Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV. Ознакомление с возвратными глаголами.
1. Образование глаголов с помощью суффикса . – От данных глаголов в неопределённой форме образуйте новые глаголы с суффиксом : купать, собирать, лечить, укладывать, радовать, умывать. – Чем отличаются по смыслу эти глаголы друг от друга? (Например, лечить (кого-то), а лечиться – лечить себя.) – Глаголы с суффиксом (- сь) называются возвратными. – Написали ли вы букву ь в глаголах неопределённой формы перед ? (Да.) – Теперь найдите возвратный глагол в тексте, который мы писали по памяти. Что заметили? (Мягкого знака нет – струится.) – Почему же в одном случае мы написали - ться, а в другом 2. Сопоставление глаголов неопределённой формы на - ться с глаголами 3-го лица на - тся. – Прочитайте предложения. (Запись на доске.) Мой брат каждую зиму охотится в Подмосковье. Он любит охотиться на рябчиков. – Задайте вопрос к каждому глаголу, определите форму, в которой употреблён каждый из них. Учащиеся задают вопросы, определяют, что 1-й глагол употреблён в 3-м лице, а второй – в неопределённой форме. – Какой вывод можно сделать? Составляется схема-опора.
V. Упражнение в правописании глаголов на -тся, -ться. 1. Комментированное письмо. Гусь щиплет_ся, не надо прятат_ся, можно забрат_ся, нельзя шевелит_ся, пора собират_ся, птицы собирают_ся, перестань смеят_ся, след покажет_ся. 2. Самостоятельная работа. Мастером нельзя родит_ся, мастерству нужно учит_ся. Всякое дело человеком ставит_ся, человеком и славит_ся. За всё брат_ся – ничего не сделать. Не бойся работы, пусть она тебя боит_ся.
|