Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пипл! Это мент в натуре! 5 страница
Зависимость статуса женщины на тусовке от статусной позиции мужчины, с кем она связана, обусловливает еще одно важное явление: продвижение молодого человека в тусовочной иерархии (повышение статуса) ведет и к повышению его брачной привлекательности для женской части движения. Например, удачный отыгрыш в ролевых играх и репутация хорошего игрока делают его более привлекательным в глазах девушек, а дружба с ним становится престижной. По словам одного из ролевиков, «для статуса девочки ищут парня повыше (в игровой иерархии. — Т. Я/.)». Самыми престижными считаются отношения с Мастером игры. Девушка, впоследствии вышедшая замуж за Мастера, говорила: «Наши отношения развились для меня неожиданно, но злые языки говорили, что я встречаюсь с ним специально, ведь он Мастер» (Дара, интервью из материалов Э. Петровой, СПб., 2000). В Системе 1980-х алдовые хипы также пользовались благосклонностью молодых девиц, многочисленных на любой тусовке. У меня в руках рукописный журнал «Ы», один из многих, имевших хождение в Системе. На его страницах, среди прочего, помещена зарисовка Сторожа и Фреда относительно взаимоотношений ол- дов и «молодой поросли»: «Великий проповедник всех религий и философий, первый друг растущих бунтарей, Анжи, успевавший при всей напряженности прений ласкать чью-то девственную грудь, ломал все возможные представлений этих маленьких троглодитов, рассказывая им о прелестях Грузии, в которой вина рекой, море и солнце, о песчано-травяной Азии и горном Алтае. Дети то впадали в ностальгию по неизвестным краям, то сотрясались от страха при описании дьяволистических шабашей, то мило улыбались при трепе о Гауе в восемьдесят втором... молодые бродяги при помощи извлеченного из недр бэга вездесущего стопника (который вместе со своим хозяином объездил пол-Совка) натравливались в соблазнительное путешествие...» (1989). В данном случае знаком олдового статуса Анжи служит потрепанный стопник, он же трассник (Атлас автомобильных дорог), а сам статус явно прибавляет ему мужской привлекательности. Вокруг авторитетных людей в Системе формируются гаремо- подобные структуры, поскольку они бывают окружены несколькими преданными девушками. Иногда у лидера одна постоянная или наиболее приближенная девушка — герла и еще несколько подружек, именуемых ляльками. Такая структура характерна как для обычных тусовок, где много новичков — пионеров тусовки, так и в особенности для разного рода религиозно-мистических групп Е.Островская, например, описывает буддийскую общину Римей в Санкт-Петербурге в конце 1990-х гг.: руководитель группы, проводивший медитации, — мужчина; постоянных участников восемь — десять человек, из них только двое мужчин, но они появляются лишь во время встреч в публичном пространстве — дацане. Остальные: наиболее приближены к лидеру две женщины, три — несколько дальше, но также постоянно общаются с ним. Любопытен способ обозначения лидером статуса этих пяти человек- он «позволяет себе обнимать их и целовать на прощание, подчеркивая тем их привилегированное положение в группе, близость к наставнику»20. Похожие гаремоиодобные структуры, может быть, менее структурированные, просматриваются вокруг большинства олдовых людей Системы. Это не означает, что между лидером группы и всеми девушками существуют сексуальные отношения, однако их символическая доступность, потенциальное право доступа всячески демонстрируются — девушки не стесняются проявлять свою любовь к лидеру, далеко не всегда духовную. Чем выше символический статус молодого человека в Системе или на тусовке, тем больше его мужская привлекательность в глазах ее женской части. Это весьма чувствительный стимул для повышения статуса и продвижения в иерархии Системы. Средства его повышения определены традициями Системы и различных ее тусовок Во-первых, это различные способы формирования тела в соответствии с идеалом маскулинности: в одних тусовках принято качаться, накачивать мускулатуру; в других, наоборот, модным остается костляво-бесформенный силуэт. К числу практик формирования, а точнее, оформления тела можно отнести прическу: длинные волосы у хиппи, свалявшиеся локоны-дрэды у растаманов, панковские чубы и хохолки, бритые наголо головы скинов и фанатов. В целом ярко выражены два варианта нормативной мужской телесности: гипермаскулинный (накачанные мышцы, короткая стрижка) и феминно-бесполый (длинные волосы, астенично-бесформенное тело). Во-вторых, средством повышения символического статуса служит участие в культовых для этой среды практиках В Системе это, прежде всего, практика автостопа — вспомним потрепанный стопник как знак олдового статуса. В сообществе ролевиков статус в немалой степени зависит от того, как человек проявил себя на играх. Если он хорошо отыгрывает и набирает очки, то постепенно переходит в число наиболее ценимых игроков и даже имеет шанс выбиться в Мастера. Плохая игра ведет к быстрой потере хитов и «смерти» игрока. В этом случае он попадает в отчужденное пространство (мертвятник; или Страну мертвых), обитатели которого не имеют права ни с кем общаться — их просто не замечают. На время они выпадают из Игры, а вместе с тем из обычных форм любовно-брачных игр. «Мертвого» можно оживить, вернуть в игру по воле Мастера, но только в определенном им же новом статусе. Обычно «оживленным» достаются самые непрестижные роли: животных, младенцев и стариков, — не дающие возможности отыграть любовно-брачный сценарий. Иногда Мастер дает женскую роль молодому человеку, лишая его тем самым возможности мужской самопрезентации, составляющей один из главных смыслов игры. Он уже не может предстать в глазах девушек как мужественный воин или мудрый правитель, — лишение такой возможности рассматривается как санкция за неудачу в игре (попадание в мертвятник)21. Продвижение вверх в условной иерархии Системы (пионер — пипл — олдовый) связано, по нашим наблюдениям, с изменением отношения к женщине. «Пионеры» (неофиты тусовки), напомним, часто входят в нее через ритуал «усыновления», находя себе символическую «мать», опекающую и поддерживающую. Статус женщины —.мать, и неофит смотрит на нее снизу вверх. Сексуальные отношения в подобном случае, как говорят, «практически исключены». Неофитам доступны девушки, имеющие самый низкий статус в Системе — жабы, не пользующиеся уважением именно из-за своей общедоступности: считается, что такая «пойдет за каждым», и отношения с нею не носят ни избирательного, ни личного характера. Жабы представляют собой переходящий ресурс, как съемные феньки в Системных обрядах Пипл, принадлежащий к среднему слою тусовки, общается с девушками, которых называют герла: они пользуются уважением, за ними ухаживают, с ними возможны образование более постоянных пар и даже брак Это относительно равные и личные отношения. Девушку своего товаршца называют сестренкой, и отношения с нею скорее дружеские: можно вместе пойти куда-либо, хотя интимная близость нежелательна (поскольку разрушительна для отношений между молодыми людьми и тем самым — групповой структуры). Наконец, олдовые, наряду с постоянной спутницей-герлой, нередко имеют в окружении еще нескольких молоденьких девочек, называемых лялыашм. Нередко в игровых «семьях» молодые девушки числятся как «дочки» олдовых «папаш», что не исключает, однако, возможности сексуальной близости. Можно заметить, как с повышением статуса в Системе меняется отношение к женщине: для неофита она выше по статусу (мать), для пипла — равная (герла, сестренка), для олдового (лялька) уже ниже по статусу, как бы на положении ребенка. Заметно повышение статуса молодого человека по отношению к женщине. Расширяется и возможность сексуального доступа: от табуированности («мать») или возможности случайных связей («жаба») к поиску постоянной пары («герла») и даже целого «гаре- / ма> >, группы потенциально доступных девушек («ляльки»). В целом продвижение в иерархии Системы напрямую связано с расширением возможности мужской самореализации. Женщина в данной системе выступает как ресурс, причем не только сексуальный, на нее нередко возлагаются разнообразные функции жизнеобеспечения тусовки. Женщины чаще всего бывают хозяйками флэтов, куда вписывается странствующая Система. Один мой знакомый по имени Ким, еще в 1980-х, говорил так: «В Сайгоне всегда кучу герлиц найдешь. Я так и живу: приходишь в Сайгон, там герлы, они тебя и накормят, и кофе напоят. И ночлег у них найдешь. Там женщин во много раз больше, чем мужчин» (Л., 1988). Конечно, по представлениям мужской части Системы, большинство из них — не настоящие Системные герлы, а прихиппо- ванные, или клюхи («клуб любителей хиппи», вроде фан-клуба рок- группы): та самая многочисленная и преимущественно женская периферия, кормящая Систему. Даже давно принадлежащие к тусовке женщины часто выполняют в ней внеигровые, внеритуальные функции, связанные не столько с символическими ценностями тусовки, сколько с жизнеобеспечением и вложением ресурсов (трудовых, материальных, временных). Например, у индеанистов женщина должна быть прежде всего хранительницей очага в типи, «хорошей хозяйкой»: всегда быть готовой принять и накормить гостей мужа, создать в доме атмосферу тепла и гостеприимства. Именно таких приводят в пример как идеал скво (индейской жены). Реально это оборачивается обязанностью выполнять большую часть работ по обслуживанию мужской части сообщества, в то время как мужчины занимаются престижными и символически значимыми делами (раскуриванием трубки, состязаниями в метании томагавков, ведением неторопливых дискуссий и ожиданием мистических знаков от Великого Духа). Одна из собеседниц А. Никитиной, ин- деанистка с 1983 г., вспоминает: «В восемнадцать лет поехала я в общину, на Алтай. Прожила там чуть больше трех месяцев... Жила у М. Н., там еще шесть мужиков жили, так вот я на всех них готовила и хозяйствовала. Куры там были, скотина...» (СПб., 2000). Подобное разделение ролей мотивируется ориентацией на индейскую культуру, довольно произвольная реконструкция которой принимается за культурный образец. В дополнение к этому существует и мистическое обоснование: очаг считается одушевленным существом, и если хозяйка проявит к нему неуважение, то будет наказана. Поверьями о хозяине очага обосновывают ряд запретов, например, нельзя бросать в очаг мусор, выливать остатки пищи. Очагу приносят жертвы, причем каждая хозяйка должна знать, что для этого требуется (чаще всего сахар и спирт)22. В материалах А. Никитиной есть рассказ индеанистов о нарушении запрета, «в результате чего опрокинулся котел, одна из девушек обварилась кипятком»23. Характерно, что ответственность за соблюдение норм поведения в типи несет женщина. Аналогичные вспомогательные функции по жизнеобеспечению выполняют женщины и во время ролевых игр, готовя пищу для всей тусовки, насчитывающей иногда больше сотни человек Они приводят в порядок и обустраивают временные жилища, площадки для костра, украшают территорию. После ролевой игры человек, исполнявший на ней роль эльфийского короля (одну из самых престижных), опубликовал на сайте LRPG.ru «разбор полетов» (описание хода игры и своих впечатлений). Завершают текст слова благодарности тем, кто играл с ним: перечислено шестнадцать имен всяческих эльфов, князей и придворных, воинов и владык, и уже в самом конце, в последнюю очередь, благодарность адресуется «также: Олек, которая сама почти не играла, но вместо этого героически кормила сорок Раздол-Лориенских эльфов. Это было славное незабываемое деяние». Хозяйственные обязанности, будучи трудоемкими, не дают символического капитала, мало способствуют продвижению в игровой иерархии, оставляя женщину на периферии в роли не столько действующего лица, сколько источника ресурсов для функционирования главной для данной тусовки символической структуры (игры или реконструкции индейской культуры). Девушки составляют основной ресурс также в фанатских клубах рок-групп и звезд Итак, структура Системы может быть охарактеризована в основе своей как мужская, способная присоединять женщин преимущественно на периферии. Статус женщины на тусовке определяется статусом мужчины, который связан с нею узами дружбы, любви или покровительства. Отношения с мужчиной служат необходимым условием принадлежности женщины к тусовочному сообществу. Иными словами, эта структура приспособлена к «охоте» на женщин, к вовлечению их в качестве ресурса для мужской части сообщества. 2.6. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЖЕНСКИЕ РОЛИ Впрочем, существует и другой вариант женской самопрезентации, более самостоятельный, иногда демонстративно независимый от мужчин. Это позиция женщины-лидера в малой группе или целой тусовке. Есть и примеры женских тусовок Те и другие, однако, воспринимаются большинством Системы как отклонения или курьезы. Мы уже упоминали Хиппи Мэм, которая «усыновляла» и опекала целые «пионерские» тусовки, но все равно не пользовалась уважением среди большей части пипла из-за своих претензий на лидерство. Подобная позиция женщины выводит ее из сферы брачного поис У ролевиков женщины редко имеют высокий статус Э. Петрова, наблюдая ролевое сообщество в Санкт-Петербурге (2000-2001), не встречала женщину-мастера, хотя слышала о такой. В Интернете я обнаружила сведения об одной женщине, принимавшей участие в организации Хоббитских Игр 2000 г. на Урале. Характерно, что она замужем за мастером игры, т. е. опять-таки на нее переносится статус мужа. Женское лидерство воспринимается с готовностью и уважением в случае, если женщина уже замужем и перед ней не стоит задача брачного поиска и, соответственно, демонстрации своих качеств как объекта «охоты» или ресурса Системы (как структуры поиска, в том числе и брачного). Характерно, что и у индеанистов, по наблюдению А. Годиной, «к женщинам-старейшинам... относятся с таким же уважением, как и к мужчинам-старейшинам»24. Следовательно, можно предположить, что подчиненное положение женщины на тусовке актуально в период и в связи с задачами брачного поиска, а вне этого контекста снимается.,. Другой пример независимой позиции женщин — это отделившиеся от общей тусовки женские группы. Воспринимаются они обычно неодобрительно, как и женское лидерство. Индеанисты вспоминают, как лет пять-шесть назад от общего пау-вау отделился лагерь женщин-воинов, не желавших подчиняться запретам и ограничениям, обязательным для индейских скво. Говорят, правда, что этот лагерь просуществовал всего одно лето. По словам человека по
имени Белый Конь, «женщины-воины пытались быть мужиками... к ним без особого уважения относились, подшучивали над ними». Другой человек, Вапити, вспоминал о своем столкновении с Крэйзи-вумен (от crazy — «безумный, сумасшедший»), которые «нападают на все типухи (типи. — Т. Щ), требуют угощения, вообще откупа какого-то, иначе все крушат и грабят»23. «Женщины-воины» Подведем итог. Структура Системы в ее среднем слое (собственно пипл) имеет атомарную конфигурацию; она служит идеальным проводником информации и приспособлена к осуществлению функции поиска. Для большинства пипла это поиск идентичности, конструирование собственного социального статуса. Для многих на первый план выступает задача брачного поиска, т. е. конструирование тендерной роли, поиск партнера и создание стабильной пары. Система и отдельные примыкающие к ней тусовки предоставляют возможности для этого и могут рассматриваться как одно из средств тендерной социализации. Примечания 'Дао дэ цзин. 70-й чжан // Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 1. С. 137. 2Иванов В. В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989- С. 43- 'Например, он подписал свою публикацию в журнале: Сольми У. Улица любви // Юность. № 8.1987. С 8. 4Тэрнер В. Символ и ритуал. М, 1983- С. 199- 5 Munch P. A. Anarchy and anomie in an atomistic community // Man N.S. 1974. Vol. 9- № 2. June P 50. 6См.: Munch P. A. Op. cit. P. 243-261. 7Дао-дэ цзин, 78-й чжан. С. 139. 8См.: Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры: Критический анализ (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М„ 1980. С 59-61. 9Munch P. A Op. cit. Р. 243-261. 10Илле А. Интервью, данное автору настоящей статьи в марте 1999 г. " Павлова Е. Интервью с Сорокоманами// Бармалей. 1998. 18сент. 12Павлова Е. Там же. 13Сольми У. Улица любви // Юность. 1987. № 8. С 8. 14Островская Е. А. Буддийские общины Санкт-Петербурга: Дисс.... канд. социол. наук. СПб., 1998. С. 78. 15Петрова Э. Ролевые игры в тендерной перспективе: Полевые исследования студентов-антропологов (в печати). 16Година А. Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере движения индеанистов) // Молодежные движения и субкультуры Санкт- Петербурга (социологический и антропологический анализ) / Под ред. В. В. Костюшева. СПб., 1999. С. 51-67. 17Никитина А. Г. Ритуал как техника поддержания идентичности в сообществе индеанистов: Полевые исследования студентов-антропологов СПбГУ (в печати); Никитина А. Г. Курсовая работа. IV курс / СПбГУ, факультет социологии. , 80 меньшей семиотизации внешности и регламентации поведения женщины в Системе см.: Щепанская Т. Б. Женщина, группа, символ (На материалах молодежной субкультуры) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 17-29. 19Pilkington Н. Farewell to the Hisovka.- Masculinities and femininities on the Moscow youth scene // Gender, Generation and Identity in Contemporary Russia London; N.Y.: Routledge, 1996. P. 237-263- 20Островская E. А. Буддийские общины Санкт-Петербурга. С. 112, 114. 21Петрова Э. Указ. соч. 22 Година А. Указ. соч. С. 60. 23Никитина А. Г.Полевые материалы, 2000 г. / Архив кафедры культурной антропологии и этносоциологии факультета социологии СПбГУ. Антропология. практикум. 24 Година А. Указ. соч. С. 62. 25Никитина А. Г. Полевые материалы, 2000 г. / Архив кафедры культурной антропологии и этносоциологии факультета социологии СПбГУ. Антропологии. практикум. 26Гусев А. С. Ролевое движение в Санкт-Петербурге: Курсовая работа ученика 11-го гуманитарного класса Академической гимназии при СПбГУ. 2001. Глава 6 Мифология и практика управления JL-ассмотрим четвертый принцип интерпретации Системной символики «энергетический», когда объяснения значений тех или иных символов сообщества сводятся к разговорам об их мистических или астральных, космических и тому подобных энергиях, силах, посредством которых они способны воздействовать на людей, среду и формирование отношений. Данный тип интерпретаций связан преимущественно с отношениями власти, авторитетом и функцией управления. Интерпретирующим множеством служит комплекс мистических представлений, транслирующийся в рамках эзотерической традиции в узком кругу имеющих опыт лидерства олдовых людей. 1. «Энергия» символа: четвертая интерпретация Несмотря на разговоры о невозможности лидерства на тусовке, мы наблюдали здесь различные формы управления. Другое дело, что предстают они не в привычной для институциональной системы «большого» общества форме. В неформальной среде лидерство также не формализовано. Приемы управления чаще всего основаны на манипулятив- ных техниках и вырастают непосредственно из навыков самопрезентации. Вспомним, как системный пипл экспериментирует с атрибутикой, надеясь вызвать определенную ответную реакцию. Десс ходит в шутовском колпаке, чтобы вызвать улыбку, Максим, появляясь на тусовке, раз от разу ма мет прикид и следит за реакцией окружающих. Человек намеренно создает собственный символический образ, функция которого — управление реакцией окружающих, - путем экспериментов и подражания подбирается вариант, наиболее действенный в Системной среде. В ходе экспериментов с символикой и формируется слой способных использовать ее для манипуляций поведением людей — будущие или возможные лидеры. Следующий шаг — формирование «энергетического» языка для фиксации находок (оправдавших себя приемов манипуляции символами). Тем самым формируется еще один ключ или принцип интерпретации символов — «энергетический». Язык этот и ключ появляются в ходе описанных выше экспериментов, вырастая из них. Приведем пример: «В Сайгоне, — рассказывает мне Диззи, — энергетики крышу двигают. Девушка одна мне говорит: „Вот, прихожу в Сайгон, голова болит ужасно". Я ей говорю: „Такуходи отсюда". Она не уходит. Я ее-таки увел. А это там энергетики ведут свои астральные войны. Дикобраз сказал, что от этого никуда не денешься, это политика (говоря о «политике», Дикобраз имеет в виду связь «энергетических» манипуляций с властью, влиянием. — Т. Щ). От головной боли, — продолжает Диззи, — как избавляются: покрутят-покрутят (в голове, мысленно), начинают ускорять — был круг, стала змеюка, открываешь шестую чакру — и она (змеюка. — Т. UQ вылетит; и не дай Бог человеку попадет в это время. И не дай Бог тоже на лоб сюда между глаз — и тоже у него будет головная боль. Один — Шико — пошутил, и случайно у того, напротив стоящего за столиком в Сайгоне, — тоже голова заболела. Шико говорит: „Я не хотел! "». В общем развлекаются, оперируя символами (в том числе мыслеобразами) — и описывая эти манипуляции в терминах «мистических энергий», под которыми понимают влияние, оказываемое символами и посредством символов. «Знаки — они сами работают, — предупреждал меня один из влиятельных в Системе людей, умелый, по моим наблюдениям, манипулятор. — Символы обладают особой энергетикой. Глядя на символ, вы попадаете под его влияние... Символом можно повлиять, даже убить. Вы поосторожнее. Это оружие, крутое оружие» (Москва, 1988). Фактически, в данной ситуации в терминах «энергии» обозначается функция управления. Важно отметить возникновение языка для описания ситуаций и способов влияния (управления). «Средоточиями энергии» считаются также места и предметы, насыщенные символикой Системы. Говорят об «энергии фенек» и «энергетическом куполе», образуемом потоками энергии, стекающей с длинных хиповых волос. Волосы и феньки — самые распространенные атрибуты Системы и одновременно, по ее представлениям, наиболее «энергетически насыщенные». По словам Сольми, его картины с изображением ирисов также «несут энергию» — именно потому, что в них заложена символика хиппи: «Цветок, — объясняет он, — это символ хиппизма. Сила в цветах». Насыщенными энергией считаются места, маркированные символами Системы: например, Ротонда, где стены покрыты были множеством граффити. Энергия, по поверьям Системы, концентрируется на флэтах и наиболее популярных тусовках, где собирается много народу. В данном случае под «энергией» понимается коммуникативное значение места. В некоторых ситуациях «энергия» символов трактуется как их способность обеспечивать своему обладателю социальную поддержку. Есть поверья, что некоторые элементы? грикида, особенно символические, способны служить талисманами: помогать при встрече с контролерами на трассе или облегчать устройство на ночлег в незнакомом городе. Вспомним приезд Тимофея в Ригу: использование символических средств действительно помогло ему с ночлегом. Уместно напомнить и рассказ о хипах-безбилегниках, принятых контролером в электричке за сумасшедших именно благодаря их прикидам. Атрибутика «отвела» контролеров и позволила продолжить путешествие. Символика внешности была использована для управления средой. Любые знаки Системы воспринимаются пиплом как свидетельство доброжелательности среды, возможности поддержки и помощи с ее стороны. Поэтому на трассе, видя «па- цифики», нацарапанные на дорожных указателях, пипл радуется: «Значит, наши прошли, ощущаю тепло, мне хорошо становится». Утрату социальной поддержки, враждебность среды они описывают как результат утраты символа-талисмана. Женя из Приура- лья приехал по трассе в Питер. Дело было в конце 1980-х, в самый разгар боев Системы слюберами. У Жени был талисман — костяная фигурка чукотского божка, подаренная матерью: «Хранит от всякого зла. Отводит... гопников всяких». Без этой феньки он ощущал себя беспомощным, утратившим силу и защищенность: «Я могу рассказать, что было, когда я на один день дал поносить его (амулет. — Т. Щ.) одной девушке с Казани (непонятно, то ли из города Казани, то ли с тусовки у Казанского собора. — Т. Щ.). Во-первых, я мучился... весь этот день был такой плохой... Я не мог ничего сделать: при мне любера увели две герлы, и я ничего не мог сделать» (СПб., 1989). Дикобраз рассказывал, что его «убивают» «энергетическими кинжалами». Используя наш «социологический» ключ, можно интерпретировать это как ощущение утраты социальной поддержки, вытеснения из сообщества. Действительно, в то время он поссорился с самым авторитетным в его компании человеком, который, как ему представлялось, и «охотился» на него с «энергетическими кинжалами». «В результате, — жаловался Дик, — я один остался... у меня было много друзей, это все люди, с которыми я общался. Теперь я один остался». Эту ситуацию он и описывает как попытку энергетического убийства, предпринятую лидером группы. Позже выяснилось, они еще и соперничали из-за девушки. Полная утрата поддержки, выпадение из системы отношений, изгнание из сообщества описывается как «энергетическая смерть»; стремление лишить другого человека социальной опоры — «энергетический (астральный) удар»; борьба за влияние — «астральные войны». Бесконтрольное пользование поддержкой и помощью без взаимной отдачи находит отражение в дискурсе как «энергетический вампиризм» или «высасывание, пожирание» чужой энергии. Во всех этих выражениях достаточно отчетливо выражено понимание под «энергией» степени социальной поддержки. «У каждого человека есть свой энергетический потенциал, поток ритм, частота и так далее. Группа имеет свой поток. Человечество. И цель человека, вообще овладения энергией — это чтобы твой поток влился в общечеловеческий». Таким образом формулируется задача социального самоопределения, интеграции в социум. Чем больше поддержка среды, тем выше, по представлениям Системы, энергетический потенциал человека. Обладатели самого высокого играют роль лидеров: «Лидером себя видит тот, — объясняли мне Системные энергеты (разбирающиеся в мистике люди), — у кого большой потенциал. Биопотенциал... Много энергии» (М., 1988). Много энергии = много поддержки. Пока это социологическое прочтение оправдывается. 2. Коды управления Существует целый пласт поверий об «энергии» и основанных на них ритуальных действий. Значительную их часть можно интерпретировать как выраженный «энергетическим» языком опыт управления. Массив поверий и рассказов о таинственных «энергиях» распадается на две группы: «мифы пути» (способы завоевания власти) и «мифы борьбы» (способы удерживания ее). Таким образом, поверья фиксируют выработанные традицией способы обретения и сохранения позиций лидера, т. е. создания и управления ядерной структурой. Заметим, что «энергетические» тексты в таком случае прочитываются двумя способами. Первый — социологический: понимание «энергии» как обозначения социальной поддержки, степени влияния, авторитета и т. п. Но есть и второй — символический: в этом случае «энергия» интерпретируется как обозначение информационных процессов, концентрации символики. Второй ключ считается в наибольшей степени эзотерическим, доступным только узкому кругу олдовых, имеющих авторитет и опыт влияния (управления). 2.1. МИФЫ ПУТИ Начнем с мифов пути, т. е. поверий о способах достижения лидерства. Основное средство обретения «энергетического бессмертия» (стабильной и сильной социальной опоры) — личный символ: «В Системе, — говорил мне Сольми, — есть очень крутые люди, как столпы». «Чем они отличаются?» — «Символ! Если у человека есть символ, он бессмертен!». Именно при помощи личного символа «системные» лидеры оказывают управляющее и формирующее воздействие на поведение окружающих. Как это происходит, мы уже писали в разделе о передаче и толковании фенек. «Символы обладают особой энергетикой, — говорит Сольми. — Глядя на символ, вы попадаете под его влияние...» Следовательно, чтобы стать лидером, необходимо обрести личный символ и научиться с ним обращаться. Таково поверье, и его последствия обнаруживаются на практике. У каждого олдового есть личный символ: у Сольми, как мы помним, — улитка; подобно другим символам Системы, смысловую начинку его образуют все те же нормы («свобода», «любовь», «ненасилие»). В принципе личным символом может стать что угодно, но нечто яркое и запоминающееся, и обладатель его должен уметь выразить через этот образ и как-то связать с ним ценностный мир сообщества. «Смотреть и видеть есть удел немногих, — говорит Сольми. — Во всем есть символ. Можно все познать через любую вещь. Такой вещью для меня служит улитка. Через нее я смотрю на мир и понимаю». Но «смотреть и видеть» подобным образом, умея манипулировать символом, владеть механизмом его наполнения информацией, «есть удел немногих». Познавший этот механизм фактически освоил основное средство управления. Такие люди обычно пробуют себя в роли лидеров, производя социальные эксперименты. Десс рассказывал мне: «Был в Москве один Системный мыслитель, Максим. У него была такая фраза: можно взять любой молодняк, вложить им определенные идеи (дать символ. — Т. Щ.), и они пойдут за тобой в огонь и в воду. А внушить им можно что угодно...» Другой, некий Менестрель, как рассказывают, проделал такой эксперимент: «Взял, придумал молодежное движение — Лигу автономов. Сочинил несколько тезисов, нашел некоего Додо (а он из ближайшего окружения Менестреля), въехал, что он глава Лиги автономов. Протолкнул несколько телег (запустил в Систему информацию о новоявленной лиге. — Т. Я/.), и все в порядке. Тезисы были основаны на раннем хиппизме, только значительно свободнее: неприятие и непонимание твоих поступков окружающими еще не повод их не совершать — основной тезис, который проводил Менестрель. Смеялся: „Вот, автономы, а в принципе все то же самое, название другое, а все то же..." Менестрель очень быстро от них отошел, стал подсмеиваться: „Вот, ничего не стоит людям в головы вбить лозунги, заставить вести себя, как ты хочешь"». Подобные эксперименты вообще весьма характерны для олдовых и олдовеющих и основаны на использовании «энергии» символа: человек учится создавать коммуникативную сеть и манипулировать ею, получая в результате сообщество своих сторонников.
|