![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гланд 3- Коды границСтр 1 из 15Следующая ⇒
Татьяна Щепанская Система: тексты и традиции субкультуры ле намечается и осознается граница (коммуникативный барьер), затем она маркируется символами, нарочно вызывающими отталкивание, поддерживающими эту границу, упрочая ее. После появления символа (человек отращивает волосы, прокалывает уши булавками, начинает слушать скрежещущий «грязный» панк-рок и т д.) проявления отторжения принимают не спорадический, а устойчивый и постоянный характер. Граница стабилизируется. Заметим, что формируется она извне пока еще не существующего сообщества, когда возникает только давление среды на некоторых людей, выталкивамых за невидимый, но ощутимый обеими сторонами барьер. Панк этот, возможно, и прая, поскольку описывает собственный опыт. Речь вдето переживании процесса группообразования — самой начальной его точки, когда еще нет сообщества, но уже появляется знак, способный дать ему начало. 2. Маркированная капсула Осознание неких общих черт (одиночество, мысли о смерти, безденежье, оборванность и проч.) как символов общности создает еще одну коммуникативную возможность. Она связана с появлением каналов связи, по которым могла бы циркулировать «своя* информация. Именно символ становится маркированной капсулой для информации, позволяющей отделять «свою» от чужой. Тем самым внутренняя среда сообщества отделяется от внешней и обеспечивается сгущение контактов (почему, собственно, и возможно говорить о сообществе как о выделенной из среды коммуникативной сети). Процесс коммуникации можно описать в терминах передачи и интерпретации символов. В ритуализованных ситуациях, например знакомства, обе составляющие наблюдать несложно. Мы знакомимся на тусовке с человеком по прозвищу Майкл Какаду. Стоим за столиком в «Сайгоне», пьем кофе, и он рисует на бумажке свой символ, птицу (он объяснил, что это попугай), а вместо лап у нее «иацифики» Это его личная эмблема Миша объясняет рисунок, дд и мне понятно, что он пацифист дорожащий ценностями мира, ненасилием и свободой (птица) Вместе с Мишей мы «вкладываем» в рисунок, как в пустую капсулу, определенную информацию. Таким образом выглядит процесс представления при первом знакомстве. Другого человека я встречаю на работе — он пришел познакомиться и сцдит на галерее Кунсткамеры Представляется Владимерз- ким, объясняет, что родом из Владимира. «Мерзкий» в его прозвище я Гланд 3- Коды границ прочитываю как знак симпатии к панку. Потом он говорит, что ею инициалы «в миру»—О. С В. «Это мон инициалы — и в то же время Ограничение Стратегических Вооружений. Я как увидел, так прикололся-.» Представляясь, он демонстрирует свой символ, а затем наполняет его содержанием: в данном случае — пацифизм, но с некоторым уклоном в панк Приведенные примеры показывают, что символ выступает в роли пустой ячейки, наполняемой информацией в момент истолкования. Виной ситуации возможен друтой комментарий. Общение строится как обмен символами с последующим их наполнением Информация передается в символической упаковке. Вне процесса интерпретации символы существуют как пустые капсулы, свободные от значения. «Эти символические средства, —пишет А. П Коэн, — могут быть сопоставлены со словарем. Изучение слова, усвоение компонентов языка дает вам возможность общаться с другими людьми, но не подсказывает вам, что сообщать. Так же с символами; они не говорят нам, что означают, но дают нам возможность создавать значение»5. Это капсулы, которые по мере необходимости наполняются значениями и передаются, опосредуя межличностные связи и образуя каналы коммуникации. Сообщение необходимо упаковывать в символическую оболочку, чтобы информация была воспринята как «своя». Помимо значения, вложенного в него ситуативно, символ несет также постоянное добавочное значение—принадлежности определенному сообществу. Когда Майкл Какаду рисует птицу с «пацификами», он, кроме всего прочего, демонстрирует, что «свой» поскольку изображает один из любимых символов Системы. Услышанное по радио будет воспринято в Системе менее благоприятно, чем сказанное на сленге где-либо на тусовке Тусовка и сленг в данном случае служат символами, маркирующими информацию как «свою» и обеспечивающими если не принятие, то хотя бы внимательное ее восприятие Все это показывает, что для обеспечения эффективного общения и взаимодействия внутри сообщества оно должно маркировать свою информацию, отделяя ее от чужой Только в таком случае плотность коммуникаций в его пределах будет выше, чем вне, а зна чит. правомерно говорить о существовании сообщества вообще. Таким образом, символ работает в сообществе не просто как информационная, но как маркированная капсула. Он, следовательно, должен обладать свойством эффективно отделять «свою» информацию, демонстрируя для этого ясное отличие от символики окружающих сообществ. Следовательно, отбор должен идти по принципу непохожести: сообщество выбирает символы, контрастирующие с имеющими хождение в пограничных с ним группировках Теперь необходимо определить, с какими группировками оно граничит, его локализацию в социуме. Татьяна Щспашклн Октсма- тексты и тямднцип субщи-гурь! Можно отмстить два основных способа обособления своей информации. Первый — использование для ее передачи иных, нежели в господствующей культуре, каналов, еторой — маркирование. Наиболее информативные каналы, освоенные на протяжении многовековой истории, заняты господствующей культурой. Сюда относятся речь, сложные формы искусств, все, что требует профессиональной подготовки. Сфере андеграунда остаются каналы, которые не освоены или забракованы истеблишментом. Вербальный канал коммуникации — речевое общение — втцдеграунде вызывает подозрение, подкрепляемое ссылками на древних «Самого главного словами не скажешь*, «Знающий не говорит, говорящий ие знает* (Лао-i ры). Система пытается ограничить его использование, молчание в некоторых ситуациях возводится в культ Многократно отмечались такие качества контркультуры, как ее обращение к подсознательному, эмоциональному. чувственному, телесному — в противоположность рациональному; в музыке — предпочтение ритму перед мелодическим рисунком, в живописи — цветовым пятнам и абстрактным формам перед предметным реалистическим изображением. Ю.Н.Давыдов, ссылаясь на Т.Роззака, считает характерной чертой контркультуры Запада •отрицание интеллектуализма, доведенное до отказа от мыслительных способов постижения действительности в пользу чувственных, а также до.переоценки ценностей" в сфере чувственности, ведущей к выдвижению на передний план чувств, ранее считавшихся „темными" (осязания, обоняния, вкуса), за счет.дискриминации" более одухотворенных (слух и особенно зрение): культ чувственности и иррациональных способов освоения мира*6 «Наиболее одухотворенные* в этом контексте означает самые освоенные культурой, богато насыщенные информацией; но контркультура выбирает «темное» — то, к чему культура еще не прикасалась. Именно в «темные* — неразработанные или табуированные — образы она вкладывает значимую информацию, используя их в качестве коммуникативных каналов. Общеизвестна приверженность андеграунда к экспериментированию в искусстве и жизни: практика «искусства жизни» — ие что иное, как попытка насытить смыслом то, что ранее не использовалось как знак Для нас в большей степени интересен второй способ обособления информации — ее маркировка Маркируется в первую очередь информация, идущая по каналам, активно используемым господствующей культурой. К их числу относится вербальный Функции маркирования «своей» информации, отправляемой по этому каналу, выполняет в Системе сленг, позволяющий отличить высказывания членов сообщества от всех прочих Функцию маркирования сигналов выполняют и другие символы — предметные, актуальные, графические. Общий принцип — использование символов, не принятых в господствующей культуре, — ярко прослеживается на примере религиозной символики
|