Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пипл! Это мент в натуре! 1 страница
А за ним еще менты Вот и все, кранты, винты... Ситуация противостояния милиции была очень популярна в Системе конца 1980-х, как наиболее очевидное выражение отторжения от общества. Милиционеры в данном случае персонифицируют давление общепринятых норм. Именно поэтому для пионеров стычки с милицией в некотором смысле даже желательны: если тебя не винтили, то вроде ты не совсем еще пипл. Винт (задержание) служит подтверждением обществом отказа от тебя, а именно отверженность, напомним, считается основным объединяющим признаком пипла. Отсюда и возникла своеобразная престижность стычек с милицией. Характерны и другие формы обучения сленгу. Между пионерами на тусовке можно услышать диалоги, где они делятся друг с другом познаниями сленга: «Хайр отрастил — это хайрастый. Хайр — по-английски волосы. Вот тебе скажи — ты поймешь?.. Флэт — это квартира. — Ну, если раз услышишь, то поймешь. — А Инженерный замок слышал? Это штаб-квартира волосатых. Они там оттягиваются в полный рост. Сидят, тарелочками там кидаются. Стебовое развлечение». Еще разговор «А панков я вообще не понимаю, чего они хотят?» Другой объясняет ему строчкой из песни: «Панки любят грязь, а хиппи цветы». Аналогичный смысл имеют диалоги со стен Ротонды: «Кто такие митьки? — Паразиты! — Если можно, точнее. — Спроси у Шинкарева (один из основателей и бытописателей мить- ковского движения; «митьки» — группа художников, а затем и их подражателей, получившая название по имени одного из художников, Дмитрия Шагина. — Т. Щ.)». Столкнувшись со множеством символов, новичок вначале воспринимает их как символы тех или иных сообществ, групп, движений и старается уяснить для себя, каких именно. Иными словами, он предпринимает усилия для наполнения этих символических оболочек значениями, пока, главным образом, сводящихся к указанию на групповую принадлежность. В той же Ротонде нарисованы восточные символы — «инь-ян», иероглифы, а рядом диалог, где кто-то пытается соотнести их с конкретным, очень популярным в те годы в околохиповой среде дзен-буддистским движением: «Максим, в чем заключаются мысли дзен-буцдизма? — Занятия трансцендентальной медитацией и гуру — спасут тебя. — Я сам себе гуру. — Это не религия, это образ жизни! — Я не Максим, но отвечу тебе: дзен-буддизм (или чань-буддизм по-китайски) — единственная из религий, отвергающая все, в том числе и саму себя, как истинную веру...» (1987-1988). Итак, вхождение в Систему можно представить как период освоения ее символов (сленга, атрибутов, имени) и самоидентификация с ними. В это время на первый план выходит значение их как символов Системы или какой-либо из конкретных тусовок, т. е. весь массив символики интерпретируется по принципу: «за символом — группа». Итак, обретение символа означает идентификацию с соответствующим сообществом, доминирование функции интеграции неофита в сообщество. 2. Ядерные структуры Следует задаться вопросом: какой тип межличностных связей (и тем самым — какая структура сообществ) может кодироваться символикой, интерпретируемой по принципу «за символом — группа», пока еще закрыты более глубокие ее семантические слои (нормативная, ценностная, мистическая информация). 2.1. ЯДРО КОНСОЛИДАЦИИ Рассмотрим последствия подобного прочтения символики: вызываемые им взаимодействия, тип отношений и структуру, складывающиеся на этой основе. Напомним рассказ Тимофея о путешествии в Ригу, где он нашел тусовку волосатых пиплов, заговорил с ними, и они по опреде Они не носят личного характ ера: молодой человек даже не познакомился с местными волосатыми, а просто подтвердил в их глазах принадлежность к кругу «своих». Да и вообще на тусовках редко кто знает друг друга но настоящим именам — обычно ограничиваются кличками. На этой основе образуется поле контактов, где возможно взаимодействие, но только в ограниченных рамках: пригласят друг друга на сейшн (рок-концерт, религиозное мероприятие) — могут бесплатно провести через служебный вход; угостят кофе (тогда это было недорого), устроят ночевать — эти формы взаимопомощи предусматривают обычаи тусовки. Поговорят, обменяются новостями, расскажут пару телег или анекдотов — и тут же, расставшись, забудут друг о друге. Общение идет не с конкретным человеком, а просто со «своим», с волосатым, панком, битломаном, кришнаитом — с представителем определенной группировки, а не с личностью. Это и есть тусовка. Такое коммуникативное поле можно назвать полем безличности. Связи здесь существуют в потенции и актуализируются ситуативно, медиатором их служит символ принадлежности к кругу «своих».
Подобных связей еще недостаточно для развития полноценной группировки — необходимо ядро Консолидации. Если, скажем, речь идет о металлистах, то им станет их центральный символ (тяжелый металлический рок) и все с ним связанное, особенно атрибутика. Отметим еще раз, что именно образующееся аморфное сгущение контактов, т. е. поле безличнос Чаще всего ядром консолидации в молодежной среде становится символика какого-либо музыкального направления. Музыкальная мода объединяет очередную молодежную когорту уже до того, как ее представители осознали потребность в общении и стали искать «своих». Хэви метал для металлистов не столько источник наслаждения в музыкальном смысле, сколько объединяющий символ. По этому же принципу консолидировались течения поклонников «Битлз» — битломаны, «новой волны» — нью-волни- сты, брейк-данса — брейкера, панк-рока — панки. В орбиту Системы входили также алисоманы, аквариумисты и множество других, объединенных любовью к музыке и стилю определенной рок-группы. Объединяющим центральным символом сообщества может стать религиозная идея или божество — и тогда возникает религиозная группа или община. В Системе 1980-х было много группировок буддийской, христианской (различных толков), магической, сатанинской, шиваитской, кришнаитской и других ориентаций. Это не означает, что все они сильны в догматике, скорее, налицо специфические символы, обозначающие конкретную общность. Фанатов «Зенита» (Ленинград — Санкт-Петербург) или «Спартака» (Москва) объединяет символика любимой команды. «Фанатение», собственно, состоит не столько в изучении футбольных техник или даже переживании за успехи своей команды, сколько в том, что ее символика используется для консолидации фанатского сообщества. Фанаты «Спартака» носят красно-белые, а «Зенита» — бело-голубые шарфы и свитера, шапочки, флажки. Ю. Щекочихин приводит высказывание футбольного фаната конца 1980-х: «Большинство наших, — говорит тот, — абсолютно не интересуется спортом, „фанатение" — это способ выделиться и установиться. Кто-то выде- Рис. 13. Изображение Б. Г. в облике ляется одеждой, кто-то зна- ангела. Граффити Ротонды, 1987 г. нием музыкальных групп, 2.2. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ГРУППОВОГО СИМВОЛА В роли ядра консолидации может выступить не только символ или мифологический персонаж, но и конкретный человек — если он идентифицируется с групповым символом, чаще всего рок-кумир или религиозный учитель. В 1986-1987 гг. был расцвет объединения алисоманов, чьим кумиром был К Кинчев. Они рисовали на одежде символы «Алисы» — пятиконечные звезды особенной формы, а внешность копировали со сценического образа К. Кинчева. Такого рода фигура играет роль воплощенного группового символа и культурного образца для большинства членов сообщества. Подобную роль в Системе долгое время играл Б. Б. Гребенщиков. Я видела молодых тусовщиков, повторяющих его облик и манеру речи, старавшихся даже держаться похоже. На стенах Ротонды (1985-1986) можно было увидеть посвященный ему цикл надписей: «Гребенщиков — личность!!! — Группа „Аквариум" — только она способна ответить на все вопросы! Да! Да!» — «Лети, мой ангел, лети!» Б. Г. (строка одной из песен Б. Гребенщикова. — Т. Щ).— Мне нечего сказать, все уже сказал он». Там же было нарисовано множество эмблем «Аквариума», иногда встречавшихся и на одеждах у волосатых. Характерно изображение Б. Г. (в Системе его так и зовут — «Б. Г.» или еще «Боб») в виде летящего ангела. Поклонники его в то время составляли общность, которую можно считать типичным примером ядерной структуры: они часто не были знакомы между собой, но опознавали друг друга по общей символике Теперь место ядра (ролевой ячейки лидера) в общности свободно: Б. Г. далеко, ко времени моих наблюдений он уже не тусовался в Системе, а ездил на гастроли. Но в глазах тусовки, особенно новичков, он оставался ее символом и воспринимался скорее мифологическим образом, чем личностью с индивидуальным характером. В Ротонде на одной из колонн у входа было крупно написано «БОБ» (так звали Гребенщикова), причем в «О» был вписан «паци- фик». Мы не раз еще встретимся с этим: лидер в ядерной структуре всегда в той или иной мере мифологизирован, представляя собой идеальный для данного сообщества образ. Персонификацией группового символа в глазах большинства членов группы может стать и один из них, человек, с кем постоянно общаются и кто должен вновь и вновь подтверждать свою идентификацию с групповой символикой. В таком случае обычная ядерная структура — аморфное множество людей, ориентирующихся на общий символ, — имеет шанс стать реальной группой. В качестве примера можно описать процесс группирования вокруг одной из таких фигур — Десса. Он выглядит как типичный хиппи: длинные светлые волосы по плечам, мягкий и растерянный взгляд, по которому узнают настоящего хиппи, колпак гнома (очень большого), прозвище происходит от англ. death — «смерть» (из-за мрачных стихов, написанных в юности). Полный набор хиповых опознавательных знаков сразу притягивает к нему внимание на тусовке, привлекая в первую очередь тюнеров. «Я давно слышал о Дес- се, — рассказывал мне один из них. — Хотел с ним познакомиться. На салюте (1 мая, в день Открытия Треугольника, когда у Дворцового моста собралась большая тусовка. — Т. Щ.) встретился, спросил... Он вначале смеялся, потом дал адрес (свой. — Т. Щ.)... Я слышал про Десса, что он нехороший человек.. Плохое говорят. Но сейчас увидел — он лучше мне показался, чем о нем говорят». Десс к тому времени уже известен в Системе и считается олдовым. Он пришел на Открытие Треугольника и познакомился там сразу с несколькими пионерами, пригласив их приходить к себе. У него собираются обычно по выходным, слушают музыку, Десс особенно любит «Пинк Флойд». Такое собрание называется «флэтовая тусовка». В ближайшее воскресенье я встретила этих ребят у Десса. Очевиден типичный пример образования ядерной группировки: пионеры ищут знакомства с известными и авторитетными (олдовыми) людьми. Позднее новички перезнакомятся между собой, но могут и не встретиться, бывая уДесса в разное время. Знакомство с ним станет для них основой сближения с другими на тусовках: чтобы зарекомендовать себя в Системе как своего, достаточно упомянуть знакомое имя, а Десс известен многим. Связь с групповым лидером становится базой для вхождения в Системную среду. Пока приятели Десса еще не составляют группу в настоящем понимании этого слова, поскольку большинство знакомо только с Дессом, да и то неблизко, — как не становятся группой металлисты или битломаны. Каждый по отдельности слушает любимую музыку. Украшая себя атрибутами любимого музыкального направления, он может узнать таких же и начать общение с ними. Поэтому общность все- таки есть: ее скрепляют не столько личные отношения, сколько центральный символ, либо, как в примере с Дессом, связи только с центральной фигурой при отсутствии или необязательности контактов между остальными. Однако окружение Десса может впоследствии стать группой: «пионеры» перезнакомятся между собой и смогут отойти от Десса — обычно так и происходит. Ядерная структура, таким образом, становится средством постепенной интеграции в общность. В некоторых случаях подобные структуры строятся по матрице семейного коллектива, с четко выраженным главенством «родителей». В результате ритуала «усыновления» возникает вертикальная связь «мать — сын», где «мать» должна обучать своего подопечного жизни в Системе, предостерегая от ее опасностей и ловушек Суть их отношений — обучение и опека, причем сексуальные связи в таких парах табуированы. У одной «матери» может быть несколько «детей». Таким образом образуется уже описывавшаяся нами звездообразная структура, в центре которой находится «мать», а на периферии— неофиты, прошедшие обряд усыновления (как вариант инициации в Систему). В конце 1980-х на тусовках появлялась девица по прозвищу Хиппи Мэм У нее было много таких «усыновленных». Прошедшие стадию пионерства говорили о ней иронически: «Она первая, кто встречает пионеров, на них похожа внешне. По- моему, все пионеры так и поступают, с такими и тусуются, а потом с понтом дела говорят: „Я тусуюсь в Сайгоне"». Сама же она рассматривала свою роль в среде неофитов именно как положение лидера. Многие в Системе слышали от нее: «Она говорит. „Я стану лидером. Я поведу за собой тусовку". И очень многие на это клюют. И она говорит: " Вот, я уже лидер, я нашла пионерскую тусовку, я в ней лидер"». Обучение в структуре совпадает с управлением, поскольку то и другое строится как распространение и право толкования групповых символов. Бывает, что такая квазисемейная структура захватывает целую тусовку. «Было так, — рассказывал Майкл Какаду. — Когда я пришел от хипов к битломанам, то меня признали лидером. И я был „отцом" этих битломанов, всей битломанской тусовки. У меня была „жена" (неверная), у ней „любовник", у меня „любовница", были „дети", „внуки"». Снова реализуется матрица «семьи», когда термины родства используются символически, указывая относительный статус в тусовке: «жена», «любовница», «любовник жены» — позиции если не равенства, то близости к «отцу»; «дети» и «внуки» — более низшие ступеньки. Обычно «сыном» становится тот, кого ты привел на тусовку. Майкл Какаду рассказал случай из жизни московской Системы. В Ленинграде, в Сайгоне, вычерчивались подобные же генеалогии, даже более разветвленные. Обряды усыновления и «семейная» терминология ритуально закрепляют ядерные структуры, распространенные преимущественно в пионерской среде. Напомним, что образование подобных структур связано с интерпретацией любых знаковых объектов Системы как символов группы или сообщества — более глубокие толкования не обязательны. Именно такая интерпретация доступна неофитам Системы, создавая возможность образования ядерных структур с дальнейшим обучением новичков и освоением ими других интерпретирующих множеств. Ядерная структура предполагает соответствующее распределение потоков информации: они располагаются звездообразно. В центре — лидер как воплощение, хранитель, средоточие символов. От него символы истекают в сообщество, создавая каналы для возможной передачи информации, в том числе команд и программ, определяющих поведение воспринимающих ее. Действительно, лидером в таком сообществе становится человек, отождествляемый в глазах его участников с центральным символом. Песни Бориса Гребенщикова — квинтэссенция Системной мифологии: в них можно найти практически все символы, имевшие хождение в Системе, так что она сама кажется выросшей из его творчества. На одном из Системных флэтов родилась Сайго- веда, мифологическая (и, как все в Системе, ироническая) история Сайгона (обозначающего в ней Систему в целом). «Вначале, — говорится в этой Сайго-веде, — не было ничего. Потом из ничего возникла пустота. Пустота сгустилась и появился Боб. Потом он осознал себя как иллюзию и исчез. Из его глаз появились Солнце и Луна, из ресниц — конопля», а из других частей тела — различные атрибуты хип-культуры. Система — это иллюзорное тело Боба. Важнейшая часть авторитета на тусовке — самоидентификация с групповым символом. Фарид, представленный журналисту как самый автори тетный у фанатов «Спартака», не соглашается признать себя лидером: «Лидер — но чего? Нас не зря называли неформальным объединением. Говорю „нас", но это не значит, что мы все были знакомы (поле безличности. — Т. Щ.) — узнавали друг друга по шапочкам да шарфам. Никто меня, понятно, не избирал и не наделял полномочиями. Молва сама собой пошла: Фарид — вратарь-перворазрядник, с футболистами „Спартака" лично знаком (отождествление с центральным символом — любимой командой, футболом. — Т. Структуры, подобные вышеописанным, складываются в основном на периферии Системы, объединяя неофитов и опосредуя их более полную интеграцию в мир тусовки. Основой лидерства в них служит идентификация с групповым символом, поэтому лидер нередко отличается повышенным вниманием к внешней атрибутике и сленгу. Он давно может быть олдовым тусовщиком, но повышенная внешняя знаковость роднит его с «пионерами»: «Вот Мэм, — говорили мне пипл, — у нее остался сильный отпечаток пионерии. Она в соответствующих одеждах, сленг активно использует. Она первая, кто встречает пионеров, на них похожа внешне». Хиппи Мэм, действительно, выглядела как идеальная хиппи: вечно мешковатые свитера, меховая безрукавка, сумка-торба через плечо, спутанные волосы — иллюстрация в справочник по хипейской атрибутике. Новичков Системы это привлекало сразу же, а у пипла со стажем вызывало отторжение. Мне рассказывали, как она ехала в поезде с другими тусовщиками и долго не могла найти себе места: «Мы ехали в поезде, ее во всех купе посылали: — Знаешь, Мэм, иди в следующее». Причиной стали именно ее «отпечаток пионерии», утрированность и некоторая искусственность внешней атрибутики. Привлекая «пионеров», она создает определенный барьер между групповыми лидерами и основной частью Системы (ее «средним слоем»). Стеб-культура Системы не дает авторитету даже харизматических фигур достаточно прочно утвердиться, чтобы перерасти в их культ. В конце 1980-х тремя самыми известными рок-музыкантами в Питере были В. Цой, К Кинчев и Б. Гребенщиков, тогда и образовались тусовки их фаг ттов и последователей — киноманы, алисоманы и аквариумисты. Первые две существуют и сейчас. Впрочем, культ их характерен в большей степени для bi ^системных тусовок Система же, как обычно, проявляет свои качества стеб-культуры. В 1988 г. я записывала анекдоты про Цоя, Кинчева и Гребенщикова: «Однажды Цой переоделся в Кинчева, пошел к Бобу. Тот напоил его чаем. — Только, — говорит, — сахара нет. Намедни заходил Цой, весь сахар съел. — Цой ему ничего не сказал». «Цой переоделся в Кинчева, пошел к нему в парадняк — хотел напугать Костю. А Кинчев переоделся в Цоя, встал за углом — хотел его напугать. Заходит Боб. Тут они оба как выскочат!» Тексты этого цикла иногда приписывались митькам, находившимся в контакте с Системой, но все-таки дистанцировавшимся от нее, в других случаях пересказывались безо всяких ссылок Отметим общий мотив переодевания главных героев, причем они вполне заменяют друг друга, став неуз! [аваемыми. Все три культовые фигуры присутствуют в качестве воплощений одного и того же — базовой личности Системы, и характеристики у них одинаковы: любовь к халяве, шуткам и розыгрышам и прочие, типичные для Системы. Вместе они выступают в роли утроенного культурного образца идеального пипла. 2.3. ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ ПОТОКИ ИНФОРМАЦИИ Мы уже говорили о звездообразной конфигурации потоков информации. С одной стороны, новости тусовки стекаются к ее центральной фигуре (я пока не говорю о лидере и лидерстве, но оно может возникнуть в результате формирования центральной ячейки в коммуникативной структуре «звезды»), Я сидела в гостях у Сольми, довольно авторитетного в то время персонажа Московской Системы: он демонстративно сжег свой паспорт, жил по каким-то заброшенным домам, пел, играл на синтезаторе и рисовал, носил очки со значком «пацифик» и зримо воплощал собой представление о типичном хиповом человеке. Пбка мы разговаривали, к нему зашли несколько человек, и каждый что-то рассказал из услышанных на тусовке «новостей Системной культуры». Между делом Сольми узнал про чей-то роман; про то, что такой-то пипл выходит на трассу, а попутчиком у него тот-то; про распад одной рок-группы и отъезд другой на гастроли. Ему не обязательно ходить на тусовки, информация и так найдет его. Для приходящих престижно рассказать что- либо, способное заинтересовать такого авторитетного человека. Новости служат средством заслужить его одобрение и подняться тем самым в собственные глазах — ведь оценка Сольми как бы равняется одобрению всей группы. Лидер персонифицирует позицию Системы; его одобрение подтверждает твое соответствие Систем- I гым стереотипам. Требуется также получить у Сольми его (подразумевается, Системную) оценку новостей и событий, чтобы затем, пересказывая их, подкреплять свою позицию авторитетным мнением. Таким образом, информация стекается извне к центру и, только будучи соотнесенной с центральным групповым символом (или оцененной воплощающим его лидером), может быть воспринята внутри сообщества. Иными словами, при ее трансляции от лидера (из центра) по центробежным каналам. Статус информации, идущей к центру и наоборот, неравноценен. К центру может- идти чужая, случайная, неправильная информация, в то время как обратно — уже прошедшая «экспертизу» и получившая статус «своей» (санкционированной сообществом). Именно поэтому доминируют в подобных сообществах (ядерных структурах) центробежные потоки. Из центра к периферии передаются, во-первых, культурные образцы. Одним из них служит образ самого лидера, обычно маркированного символикой сообщества У Сольми, например, «пацифик» на стекле очков, я уже не говорю про длинные волосы и облик, занятия и жизненную историю хиппи-, его образ становится объектом подражания. Другие люди той же тусовки, особенно «пионеры», копируют его, иногда детально, как аквариумисты мастерили себе точно такой же хайрат- ник, как у Гребенщикова, и подражали тембру его голоса. Это не проявления культа личности, а обычная самоидентификация с групповым символом, воплощенным этой личностью в их глазах. Другие способы распространения символов от центра (ядра) тусовки к периферии связаны с ритуалами Системы. Сольми, как и любой, занимающий подобную позицию в ядре некоторой общности, часто дает имена-прозвища неофитам или санкционирует существующие, высказывая одобрение или неодобрение. При встрече он обычно дарит свои фенъки — картинки и мелкие предметы, придавая им символический смысл. Получить фе11ьку от авторитетного, известного в Системе человека, находящегося в одной из узловых точек ее сетей, считается престижным, ее будут постоянно показывать на тусовках, дорожить ею. Таким образом, центральная фигура становится источником распространения групповой символики. Нетрудно предугадать функции, наиболее естественные для ядерных структур: они должны быть связаны с распространением информации и контролем за ее распределением. 2.4. ОБУЧЕНИЕ Прежде всего, к подобным функциям относится обучение неофитов. Действительно, любой сколько-либо стдовый человек в Системе играет обычно роль Учителя: «Подросток приходит в Систему и врубается (пытается понять ее правила. — Т. Щ), — говорят в Системе. А есть такие люди, которые подрубают (подрубать — это одновременно и «обучать, объяснять», и «подчинять своему влиянию». — Т. Щ.у>. Никакого направленного обучения, конечно, нет, а есть ориентация на культовые фигуры, словно воплощающие в себе ценности Системы или отдельной тусовки. Таким образом, первый путь трансляции традиций — через культурные образцы. Они персонифицированы в фигуре о л д а, либо рок-кумира, либо представлены в телегах Системы. Второй путь — через получение личного символа, постепенно наполняющегося смыслами Системы: именно так происходит после получения Сист емного имени. Волосатый тусовщик, которого я знала под именем Дикобраза, рассказывал: «Меня называли Дикобраз — я его (имя) принял. — Почему принял? — Я тогда был такой: иронизировал, шутил, по всякому поводу и без повода... Волосы длинные... Похож на Дикобраза. Как-то про меня сказали — случайно, в школе:, Дикобраз". Мы собрались с нашей школьной компанией, и кто-то сказал. И я принял это имя». Поначалу имя было связано с чисто внешними чертами — просто пустая оболочка. Информацией она стала наполняться позже, когда Дикобраз появился на тусовках Системы, в которой уже тогда формировался своеобразный культ Стругацких (точнее, Система использовала для самоописаний матрицу мира, описанного в повести Стругацких «Пикник на обочине»): «Потом появился „Сталкер". Я чувствовал, что я... ну, как этот в „Сталкере" Дикобраз. Потом уже в Системе узнали про мои стал- керские штучки, ко мне пошла информация. Есть некая информационная сеть. И если кто-то присвоит себе определенный символ, то тут же сигнал об этом идет в эту сеть, и уже оттуда вся информация, касающаяся этого символа, будет стекаться к этому человеку. Уже сеть реагирует на это ключевое слово — и к тебе стекается вся информация. И влияет на тебя — не насильственно, а подспудно». Говоря о «сталкерских штучках», Дикобраз имеет в виду свое участие в поисках «аномальных зон» (по типу Зоны в «Сталкере»), что было распространенной практикой в Системе. Итак, имя, под которым человек появляется на тусовке, рассматривается в Системе как средство привлечения информации. Если ты Дикобраз, то при встречах тебе будут, прежде всего, рассказывать телеги про Зоны, новости из тусовок, занимающихся этими Зонами. Так Дикобраз сошелся с московскими поисковиками, искавшими подземные тайники времен Ивана Грозного (предтеча современных диггеров и кладоискателей). Имя «Дикобраз», ассоциируясь со Стругацкими, провоцирует разговоры о фантастике, литературного объединения соответствующей направленности (в них входили некоторые люди Системы), с примыкающими к ним кружками, занимавшимися переводами зарубежных авторов. Так Дикобраз попал в одну из компаний, переводивших Толкиена, ставшую впоследствии предтечей движения толкинистов. Итак, имя, полученное в Системе, становится каналом коммуникации, по нему Система посылает ее обладателю определенную информацию, прежде всего о группах, компаниях, тусовках, с которыми так или иначе имя ассоциируется. Мы видели, как имя облегчает его обладателю присоединение к сообществу. Таким образом, принцип интерпретации имени на данном этапе — прочтение его как символа группы, а основная функция — интеграция в сообщество. Однако после присоединения к группе имя начинает ассоциироваться с характерными для нее практиками, образцами поведения и соответствующими личностными качествами. Имя Д икобраз в кругах «аномальщиков» (интересующихся эзотерикой, полтергей- стами, всяческих экстрасенсов и магов) связано с фигурой Дикобраза из фильма «Сталкер» — брата главного героя, побывавшего «за гранью» — в комнате, где, по-видимому, сохраняется канал связи с миром неведомых пришельцев. Герой кинофильма получил особые способности (аналогично объясняют свою экстрасенсорику многие аномальщики). Весь сюжет переносится на нашего хипа Дикобраза, известного на тусовке как сильного энергета (человека, владеющего таинственными энергиями, вариант экстрасенса). Сам Дикобраз постепенно начинает соответствовать этим ожиданиям: интересуется всякими «энергиями» и «зонами», совершает магические ритуалы и т. п., в результате имя не только влияет на групповую принадлежность, но и начинает формировать поведение, что связано с появлением уже новых его интерпретаций — по принципу: «за символом (именем) — норма или модель поведения». Таким образом, обретение личного символа (имени) инициирует процесс приобщения его обладателя к информации (традиции) Системы. Вначале это информация о ее групповой структуре, позволяющаявыбратьнаиболее подходящую компанию, соответствующую по стилю имени. Затем открывается следующий пласт информации — о нормах и стереотипах поведения данной компании, а если она принадлежит к Системе — то и о нормах Системы. Мы сплошь и рядом наблюдали, как, потусовавшись в одной компании, человек осваивался и чувствовал себя непринужденно в различных тусовках Системы, т. е. осваивал не только групповой, но и общесистемный нормативный комплекс.
|