Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пипл! Это мент в натуре! 10 страница
Все описанное нами служит способом пресечения обратной коррекции поведения в ядерной структуре, предупреждением потока программирующей информации от преданных к лидеру. «Для обычных людей, — прямо сказано в „Бхагавадгите" (естественно, в комментариях к ней Прабхупады) выполнение предписанных „Ведами" обязанностей необходимо. Но чистый бхакта всецело занят служением Господу, и, хотя может иногда показаться, что его действия противоречат предписаниям „Вед", на самом деле это не так. Поэтому... даже самый умный человек не может понять намерений и действий чистого бхакты... Он стоит выше любой материалистической критики, так же как Кришна находится выше всякой критики» (БГ, 9. 28, комм.). Еще одна важная составная часть поддержания ядерной структуры — пресечение горизонтальных связей между преданными: информация должна замыкаться на лидера, а преданные не должны делиться ею друг с другом. Мы были свидетелями необычного явления, когда преданные, общаясь едва ли не круглосуточно, т. е. будучи формально вместе, не знали ничего ни друг о друге, ни о знаниях каждого. Они словно изолированы В то же время любая информация, попавшая хотя бы к одному из преданных, немедленно становилась достоянием лидера группы. Вот как в «Бхагавадгите» Кришна говорит Арджу- не о необходимости разрыва любых привязанностей за пределами кришнаитской общины, не относящихся к преданному служению: «Скромность, смирение, отказ от насилия, — пишет он, — терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло, отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего, спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий, постоянная и чистая преданность Мне, стремление жить в уединенном месте, отстраненность от общей массы людей, признание важности самореализации, философский поиск Абсолютной Истины — все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество» (БГ, 13.8-12). Обращенные адепты культа нередко прекращают отношения с семьей, детьми и «остальной массой людей» или, во всяком случае, рассматривают эти отношения как незначащие, опасаются «затягивающего влияния» материального мира, мешающего духовной самореализации. Основное для преданного — отношения с Богом через духовного учителя, а фактически — с лидером ядерной структуры, в которую он входит. Пресечение горизонтальных связей внутри и вне Общества сознания Кришны обеспечивает преимущество потоку информации от лидера к преданным. Совершенно нетерпимы связи в рамках других иерархий: если кто-то общается с лидером другой (тоже кришнаитской) группы, он сразу вызывает подозрение (представляется шпионом). Асимметрия знаний между различными уровнями иерархии (преданными и киртанером или им самим и духовным учителем) поддерживается механизмом эзотерики Вырабатывается эзотерический язык, охраняющий определенную часть информации, позволяющей переводить знания в навыки управления. И снова, как и в Системе, мы встречаемся с понятием «энергии» необъяснимого воздействия «сильной личности». Но если Система секрета из этого почти не делает — эзотеричность обеспечивается частой сменяемостью состава, то у кришнаитов разговоры на эту тему дозволены тем, кто уже исполняет функцию лидера. Один из них обьяснял, например, «энергетическое» значение мантр и других составляющих обряда: «Машры обладают огромной энергией. Каждое слово на санскрите, вообще каждое слово обладает определенной энергией.. Вот если я буду вас ругать, у вас возникнет побуждение совершить определенное действие., в ответ на мои слова... Если я буду хвалить вас, говорить, какие вы счастливые, какие вы красивые, то вы будете улыбаться, глаза ваши раскроются шире...» Из приведенного пассажа ясно, что «энергия» здесь, как и в Системе, означает возможность воздействия на поведение и психическое состояние. В «Бхагавадгите» есть места, понимание которых дает возможность управлять. Эти места считаются сокровенными: «Это сокровенное знание, — наставляет Кришна Арджуну, — нельзя сообщать тому, кто невоздержан, кто не предан Мне и не занят преданным служением Мне, а также тому, кто завидует Мне» (БГ, 18.67). «Кто невоздержан» — не соблюдает четыре «регулирующих принципа» преданного служения (ограничения в диете, сексе, отказ от азартных игр, запрет на горячительные напитки и табак) — не входит в круг служителей Кришны. «Кто не предан Мне» означает то же самое «Кто завидует Мне» — это претендующее на власть, «демоническое существо». А преданный и не претендующий на власть поймет содержание этой главы совсем не так, как лидер. Для лидера изложенное в ней — средство управления, для остальных преданных — правила и обоснования служения. Иными словами, условием открытия преданному сокровенных знаний — средств управления — становится полная трансформация его личности, делающая невозможным восприятие им управленческого потенциала этих знаний. Необходимо вначале воспитать человека и убедиться, что он действительно проникся духом преданности, отказался от личной ответственности, не претендует на право решений и действий по собственной инициативе, — и только после этого раскрывать ему то, что может быть использовано для управляющего воздействия. В подобном случае он почти обязательно поймет раскрытое знание уже с точки зрения, определяемой его ролью — преданного. Мы имели возможность убедиться, что именно так все и происходит на практике. Таким путем лидер оберегает себя от соперников, им же и воспитанных Собственно, знание, необходимое для управления, передается, но еще раньше накладывается запрет на возможность его использования. Так кто же становится лидером и получает доступ к эзотерике? По нашим наблюдениям, только самостоятельно понявшие, что обладают средствами управления, и в ком достаточно сильна мотивация к лидерству. Позднее им раскрывается и остальная часть эзотерического фонда. Но главное — ключ — человек должен прочувствовать сам. При этом он обязан понять, что входит в запретную для остальных зону, не рассуждать публично о собственных открытиях, так как попытка управления там, где добродетелью считается полное растворение в служении и отсутствие других желаний, считается ересью. Итак, в сообществе кришнаитов используемая ими индуистская по происхождению символика прочитывается как код авторитарной структуры — централизованной, иерархичной, основанной на вертикальных связях с жестким пресечением горизонтальных. Прежде чем вернуться к основной теме заимствования кришнаитской символики Системой, сделаем одно отступление, связанное с проблемой соотношения функциональной (среднего слоя) и воспроизводящей структур в рамках общей модели сообщества. Мы уже высказывали гипотезу, что функция воспроизводства (социализации новичков, трансляции традиций) в различных сообществах должна осуществляться «ядерными» структурами: централизованными и основанными на вертикальных связях, уже потому, что процесс обучения (однонаправленная передача информации из ядра традиции на ее периферию) изоморфен процессу управления, также основанному на асимметричных информационных связях. Структуры воспроизводства должны быть ядерными вне зависимости от специфики данного сообщества и воспроизводимых норм. Это могут быть нормы эгалитарной или авторитарной структур, но системы их воспроизводства структурно схожи. В кришнаитской среде мы, однако, сталкиваемся с тем, что ядерная структура транслирует только свой собственный код. В результате мы не обнаруживаем в этой системе никаких структур, кроме ядерных Эго анатомия всех социальных образований, получивших название «пирамид». Поскольку ядерные структуры, приспособленные к функции воспроизводства культурных кодов, не транслируют никаких кодов, кроме собственных, то таковые сообщества не способны ни к каким видам деятельности, кроме самовоспроизводства. «В бхакти-йоге (йоге преданного служения. — Т. Щ.) бхакта не желает ничего, кроме Кришны. Чистый бхакта не желаег ни вознесения на райские планеты, ни растворения в брахмаджьоти (особая трансцендентная сфера. — Т. Щ.), как не ищет он и спасения или освобождения из материальных пут. Чистый бхакта вообще не имеет никаких желаний» (БГ, 8.14). Эта система не имеет никаких программ, хотя вначале и обещает неофитам бесконечное счастье и осуществление любых желаний; однако, по мере погружения в круг преданных, человек должен осознать иллюзорность этих желаний Бесконечное самовоспроизводство проявляется в характерной для подобных сообществ тенденции к бесконечному втягиванию новых членов, порой агрессивному прозелитизму. Теряя же возможность расширения, подобные структуры вынуждены изменить свою структуру (сформировать нормы и структуры, предназначенные для других видов взаимодействия со средой) либо погибнуть. Теперь вернемся в Систему и посмотрим, что происходит с кришнаитской символикой, когда она пересекает межгрупповой барьер. Сохраняет ли она значения, связанные с нею в MOCK, или претерпевает трансформацию? 4. Смеховой барьер Кришнаитские мотивы довольно активно заимствуются Системой, часто встречаются в ее текстах, большей частью относящихся к смехо- вым жанрам. Характерны различного рода иронические переделки. Например, я встречала хиппи, называвшего себя Кришной. Как объясняли мне другие тусовщики, «он очень не любит этих кришнаитов и говорит: — Я тогда буду у них богом! Я — Кришна!» С точки зрения кришнаитов, подобные высказывания воспринимаются как проявление непомерной гордыни, демонической «зависти к Кришне»; с точки зрения Системы — как обычный для нее стеб. В Системе, как и в любой общности, действуют механизмы дистанцирования от информации, происходящей из чужого сообщества, в частности смеховой барьер. Системная шутка: «Мама мыла Раму, мама мыла Кришну» (одновременно просматриваются след маха-мантры и фразы из букваря). В предыдущих главах мы приводили эротические частушки на мотив маха-мантры. Что конкретно вызывает отторжение в Системе? «Я был у них у Харе Кришна, — рассказывал некий Джордж — Потом ушел. Они слишком давят: соблюдай принципы (имеются в виду «четыре регулирующих принципа» кришнаитской аскезы-, воздержание от рыбы, мяса, яиц; алкоголя, табака, чая, кофе, наркотиков; незаконного секса — законным считается сближение супружеской пары один раз в месяц, в момент, наиболее благоприятный для зачатия потомства, после пения пятидесяти кругов мантр; азартных игр. — Т. /Д.). Они тянут прямо. Это не по мне. Недемократично». Другой Системный пипл сказал: «Меня не устраивают комментарии к Гите Его Божественной милости... забыл как зовут. Какие-то два варианта: один — совершенство для каких-то сверхлюдей, а другой — для всех: пой маха-мантру двадцать четыре часа в сутки. Комментарии уводят куда-то в сторону от основного смысла». И третий говорит примерно о том же-. «Лексика мне его (киртанера. — Т. Щ.) не понравилась-, недобрый он какой-то». «Будь, говорят, личностью, — и полный эгоизм. Будь личностью сам, а от остальных отдельно. Полный эгоизм». Системный пипл отмечает и отвергает кришнаитские толкования их символики, поддерживающие авторитарную структуру, отношения власти и служения: «давление» со стороны лидера, его монополия на «совершенство», разделение ролей («два варианта»), противопоставление всем остальным. Эти нормы противоречат нормативному комплексу Системы, в основе своей эгалитарному, культивирующему свободу. Естественность, расслабленность и беззаботность противоположна кришнаитским аскетически-дисциплинарным установкам. С этим и связано конструирование смехового барьера, препятствующего проникновению в Систему чужой для нее информации (кодов авторитарной структуры). В то же время смеховой барьер позволяет получать определенную информацию, он проницаем, в отличие от различных форм враждебности. Смеховой барьер оставляет все-таки возможность общения, что и происходит. Хиппи иногда могут воспользоваться гостеприимством кришнаитов, чтобы вписаться, да еще и поесть у них во время путешествий по трассе. Вполне в их стиле и «послушать лекцию по Бхагавадгите». Отвергая кришнаитские интерпретации символов, Система тем не менее активно впитывает и использует их, только в другом значении. Кришна, по представлениям Системы, — бог любви, кришнаизм — «религия добра». «Все мы дети Кришны», — было написано в Ротонде. Кришна символизировал равенство всех людей перед Богом. Правда, в этой роли он не одинок- рядом значилось, что «Все мы дети одного отца — Христа» и «Пипл! Объединяйтесь! Нас связывает космическая сопричастность». Кришна занимает место в фонде традиции Системы, наряду с другими образами, что кардинально противоречит его роли в представлении кришнаитов, где он Единый и не имеющий равных Верховный бог. Там монизм, в Системе — плюрализм. Таким образом, восточная символика, проникая в Систему, претерпевает перекодирование, меняя свое значение. В Системе ее толкование сводится к обычному набору хипповских норм. В плясках Кришны с пастушками, например, видится совсем не метафора радостного переживания преданности верховному правителю мира, а аналог хипповской free love. В перекодированном виде заимствованная у кришнаитов (или из другого сообщества) символика служит поддержанию эгалитарной структуры самой Системы, а вовсе не структуры отношений, кодом которой она служила в прежней среде. Мы видели, что даже противоположные по многим характеристикам структуры могут поддерживаться при помощи одних и тех же символов при условии, что последние прошли процесс перекодирования. Пока же этот процесс не завершился, чуждая символика остается на некоторой дистанции, поддерживаемой при помощи смехового барьера. Примечания 10 Международном обществе Сознания Кришны см.: Григулевич И. Р. Пророки «новой истины»: Очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М., 1983- С. 112-116; Сенкевич А. За стенами ашрамов // Бессмертный лотос: Слово об Индии. М., 1987. С. 176-207; Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989. 2 Здесь и далее ссылки на «Бхагавадгиту» приводятся по изданию, которым пользуются члены MOCK (в английской аббревиатуре ISKCON): Бхагавадги- та, как она есть / Перевод и комментарии Свами Прабхупады. Москва; Ленинград; Калькутта; Бомбей; Нью-Дели. Это издание существенно отличается от других переводом, комментариями и интерпретацией священных текстов. Именно оно признано в MOCK каноническим. 3О концентрации внимания на личности учителя см., например: Семен- цов В. С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы «Бхагавадгиты» // Восток — Запад: Исследования; переводы; публикации. М„ 1988. С. 22. 4Дашиев Д. Б. Некоторые социально-психологические аспекты культа наставника (по тибетским источникам). Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986. С. 137-143. 'Там же, с. 142. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ровать три основные группы выводов. Первая касается метода изучения прагматики символа, апробацией которого и служит, собственно говоря, эта работа. Вторая группа — формулирование выявленных в ходе исследования соответствий между семантическим наполнением символа и социальной структурой, в которой он действует. Проще говоря, речь идет о способах кодирования структуры сообщества. Третья группа выводов касается проблем самоорганизации сообщества и эволюции его символики. 1. Метод раскодирования 1.1. ЦЕПОЧКА РАСКОДИРОВАНИЯ Наше внимание было сосредоточено в основном на прагматике символа — его интерпретации и использовании. Причем больше всего мы занимались последствиями интерпретации. Мы фиксировали реакции на символ, считая их ключевым звеном в процессе раскодирования. Затем нужно было выяснить, во что складываются эти реакции — вся сумма реакций на весь массив символов сообщества; ясно, что они образуют систему взаимодействий, составляющих ткань жизни данного сообщества. Но каждое подобное взаимодействие служит проявлением межличностного отношения, связи, множество которых складывается в некоторую структуру отношений — и нас интересовало, какую именно. Другими словами, цепочка раскодирования символа включала несколько звеньев: первое — интерпретация, второе — реакция, третье — реконструкция социальной структуры. В конечном счете мы приходим к пониманию взаимозависимостей между значениями символики и структурой сообщества. Прослеживая путь разворачивания символа в сообщество, мы прежде всего получаем возможность судить о его влиянии, т. е. о влиянии идеального мира, знаков, слов, на различные стороны жизни (роль символа в формировании групповых границ, иерархии, выдвижении лидеров, сложении и фиксации норм, трансляции традиции). И обратно — можно судить о способах символического кодирования социальной структуры. Какие изменения происходят в символическом мире в ответ на те или иные социальные процессы? Как тип структуры отражается в символике? С одной стороны, зная символику сообщества, можно представить его устройство, а с другой — наоборот, зная структуру сообщества, заранее предсказать смысловое наполнение его символов. Представив желаемую структуру, тип отношений, можно спроектировать символику, и с ее помощью такая структура будет создана. Заметим, что на этом пути социальных реформаторов подстерегает «рок устроителей», но о нем — чуть позже. Итак, мы «прочитываем» символику конкретного сообщества, но выходим далеко за рамки обычного понимания прочтения как установления «значений»: мы фиксируем действия, к которым приводит извлечение данных значений. Таким образом, мы спускаемся с семантических «небес», где знак пребывает в качестве идеального объекта, на землю, где он материализуется. И все исследование «плавает», постоянно пересекая грань этих миров. 1.2. МИСТИЧЕСКАЯ ТАЙНА СИМВОЛА, С ПОЛНЫМ ЕЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕМ Постановка проблемы связей символа с социальной структурой обусловлена, среди прочего, потребностями развития семиотики. Чем дальше, тем очевиднее становится, что ряд вопросов, казалось бы, чистой семантики не решается в рамках ее самой. Объяснение варьирования значений нередко лежит в области социальной структуры. Достаточно упомянуть Осгуда с его Семантическим дифференциалом: значения (интерпретация, восприятие) символов зависят от этнической, профессиональной, групповой и тому подобной принадлежности интерпретатора1. Известна также гипотеза о связи бинарной структуры мира в мифе с дуально-фратриальным делением племени. К проблеме социосемантических соответствий постоянно подводит исследование ритуала в архаических культурных традициях. Скажем, К С. Сарингулян предлагает общий подход к исследованию духовных (идеальных, знаковых) образований — ритуала, мифа, символа и т. д., при котором «любое духовное образование... в действительности представляет собой компонент социальной технологии общества и, следовательно, так или иначе участвует в поддержании и воспроизводстве структуры данного общественного организма»2. Политолог и культуролог Коэн вообще рассматривает сообщество как своего рода символ, по-разному прочитываемый его членами3. Короче говоря, постановка вопроса о связях символа и социальной структуры не нова, возможно, даже самая древняя. Глубоко семиотическая, по нашему убеждению, книга — Евангелие — не могла не отметить социоорганизующей роли знаковых объектов. Евангелие от Иоанна, как известно, начинается так «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины...» (Ин. 1: 14). Затем Слово было отправлено в человеческий мир и воплотилось, чтобы из него развернулось Царство Божие, как дерево вырастает из зерна, т. е. явно с социоорганизующей целью. Вообще в глазах древних народов (задолго до Библии) Слово, Символ — любой знаковый объект — обладали мистической силой. На этом, собственно говоря, основываются ритуалы Символ и его использование, как правило, сакрализованы. Умение манипулировать символами в архаическом сознании, можно сказать, тождественно волшебству, поскольку са- крализует личность манипулятора. Сакрализация, мистическое восприятие символа во многом связано с его таинственной способностью влиять на человеческие отношения, особенно в том, что связано с властью. Понятно, почему хранители символики (жрецы и различного рода мистики, например, суфии) нередко встречались в роли наставников или советников при дворах властителей, от Древнего Египта до средневековых монархий Европы и Востока. Таинственная власть символа приковывала к нему внимание на протяжении веков. И были люди, заинтересованные в сохранении тайны механизма этой власти. Постоянно шла разработка новых символов (идеальных структур, знаков), появлялись профессиональные их творцы — не только мистики, но поэты и философы — впрочем, их творчество долгое время воспринималось не без сакрального оттенка. В. Н. Топоров, например, пишет о восприятии поэта в традиционной культуре как «носителя обожествленной памяти»4. Да и в современных контркультурных образованиях в России и на Западе фигура Поэта, Художника воплощает в себе харизматическое лидерство5. Философия до сих пор сохраняет направленность на социальное преобразование. Философская система, как правило, строится не просто как картина некоею мира. Обычно она включает раздел типа Утопии, попытки представления социальной структуры, способной возникнуть при условии реализации описываемого мира на практике. Получается, что творец символического мира мысленно выращивает собственное «дерево» из зерна, достаточно упомянуть «Государство» Платона (а может быть, и описание Атлантиды)6 или социальные проекты Дидро, Фурье или Гольбаха7. Цель философствования — не просто создание символа, символического мира, а изменение с его помощью социальной действительности; сохраняется отношение к знаковым системам как к средству строительства или изменения отношений, их структур. На философском уровне все это выглядит достаточно отвлеченным; но использование символа как средства социальной манипуляции постоянно проявлялось и на уровне практики. С этой точки зрения интересно богостроительство русских революционных мыслителей (и практиков!). Характерно, что Лавров, Бакунин, Михайловский и другие сознательно творили миф, их последователи — даже Бога — и специально как средство манипуляции «косной толпой», «подхлестывания» истории в направлении революционных преобразований8. Все это не оставалось на уровне теоретических изысканий, а воплощалось в социальную практику и в конце концов привело к смене власти в России. Большевики продолжили эксперименты, совершенно сознательно используя все доступные им символические и знаковые средства для строительства запроектированной ими структуры Характерен цикл статей А. В. Луначарского о музыке (искусству уделялось большое внимание, как средству влияния на массы). В статьях «Музыка и революция», «Танеев и Скрябин» и ряде других9 Луначарский подробно обсуждает средства влияния и воспитания народа: «...искусство, — пишет он, — не только служит орудием познания, но и организует идеи и в особенности эмоции. Организует через посредство образов, также через посредство музыкальных идей, организует эмоции как боевую силу, как воспитательную силу. Глубокое замечание Толстого, что всякий художник, в сущности говоря, заражает своим настроением окружающих,... относится как к отдельному художнику, так и к классу. Класс точно так же создает мощные вибраторы. Эти мощные вибраторы, как могучая волна, начинают обнимать все и заставляют звучать все сердечные и умственные струны окружающих на тот же лад..»10. Более того, Луначарский «вычисляет» конкретные музыкальные стили, способствующие созданию необходимого революции типа личности: «Итак, мы, как революционеры, можем ждать еще в будущем титанических песен революционной страсти, но пока не только в русской музыке, но, может быть, и в мировой не найдем более страстного музыкального языка, чем язык Скрябина в таких его произведениях, как „Прометей" и ему подобные. Как строители, как сторонники коммунистического порядка, противники псевдодемократического хаоса капитализма, мы дождемся еще великих песен о строительстве и о согласии народов, но пока не только в русской музыке, но, может быть, и в мировой мы с трудом найдем песни такой глубокой содержательной и строительной мудрости, как те, какими одарил нас Танеев»1 Следы подобного подхода к символу обнаруживаются не только в музыке, но также и в изобразительном искусстве, особенно в архитектуре. Существует подход к архитектурному творчеству как к созданию или организации значащей среды, долженствующей прямо повлиять на социальное самоощущение и самоопределение живущего в ней человека. Известно пристрастие диктаторов к монументально-масштабным архитектурным формам: большие площади, стадионы, высотные здания предназначены были для формирования стереотипа отношений «толпа— диктатор», возвеличивания властителя и обезличивающего сведения населения в абстрактные множества. Советская архитектура не избежала попыток «формирования „нового человека" посредством новой среды»12. В 1989 г. в Ленинграде прошла региональная научно-практическая конференция «Человек и среда его обитания»; ряд докладов на этой конференции так или иначе касался идеи социального манипулирования посредством направленно организованной значащей среды. Н. Н. Измоденова из Перми в кратком историческом экскурсе упоминает, например, один из моментов развития советской архитектурной мысли (и практики): «...в 20-е гг. XX в. необходимость преобразования „старого мира" связывалась с неизбежностью коллективизации быта, что в соответствующих концепциях воспроизводилось как необходимость строительства домов- коммун и фабрик-кухонь Эти опредмеченные идеи должны были, по мысли авторов, преобразовать человека-индивидуалиста в коллективиста»13. В целом в теории архитектуры сохраняются явные следы подхода к символике среды как к социоорганизующему средству. По- видимому, не случайно именно отсюда представления о влиянии среды на отношения и личность проникают в психологическую науку (в этом отношении показательна монография чешского ученого М. Черноушека «Психология жизненной среды»)14. Итак, проблема влияния символа на жизнь общества давно и настойчиво ставится мистиками, философами, политиками и в особенности волнует социальных практиков — революционеров или властителей. Возможно, в нашей работе, восстанавливая путь раскодирования (от символа — к социальной структуре), мы в некоторой степени заново открываем то, что было известно древним. Но нам более важен не факт влияния, а его механизм. 1.3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ДЕЙСТВИЕ Очень важный момент нашего метода прочтения символики — повышенное внимание к реакциям. Такой подход позволяет преодолеть одно из главных затруднений, связанных с восстановлением значений символа. Приступая к исследованию, мы поставили задачей прочтение символов конкретного сообщества — Системы. Но задача прочтения в действительности не так проста. Интерпретации, во-первых, неоднозначны, во-вторых, часто вообще не вербализованы и даже невер- бализуемы, поэтому указать конкретные значения (или хотя бы их конечное число) для каждого символа, строго говоря, задача некор- рентная. Сами символы не есть нечто безусловно данное и постоянное; один и тот же предмет, жест, слово могут нести символическую нагрузку или быть чисто утилитарными. Выход может быть найден в фиксации реакций на символ. Во-первых, сам факт реакции говорит о том, что предмет, жест и т. д. в данном случае воспринят как символ, сигнал к действию — и, следовательно, интерпретирован. Во-вторых, реакция — конечный результат интерпретации, в отличие от нее самой осязаемый и легко фиксирующийся. Действия очевидны, моделей поведения в сообществе конечное число, что также отличает их от интерпретаций с размытыми границами. Реакции могут бьггь основанием для классификации интерпретаций (такую систему классификации значений — по типам реакции предлагает Т. М. Дрид- зе)15. Вообще интерпретация, как давно замечено семиотикой, зависит от предполагаемой реакции, отражая намерение действовать определенным образом. «Знак... не существует вне программы деятельности и поведения его истолкователя»16, — пишет Т.М. Дридзе. Она ссылается на труды Ч. Морриса, отмечавшего, что «толкование само по себе уже является предрасположением к какой-то реакции»17. По существу, интерпретация есть в некотором смысле процесс вложения интерпретатором в символическую оболочку собственной программы поведения. Интерпретация может быть вербализована или нет, осознана или нет, но реакция позволяет восстановить интерпретацию, предшествовавшую ей. Существует еще одно соображение, побудившее нас фиксировать внимание на реакциях-, стремление не только получить значения символа, но и восстановить процесс, в результате которого они получаются. Используя наш метод, можно проследить и воспроизвести способы кодирования и раскодирования символов, происходящих в среде, где реально находятся. 2. Социосемантические соответствия, или Коды сообщества Прочитывая символику сообщества вышеописанным способом, мы находим ряд соответствий между символической картиной мира и социальной структурой сообщества, где она существует. Например, чтобы быть удовлетворительными для носителей символов, все их толкования должны строиться по заданным принципам. Подобных принципов интерпретации в Системе (ключей к символике) мы обнаружили четыре: интерпретируя символ, необходимо свести его к «антинорме», к «группе», к «норме», либо, наконец, открыть его «энергетику». Каждому ключу соответствует особая модель мира. Если всю символику Системы проинтерпретировать с помощью ключа «антинорма», то она сложится в некий «антимир», где все устроено не так, как в «большом» обществе, все «запретно», нарочито «неправильно». Модель «антимира» существует на границах Системы с внешним миром.
|