Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока. 1. Работа со схемой «Глаголы I и II спряжения в неопределенной форме».
1. Работа со схемой «Глаголы I и II спряжения в неопределенной форме». – Какое правило вы можете вспомнить, опираясь на эту таблицу? – С какой целью мы учились распознавать спряжение глагола по его неопределённой форме? – Приведите свои примеры глаголов I и II спряжения в неопределенной форме. 2. Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме. Работа с фразеологизмами. – Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме, укажите спряжение глаголов (используются сигнальные карточки). Задирать нос, забегать вперёд, задеть за живое, закинуть удочку, делать из мухи слона, смотреть сквозь пальцы, сбить с толку, бить баклуши. Проверка: важничать, торопиться (спешить), взволновать, разузнать (разведать), преувеличивать, не замечать, запутать, бездельничать. – Какие из данных устойчивых сочетаний могут употребляться и в прямом значении? (Забегать вперёд, закинуть удочку, смотреть сквозь пальцы.) – Знаете ли вы о происхождении выражения «бить баклуши»? Что такое «баклуши» и кто и когда их «бьёт»? С давних пор люди делали посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку-баклушу. Заготавливать баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». С точки зрения занятых людей бить баклуши – пустая трата времени. Отсюда, из насмешки мастеров над подмастерьями-«баклушечниками», и пошла эта поговорка. 3. Наблюдение над глаголами-исключениями (термин вводится чуть позже). – Прочитайте отрывок из сказки А. Пушкина. Найдите в нём глаголы с безударными личными окончаниями, выпишите их, поставьте в неопределённую форму, проверьте правописание окончаний. (Текст записан на доске.) К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон. Видно, на море не тихо; Смотрит – видит, дело лихо… (Учащиеся самостоятельно выполняют работу в тетрадях, один ученик работает у доски.) Проверка: Подход – подход и ть (2) Слыш – слыш а ть (?) Смотр – смотр е ть (?) Вид – вид е ть (?) – Какое несоответствие заметили? (Глаголы слышит, смотрит, видит имеют окончания II спряжения, хотя в неопределённой форме они оканчиваются на -ать, -еть.)
|