Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пипл! Это мент в натуре! 7 страница
Отдельная тема — флэты олдовых. Это действительно средоточие символов и лаборатория их поиска. Типичный пример — квартира Сталкера в Москве: в 1980-х это был странноприимный дом, куда постоянно вписывались приехавшие по трассе или бесприютные гости. В одной комнате жили Сталкер с женой, в другую на ночь вносили матрацы. Она пустая, зато в углу целая куча рукописей, оставшихся от странствующих и застигнутых в пути вдохновением. На стенах картины. Обстановка (вернее, ее отсутствие) — вполне характерна для Системы и сама по себе служит символом. Гости сидят и читают, поют под гитару. Побывав на нескольких таких флэтах, неофит имеет все шансы усвоить основной набор Системных традиций. Можно услышать трассные телеги, благо что многие только что с трассы и утром вернутся туда же. В таких домах, как осадки на дне океана, скапливаются следы странников. На хиповых флэтах периодически устраивают выставки прикидов: сюда спозят фенечки, куртки, торбы, обильно украшенные значками и надписями; а многое остается от временых постояльцев, вышедших ненадолго и забывших вернуться. Олдовые играют в Системе роль хранителей традиции и ее систематизаторов. Они всегда придирчивы к новым поколениям тусовщиков. Характерны сетования на то, что сейчас Система уже не та: «Была Система, — говорил мне, например, один старый хиппи из Питера, — а сейчас это просто... видоизмененное... Идея — она была чиста, как стекло. Но когда идею начали воплощать в жизнь, она начала обрастать какими-то наслоениями, ответвлениями...» Ориентация на прошлое — характерная черта любого хранителя традиции, поскольку они сверяют реальность с идеальным прошлым мифа. Собственно, история снова выступает только образом теории; реальность не может соответствовать норме, и норма относится в прошлое, где она якобы воплощалась в действительности. Фактически, прошлое играет роль иного мира, никогда не существовавшего и принципиально недоступного проверке — места воплощения идеала. Когда говорят о «деградации» современных хиппи, фактически просто указывают на несоответствие реального поведения провозглашаемым нормам, реальности — идеалу. Итак, в выполнение функций воспроизводства традиции включены элита и периферия Системы: пионеры (неофиты) и олдовые. Функции ее хранения, пополнения и кодификации выполняет сеть олдовых, функции трансляции — ядерные структуры, объединяющие вертикальными связями (отношениями управления — подчинения) олдовых и неофитов. Культуршле коды обеих структур транслируются посредством «энергетического» или других вариантов мистического языка. Следовательно, структуры воспроизводства способны транслировать себя независимо и отдельно от функциональных структур (в Системе — атомарной), с их нормативным комплексом и моделью базовой личности. Иными словами, после возникновения «энергетического» кода ядерная структура может воспроизводить самое себя, не осуществляя функций передачи во времени норм и ценностей Системы, для чего она первоначально возникает. Функциональная и воспроизводящая подсистемы в действительности разделены Наблюдая Систему, мы фиксировали коммуникативный барьер между ее элитой и неофитами, с одной стороны, и средним слоем (собственно пиплом) — с другой. Пипл действительно живут или стремятся жить по провозглашаемым принципам, реализуя заложенный в них код горизонтальных отношений — нормы эгалитарной, неиерархической структуры, в то время как Сист емная олда реализуег иерархию. Большинство тусовщиков это отталкивает: «Старые, олдовые пипл — они потом часто еще ходят в Сайгон, часто вырождаются: есть даже такие люди, лет под сорок. Но это уже дегенераты: переходят на такие расклады — ну на „вы" чтоб их называли... Неравенство». Претензия на более высокое положение, с точки зрения Системных норм, выглядит деградацией Некоторые считают, что в лидеры метит только неспособный выразить себя в творчестве: «Лидеры в Системе, — говорили мне, — часто творческие импотенты. Они направлены на это, чтобы быть лидером...» Это мнение существует несмотря на то, что многие из олды реально проявили себя в изобразительном искусстве или альтернативной музыке. Но и в этом случае человек, что-либо возглавивший, даже неформально, теряет привлекательность в глазах пипла Системы: о довольно известном на московских тусовках 1980-х человеке по имени Джокер, имевшем многочисленных последователей, например, говорили, что «он интересный: он и художник, и поэт, и все на свете. Но в последнее время о нем очень плохие слухи идут... Про него говорят очень плохо...» У нормального (в смысле — соответствующего нормативному комплексу Системы) пипла принцип иерархичности сам по себе вызывает отторжение: «Мир при наличии „петухов", которых все „опускают", и „паханов", которым все лижут задницы? — вопрошает один из участников эхо-конференции RU.HIPPIES (2002). — Спасибо, не надо. Я знаю питерских „хиппи", которые так строят свой мир — кому нравится, могут идти туда. Мы же строим здесь совершенно другое общество. Без „петухов" и „паханов". Оно возможно, как бы это ни казалось неожиданным некоторым, воспитанным в мире олды. Любви!» Элита и периферия Системы (олда и неофиты) — не столько носители, сколько хранители традиции. С этой функцией, как мы уже говорили, связана повышенная внешняя знаковость тех и других: обилие фенек, нарочито потрепанный прикид, старательно выращенный хипповский (панковский, растаманский) хайр — представляются обычному пиплу неестественными и рассматриваются как «оттенок пионерии». В результате возникает барьер между носителями традиции и системой ее воспроизводства (хранители — неофиты), так что вся структура сообщества распадается на две относительно самостоятельные подсистемы. Они различаются в первую очередь конфигурацией межличностных связей: в системе воспроизводства превалируют вертикальные, в среднем слое— горизонтальные Формируются и различия в стиле поведения, весьма ощутимые теми и другими. Примечания 10 лидере-художнике см.: Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры: Критический анализ: (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., 1980. С. 225-242; Щепанская Т. Б. Лидер — художник: символы и социальное управление // МИФ: митология, изкуство, фолклор. София, 1989- С. 108-120. 2Cohen А. P. Political Anthropology: The Analysis of the Symbolism of Power Relation / Man. N. S. 1969- Vol. 2. June. P. 220. Глава 7 ФОРМУЛА ТРИАДЫ И JL _Ж_так, мы обнаружили четыре принципа интерпретации символов Системы (интерпретирующих множества): «антинорма», «группа (сообщество)», «норма» и «энергия». Мы описывали ситуации, когда вся символика Системы считывается только с помощью конкретного ключа, т. е актуализируется одно из четырех обнаруженных нами множеств возможных значений. Выяснилось также, что каждому интерпретирующему множеству соответствуют различные социальные структуры Таким образом, символика Системы, в зависимости от принципа интерпретации, прочитывается как код четырех различных коммуникативных структур. Суммируем наши наблюдения в виде таблицы соответствий:
Получается, что совокупность значений символов того или иного сообщества предопределяет конфигурацию коммуникативных каналов, по которым эти символы циркулируют. Речь идет именно о всей совокупности возможных значений — о том, что мы определяили как «принцип интерпретации» или «интерпретирующее множество». Но это множество фактически моделирует мир, что допускает и возможность моделирования коммуникативных потоков. Итак, мы сформулировали тезис о социосемантических соответствиях Пока он имеет статус гипотезы, основанной отчасти на представлениях самих их участников, отчасти на наших реконструкциях В более явном виде эти соответствия можно наблюдать в ритуале, где, с одной стороны, происходит интерпретация символов, с другой — манипуляции с ними (передача, получение, различного рода перемещения) принимают видимую форму, обнажая маркируемую этими символами структуру коммуникаций В этой связи обратимся к анализу ритуализованных практик, характерных для Системы 1. Обряды с феньками Наиболее распространенный в Системе ритуал — дарение феныда. Фенькой может быть названо все, что можно подарить, от бисерного браслетика до шутки или стихотворения. Дарением феньки сопровождается значительная часть сколько-нибудь значимых взаимодействий, которые благодаря этому ритуалу становятся видимыми. В современных хиповских текстах название «фенька» иногда выводится из английского сленгового слова thunk (произносимое на наших тусовках как фсанк). По сообщению человека, подписавшегося в ФИДО-конференции как Александр aka Commander Hell, это слово означает; «1. искаженное thing, think — штуковина (англ.); 2. передаваемую программу, объект или кусок данных (Windows); 3. фенечку (вроде бы); 4. искаженное thank — благодарю (англ.)» Впрочем, это только одна из телег о феньках, возникших, замечу, задолго до Windows. При переходе тусовок в электронную среду (в эхо-конферен- ции ФИДО, например) феньки не потеряли своего значения «Чего это я без фенек на тусовку пришел? — пишет в эхо-конференцию RU.HIP- PIES известный человек Арви Хакер. — Исправляюсь...» И рисует фенечку: о=о=о=оНННН=о=о=ННо=о 0=0=0НН=0=0НН=0Н0=0=0 -□ -□ -□ -□ -□ -□ -□ -□ о=о=Н=о=о=о=+НН=о=о=о □ -□ -□ -□ -□ -□ -□ -□ -□ 0=0=0 = Н=0=0НН=0Н0=0=0 -□ -□ -□ -□ -□ -□ -□ " □ 0=0=0=0НННН=0=0=ННН=0 В качестве свадебного подарка одному из участников на той же эхе в начале 2002 г. прислали такую феньку: Правда, по словам отправителя, ее нужно сложить в три ряда, лучше перекрутить, но можно вытянуть и в одну нитку. 1.1. ЗНАКИ СВЯЗЕЙ Значимость фенек в обиходе Системы порождает множество телег — легенд об их происхождении. Нам они интересны тем, что фиксируют коммуникативные функции фенек и отчасти их семиотический статус. По одной легенде, феньки выдумали хиппи: «Все дарят друг другу какие-то шикарные украшения, а мы будем дарить то, что сделаем сами». Подчеркивается отсутствие у фенек материальной ценности и, главное, ее незначимость. На первый план выходит их семиотическая насыщенность: значимы узор и цвет бисера, нитей, материал (особенно ценятся природные шерсть, дерево, кожа, нарезанные иглы дикобраза, специально собираемые пипл, работающими в зоопарке). Отсутствие материальной ценности фенек подчеркивается и в современных версиях их истории. На одном из посещаемых хиппи форумов в Интернете обнаружилась, например, такая историческая справка о ранних хипповских феньках: «..дцать назад основным исходным материалом был лыжный бисер, который получил такое название, так как изготавливался на том же предприятии, что и лыжи и кое-какие к ним принадлежности. Его особенность произвольно менять цвета или вообще обесцвечиваться после контакта с мыльной водой не очень способствовала определению значения феньки согласно цвету. Ну а когда бисер кончался, поступали так заливали в тонкую металлическую трубку расплавленную пластмассу, а после остывания — разрезали на более-менее равные кусочки»2. По этой причине, как утверждает автор, даже цветовая символизация была поначалу затруднена. Феньки плели просто от души, подчиняясь спонтанному озарению, и лишь позже сложились символические толкования, которые он и приводит. Другой вариант легенды о происхождении фенек рассказывал Десс (см. гл. 2). По этой легенде, феньки в Систему пришли от индеанистов, которые плели, как и сами индейцы, «бисером набранные нитки. И если вождь соседнего племени хотел объединиться с моим племенем, он приносил мне такую нитку — у них письма не было. Это пошло в Систему». Легенда подчеркивает функцию фенек в качестве медиаторов межличностных и межгрупповых связей. Ту же функцию обозначает и третья записанная нами версия происхождения фенек «Раньше, — рассказывал мне другой олдовый пипл, — играли в карты, а денег у хипов не было. Сначала отдавали прикид, потом стали плести феньки. И их отдавать». Сначала были связи (играли в карты, необходимость обмена), затем возникли их обозначения, или знаковые медиаторы взаимодействий — феньки. Они сменили материальные медиаторы — прикид. Подарки, угощения — известный в этнографии медиатор взаимодействий, совмещающие утилитарную и знаковую функции. Первую из этих функций феньки утрачивают, оставаясь только знаками связей между подарившим и принявшим дар: «Феньку тебе подарил кто-то... как бы установилась между вами связь.. Эта фенька — она вас связывает», — говорил мне один из московских хипов. Дарение феньки — частный (и наиболее яркий) случай передачи символа, сопровождаемой, как правило, его интерпретацией Выше уже описывалась фенечка, появившаяся на сайте RU.HIP- PIES. Она состояла из сердечек и солнышек («поцелуйчиков»), присланная кем-то из участников по случаю свадьбы друга: -«-¥ -♦ -«-¥ -♦ -*-¥ -♦ - Увиденная не только адресатом, но и другими посетителями сайта, фенечка немедленно вызвала интерпретацию: «Глядя на мелькающие сердечки и поцелуйчики. Лирическое Я в любви тебе признаюсь по емай- лу! Опишу как я иметь тебя желаю! И письмо мое поедет лесом-полем, Не закрыто, не шифровано паролем! Мне плевать что на узлах попутных видно! Пусть админам любопытным будет стыдно! Ой как стыдно лезть в чужую переписку! Я б за это отрывал бы им пиписку! Я б за это... извини, отвлекся вроде Я в любви тебе признаюсь в суперкоде». Для обычных, материальных фенек, сделанных из цветных ниток и бисера, пожалуй, наиболее разработана цветовая символика. Интерпретации цветов условны и могут сильно различаться, в зависимости от тусовки, ситуации и просто настроения дарителя. Черно-белые феньки часто трактуются как китайский символ гармонии двух начал «инь-ян». У Сольми, насколько я помню, черно-бело-красная фенька обозначала его личный символ — божью коровку. У другого хипа, с которым мы разговаривали на тусовке у кафе «Эльф», желто- сине-красная фенька обозначала «рассвет на Гауе». Кроме цветовых сочетаний, значим узор феньки, иногда довольно сложный, но чаще простенький (простота отличает настоящие хиповые феньки от украшений, сплетенных на продажу). Из узоров популярны мотивы цветка (напоминание о Революции Цветов хиппи 60-х), радуги, «пацифик», астрологические знаки планет или созвездий. Мы уже выяснили, что объяснение любого из символических объектов в Системе может строиться с помощью различных ключей. То же относится и к толкованиям цветовой символики фенек, целая коллекция которых собрана в письме, присланном в 1999 г. в одну из ахо-конференций сети ФИДО человеком, подписавшимся Commander Хелл. Некоторые сочетания и узоры интерпретируются как знаки музыкальных групп или фанатских тусовок бело-голубая фенечка — символ The Beatles и их фанатов, желто-голубая — фанатов БГ («Под небом голубым Есть город золотой»), красно-черная — фанов группы «Агата Кристи», а также анархистов (как и красно-черно-белая), веселая желто-зелено-красная — растаманов, черно-белая — фанов Майкла Джексона (после клипа «Black and White») и «Нирваны» и т. д. Цветовые сочетания могут прочитываться и в другом ключе, как обозначения характерных для Системы норм и моделей поведения: красно-белая фенька — символ свободной любви, оранжево-коричне- вая или желто-зелено-коричневая — символы «легких» наркотиков, черно-желтая фенька, считается, вызывает у человека мысли о собственной смерти. Наконец, встречаются и «энергетические» толкования фенек: цветами мистики и магии считаются черный и фиолетовый, бело-зеленые или бело-фиолетовые феньки считаются символами белой магии, черно-фиолетовые — черной3. Феньки различаются не только по виду, узору и символике, но и по способам использования. По этому признаку различаются феньки нескольких типов: обменные (предназначенные на обмен), личные (их плетут для себя или определенного человека), дорогие (полученные от дорогого человека — их не передаривают). Способы манипуляции с фенькой эксплицируют изменения межличностной связи, символизируемой фенькой Поэтому, наблюдая ритуалы с феньками, мы по существу становимся свидетелями точечных транформаций социальной структуры. Сопоставим принцип объяснения фенечки и способ манипуляции с нею. Имеются ли между ними соответствия (как это следует из сформулированной выше гипотезы)? 1.2. ОБМЕННЫЕ (СЪЕМНЫЕ) ФЕНЬКИ Уже упоминавшийся Фагот (прозвище восходит к роману М. Булгакова), придя на тусовку, просит подарить ему феньку, обращаясь сразу ко всем: «Меня замучила цивильная жизнь. Подарите мне кто-нибудь феньку». Одна девушка ему отвечает: «У меня была такая фенечка — я ее отдала сегодня... Так жалею... У меня вот фенька — она такая фенька, что все говорят: я ее уже где-то видел, у кого-то ее брал... Такая вот фенька». Для подобных случаев существуют феньки, называющиеся «обменным фондом». Их плетут не специально для кого-то, а на всякий случай— меняются при знакомстве или дарят случайному встречному. В приведенном примере фенька обозначает не конкретные отношения Фагота и девушки, она скорее должна подтвердить его прш гадлежность к Системе Он просит феньку потому, что его «зафачила» цивильная жизнь. Фенька нужна ему как знак принадлежности к Системе, т. е. актуально ее значение в качестве группового символа (второй из зафиксированных нами принципов истолкования: «за символом — группа»). Более подробной интерпретации не требуется и не дается. «Многие просто носят на себе феньки, чтобы показать, какой ты крутой». Правила обращения с феньками регулируются обычаем и представлениями мистического порядка. Фагот подчеркивает, что данная фенька часто переходит из рук в руки, передаривается: «Она такая фенька, что все говорят: я ее уже где-то видел, у кого-то ее брал...» Обмеш гая функция фенек отражается в их конструкции: браслетики и шейные украшения делаются съемными, с завязками, на резинках, — чтобы в любой момент легко было их передарить. Обменные феньки не имеют сложного истолкования, зачастую их вешают просто для количества, в знак принадлежности к Системе или одной из ее тусовок. Если такая фенька порвалась, ее нельзя воссоздавать Считается, что часто передариваемые феньки рвутся, по тому что «не выдерживают уже всех наслоений, пожеланий»: каждый раз, когда их дарят, высказывают какое-либо пожелание, и если их накопилось слишком много, то фенька теряет силу. Восстанавливать ее бесполезно — она уже не способна ничего передать. Таким образом, съемные феньки обозначают безличные тусовочные отношения, сам факт принадлежности к общности. Эти отношения эфемерны — разорванную связь не стоит воссоздавать. 1.3. ЛИЧНЫЕ ФЕНЬКИ Некоторые феньки плетутся специально для конкретного человека и воспринимаются им как личный символ, талисман и оберег. Они получают более глубокую интерпретацию, чем те, что из обменного фонда-. «У меня была фенечка в свое время, „инь-янчик" называлась, — рассказывал мне старый хиппи. — Это символ мировой гармонии: человек и человек, человек и природа — общаются без насилия...» Это была фенечка из черного бисера, дальше шла радуга из цветных бисеринок. Автор и обладатель заложил в нее символику ненасилия, гармонии, доброты, радугой сверкающих в темноте мира — обычный хипповский набор. В данном случае актуальным оказалось «нормативное» толкование (принцип интерпретации: «за символом — норма»). Правила обращения с личными феньками соответствуют атомарной структуре отношений, предполагающей относительную автономию личности. Такие феньки чаще всего делают для себя сами и сами же интерпретируют, они становятся инструментом самопрограммирования, самоидентификации с нормами и ценностями сообщества. Это происходит постольку, поскольку человек идентифицируется со своим личным символом, видя за ним нормативный комплекс сообщества. Личные феньки не обозначают межличностной связи, а только принадлежность к тусовке или, точнее, готовность разделять ее нормы Сам же ее обладатель остается автономным. Иногда личную феньку получают в подарок, но интерпретирует ее не столько даритель, сколько получатель, посте net к го «понимая» ее смысл. Конфигурацию коммуникаций личная фенька не меняет, являясь скорее средством автокоммуникации. Однажды волосатому по прозвищу Фауст подарили кусочек керамики с неясным узором — то ли кирпичики, то ли трещины на глазури Он повесил фенечку на шею. «Я спросил, — рассказывал он потом мне, — что она значит, а она (девушка, которая подарила. — Т. Щ.) сказала: — Каждый понимает по-своему». Ко времени нашей встречи Фауст мог долго говорить про эту феньку: если посмотреть с одной стороны, то можно увидеть «дом, в который я никогда не войду» (вечный странник), а с другой видна «стена, на которой меня будут распинать». Очевидны характерные для Системы мотивы странничества, ухода из дому, распятия («Христос был первым хиппи»). Подобные феньки не считаются средством передачи сигнала от одного человека к другому — через них осуществляется автокоммуникация: сигнал идет от себя к себе. Даритель не претендует на право интерпретации Такое обращение с феньками хорошо иллюстрирует специфику атомарной структуры, с присущей ей автономией каждого человека. В Ротонде написано: «Смысл у каждого свой, и понять его должен ты сам». Иногда личными становятся феньки, полученные в результате взаимообмена. Их не нужно путать с феньками обменного фонда, которые просто раздаются и личными символами не становятся, а потому спокойно передаются другим. Обмен же личными феньками (ср.: армейский обычай «махнем не глядя») обычно связан с ситуацией общего дела и совершается в память ситуативного, но достаточно значимого для его участников взаимодействия, временной, но личностью окрашенной связи. Например, обмениваются феньками попутчики на трассе. «Приезжаем на место, доходим вместе до тусовки, там разбредаемся. Пытаемся вместе вписаться, если получится... При отъезде обратно, если один уже едет, а другой остается, то дарят... феньки. Или по завершении трассы (если вместе возвращаются)... Иногда посреди дороги: „Слушай, подари это", — и дарят. А тот говорит: „И ты мне что-нибудь подари"». Обмен феньками выражает принцип равенства и взаимности в атомарной структуре. Характерна связь обмена феньками с общим делом, причем типично Системным: путешествием по трассе, подготовкой сейшна, совместной медитацией или занятиями живописью. Десс рассказывал: «Был такой Менестрель — он сочинял баллады на астральные темы... Мы с ним устроили совместный сейшн: там было двадцать два моих стихотворения и девятнадцать его песен... Это ему я сплел ту феньку... в период подготовки этого сейшна: феньку, которую прямо при нем набрал. Причем я набрал ее не по системе, а как бы от фонаря. И это наибольшим образом соответствует моей сущности и моим пожеланиям этому человеку». Фенечка фиксирует связь, возникшую между Дессом и Менестрелем, когда они готовили сейшн. Связь личная, но временная, ситуативная, — такие и образуются в рамках атомарной структуры: человек сохраняет автономию, не включаясь в постоянные формирования. Связи возникают, но только на время конкретных совместных предприятий. Личные феньки часто делаются несъемными. Из мистических правил обращения с подобными феньками характерен запрет восстанавливать их, если порвались, что связывают с ситуативным характером межличностных связей: «Если порвалась, — объясняли мне, — это значит, что она уже свою функцию выполнила, — помогла выполнить определенное дело, и все». Фенька имеет силу (читай: значение), пока длится связь между людьми, а связь длится, пока они делают общее дело. Итак, мы рассмотрели манипуляции с феньками, кодируемые по принципу «нормы». Феньки эти смысловые, но невосстановимые, кодируются нередко самим обладателем (получателем), а иногда им самим и делаются. Если дарятся, то взаимно, в порядке обмена, чаще всего в связи с общим делом, по окончании которого утрачивают силу. Обращение с личными феньками обнажает определенный тип связей, которые характеризуются как горизонтальные (основанные на принципах равенства и взаимности), ситуативные (актуальные во время общего дела, причем речь идет о специфически Системных формах взаимодействия), личностью окрашенные, но непродолжительные. Данный тип отношений лежит в основе атомарной структуры, характерной для среднего слоя Системы Следовательно, ритуальные манипуляции с «личными» феньками опосредуют функционирование атомарных структур. 1.4. ВЕЧНЫЕ ФЕНЬКИ (РИТУАЛ БРАТАНИЯ) Еще один ритуал заключения межличностной связи в Системе — «братание». Структурно он повторяет обмен феньками, только место фе- нек занимают покоцанные вены и кровь. «Вот у меня, — рассказывал Сольми, — есть Системные братья. Надрезается где-то кожа на руке — просто чтобы капелька крови показалась. Это индейские расклады, но они бытуют в Системе Вот Чига мой брат. Были знакомы с ним пять дней. Из Москвы приехали в Питер, зависли на флэту, и я нарисовал портрет Джона Леннона, и у меня круто получилось.. Чига тоже Лев по гороскопу (как и сам Сольми. — Т. Щ.)... В это время он тоже рисовал. И он пришел и говорит:, Да, круто получилось". И мы оба въехали, и ты чувствуешь, что буквально родственная душа. И в Питере мы зависли на флэту и побратались. И еще он молитву какую-то прочитал, по-моему, „Отче наш". Еще налили в стакан воды, покапали крови, потом отпили... Ведь есть родственники по крови, а есть по духу, это самая крутая связь... Он понимает тебя лучше, чем ты сам себя понимаешь» (1987). Заключаемые таким образом связи демонстрируют астральное, энергетическое или духовное братство, т. е. в интерпретации включаются «энергетические» мотивы Следы надрезов на руке остаются на всю жизнь, как и обозначаемые ими «братские» отношения Астральное братство предполагает обязательство помогать друг другу и выручать в трудных ситуациях до конца жизни. У Сольми на предплечье целый строй шрамов — горизонтальные полоски, похожие на феньки: не просто несъемные, а «вечные». Связь астральных братьев глубоко личная. В ее основе не потребность в минутной поддержке и даже не единичное общее дело, а сознание настоящей духовной близости. Сольми и Чига независимо, но одновременно рисовали Дж Леннона и, обнаружив это, почувствовали, что «другой понимает тебя лучше, чем ты сам себя понимаешь». Ритуал строится по принципу взаимности; соответственно, связи — по принципу равенства. У Сольми, как и у Дикобраза, следы больше чем десятка подобных ритуалов — значит, у него столько же «братьев» в Системе. Как правило, ритуалы братания совершают олдовые тусовщики, энергеты, для которых важно ощутить «обмен энергией» и духовную близость с другим человеком. «Вечные феньки» — покоцанные вены — по-видимому, внешнее проявление отношений в среде олдово- го слоя Системы: отношений глубоко личных, равных (горизонтальных), длительных, строящихся по принципу сети, где каждый связан с несколькими другими. Итак, наблюдения циркуляции фенек (как разновидности Системных символов) подтверждают наши рассуждения о связи принципа истолкования символа с типом коммуникативной структуры, кодируемой им. Действительно, мы описывали феньки трех планов: просто обозначающие принадлежность к группировке, затем — норму Системы и, наконец, энергию или астральную связь. Первые, как мы видели, опосредуют безличные связи на периферии Системы («поле безличности»), вторые — лично-ситуативные отношения типичного пипла («атомарная структура»), третьи — личные и достаточно длительные отношения энергетов («сеть» или «круг» алды). Таким образом, наблюдения циркуляции фенек согласуются с нашей реконструкцией отношений на разных уровнях иерархии Системы. Это уровни горизонтальные, связи в которых различаются степенью избирательности (безличные; личные, связанные с конкретным делом; духовные), а также длительностью и прочностью. От уровня к уровню сужается круг, но повышается качество связей (по параметрам избирательности и прочности). Кроме трех перечисленных, существует еще один класс фенек, правила обращения с которыми соответствуют вертикальным отношениям типа «я» — лидер. 1.5. ДОРОГИЕ ФЕНЬКИ Некоторые феньки никому не дарят, берегут и носят не снимая, потому что они подарены тем, «кто тебе дорог»: как правило, в известных мне случаях речь шла о подарках олдовых, мастеров игры, известных магов и энергетов. Эти феньки опосредуют отношения получателя с авторитетными людьми — хранителями традиций Системы, т. е связи между различными слоями ее иерархии. Среди фенек, показанных мне как самые дорогие, были и полученные от Сольми. Несколько раз я наблюдала, как он дарит феньку. Одному из гостей при расставании он в знак своего расположения подарил изображение улитки, вырезанное из бумаги: «Слабость непобедима, — объяснял он смысл своего подарка. — Улитка — самое сильное существо в мире. Она может провезти камень весом в два килограмма, а сама весит пять граммов... Не спеши, без нас не начнут — еще одна из моих концепций... Все мое ношу с собой. Улитка является автономным, независимым организмом... Где бы она ни была, она везде дома». Объясняя свой личный символ, Сольми излагает нормы поведения и ценности Системы, т. е происходит передача программ поведения — акт управления.
|