Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Криминалистическое учение о тактических приемах 6 страница
-предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений; -своевременное обнаружение, быстрое полное раскрытие и качественное расследование совершенных преступлений; -пресечение конкретной преступной деятельности и ликвидацию ее опасных последствий; -выявление и устранение в процессе расследования обстоятельств, способствовавших совершению и сокрытию преступлений, преодоление любых форм противодействия расследованию.
§ 3. Планирование следователем профилактической деятельности и тактика организации взаимодействия при ее реализации.
Планирование следователем предупредительной деятельности должно начинаться с момента получения сообщения о преступлении. В планы расследования уголовных дел необходимо включать такие мероприятия, способствующие реализации превентивной задачи расследования, как: -определение способов, своевременного обнаружения, быстрого и полного раскрытия преступлений, приемов выявления органами дознания и следователями следственных ситуаций профилактического характера, облегчающих расследование; -работа по сбору и анализу в процессе расследования профилактически значимой информации о лицах, замышляющих, подготавливающих или совершивших преступления, о признаках преступного профессионализма в их действиях по подготовке, совершению и сокрытию преступных деяний, склонности к дальнейшему совершению преступлений, уклонению от суда и следствия и иным формам противодействия расследованию; -мероприятия по пресечению преступной деятельности (с помощью мер уголовно-процессуального принуждения) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, основанные на изучении данных о личности правонарушителей и обстоятельств совершенных ими преступлений; -работа по установлению и возмещению ущерба, нанесенного преступлением правоохраняемым общественным отношениям; -следственные действия по нейтрализации различных форм противодействия расследованию преступлений (в том числе и сокрытия преступлений); -деятельность следователя по выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений (других нарушений закона). Результаты следственной работы по раскрытию, расследованию и профилактике преступлений зависят от того, насколько тесно организовано взаимодействие следователя с оперативными работниками органов дознания, специалистами и экспертами экспертно-криминалистических подразделений и судебно-экспертных учреждений. В юридической литературе достаточно полно и подробно рассмотрены вопросы, касающиеся сущности, форм, принципов и общих условий взаимодействия следователей и органов дознания. Теоретиками и практиками разработаны основные формы взаимодействия в деятельности по предупреждению преступлений: -взаимный обмен информацией; -совместное, согласованное планирование расследования и профилактики преступлений; -совместное проведение предупредительной работы по уголовному делу; -дача следователями отдельных поручений органам дознания. При взаимодействии в сфере предупредительной деятельности необходимо соблюдать общие условия, к которым специалисты относят; -строгое соблюдение законов; -разграничение компетенции субъектов взаимодействия; -организующую роль следователя во взаимодействии; -неразглашение при взаимодействии сведений о содержании оперативно розыскной работы; -самостоятельность органа дознания в выборе средств и методов, используемых при взаимодействии.
§ 4. Организация работы следователя по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона).
В процессе расследования уголовных дел обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (другие нарушения закона), устанавливаются в соответствии с частью второй ст. 73 УПК РФ и частью второй ст. 158 УПК РФ для того, чтобы принять меры к их устранению. Эффективность этих мер определяется степенью ликвидации обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), должны строго соответствовать закону, быть реально исполненными, экономически и юридически оправданными. Если в процессе следствия выясняется, что Конституции или законам Российской Федерации не соответствует какой-нибудь отраслевой или иной локальный нормативный акт, необходимо через прокурора принять меры к его отмене. Этого же необходимо добиться и в отношении ведомственных инструкций, облегчающих или способствовавших совершению преступления. Какие бы меры ни были приняты, при этом не должны ущемляться законные права и интересы граждан и их объединений. Единственной формой процессуального реагирования на обнаруженные в процессе расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений (другие нарушения закона), является внесение следователем представлений. Представление по своей природе близко к постановлениям следователя, поскольку оно представляет собой решение. Представление следователя - это процессуальный документ, содержащий властное требование следователя об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), основанных на доказательствах, полученных в порядке, установленном законом. Представление следователя порождает обязанности предприятия, учреждения, организации (независимо от формы собственности) и должностных лиц, которым оно адресовано, принять меры по устранению обнаруженных обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона). Содержание представления в соответствии с Приложением 165 ст. 476 УПК РФ включает в себя: -наименование и адрес прокуратуры, органа предварительного расследования; -точное и полное название предприятия, учреждения, организации, фамилию, инициалы должностного лица, куда или кому вносится представление; -название документа " Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона)"; -краткое изложение обстоятельств совершенного преступления; -изложение установленных в ходе расследования обстоятельств, которые явились причинами и условиями, способствовавшими совершению преступления (других нарушений закона); -предложения по осуществлению мероприятий, направленных на устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона); -напоминание о том, что представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения; -должность, классный чин (специальное звание), фамилию и инициалы следователя, вносящего представление. Представление следователя должно быть законным, обоснованным, кратким и убедительно аргументированным. Содержательная часть представления состоит из двух основных частей. Первая часть включает в себя изложение конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления, с указанием на их причинную связь с совершением преступления. Вторая часть состоит из рекомендаций о принятии мер по устранению установленных в процессе расследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона). Шаблонные слова и формулировки (например, " недостатки воспитательной работы", " не обеспечение сохранности материальных ценностей") - недопустимы. Рекомендации, направленные на изменение технологического процесса производства других вопросов производственной и хозяйственной деятельности предприятий, должны формулироваться только после консультаций с квалифицированными специалистами. Причем эти рекомендации должны носить постановочный характер. При указании в представлении на конкретных лиц, деятельность которых способствовала совершению преступления, ни в коем случае недопустимо требовать наложения на них взысканий, ибо наложение взысканий - компетенция администрации предприятия, учреждения или организации. В практике следственных подразделений встречаются случаи внесения так называемых обобщенных представлений. Обобщенное представление - это базирующееся на изучении нескольких уголовных дел решение следователя о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений на отдельных объектах либо в одной отрасли народного хозяйства. Такого рода представление не противоречит уголовно- процессуальному закону. Особо следует отметить, что все указанные выше меры должны приниматься только по делам, направленным в суд, либо прекращенным по нереабилитирующим основаниям. Значительной спецификой обладает процесс реагирования на обнаружение в ходе расследования недостатков в служебной деятельности органов внутренних дел или иных правоохранительных структур. В частности, органы внутренних дел обязаны немедленно, в пределах своей компетенции реагировать на поступающую информацию о замышляемых, подготавливаемых и совершенных преступлениях. Они же должны выявлять и ставить на профилактический учет несовершеннолетних с различными девиациями, постоянно наблюдать за поведением лиц, ранее судимых и склонных к совершению административных правонарушений и преступлений, то есть минимизировать возможность совершения преступлений на участках оперативного обслуживания. При обнаружении недостатков в служебной деятельности указанных субъектов следователю необходимо направить на имя руководителя (начальника) конкретного правоохранительного органа представление. Представление составляется в трех экземплярах. Первый из них направляется на предприятие, в учреждение или организацию. Второй экземпляр подшивается в уголовное дело, третий передается начальнику следственного подразделения (при наличии такой практики). В соответствии с частью второй ст. 158 УПК РФ предприятия, учреждения и организации, получившие представление, обязаны не позднее чем в месячный срок со дня вынесения рассмотреть его, принять необходимые меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений (других нарушений закона), и сообщить об этом следователю. Содержание этой статьи указывает на обязанность следователя контролировать выполнение требований сформулированных в представлении.
§ 5. Учет представлений следователя и контроль за их исполнением.
Эффективность предупредительной деятельности следователя находится в непосредственной зависимости от того, насколько своевременно и полно будут приняты в предприятиях, учреждениях и организациях меры по устранению выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений (других нарушений закона). Анализ практической деятельности следственных подразделений свидетельствует о том, что наиболее слабым звеном в организации профилактической работы является контроль за исполнением представления следователя. При категорическом требовании закона о рассмотрении представления в месячный срок со дня вынесения и сообщении следователю о принятых мерах на значительное число представлений ответы не даются. Нередко ответы должностных лиц содержат общие фразы о разработанных мерах без конкретизации их содержания, а вопрос об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, вообще остается без освещения. Контроль за реализацией представлений следователя обеспечивается хорошо организованным их учетом. Обычно сведения о каждом внесенном представлении заносятся либо в контрольную карточку или в журнал профилактической работы. Это данные о следственном подразделении; дата внесения представления; наименование и номер уголовного дела; адрес органа, предприятия (учреждения, организации), получивших представление, номер телефона адресата; краткое содержание представления; сведения о датах и лицах, через которых осуществлялось напоминание о необходимости направления в следственные подразделения ответа; дата и номер входящего документа, содержащего ответ должностного лица; данные о местонахождении полученного документа (письма); сведения о следователе осуществляющим контроль за исполнением представления; дата заполнения контрольной карточки. В некоторых следственных подразделениях учет предупредительной работы осуществляется путем накопления копий представлений и ответов на них в отдельном наблюдательном производстве. Это производство находится на хранении у начальника следственного подразделения. Учет представлений в журнале профилактической работы или в отдельном производстве обеспечивает возможность глубокого анализа предупредительной деятельности следователей; работы должностных лиц по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений; обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в конкретных отраслях народного хозяйства, на предприятиях отдельных ведомств, населенных пунктах и микрорайонах. Такой анализ позволяет получать обобщенные данные, которые в дальнейшем используются для совершенствования воспитательно-предупредительной деятельности. Контроль за своевременностью рассмотрения внесенного представления и принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, должен начинаться не с момента истечения месячного срока со дня вынесения, а с момента направления представления адресату. К числу основных организационных форм работы следователя по контролю за исполнением представлений относятся: -напоминание в устной или письменной форме руководителям органов, предприятий, учреждений, или организаций о необходимости принять меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений (других нарушений закона), и сообщить о них следователю в установленный законом срок; -непосредственное ознакомление на предприятиях с процессом реализации рекомендаций и предложений, изложенных в представлении следователя; -обращение за содействием к руководителям вышестоящих органов и организаций с просьбой дать указания подчиненным им предприятиям о принятии в соответствии с представлением мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона). Особую роль в организации предупредительной деятельности следователя играет начальник следственного подразделения. В соответствии со ст. 39 УПК РФ начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователя не только по расследованию, но и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам. Для решения этих задач ему предоставлены права проверять материалы уголовных дел, давать указания следователям, в производстве которых они находятся. Поэтому при проверке деятельности следователя по раскрытию преступлений начальник следственного отдела обязан выяснить, установлены ли по уголовному делу в соответствии с частью второй ст. 73 УПК РФ обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, и сформулированы ли в нем конкретные рекомендации по их устранению. При отрицательном ответе на эти вопросы он должен дать следователю письменные указания об осуществлении профилактической работы. Деятельность начальника следственного отдела по организации и осуществлению предупредительной деятельности включает в себя следующие основные формы: -регулярное изучение уголовных дел с целью анализа профилактической деятельности следователей; -обобщение и распространение передового опыта профилактической работы следователей; -планирование предупредительной работы следственного подразделения; -контроль за выполнением мероприятий по предупреждению преступлений и оказание следователям помощи в их осуществлении; -участие в подготовке обобщенных представлений; -обеспечение своевременного и полного учета предупредительной работы следователей подразделения и др. Профилактическая деятельность следователя контролируется и средствами прокурорского надзора. В соответствии со ст. 221 УПК РФ прокурор при поступлении к нему дела от следователя обязан проверить, выявлены ли обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры по их устранению. Прокурор не должен утверждать обвинительное заключение, если по делу не выявлены обстоятельства способствовавшие совершению преступления. В этом случае дело возвращается следователю с письменными указаниями прокурора для производства дополнительного следствия. Таким образом, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, необходимо выявлять по каждому уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением. Законодатель совершенно обоснованно включил их в предмет доказывания, потому что они неразрывно связаны не только с объективной обстановкой, но и с личностями обвиняемого и потерпевшего. Поэтому невыполнение следователями требований части второй ст. 73 УПК РФ и части второй ст. 158 УПК РФ о выявлении и устранении криминогенных обстоятельств (других нарушений закона) резко негативно сказывается не только на предупреждении преступлений, но и на законном и обоснованном судебном разрешении конкретного уголовного дела.
Глава 7. Тактические основы взаимодействия следователя
§ 1. Понятие, значение и принципы взаимодействия следователей с оперативными работниками органов дознания при раскрытии, расследовании предупреждении преступлений.
Одной из особенностей современного устройства российской правоохранительной системы является самостоятельность и сопричастность уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации уголовное судопроизводство имеет своим назначением: защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст.6). Задачами оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» также является: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2). Следовательно, уголовное судопроизводство и оперативно-розыскная деятельность призваны выполнять единую общегосударственную функцию укрепления общественного порядка, правопорядка и законности в сфере противодействия преступности. Вместе с тем по своей правовой природе, процедуре, силам, средствам, приемом и методам они отличаются друг от друга и поэтому оперативные работники в УПК РФ не включены в число участников уголовного судопроизводства, а следователи и дознаватели не имеют право выполнять оперативно- розыскную деятельность. В частности, в ч.2 ст. 41 УПК РФ подчеркивается, что не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Такое единство и различие уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности порождает сложную проблему объединения их усилий в борьбе с преступностью. Наиболее остро эта проблема проявляется на стадии досудебного производства, когда необходимо объединение усилий оперативных работников органов дознания со следователями[13], осуществляющими уголовное преследование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Достичь этого можно только путем умелой организации и эффективного осуществления взаимодействия этих должностных лиц при выявлении, установлении и изобличении лиц, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления. Поскольку, как отмечено выше, следователи и оперативные работники хотя и участвуют в единой общегосударственной правоохранительной деятельности, но действуют различным образом, их взаимодействие должно основываться на определении общих задач в работе, согласовании содержания и эффективном ее осуществлении. Таким образом, взаимодействие между следователями и сотрудниками оперативных подразделений органов дознания это согласованная между ними по целям, месту, времени и содержанию работа по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. По своей сущности такое взаимодействие является сложной и ответственной деятельностью, осуществляемой в соответствии с рядом важных принципов. Их содержание основывается на положениях законов и подзаконных нормативно-правовых актов, современной судебно-следственной практике и результатах научных исследований в сфере уголовного процесса, прокурорского надзора, криминалистики и теории оперативно-розыскной деятельности. К их числу относятся: 1. Законность взаимодействия. Данный принцип означает, что согласование и осуществление скоординированной следственной и оперативно-розыскной деятельности должна основываться на точном и неукоснительном исполнении требований действующего законодательства. Прежде всего, взаимодействие должно полностью соответствовать установлениям Конституции Российской Федерации, требующим при его организации и осуществлении признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2); равенства всех перед законом и судом (ст. 19); запрещения пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения (ст. 21); неприкосновенности жилища (ст. 25); недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст. 50) и учета ряда других конституционных норм. Далее, законность взаимодействия состоит в его соответствии содержанию Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В УПК РФ отсутствует понятие взаимодействия следователей и оперативных работников органов дознания, но в нем имеется много нормативно закрепленных положений, регулирующих отношения суда, прокуроров, следователей и дознавателей с должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Так, в соответствии с п. 11 ч.2 ст. 37 прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу уполномочен поручать органу дознание производство следственных действий, а также давать ему указание о проведении оперативно-розыскных мероприятий. П. 4 ч. 2 ст. 38 закрепляет за следователем право давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. В ст. 157, регулирующей порядок неотложных следственных действий по делам, требующим производства предварительного следствия, наряду с другими положениями установлено, что после направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Там же указывается, что в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. Ст. 164, определяющая общие правила производства следственных действий, в ч.7 устанавливает право следователя привлекать к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем должна делаться соответствующая отметка в протоколе этого действия. Кроме этого в УПК РФ предусмотрены: основное условие использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности (ст. 89); правила производства предварительного следствия следственной группой с привлечением должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст.163); право следователя поручать розыск обвиняемого, если его место нахождения неизвестно, органам дознания (ст. 210) и др. Важным нормативно-правовым источником для организации и осуществления взаимодействия следователей и оперативных работников органов дознания является Федеральный закон от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Прежде всего, его значение в данном отношении заключается в том, что в нем на законодательном уровне определены понятие оперативно-розыскной деятельности (ст.1), ее задачи (ст.2), принципы (ст.3), правовые основы (ст.4), а также содержание и требования к соблюдению прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ст.5). Эти нормы формулируют фундаментальные, отправные положения о сущности и значении оперативно-розыскной деятельности и предопределяют возможность и необходимость взаимодействия следователей и оперативных работников органов дознания при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений. Большое значение для правильной и успешной организации взаимодействия имеют и другие нормы этого законы, определяющие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий (Глава II); органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (Глава III); содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (Глава IV); финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Глава V), а также контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью (Глава VI). Убедительное подтверждение значения данного закона для взаимодействия следователей с оперативными работниками содержится, в частности, в его ст.11, которая устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Кроме того, там же определено, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Особая роль в правовом регулировании взаимодействия следователей с оперативными работниками органов дознания при предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений принадлежит Закону Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с последующими его изменениями. В соответствии со ст. 1 этого закона на прокуратуру Российской Федерации возложена обязанность осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме этого, в ст. 29 определено, что предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Наряду с перечисленными законами при организации и осуществлении взаимодействия следователей и оперативных работников должны учитываться и другие законодательные акты, в том числе определяющие правовые основы деятельности органов дознания, наделенных правом проведения оперативно-розыскной деятельности. Таковы наиболее важные законодательные источники, устанавливающие и регулирующие отношения участников взаимодействия при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений. Но они определяют лишь основы рассматриваемого института правоохранительной деятельности и не дают ответа на многие более конкретные вопросы о порядке подготовки, организации и осуществления взаимодействия. Этот недостаток восполняют указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации и Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, а также многие подзаконные нормативно-правовые акты в форме приказов, распоряжений, указаний и других руководящих документов правоохранительных ведомств. Так, например, к влияющим на организацию взаимодействия относятся Указы Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года № 567 «О координации деятельности органов по борьбе с преступностью», от 1 сентября 1995 года № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», от 9 марта 2004 года № 317 «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации», от 28 июля 2004 года № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков», от 13 сентября 2004 года «О некоторых мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» и другие.
|