Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пипл! Это мент в натуре! 5 страница






Зависимость статуса женщины на тусовке от статусной по­зиции мужчины, с кем она связана, обусловливает еще одно важ­ное явление: продвижение молодого человека в тусовочной ие­рархии (повышение статуса) ведет и к повышению его брачной привлекательности для женской части движения. Например, удачный отыгрыш в ролевых играх и репутация хорошего игрока делают его более привлекательным в глазах девушек, а дружба с ним становится престижной. По словам одного из ролевиков, «для статуса девочки ищут парня повыше (в игровой иерархии. — Т. Я/.)». Самыми престижными считаются отношения с Мастером игры. Девушка, впоследствии вышедшая замуж за Мастера, гово­рила: «Наши отношения развились для меня неожиданно, но злые языки говорили, что я встречаюсь с ним специально, ведь он Ма­стер» (Дара, интервью из материалов Э. Петровой, СПб., 2000).

В Системе 1980-х алдовые хипы также пользовались благос­клонностью молодых девиц, многочисленных на любой тусовке. У меня в руках рукописный журнал «Ы», один из многих, имевших хождение в Системе. На его страницах, среди прочего, помещена зарисовка Сторожа и Фреда относительно взаимоотношений ол- дов и «молодой поросли»: «Великий проповедник всех религий и философий, первый друг растущих бунтарей, Анжи, успевавший при всей напряженности прений ласкать чью-то девственную грудь, ломал все возможные представлений этих маленьких трог­лодитов, рассказывая им о прелестях Грузии, в которой вина рекой, море и солнце, о песчано-травяной Азии и горном Алтае. Дети то впадали в ностальгию по неизвестным краям, то сотрясались от страха при описании дьяволистических шабашей, то мило улыба­лись при трепе о Гауе в восемьдесят втором... молодые бродяги при помощи извлеченного из недр бэга вездесущего стопника (кото­рый вместе со своим хозяином объездил пол-Совка) натравлива­лись в соблазнительное путешествие...» (1989). В данном случае знаком олдового статуса Анжи служит потрепанный стопник, он же трассник (Атлас автомобильных дорог), а сам статус явно при­бавляет ему мужской привлекательности.

Вокруг авторитетных людей в Системе формируются гаремо- подобные структуры, поскольку они бывают окружены нескольки­ми преданными девушками. Иногда у лидера одна постоянная или наиболее приближенная девушка — герла и еще несколько подру­жек, именуемых ляльками. Такая структура характерна как для обычных тусовок, где много новичков — пионеров тусовки, так и в особенности для разного рода религиозно-мистических групп Е.Островская, например, описывает буддийскую общину Римей в Санкт-Петербурге в конце 1990-х гг.: руководитель группы, прово­дивший медитации, — мужчина; постоянных участников восемь — десять человек, из них только двое мужчин, но они появляются лишь во время встреч в публичном пространстве — дацане. Остальные: наиболее приближены к лидеру две женщины, три — несколько дальше, но также постоянно общаются с ним. Любопытен способ обозначения лидером статуса этих пяти человек- он «позволяет себе обнимать их и целовать на прощание, подчеркивая тем их привиле­гированное положение в группе, близость к наставнику»20. Похожие гаремоиодобные структуры, может быть, менее структурирован­ные, просматриваются вокруг большинства олдовых людей Систе­мы. Это не означает, что между лидером группы и всеми девушками существуют сексуальные отношения, однако их символическая до­ступность, потенциальное право доступа всячески демонстрируют­ся — девушки не стесняются проявлять свою любовь к лидеру, дале­ко не всегда духовную.

Чем выше символический статус молодого человека в Систе­ме или на тусовке, тем больше его мужская привлекательность в глазах ее женской части. Это весьма чувствительный стимул для повышения статуса и продвижения в иерархии Системы. Средства его повышения определены традициями Системы и различных ее тусовок

Во-первых, это различные способы формирования тела в со­ответствии с идеалом маскулинности: в одних тусовках принято ка­чаться, накачивать мускулатуру; в других, наоборот, модным оста­ется костляво-бесформенный силуэт. К числу практик формирова­ния, а точнее, оформления тела можно отнести прическу: длинные волосы у хиппи, свалявшиеся локоны-дрэды у растаманов, панков­ские чубы и хохолки, бритые наголо головы скинов и фанатов. В це­лом ярко выражены два варианта нормативной мужской телеснос­ти: гипермаскулинный (накачанные мышцы, короткая стрижка) и феминно-бесполый (длинные волосы, астенично-бесформенное тело).

Во-вторых, средством повышения символического статуса служит участие в культовых для этой среды практиках В Системе это, прежде всего, практика автостопа — вспомним потрепанный стопник как знак олдового статуса. В сообществе ролевиков ста­тус в немалой степени зависит от того, как человек проявил себя на играх. Если он хорошо отыгрывает и набирает очки, то посте­пенно переходит в число наиболее ценимых игроков и даже име­ет шанс выбиться в Мастера. Плохая игра ведет к быстрой потере хитов и «смерти» игрока. В этом случае он попадает в отчужден­ное пространство (мертвятник; или Страну мертвых), обитатели которого не имеют права ни с кем общаться — их просто не заме­чают. На время они выпадают из Игры, а вместе с тем из обычных форм любовно-брачных игр. «Мертвого» можно оживить, вернуть в игру по воле Мастера, но только в определенном им же новом статусе. Обычно «оживленным» достаются самые непрестижные роли: животных, младенцев и стариков, — не дающие возможно­сти отыграть любовно-брачный сценарий. Иногда Мастер дает женскую роль молодому человеку, лишая его тем самым возмож­ности мужской самопрезентации, составляющей один из главных смыслов игры. Он уже не может предстать в глазах девушек как му­жественный воин или мудрый правитель, — лишение такой воз­можности рассматривается как санкция за неудачу в игре (попада­ние в мертвятник)21.

Продвижение вверх в условной иерархии Системы (пионер — пипл — олдовый) связано, по нашим наблюдениям, с изменением отношения к женщине. «Пионеры» (неофиты тусовки), напомним, часто входят в нее через ритуал «усыновления», находя себе симво­лическую «мать», опекающую и поддерживающую. Статус женщи­ны —.мать, и неофит смотрит на нее снизу вверх. Сексуальные от­ношения в подобном случае, как говорят, «практически исключе­ны». Неофитам доступны девушки, имеющие самый низкий статус в Системе — жабы, не пользующиеся уважением именно из-за сво­ей общедоступности: считается, что такая «пойдет за каждым», и от­ношения с нею не носят ни избирательного, ни личного характера. Жабы представляют собой переходящий ресурс, как съемные фень­ки в Системных обрядах

Пипл, принадлежащий к среднему слою тусовки, общается с девушками, которых называют герла: они пользуются уважением, за ними ухаживают, с ними возможны образование более постоянных пар и даже брак Это относительно равные и личные отношения. Де­вушку своего товаршца называют сестренкой, и отношения с нею скорее дружеские: можно вместе пойти куда-либо, хотя интимная близость нежелательна (поскольку разрушительна для отношений между молодыми людьми и тем самым — групповой структуры).

Наконец, олдовые, наряду с постоянной спутницей-герлой, нередко имеют в окружении еще нескольких молоденьких девочек, называемых лялыашм. Нередко в игровых «семьях» молодые девуш­ки числятся как «дочки» олдовых «папаш», что не исключает, однако, возможности сексуальной близости.


Можно заметить, как с повышением статуса в Системе меня­ется отношение к женщине: для неофита она выше по статусу (мать), для пипла — равная (герла, сестренка), для олдового (лялька) уже ниже по статусу, как бы на положении ребенка. За­метно повышение статуса молодого человека по отношению к женщине. Расширяется и возможность сексуального доступа: от табуированности («мать») или возможности случайных связей («жаба») к поиску постоянной пары («герла») и даже целого «гаре- / ма> >, группы потенциально доступных девушек («ляльки»). В целом продвижение в иерархии Системы напрямую связано с расшире­нием возможности мужской самореализации.

Женщина в данной системе выступает как ресурс, причем не только сексуальный, на нее нередко возлагаются разнообразные функции жизнеобеспечения тусовки. Женщины чаще всего бывают хозяйками флэтов, куда вписывается странствующая Система. Один мой знакомый по имени Ким, еще в 1980-х, говорил так: «В Сайгоне всегда кучу герлиц найдешь. Я так и живу: приходишь в Сайгон, там герлы, они тебя и накормят, и кофе напоят. И ночлег у них найдешь. Там женщин во много раз больше, чем мужчин» (Л., 1988). Конечно, по представлениям мужской части Системы, большинство из них — не настоящие Системные герлы, а прихиппо- ванные, или клюхи («клуб любителей хиппи», вроде фан-клуба рок- группы): та самая многочисленная и преимущественно женская пе­риферия, кормящая Систему.

Даже давно принадлежащие к тусовке женщины часто вы­полняют в ней внеигровые, внеритуальные функции, связанные не столько с символическими ценностями тусовки, сколько с жизнеобеспечением и вложением ресурсов (трудовых, матери­альных, временных). Например, у индеанистов женщина должна быть прежде всего хранительницей очага в типи, «хорошей хо­зяйкой»: всегда быть готовой принять и накормить гостей мужа, создать в доме атмосферу тепла и гостеприимства. Именно таких приводят в пример как идеал скво (индейской жены). Реально это оборачивается обязанностью выполнять большую часть работ по обслуживанию мужской части сообщества, в то время как мужчи­ны занимаются престижными и символически значимыми дела­ми (раскуриванием трубки, состязаниями в метании томагавков, ведением неторопливых дискуссий и ожиданием мистических знаков от Великого Духа). Одна из собеседниц А. Никитиной, ин- деанистка с 1983 г., вспоминает: «В восемнадцать лет поехала я в общину, на Алтай. Прожила там чуть больше трех месяцев... Жи­ла у М. Н., там еще шесть мужиков жили, так вот я на всех них гото­вила и хозяйствовала. Куры там были, скотина...» (СПб., 2000). По­добное разделение ролей мотивируется ориентацией на индей­скую культуру, довольно произвольная реконструкция которой принимается за культурный образец. В дополнение к этому суще­ствует и мистическое обоснование: очаг считается одушевлен­ным существом, и если хозяйка проявит к нему неуважение, то бу­дет наказана. Поверьями о хозяине очага обосновывают ряд за­претов, например, нельзя бросать в очаг мусор, выливать остатки пищи. Очагу приносят жертвы, причем каждая хозяйка должна знать, что для этого требуется (чаще всего сахар и спирт)22. В ма­териалах А. Никитиной есть рассказ индеанистов о нарушении запрета, «в результате чего опрокинулся котел, одна из девушек обварилась кипятком»23. Характерно, что ответственность за со­блюдение норм поведения в типи несет женщина.

Аналогичные вспомогательные функции по жизнеобеспече­нию выполняют женщины и во время ролевых игр, готовя пищу для всей тусовки, насчитывающей иногда больше сотни человек Они приводят в порядок и обустраивают временные жилища, площад­ки для костра, украшают территорию. После ролевой игры чело­век, исполнявший на ней роль эльфийского короля (одну из самых престижных), опубликовал на сайте LRPG.ru «разбор полетов» (описание хода игры и своих впечатлений). Завершают текст слова благодарности тем, кто играл с ним: перечислено шестнадцать имен всяческих эльфов, князей и придворных, воинов и владык, и уже в самом конце, в последнюю очередь, благодарность адресует­ся «также: Олек, которая сама почти не играла, но вместо этого ге­роически кормила сорок Раздол-Лориенских эльфов. Это было славное незабываемое деяние». Хозяйственные обязанности, буду­чи трудоемкими, не дают символического капитала, мало способ­ствуют продвижению в игровой иерархии, оставляя женщину на периферии в роли не столько действующего лица, сколько источ­ника ресурсов для функционирования главной для данной тусовки символической структуры (игры или реконструкции индейской культуры). Девушки составляют основной ресурс также в фанатских клубах рок-групп и звезд

Итак, структура Системы может быть охарактеризована в основе своей как мужская, способная присоединять женщин пре­имущественно на периферии. Статус женщины на тусовке опреде­ляется статусом мужчины, который связан с нею узами дружбы, любви или покровительства. Отношения с мужчиной служат необ­ходимым условием принадлежности женщины к тусовочному со­обществу. Иными словами, эта структура приспособлена к «охоте» на женщин, к вовлечению их в качестве ресурса для мужской части сообщества.

2.6. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЖЕНСКИЕ РОЛИ

Впрочем, существует и другой вариант женской самопрезентации, более самостоятельный, иногда демонстративно независимый от мужчин. Это позиция женщины-лидера в малой группе или целой тусовке. Есть и примеры женских тусовок Те и другие, однако, вос­принимаются большинством Системы как отклонения или курьезы. Мы уже упоминали Хиппи Мэм, которая «усыновляла» и опекала це­лые «пионерские» тусовки, но все равно не пользовалась уважением среди большей части пипла из-за своих претензий на лидерство. Подобная позиция женщины выводит ее из сферы брачного поис­
ка, она перестает быть потенциальным объектом ухаживания (ста­тус «матери» исключает близость), следовательно, не дает возмож­ности ее женской самореализации, как в случае с Мэм. «Это эманси­пированная женщина, не совсем и женщина, — говорили о ней. — К таким относятся не совсем как к женщинам. Личная жизнь (у нее) — от случая к случаю, и ее это устраивает» (Л., 1988).

У ролевиков женщины редко имеют высокий статус Э. Петро­ва, наблюдая ролевое сообщество в Санкт-Петербурге (2000-2001), не встречала женщину-мастера, хотя слышала о такой. В Интер­нете я обнаружила сведения об одной женщине, принимавшей участие в организации Хоббитских Игр 2000 г. на Урале. Харак­терно, что она замужем за мастером игры, т. е. опять-таки на нее переносится статус мужа. Женское лидерство воспринимается с готовностью и уважением в случае, если женщина уже замужем и перед ней не стоит задача брачного поиска и, соответственно, демонстрации своих качеств как объекта «охоты» или ресурса Системы (как структуры поиска, в том числе и брачного). Харак­терно, что и у индеанистов, по наблюдению А. Годиной, «к жен­щинам-старейшинам... относятся с таким же уважением, как и к мужчинам-старейшинам»24. Следовательно, можно предполо­жить, что подчиненное положение женщины на тусовке акту­ально в период и в связи с задачами брачного поиска, а вне это­го контекста снимается.,.

Другой пример независимой позиции женщин — это отде­лившиеся от общей тусовки женские группы. Воспринимаются они обычно неодобрительно, как и женское лидерство. Индеанисты вспоминают, как лет пять-шесть назад от общего пау-вау отделился лагерь женщин-воинов, не желавших подчиняться запретам и огра­ничениям, обязательным для индейских скво. Говорят, правда, что этот лагерь просуществовал всего одно лето. По словам человека по

Рис. 15- Женская рок-группа. Ленинград, конец 1980-х гг.

имени Белый Конь, «женщи­ны-воины пытались быть мужиками... к ним без особо­го уважения относились, подшучивали над ними». Другой человек, Вапити, вспоминал о своем столкно­вении с Крэйзи-вумен (от crazy — «безумный, сумас­шедший»), которые «напада­ют на все типухи (типи. — Т. Щ), требуют угощения, вообще откупа какого-то, иначе все крушат и гра­бят»23. «Женщины-воины»
переворачивают нормы предписываемого женщинам поведения: они претендуют и пытаются силой захватить ресурсы, вместо того чтобы самим обеспечивать их, как положено скво. Любопытно, что подобным же образом ведут себя на ролевых играх так называемые «грибные эльфы» — никому не подчиняющаяся команда ролевиков. Свои бесчинства они иногда творят в женском обличье (маркируя себя женскими символами). В ролевой среде ходит рассказ о том, как однажды во время игры на холмике появились «грибные эльфы»: девушка и трое ребят в бюстгальтерах; постояли, посмеялись и уш­ли. Большим влиянием у них пользовалась подруга их главаря Джонни — Грибная Королева (сведения Гусева, 2001)26.

Подведем итог. Структура Системы в ее среднем слое (собст­венно пипл) имеет атомарную конфигурацию; она служит идеаль­ным проводником информации и приспособлена к осуществлению функции поиска. Для большинства пипла это поиск идентичности, конструирование собственного социального статуса. Для многих на первый план выступает задача брачного поиска, т. е. конструирова­ние тендерной роли, поиск партнера и создание стабильной пары. Система и отдельные примыкающие к ней тусовки предоставляют возможности для этого и могут рассматриваться как одно из средств тендерной социализации.

Примечания

'Дао дэ цзин. 70-й чжан // Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 1. С. 137.

2Иванов В. В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989- С. 43-

'Например, он подписал свою публикацию в журнале: Сольми У. Улица

любви // Юность. № 8.1987. С 8.

4Тэрнер В. Символ и ритуал. М, 1983- С. 199-

5 Munch P. A. Anarchy and anomie in an atomistic community // Man N.S. 1974. Vol. 9- № 2. June P 50. 6См.: Munch P. A. Op. cit. P. 243-261. 7Дао-дэ цзин, 78-й чжан. С. 139.

8См.: Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры: Критический анализ (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М„ 1980. С 59-61. 9Munch P. A Op. cit. Р. 243-261.

10Илле А. Интервью, данное автору настоящей статьи в марте 1999 г. " Павлова Е. Интервью с Сорокоманами// Бармалей. 1998. 18сент. 12Павлова Е. Там же.

13Сольми У. Улица любви // Юность. 1987. № 8. С 8. 14Островская Е. А. Буддийские общины Санкт-Петербурга: Дисс.... канд. социол. наук. СПб., 1998. С. 78.


15Петрова Э. Ролевые игры в тендерной перспективе: Полевые исследова­ния студентов-антропологов (в печати).

16Година А. Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере дви­жения индеанистов) // Молодежные движения и субкультуры Санкт- Петербурга (социологический и антропологический анализ) / Под ред. В. В. Костюшева. СПб., 1999. С. 51-67.

17Никитина А. Г. Ритуал как техника поддержания идентичности в сооб­ществе индеанистов: Полевые исследования студентов-антропологов СПбГУ (в печати); Никитина А. Г. Курсовая работа. IV курс / СПбГУ, фа­культет социологии.

, 80 меньшей семиотизации внешности и регламентации поведения жен­щины в Системе см.: Щепанская Т. Б. Женщина, группа, символ (На мате­риалах молодежной субкультуры) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 17-29.

19Pilkington Н. Farewell to the Hisovka.- Masculinities and femininities on the Moscow youth scene // Gender, Generation and Identity in Contemporary Russia London; N.Y.: Routledge, 1996. P. 237-263-

20Островская E. А. Буддийские общины Санкт-Петербурга. С. 112, 114. 21Петрова Э. Указ. соч. 22 Година А. Указ. соч. С. 60.

23Никитина А. Г.Полевые материалы, 2000 г. / Архив кафедры культурной антропологии и этносоциологии факультета социологии СПбГУ. Антропо­логия. практикум. 24 Година А. Указ. соч. С. 62.

25Никитина А. Г. Полевые материалы, 2000 г. / Архив кафедры культурной антропологии и этносоциологии факультета социологии СПбГУ. Антропо­логии. практикум.

26Гусев А. С. Ролевое движение в Санкт-Петербурге: Курсовая работа уче­ника 11-го гуманитарного класса Академической гимназии при СПбГУ. 2001.


Глава 6 Мифология и практика управления

JL-ассмотрим четвертый принцип интерпретации Системной символики «энергетический», когда объяснения значений тех или иных символов сообщества сводятся к разговорам об их мистичес­ких или астральных, космических и тому подобных энергиях, си­лах, посредством которых они способны воздействовать на людей, среду и формирование отношений. Данный тип интерпретаций связан преимущественно с отношениями власти, авторитетом и функцией управления. Интерпретирующим множеством служит комплекс мистических представлений, транслирующийся в рамках эзотерической традиции в узком кругу имеющих опыт лидерства олдовых людей.

1. «Энергия» символа: четвертая интерпретация

Несмотря на разговоры о невозможности лидерства на тусовке, мы наблюдали здесь различные формы управления. Другое дело, что предстают они не в привычной для институциональной системы «большого» общества форме. В неформальной среде лидерство так­же не формализовано.

Приемы управления чаще всего основаны на манипулятив- ных техниках и вырастают непосредственно из навыков самопре­зентации. Вспомним, как системный пипл экспериментирует с ат­рибутикой, надеясь вызвать определенную ответную реакцию. Десс ходит в шутовском колпаке, чтобы вызвать улыбку, Максим, появля­ясь на тусовке, раз от разу ма мет прикид и следит за реакцией окру­жающих. Человек намеренно создает собственный символический образ, функция которого — управление реакцией окружающих, - пу­тем экспериментов и подражания подбирается вариант, наиболее действенный в Системной среде.

В ходе экспериментов с символикой и формируется слой способных использовать ее для манипуляций поведением людей — будущие или возможные лидеры.

Следующий шаг — формирование «энергетического» языка для фиксации находок (оправдавших себя приемов манипуляции символами). Тем самым формируется еще один ключ или принцип интерпретации символов — «энергетический». Язык этот и ключ по­являются в ходе описанных выше экспериментов, вырастая из них. Приведем пример: «В Сайгоне, — рассказывает мне Диззи, — энерге­тики крышу двигают. Девушка одна мне говорит: „Вот, прихожу в Сайгон, голова болит ужасно". Я ей говорю: „Такуходи отсюда". Она не уходит. Я ее-таки увел. А это там энергетики ведут свои астраль­ные войны. Дикобраз сказал, что от этого никуда не денешься, это по­литика (говоря о «политике», Дикобраз имеет в виду связь «энергети­ческих» манипуляций с властью, влиянием. — Т. Щ). От головной боли, — продолжает Диззи, — как избавляются: покрутят-покрутят (в голове, мысленно), начинают ускорять — был круг, стала змеюка, от­крываешь шестую чакру — и она (змеюка. — Т. UQ вылетит; и не дай Бог человеку попадет в это время. И не дай Бог тоже на лоб сюда меж­ду глаз — и тоже у него будет головная боль. Один — Шико — пошу­тил, и случайно у того, напротив стоящего за столиком в Сайгоне, — тоже голова заболела. Шико говорит: „Я не хотел! "». В общем развле­каются, оперируя символами (в том числе мыслеобразами) — и опи­сывая эти манипуляции в терминах «мистических энергий», под ко­торыми понимают влияние, оказываемое символами и посредством символов. «Знаки — они сами работают, — предупреждал меня один из влиятельных в Системе людей, умелый, по моим наблюдениям, манипулятор. — Символы обладают особой энергетикой. Глядя на символ, вы попадаете под его влияние... Символом можно повлиять, даже убить. Вы поосторожнее. Это оружие, крутое оружие» (Москва, 1988). Фактически, в данной ситуации в терминах «энергии» обозна­чается функция управления. Важно отметить возникновение языка для описания ситуаций и способов влияния (управления).

«Средоточиями энергии» считаются также места и предметы, насыщенные символикой Системы. Говорят об «энергии фенек» и «энергетическом куполе», образуемом потоками энергии, стекаю­щей с длинных хиповых волос. Волосы и феньки — самые распро­страненные атрибуты Системы и одновременно, по ее представле­ниям, наиболее «энергетически насыщенные». По словам Сольми, его картины с изображением ирисов также «несут энергию» — именно потому, что в них заложена символика хиппи: «Цветок, — объясняет он, — это символ хиппизма. Сила в цветах».

Насыщенными энергией считаются места, маркированные символами Системы: например, Ротонда, где стены покрыты были множеством граффити. Энергия, по поверьям Системы, концентри­руется на флэтах и наиболее популярных тусовках, где собирается много народу. В данном случае под «энергией» понимается комму­никативное значение места.

В некоторых ситуациях «энергия» символов трактуется как их способность обеспечивать своему обладателю социальную под­держку. Есть поверья, что некоторые элементы? грикида, особенно символические, способны служить талисманами: помогать при встрече с контролерами на трассе или облегчать устройство на ноч­лег в незнакомом городе. Вспомним приезд Тимофея в Ригу: исполь­зование символических средств действительно помогло ему с ноч­легом. Уместно напомнить и рассказ о хипах-безбилегниках, при­нятых контролером в электричке за сумасшедших именно благода­ря их прикидам. Атрибутика «отвела» контролеров и позволила про­должить путешествие. Символика внешности была использована для управления средой. Любые знаки Системы воспринимаются пиплом как свидетельство доброжелательности среды, возможно­сти поддержки и помощи с ее стороны. Поэтому на трассе, видя «па- цифики», нацарапанные на дорожных указателях, пипл радуется: «Значит, наши прошли, ощущаю тепло, мне хорошо становится».

Утрату социальной поддержки, враждебность среды они опи­сывают как результат утраты символа-талисмана. Женя из Приура- лья приехал по трассе в Питер. Дело было в конце 1980-х, в самый разгар боев Системы слюберами. У Жени был талисман — костяная фигурка чукотского божка, подаренная матерью: «Хранит от всяко­го зла. Отводит... гопников всяких». Без этой феньки он ощущал себя беспомощным, утратившим силу и защищенность: «Я могу расска­зать, что было, когда я на один день дал поносить его (амулет. — Т. Щ.) одной девушке с Казани (непонятно, то ли из города Казани, то ли с тусовки у Казанского собора. — Т. Щ.). Во-первых, я мучился... весь этот день был такой плохой... Я не мог ничего сделать: при мне любера увели две герлы, и я ничего не мог сделать» (СПб., 1989).

Дикобраз рассказывал, что его «убивают» «энергетическими кинжалами». Используя наш «социологический» ключ, можно ин­терпретировать это как ощущение утраты социальной поддержки, вытеснения из сообщества. Действительно, в то время он поссорил­ся с самым авторитетным в его компании человеком, который, как ему представлялось, и «охотился» на него с «энергетическими кин­жалами». «В результате, — жаловался Дик, — я один остался... у меня было много друзей, это все люди, с которыми я общался. Теперь я один остался». Эту ситуацию он и описывает как попытку энергети­ческого убийства, предпринятую лидером группы. Позже выясни­лось, они еще и соперничали из-за девушки.

Полная утрата поддержки, выпадение из системы отноше­ний, изгнание из сообщества описывается как «энергетическая смерть»; стремление лишить другого человека социальной опо­ры — «энергетический (астральный) удар»; борьба за влияние — «астральные войны». Бесконтрольное пользование поддержкой и помощью без взаимной отдачи находит отражение в дискурсе как «энергетический вампиризм» или «высасывание, пожирание» чужой энергии. Во всех этих выражениях достаточно отчетливо выражено понимание под «энергией» степени социальной под­держки. «У каждого человека есть свой энергетический потенци­ал, поток ритм, частота и так далее. Группа имеет свой поток. Че­ловечество. И цель человека, вообще овладения энергией — это чтобы твой поток влился в общечеловеческий». Таким образом формулируется задача социального самоопределения, интегра­ции в социум.

Чем больше поддержка среды, тем выше, по представлениям Системы, энергетический потенциал человека. Обладатели самого высокого играют роль лидеров: «Лидером себя видит тот, — объяс­няли мне Системные энергеты (разбирающиеся в мистике лю­ди), — у кого большой потенциал. Биопотенциал... Много энергии» (М., 1988). Много энергии = много поддержки. Пока это социологи­ческое прочтение оправдывается.

2. Коды управления

Существует целый пласт поверий об «энергии» и основанных на них ритуальных действий. Значительную их часть можно интер­претировать как выраженный «энергетическим» языком опыт уп­равления.

Массив поверий и рассказов о таинственных «энергиях» рас­падается на две группы: «мифы пути» (способы завоевания власти) и «мифы борьбы» (способы удерживания ее). Таким образом, пове­рья фиксируют выработанные традицией способы обретения и со­хранения позиций лидера, т. е. создания и управления ядерной структурой. Заметим, что «энергетические» тексты в таком случае прочитываются двумя способами. Первый — социологический: по­нимание «энергии» как обозначения социальной поддержки, сте­пени влияния, авторитета и т. п. Но есть и второй — символичес­кий: в этом случае «энергия» интерпретируется как обозначение информационных процессов, концентрации символики. Второй ключ считается в наибольшей степени эзотерическим, доступным только узкому кругу олдовых, имеющих авторитет и опыт влияния (управления).


2.1. МИФЫ ПУТИ

Начнем с мифов пути, т. е. поверий о способах достижения лидерст­ва. Основное средство обретения «энергетического бессмертия» (стабильной и сильной социальной опоры) — личный символ: «В Системе, — говорил мне Сольми, — есть очень крутые люди, как стол­пы». «Чем они отличаются?» — «Символ! Если у человека есть символ, он бессмертен!». Именно при помощи личного символа «системные» лидеры оказывают управляющее и формирующее воздействие на поведение окружающих. Как это происходит, мы уже писали в разде­ле о передаче и толковании фенек. «Символы обладают особой энергетикой, — говорит Сольми. — Глядя на символ, вы попадаете под его влияние...» Следовательно, чтобы стать лидером, необходимо обрести личный символ и научиться с ним обращаться.

Таково поверье, и его последствия обнаруживаются на прак­тике. У каждого олдового есть личный символ: у Сольми, как мы помним, — улитка; подобно другим символам Системы, смысловую начинку его образуют все те же нормы («свобода», «любовь», «нена­силие»). В принципе личным символом может стать что угодно, но нечто яркое и запоминающееся, и обладатель его должен уметь вы­разить через этот образ и как-то связать с ним ценностный мир со­общества. «Смотреть и видеть есть удел немногих, — говорит Соль­ми. — Во всем есть символ. Можно все познать через любую вещь. Такой вещью для меня служит улитка. Через нее я смотрю на мир и понимаю». Но «смотреть и видеть» подобным образом, умея манипу­лировать символом, владеть механизмом его наполнения информа­цией, «есть удел немногих». Познавший этот механизм фактически освоил основное средство управления. Такие люди обычно пробу­ют себя в роли лидеров, производя социальные эксперименты. Десс рассказывал мне: «Был в Москве один Системный мыслитель, Мак­сим. У него была такая фраза: можно взять любой молодняк, вложить им определенные идеи (дать символ. — Т. Щ.), и они пойдут за то­бой в огонь и в воду. А внушить им можно что угодно...» Другой, не­кий Менестрель, как рассказывают, проделал такой эксперимент: «Взял, придумал молодежное движение — Лигу автономов. Сочинил несколько тезисов, нашел некоего Додо (а он из ближайшего окру­жения Менестреля), въехал, что он глава Лиги автономов. Протолк­нул несколько телег (запустил в Систему информацию о новояв­ленной лиге. — Т. Я/.), и все в порядке. Тезисы были основаны на раннем хиппизме, только значительно свободнее: неприятие и не­понимание твоих поступков окружающими еще не повод их не со­вершать — основной тезис, который проводил Менестрель. Смеял­ся: „Вот, автономы, а в принципе все то же самое, название другое, а все то же..." Менестрель очень быстро от них отошел, стал подсме­иваться: „Вот, ничего не стоит людям в головы вбить лозунги, заста­вить вести себя, как ты хочешь"». Подобные эксперименты вообще весьма характерны для олдовых и олдовеющих и основаны на использовании «энергии» символа: человек учится создавать комму­никативную сеть и манипулировать ею, получая в результате сооб­щество своих сторонников.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал