Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пипл! Это мент в натуре! 2 страница
Как уже говорилось, кроме имени, человек получает от Системы и другие символы, наиболее характерный из них — фенъка. Как и имя, она притягивает информацию, становясь постоянным объектом интерпретации. «Мне подарили феньку, — рассказывала при мне девушка какой-то своей подруге. — Восемь и девять бисеринок, — объясняла она, — это числа „Патриархальной Выставки" (рок-группа в Ленинграде. — Т. 1Ц.). Восемь — это состояние, в котором человек творит, а девять — это он выходит из этого состояния. Это из Рериха. Зеленый — надежда, белый — чистота души. Фанаты " Патриархальной Выставки" носят эти цвета, эти феньки». Фенька интерпретируется по принципу «группы» (как символ рок-группы и ее фанатов) и «нормы» (как символ нормативного для Системы состояния творчества). Актуализируются в данном случае два пласта значений, два интерпретирующих множества. Итак, обретение символа опосредует процесс интеграции человека в Систему и освоение ее информации: вначале социоструктур1 юй (о групповой структуре, конкретных тусовках), затем нормативной (о моделях и нормах). Поэтому мы рассматриваем его как один из механизмов внутрисистемной социализации и, возможно, модель социализации вообще, только в нашей культуре наделяют не фенькой, а дипломом, как средством интеграции в профессиональную среду. 2.5. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ Вернемся к функционированию звездообразных («ядерных») систем. Доминирование в них центробежных потоков информации может быть реализовано не только в обучении неофитов, но и в распространении своих символов в окружающей социальной среде (символической экспансии). Средством распространения символики в ближайшем окружении Системы становится дарение. Чаще всего раздаривают феньки, предназначенные специально для этого. Их, например, берут с собой на трассу, чтобы дарить шоферам. «Я выхожу на трассу, шофер возьмет в кабину — шофера берут, им скучно ехать... Ну, хиппи прощается, ему хочется что-то подарить, а нечего. Я дарю фенечку и говорю: „Вот тебе, пусть не проткнется у тебя колесо, пусть ГАИ не остановит", — он улыбается, берет». Доброе пожелание побуждает принять дар, преодолевая первоначальный барьер по отношению к чужаку и незнакомой символике. Подобным образом пытаются осчастливить (маркировать) буфетчиц в кафетериях, где часто пьют кофе, проводниц в вагонах, даже контролеров и милициет (еров. Символическая экспансия — одно из средств освоения Системой своего социального окружения. Символика, распространяясь в среде, опосредует коммуникации, служа тем самым стабилизации коммуникативных связей со средой. Те же шоферы подсаживают на трассе волосатых порой более охотно, чем цивильных. Они знают, что волосатые миролюбивы, не ограбят и не опасны, что их появление на трассе обыч1 ю и объяснимо (отсутствие денег), а выход на дорогу цивильного и тем более крутого подозрителен. Шоферы, особенно «дальнобойщики», постоянно общаются с Системой и знакомы как с ее символикой, так и с нормами. Иными словами, в данном случае Системе удалось распространить свою коммуникативную сеть и даже напол1 шть ее нужным образом. Отчасти то же происходит с буфетчицами в кафе, где пиплы постоянно собираются на свои тусовки: им не боятся наливать кофе в долг — знают, что деньги отдадут. Установка на символическую экспансию как средство установления связей со средой откладывается в текстах Системы, - телегах, анекдотах и индивидуальном творчестве отдельных ее представителей. Ходят, например, телеги о том, как, заинтересованные ярким хипейским прикидом, к людям подходили «солидные» люди, приглашали к себе. «Бывает, — рассказывали мне, — что солидные люди проявляют интерес. Бывает, что впишет, бывает, что и сам поедет потом тусоваться...» Существует романтическая история о том, как чужие приличные подобрали «буквально на Красной площади» девицу в состоянии наркотического опьянения: она пришла в себя через несколько дней, в роскошной постели, и ей туда принесли кофе! Еще один текст на тему символической экспансии — «миниатюра для агитбригады» из рукописной книжки бритой наголо девушки, называвшей себя Урфи! i Джюс. Обратим внимание на то, как главный герой использует один из своих многочисленных атрибутов — булавку, находящуюся вначале в ухе. Поэт и Гражданин. Миниатюра для агитбригады. Действующие лица: Поэт, молодой человек с огненным взором. Кожаный плащ, сапоги. В ухе — огромная булавка (явный i гамек на сценический образ К Кинчева. — Т. Щ.). Гражданин, приличного вида мужчина лет сорока пяти. Мешковатый костюм, галстук В руке — авоська с хлебом, молочными пакетами. Лысоват. (...) Скамейка. Бульвар. На заднем шине на протяжении всего действия Дворник метет опавшие листья и некие листовки. Что-то бормоча под i юс, появляется Гражданин. Гражданин (подбирает листовку, читает): «К гражданам России».. Хм... «Воззвание»... Интересно... (наклоняется за кленовым листом). Появляется Поэт. Поэт: Ага (мерным шагом подходит к наклонившемуся Гражданину, на ходу вынимая из уха булавку; со словами «Пройдемте, Гражданин» с размаху всаживает ее в ягодицу Гражданину). Гражданин: Ай! (быстро поднимается, бросает взгляд на Поэта, но сразу отворачивается). Ужас какой, а?! Поэт: Гражданин, пройдемте! Гражданин (присаживаясь на скамейку, независимо): А вы кто, собственно, будете? Поэт: Я поэт. Я пришел помочь тебе встать... (орет: «Встать!!!») (Строчка из песни К. Кинчева «Мое поколение». — Т. Щ.). Гражданин вскакивает. Гр ажд а н и н (косясь на булавку): Что это у вас? Поэт: Где?... Ах, это... Глагол. Гражданин: Понятно... В чем дело, собственно? Поэт (со скрытой угрозой): Там (тычет пальцем вверх) разберутся (вставляет булавку в ухо. Гражданин завороженно следит за действиями Поэта). Кстати, когда вы в последний раз любили людей? Не помните? А что есть истина?.. И этого не помните? Где вы находились, когда римляне распяли Христа?.. Что, так и будем в молчанку играть?.. Радикальная попытка организации среды, не способной не реагировать на символы, используемые Поэтом. По существу, символическая экспансия — не что иное, как попытка преодолеть отторжение среды, установить с нею коммуникацию, что иногда, как мы видели, удается, но чаще все-таки встречает непонимание и только упрочивает барьер. Не всякий Гражданин готов понять некоторых радикальных Поэтов с их особо жгучими и острыми глаголами. 3. Кристаллизация норм Ошим из результатов символической экспансии становится кристаллизация норм сообщества. Мы уже упоминали об интерпретации символики Системы в терминах «норм», но не задавались пока вопросом о возникновении самого этого принципа интерпретации и о формировании нормативного комплекса, становящегося одним из интерпретирующих множеств, соотносимых с символикой. Появление пипла в прикиде, с атрибутикой, рассчитанной на привлечение внимания, в общественном месте (тусовки обычно располагаются в людных, проходных, посещаемых публичных местах) может рассматриваться как вариант символической экспансии. Пипл рассчитывает на некоторую реакцию со стороны окружающих — и действительно ее вызывает. Десс, например, рассказывал, как люди реагируют на его длинные волосы: «Подошла ко мне набожная тетушка лет пятидесяти: — Ты вечером такой на улице не появляйся, а то люди вроде меня увидят — подумают, что Христос. В том смысле, что испугаются. Я нашелся, как ни странно, что ответить: „А ты покайся, тогда не страшно будет Христа встретить"». Внешняя атрибутика провоцирует реакцию отторжения, что дает возможность попытаться его преодолеть. Отрицательную реакцию «тетушки» Десс использовал, чтобы вступить в диалог, смысл которого свелся к перекодированию символа. Длинные волосы он трактует как знак идентификации с Христом (вспомним популярную формулу «Христос был первым хиппи»). Тем самым осуждающая первоначально реплика набожной женщины интерпретируется им в ином ключе, он словно перемещает себя на ее сторону. Трудно сказать, насколько его собеседница восприняла эту интерпретацию, нас интересует коммуникативная схема: распространение собственного символа в среду — попытка его перекодирования и тем самым превращения из символа отторжения в средство коммуникации. Человек, принадлежащий к сообществу хотя бы таких же отверженных, как он сам, начинает по- иному реагировать на проявления отторжения, чем одинокий. Старый пипл, окруженный стайкой молодежи, делится опытом относительно того, как необходимо отвечать в подобных случаях: «Когда мне говорят: „Ты посмотри на себя, ты грязный, ты же грязь, ты же гнус..." А что я могу ему сказать? Я им могу сказать только то, что сказал мой Бог, когда его схватили фарисеи, книжники, и они говорили: „Разве может быть Сын Божий такой — весь в грязи! ". А он ответил: „Книжники! Вы бы лучше последили за чистотой своей души, а не за чистотой тела"». Это еще один пример перекодирования. Десс иногда ходил по улице в полосатом, как у гнома, колпаке, по тем временам очень необычном. Сегодня никого не удивляют даже настоящие шутовские колпаки, а тогда он выглядел чудаком. «Я ношу этот колпак чисто из хипповских заморочек, — объяснял он. — Когда я иду в своем колпаке, то вызываю у цивильных людей самую различную реакцию. Рассчитано, что человек просто увидит меня и улыбнется. И я ему в ответ. И получается, что это мы друг друга вытаскиваем». Насмешки прохожих Десс интерпретирует как взаимную поддержку, почти проявление взаимопомощи. Конечно, это игра (даже не добросовестная иллюзия), но она обернется реальным построением спроектированных подобным образом отношений, если ее разделят другие. Это может случиться только в среде «своих», людей тусовки, обладающих аналогичным опытом. Такие эпизоды составляют постоянный фон существования в Системе, откладываются в телегах, анекдотах, шутках, о них рассказывают на тусовках, передавая, среди прочего, опыт удачных и неудачных попыток перекодирования стереотипных реакций на групповые символы. Со временем, используя свой и чужой опыт, пипл вырабатывает оптимальный вариант использования символики, приводящий к максимально выгодной и предсказуемой реакции: «На тусовке люди сидят и смотрят, кто как среагирует, — объяснял мне Максим. — Изучают. Сегодня на тебя плюнули, завтра засмеялись, потом обругали, пожалели... Ты смотришь, какой образ выбрать: если плюнули, ты больше так не придешь. По-другому. И ждешь, кто как будет реагировать. Потом — как с этими людьми себя вести — учишься». Такие эксперименты проходят преимущественно на тусовке, и ответную реакцию чаще всего вызывают там же, т. е. со стороны не чужаков, а своих. Удачные способы поведения воспроизводятся снова и снова, становясь нормативными моделями. Таким образом, нормативный комплекс Системы складывается первоначально из удавшихся образцов преодоления отторжения. Символ (специфически «Системные» действие, вещь, деталь внешнего облика и т. п.), с помощью которого удалось вызвать удачную реакцию окружающих, ассоциируется с этой реакцией, становясь в глазах своего обладателя ее символом. Удачные случаи воздействия на среду получают обычно отражение в Системном дискурсе, поскольку рассказы о них вызывают удовольствие слушателей и несколько повышают статус рассказчика в их глазах. Такого рода рассказы фиксируют связь между символом и реакцией, и при достаточном числе повторений эта связь откладывается уже в коллективной памяти сообщества. Таким образом, символ (атрибут или действие) прочитывается как обозначение определенной модели поведения, ее код и способ актуализации. В экспериментах, подобных описанным выше, актуализируется новый принцип интерпретации: за символом — модель поведения, действие, норма. Первоначально фиксируются действия, способствующие преодолению отторжения со стороны внешнего мира, как общей проблемы для большинства людей тусовки. Поскольку они заслуживают одобрения тусовки, то приобретают статус ее норм и направленно воспроизводятся, откладываются в текстах, транслируются традицией. Прослеживая весь процесс, мы можем понять, что модели поведения, формирующиеся как попытки преодоления отторжения среды, направленные вовне «своего» сообщества, усваиваются как стереотипы именно внутри его. Иными словами, они обращаются Итак, общую схему кристаллизации норм сообщества можно обрисовать (по нашим наблюдениям) следующим образом: отторжение символы отторжения попытки преодолеть отторжение символизация этих попыток (перекодирование символов отторжения) -*■ их стабилизация и принятие в качестве групповых i юрм. Можно сформулировать несколько иначе: модель поведения становится групповой нормой после и в результате фиксации в групповой символике (после того, как групповые символы начинают интерпретироваться как обозначения этих моделей поведения). Вначале претерпевает изменения символика (приобретает новый принцип интерпретации), а затем собственные нормы обретает сообщество. Напомним, что эта схема — модель, воссозданная нами на основании самоописаний людей Системы. 4. Ритуалы трассы Теплой трассы тебе, пипл! (приветствие в Системе) Век трассы не видать! (Системная клятва)
Продолжая тему вхождения в Систему неофитов, этнографически образованный человек задается вопросом о каком-либо аналоге инициации. Сам пипл, не чуждый этнографических интересов, также использует эту аналогию по отношению к некоторым своим практикам или специально конструирует посвятительные обряды. Один из них — наречение именем — мы уже упоминали. Но это только элемент посвящения. Неофит также проходит испытания, в ходе которых он должен получить опыт жизни по законам сообщества и доказать свое соответствие им. Роль подобного испытания, по-видимому, играет трасса.
Напомним, что дорога — один из главных символов Системы, а путешествие (трасса) — смыслообразующая деятельность. Индеа- нисты ездят на пау-вау, ролевики — на Хишки (Хоббитские Игры), 152 хиппи — куда угодно и просто без цели. Если для старых тусовщиков трасса, автостоп — это способ добраться на какое-либо мероприятие, то для неофитов имеет смысл сама поездка. «Пионер, — замечал Майкл Какаду, — едет с удовольствием, он испытывает от самой трассы кайф. А для олдового это способ передвижения». Прохождение трассы играет для новичков роль посвящения. Майкл Какаду вспоминает, как изменился его статус после первого путешествия стопом: «Я вначале был среди битломанов... Потом пришел к хипам. Я смотрю — у них интересно, ну и остался. Отношения у них такие... то, что я искал... Потом уже снова пришел кбитломанам, от хипов. Ну уже более информированный в Системе информация хорошо поставлена. Уже почти все новые у битломанов, смотрят— я с самыми старшими у них знаком. Ну и вообще круче: уже трассу прошел... Ну и я у них пользовался уважением». Именно после трассы он стал «отцом» битломанской тусовки. Заметим, что трасса фигурирует в его рассказе как очевидный и самый яркий знак статуса, более высокого, чем у пионеров тусовки. Успешно прошедший трассу человек перестает быть пионером и становится равным среди прочего пипла. Вспоминаю, как изменилось ко мне отношение после того, как в паре с Дикобразом я съездила автостопом в Москву. Вообще трасса Москва — Петербург не считается «настоящей»; говорят «Курица не птица, М10 не трасса». Она рассматривается как «пробная», за ней фактически утвердилась функция первой трассы, специально предназначенной для «посвящения». На этой дороге все символично: названия попутных населенных пунктов на указателях, дорожные знаки интерпретируются на языке Системы, и едва ли не с каждым поворотом связаны памятные случаи, отразившиеся в телегах, рассказываемых в пути. У футбольных фанатов аналогичный посвятительный смысл имеют выезда — поездки на игры любимой команды в другие города. «Я себя фанатом стопроцентным не считаю, — говорил один из давних болельщиков „Зенита" (СПб.), — поскольку на выезд ни разу не ездил». Чем дальше и труднее выезд, тем выше статус его участников: «Два самых фаната в прошлом году доехали до Владикавказа»4, гласит легенда питерских фанов. Другая легенда повествует о человеке, добравшемся практически без денег до самого Владивостока и лишь там узнавшем, что матч перенесен. Если фанаты ездят большими группами и чаще всего на собаках (электричках), то классическая Система — обычно парами и предпочитает автостоп, как, впрочем, и любой попутный, но бесплатный транспорт. То и другое принципиально для переживания опыта безграничной свободы. Если едет неопытный человек, его ставят в пару с олдовым, причем традиция под держивает разноста- тусный состав пар. Говорят, что новичкам всегда везет: когда они голосуют, машины останавливаются быстрее, да и попадаются чаще. Путешествуя с опытным человеком, новичок имеет возможность постигать не только премудрости автостопа (где лучше ловить машину, как голосовать, отличить дальнюю машин}' от местной -ло- калки), но и коммуникативные нормы общения с водителями, случай! 1ыми встречными, хипами из других городов или попутчиком в дороге. Олдовый обычно комментирует попутные виды и происходящие на трассе события, раскрывая их скрытый смысл (обычно все сводится к телегам или афоризмам из фольклора Системы), приобщая тем самым молодого попутчика к существующим традициям. Олдовый попутчик имеет возможность оценить поведение молодого. Поведение на трассе играет огромную роль в сложении репутации человека в Системе. Если человек оказался кайфовым попутчиком — не I [ыл, не докучал, проявил легкость в общении и другие умения, это облегчит его последующую интеграцию в жизнь тусовки. С ним охотно поедут другие, его будут звать на различные мероприятия. Если же за ним установилась репутация некайфового, кайфоламгцика, — с ним постараются не ездить и не общаться: «Мне сказали, — вспоминае т уже упоминавшийся Майкл об одной из своих поездок: — Поедешь с этой герлой? — Поеду. И она постоянно ныла. Я с ней после этого не ездил...» (1988). Трассные репутации, причем в несколько преувеличенном виде, находят свое отражение в телегах, поскольку о путешествиях обычно подробно и неоднократно рассказывают на тусовках. Это одна из главных тем, неизменно вызывающая общий интерес. Таким образом, трасса играет роль испытания, теста на знание коммуникативных норм Системы и умение им следовать. Они в значительной мере выявляют степень интеграции человека в Систему и его статус в ней аналогично инициации, определяющей статус неофита в обществе. Еще один фактор интеграции — трассные знакомства. Совместные путешествия способствуют множеству знакомств, иной раз перерастающих в длительную дружбу (подчас заочную). Трассные связи, даже совсем мимолетные, вспоминаются позднее с особой теплотою, увеличивающейся со временем: «Потом если увидишь своего попутчика, — говорит Майкл Какаду, — уже с ним встречаешься, как с дорогим человеком, радуешься. Обычно куда-то вместе идут. Иногда снова возникает желание поехать куда-либо...» (М., 1988). Рассчитывая заранее на будущие многочисленные знакомства, берут с собою множество фенек — иногда их специально плетут перед выходом на трассу. Фенькй обычно дарят при расставании — в знак дружбы и на память: «феньки дарят — уже между вами связь». Поведение на трассе вообще ритуализовано в большой степени. Существуют поверья, особая мистика трассы и ее законы, также имеющие сакральный смысл. Считается, что от их соблюдения зависит благополучие пары или всей компании путешественников: повезет ли им, насколько кайфовая ляжет трасса, будут ли их винтить (ловить и задерживать) контролеры и милиционеры, будут ли останавливаться машины ит. д. Первый закон трассы — «всегда вперед!» — утверждает самоценность пути как образа жизни; цель не важна «И подстегиваешь жизнь — себя, — заставляя выходить утром на облитое росой шоссе — шевелиться, зная доподлинно одинаковость пунктов отправления и прибытия. — По хрену, — бросает некто, еще увлеченно хватающийся за ручку тормозящего попутного (вот странное слово, а?) КамАЗа...» (из рукописного журнала «Ы»). Путешествуя автостопом, лучше идти вперед, чем стоять и ждать машины. Иногда этот принцип вступает в противоречие с практической логикой: «Логичнее было бы, — говорил мне один из стопщиков, Майкл Какаду, — ид ти назад, навстречу машинам, или на месте стоять. Бывает, стоят мужики, голосуют. Ты их обгоняешь — и они, можег быть, поймают ту машину, которая могла бы взять тебя. Но ты себя считаешь профессионалом трассы, а они любители. Для них это случайность, для тебя это жизнь. И ты им как бы даришь эту машину. Широкий жест делаешь. У них это один раз за день, а ты сколько еще машш i застопишъ до вечера. Это надо выполнять, чтобы была кайфовая трасса: чтоб хорошо останавливались машины, чтоб не было стремаков (тревоги, неприятности, помехи. — Т. III.)». Просматриваются несколько хип-культурных норм: помимо приверженности путешествиям, также пренебрежение выгодой, обычай раздаривать имеющееся, отказ от борьбы и насилия, общефилософская отстраненность. Обратим внимание, что на трассе все эти нормы получают магическое подкрепление («Это надо выполнять, чтоб была кайфовая трасса..») и тем самым — сакральную значимость. Нормы проявляются на трассе в своей фиксированной, концентрированной, ритуализо- ванной форме. Еще один важный закон трассы — «не спорить об общих проблемах» — отражает пацифистскую норму терпимости, обеспечивающей идейно-мировоззренческий плюрализм тусовки (что опять- таки относится не только к хип-культуре). Важное качество путника — общительность: все время повторяют пословицу, что «длинный язык — посох странника»5. Существуют специальные приемы разговорить встречного, заинтересовать водителя попутного автомобиля — даже жанровая форма загруза (заполнения коммуникативного пространства во время пути) или телеги (первоначально — дорожного рассказа, который, как телега, должен «везти» своего рассказчика, обеспечивая ему расположение водителя). Еще одно правило странника — пренебрежение материальной стороной жизни: «не делай запасов», «само придет», — i [аставля- ют новичков опытные путники. Идеальный рюкзак — полупустой, в нем только смена белья, трассник и флейта, и лучше его вообще забыть где-либо: «Не имейте привязанности к вещам, которые у вас в рюкзаке: если вы почувствуете, что не смогли бы продолжать путешествие без какой-либо вещи, — значит, зря вы ее потащили с собой. Если вы утратили вещи либо деньги — возрадуйтесь за того, кто нашел их... Если кончаются деньги и еда — уничтожьте остатки, не оставляя никаких „неприкосновенных" запасов, и продолжайте путь...»6 — сказано в достаточно типичном по содержанию наставлении для начинающих путешественников (автор — опытный практик авто- и иного стопа). Некоторые люди Системы упоминают «суеверие»: не следует выходить на трассу с деньгами. Крот из Владивостока пишет на одном из сайтов, посвященных Системе: «Пиплы, которые когда-то рассказали мне про стоп, относили случаи гибели хипов на трассе к отсутствию реальной нужды в стопе или к наличию денег, „тянущих к земле — и в землю"... Они верили, что каждый участок трассы имеет духа-хранителя, благоволящего к безденежным и гневающегося на „туристов". Если у духа смирный нрав — обходится мелкими неприятностями, а если крутой — то человеку с деньгами (и ценностями) приходит конец... Чтоб задобрить духа трассы, перед началом пути выбрасывают на обочину всю мелочь из карманов; не одевают часы, новую одежду и т. д.»7. С постоянным и возведенным в принцип безденежьем хиппи связан важный для них навык — умение жить на аске. Таким путем обеспечивают минимальное питание, ночлег, напрашиваются бесплатно в попутные тепловозы. Существует правило «ограничения аска», так чтобы это не превращалось в привычку или промысел, а оставалось лишь средством минимального самообеспечения в пути. Престижным считается умение путешествовать без денег или с минимальным их количеством, чем всегда бравируют, и не только хиппи. Например, у футбольных фанатов существуют «легенды, как некоторые люди ехали в Ростов, имея при себе три тысячи (три деноминированных рубля; в описываемое время «три тысячи» — эквивалент пятидесяти центов. — Т.Щ.) в кармане. Принципиально не платят». У хиппи, фанатов и других путешествующих популярен сюжет о контролере в автобусе, электричке: «С контролером... Хотел высадить двух фанатов, в тамбуре. Они: „Да вы что, мы все тут едем..." — „Ну и что, всех высадим", — потом заглянул в вагон, а там человек семьдесят...»8. В хип-культурной среде популярны фенеч- ки-амулеты «от контролеров». Еще один «закон» — избегание контактов с властными структурами. Увидев чиновничью машину, особенно с мигалками, необходимо сразу броситься в придорожную канаву: пусть проедет. Объясняют не столько реальной опасностью, сколько плохой приметой. Законы трассы требуют сторониться государственных служащих (в лице милиции и контролеров) и служебных машин. Каждый эпизод трассы интерпретируется как знак той или иной субкультурной нормы. Элементы окружающей среды, дорожного пейзажа и оборудования также получают второе значение. Характерно перекодирование названий попутных поселений и дорожных знаков. Знак, изображающий падающий с обрыва автомобиль, прочитывается как «облом»; едущий паровоз — «паровоз» (сленговое слово из языка наркоманов) и т. д. Весь комплекс трассы формирует привычку, потребность и поэтику бродяжничества, так что даже оседлая жизнь строится по «законам трассы» (по той же матрице). Именно в пути весь комплекс субкультурных норм приобретает обоснование и смысл. Поэтому путешествие становится поводом осуществить, пережить на практике, сформировать этот образ жизни и тип отношений, играя, таким образом, по существу посвятительную роль Все происходящее на трассе, каждый эпизод путешествия приобретает символический и даже сакральный смысл. Правила поведения и ритуалы трассы (законы трассы) соответствуют какой- либо из хип-культурных норм: терпимости, спокойствию, неторопливости, открытости, нестяжательству, дистанцированию от власти. Все это не что иное, как нормы Системы, восходящие к традициям хип-культуры. Трасса — метафора и модель базового для хип-культуры стиля межличностных отношений, осознающихся как контакты попутчиков — временные, мимолетные, без взаимных обязательств, порой достаточно искренние (подобно исповеди в вагонном купе), поскольку не включают опасений от последствий Именно эту метафору использует А. Мадисон: «Что такое хиппизм?.. Это гипотеза об общности, почти не-реальность, попытка быть текущей рекой — без берегов... Есть такой район в Сан-Франциско — Хейт-Эжбери. Оттуда все пошло. Именно там состоялось памятное „лето любви" 1967 года. И вот некий безымянный хиппи так высказался о его пип- ле: „Я чувствую, что они — мои люди. Это как на трассе... встречу с хиппи там воспринимаешь как чудо, потому что она — мгновенная связь, мгновенная любовь и готовность помочь"»9. Итак, хиппизм — это «как на трассе». Таким образом, прохождение трассы позволяет пережить опыт отношений в Системе, подкрепленных детально разработанными и сакрально подкрепленными правилами. Трасса — место, где знание норм переходит в непосредственный опыт их реализации. Практика путешествия, причем ритуализованного и построенного в соответствии с традициями Системы, означает и обеспечивает переход со знакового уровня освоения этих традиций (понимания символов сообщества) на поведенческий (когда эти символы и заключенные в них программы формируют его реальное поведение). Последствия перехода мы рассмотрим в следующей главе. | | м Татьян а Щепанская. Система: тексты и традиции. убь s ль ^ 1 ч»1 Примечания I Щекочихин Ю. По ком звонит колокольчик? // Социологические исследования. 1987. № 1. С. 81-93. гХорогиилова Т. Гремящая пустота // Собеседник. 1987. № 2. С. 12. 3Куликов В. Беспризорные «фанаты» // Комсомольская правда. 1986.5 окт. II Нале А Доклад на семинаре «Молодежный Петербург» (рук В. В. Костю- шев). Июнь 1998 г. Институт социологии РАН, СПб. ъ Кротов А Практика вольных путешествий. М., 1997. С. 15. 6Там же. С. 12-13- 7Е. Балакирев (Крот). Стоп-сигнал: https://www.altruisrn.ru. 8ИллеА Указ. соч. 9МадисонА «Хиппи — выход из этой игры» // Северный семестр: Информ. вестник обл. штаба студ. отрядов Коми обкома ВЛКСМ. 1989.21 авг, № 78. С. 4. Глава 5 Горчичное зерно ную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13: 31-32). Социальная структура способна развернуться из символа, подобно тому как Царство Небесное разворачивается из мельчайшего зерна. Собранные в Системе материалы позволяют подробно проследить этот процесс, т. е. порядок считывания заключенных в групповой символике кодов сообщества и их реализации в повседневных взаимодействиях и отношениях.
|