Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пипл! Это мент в натуре! 6 страница
Одно из средств обретения «энергии», а с ней и социального веса в Системе, — творчество. Говорят, ее «можно приобрести от созерцания прекрасного... от музыки... Творчество дает очень большую энергию — но только оно должно быть чистым, полностью искренним...». Очевидно указание на еще одно занятие лидера — работу над языком управления: поиск образов, которые он использует как носители информации, т.е. как символы. Разговаривая с олдовыми, я заметила, что каждый из них, рассказывая о своем пути, упоминал момент просветления: в этот момент он осознает роль символа и начинается то, что мы назвали работой над языком. Мне пришлось наблюдать три ее формы: собственно творческие поиски (символические эксперименты в музыке, живописи, поэзии); повышение семиотичности повседневного поведения, внешности и речи, весьма характерное, и тем в большей степени, чем больше человек свыкается с ролью лидера; наконец, социальные эксперименты. Повышенная внешняя семиотичность Системных лидеров обращает на себя внимание при первом же знакомстве. Собирая материал для книги, я специально искала встреч с Системными авторитетами. Нельзя было не заметить общую, пожалуй, для всех них черту: особую образность, даже некоторую иррациональность манер, речи и обстановки флэтов. Их внешность характеризует их как идеальных представителей Системы. «Лидеры в Системе, — говорил мне один знаток символических манипуляций, — они знают уже средства (воздействия. — Т. Я/.): внешность имеет очень большое значение... И бывает: чем длиннее волосы, тем выше у тебя вес в Системе». К самой жизни они относятся как к искусству. Многие, если не все, лидеры в Системе занимаются живописью, музыкой, поэтическими опытами или всем вместе. Яркий пример — Б. Гребенщиков, который не только поет и сочиняет, но и устраивает выставки своих живописных полотен. «Сольми почему лидер? — рассуждает хорошо знающий его друг. — Таких много... У Сольми для этого есть все. Плоды своего творчества... Он и рисует, и играет. И в течение года-двух они (приходящие в Систему подростки, которых он посвящает. — Т. Щ.) — поклонники Сольми». Творчество становится признаком, связанным с ролью лидера. Характерной особенностью Системного творчества служит его поисковая направленность. Цель — не столько создание законченного произведения, сколько сам поиск символических средств воздействия на личность. Один экспериментирует с фантастическими образами, другой — с цветами, испытывая их психологическое воздействие: «Искусство должно, — говорит он, — воздействовать на зрителя. Это нормально, к этому стремится художник. Арсенал художника: цвет, линия, способы выражения. Сих помощью можно выразить мысль. Символические цвета — это воздействие на подсознание. Сверху этого уже дается мысль, уже объект, т. е. воздействие на сознание». Результатом поисков становится, как и можно было ожидать, выработка личного символа — в данном случае им становится не конкретный образ, а цветовая комбинация: «Мои цвета — красный, черный, серо- желтый, плотный синий. Все пронизывается красным». Цветовая символика, как и любая иная, выражает систему его взглядов: все те же ценности правды, гармонии различных начал (инь-ян). «Живопись, — объясняет он, — должна нести в себе мысль, а отношение добра и зла — это основной смысл, поэтому живопись должна объединять в себе эти два начала... Все художники — реалисты: они изображают реальность. Но эта реальность должна быть верной: и черное, и белое...» Подобным же образом экспериментируют с музыкальными образами, ритмами, тембрами — испытывая их влияние в поисках желаемого эффекта. Поиск ведется и в сфере вербального творчества, где значимы не только смысл, ритм, порядок слов, но и манера произношения. Многие олдовые специально экспериментируют с тембрами голоса, добиваясь наибольшего воздействия. Пожалуй, становится понятно, почему Системное творчество и вообще плоды творчества, происходящие из альтернативных сфер культурного пространства, почти всегда несут отпечаток того, что принято называть формалистическими поисками. Искусство андеграунда действительно по своему главному предназначению — поиск, но отнюдь не бессмысленный, как может показаться со стороны: художник ищет пути воздействия на человека. Это работа над языком управления, в чем сам ищущий практически всегда отдает себе отчет. Это лаборатория символа. Для контркультуры весьма характерен тип лидера-художника (или поэта-пророка)1; впрочем, иногда подобные фигуры проявляют себя не только в контркультурной, но и в публичной и политической сферах. А П. Коэн пишет, например, о подобных средствах самопрезентации в публичной политике: «У политического лидера заметны черты творческого художника. Он через свою риторику, лозунги и тактику манипулирует существующими символами или творит новые»2. В мифологии Системы это отразилось в виде поверья о том, что творчество способно повысить энергетический (социальный) потенциал, вывести в лидеры. Существующие несколько способов егЪ повысить или обрести связаны уже не с личными поисками, а с практикой межличностных отношений: завоевания сторонников, использования их, нейтрализации соперников. Первый способ — оказывать окружающим поддержку, а главное — быть готовым помочь, демонстрируя эту готовность. «Самый лучший способ иметь энергию — ее отдавать: заботиться о людях, делать что-то. Но только подлинно полезное, подлинно интересное. У меня был в детстве такой опыт интересный (я имею в виду духовное детство, мне двадцать один год был). В поликлинике. А там все больные, все тянут энергию. Ну, я вначале долго защищался (все эти детские приемы типа: представлять себя в яйце, замкнутым — но от одной, разовой, нападки так еще можно защититься, а если постоянно — не спасет). А потом взял, открылся Думаю: пусть берут, они все старые, больные... И тут же почувствовал, как на меня хлынул сверху поток. Свет сошел на меня и пошел сквозъменя, сверху прямо...» Установка на открытость и сострадание вызвала облегчение: лучше и легче быть готовым прийти на помощь, чем все время закрываться. На стене Ротонды написано: «Драться нужно светом!» Так обычно и поступают Системные лидеры: обещают и на первых порах оказывают новичкам поддержку, успокаивают — и тем привлекают сторонников и последователей. В действительности, как сказал мой собеседник, лучший способ получать энергию — ее отдавать: получать поддержку, оказывая ее: один из самых обычных путей становления лидера, особенно в «пионерской» среде. Некоторые «увеличивают свой потенциал» по-другому — «забирая энергию»: умеющий и знающий, как это делается, «выбивает твой энергетический поток из общего потока человечества и заставляет работать на свою программу», т. е. использует твою социальную поддержку и силы в собственных целях. «Выбить энергетический поток» — означает: вынудить уйти из прежнего сообщества или вообще из общества. В данном случае важны и значимы различные обряды наделения символом: дарение фенек, наречение именем — именно они становятся средствами передачи программ. Поэтому говорят, что дарящий феньку нередко забирает, «тянет», твою энергию. Мне говорили про Сольми: «Он обязательно феньку дарит, многим дал имена — как вампирчик выступает». Имеется в виду энергетический вампиризм (одно из распространенных в Системе понятий) — потребление чужой энергии, под чем понимается фактически социальная манипуляция. Раздаривая человеку свою символику, Сольми или любой другой Мастер передает ему и заключенные в ней программы поведения, тем самым получая возможность использовать человека в собственных интересах. Соответственно, увеличивая свою «энергию», т. е. социальную опору, авторитет, круг влияния. Крайний случай подобного «вампиризма» — астральное убийство-. «На их языке „убить" — это разрушить старое, создать новое. Во имя светлой идеи. Астральным образом убивают, чтобы создать свое», — объяснял мне один энергет. Иными словами, под астральным или энергетическим убийством понимают выведение человека из-под влияния прежних лидеров, чтобы вовлечь его в свою группировку: это еще один способ «увеличения потенциала». «Астральное убийство» — ответственное предприятие, к нему психологически готовятся и обставляют ритуальными действиями: «Поливают крыльцо (жертвы. — Т. Щ.) трупным бульоном — из трупа собаки или кошки. Сжигают его волосы, протыкают фотографию иголкой... А потом всю ночь медитируют — огненные потоки направляют (в лоб жертвы. — Т. Щ). Разрушают энергетическую защиту. Вбивают клинья в определенные места (мысленно. — Т. Щ). Можно так убить человека: убить духовно, астрально...» Все эти обряды — и физические, и мысленные — акты автокоммуникации: самонастройка лидера, фиксация цели. Он сосредоточивается на личности объекта своих притязаний и в образной форме проигрывает план действий. План же этот обычно состоит в перепрограммировании: «Он убил христианина догматического и сделал из него человека, который будет общаться с природой», — приводит мне пример «энергетического убийства» один известный в свое время чер- нушник из Москвы. Мы показали несколько образцов того, как «энергетическим» языком описываются способы достижения позиций лидера: увеличения социальной поддержки и социального влияния. Такого рода поверья мы и обозначили как «мифы пути» к верхним ступеням социальной структуры Системы. 2.2. МИФЫ БОРЬБЫ Рассмотрим другую группу текстов, касающуюся «астральных войн», «энергетических ударов» и тому подобных «черных атак» т. е. описания борьбы за сохранение статуса лидера. Начнем с примера из рассказов уже упоминавшегося Дикобраза. «Меня сейчас убивают. Методично убивают, уже неделю... Вот мой дом, а здесь арка, и там спирали — энергетические кинжалы... Это как энергетические кинжалы. У меня одно — в одну сторону линии идут, — а они в другую. И меня буквально расшатывает. „Мясорубка". Это ловушка... Идешь сквозь нее — тебя трясет». Реальные, но скрытые события — это конфликт с лидером группы, которого Дикобраз подозревает в «убийстве»: «А тех, кто все это делает... я их знаю... Это могут быть двое человек, но я не знаю, кто из них... Понимаете, мы занимались этим, биоэнергетикой. И потом раскололись на две группы, стали враждовать. И вот те против нас». «Астральные войны» — конфликт между лидерами или теми, кто может претендовать на эти позиции: один пытается лишить дру- того влияния («астрально убить») или подчинить себе, другой сопротивляется, также «энергетическими» средствами. Системная традиция выработала способы противостояния «астральному удару», т. е. защиты позиций лидера от посягательств соперников. Эти средства также позволяют не подпасть под чужое влияние. На языке «энергетики» они описываются как «астральная защита». В рассказах моих собеседников фшурировали четыре основных ее способа. Первый — открытое противостояние. Человек совершает мысленные обряды: «Я пробовал вначале защищаться, — говорит Дикобраз. — Простые способы защиты: диски — один так вращается, другой в другой плоскости. Немного помогает (в этот момент), но не снимает (опасности)». Диски, разумеется, воображаемые: речь идет о ритуальных манипуляциях с мыслеобразами, играющими роль ритуальных символов, наряду с материальными объектами (арка, лампа уличного освещения). Суть совершаемого мысленно ритуала состоит в том, что человек переживает собственную защищенность перед натиском соперника. Это проект его отношений с соперником: не поддаваться давлению, часто проявляющемуся в виде прямых или неявных угроз. Обряд мысленной защиты снимает страх, обеспечивая тем самым психологические условия выполнения намеченных действий уже на практике. Кроме «дисков», в ходу и другие образы противостояния: «стена» — надо мысленно воздвигнуть вокруг себя стену; «консервная банка» — надо представить себя внутри перевернутой банки и т. д. Смысл один: мысленно отгородиться от лидера-соперника и навязываемых им программ. Разновидность стратегии противостояния — программа ответной агрессии: необходимо представить себе зеркало, отражающее энергетические потоки, направляемые врагом, и их вредоносное воздействие вернется к нему. Один из моих собеседников советовал даже «многослойный защитный энергетический кокон-зеркало». Настроившись на соперничество, человек затем противостоит своему врагу на практике, иногда вплоть до разрыва отношений. Внешне это может проявляться в ритуальных формах, например он отказывается принять фенечку: «Бывает, вижу я какую-нибудь фенечку, — говорил мне Сольми. — Ну, хорошая. Интересно сделана, задумана. Но одеваешь — не твоя и все». Отказ от фенечки становится отказом от программы, навязываемой посторонним человеком, и отношений с ним. Иногда фенечки «теряются» — тот снова дарит; они снова теряются. Потеря фенечки означает демонстрацию отказа прнять покровительство подарившего ее человека." Второй путь «астральной защиты» — обращение к альтернативному лидеру. В ситуации конфликта с влиятельным человеком человек ищет защиты у другого. «Одной девочке, — рассказывали мне, — подарили фотографию с иконы. Подарил один человек... И у нее развился невроз... Ну, пришел человек один, Д., он в этом много понимает. Он сказал, что это от иконы болезнь происходит. Надо ее (икону) убрать». По поверьям, через изображение, как и через любую феньку, передается «энергетика» подарившего (здесь: его программы). Поэтому Д. и предложил избавиться от иконки — прекратить тягостное для девушки влияние. С этих пор Д. сам берет ее под свое покровительство. Это довольно типичное развитие событий: чувствуя, что его «убивают», ищут другого «знающего» и «энергетически сильного» (влиятельного) человека. Он обычно подтверждает, что причина психологического дискомфорта —лидер сообщества, прежний покровитель или просто друг. Вместе с тем он задает программу дальнейших действий: необходимо избавиться от влияния человека, уничтожить память о нем (теряют или выбрасывают его феньки). Затем он дарит собственную феньку — знак новой связи. Третий вариант противостояния чужому влиянию — попытка самому выделиться в лидеры, сформировав собственную группу. Многострадальный Дикобраз испробовал в конце концов и этот путь. Он нашел людей, жаловавшихся на «энергетические» происки человека, с кем воевал он, и решил взять их под свою защиту: «Люди... их трясет, как от холода, но это не холод Я вижу, как по его спине, голове каток катится, с железными шипами. Я чувствую, что он чувствует. Беру это на себя, потом скидываю...» Если мысленный обряд — это самопрограммирование, то в данном случае возникла программа сближения с также противостоящими сопернику. «Враг моего врага...» В результате Дикобраз сколотил группу поддержки, приобретя собственныхучеников и последователей. Четвертый способ «энергетической защиты» определяется как «пустота» (намек на даосские и чаньские практики медитаций на пустоту). В отличие от трех перечисленных выше, он не предполагает разрыва с прежней группой. Он направлен на снятие конфликта и сохранение отношений. Но вместе с тем позволяет отказаться от программ, навязываемых соперником, не подпасть под его влияние. Этот путь считается более сложным, чем противостояние. «Может, я не прав был в том, что пробовал защищаться, противостоять, — рассказывал Дикобраз, анализируя свой опыт „астральной" борьбы. — Слабое побеждает... Пробовал „пустоту": стать пустым. Но это не подходит: они хотят, чтобы я отказался от сшей программы. Они этого и хотят. А я не могу отказаться». Путь «пустоты» — линия пассивного сопротивления: ты не принимаешь чужой программы, но и сам не навязываешь группе свою, т. е. отказываешься от притязаний на лидерство. Моего собеседника это не устраивало, поскольку к тому времени вокруг него уже были последователи, готовые разделить его путь, т. е. вокруг него сформировалась группировка ядерного типа. «Пустота» же позволяет остаться в группе, сохраняя в ней довольно независимые позиции, но без претензий на лидерство. Таким образом, поверья «энергетического» цикла определяют способы занятия и сохранения позиций лидера. Все, о чем шла речь, — только ритуалы, мысленные или вполне видимые манипуляции с символами. Они задают программу поведения, путь желаемой перестройки отношений. 2.3. ДВА ТИПА ЛИДЕРОВ Согласно Системным представлениям, существует два типа лидеров: светлые и чернушники. «Можно энергию отдавать (это помогает — белая магия) и ее забирать (это черная магия)». Черный лидер только «забирает энергию», не отдавая: использует вашу поддержку, ничего не давая взамен. Светлый, «забирая», сам является источником «света» — обещает вам опеку и помощь. Например, в обряде дарения феньки: «И вот, — говорит он, когда дарит фенечку, — в знак того, что я желаю тебе удачи в твоих делах, в знак того, что ты можешь на меня положиться, в знак любви к тебе (в широком, Системном, смысле слова), — я дарю тебе феньку» (Десс. Л., 1988). В момент, когда «светлый» лидер передает человеку свою программу, он берет на себя и некоторые обязательства. На основе подобных связей возникают группы ядерного типа, объединяющие новичков, нуждающихся в защите, помощи и знаниях лидера. Они группируются вокруг олдового, становящегося светлым лидером. Его «свет» — «излучаемые» им любовь, духовность и прочие символически демонстрируемые им нормы Системного набора. «Свет» — это образ лидера, с помощью которого он завоевывает авторитет и побеждает противников. «Драться нужно светом!» — эту фразу со стен Ротонды можно считать формулой подобного управления. Чернушник, в отличие от светлого, не желает «отдавать энергию»: используя действия своих сторонников, он не признает ответных обязательств. «Они и в жизни так делают, — заметил один из моих собеседников. — Бросают в трудный момент, подводят тебя... И этим довольны... Неблагодарны — как в энергетическом смысле, так и в жизни. Это их любимые штучки». Приведенное высказывание — фактически перевод формулы «чернушного» управления с «энергетического» языка: забирать, не отдавая. Это способ добиться своего в конкретной ситуации, не обращая внимания на то, чтобы привлечь к себе кого-либо надолго — управление без группы, ситуативное. Отсюда и возникают необязательность, неблагодарность и проч. Чернушник — лидер момента. С другой стороны, он — лидер конфликта. «Светлый» проповедует мир и покой, а чернушник постоянно ведет «астральные войны», пытаясь кого-то «убить», кому-то противостоять. «Светлые и чернушники, — говорят в Системе, — это две игры. Один чувствует комфорт в своей личности, если он кого-то ругает, старается обидеть в споре... А другой — он чувствует комфорт, когда проповедует любовь, не ругается, играет в христосика». Чернушник и его методы воздействия приспособлены к конфликтной ситуации. Он «астрально убивает» соперника, т. е. претендует на уже занятое место, поэтому ему и выгоден конфликт. Светлый же хочет сохранить собственные позиции и всю систему в неизменности, поэтому заинтересован в сохранении мира. Ему не хочется, чтобы кто-то боролся с ним за влияние. Светлый — лидер сбывшийся, а чернушник — лишь претендующий на власть. Большую роль в тайных обрядах чернушников играет перепрограммирование. Он нередко пытается кого-то «убить» — что означает: стереть прежнюю программу, а взамен вложить собственную. С другой стороны, «астрально убить», как уже говорилось, означает «вытеснить» человека (прежнего лидера или соперника, претендующего на это положение) из группы. Таким образом, чернуха в контексте Системных взаимодействий — своеобразный способ борьбы за влияние. В целом цикл поверий и представлений, концентрирующийся вокруг понятия «энергии» представляет собой код ядерных структур. Владеющий им способен создавать такие структуры, а они обеспечивают воспроизводство традиции. В поверьях об «энергии» закодирована программа развертывания ядерных структур: образования вертикальных связей, вербовки сторонников, нейтрализации соперников, самоутверждения в роли лидера. Таким образом, «энергетический» язык — это код структур самовоспроизводства Системы, каковыми являются ядерные структуры (объединяющие новичков и хранителей традиции). Причем благодаря существованию «энергетического» (как и любого другого эзотерического) языка коды ядерных структур способны транслироваться независимо от всех прочих, т. е. становится возможным их автономное воспроизводство. 3. Сети посвященных «Энергетический» язык, впрочем, служит не только кодом отношений лидерства и основанных на них ядерных структур. На его основе формируется еще один тип структуры: сеть, объединяющая посвященных в секреты манипуляций с «энергией» носителей эзотерического языка. Их f газывают энергеты, эиергуи, маги, и все они относятся к слою алдовых, поставляющему тех, кто способен выполнять функции групповых лидеров (преимущественно в пионерской среде). Именно они, как правило, владеют «энергетическим» языком осознанно: другие знают отдельные поверья об энергии, например, что «энергетически опасно носить феньки, полученные от случайных людей», а можно только предназначенные лично тебе, но не понимают их логики, не могут перевести их в термины социальных взаимодействий. Их поведение в определенной степени управляется такого рода поверьями, но только олдовые сами могут творить поверья (описывать «энергетическим» языком конкретные жизненные ситуации) и читать их с помощью вышеописанного социального кода. 3.1. ОЛДА Таким образом, эзотерический язык способствует возникновению и консолидации круга его носителей и творцов — собственно, слоя олдовых. Это третий уровень иерархии Системы: довольно узкий круг, всего несколько десятков человек. В ролевых сообществах это мастера игры, в индеанистских — носители индейского духа, в Ф ИДО-сообществах — сисопы (системные операторы, держатели узловых станций сети ФИДОнет). Они, как правило, лично знают друг друга, отношения варьируют от заочного знакомства до теплой и длительной дружбы или соперничества. Существуют и специфические формы общения между представителями этого слоя. Мастера игры во время полигонных или полевых игр (когда ролевое сообщество собирается в лесу) устраивают отдельный бивак—мастерятник, за рамками собственно игрового пространства. Полевые игры проводятся, как правило, летом, в течение нескольких дней. Мастера же встречаются между собой и в другое время. Живущие в одном городе собираются и играют в настольные (кабинетные, комнатные') игры, что дает им возможность повысить мастерство и отработать сюжетные ходы, которые можно затем применить на местности. Иногда они играют всю зиму, с привлечением других, достаточно продвинутых, игроков, способных в ходе этих игр достигнуть уровня мастера. В кругу мастеров происходит и обмен психологическими знаниями, приемами управления, организации больших игр. Как мы говорили, некоторая часть пост-Системы устраивает виртуальные тусовки в сети ФИДО (в отличие от Интернета, бесплатной). Сисопы, составляющие элиту компьютерной сети ФИДО, устраивают встречи в оффлайне (вне виртуального пространства, обычно в пивной), называющиеся сисопки (тусовки сисопов), в отличие от пив- товок или фидопоек, куда приходят обычные фидошники — пойнты (point — в сети ФИДО обозначение обычного пользователя). Каждый олдовый, будь он мастер игры, сисоп или просто старый тусовщик, — довольно известный в Системе человек, обладающий устойчивой репутацией и кругом сторонников. В отличие от основной массы Системы, обновляющейся через два—пять лет, слой олдовых сохраняется значительно дольше. Это хранители традиций, живая память Системы Репутации их также многолетние, а потому друг о друге они знают практически все Круг олдовых—это сетевая структура, где каждый прямо или заочно знаком с каждым. Связи носят личный, а не безличный характер, как в остальной Системе. В основе их лежит реальная практика взаимодействия, организации различных социальных проектов, а также обсуждение организационно-управленческих проблем, от приемов повышения статуса («потенциала») до проектов идеального сообщества. Именно в ходе подобных обсуждений формируется «энергетический» язык и все более обогащается выраженный с его помощью опыт социальных манипуляций, выработанный Системой. Появление i гового эиергета, эиергуя, мага (человека, владеющего этим языком и скрывающимися за ним приемами воздействия) вызывает внимание остальных представителей клана. Они встречаются с ним, обсуждают «энергетические» проблемы в надежде получить что-то новое для себя, затем делятся впечатлениями и определяют уровень его знаний. Так в сеть включается новый человек, но только если он оказывается интересен для остальных, т. е имеет собственные приемы и взгляды на технику управления. Таким образом, расширение верхнего уровня иерархии связано с пополнением фонда традиции (кодов управления). Отношения в среде энергетов основаны на статусном равенстве, поддержании определенной дистанции и сохранении автономии, хотя они и участвуют периодически в общих организационных проектах Это длительные и прочные связи, основанные на знании личностных черт и коммуникативных возможностей друг друга. Итак, олда организована в сеть, основанную на длительных и личных связях Связи эти горизонтальны, никто не претендует на возвышение — обсуждения обычно ведутся на равных. Заметим, что иначе просто невозможен эффективный и открытый обмен информацией. Однако эта горизонтальная, относительно стабильная и компактная сеть способна быстро достраиваться за счет ядерных структур, с помощью которых в сферу ее влияния втягиваются непосвященные. Фактически каждый из владеющих энергетическим языком может время от времени становиться инициатором и центром консолидации ядерной структуры. 3.2. ХРАНИТЕЛИ Следует остановиться на функциях сети олдовых в Системе. Наиболее важная из них — функция сохранения традиции, ее кодификации и трансляции. Именно в среде олдовых кристаллизуется символический язык тусовки, а также складываются мифоподобные сюжеты, в сжатой форме фиксирующие ее символику и нормы. Наряду с обычными телегами, фиксирующими типовые ситуации и типовые реакции, т. е. нормативный комплекс Системы, следует отметить телеги этиологические, Роль своеобразной мифологии, как свернутого воплощения Системной традиции, играют также плоды творчества олдовых. Московский художник и битломан Александр И-в показывал мне цикл своих картин: на одной — хиппи на полянке, в палатках, с дудочками, в полном прикиде; на другой — демонстрация хиппи против войны; на третьей — стрижка хиппи (очень значимый в этой среде образ): хайр под ножницами кровоточит, на лице хиппи страдание, на заднем плане зеленая лужайка. Творчество такого рода фиксирует устоявшиеся символы и создает новые, некоторые из них прививаются потом на тусовке. Так случилось со многими строчками песен Б. Г., о которых уже забыли, что они принадлежат автору, и повторяют скорее как пословицы.
Когда Система была открыта прессой и социологами, олдовых стали приглашать на различные конференции. Они поднимались к трибуне или на сцену и начинали излагать опять-таки этиологичес Вербальный сюжет, живописный или графический образ и даже собственная внешность — формы, в которых олдовый пипл запечатлевает Системную традицию. Это зерна, которые можно развернуть в текст.- истолковывая различные элементы своей внешности и обстановки флэта, олдовый раскрывает, по существу, весь комплекс норм Системы. Я расспрашиваю Сольми о Системе — и он указывает на свою картину, объясняя ее символическое наполнение, на свой хайр, прикид и разные вещи, имеющиеся в его компате. Все для него — повод поговорить о том же ненасильственном мире, естественной и ненапряжной жизни. Все воплощает Системную утопию. Именно в этом смысле он и говорил, что в любой вещи видит символ и с помощью любого символа видит мир. Любой символ, как зерно, разворачивается в текст, и текст этот можно сколь угодно детализировать, так что в максимально расширенном варианте он охватит всю Системную картину мира.
|