее элиты, периферии и среднего слоя. Вертикальные коммуникации между слоями осуществляются двумя способами. Первый мы уже упоминали — ядерные структуры, связывающие элиту с периферией. Второй связан с деятельностью тележников. Тележники (от слова телега) — особая социальная роль в Системе: переносчики новостей и сплетен. Они осуществляют связь не только между слоями Системы, но и между различными группировками, например битломанами и металлистами, фанатами «Зенита» и последователями культа бога Шивы. Десс говорил о тележниках-. «Есть такие в Системе люди, которые знают еще больше людей, чем все. Обычно ты знаешь так много, что уже и имен, даже Системных, не помнишь, даже лиц не помнишь... А есть, которые знают еще больше. Они приходят в любой дом, им открывают, говорят им — в пределах, до некоторого предела дают им информацию... И они дальше идут. Таких людей несколько. Они как связники. Вот так было, когда люберам противостояли: эти люди узнали (о приезде люберов, собирающихся бить ленинградский пипл. — Т. Щ.), всех оповестили». Тележники переносят межгрупповую информацию, значимую для всей Системы: о сейшнах, новостях, местах и датах больших общих тусовок типа противостояния люберам или праздника Открытия Треугольника. Они же разносят сплетни, способствуя установлению Системных репутаций. Их статус основывается на владении информацией, а основное занятие — переносить ее: «Он приходит в Сайгон, видит любого знакомого и начинает ему выкладывать телеги — ну, просто сплетни. Про того, про другого: вечно кто-то его продинамил (обманул, не выполнил обещания. — Г. Щ.), и ему надо всем об этом сказать. То пристанет: как вычислить (найти. — Т. Щ.) такого-то, не знаешь? Вечно ему надо кого-то вычислить...» Статус тележника не очень высок, он не принадлежит ни к одной группировке по-настоящему. Внутригрупповая информация ему малодоступна: «С такими, — как мне объясняли, — говорят осторожно: через них информация может попасть куда не надо... Если я хочу пустить о себе телегу, то говорю такому, и уже знаю, что он это разнесет. Причем практически без изменений, потому что он всем будет говорить сам, одно и то же. Только что сам изменит — но это ты уже можешь предусмотреть, как он изменит». Через тележников обеспечивается, среди прочего, существование атомарной структуры, где люди сохраняют относительную автономию и не существует постоянных личных связей Такая структура быстро бы распалась, она и держится на заочных связях. Здесь все знают друг друга по прозвищам и связанным с ними репутациям, которые держатся на слуху благодаря тележникам. Они осуществляют передачу информации также по принципу «звезды»: информация, брошенная на тусовке, доходит до тележника и затем от него растекается во всех направлениях. Только эта «звезда» принципиально отличается от ядерной структуры с постоянным лидером, рассмотренной нами выше, — у тележника связи горизонтальные, а не вертикальные; «звезда» не существует постоянно, поскольку у тележника нет личных связей с теми, кому он передает информацию (как это было у лидера ядерной группировки). Тележники выполняют в Системе две функции: во-первых, осуществляют вертикальные информационные взаимодействия между слоями, обеспечивая общесистемное единство коммуникаций; во-вторых, поддерживают существование атомарной структуры, укрепляя контакты между ее «атомами». Итак, обряды с феньками зримо проявляют структуру коммуникаций в Системе. Во время этих обрядов феньки получают интерпретацию, и можно зафиксировать принцип, актуальный в данной ситуации. При этом съемные феньки, опосредующие безличные отношения на периферии Системы, интерпретируются как символы «группы» (принадлежности к сообществу); личные, отражающие автономию личности в атомарной структуре — как символы «норм» системы или отдельной тусовки. «Дорогие» феньки, подаренные авторитетными людьми, опосредуют отношения между элитой и перифериен в рамках ядерных структур. Их интерпретация различается в зависимости от точки зрения. Даритель (обычно олдовый человек) имеет в виду «энергетическую» интерпретацию, т. е. для него фенька служит средством обретения энергии; получатель (обычно неофит или недавний тусовщик) — скорее «групповую», т. е. рассматривает ее как знак принадлежности к сообществу. В момент же дара актуализируется нормативная интерпретация (когда дающий комментирует значение феньки), связывающая их между собой. «Вечные» феньки — следы ритуалов «братания» — получают мифологическое объяснение, связанное с верованиями об «энергии», «астральных силах», «астральном братстве». Таким образом, в целом подтверждается смоделированная нами в предыдущих главах схема соответствий между принципом интерпретации символики и коммуникативной структурой, обслуживаемой и, вероятно, кодируемой ею. 2. Групповая динамика Теперь мы можем представить динамические процессы, как на уровне отдельной личности (социализация, вхождение в Систему), так и сообщества (трансформации его структуры). Социализация включает, во-первых, освоение символики — культурных кодов Системы, во-вторых, интеграцию в ее социальную среду. Первое можно описать как поэтапное освоение различных принципов интерпретации символов и тем самым — различных интерпретирующих множеств (пластов Системной традиции). Этап- ность ощущает и сам пипл. Сольми, например, так описывал собственную эволюцию восприятия «пацифика»: «Я вначале увидел, подумал, что это лапка голубя мира Одно из толкований — три дороги, сходящиеся в одну. Это к миру (можно идти к миру различными путями). Это хороший знак на это надеяться дает возможность то, что он выбран борцами за мир». Итак, вначале он видит только голубя мира — символ миротворческого движения (ключ «за символом — группа»). Далее открывается смысл «терпимости», плюрализма — т. е. прочитываются нормы и ценности Системной среды. Наконец, «это хороший знак» — в смысле хорошего влияния на энергетическое состояние человека (по его же объяснениям), т. е. применяется «энергетический» ключ. Этапы: за символом последовательно открывается группа, затем норма и, наконец, «энергия». Другой человек говорит об этапах жизни в Системе «Первый этап — „будьте как дети". Второй — культура на фундаменте детскости (она становится «фундаментом» = нормой сообщества — Т. Щ.). Третий — на эту культуру накладывается энергетика, которая идет на благо человечества». На первом этапе актуализируется непринадлежность к миру взрослых (значение «антинормы»), далее — нормативное («культура»), затем энергетическое значение символики. Фактически, оба моих собеседника описывают процесс своего вхождения в Систему как поэтапное освоение (смену) принципов интерпретации ее символики. Те же этапы перекодирования (изменения принципа интерпретации) проходит и символика сообщества в целом на различных этапах его формирования. Она появляется как символика противостояния, ее прочитывают в терминах «антинормы». Именно в данном значении обособляющий признак впервые осознается как символ. Феньки в Системе возникли как альтернатива общепринятым дорогим и «шикарным» подаркам; облик хиппи, с нерасчесанными нестриженными волосами, в мешковатых одеждах без признаков пола, осознавался вначале как «протест прогив закостене лой респектабельности». Извне мы наблюдаем явления маргинализации очередной молодежной когорты и распространение в ее среде новой символики. Появляются панки, рисуют повсюду значок «Анархии», трактуя панк как «отказ» от всего, а «анархию» — как полную аномию. «Анархия — это вообще отсутствие всяких правил и норм». Около значка «Анархии» можно было часто видеть лозунг: «Здоровая злоба спасет мир!». Подобные протестные значения, напомним, могут существовать и вне сообщества — для демонстрации отказа от общепринятых ценностей коллектив не обязателен Однако маркированные общей символикой, первоначально одинокие панки (или хиппи) начинают ощущать давление со стороны социального окружения. Оно толкает их друг к другу, в среду «таких же», «своих», фактически формируя ее. Символы отторжения тем самым становятся основой консолидации и символами их общности, а следовательно, интерпретируются по принципу «за символом — группа, сообщество». Значок «анархия», все так же выцарапываемый на стенах, объясняют как символ панков или анархистов: «Анархия, анархисты — это такие ребята... Но вообще пишут из разных команд... Сейчас в Москве расплодилась анархистская тусовка — Бакунина читают...» (1987). Первичное же значение «противостояния» сохраняется, главным образом, в ситуациях столкновения с внешним миром, т. е. на границах формирующейся панковской среды. Осознание «панка» и «Анархии» как групповых символов дает мощный толчок консолидации множества звездообразных («ядерных») структур, склонных к экспансии, что внешне проявляется в столкновениях с представителями других сообществ, принимающими нередко форму массовых драк Этот этап, пожалуй, наиболее заметен извне, хотя бы в милицейских сводках. Большая часть известных нам молодежных тусовок начиналась как скопление ядерных структур. На первых порах существования сообщество состоит фактически из неофитов, чье самосознание сводится фактически к сознанию сопринадлежности к сообществу, реализуясь в межгрупповых столкновениях. По мере кристаллизации групповых норм, формируется новое интерпретирующее множество (ценностно-нормативный комплекс), с которым соотносятся групповые символы: «Анархия, говорит мне Джокер в Москве, — это просто А В круге — это значит, анархия, направленная внутрь». Речь идет уже о формировании собственной личности. В том же нормативном ключе начинают прочитываться и символы иных тусовок: длинные волосы хиппи интерпретируются как символ свободы и близости к природе, одежда — свободы и естественности и т. д. Нормы эти довольно близки, поскольку формируются на одних и тех же тусовках. Появляются панки, чей стиль поведения вполне согласуется с нормативным комплексом Системы. Панки учатся жить по собственным законам, и обнаруживается среда, разделяющая их (следовательно, не появляется необходимости отстаивания их силой). В Системе расширяется слой людей, строящих поведение в соответствии с этими нормами, т. е. формируется составляющий большинство средний слой. Периферия размывается, межгрупповые столкновения сходят на нет, поскольку самосознание строится не столько на базе принадлежности к той или иной группе, сколько на осознании общих норм поведения. Маргинальность большинства членов рассматриваемых сообществ ставит перед ними проблему статусного самоопределения, поиска или конструирования подходящей ячейки в социуме. Вероятно, этим объясняются особенности структуры маргинальных сообществ, достаточно додго существующих, чтобы эту проблему осознать: структура (в нашём случае, в Системе, атомарная) обеспечивает условия для максимально быстрого информационного обмена, интенсификации коммуникаций. Система служит своего рода банком информации, позволяющей выпавшим из общества людям реадаптироваться. Атомарная структура выглядит внешне как множество мелких непостоянных групп, основанных на личном знакомстве, либо вообще не включенных ни в какую группу, но известных и «своих» на тусовке людей. Численность тусующихся в этот период ниже, чем во время ядерного всплеска, символика различных течений не разделена, а, наоборот, перемешивается (например, появляются панки-пацифисты). Но по мере того как один за другим пипл находят свое место в обществе — кто-то играет в рок-группе, кто-то поступает в вуз, женится, становится художником, — они все больше отдаляются и в конце концов выходят из Системы. Происходит отпочкование групп, уже не входящих в Систему, а преследующих собственные цели. Как объяснял мне один старый тусовщик, «околосистемная публика формируется следующим образом. Мы все входим в тусовочную жизнь, и потом люди находят свой круг людей, которые соответствуют по каким- то принципам, — и эти люди могут договариваться по телефону, встречаться на квартирах, на выставки ходить, выезжать... И получается чисто флэтовая тусовка. Сайгон (тусовка уличная. — Т. Щ.) уже для них теряет свою функцию. И постепенно они довольно далеко уходят от Системы. Хотя могут еще разделять ее идеи, думать как в Системе... Но уже отдельно. Второй путь: Система имеет много эстетических выходов. Писатели, например, музыканты. И у них тоже получаются свои пути общения. Свои проблемы у них, они около Системы», — а затем и вообще вне ее. Так от Системы отпочковались ролевики, фанаты различных рок-групп, художественно-авангардистские объединения и многие другие. Небольшими группами или поодиночке, но каждый в атомарной структуре занят своим делом и все больше отдаляется от тусовочной жизни. Процесс поиска собственного места индивидуален. Результатом его в случае успеха должно быть укоренение человека (или целой группы) в «большом» обществе, и по мере прохождения этого процесса тусовка рассеивается. Система как социальный организм переходит в новое состояние. Средний (наиболее активный в поисковой деятельности) слой ее съеживается — пиплы находят себе место вне Системы Периферия не пополняется, поскольку атомарная структура не занимается привлечением новых членов — это свойство ядерных структур. Постепенно численность Системы и отдельных группировок снижается, тусовка пустеет. В конце концов остается узкий круг людей, кому было достаточно комфортно в рамках Системы Они не занимались активно поисками выхода из Системы, как остальной пипл. Система и так давала им высокий статус, уровень самооценки и самореализации, престижные позиции лидеров. Они последними покидают (или не покидают вообще) тонущий корабль. Да и идти им, собственно, некуда: весь строй их личности и внутренняя мифология приспособлены к жизни в Системе. Неизбежно наступает момент, когда они остаются лидерами без паствы. Именно в такие периоды происходит консолидация апды — узкого круга хранителей Системной мифологии. Пока Система действует активно, большая часть олдовых энер- гетов занимает позиции лидеров в отдельных группировках. Между собой они связаны слабо, скорее, соперничают. В периоды же спада они, как уже говорилось, остаются без последователей. Происходящее стимулирует их к поиску средств возобновления собственного статуса, а следовательно, восстановления среды, где он был, Системы или конкретного сообщества И особенно дорого ценят все, что давало им вес и влияние — системную символику. Последний по времени период «съеживания» я наблюдала в 1990-1991 гг. Одинокие олдовые волки в такие периоды ищут друг друга, собираются вместе, обсуждают дорогие для них темы «энергий» и «символа», обнаруживая, что понимают друг друга с полуслова, хотя говорят о вещах непростых и большинству не открытых Это очень сближает их между собой. В таких условиях кристаллизуется и вербализуется Системная мифология, по-настоящему складывается эзотерический язык (в значительной мере индивидуальный — ведь ранее каждый фиксировал личные находки, предпочитая держать их в тайне). Бывшие лидеры, оказавшись в среде таких же, охотно делятся своими находками, навыками, символическими средствами Формируются длительные личные привязанности между олдовыми, что и ляжет в основу сетевой структуры. Подобная фаза развития сообщества внешне выглядит как его исчезновение. Однако в действительности остается узкий круг хранителей его традиций и вырабатывается специальный эзотерический язык, предназначенный для сохранения кодов съежившегося, кажется, до исчезновения сообщества. Поэтому мы назвали такие группы хранителей «спорами традиции». Грибница то разрастается, то погибает, но споры остаются, и при благоприятных условиях они способны развернуться в новую грибницу. Так и хранители, пережив интерстадиал, могут дать начало новому циклу развития Системы. Съеживание Системы до размеров фактически автономно существующего слоя олдовых — завершающий этап цикла самоорганизации. За ним следует повторение уже описанной последовательности событий, для чего необходим только приток новой молодежи, очередное расширение тусовки. Тогда пережившие спад, олдовые займут в новой среде позиции лидеров, поскольку владеют приемами манипуляций, управления, создания ядерных структур. Зерна традиции прорастут на новой почве, - олдовые лидеры, напомним, не только управляют, но и обучают, передают традиции. Вслед за периодом ядерных структур снова явится атомарная тусовка, затем наступит период рассеяния и новые олдовые, оставшиеся от последней волны, пополнят круг хранителей. Важно отметить, что после появления сети хранителей традиции сообщество может существовать и без продолжения давления границ, вызвавшего его к жизни. В самом начале ядерный всплеск порождался именно аущением контактов под действием внешнего давления. Теперь же это не обязательно: олдовые хранители представляют собой ядра консолидации, необходимые для возобновления численности сообщества и образования ядерных групп. Далее цикл пойдет в той же последовательности: ядерный всплеск (многочисленные группировки, драки) — период тусовок (когда складываются и действуют внутренние нормы) — зерна традиции — снова ядерный всплеск и т. д. Первая стадия — отграничение — может быть отброшена, служа только толчком к образованию сообщества С каждым из этапов этого цикла связано доминирование того или иного способа интерпретации символики сообщества от прочтения ее как символики «отторжения» и «группы» к нормативному и эзотерическому (мистическому). Подобную цепь трансформаций претерпевает символика практически любого из наблюдаемых сообществ. Трансформируется даже мировоззрение сатанистов. Вначале образ сатаны получает в молодежной культуре распространение именно как образ противостояния общепринятым ценностям христианства. Отдельные сатанистские группы возникали и в России, символика была популярна в среде металлистов. Некоторые из этих групп со временем ассимилировались Системой, и их символика получала иное толкование: «Многие сатанисты, — говорил мне волосатый пипл, общавшийся с ними, — считают, что сатана более прогрессивен, чем христианский Бог. Он истинный благодетель людей, а не Бог. Потому что сатана противопоставляется всем этим религиям — и всем он представляется черным Его очернили в глазах людей. А он един, а их (богов) много; они же энергетические кормушки: различные религии разделяют людей и пожирают их энергию. И они все против Сатаны». В Системе образ сатаны приобретает значение, едва ли не противоположное первоначальному, становясь символом единения людей, освобождения от власти институциональных религиозных структур, т. е. интерпретируется в русле обычных для Системы ценностей духовной свободы. Существующие длительное время сообщества перекодируют символику противостояния и вместе с тем теряют агрессивность. Таким образом, в рамках нашей гипотезы относительно соответствий между интерпретациями символики и структурой группы можно описать динамические процессы. Изменения групповой структуры порождают новые интерпретирующие множества, принципы истолкования символов, что стабилизирует новую структуру и дает импульс ее дальнейшему развитию. Новое изменение структуры стимулирует перекодирование символики и т. д. Взаимодействие знакового и социального уровней поддерживает процессы самоорганизации сообщества, пока его структура не примет законченный трехслойный вид. 3. Триада и самовоспроизводство Пришло время задаться вопросом, с чем связана трехслойность социальной структуры и тройственность интерпретирующих множеств. Повторим, что имеем в виду только внутреннюю структуру сообщества, поэтому четвертое множество («антинорма») и кодируемая им структура (граница) вынесены за скобки изучения. Трехслойность социальной организации обнаруживается в самых различных сообществах, где есть хотя бы зачатки иерархии. Это позволяет вывести некие универсальные закономерности самоорганизации. Л. Самойлов наблюдал ее в исправительно-трудовом лагере среди заключенных: низший слой там — опущенные (чушки), средний слой —мужики, элита — воры4. Дж Тримингэм находит похожее в иерархии суфийского ордена: его периферию составляют «мирские» члены, остающиеся жить в деревне и продолжающие вести хозяйство; основную часть — «давшие обет» (дервиши, факиры); элиту — шейхи, наставники, руководители общин5. Ф. Ницше вообще полагает, что трехслойная организация общества универсальна: «Во всяком здоровом обществе, — пишет он, анализируя законы Ману, — различаются и обусловливают друг друга три типа с различными в физиологическом смысле тяготениями центров тяжести — у каждого своя гигиена, своя сфера труда, свое особое мастерство и чувство совершенства. Не Ману, а природа разделяет людей духовных по преимуществу, людей по преимуществу мышечных, с сильным темпераментом и, наконец, третьих, не выдающихся ни в одном, ни в другом, посредственных. Третьи — большое число, а первые и вторые — элита»6. Законы Ману описывают кастовое общество, чрезвычайно широко распространенное в прошлом. Сколько бы ни было разнообразных каст, они группируются по трем классам, или, в древнеиндийской терминологии, гунам: саттва-гуна (гуна добродетели), раджо-гуна (страсти) и тамо-гуна (невежества). Итак, речь идет о весьма распространенном свойстве социальных структур — трехслойной организации, а Система — один из ее примеров. Чем же обусловлен подобный набор структур в самых различных сообществах и, следовательно, соответствующий набор ключей к символике (или картин мира)? Чтобы ответить, необходимо проанализировать функциональную роль каждой из структур, поскольку, по- видимому, существует определенный набор функций, которые сообщество должно выполнять для своего существования и воспроизводства. Соответственно, должны быть и структуры, ответственные за эти функции.
|