Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ результатов формативного оценивания
Один из важнейших этапов при организации формативного оценивания – это проведение анализа результатов работ обучающихся, чтобы получить информацию, с какими проблемами столкнулись обучающиеся и какие шаги необходимо предпринять, чтобы преодолеть эти проблемы. Учителю рекомендуется проанализировать результаты оценивания/наблюдения на протяжении всей учебной деятельности. Анализ результатов проверочных работ позволит выявить: · группы детей, для которых определенные задания представляют сложность; · отдельных обучающихся, испытывающих проблемы по теме, разделу; · наиболее трудные, проблемные для обучающихся вопросы, задания.
Анализируя результаты работы класса в целом, учителя могут определять разделы, подразделы и темы, где обучающиеся проявили себя хорошо и те моменты, которые требуют дальнейшего улучшения в обучении. Например, если обучающиеся выполнили задание, состоящее из трех вопросов, и учитель видит по результатам, что большее количество обучающихся затруднились в ответе на второй вопрос, то ему следует отработать данный вопрос. Используя результаты анализа, учитель планирует дальнейшие действия и осуществляет обратную связь.
4. Процесс суммативного оценивания за раздел/сквозные темы Суммативное оценивание за раздел/сквозную тему проводится по завершении раздела или сквозных тем учебных программ с выставлением баллов и оценок, является процессом измерения. Результаты, выставленные за выполненные работы, учитываются при выставлении оценки за четверть. Суммативное оценивание за раздел/сквозную включает следующие компоненты: 1. Серия установленных процедур оценивания в течение четверти; 2. Принятие решения о достижении целей обучения за раздел учебной программы; 3. Фиксирование и учет результатов при выставлении оценок за четверть.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему разрабатываются в соответствии с целями обучения раздела и критериями оценивания. Образцы заданий для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему будут рекомендованы МОН РК в методических рекомендациях по суммативному оцениванию. Школа определяет методы и разрабатывает задания самостоятельно. Методическим объединением школ должен разрабатываться План оценивания на учебный год с указанием периодов, методов, контрольных заданий по всем видам оценивания.
4.1 Планирование и организация суммативного оценивания за раздел/сквозную тему Суммативное оценивание за раздел/сквозную тему проводится при завершении изучения определенного радела учебного плана по естественно- научным и языковым предметам, при завершении цикла сквозных тем по социально-гуманитарным предметам. Количество процедур суммативного оценивания за раздел/сквозную тему определяются по учебным блокам: · по естественно-научным предметам – количеством разделов; · по социально-гуманитарным предметам – количеством сквозных тем; · по языковым предметам – виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо).
При разработке заданий для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему учитель: - изучает учебную программу и план, цели обучения; - формулирует критерии оценивания, соотносит их с уровнями мыслительных навыков; - разрабатывает задания и дескрипторы; - определяет уровень учебных достижений обучающихся на основе проведенного суммативного оценивания за раздел/сквозную тему для корректировки процесса усвоения материала обучающимися.
Цели обучения по разделу/сквозной теме позволяют учителям планировать и проводить суммативное оценивание учебных достижений обучающихся за изученный раздел/сквозную тему. Количество целей к разделу и подразделу может быть разным в зависимости от ожидаемых результатов за раздел/сквозную тему.
Пример долгосрочного плана по предмету «Математика», 2 класс
Например, в долгосрочном плане по математике за 2 класс в 1 четверти представлено 3 раздела 1А «Двузначные числа», 1В «Действия с числами», 1С «Величичны и их единицы измерения». Количество целей обучения в каждом разделе и подразделе разное: 5 целей в Разделе 1А, 8 целей обучения в разделе 1В, 3 цели обучения в разделе 1В. Соответственно, учителю рекомендуется провести 3 суммативные работы по завершении изучения
разделов 1А, 1В и 1С. При планировании суммативного оценивания за раздел/сквозную тему учитель формулирует критерии оценивания, отражающие цель обучения и соотносит их с уровнями мышления. Например, по предмету «Познание мира» во 2 классе в сквозной теме «Все обо мне. Моя семья и друзья» представлено 5 целей обучения: 2.1.1.3 Определять общепринятые этические нормы на основе изучения различны источников; 2.1.1.1 Составлять словесный портрет членов семьи на основе материалов семейного архива; 2.1.1.2 Объяснять этические нормы своей семьи на основе примеров; 2.1.1.4 На основе наблюдений, опроса знать структуру семейных потребностей в предметах потребления и источники их поступления; 2.1.5.1 Знать понятия «Права» и «Обязанность», приводить примеры из своей жизни. Критерии оценивания к вышеуказанным целям обучения показаны в следующей таблице (таблица 3):
Таблица 3. Критерии оценивания к целям обучения по сквозной теме «Все обо мне. Моя семья и друзья».
В качестве критериев оценивания учитель может использовать глаголы действия, относящиеся к определенным уровням мыслительных навыков (См. таблицу 1, приложение 1).
Как и при формативном оценивании, задания для суммативного оценивания разрабатываются в соответствии с целями обучения раздела/сквозной темы и критериями оценивания. При завершении изучения определенного раздела/сквозной темы обучающимся можно предложить разные типы заданий. Учителю следует учитывать тот фактор, что суммативное оценивание за раздел/сквозные темы – это оценивание учебных достижений за определенный изученный материал и рекомендуется организовать таким образом, чтобы оно не занимало весь урок.
Пример заданий суммативного оценивания за раздел №1 по предмету «Познание мира», 2 класс
4.2 Анализ результатов суммативного оценивания за раздел/сквозную тему Необходимо также отметить, что полученные результаты суммативных работ за раздел/сквозные темы учитель должен проанализировать и на основе данного анализа определить уровни учебных достижений, обучающихся и дать обратную связь обучающимся, а в определенных случаях – пересмотреть и продумать свою обучающую деятельность в процессе достижения ожидаемых результатов обучающимися, в процессе подбора заданий к целям обучения и в процессе подбора методов обучения в целом. Результаты выполненной работы должны быть понятными для обучающегося и мотивировать его к дальнейшему обучению и прогрессу. Баллы, выставленные по результатам суммативного оценивания за раздел/сквозную тему, позволяют определить уровень учебных достижений, обучающихся (высокий, средний, низкий).
Результаты обучающихся, соответствующие высокому уровню демонстрируют: · глубокие знания и понимание предметных терминов и понятий; · выполнение сложных заданий и успешное применение знаний в широком диапазоне ситуаций; · обобщение информации из различных источников и формулирование выводов с полным обоснованием, четкие, логически последовательные аргументы к полученным результатам; · выявление шаблонов в сложных заданиях, использование альтернативных и нестандартных путей решения; · интеграцию знаний, умений и навыков из других областей учебной программы для решения широкого спектра задач, использование различных стратегий, оценивание значимости и обоснованности полученных результатов. Результаты обучающихся, соответствующие среднему уровню демонстрируют: · достаточное знание и понимание предметных терминов и понятий; · выполнение типичных заданий и умение успешно применять знания в знакомых и некоторых незнакомых ситуациях; · умение обобщать информацию и формулировать выводы с частичным обоснованием, приводить аргументы к полученным результатам; · выявление шаблонов в типичных заданиях, использование стандартных путей решения; · интеграцию знаний, умений и навыков из других областей учебной программы для решения фиксированного набора задач. Результаты обучающихся, соответствующие низкому уровню демонстрируют: · элементарные знания и понимание предметных терминов и понятий; · выполнение простых заданий и процедур в соответствии с прямыми указаниями; · формулирование простых выводов на основе различных форм представления информации (таблицы, графики и диаграммы); · определение шаблонов в простых заданиях.
|