Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пипл! Это мент в натуре! 6 страница






Одно из средств обретения «энергии», а с ней и социального веса в Системе, — творчество. Говорят, ее «можно приобрести от созерцания прекрасного... от музыки... Творчество дает очень боль­шую энергию — но только оно должно быть чистым, полностью искренним...». Очевидно указание на еще одно занятие лидера — работу над языком управления: поиск образов, которые он исполь­зует как носители информации, т.е. как символы. Разговаривая с олдовыми, я заметила, что каждый из них, рассказывая о своем пу­ти, упоминал момент просветления: в этот момент он осознает роль символа и начинается то, что мы назвали работой над языком. Мне пришлось наблюдать три ее формы: собственно творческие поиски (символические эксперименты в музыке, живописи, поэзии); повышение семиотичности повседневного поведения, внешности и речи, весьма характерное, и тем в большей степени, чем больше человек свыкается с ролью лидера; наконец, социаль­ные эксперименты.

Повышенная внешняя семиотичность Системных лидеров обращает на себя внимание при первом же знакомстве. Собирая ма­териал для книги, я специально искала встреч с Системными авто­ритетами. Нельзя было не заметить общую, пожалуй, для всех них черту: особую образность, даже некоторую иррациональность ма­нер, речи и обстановки флэтов. Их внешность характеризует их как идеальных представителей Системы. «Лидеры в Системе, — говорил мне один знаток символических манипуляций, — они знают уже средства (воздействия. — Т. Я/.): внешность имеет очень большое значение... И бывает: чем длиннее волосы, тем выше у тебя вес в Си­стеме». К самой жизни они относятся как к искусству.

Многие, если не все, лидеры в Системе занимаются живо­писью, музыкой, поэтическими опытами или всем вместе. Яркий пример — Б. Гребенщиков, который не только поет и сочиняет, но и устраивает выставки своих живописных полотен. «Сольми поче­му лидер? — рассуждает хорошо знающий его друг. — Таких мно­го... У Сольми для этого есть все. Плоды своего творчества... Он и рисует, и играет. И в течение года-двух они (приходящие в Систе­му подростки, которых он посвящает. — Т. Щ.) — поклонники Сольми». Творчество становится признаком, связанным с ролью лидера.

Характерной особенностью Системного творчества служит его поисковая направленность. Цель — не столько создание за­конченного произведения, сколько сам поиск символических средств воздействия на личность. Один экспериментирует с фан­тастическими образами, другой — с цветами, испытывая их пси­хологическое воздействие: «Искусство должно, — говорит он, — воздействовать на зрителя. Это нормально, к этому стремится ху­дожник. Арсенал художника: цвет, линия, способы выражения. Сих помощью можно выразить мысль. Символические цвета — это воздействие на подсознание. Сверху этого уже дается мысль, уже объект, т. е. воздействие на сознание». Результатом поисков становится, как и можно было ожидать, выработка личного сим­вола — в данном случае им становится не конкретный образ, а цветовая комбинация: «Мои цвета — красный, черный, серо- желтый, плотный синий. Все пронизывается красным». Цветовая символика, как и любая иная, выражает систему его взглядов: все те же ценности правды, гармонии различных начал (инь-ян). «Живопись, — объясняет он, — должна нести в себе мысль, а отно­шение добра и зла — это основной смысл, поэтому живопись должна объединять в себе эти два начала... Все художники — реа­листы: они изображают реальность. Но эта реальность должна быть верной: и черное, и белое...»

Подобным же образом экспериментируют с музыкальными образами, ритмами, тембрами — испытывая их влияние в поисках желаемого эффекта. Поиск ведется и в сфере вербального творчест­ва, где значимы не только смысл, ритм, порядок слов, но и манера произношения. Многие олдовые специально экспериментируют с тембрами голоса, добиваясь наибольшего воздействия.

Пожалуй, становится понятно, почему Системное творчество и вообще плоды творчества, происходящие из альтернативных сфер культурного пространства, почти всегда несут отпечаток того, что принято называть формалистическими поисками. Искусство андег­раунда действительно по своему главному предназначению — по­иск, но отнюдь не бессмысленный, как может показаться со сторо­ны: художник ищет пути воздействия на человека. Это работа над языком управления, в чем сам ищущий практически всегда отдает себе отчет. Это лаборатория символа.

Для контркультуры весьма характерен тип лидера-художника (или поэта-пророка)1; впрочем, иногда подобные фигуры проявля­ют себя не только в контркультурной, но и в публичной и политиче­ской сферах. А П. Коэн пишет, например, о подобных средствах са­мопрезентации в публичной политике: «У политического лидера за­метны черты творческого художника. Он через свою риторику, ло­зунги и тактику манипулирует существующими символами или тво­рит новые»2. В мифологии Системы это отразилось в виде поверья о том, что творчество способно повысить энергетический (со­циальный) потенциал, вывести в лидеры.


Существующие несколько способов егЪ повысить или обрес­ти связаны уже не с личными поисками, а с практикой межличност­ных отношений: завоевания сторонников, использования их, нейт­рализации соперников. Первый способ — оказывать окружающим поддержку, а главное — быть готовым помочь, демонстрируя эту го­товность. «Самый лучший способ иметь энергию — ее отдавать: за­ботиться о людях, делать что-то. Но только подлинно полезное, под­линно интересное. У меня был в детстве такой опыт интересный (я имею в виду духовное детство, мне двадцать один год был). В по­ликлинике. А там все больные, все тянут энергию. Ну, я вначале дол­го защищался (все эти детские приемы типа: представлять себя в яй­це, замкнутым — но от одной, разовой, нападки так еще можно за­щититься, а если постоянно — не спасет). А потом взял, открылся Думаю: пусть берут, они все старые, больные... И тут же почувствовал, как на меня хлынул сверху поток. Свет сошел на меня и пошел сквозъменя, сверху прямо...» Установка на открытость и сострадание вызвала облегчение: лучше и легче быть готовым прийти на по­мощь, чем все время закрываться. На стене Ротонды написано: «Драться нужно светом!» Так обычно и поступают Системные лиде­ры: обещают и на первых порах оказывают новичкам поддержку, ус­покаивают — и тем привлекают сторонников и последователей. В действительности, как сказал мой собеседник, лучший способ по­лучать энергию — ее отдавать: получать поддержку, оказывая ее: один из самых обычных путей становления лидера, особенно в «пи­онерской» среде.

Некоторые «увеличивают свой потенциал» по-другому — «за­бирая энергию»: умеющий и знающий, как это делается, «выбивает твой энергетический поток из общего потока человечества и за­ставляет работать на свою программу», т. е. использует твою соци­альную поддержку и силы в собственных целях. «Выбить энергети­ческий поток» — означает: вынудить уйти из прежнего сообщества или вообще из общества. В данном случае важны и значимы раз­личные обряды наделения символом: дарение фенек, наречение именем — именно они становятся средствами передачи программ. Поэтому говорят, что дарящий феньку нередко забирает, «тянет», твою энергию. Мне говорили про Сольми: «Он обязательно феньку дарит, многим дал имена — как вампирчик выступает». Имеется в виду энергетический вампиризм (одно из распространенных в Системе понятий) — потребление чужой энергии, под чем понима­ется фактически социальная манипуляция. Раздаривая человеку свою символику, Сольми или любой другой Мастер передает ему и заключенные в ней программы поведения, тем самым получая воз­можность использовать человека в собственных интересах. Соот­ветственно, увеличивая свою «энергию», т. е. социальную опору, ав­торитет, круг влияния. Крайний случай подобного «вампиризма» — астральное убийство-. «На их языке „убить" — это разрушить ста­рое, создать новое. Во имя светлой идеи. Астральным образом уби­вают, чтобы создать свое», — объяснял мне один энергет. Иными словами, под астральным или энергетическим убийством пони­мают выведение человека из-под влияния прежних лидеров, чтобы вовлечь его в свою группировку: это еще один способ «увеличения потенциала».

«Астральное убийство» — ответственное предприятие, к нему психологически готовятся и обставляют ритуальными действиями: «Поливают крыльцо (жертвы. — Т. Щ.) трупным бульоном — из тру­па собаки или кошки. Сжигают его волосы, протыкают фотографию иголкой... А потом всю ночь медитируют — огненные потоки на­правляют (в лоб жертвы. — Т. Щ). Разрушают энергетическую за­щиту. Вбивают клинья в определенные места (мысленно. — Т. Щ). Можно так убить человека: убить духовно, астрально...» Все эти обря­ды — и физические, и мысленные — акты автокоммуникации: само­настройка лидера, фиксация цели. Он сосредоточивается на лично­сти объекта своих притязаний и в образной форме проигрывает план действий. План же этот обычно состоит в перепрограммиро­вании: «Он убил христианина догматического и сделал из него че­ловека, который будет общаться с природой», — приводит мне при­мер «энергетического убийства» один известный в свое время чер- нушник из Москвы.

Мы показали несколько образцов того, как «энергетическим» языком описываются способы достижения позиций лидера: увели­чения социальной поддержки и социального влияния. Такого рода поверья мы и обозначили как «мифы пути» к верхним ступеням со­циальной структуры Системы.

2.2. МИФЫ БОРЬБЫ

Рассмотрим другую группу текстов, касающуюся «астральных войн», «энергетических ударов» и тому подобных «черных атак» т. е. описания борьбы за сохранение статуса лидера. Начнем с примера из рассказов уже упоминавшегося Дикобраза. «Меня сейчас убива­ют. Методично убивают, уже неделю... Вот мой дом, а здесь арка, и там спирали — энергетические кинжалы... Это как энергетические кинжалы. У меня одно — в одну сторону линии идут, — а они в дру­гую. И меня буквально расшатывает. „Мясорубка". Это ловушка... Идешь сквозь нее — тебя трясет». Реальные, но скрытые события — это конфликт с лидером группы, которого Дикобраз подозревает в «убийстве»: «А тех, кто все это делает... я их знаю... Это могут быть двое человек, но я не знаю, кто из них... Понимаете, мы занимались этим, биоэнергетикой. И потом раскололись на две группы, стали враждовать. И вот те против нас».

«Астральные войны» — конфликт между лидерами или теми, кто может претендовать на эти позиции: один пытается лишить дру- того влияния («астрально убить») или подчинить себе, другой со­противляется, также «энергетическими» средствами.

Системная традиция выработала способы противостояния «астральному удару», т. е. защиты позиций лидера от посягательств соперников. Эти средства также позволяют не подпасть под чужое влияние. На языке «энергетики» они описываются как «астральная защита». В рассказах моих собеседников фшурировали четыре ос­новных ее способа.

Первый — открытое противостояние. Человек совершает мысленные обряды: «Я пробовал вначале защищаться, — говорит Дикобраз. — Простые способы защиты: диски — один так враща­ется, другой в другой плоскости. Немного помогает (в этот мо­мент), но не снимает (опасности)». Диски, разумеется, вообража­емые: речь идет о ритуальных манипуляциях с мыслеобразами, играющими роль ритуальных символов, наряду с материальными объектами (арка, лампа уличного освещения). Суть совершаемого мысленно ритуала состоит в том, что человек переживает собст­венную защищенность перед натиском соперника. Это проект его отношений с соперником: не поддаваться давлению, часто прояв­ляющемуся в виде прямых или неявных угроз. Обряд мысленной защиты снимает страх, обеспечивая тем самым психологические условия выполнения намеченных действий уже на практике. Кро­ме «дисков», в ходу и другие образы противостояния: «стена» — на­до мысленно воздвигнуть вокруг себя стену; «консервная банка» — надо представить себя внутри перевернутой банки и т. д. Смысл один: мысленно отгородиться от лидера-соперника и навязывае­мых им программ. Разновидность стратегии противостояния — программа ответной агрессии: необходимо представить себе зер­кало, отражающее энергетические потоки, направляемые врагом, и их вредоносное воздействие вернется к нему. Один из моих со­беседников советовал даже «многослойный защитный энергети­ческий кокон-зеркало». Настроившись на соперничество, человек затем противостоит своему врагу на практике, иногда вплоть до разрыва отношений. Внешне это может проявляться в ритуальных формах, например он отказывается принять фенечку: «Бывает, ви­жу я какую-нибудь фенечку, — говорил мне Сольми. — Ну, хоро­шая. Интересно сделана, задумана. Но одеваешь — не твоя и все». Отказ от фенечки становится отказом от программы, навязывае­мой посторонним человеком, и отношений с ним. Иногда фенеч­ки «теряются» — тот снова дарит; они снова теряются. Потеря фе­нечки означает демонстрацию отказа прнять покровительство по­дарившего ее человека."

Второй путь «астральной защиты» — обращение к альтерна­тивному лидеру. В ситуации конфликта с влиятельным человеком человек ищет защиты у другого. «Одной девочке, — рассказывали мне, — подарили фотографию с иконы. Подарил один человек... И у нее развился невроз... Ну, пришел человек один, Д., он в этом много понимает. Он сказал, что это от иконы болезнь происходит. Надо ее (икону) убрать». По поверьям, через изображение, как и че­рез любую феньку, передается «энергетика» подарившего (здесь: его программы). Поэтому Д. и предложил избавиться от иконки — пре­кратить тягостное для девушки влияние. С этих пор Д. сам берет ее под свое покровительство. Это довольно типичное развитие собы­тий: чувствуя, что его «убивают», ищут другого «знающего» и «энер­гетически сильного» (влиятельного) человека. Он обычно под­тверждает, что причина психологического дискомфорта —лидер сообщества, прежний покровитель или просто друг. Вместе с тем он задает программу дальнейших действий: необходимо избавиться от влияния человека, уничтожить память о нем (теряют или выбра­сывают его феньки). Затем он дарит собственную феньку — знак но­вой связи.

Третий вариант противостояния чужому влиянию — попыт­ка самому выделиться в лидеры, сформировав собственную группу. Многострадальный Дикобраз испробовал в конце концов и этот путь. Он нашел людей, жаловавшихся на «энергетические» происки человека, с кем воевал он, и решил взять их под свою защиту: «Люди... их трясет, как от холода, но это не холод Я вижу, как по его спине, голове каток катится, с железными шипами. Я чувствую, что он чув­ствует. Беру это на себя, потом скидываю...» Если мысленный об­ряд — это самопрограммирование, то в данном случае возникла программа сближения с также противостоящими сопернику. «Враг моего врага...» В результате Дикобраз сколотил группу поддержки, приобретя собственныхучеников и последователей.

Четвертый способ «энергетической защиты» определяется как «пустота» (намек на даосские и чаньские практики медитаций на пу­стоту). В отличие от трех перечисленных выше, он не предполагает разрыва с прежней группой. Он направлен на снятие конфликта и сохранение отношений. Но вместе с тем позволяет отказаться от программ, навязываемых соперником, не подпасть под его влияние. Этот путь считается более сложным, чем противостояние. «Может, я не прав был в том, что пробовал защищаться, противостоять, — рас­сказывал Дикобраз, анализируя свой опыт „астральной" борьбы. — Слабое побеждает... Пробовал „пустоту": стать пустым. Но это не под­ходит: они хотят, чтобы я отказался от сшей программы. Они этого и хотят. А я не могу отказаться». Путь «пустоты» — линия пассивного сопротивления: ты не принимаешь чужой программы, но и сам не навязываешь группе свою, т. е. отказываешься от притязаний на ли­дерство. Моего собеседника это не устраивало, поскольку к тому вре­мени вокруг него уже были последователи, готовые разделить его путь, т. е. вокруг него сформировалась группировка ядерного типа.


«Пустота» же позволяет остаться в группе, сохраняя в ней довольно независимые позиции, но без претензий на лидерство.

Таким образом, поверья «энергетического» цикла определяют способы занятия и сохранения позиций лидера. Все, о чем шла речь, — только ритуалы, мысленные или вполне видимые манипуля­ции с символами. Они задают программу поведения, путь желаемой перестройки отношений.

2.3. ДВА ТИПА ЛИДЕРОВ

Согласно Системным представлениям, существует два типа лидеров: светлые и чернушники. «Можно энергию отдавать (это помогает — белая магия) и ее забирать (это черная магия)». Черный лидер толь­ко «забирает энергию», не отдавая: использует вашу поддержку, ни­чего не давая взамен. Светлый, «забирая», сам является источником «света» — обещает вам опеку и помощь. Например, в обряде дарения феньки: «И вот, — говорит он, когда дарит фенечку, — в знак того, что я желаю тебе удачи в твоих делах, в знак того, что ты можешь на меня положиться, в знак любви к тебе (в широком, Системном, смысле слова), — я дарю тебе феньку» (Десс. Л., 1988). В момент, ког­да «светлый» лидер передает человеку свою программу, он берет на себя и некоторые обязательства. На основе подобных связей возни­кают группы ядерного типа, объединяющие новичков, нуждающих­ся в защите, помощи и знаниях лидера. Они группируются вокруг олдового, становящегося светлым лидером. Его «свет» — «излучае­мые» им любовь, духовность и прочие символически демонстриру­емые им нормы Системного набора. «Свет» — это образ лидера, с помощью которого он завоевывает авторитет и побеждает против­ников. «Драться нужно светом!» — эту фразу со стен Ротонды можно считать формулой подобного управления.

Чернушник, в отличие от светлого, не желает «отдавать энер­гию»: используя действия своих сторонников, он не признает ответ­ных обязательств. «Они и в жизни так делают, — заметил один из мо­их собеседников. — Бросают в трудный момент, подводят тебя... И этим довольны... Неблагодарны — как в энергетическом смысле, так и в жизни. Это их любимые штучки». Приведенное высказыва­ние — фактически перевод формулы «чернушного» управления с «энергетического» языка: забирать, не отдавая. Это способ добиться своего в конкретной ситуации, не обращая внимания на то, чтобы привлечь к себе кого-либо надолго — управление без группы, ситу­ативное. Отсюда и возникают необязательность, неблагодарность и проч. Чернушник — лидер момента.

С другой стороны, он — лидер конфликта. «Светлый» пропо­ведует мир и покой, а чернушник постоянно ведет «астральные вой­ны», пытаясь кого-то «убить», кому-то противостоять. «Светлые и чернушники, — говорят в Системе, — это две игры. Один чувствует комфорт в своей личности, если он кого-то ругает, старается оби­деть в споре... А другой — он чувствует комфорт, когда проповедует любовь, не ругается, играет в христосика».

Чернушник и его методы воздействия приспособлены к кон­фликтной ситуации. Он «астрально убивает» соперника, т. е. претен­дует на уже занятое место, поэтому ему и выгоден конфликт. Светлый же хочет сохранить собственные позиции и всю систему в неизмен­ности, поэтому заинтересован в сохранении мира. Ему не хочется, чтобы кто-то боролся с ним за влияние. Светлый — лидер сбывший­ся, а чернушник — лишь претендующий на власть. Большую роль в тайных обрядах чернушников играет перепрограммирование. Он нередко пытается кого-то «убить» — что означает: стереть прежнюю программу, а взамен вложить собственную. С другой стороны, «аст­рально убить», как уже говорилось, означает «вытеснить» человека (прежнего лидера или соперника, претендующего на это положе­ние) из группы. Таким образом, чернуха в контексте Системных вза­имодействий — своеобразный способ борьбы за влияние.

В целом цикл поверий и представлений, концентрирующийся вокруг понятия «энергии» представляет собой код ядерных структур. Владеющий им способен создавать такие структуры, а они обеспечи­вают воспроизводство традиции. В поверьях об «энергии» закодиро­вана программа развертывания ядерных структур: образования верти­кальных связей, вербовки сторонников, нейтрализации соперников, самоутверждения в роли лидера. Таким образом, «энергетический» язык — это код структур самовоспроизводства Системы, каковыми яв­ляются ядерные структуры (объединяющие новичков и хранителей традиции). Причем благодаря существованию «энергетического» (как и любого другого эзотерического) языка коды ядерных структур спо­собны транслироваться независимо от всех прочих, т. е. становится возможным их автономное воспроизводство.

3. Сети посвященных

«Энергетический» язык, впрочем, служит не только кодом отношений лидерства и основанных на них ядерных структур. На его основе формируется еще один тип структуры: сеть, объединяющая посвя­щенных в секреты манипуляций с «энергией» носителей эзотеричес­кого языка. Их f газывают энергеты, эиергуи, маги, и все они относят­ся к слою алдовых, поставляющему тех, кто способен выполнять функции групповых лидеров (преимущественно в пионерской среде). Именно они, как правило, владеют «энергетическим» языком осо­знанно: другие знают отдельные поверья об энергии, например, что «энергетически опасно носить феньки, полученные от случайных людей», а можно только предназначенные лично тебе, но не понима­ют их логики, не могут перевести их в термины социальных взаимо­действий. Их поведение в определенной степени управляется такого рода поверьями, но только олдовые сами могут творить поверья (описывать «энергетическим» языком конкретные жизненные ситуа­ции) и читать их с помощью вышеописанного социального кода.

3.1. ОЛДА

Таким образом, эзотерический язык способствует возникновению и консолидации круга его носителей и творцов — собственно, слоя олдовых. Это третий уровень иерархии Системы: довольно узкий круг, всего несколько десятков человек. В ролевых сообществах это мастера игры, в индеанистских — носители индейского духа, в Ф ИДО-сообществах — сисопы (системные операторы, держатели узловых станций сети ФИДОнет). Они, как правило, лично знают друг друга, отношения варьируют от заочного знакомства до теплой и длительной дружбы или соперничества.

Существуют и специфические формы общения между пред­ставителями этого слоя. Мастера игры во время полигонных или по­левых игр (когда ролевое сообщество собирается в лесу) устраива­ют отдельный бивак—мастерятник, за рамками собственно игро­вого пространства. Полевые игры проводятся, как правило, летом, в течение нескольких дней. Мастера же встречаются между собой и в другое время. Живущие в одном городе собираются и играют в на­стольные (кабинетные, комнатные') игры, что дает им возмож­ность повысить мастерство и отработать сюжетные ходы, которые можно затем применить на местности. Иногда они играют всю зи­му, с привлечением других, достаточно продвинутых, игроков, спо­собных в ходе этих игр достигнуть уровня мастера. В кругу мастеров происходит и обмен психологическими знаниями, приемами уп­равления, организации больших игр.

Как мы говорили, некоторая часть пост-Системы устраивает виртуальные тусовки в сети ФИДО (в отличие от Интернета, бесплат­ной). Сисопы, составляющие элиту компьютерной сети ФИДО, устраи­вают встречи в оффлайне (вне виртуального пространства, обычно в пивной), называющиеся сисопки (тусовки сисопов), в отличие от пив- товок или фидопоек, куда приходят обычные фидошники — пойнты (point — в сети ФИДО обозначение обычного пользователя).

Каждый олдовый, будь он мастер игры, сисоп или просто ста­рый тусовщик, — довольно известный в Системе человек, обладаю­щий устойчивой репутацией и кругом сторонников. В отличие от ос­новной массы Системы, обновляющейся через два—пять лет, слой ол­довых сохраняется значительно дольше. Это хранители традиций, жи­вая память Системы Репутации их также многолетние, а потому друг о друге они знают практически все Круг олдовых—это сетевая структу­ра, где каждый прямо или заочно знаком с каждым. Связи носят лич­ный, а не безличный характер, как в остальной Системе. В основе их лежит реальная практика взаимодействия, организации различных социальных проектов, а также обсуждение организационно-управ­ленческих проблем, от приемов повышения статуса («потенциала») до проектов идеального сообщества. Именно в ходе подобных обсуж­дений формируется «энергетический» язык и все более обогащается выраженный с его помощью опыт социальных манипуляций, вырабо­танный Системой. Появление i гового эиергета, эиергуя, мага (челове­ка, владеющего этим языком и скрывающимися за ним приемами воз­действия) вызывает внимание остальных представителей клана. Они встречаются с ним, обсуждают «энергетические» проблемы в надежде получить что-то новое для себя, затем делятся впечатлениями и опре­деляют уровень его знаний. Так в сеть включается новый человек, но только если он оказывается интересен для остальных, т. е имеет соб­ственные приемы и взгляды на технику управления. Таким образом, расширение верхнего уровня иерархии связано с пополнением фон­да традиции (кодов управления). Отношения в среде энергетов осно­ваны на статусном равенстве, поддержании определенной дистанции и сохранении автономии, хотя они и участвуют периодически в об­щих организационных проектах Это длительные и прочные связи, основанные на знании личностных черт и коммуникативных возмож­ностей друг друга.

Итак, олда организована в сеть, основанную на длительных и личных связях Связи эти горизонтальны, никто не претендует на возвышение — обсуждения обычно ведутся на равных. Заметим, что иначе просто невозможен эффективный и открытый обмен инфор­мацией. Однако эта горизонтальная, относительно стабильная и компактная сеть способна быстро достраиваться за счет ядерных структур, с помощью которых в сферу ее влияния втягиваются не­посвященные. Фактически каждый из владеющих энергетическим языком может время от времени становиться инициатором и цент­ром консолидации ядерной структуры.

3.2. ХРАНИТЕЛИ


Следует остановиться на функциях сети олдовых в Системе. Наиболее важная из них — функция сохранения традиции, ее кодификации и трансляции. Именно в среде олдовых кристаллизуется символический язык тусовки, а также складываются мифоподобные сюжеты, в сжатой форме фиксирующие ее символику и нормы. Наряду с обычными теле­гами, фиксирующими типовые ситуации и типовые реакции, т. е. нор­мативный комплекс Системы, следует отметить телеги этиологические,
повествующие о происхождении Системы, той или иной тусовки, прак­тики, ритуала, символического предмета и проч. Практически каждый олдовый человек может рассказать собственный вариант телеги о про­исхождении Системы, где обязательно будут отмечены ее основные нормы. Такие сюжеты можно считать наиболее сжатой формой фикса­ции кода сообщества. Приведем один из вариантов, частично уже цити­рованный нами в первой главе: «Bepi 1емся к началу... Сначала было следу­ющее. Не скажу, чтобы точно это так, но это как легенда. Ну, с конца ше­стидесятых Битники эти были. Вызов обществу. Не признавали ничего. А потом какой-то скачок произошел. Один человек, который думал об этом, утверждает, что этот скачок не мог произойти так — как социаль­ный феномен, — а просто... Приход был человечеству дан, чтобы могли ocrai ювиться и задуматься, куда мы идем. Откуда-то свыше.. И было дано отрицание материальных благ, а взамен этого — какое-то другое отно­шение к людям. Это произошло в Штатах в конце шестидесятых И сре­ди молодежи произошли идеи, что все, что было до, — это вообще ерун­да, что существует какая-то другая шкала ценностей, которая спасет мир... В городах это, потому что города — сосредоточение интеллек­туальной молодежи. Эти отношения — вращение вокруг слова „любовь". Отрицание всего, что принято, а выполнение только тех функций, кото­рые нужны, чтобы жить. Потом это в Европу пошло, мировой Приход был. Потом это пришло в Россию. Началось с Москвы. В 1972 году, при­мерно. В один прекрасный день, кажется, 1 июня, в День загциты детей, вышли на Пушкинскую площадь, толпа. Эта фраза из Библии:.Живите как дети" — в мире, спокойствии, не гонитесь за призрачными ценностя­ми. Они вышли и сказали: вот мы представители этого движения, это бу­дет система ценностей и система людей. Тогда возникло слово „Систе­ма", это были умные люди, они все сделали». История эта в свернутой форме фиксирует код Системы: ее нормы, ценности, а также происхож­дение названия и один из главных символов («детскость»).

Роль своеобразной мифологии, как свернутого воплощения Системной традиции, играют также плоды творчества олдовых. Московский художник и битломан Александр И-в показывал мне цикл своих картин: на одной — хиппи на полянке, в палатках, с ду­дочками, в полном прикиде; на другой — демонстрация хиппи про­тив войны; на третьей — стрижка хиппи (очень значимый в этой среде образ): хайр под ножницами кровоточит, на лице хиппи стра­дание, на заднем плане зеленая лужайка. Творчество такого рода фиксирует устоявшиеся символы и создает новые, некоторые из них прививаются потом на тусовке. Так случилось со многими строчками песен Б. Г., о которых уже забыли, что они принадлежат автору, и повторяют скорее как пословицы.

\

Когда Система была открыта прессой и социологами, олдовых стали приглашать на различные конференции. Они поднимались к трибуне или на сцену и начинали излагать опять-таки этиологичес­
кие предания о возникновении и деградации Системы. Именно в форме мифологизированной истории отложилась в их представле­нии теория хиппизма. В действительности подобная этиологии не столько история, сколько теория: не нужно быть точным в изложении происхождения — часто оно вообще придумывается, а потому и ока­зывается, что первые московские хиппи вышли на улицы то в 1968, то в 1972 году. Но обязательно необходимо точно и образно подчерк­нуть основные ценности. История их происхождения фактически служит лишь способом фиксации внимания на самих ценностях.

Вербальный сюжет, живописный или графический образ и даже собственная внешность — формы, в которых олдовый пипл за­печатлевает Системную традицию. Это зерна, которые можно раз­вернуть в текст.- истолковывая различные элементы своей внешно­сти и обстановки флэта, олдовый раскрывает, по существу, весь комплекс норм Системы. Я расспрашиваю Сольми о Системе — и он указывает на свою картину, объясняя ее символическое наполне­ние, на свой хайр, прикид и разные вещи, имеющиеся в его компате. Все для него — повод поговорить о том же ненасильственном мире, естественной и ненапряжной жизни. Все воплощает Системную утопию. Именно в этом смысле он и говорил, что в любой вещи ви­дит символ и с помощью любого символа видит мир. Любой символ, как зерно, разворачивается в текст, и текст этот можно сколь угодно детализировать, так что в максимально расширенном варианте он охватит всю Системную картину мира.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал