Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Криминалистическое учение о тактических приемах 4 страница
Таблица № 4
План следственного действия может быть составлен в следующем виде. В его верхней части необходимо указать вид следственного действия, с кем, где, когда, с чьим участием и кто его проводит, какие технические средства будут использованы для сбора, исследования и фиксации полученных доказательств. Остальное содержание этого плана приводится в таблице № 5. Таблица № 5 План _______________ (следственного действия) Кто проводит ______________________ Время проведения__________________ Место проведения ___________________ Кто участвует _______________________ Какие технические средства используются _______________
При этом графа, где указываются собранные доказательства, особенно нужна при планировании допросов. При планировании других следственных действий эта графа необходима в меньшей степени. В предпоследней графе таблицы все задачи и вопросы перечисляются в той последовательности, в которой они будут в дальнейшем решаться и выясняться. Тактические и технические приемы определяются применительно к ранее названным задачам и вопросам. План расследования одноэпизодного уголовного дела в целом или каждого отдельного эпизода многоэпизодного дела может выглядеть по-разному, в том числе, в таком виде, как это отражено в приведенной таблице № 6.
Таблица № 6. План расследования по уголовному делу № _______
Дата возбуждения ______________ Срок окончания расследования________________ Кому и когда предъявлено обвинение __________ В отношении кого, какая и когда избрана мера пресечения _____________
Как правило, составление такого плана не вызывает никаких сложностей. В этих случаях в первой графе таблицы вопросы перечисляются не в разрозненном, а сгруппированном (применительно к действиям и мероприятиям) виде.
Глава 5. Тактические основы изучения личности
§ 1. Значение изучения личности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого при расследовании преступлений
Свойства личности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого традиционно являются объектом пристального внимания криминалистики. В философском понимании, личность – это динамичная относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выражаемых в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Каждой личности присущи различные свойства и качества, характеризующие её как члена общества, гражданина, представителя определённой социальной группы, психологического типа и т.д. Чем более полной информацией о лице, попавшем в поле зрения следователя, он обладает, тем легче ему организовать всю дальнейшую работу со свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым, установить с ними психологический контакт, выбрать правильную линию общения, решить вопросы правового характера и т.д. Однако, это не значит, что все свойства личности имеют одинаковое значение и исследуются в процессе расследования уголовного дела в полном объёме. Изучая личность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого, следователь исходит не только из характера стоящих перед ним задач, но и правового значения полученных в результате изучения сведений. Ряд свойств и состояний личности имеют правовое значение. Так, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого входят в предмет доказывания по уголовному делу (п.3 ст.73 УПК РФ), от психического состояния лица в момент совершения преступления, мотивации его действий зависит правильная квалификация преступления, некоторые сведения о личности преступника и потерпевшего учитываются при назначении наказания. Факт установления других свойств не влечёт правовых последствий, однако, они могут быть использованы при выборе тактических приёмов производства отдельных следственных действий и оценки их результатов, выдвижении версий (в том числе, поисковых), определении стратегии расследования в целом. Поскольку, задачи установления тех или иных свойств и качеств личности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого различны, то и отношение к ним криминалистической науки неоднозначно. С одной стороны, криминалистика предоставляет разработанные ею средства и методы установления свойств и качеств личности. С другой стороны, сведения о свойствах и качествах личности свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых позволяют выбрать наиболее эффективные тактические приёмы решения задач расследования. Для современного этапа развития криминалистики характерен подход к исследованию свойств и качеств объектов не самих по себе, а во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Поэтому преступник, потерпевший, свидетели с их личностными особенностями являются взаимодействующими элементами в едином механизме преступления. В рамках конкретного расследования изучение личности свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых наиболее целесообразно производить в следующем порядке: Во-первых, определить, какие свойства и качества личности и с какой целью необходимо устанавливать в ходе расследования по уголовному делу Во-вторых, каким образом, с помощью каких средств, приёмов и методов надлежит устанавливать данные свойства.
§ 2. Изучение личности свидетеля в процессе расследования
В соответствии с уголовно-процессуальным законом, в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу (ст.56 УПК РФ). В то же время существует ряд ограничений для лиц, которых можно допросить в качестве свидетелей. Некоторые из этих ограничений связаны с особенностями личности потенциальных свидетелей. Не может допрашиваться в качестве свидетеля лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и адекватно описать их в своих показаниях. Таким образом, способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, есть главное качество личности свидетеля, которое должен установить следователь в процессе работы по уголовному делу. Все другие свойства и признаки (поло-возрастные, психологические, профессиональные и др.) исследуются с точки зрения их влияния на данное главное качество. Важным является вопрос о возрасте, с которого можно привлекать свидетеля к участию в следственных действиях: допросе, очной ставке, опознании и др. От совершеннолетия человека отделяют несколько возрастных периодов: младенческий (до одного года), ранний детский (от одного до трёх лет), дошкольный (от трёх до шести лет), младший школьный (с шести до десяти лет), подростковый (с десяти до четырнадцати лет) и юношеский (до восемнадцати лет). Каждый из этих периодов характеризуется своим уровнем развития, специфическими психологическими особенностями, которые должны учитываться при производстве следственных действий. Считается, что исходным периодом формирования адекватного восприятия окружающей действительности являются второй – третий годы жизни. У нормально развивающегося ребёнка к трём годам словарный запас составляет около 800 слов. Память в этом возрасте уже охватывает промежуток в четыре – пять месяцев. Учитывая это, некоторую информацию, необходимую для следствия, можно получить уже в этом возрасте. В то же время, следует учитывать, что развитие различных детей происходит не одинаково и решать вопрос о том, может ли быть тот или иной ребёнок допрошен о конкретных обстоятельствах, необходимо строго индивидуально с помощью педагога – специалиста в области детской психологии. Элементы абстрактного мышления формируются, как правило, к пяти – шести годам, а у некоторых детей – только в младшем школьном возрасте. Однако, младшие школьники, как правило, способны организованно и целенаправленно анализировать ставшую им известной информацию. При описании событий или людей они часто выделяют мелкие, случайные детали и не могут понять и оценить сути происходящего в целом. Только к концу подросткового периода восприятие школьника приближается к восприятию взрослого человека. Однако и в подростковом и юношеском возрасте имеются особенности, которые необходимо учитывать при производстве следственных действий и оценке их результатов. В этом возрасте имеются существенные отличия в оценке временных интервалов по сравнению с теми же показателями у взрослых. Подростки и юноши недооценивают маленькие и переоценивают большие временные интервалы (иногда почти в два раза). Кроме того, даже в конце этого возрастного периода, очень невысока точность оценки возраста взрослых людей. Только 13 % подростков способны относительно точно определить возраст. У многих школьников, даже после 14 лет отклонения в оценке возраста достигают 10 – 20 лет. Существенные возрастные особенности наблюдаются и в описании люде в целом. При составлении словесных портретов, в описаниях, которые дают дошкольники и младшие школьники преобладают элементы отражающие оформление внешности (особенности одежды, причёски, наличие украшений, значков и т.п.), то есть, случайные, ситуативные элементы. В свидетельствах лиц более старших возрастов их количество постепенно уменьшается и, наоборот, возрастает количество элементов, характеризующих физический облик человека, особенности его телосложения, выразительного поведения и т.п. Отдельные особенности в восприятии, запоминании и воспроизведении событий наблюдаются и в старческом возрасте. Их значительно меньше, чем у детей и подростков и, чаще всего, они связаны с ослаблением памяти, особенно в отношении текущих или недавних событий. Пожилые люди могут значительно лучше помнят подробности событий, произошедших много лет назад, чем то, что было недавно. Мужчины и женщины по-разному воспринимают и запоминают события, а главное - большее внимание обращают на те или иные объекты. Например, женщины, при восприятии человека лучше запоминают вид причёски, волос, глаза, рот. Мужчины чаще фиксируют область лба, переносицы, носо-подбородочной части. Женщины лучше запоминают женские лица, мужчины – одинаково хорошо и женские и мужские. Исключительно большое значение для работы со свидетелем и оценки его показаний имеет учёт его психологических и профессиональных особенностей. Например, неодинаковость отражения событий разными людьми проявляется в различии словесной формы выражения мысли. Суждения, с помощью которых обозначаются и осмысливаются события, можно условно разделить на четыре вида: чётко определённое содержание признаков объектов и элементов событий, когда обозначается вид объектов, цвет, форма, величина, положение, скорость и т.п. (71 %); использование штампов обыденного сознания, почерпнутых из литературы, живописи, средств массовой информации («у него типичное русское лицо», «промчался с молниеносной быстротой» и т.п.); психологическое истолкование объектов и событий («печальный голос», «виноватая походка» и т.п.); эстетическая оценка объектов или событий (красиво, некрасиво, порядочно, непорядочно и т.п.). Это явление объясняется преломлением восприятия явлений через систему образно-понятийного знания, которая складывается у человека к определённому моменту. А она у каждого своеобразна, потому, что индивидуально своеобразен опыт труда, познания, общения, который в каждом случае формировал эту систему. При длительном занятии тем или иным видом деятельности тенденция отражать события с определённой точки зрения может стать у человека устойчивой, превратиться в профессиональную привычку. Например, известно, что свидетели-очевидцы дорожно-транспортных происшествий, если они сами являются водителями, лучше оценивают и затем воспроизводят данные о скорости движения транспортных средств, подаваемых ими сигналах, взаиморасположении объектов на дороге. При характеристике внешности человека портные, например, наиболее объективно запоминают размерные характеристики человека, особенности телосложения, медицинские работники хорошо описывают особенности лица по индивидуальным признакам - носогубные, межбровные и другие виды морщин, родинки и т.п. Ряд индивидуальных свойств личности свидетелей связан с врождёнными особенностями высшей нервной деятельности. Практический смысл их изучения в том, что в конкретной ситуации, установив преобладание у человека определённого типа восприятия и мышления, следователь сможет сориентироваться, какие требования предъявлять к конкретному свидетелю при производстве следственных действий с его участием. Считается, что преимущественный тип восприятия и мышления связан с преобладанием у человека одного из полушарий головного мозга. Люди с преобладанием левого полушария в большей степени наделены образным (синтетическим) восприятием и мышлением. Люди с преобладанием правого полушария – аналитическим. Установив преобладание у свидетеля того или иного типа восприятия и мышления, следователь должен выбирать приёмы его допроса с учётом этих особенностей. Бесполезно, например, заставлять человека, наделённого явно синтетическим типом восприятия дать описание внешности другого человека с использованием терминологии словесного портрета (описать размеры и форму отдельных элементов лица). В противном случае можно добиться недостоверных показаний и только причинить вред интересам установления объективной истины. Восприятие различных событий характеризуется осмысленностью. Посредством слов, которыми обозначают воспринимаемое явление, в его характеристику включается обобщённое знание о данной категории явлений, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное человеком. Субъект в известной мере готов к восприятию. Это личностное качество называется установкой. Влияние установки на разных людей неодинаково. В некоторых случаях восприятие полностью обусловлено установкой, в других случаях – меньше. Поэтому, воссоздавая события, люди дают им неодинаковую оценку, как в целом, так и отдельным их элементам. Так, известен пример, когда под влиянием установки свидетелем были даны показания о том, что он видел, как преступник наносил потерпевшему удар ножом. На самом деле, он видел лишь то, как предполагаемый преступник склонился над телом потерпевшего, пытаясь оказать ему помощь. Однако, свидетель воспринимал ситуацию, как совершающееся преступление и, поэтому, был уверен, что видел и сам момент удара. Лишь в результате тщательной проверки и оценки показаний была выявлена их недостоверность. Личность – это не только индивидуальность, определяемая соответствующей совокупностью свойств и качеств. Это ещё и член общества, находящийся в определённых отношениях и взаимосвязях с другими членами общества. Многие свойства человека, проявляющиеся в конкретной ситуации расследования, как раз и обусловлены такими взаимосвязями. Изучая личность свидетеля при расследовании уголовного дела, надо иметь в виду, что установление его способности правильно воспринимать обстоятельства и давать о них показания ещё не достаточно для правильной организации работы со свидетелем и оценки его показаний. Кроме возможности, необходимо ещё и желание свидетеля давать правдивые показания по делу. Существует ряд обстоятельств и обусловленных ими мотивов, толкающих человека к лжесвидетельству. Эти мотивы и обстоятельства можно сгруппировать следующим образом: личная заинтересованность свидетеля (боязнь дискредитации себя, своих близких, стыд, месть, корысть и т.п.); наличие определённых взаимоотношений свидетеля с обвиняемым, потерпевшим (неприязненные или наоборот дружеские, родственные отношения); воздействие со стороны заинтересованных лиц (подкуп, уговоры, угрозы); переживаемое свидетелем в связи с допросом психическое состояние (страх мести, зависимое положение от обвиняемого или потерпевшего, чувство сострадания); желание избавиться от обременительной обязанности свидетеля, от допроса как неприятной процедуры, связанной с потерей времени, боязнь дальнейших вызовов, судебной волокиты при отсутствии личного интереса к делу. Установив любые из этих обстоятельств, следователь сможет легче нейтрализовать их негативное воздействие на свидетеля, избрать соответствующие тактические приёмы работы с ним, организовать соответствующую проверку и дать правильную оценку показаниям. Все мероприятия по исследованию личности свидетеля можно подразделить в зависимости от их процессуальной формы на проводимые в форме: следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и иных проверочных действий. Сведения о личности свидетеля можно получить при допросе других лиц, знакомых или взаимодействующих с ним при определённых обстоятельствах. Например, сведения о личности несовершеннолетнего свидетеля можно получить при допросе его родителей и других родственников, педагогов детского или образовательного учреждения, которое посещает ребёнок или подросток, инспектора по делам несовершеннолетних, обслуживающего соответствующую территорию и т.п. Многие сведения о личности свидетеля можно получить в ходе непосредственного общения с ним при производстве следственных действий с его участием, в первую очередь, допроса. Данные сведения выявляются во вступительной части допроса, при заполнении «анкетной части» протокола. Кроме того, в криминалистике неоднократно ставился вопрос о так называемой экспресс диагностике личности допрашиваемых лиц, под которой понимается деятельность следователя, направленная на установление в ходе следственного действия в условиях дефицита времени свойств и качеств личности допрашиваемого с целью выбора оптимальных приёмов производства допроса. В процессе экспресс диагностики могут быть применены методы наблюдения, эксперимента, беседы, анализа результатов деятельности. В каждом конкретном случае методы должны подбираться адекватно решаемой задаче. Многие свойства личности свидетеля следователю, не обладающему специальными познаниями в области психологии, определить сложно. В таком случае, желательно, чтобы следственное действие производилось с участием специалиста. При допросе несовершеннолетних свидетелей до 14 лет участие специалиста – педагога обязательно и регламентировано уголовно-процессуальным законом (ст.191 УПК РФ). Если в ходе исследования личности выясняется, что свидетель страдает каким-либо психическим заболеванием или страдал им в момент наблюдения искомых событий, а его показания имеют существенное значение для дела, необходимо провести судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. На разрешение данной экспертизы ставится вопрос о возможности свидетеля адекватно воспринимать обстоятельства события и давать о них показания. Предметом исследования психолого-психиатрической экспертизы могут быть такие качества личности, как акцентуация характера, склонность к фантазированию, лживости и т.п. Качества и свойства личности свидетеля могут быть выявлены оперативно-розыскными мерами (в рамках ОРД наиболее эффективно для решения этих задач применение таких методов, как наблюдение, разведывательный опрос, наведение справок, оперативный эксперимент). Особенно это касается таких обстоятельств, как взаимоотношения свидетеля с обвиняемым и потерпевшим, оказание воздействия на свидетеля со стороны данных лиц и т.п. О производстве соответствующих действий следователь в праве дать обязательные указания органам дознания, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Сведения о личности свидетеля могут быть получены при истребовании следователем различных документов, содержащих такие сведения (истории болезни, личные дела, характеристики и т.п.). В плане процессуального оформления, сведения о личности свидетеля могут быть отражены в документах, которые приобщаются к материалам уголовного дела в виде самостоятельного средства доказывания (протокол следственного действия, объяснение, характеристика и т.п.) либо – документа - вещественного доказательства (например, письмо или записка, выполненные свидетелем и содержащие информацию об определённом отношении к обвиняемому или потерпевшему). Результаты оперативных мероприятий и экспресс диагностики личности свидетеля в ходе следственного действия, как правило, в материалах дела не отражаются, а используются при выборе конкретных приёмов работы с данным лицом.
§ 3. Особенности изучения личности потерпевшего при расследовании преступлений
При исследовании личности потерпевшего, следует учитывать, что согласно ст.42 УПК РФ, потерпевшим признаётся лицо, которому преступлением причинён моральный, физический или имущественный вред. Во многом организация изучения личности потерпевшего сходна с исследованием личности свидетеля. Практически все положения, относящиеся к исследованию качеств, позволяющих адекватно воспринимать и затем воспроизводить события, связанные с преступлением, изложенные в разделе об изучении личности свидетеля, применимы и к исследованию личности потерпевшего. Специфика свойств потерпевшего определяется воздействием на него тех обстоятельств, в результате которых ему причинён вред, особенно если преступление сопровождалось нападением, насилием над потерпевшим. Наиболее характерной реакцией на ситуацию нападения является страх, как эмоциональное выражение опасности, обусловленное неизвестностью ситуации, неверием в свои силы, отсутствием информации о возможном благоприятном выходе из создавшегося положения. Эмоции, в том числе страх оказывают противоречивое влияние на восприятие и запоминание событий. Часто отрицательные эмоции оказывают отрицательное воздействие на объём и качество восприятия. Испуганный субъект, как правило, склонен видеть лишь пугающий объект – эффект «суженого зрения». Однако, существуют различные степени и оттенки страха. Например, астеническая форма страха, которая внешне проявляется как дрожь, скованность, оцепенение, нецелесообразные поступки, приводит к неадекватному отражению ситуации. Осознание опасности может вызвать и так называемую стеническую форму страха, которая является активно-оборонительным рефлексом, повышает жизнедеятельность организма, в том числе и способность к отражению действительности. В ряде случаев возможно появление стенического боевого возбуждения, активизирующего психическую деятельность. Оно положительно влияет на продуктивность восприятия и запоминания, их точность, полноту и объективность. На практике часто в состоянии стенического боевого возбуждения оказываются потерпевшие, которые в силу своей профессиональной деятельности вынуждены противостоять различным формам насилия (сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, особенно те, кто принимал участие в боевых действиях, сотрудники охранных структур, спортсмены, занимающиеся различными видами единоборств и т.п.). Такие потерпевшие весьма точно воспроизводят элементы преступного события, особенности способа действия преступника и т.п. Различные эмоциональные состояния потерпевшего могут иметь место и во время производства следственных действий с его участием. Очень важно, чтобы потерпевший находился в наиболее благоприятном психическом состоянии, которое наилучшим образом способствует выполнению им своих функций. Ряд эмоциональных состояний может привести к чрезмерно высокому уровню психоэмоционального напряжения. Его характеризуют резко выраженные вегетативные сдвиги, чрезмерное волнение, тревога, повышенная нервозность, беспричинная суетливость, рассеянность, ослабление памяти, снижение остроты восприятия, повышенная отвлекаемость внимания, снижение гибкости и логичности мышления, излишняя самоуверенность, неспособность концентрировать свои мысли, неоправданная торопливость. Иногда у потерпевшего может наблюдаться чрезмерно депрессивный уровень психоэмоционального напряжения. Он характеризуется незначительными сдвигами вегетативных функций: вялостью, сонливостью, угнетённым настроением, неуверенностью в своих возможностях ослаблением внимания, слабой помехоустойчивостью. Как чрезмерно высокий, так и чрезмерно депрессивный уровень психоэмоционального напряжения могут оказать крайне неблагоприятное влияние на достоверность результатов следственных действий, производимых с участием потерпевшего. Неблагоприятное психическое состояние потерпевшего имеет достаточно яркое внешнее проявление, поэтому установление его не представляет больших трудностей. Методы визуального определения эмоционального состояния давно и с успехом используются в различных прикладных отраслях психологии, в том числе, судебной. Заметные изменения происходят в мимике и пантомимике, общей двигательной активности, физиологических реакциях, речи и голосе, особенностях поведения и взаимоотношений с окружающими. Определённые трудности представляет диагностирование состояния потерпевшего во время совершения преступления. Наиболее квалифицированное моделирование ситуации и выводы могут быть получены только в процессе психолого-психиатрической экспертизы. Однако, некоторые сведения следователь может почерпнуть из анализа показаний потерпевшего, информации, полученной оперативным путём, из показаний других лиц, в том числе, очевидцев происшествия и др. Следует помнить, что заинтересованность потерпевшего в результатах расследования дела может быть значительно большей, чем заинтересованность свидетеля. Все обстоятельства и мотивации, относящиеся к факторам, толкающим свидетеля к даче ложных показаний, в полной мере распространяются и на потерпевшего. Кроме того, чувство мести и стремление наказать преступника любой ценой может проявляться у потерпевшего значительно ярче, что обусловлено причинением ему вреда.
§ 4. Особенности изучения личности подозреваемого
Исследование личности подозреваемого и обвиняемого отличается тем, что многие свойства личности имеют непосредственное правовое значение: от их установления зависит правильная квалификация преступления, решение вопроса о привлечении к уголовной ответственности, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность. Установление возраста обвиняемого имеет значение не только для избрания соответствующих приёмов работы с ним, но и для решения вопроса о достижении возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Обычно сведения о возрасте сообщает сам подозреваемый. Однако, если документы, подтверждающие возраст отсутствуют, то следователь может затребовать дубликат свидетельства о рождении из органов ЗАГСа. Если документально подтвердить возраст обвиняемого невозможно, то назначается судебно-медицинская экспертиза в соответствии с п.5 ст.196 УПК РФ. Следует обратить внимание на то, что фактический возраст не всегда является единственным свойством личности обвиняемого, достаточным для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности. В соответствии с п.3 ст. 20 УК РФ, в случае, если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч.1 и 2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Исследование личности подозреваемого или обвиняемого в таких случаях включает в себя комплекс действий, включающих получение характеристик из учебных заведений, которые посещал подросток, интернатов, допросов родственников и друзей, выемки медицинских документов и в конечном итоге – назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы, которая и должна констатировать наличие (или отсутствие) соответствующего отставания в развитии. Иногда правовое значение имеет установление факта достижения лицом престарелого возраста. Например, в тех случаях, когда необходимо решить вопрос об освобождении лица от ответственности вследствие акта амнистии. Кроме возраста подозреваемого или обвиняемого необходимо установить его вменяемость, то есть, решить вопрос осознавало ли лицо в момент совершения преступления фактический характер и общественную опасность своих действий и могло ли руководить ими. В соответствии со ст. 21 УК РФ невменяемое лицо не подлежит привлечению к уголовной ответственности. Вопрос о способности обвиняемого осознавать общественно опасный характер своих действий и руководить ими решается судебно-психиатрической экспертизой, назначению которой предшествует большая работа, состоящая в сборе данных, характеризующих личность обвиняемого, путём истребования характеристик с места работы и жительства, выемки медицинских документов, направления соответствующих запросов в психоневрологический диспансер по месту жительства, допросов родственников, сослуживцев и иных лиц, хорошо знающих обвиняемого. Все собранные сведения представляются эксперту-психиатру вместе с постановлением о назначении экспертизы.
|