![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пипл! Это мент в натуре! 4 страница
Третья характерная для Системы форма времяпрепровождения — трасса, — также разновидность информационной деятельности. Как только наступает теплое время года, стайки длинноволосых отправляются в путешествие на экологический фестиваль «Радуга», праздник индеанистов пау-вау, рок-фестиваль или буддийский ритуал к заезжему гуру. Эти пространственные перемещения в дискурсе самой Системы предстают метафорами социального поиска. «Вот и снова метель помахивает хвостом над растерявшимся аэропортом... Что слышно: лететь-то будем? —Да вот говорят, через час на Хали-Будцы самолет выруливает... И билеты есть. — Ай, бля, мне-то совсем не туда надо. Впрочем, к черту. Хоть куда-то, но в полет... Вот открыли порт христиане, кришнаиты, „Кино", рок — тянутся, тянутся туда уставшие от протирания ж... в Зале Ожидания. Открывает порт Анархия, ДээС и „Память". И суетится народ, и тыркается на посадке. А кто-то вон и совсем лететь раздумал...», — так Сторож и Фред в рукописном журнале «Ы» (конец 1980-х) описывают путешествие своих героев. Характерно, что «портами» называются известные в те годы сообщества — религиозные, политико-идеологические, молодежные (киноманы, Демократический Союз или дзен-будцисты), т. е. возможные варианты самоидентификации. Однако всем им Система протшюпоставляет ценность пути, т. е. продолжение социального поиска: «А мы сидим за киоском Союзпечати и ждем рейса. Пьем пиво... И почитываем стихи — о том, как нам достало ожидать этого вечно обещанного рейса... Сколько уж сменено портов, в скольких мы сидели и ждали. Пошляемся по незнакомому городу и — бах! Снова в Зал Ожидания, возьмем пива — и ну стихи читать... Давно забыт отчий дом — даже место его нахождения. Как-то я попал в родной город, так пока встреченными знакомыми был не узнан, так бы и не распознал родины-то... И мы все сидим — ждем рейса. Того самого...» Пипл не спешит принять ту или иную идентичность, оставаясь «вечно чужим» и ценя это состояние. Трасса, тусовка, сейшн —- все эта формы взаимодействия носят информационный характер (в протшювес материально-произ- водительной деятельности): в конечном счете их смысл — приобретение информации, максимум контактов, широкий охват территории и тем. Все это подтверадает информационный характер описываемого сообщества. Еще ряд характерных для Системы форм взаимодействия можно рассматривать как способы обеспечения материальной базы для информационной деятельности. Информационное сообщество ничего не производит, следовательно, оно вынуждено существовать за счет окружения. Хиппи либо не работают совсем, либо выбирают себе работу (кочегара, дворника, оператора газовой котельной), не мешающую основной для них поисковой деятельности (творчеству, искусству). Поэтому большое значение приобретают практика аска, обучение навыкам бесплатных путешествий и особое чутье на халяву, а также обычаи взаимопомощи (в первую очередь, вписка), позволяющие иногда длительное время жить практически без денег. Итак, структура и нормы Системы максимально приспособлены к функции поиска, вероятно, и составляющей самую суть существования пипла. Мы склонны это связывать с маргинальным положением значительной его части, что выводит на первый план самую потребность поиска определенности и обретения в конце концов удовлетворяющего человека статуса. Информационная среда, особая прозрачность Системы должна ускорять поиск, многократно расширяя контакты. В некоторых случаях она служит социальным лифтом, позволяя выходцам из социальных низов общаться с людьми искусства, науки и лидерами общественных движений, находить единомышленников и получать навыки лидерства. С другой стороны, Система обеспечивает некоторую степень социальной защиты на время поиска посредством обычаев взаимопомощи и обучения навыкам минимализации потребления. 2. Тендерное самоопределение Поисковая направленность Системы в некоторой степени находит свое объяснение в сфере тендерных отношений, весьма значимых для большей части пипла. Формирование и демонстрация тендерных ролей и стереотипов, поиск сексуального партнера и подходящих для себя форм тендерных отношений — важный стимул и смысл молодежных тусовок 2.1. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СТАТУСА И СТИЛЬ «УНИСЕКС» Маргинальность типичного пипла выражается не только в отсутствии стабильной профессиональной идентификации, но и в неопределенности тендерного статуса. В Системе большинство составляет молодежь добрачного возраста, отошедшая от родительской, но не образовавшая собственной семьи. Тендерная неопределенность проявляется и внешне, в демонстративной бесполости прикида, характерной для большинства молодежных тусовок Первое, чем хиппи в свое время привлекли внимание обывателя, — это неразличимость молодых людей мужского и женского пола. В начале 70-х было принято рисовать на карикатурах парочку: оба длинноволосые, в джинсах- «клеш», мешковатых свитерах, скрывающих фигуру; в 1980-х гг. аналогичный стереотип воспроизводят в своих граффити и сами пиплы, добавляя только обоим ксивники и феньки. Примерно так же выглядят ролевики и индеанисты; экзотические одежды и украшения, подчеркивающие пол, они надевают только во время игр или ритуальных церемоний. Тусовка не требует традиционных проявлений женственности и мужественности. На первый план выдвигается групповая или символическая идентичность: принадлежность к хиппи, панкам, толкинистам-ролевикам, индеанистам или футбольным фанатам. «Ну вот мне просто кажется, что нет какого-то специфического отношения... к женщинам, — говорит А. Илле, социолог-аспирант и старый фанат. — То есть там: фанат и фанат». — «А поведение женщин во время матча — оно такое же, как и у мужской части фанатов?» — «Да. Нет, ну они не носят там высокие ботинки, но там джинсы и такая же курточка... В принципе они не очень выделяются там из массы. Ну, пилоты реже, но, как правило, там джинсовые куртки там, еще что-либо. Ну, похожи. Они там юбки не носят, да. В основном, такой универсальный стиль одежды...»10. Другая характерная черта, также проявляющая неопределенность тендерных ролей, — инверсия признаков-маркеров пола: некоторые девушки стригутся наголо и носят военизированную одежду, в то время как мужчины носят длинные волосы и вышивают на джинсах цветочки. Половые различия являются незначимыми или невидимыми для самой субкультуры. Слова женского рода, производные от «хиппи», «панк», «пипл», «волосатый», «скинхэд» или «ролевик», отсутствуют или звучат нелепо, а потому практически не используются в речи. Сленг нечувствителен к различию полов в тусовке. Символическая неопределенность пола, характерная для большей части пипла изначально, предполагает актуальность для этой среды задачи тендерного самоопределения, которая включает два аспекта: конструирование тендерных ролей (осознание себя как мужчины, женщины, выбор соответствующих молу моделей поведения и стратегий самореализации) и тендерных отношений (поиск партнера). 2.2. ЗАДАЧА БРАЧНОГО ПОИСКА Пожалуй, центральный мотив дискурса Системы, ее магических упражнений, песен, граффити — одиночество и поиск любви. «И неужели никому не нужен я и только один я. Стремно писать это, но сколько можно?» (Ротонда, 1988). В Ротонду, как и на любую тусовку, приходят, надеясь здесь найти близких по духу людей, а в идеале — любовь Некоторые так и пишут: «Ищу добрых чудаков!»; «Я слышу вас, братья, но где вы?»; «Моя надежда рухнула, но не исчезла. И я сюда все равно приду» (Ротонда, 1987). «Здесь были Коля и Марина, мы искали тепла. Я люблю тебя, но я не знаю, что есть любовь. Февраль 1986 г.». Одно из петербургских поверий гласит, что в Ротонде могут исполниться любовные желания, стоит только написать самое заветное или просто выплеснуть душу, оставив надпись на ее побеленных стенах. Граффити Ротонды выдают амбивалентное восприятие любви. С одной стороны, любовь табуирована: «Любовь вне закона»; «Любовь — мрак». Она невозможна и непостижима: «Любовь — это когда хочется того, чего нет и никогда не бывает»; «Любовь — это так сложно. Она может дать счастье, отравить жизнь. Может дать смысл и может лишить его. От любви в жизни зависит многое, но понять ее может только Господь»; «Даже лучший толковый словарь вечных истин и вечных снов не откроет ответ на вопрос, что такое любовь». С ней связан страх и его преодоление: «Любовь — это лотерея, в которой выигравшему достается смерть»; «Любовь — это страх не принадлежать»; «Любить — значит хотеть не бояться»; «Любовь — величайшая сила, способная губить человека, но делать его счастливым». В то же время она составляет смысл и суть жизни: «Любить — значит жить. Жить — значит любить все, что достойно этой жизни» (Ротонда, 1987-1988). На стенах Ротонды можно прочесть наставления и «правила» любви, кто-то делится опытом любовных отношений: «Любовь хочет вечности, но попытайся удержать ее и потеряешь безвозвратно. Она благоволит терпеливым и не любит насилия»; «Любовь — это когда люди принадлежат друг другу навсегда. Старая детская сказка. Ведь даже минуту и ту не удержишь!»; «Кто никогда любви не предавал, тот верит, что она не умирает». Фактически, эти надписи — множество призывов, вопросов, рецептов и советов — создают коллективный образ любви, проект того, что недавно было запретно, для многих еще неиз!! еданно, но желанно. «Любить не умеет почти никто, но не говорить — невозможно, ибо есть жажда, но нет ни сил, ни мужества любить...» (Ротонда, 1988). Обретение любви представляется строительством нового мира: «Создай Вселенную такую, чтобы светило было общим хотя бы для двоих людей. 20.12.85». Впрочем, для большинства тусовщиков любовь остается скорее мечтой, невысказанным желанием, чем реальностью: «Здесь все говорят о любви, но мало кто действительно испытывает это чувство», — заметил один из моих знакомых волосатых людей. Так или иначе, тусовка остается для многих полем брачного поиска, где можно найти любовного партнера, даже мужа или жену. Это относится к самым различным в плане символики тусовкам. Эркина Петрова, наблюдавшая ролевое сообщество Санкт- Петербурга, заметила, что в нем возникает много супружеских пар, и в интервью с участниками отчетливо видно восприятие его как поля брачного поиска: «Все пары (практически) составлены из игроков», — говорит Эркине один из ролевиков. «Почти все парни, которых я знаю, нашли своих девушек в Системе», — вторит другой (в данном случае он называет Системой ролевое сообщество). То же самое отмечала и Е. Павлова, наблюдавшая в 1990-х среду сорокоманов. Сорокоман (псевдоним Бармалей), объясняя причины своего прихода в «Сороку», говорит, что в институте у него «был несколько ограничен круг общения ввиду погруженности в учебу и ввиду специфики нашего института. То есть — ну, сухой мужской коллектив, девушек у нас не было. Ракетостроение, в общем». В «Сороке» на первый план вышло общение «близких по духу» людей. «Есть ряд людей, которых я всегда был рад видеть, с которыми всегда интересно пообщаться. Потом, ну, все-таки молодежь, мальчики-девочки — немаловажно. Потом, все-таки, сексуальность в „Сороке" — видимо, еще неисследованный пласт... Играй, гормон, никуда от этого не денешься». Сами сорокоманы замечают, что в их среде образовалось много брачных пар: «Понимаешь, вот таких вот друзей / я из „Сороки" не вынес и, пожалуй, не знаю людей, который вынесли. Именно друзей, скажем так Ply, любимая жених мало?.. Я считаю, что ради этого вообще стоило существ" 0" этих вещей. Очень многие люди переженились там... Я з> ка> новном о старичках. Первые, кого я знал, это был Чуж'Ш3" Негр Витя и Девушка-Танюшка. Но, наверное, о многой — ли. Друг мой там женился, в той же „Сороке", полтора • милейший карапуз, на другой сорокоманке, некоей J> M> Ре" С задачей брачного поиска связаны и особег, тУсоп" гулирующих отношения между мужской и женск^бовь», ки. Самая заметная и постоянная из них — «св^маемая фри лав (от англ. free love— «свободная любс^левиков обычно как частая смена партнеров. Девушки ршшись не говорят, что, попав туда, они забыли слово «изм»°нсгРиРУ" обращать на это внимания. Идеал свободной рЗленных — емый отказ от ревности и прав собственнострений в Сис- свидетельства поискового характера любовв°бви, харак- теме, как и мотив мимолетности, недолгой'0™, но...». Од- терный для граффити Ротонды: «Любовь хо имеют в виду нако в других случаях, говоря о «свободно-^, несанкцио- просто свободу от родительского или иноё> г| _ «девушка, нированные любовные отношения: «ЛдйлДгоне, у которой девочка». — Т.Щ.) — это дама, которая туе имофей, причем с кем-то постоянная free love», — гово' тусовочных жен- подчерю-гул, что, в отличие от других i-b free love означа- щин, «за герлой надо ухаживать» (Л., зные и длительные ет вовсе не промискуитет, а достато* отношения молодых людей. ЗНАКОМСТВА 2.3. УЛИНД ЛЮБВИ: РИТот условия знаком. Система и практически все ее тусо1 подходящие ситуации, ства и выбора пары, постоянно пт™, либо по меньшей ме- Как правило, они носят оттенок и ре культового занятия. хиппи — это фри-лавоч- Самые старые, идущие а некоторых ограничений, ки — встречи, предполагаю! [перехода к интимным отно- облегченную процедуру знаксью Е. Пашювой так описыва- шениям. Сорокоман Бармали'странные тусовки у некоей ет фри-лавочку. «Тут были все, кто знал, юго мог, то есть Стеллы... Туда в принципе nj мат и свое обаяние в этом деле никого оттуда не выгоняли, твязностъ, наличие энного ко- было. Полная, в общем-то, (девочек, плюс ко всему не стес- личества молоденьких ма.ах. Киряли, естественно, киряли, нявшихся ни в выпивке, ' в общем-то. В то же время общались, приставали друг к другу как-то, танцевали — замечательно было. Очень было мило. Ну, перезнакомились со многими народами (в данном контексте «народ» обозначает то же, что пипл-. «человек» в единственном числе. — Т. Щ), выбрали себе...» На одной из таких тусовок Бармалей познакомился с будущей женой. «В жизни я был, в общем-то, правильным, совестливым, серьезным молодым человеком. С целями, понимаешь, с апломбом, с амбициями. А в „Сороке" я был такой Бармалей, понимаешь (смеется) что-то — у-у-у! Что-то такое бегающее вокруг, хватающее в основном окружающих девочек Хотя, в общем-то, я был смирен в сексуальном отношении». Некоторые персонажи ведут себя совсем как, выражаясь словами Бармалея, «сексуальные террористы». Впрочем, подобное поведение не выходит за рамки стиля фри-лавочки, где даже открыто выражающий сексуальные желания воспринимается без осуждения: «Просто человек, живущий активной жизнью: смена ощущений, смена декораций, смена людей, в конце концов. Понимаешь, я очень сомневаюсь в том, что кто-либо не хотел бы это попробовать, попробовать жить такой жизнью. Но некоторые это могли, не только в „Сороке". Но в „Сороке" это было гораздо легче и проще»12. Далее он говорит о многочисленных свадьбах в среде сорокоманов. Поиск возлюбленного составляет смысл тусовок для значительной части их участников, если речь идет о молодежных сообществах «Все, что нам нужно — любовь», — пели «Битлз», и эта песня стала гимном хиппи. «Мы искали тепла», — написано на стене Ротонды. А Сольми вообще хотел в свое время учредить в Москве Улицу Любви, где бы люди знакомились и главным законом для всех была бы любовь13. Условия для знакомств создают и обычаи трассы, где можно не только провести с попутчиком несколько дней, но и узнать его, увидеть в экстремальных ситуациях и самому пройти проверку на совместимость. Если на трассу выходит группа, то делятся парами. «Причем, — как говорил Майкл Какаду, — правило обязательное: если есть женщина, ну, девчонка едет — обязательно девчонка едет с парнем; кто уже был на трассе — с новичком едет» (М., 1988). В дороге молодой человек принимает на себя роль старшего и опекуна — девушка на трассе сопоставляется с новичком. Другой московский хиппи упоминал следующее правило: «Если с герлой едешь на трассе, то первый в машину влезаешь ты. Потому что, если девушка первой влезет, шофер может газануть и уехать» (М., 1989)- Мужской приоритет обосновывается требованиями техники безопасности, но способствует и формированию определенных стереотипов маскулинности. Трасса может познакомить и сблизить, дает возмож- нбеть проверить чувства и ощутить поддержку — или обнаруживает несовместимость пары. Сближению пар могут способствовать различные ритуалы и религиозные церемонии. Например, у индеанистов практикуются ритуальные танцы. Общий танец на пау-вау воспринимается как «молитва, общение с Великим Духом» и позволяет всем присутствующим, даже случайным гостям и хоббистам, проникнуться духом «индейскости» хотя бы на период церемонии. Есть у них и танец с шалями, имитирующий брачные игры: «Девушки в танце накрывают парней шалью, целуются там, потом отдают шаль парню, он в свою очередь накрывает кого-то». Пипл с готовностью посещает религиозные церемонии, устраиваемые объединениями и церквами различных конфессий. В 1990-х гг. стала популярной пхова — ритуально-медитативная практика, устраиваемая ежегодно необуддийской общиной Кар- ма-Кагью в различных городах России и СНГ. Пхова — многодневный цикл медитаций, лекций и ритуальных церемоний — воспринимается Системой как хороший повод для путешествия по трассе. Руководитель и основатель движения Карма-Кагыо Оле Нидал и его жена в молодости не миновали увлечения хиппи, отсюда, вероятно, и возникла близость некоторых элементов его религиозных практик хипейской практике свободной любви и привлекательность их для современной Системы. По сведениям Е. А. Островской, «пхова заканчивается ночной дискотекой... На этих дискотеках завязываются любовные связи, что весьма поощряегся Нидалом, даже если эти связи и имеют промискуитетный характер. Подобные связи рассматриваются как „ваджровый союз", увеличивающий духовный потенциал адептов»14. Кроме буддийских, пипл посещают и другие религиозные церемонии: кришнаитские, шиваитские, протестантские и многие другие, причем цели их зачастую отличаются от целей адептов этих религий. О Кришне хиппи знают в основном, что это «бог любви», который беззаботно танцует в окружении шестнадцати тысяч пастушек Они и сами приходят с подружками, чтобы беззаботно потанцевать. Пародируя главную кришнаитскую мантру, Система перекодирует ритуал, превращая его в повод или форму для занятий любовью: Мой миленок во солдатах прочитал «Махабхарату». От него я не отстану — почитаю «Рамаяну». Припев: Кришна, Кришна, Хари Кришна. Мой миленок рано утром открывает «Кама-сутру». Я на сто четвертой позе пребываю в коматозе. Припев. Обратившись к описанию кришнаитских практик, мы увидим, что такое толкование весьма далеко от их истинного смысла. Если понаблюдать общение на флэтах и на тусовках, то можно заметить, что большинство повседневных практик в Системе создает условия для знакомства и флирта, что подтверждается и комментариями самих пиплов. Возьмем, например, дарение феньки. По нашим наблюдениям, молодые люди чаще дарят феньки девушкам или девушки — молодым людям, договариваясь при этом о встрече или даже иносказательно объясняясь в любви. Интересно, что внешне подобное объяснение может выглядеть как толкование значения феньки: «Красный бисер — это горячая кровь, которая бьется в моих висках, желтый — тепло моего сердца, оно будет всегда с тобой; белый — чистота моей души». Значительную часть коммуникаций в Системе можно рассматривать как любовные. 2.4. «СЕМЕЙНАЯ» МАТРИЦА Мы уже обращали внимание на обилие театрализованных, игровых, ритуализованных (символических) форм коммуникации, характерное для Системы. Рассмотрим заложенные в них символические схемы, многие их которых моделируют отношения между полами. Выше уже упоминались Системные или астральные «семьи», шутливые «генеалогии», зафиксированные у Сайгона 1980-х гг., в сообществах битломанов и ролевиков. Отмечены они и в среде соро- команов в середине 1990-х, причем речь о них заходит в связи с темой реальных свадеб в «Сороке»: «Очень многие люди переженились там... Ну вот еще пласт сорокоманского движения, кстати — движение родственников: „Ты мой папа, я твоя дочка, ты мой дедушка, я твоя бабушка". Удочерение-усыновление сорокоманское, псевдобратья — тоже, наверное, интересный момент... Началось это все давно, году в девяносто четвертом... да как-то вдруг пошло:, Давай ты будешь моим папой". —, Давай". — „Классно". Поскольку у меня там пять дочек в „Сороке"» (Бармалей, интервью Е. Павловой, 1988). Примечательно, что разговор о псевдосемьях построен так, словно эта игра в глазах рассказчика связана с реальными браками (в качестве матрицы?). Подобную связь отмечают и участники ролевого движения. В ролевых играх часто разыгрываются ритуалы знакомства, любовных отношений, свадеб и даже родов. Причем, по замечанию исследовавшей этот феномен Э. Петровой, хороший отыгрыш любви и свадьбы может закончиться образованием реальной пары и даже семьи15. Индеанисты устраивают свадьбы по индейскому обряду, на природе, с танцами возле типи, так что настоящая свадьба напоминает игру или историческую реконструкцию. Можно заметить, что символические действия (игры, реконструкции, ритуалы) нередко служат моделью для образования любовных или брачных связей во внеигровой реальности. Следует задаться вопросом, какой тип тендерных отношений они моделируют. • Практически для всех моделей характерна поляризация тендерных ролей по сравнению с повседневной жизнью. Напомним, что в целом Система и близкие к ней сообщества культивируют стиль «унисекс»: мужские и женские модели поведения, одежда, прически, дискурсы трудноразличимы. Однако символические практики позволяют разделить мужские и женские роли, искусственно сконструировать различия. В ролевых играх мужчины отыгрывают роли рыцарей, магов, правителей, и все они так или иначе выступают в роли воинов. Женщинам достаются роли прекрасных дам — возлюбленных, жен, матерей, врачевательниц и хранительниц очага. Для индеанистов также характерно подобное разделение, причем оно фиксируется в специальных ритуалах. Во время iiay- вау они устраивают очистительные обряды — инипи, как правило, отдельно для мужчин и женщин. Некоторые пытаются проводить инипи совместно, но хранители традиций возражают: «Поскольку мужчина и женщина — противоположные начала, то одна энергия нейтрализует другую, и ни те, ни другие не получают столь сильного эффекта, как при раздельном инипи»16. Проходят игровые конкурсы для мужчин и женщин: мужчины соревнуются в стрельбе из лука, беге и гонках на каноэ, подтверждая качества воина, а женщины прицельно бросают ложки в котел, подтверждая качества домохозяйки. Нетрудно заметить, что мужские конкурсы имеют характер серьезных испытаний, в то время как женские — скорее шуточный характер. Одинокий Волк проводил следующий конкурс: «он играл роль воина, который уходит на войну», а женщины поочередно исполняли роли его «жены», уговаривая остаться дома. Победила сказавшая, что видела сон о его поражении17. В то же время в обычной жизни у индеанистов, как отмечает А. Година, нет четкого разделения труда на мужской и женский, в отличие от индейцев: мужчины достаточно часто сами занимаются изготовлением одежды, даже вышиванием. На пау-вау все основные работы выполняются совместно мужчинами и женщинами, как и ролевики обычно все вместе готовят полигон для игры. Поляризация тендерных ролей имеет в первую очередь символическое значение, возможно, потому, что позволяет разыграть ритуал ухаживания — в рамках традиционного, «красивого», сценария, редко встречающегося теперь и неуместного в обыденной жизни. Девушки с удовольствием наряжаются в женственные одежды средневековых дам или индианок, на время игры (ритуала) сменяющие мальчишечьи джинсы. Парни устраивают поединки «из-за девушек», демонстрируя опять-таки не принятый в повседневности романтический героизм. 2.5. МУЖСКАЯ СТРУКТУРА По нашим наблюдениям, в различных тусовках регламентации подвергается прежде всего мужское поведение. Женское поведение и внешность в меньшей степени становятся объектом регулирования (т. е. осваиваются субкультурой в меньшей степени). Это подтверждают и сами теплы. «Женщине легче войти в Систему, чем мужчине. К ней меньше требований, ей многое прощается. Она может не соглашаться с тем, что считается принятым, даже поступать вразрез с тем, как принято в Системе. Требования к одежде, внешности — для нее это не обязательно» (Л, 1987). При вхождении в Систему «женщины не встречают яркого противодействия, как мужчины, —■ говорил мне Десс. — К женщине меньше требований, она может не разделять какие-то нормы» (Л., 1988)18. Антрополог из Великобритании Хилари Пилкингтон, исследовавшая молодежные тусовки в России, охарактеризовала их как поле, прежде всего, мужской социализации, конструирования мужских ролей19. Структура Системы в основе своей мужская. Когда в конце 1980-х гг. я просила пипл описать состав своей тусовки или компании, то сталкивалась с любопытным явлением. Описывая состав группы, обычно упоминали мужчин: самых авторитетных («интересных», «талантливых» и т. п.), потом их друзей, всего человек семь — двенадцать; к этому ядру примыкают друзья друзей. Только специальные вопросы заставляли упомянуть о «т екущих девушках»: подругах, сестрах или женах кого-то из членов группы. Иными словами, в представлении рассказчиков (причем это могли быть как молодые люди, так и девушки), женская часть тусовки локализуется где-то на периферии, а то и за пределами ее структуры. Количественное соотношение мужской и женской части Системы и отдельных тусовок оценивают по-разному. Некоторые ин- деанисты уверенно говорят, что «девушек в движении меньше, чем мужчин. Они все-таки большие реалистки, а среди мужчин-индеа- нистов много недоигравших детей» (Ловец Заката, интервью А. Никитиной, 2000). Другие считают, что почти все индеанисты живут семьями, и, как правило, в движение входят и муж, и жена, так что их должно быть примерно поровну. На пау-вау всегда множество девушек, и со стороны может показаться, что их даже больше. Правда, сами индеанисты причисляют большинство из них к «хоббис- там» и тусовщикам, приезжающим просто потусоваться и отдохнуть, т. е. их не относят к своей среде. Да и среди девушек собственно индеанистской тусовки, как говорит, например, Белый Конь, много таких, «которым нравится чисто внешняя сторона... им нравится одежда... для таких людей престижно и почетно посидеть, трубку покурить с кем-либо с серьезным видом» (материалы А. Никитиной, 2000). Такие девушки составляют, скорее, не костяк тусовки, а < 5е ресурс. Примерно такое же соотношение отмечено и в ролевой тусовке. Э. Петрова пишет, что внешнему наблюдателю соотношение полов представляется примерно одинаковым, но сами участники считают, что в их среде преобладают мужчины: «В общем и целом, в тусовке, как и везде, мужиков больше, — говорит человек по имени (игровому) Корри. — Если посмотреть на ретроспективу, вспоминая, можно сказать, что первая команда „Хищников" (от хишки, ХИ — Хоббитские Игры. — Т. Щ.), их было шестеро, либо родственники, либо одноклассники. Female for male, их было трое на трое, либо четверо парней и двое девчонок». «По моим ощущениям, — говорит другой человек, — в 92—93-м годах все это постепенно набирало обороты, обрастало народом примерно пятьдесят на пятьдесят, ребят всегда было обычно больше. Все менялось скачкообразно, никогда не было больше девушек. Количество парней колебалось от семидесяти до пятидесяти процентов. Обычно шестьдесят — семьдесят». По замечанию одного из Мастеров, численный перевес в сторону мужчин заметен в среде «ярких» игроков, т. е. в основной части тусовки (ее элите и среднем слое): «Ребят было больше, мужчин все-таки, по-моему, больше вообще в ролевом движении. По крайней мере ярких фигур мужчин больше. Ну, хороших игроков. Нет, при этом как бы есть масса примеров прекрасных игроков женщин. Как правило, это просто мужчины. В большинстве из тех, по крайней мере кого я знаю — а это не мало». Костяк Системы, как и большинства ее тусовок, — мужской. Женщины зачастую не имеют в ней собственного статуса, занимая ячейку своего мужчины. Десс, например, говорит (мне не раз приходилось слышать аналогичные утверждения), что «женщина входит в группу — в основном, приходит со своим другом, мужем, братом: я ее привел, сказал одному, другому: Катя, моя сестра. И он будет относиться к ней, как ко мне: если меня уважают, то и ее точно так же будут уважать. Если презирают, то и ее будут презирать» (Л., 1987). Подобное положение описывают как норму, а другие варианты (например, случаи женского лидерства или отдельных женских групп) — скорее как отклонение или курьез. Статус женщины воспринимается зависимым от статуса «ее» (или приведшего ее) мужчины и временным: многие девушки, по словам пиплов, присутствуют в Системе, пока у них есть здесь спутник, друг. Расставшись с ним, девушка из тусовки выпадает. То же самое заметила уже в 2000 г. А. Г. Никитина, наблюдая индеанистов: «Как правило, девушки в движение приходят вслед за мужчиной, — говорит один из индеанистов, Ловец Заката. — Например, жена Б. К так опосредованно пришла в движение. Она как бы разделила его увлечение, шила одежду и так далее... Когда они развелись, она ушла из ин- деанистики. Это очень типичный случай». Именно с неполной принадлежностью женщины к Системе или отдельной тусовке, по всей вероятности, связано снижение требований к ее внешности и поведению.
|