Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пипл! Это мент в натуре! 9 страница
Действительно, гуны — это функциональные классы. В лагере то же воры — хранители традиций; мужики трудятся; чушки обслуживают воров. Очевидно, ролевое разделение связано с функциональным. Следовательно, если мы хотим узнать универсальную структуру, то должны определить универсальный набор функций, а также структуру, ответственную за каждую из них. Рассматривая этнос как сеть коммуникаций, С А. Арутюнов различает два типа информационных связей: «Помимо... информации в синхронном плане (или, употребляя термин графического выражения, в горизонтальном плане), существует еще информация в диа- Соответственно, можно говорить о трех функциях символа: функции отграничения (когда он прочитывается в смысле «антинормы», вызывая реакцию отторжения), синхронизации со средой (через актуализацию норм сообщества) и диахронии передачи информации. Последнюю функцию выполняют символы тусовок, прочитываемые как культурные образцы, а также консолидирующиеся вокруг символов или символических фигур ядерные (звездообразные) структуры, обеспечивающие перетекание информации от олдового слоя в среду неофитов. Таким образом, число и набор интерпретирующих множеств, зафиксированных нами, трудно считать случайным. Есть основание связывать его с ограниченностью набора коммуникативных функций, обеспечивающих целостность и самовоспроизводство сообщества. Примечания 1 fido7.hippy. talks, 1999 г. 2 Там же.
3Там же. Приведу текст о цветовой символике фенек, присланный вахо- конференцию человеком по имени Commander Хэлл в 1999 г.: «Сам я не спешу устанавливать истину. Я просто собрал значения, принятые на разных тусовках, а право выбора предоставляю плетущим. Сначала — о значении отдельных цветов. Белый и синий — в большинстве случаев близнецы- братья. Да и значения у них родственные, а в некоторых случаях и одинаковые для всех оттенков от прозрачного до темно-синего. А все потому, что такими цветами окрашено небо. Белый — чистота, свобода и стремление к Богу. Голубой — надежда и покой. Синий — небо, бесконечность, спокойствие, чистота, непорочность. Ну а бело-голубая фенечка — это Lusy In The Sky With Diamonds, символ группы The Beatles или их фаната. В магии фиолетовая аура означает ясность мысли, а в фенечках фиолетовый — цвет мистики и магии, как, впрочем, и черный. Кроме того, черный может обозначать еще бесстрашие или смерть. Фенечку из одной черной нитки бисера обычно делают в знак траура и носят, не снимая, пока не порвется. И никогда никому не дарят. Если фенечка плетется из ниток, то, кроме значений для бисера, белый цвет может интерпретироваться какначало, а фиолетовый — как мудрость. Вот по отношению к красному цвету разночтений меньше. Обычно это любовь, но для нитяных фенечек цвет может означать и радость. Зеленый цвет — это вера или жизнь. Желтому не повезло больше всего. Древнехипповское значение — тоска, печаль, сейчас используется только для интерпретации сочетаний, а общепринятым стало CRAZY. На некоторых тусовках желтый цвет и вовсе стал означать золото или деньги. Для нитяных фенечек это еще и цвет Солнца. Оранжевый — это что-то среднее между желтым и красным, а потому может принимать и.желтые" и „красные" значения. Но оранжевый или коричневый цвета — это еще и травка. Сочетания цветов иногда кроме простой суммы смысла несут и собственные значения. Перечислять их можно довольно долго, и многие из сочетаний можно осмыслить самостоятельно, поэтому ограничусь наиболее распространенными. Красно-черно-белая или красно-черная феньки — это символ анархии. Кроме того, красно-черное может означать еще смертельную любовь или смерть ради любви. А еще — знак фанатов „Агаты Кристи". Красно-белая фенечка — символ свободной любви. Бело-зеленая означает белую магию или веру в Бога. Также белая магия присутствует в бело-фиолетовой фенечке. А вот красно-бело-зеленая — это гиперсексуальность (видимо, здесь перевешивает второе значение зеленого цвета). Черная магия покровительствует черно-фиолетовой и черно-желто-корич- невой фенечкам. А вот черно-желтая означает самоубийство. Считается, что если надеть черно-желтые цвета, мысли о собственной смерти приходят сами собой (тут сохранился первоначальный цвет желтого). Желто-зелено- коричневая или оранжево-коричневая фенечки говорят о пристрастии носящего их к легким наркотикам, а черно-зеленая — к сильнодействующим и разрушающим психику. А вот желто-зелено-красная — это растафари. Черно-белая фенечка сначала означала одиночество. Потом добавилась гордость, после клипа „Black & White" их стали носить фанаты Майкла Джексона, а потом — и фаны „Nirvana". Если у джексоновской фенечки черного и белого цветов поровну, то у нирвановцев преобладает черный. Ну а самое последнее значение — черно-серебристый — цвета Темных из Черной Книги Арды. Фанаты БГ делают желто-голубые или бело-желто-голубые фенечки. („Под небом голубым есть город золотой"). А вот значение красно-желтой фенечки я до сих пор не могу понять, хоть сам сделал и подарил две таких. Они и веселые, и грустные, и сумасшедшие, и теплые. Странные, в общем. Если определять по цветам — это может быть и сумасшедшая любовь, и тоска об ушедшей радости, и даже пиво с портвейном. Любое сочетание множества ярких цветов (например, зеленый, розовый, синий и желтый) при наличии узора — психоделия. Без узора — опять-таки CRAZY. Ну а насчет того, что носят сатанисты и секс-меньшинства — ничего сказать не могу. Как-то они, конечно, определяют своих Но скорее всего — не по фенечкам. Ведь фенечка — это что-то светлое и доброе. По крайней мере, я на это надеюсь». 4 Самойлов Л. Путешествие в перевернутый мир // Нева. 1989. № 4. С150-164. 5 ТримингэмДж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. С. 146. 6Ницше Ф. Антихристианин: Опыт критики христианства // Сумерки богов: Сб. М., 1989. С. 17-93. 1 Арутюнов С. А Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М, 1989. С13-17. ъ Cohen А P. The Symbolic Construction of Community. London; New " fork, 1985. Глава 8 АДАПТАЦИЯ СИМВОЛИКИ М JL ▼ _Д.ы уже обращали внимание на эклектизм Системной символики: здесь имеют хождение этнические, религиозные, политические символы, взятые из различных источников и, очевидно, изменившие первоначальный смысл. Мы задались вопросом о механике инноваций: каким образом символика иных сообществ перенимается и адаптируется Системой? В первую очередь нас интересовало, что происходит с символом в ходе этой адаптации. Меняется ли его значение и если да, то существуют ли закономерности в направлении этих изменений? 1. Свет с Востока Мы выбрали для исследования один из пластов Системной символики — индуистский, весьма популярный в конце 1980-х, что, вообще говоря, входит в традиции хиппи, для которых интерес к восточной мистике был одной из форм ухода от иссушающей бездуховности машинной цивилизации. Мы видели изображения индуистских символов в местах тусовок- в Ротонде была написана кришнаитская маха-мантра, этажом ниже цветными мелками нарисована схематическая фигура медитирующего йога с изображением семи чакр. У некоторых людей я видела четки, другие рассказывали, как ночевали в ашраме у кришнаитов. Появление на тусовке значительного пласта однородных символов, как правило, объясняется влиянием конкретной группы. Большая часть индуистской символики, как оказалось, происходила от кришнаитов, заметно активизировавшихся в то время. Я решила пройти по следу этой символики, чтобы сравнить ее интерпретации в Системе и среде, откуда она заимствована. Объектом нашего наблюдения стала одна из групп ленинградских кришнаитов, входившая в состав Международного общества сознания Кришны (MOCK, или, в английской аббревиатуре, ISKCON)1. Общество основано в США в 1966 г. выходцем из Индии, священное имя которого Бхактиведанта Свами Прабхупада. Сейчас его отделения существуют во многих странах, преимущественно Западной Европы. Все общество и каждая его группа строго авторитарны и образуют иерархическую организацию. Группу, в которой велось включенное наблюдение, возглавлял М.Ш.: проводил ритуалы, распределял между членами группы ежедневные работы и оценивал их духовное продвижение. Он утверждал, что действует в точном соответствии с указаниями духовного учителя, живущего за рубежом. По представлению М.Ш, учитель давал посвящение новым членам кришнаитской группы (и MOCK в целом), в знак чего высылал специальные бусы (посвященный должен постоянно носить их на шее); одновременно посвящаемый получал от него духовное имя. Имя определяет путь и способ служения Кришне, наиболее соответствующие качествам данного члена MOCK Выше учителя в иерархии находится основатель MOCK, сам Свами Прабхупада. В 1977 г. он отошел в мир иной, но сохранил в представлении кришнаитов духовное лидерство. Он включается в цепь ученической преемственности (парампару), восходящую к реформатору индуизма Чайтанье, а от него — к самому Кришне, т. е. предполагается восхождение традиции непосредственно к Богу. Кроме иерархичности и авторитарности, бросается в глаза ярко выраженный монизм культа: только Кришна почитается верховным божеством, любые другие учения (даже способы культового почитания Кришны) считаются ошибочными или демоническими. Индуистские культы — Шивы, Брахмы и другие — рассматриваются как подчиненные, ошибочные или враждебные. Священным признается только знание, полученное через Прабхупаду: даже священная книга, на которой основано богослужение, «Бхагавадгита» (Песнь Бога), принимается только в одном переводе — Свами Прабхупады и с его комментариями (далее в тексте будем обозначать ее: БГ, указывая цифрами номер главы и стха-шлоки)2. Рассмотрим ритуальную символику, задействованную во время богослужений, ее интерпретации кришнаитами и систему отношений (структуру сообщества), под держиваемую ею. 2. Коды служения Чтобы проследить конкретные пути попадания кришнаитской символики в Систему, я решила «пройти по ее следам», т. е. воспроизвести обычные формы контактов между этими двумя сообществами. На одной из тусовок (в Сайгоне) я встретила длинноволосого человека по имени Фауст, путешественника, приехавшего по трассе из Львова; он иногда ночевал у кришнаитов. Хиппи вообще часто пользовались их бесплатным гостеприимством и вегетарианским угощением. Фауст и дал мне телефон, по которому можно было узнать о месте проведения ритуала. В описываемое время (конец 1980-х) богослужения (санкир- тана или, как называли их сами участники, киртаны) проводились ежевечерне в течение примерно четырех часов. Верующие собирались к шести вечера поочередно друг у друга на квартирах, рассаживались, как правило, на полу на ковриках. О времени и месте собрания оповещали по телефону. Сценарий богослужения включал повторение (пение) мантр, затем вкушение прашада (прасадам — милость Кришны: пища, посвященная Кришне и милостиво даруемая им верующим), чтение и толкование «Бхагавадгиты», снова пение мантр, получение от ведущего (киртанера) рекомендаций и заданий на следующий день. Затем гости, в числе которых была и я, расходились по домам, чтобы вновь собраться назавтра в другом месте. Позднее киртаны стали проводиться в специально нанятой квартире, где был устроен ашрам для постоянного жительства монахов. Обратимся к интерпретации основных элементов ритуала адептами культа. Центральный его момент — маха-мантра, которую верующий должен исполнить 1728 раз («16 кругов», шестнадцать раз пройдя по кругу четки из ста восьми). Ее смысл — повторение священных имен Бога: «Харе Кришна, Харе Кригина, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе». Эту мантру чаще всего переделывают веселые хиппи. В дословном переводе она содержит имя Кришна («черный»), Рама (имя одного из его воплощений — аватар), Харе — призыв к божественной энергии. Адепты культа вслед за основателем (Свами Прабхупадой) переводят ее следующим образом: «Имя Кришна означает „всепривлекающий", имя Рама — „всерадующий"», а Харе есть обращение к энергии преданного служения Господу. Таким образом, маха-мантра означает: „О, всепривлекающий, о всерадующий Господь, прошу, позволь мне преданно служить Тебе"». В целом значение мантры сводится к идее преданного служения божеству, неодолимо влекущего верующего и дающего ему всепоглощающую радость. Ощущение этой радости, охватывающей все его существо, воспринимается как знак присутствия божества, вступления верующего в непосредственную связь с ним, иногда истолковываемую как супружескую. Самый популярный сюжет изображений Кришны, украшающих помещения, где проводится киртан — его пляски с более чем шестнадцатью тысячами влюбленных пастушек Маха-мантра считается главным средством установления связи с богом, повторение имен отождествляется с его непосредственным присутствием. Конечная цель ритуала состоит в том, чтобы погрузиться в сознание Кришны, слиться с ним: найти его (измененное состояние, как истинное сознание, изначально присущее всем живым существам, но скрытое демоническими иллюзиями) в себе и соединиться с сознанием божества. Тот же мотив преданного служения божеству доминирует и в следующем эпизоде ритуала: вкушении прашада. Это пища, готовящаяся с любовью к Кришне и затем предложенная ему как жертвоприношение: «Мой дорогой Господь Кришна, — говорит ведущий обряда, — пожалуйста, прими это скромное приношение». «Самое главное, — пишет Свами Прабхупада, — предложение должно совершаться с любовью. Кришна не нуждается в еде, ибо Ему принадлежит все, что существует, и тем не менее Он принимает подношение того, кто хочет доставить Ему таким образом удовольствие. Когда вы готовите пищу, подаете ее и предлагаете, самое важное — делать это с любовью к Кришне» (БГ, 9.26). Ритуальный смысл трапезы — продемонстрировать и прочувствовать любовь и служение божеству. Кришна принимает любовь своего преданного (бхакты), а пищу милостиво отдает людям. Божеству может быть предложена только пища, не связанная с убийством живых существ — этим объясняют и строгое вегетарианство, предписанное верующим. Во время трапезы киртанер читает тексты из «Бхагавадгиты», давая им пространные разъяснения. Интересно, что разъяснения эти нередко содержат более или менее явные обсуждения конкретных ситуаций или поступков кого-либо из присутствующих При этом дается их оценка, чаще отрицательная — от описания всевозможных наказаний (например, рождение в облике животного или на неуютных демонических планетах) до конкретных земных несчастий, ожидающих недостаточно преданного божеству, возгордившегося человека. Идея беззаветного и полного служения выражена в названии верующего — преданный или бхакта, — а также в его внешнем облике. Большинство присутствующих на будничном киртане одеты в повседневную одежду, лишь некоторые переодеваются в ритуальные одеяния индийского стиля. Их цвет выражает статус человека в кришнаитской общине оранжевые (шафранные) дхоти носят саньясины (отреченные, т. е. монахи), белые — грихастхи, имеющие семью. Женщины надевают сари. На шее инициированных членов MOCK (получивших инициацию и духовное имя от учителя, находящегося за рубежом и входящего в число руководства организации) — мелкие бусы. По объяснениям верующих, «это ошейник преданный всегда помнит, что он слуга Господа». Через плечо висит матерчатая сумочка-карман для четок, чтобы верующий в любом месте мог петь мантру, перебирая их: в идеале это нужно делать круглосуточно, ежесекундно находясь в сознании Кришны. Волосы обычно коротко или наголо острижены: «Я все отдал Кришне, даже волосы». Оставлена лишь прядь на затылке, чтобы, когда придет час, посланец бога мог унести за нее преданного в небесные чертоги. Любой элемент ритуала, деталь обстановки и внешнего облика верующих, таким образом, интерпретируется одинаково: как символ преданного служения верховному божеству. Это центральная ценность и самая важная норма, которой обязан следовать адепт культа — преданный или бхакта Господа Кришны. Вся символическая среда, обстановка ритуала, его собственные одежда и действия позволяют пережить идентификацию с этой ценностью. 3. Структура и символ Следует задаться вопросом, какой тип коммуникаций способен развернуться на основе приведенных толкований символики кришнаитского сообщества и, следовательно, лечь в основу его структуры. Личность преданного с самого начала конструируется как не самостоятельная, а часть структуры, носящей название «джива — utuea- ра». Ишвара — это Верховная божественная личность, т. е. собственно Кришна; джива, как формулирует Свами Прабхупада, — «человек и вообще живое существо, основное назначение которого — служить». Человек в этой схеме лишается личности: главное требование к нему — отказ от ответственности и деятельности по личному произволу, о чем не устает повторять наставник Право решать и ответственность за результат деятельности человека несет только Кришна. Прабхупада пишет, комментируя «Бхагавадгиту»: «Личная деятельность и ответственность возникают из ложного эш и безбожия, или от отсутствия сознания Кришны. Любой человек, действующий в сознании Кришны, под руководством... Верховной Божественной личности, даже убивая, не совершает убийства, как и не затрагивается он последствиями такого поступка. Солдат, убивающий по приказу вышестоящего офицера, не подлежит осуждению. Однако, если солдат совершает убийство по собственному почину, он безусловно подлежит суду» (БГ, 18.17, комм.). Любые проявления личных качеств, попытка самостоятельно решать или действовать, не посоветовавшись с учителем, расцениваются как самый страшный грех — гордость и «зависть к Кришне» — качества демонов, к которым Кришна беспощаден. Из комментариев Прабхупады к «Бхагавадгите» следует, что «истинное положение живого существа, дживы» — служить: «Ишвара, Тот, кто всем управляет, контролирует живые существа, дживы. Если живое существо говорит, что оно не находится под контролем, что оно свободно, это — безумие. Живое существо контролируется во всех отношениях, по крайней мере в его обусловленной жизни. Таким образом, в „Бхагавадгите" мы имеем дело с ишварой, высшим правителем, и дживами, управляемыми живыми существами» (БГ. С 21). Что касается коммуникаций преданного, то санкционирована только одна — связь с богом, которая в идеале не должна прекращаться ни на минуту. Считается очень важным, чтобы все чувства верующего были заняты прославлением Кришны: глаза созерцали бы его изображения и атрибуты, покоящиеся на алтаре или развешанные по стенам помещения; обоняние ощущало бы аромат благовоний; язык наслаждался бы божественным вкусом священной пищи; уши — звуками священных мелодий и мантр-, ладони отбивали бы ритм в такт пению. Любое действие во время и вне ритуала должно совершаться как преданное служение Кришне. Верующие часто цитируют обращенную к Арджуне фразу Кришны из «Бхагавадгиты»: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты ни предлагал или отдавал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне» (БГ, 9- 27). Всякое действие приобретает, наряду с практическим, сакральный смысл служения, который выходит на первый план. Любая коммуникация должна переживаться как общение с богом, представленным на земле духовным учителем (гуру), а если он далеко, то ведущим обряд киртанерам, т. е. лидером данной группы. Позицию ишвары, божественного властителя, на практике занимает тот, кто интерпретирует его волю (тексты, символы, различные проявления материального мира, также входящие в число божественных проявлений). «Познать Бога и свои взаимоотношения с Богом можно, лишь действительно встретившись с Его представителем, — пишет Свами Прабхупада. — Представитель Господа никогда не утверждает, что он — Сам Господь, и тем не менее ему необходимо оказывать то же почтение, что и Господу, ибо он обладает знанием о Господе» (БГ, 5.16, комм.). Фактически, преданный проецирует именно на фигуру учителя или киртанера свое отношение к верховному, всерадущему и все- привлекающему, неумолимо карающему и непререкаемо справедливому божеству. Поэтому роль учителя настолько велика. Знание, полученное исключительно через духовного учителя, может быть признано истинным, а учителем становится лишь получивший посвящение в рамках иерархии Международного общества сознания Кришны. В том же духе наставлял присутствующих и ведущий киртана в группе, где проходили мои наблюдения: «Самостоятельным изучением книг, — говорил он, — невозможно достичь духовного развития. Чтобы получить знание, следует обратиться к истинному духовному учителю, полностью вручить себя ему, стать его нижайшим слугой, забыв о ложной гордости. Удовлетворение осознавшего себя духовного учителя есть секрет прогресса в духовной жизни». Фигура преданного не существует без наставника, кому он должен вручить себя полностью. Без этого невозможно ни познание бога, не открытие в себе сознания Кришны. Культ учителя — оборотная сторона преданного служения3. Обратим внимание на моменты ритуала, когда происходит символическое конструирование этой роли. Лидера выделяет его местоположение в ритуальном пространстве: он находится в символическом центре, к которому обращены взгляды всех присутствующих. Небольшой пустой промежуток отделяет его от остальной массы верующих. Переступить пустой круг почти невозможно — это психологически неприемлемый поступок. Иногда новички, еще не ориентирующиеся в ритуале, занимают места вблизи от ведущего, но им вскоре становится очень неуютно. Киртпанер выделяется и внешне. Если все одеты по-разному, то он почти обязательно облачен в дхотпи — одежду индийского образца (кусок ткани, обернутый вокруг' бедер) и рубаху навыпуск В группе, о которой идет речь, киртанер носил оранжевое дхоти, означающее, что он санньясин — отрекшийся от мирского. Необычный облик и яркий цвет одежд сразу привлекает внимание к центральной фигуре. Ярче всего специфика роли ведущего проявляется при пении мантр «в стиле санкиртанам•>, что переводится как «следование за лидером» («повторение за ведущим»): он запевает строчку мантры или священного гимна на санскрите или бенгали; остальные повторяют, испытывая при этом сильный страх ошибиться, поскольку это считается оскорблением Кришне. Непонятные слова, непривычная фонетика, меняющиеся время от времени ритм и мотив песнопения (определяемые ведущим, играющим на барабане или небольших литаврах) — все это заставляет постоянно напрягать внимание, чтобы не ошибиться. Ежевечернее повторение процедуры в течение нескольких часов формирует стойкий стереотип следования за лидером, что проявляется и в повседневном поведении преданных. Следование за лидером достигает автоматизма, между сигналом и его исполнением нет временного зазора, раздумья, момента выбора. Автоматизм исполнения отличает истинных преданных от неофитов или демонов, испытывающих сомнения или пытающихся понять смысл совершаемых действий. Преданным достаточно сознания, что они делают это ради Кришны. Аналогичный стереотип распространяется и на обычные действия вне обряда: когда после богослужения лидер нашей группы распределял задания на следующий день, преданные принимали поручения с радостью, не требуя разъяснений. Ведущий ритуала (как правило, он же лидер группы — руководитель храма или ашрама) обычно хорошо владеет символикой — настолько, что умеет с ее помощью передавать определенные программы. Можно назвать три основных способа: толкование символов, встречающихся в ритуале; толкование священных текстов (прежде всего — «Бхагавадгиты»); создание собственного символического образа — образа идеального преданного. Так или иначе, символы исходят от лидера. Лидер воспринимается средоточием и источником символов. В том, как он одет, отвечает на вопросы, ведет себя, заметны символы преданного служения. Всем своим видом он показывает, что полностью посвятил себя служению Кришне и остальное его не интересует. Он создает символический образ, сильно действующий на окружающих и становящийся средством управления. Отметим специально, что объектом подражания становится не реальный лидер, а его символический двойник—управляющее воздействие отделяется от личных качеств и поведения конкретного человека. Собственный образ и создание особой, семиотически насыщенной обстановки обряда — это средства воздействия преимущественно на подсознание. Активно используется также физиологическое воздействие-, курительные палочки, ритуальная пища, ограничение сна, ритмические песнопения и проч. Необходимо, чтобы все органы чувств постоянно были заняты Кришной: преданный созерцает изображения божества (если их нет, он рисует Кришну перед своим внутренним взором); его обоняние ощущает запах свечей и ароматических палочек; во рту вкус прашада, а пальцы осязают четки, которые преданный перебирает в специальном мешочке, повторяя мантру; звучание мантр заполняет слух и т. д. Все перечисленное и служит средствами донести и прочно впечатать символику преданного служения. Созерцать, слушать, вкушать, обонять или осязать что-либо, не связанное с Кришной, считается нежелательным. Иными словами, все каналы коммуникаций с внешним миром заполняются информацией, поощряющейся лидером, часто именно от него и исходящей. Еще одно средство управления, использующееся ведущим ритуала, — чтение и толкование «Бхагавадгиты». Когда все споют мантры, лидер открывает «Гиту» и что-либо читает оттуда. Скажем, о том, как будут вознаграждены преданные после смерти и какие страшные судьбы у «демонов», т, е. несогласных с кришнаитской доктриной. После этого ведущий приводит примеры «демонических» поступков, и кто-либо из присутствующих узнает собственный поступок Обычно человек сразу понимает, о чем идет речь. Я это пережила и помню, как было стыдно, — казалось, что все догадываются, хочется оправдаться, но нельзя перебивать киртапера во время бесед о трансцендентном. Реагируют по-разному; одни оправдываются, новенькие начинают возражать, но «теоретически», боясь себя выдать. Большинство молчит, но желание повторять такие поступки пропадает. Постепенно привычным становится опасение ошибиться, нарушить какие-либо правила. В данном случае мы имеем дело не с чем иным, как с коррекцией поведения, а эталоном его проверки служит священная книга. Имеет значение и то, что толкование «Гиты» идет после часового или даже более длительного коллективного пения мантр, что создает сильную установку на следование за лидером. Возникает почти физиологическое ощущение непререкаемости ведущего. Преданный прислушивается к малейшим нюансам пения, чтобы не ошибиться, а затем с тем же затаенным дыханием и стремлением точнее следовать слушает то, что учитель говорит. Внимание прочно концентрируется на его фигуре и голосе. Киртанер задает программы на будущее. Зачитываются отрывки из «Бхагавадгиты» с описанием надлежащих действий преданного в конкретных ситуациях, например при возникновении сомнений в правильности действий учителя (преданный отметает сомнения, учитель всегда прав; «демон» пытается развенчать учителя) или при встрече с «материалистами», в семье, на работе. Таким образом и формируются стереотипы поведения в различных случаях. Ведущий подробно объясняет, почему та или иная программа поведения угодна Богу, что противоположное проявление — демоническое, описывает, что ожидает человека в том и другом случае. «Демонам», естественно, предстоят страшные кары, начиная от перерождения в образе животных или в аду и заканчивая неприятностями на Земле. Итак, руководитель сообщества распространяет групповые символы, обеспечивает их интериоризацию большинством преданных (символика соединяется с их глубоко личными и яркими эмоциональными переживаниями, телесными ощущениями и физиологическим состоянием), а затем наполняет их нормативным содержанием, вполне осознавая собственные действия как способ программирования поведения преданных. Поток нормативной (программирующей поведение) информации идет в направлении от лидера к преданным, т. е. отношения «преданный — лидер» четко ориентированы и асимметричны. Обратный поток невозможен. Точнее, пресекается обратное программирование, коррекция поведения и высказываний лидера со стороны преданных. Средством пресечения служит представление о демонической зависти к Кришне. Кроме того, существует понятие об испорченности и затем- ненности зрения того, кто еще не продвинулся в познании Бога; все, что кажется недостатками учителя, в действительности только свидетельствует о невежестве и неправильном видении новичка. Это вообще характерно для культа учителя, распространенного не только у кришнаитов. Д Б. Дашиев в статье о культе наставника в Тибете пишет, например, о существовании специальных способов «смягчения противоречий между образом идеального ламы — „перевоплощения Буд ды" — и реальными, далеко не безупречными ламами»4. «Выискивание погрешностей в облике и поведении ламы, — пишет Д Б. Дашиев, — считается наиболее тяжким грехом, который квалифицируется как проступок и грех по отношению к Будде. Но как же быть, если пороки ламы настолько вопиющи, что при всем благоговении перед ламой их невозможно не заметать? В таких случаях рекомендуется все замеченные недостатки ламы объяснять пороками своей же духовной природы, погрешностями восприятия, искажением действительности несовершенными органами чувств. „Что такое глаз мирянина? — Это всего лишь пузырь с водой", — утверждают тексты популярной (буддийской. — Т. Щ.) литературы»5. У кришнаитов точно также лидер считается чистым бхактой Господа, познавшим свою истинную природу (состоящую в преданном служении). Такой человек находится вне критики, поскольку не познавшие не могут понять особых законов, по которым живет чистый преданный Скажем, лидер может не выполнить обязательного для остальных какого-либо предписания ведической литературы и даже явно поступать вопреки ему. Собственно, сама роль лидера требует поведения, отличного от остальных, — он решает, вместо того чтобы отказываться от права на решение. В большинстве своем реальные лидеры далеки от проповедуемого смирения, весьма вольно и подчас жестоко распоряжаясь судьбами преданных. Однако внешне—в демонстративных чертах поведения и внешности — он продолжает создавать образ идеального преданного: его статус — мандат на право управления. Внешне он кажется самым смиренным, характерная черта, отличающая авторитарного лидера, напомним, — разрыв между символическим образом и реальностью. Поступки осуществляют выполнение его роли, связанной с управлением; символический образ служит примером для подражания, его функция — создание преданных, их программирование, управление, передача норм.
|