Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Криминалистическое учение о тактических приемах 7 страница






Существенное значение для правильной организации взаимодействия следователей и оперативных работников органов дознания имеют постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 года № 762 «О Национальном плане Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2003 – 2004 годы», от 21 августа 2004 года № 429 «О Федеральной таможенной службе», от 20 июня 2005 года № 385 «О федеральной противопожарной службе» и иные.

Решение ряда принципиальных вопросов, связанных с определением правомерности оперативно-розыскной деятельности, которые необходимо учитывать в процессе взаимодействия дано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 года № 86-0 «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И. Г. Черновой» и от 4 февраля 1999 года № 18-О «По жалобе граждан М. Б. Никольской и М. И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также в ряде постановлений Верховного Суда Российской Федерации, посвященных вопросам применения судами Конституции Российской Федерации.

Еще большое количество нормативно-правовых документов, регулирующих организацию и осуществление взаимодействия следователей и оперативных работников органов дознания, имеет форму приказов и распоряжений правоохранительных ведомств.

По своей принадлежности их можно подразделить на межведомственные и внутри ведомственные.

К числу первых, например, относятся Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Департамента налоговой полиции Российской Федерации от 22 мая 1995 года № 32/199/73/278 от 22 мая 1995 года «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп; Приказ Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации от 13 мая 1998 года №175/226/336/201/286/410/56 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам дознания, следователю, прокурору или в суд», которая была согласована с Генеральным прокурором Российской Федерации 25 декабря 1997 года; Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 21 марта 2005 года №10/195/159/83 «О порядке взаимодействия дежурных служб Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» и другие.

Вторые издаются каждым правоохранительным ведомством самостоятельно и предназначены для организации взаимодействия следователей, дознавателей и оперативных работников только этих федеральных органов исполнительной власти.

Таковы наиболее важные правовые источники, содержащие нормативные предписания по организации и осуществлению взаимодействия следователей и оперативных работников при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений. Но этот перечень не является исчерпывающим и, кроме того, он постоянно дополняется и уточняется, что требует от участников взаимодействия постоянного внимания ко всем изменениям, вносимым в регулирующие его законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Необходимую помощь в изучении и разрешении сложных правовых вопросов взаимодействия может оказать соответствующая справочная и методическая юридическая литература, список которой приводится в конце настоящей работы.

В заключение анализа рассматриваемого принципа взаимодействия следователей и оперативных работников органов дознания необходимо отметить, что по своей правовой природе его нельзя отнести только к сфере уголовного судопроизводства или к области оперативно-розыскной деятельности. В нем имеется сложное диалектическое сочетание элементов как первого, так и второго и поэтому взаимодействие по своей сущности следует считать особым институтом правоохранительной деятельности.

2. Следующим важным принципом является обоснованность взаимодействия. Он заключается в том, что объединение усилий следователей и оперативных работников для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений может и должно осуществляться не по субъективному желанию кого-либо из участников взаимодействия, а только при наличии к тому объективных оснований.

Основанием организации и осуществления взаимодействия для следователя является наличие по находящемуся в его производстве уголовному делу таких обстоятельств, доказать которые только следственным путем невозможно или нецелесообразно. К их числу могут относиться любые обстоятельства, из перечисленных в ч.1 ст. 73 УПК РФ:

событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

характер и размер вреда, причиненного преступлением;

обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Кроме этого взаимодействие может осуществляться по уголовному делу для выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, что установлено в ч. 2 той же статьи УПК РФ.

В тех же случаях, когда производится расследование по уголовным делам в отношении несовершеннолетних следователь может использовать возможности взаимодействия для установления кроме вышеперечисленных обстоятельств также и для доказывания обстоятельств, указанных в ст. 421 УПК РФ:

возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Подобным же образом основанием для организации взаимодействия могут служить обстоятельства, подлежащие доказыванию при производстве о применении принудительных мер медицинского характера, установленные в ст. 434 УПК РФ:

время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния;

совершено ли деяние, запрещенное уголовным законом, данным лицом;

характер и размер вреда, причиненного деянием;

наличие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характер психического заболевания в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время производства по уголовному делу;

связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда.

Эти же обстоятельства могут также служить основанием для организации взаимодействия при проверке следователем сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, а также при выполнении им отдельных поручений по делам, не находящемся в его производстве.

Основанием для установления взаимодействия по инициативе оперативных работников является наличие у них таких результатов оперативно-розыскной деятельности, которые требуют представления их следователям для принятия последними необходимых процессуальных решений.

3. Планирование как организующее начало взаимодействия. Данный принцип раскрывает одно из важнейших исходных положений организации взаимодействия – его плановую сущность. Уже в самом определении взаимодействия как согласованной между следователем и сотрудниками оперативных подразделений органов дознания по целям, месту и времени работа по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений подчеркивается роль предварительного обсуждения, согласования и выработки единого мнения между этими лицами о содержании и порядке предстоящей совместной работы, т. е. ее плановое начало.

В криминалистике под планированием расследования преступлений в широком смысле обычно понимается сложная творческая мыслительная деятельность следователя по определению задач работы по уголовному делу и выбору для этого необходимых средств, приемов и методов. Основное содержание этого понятия остается справедливым не только ко всему расследованию, но и к планированию проведения отдельных следственных действий, криминалистических тактических комбинаций и операций, а также и к взаимодействию следователей и оперативных работников органов дознания при работе по уголовным делам.

Организация взаимодействия всегда должна начинаться с уяснения его участниками необходимости объединения усилий для расследования, определения ими круга конкретных задач, которые предстоит решить в процессе согласованной деятельности и выборе форм, приемов и методов этой работы.

Планирование взаимодействия является не просто желательным элементом его организации, а обязательным условием рационального осуществления согласованной между следователем и оперативным работником деятельности по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Без правильного планирования взаимодействие практически невозможно и поэтому его содержание будет более подробно рассмотрено во втором вопросе работы.

4. Динамичность взаимодействия как принцип его организации означает, что согласованная между следователем и оперативным сотрудником работа по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений должна постоянно уточняться и изменяться под влиянием вновь получаемых доказательств по уголовному делу и новых результатов оперативно-розыскной деятельности. В том случае, когда следователь получает по уголовному делу судебные доказательства, которые могут иметь значение для уточнения или изменения ранее согласованной оперативно-розыскной деятельности, они должны быть незамедлительно сообщены оперативному работнику. В свою очередь, если оперативный работник органа дознания получает новые результаты оперативно-розыскной деятельности, которые могут повлиять на организацию работы по уголовному делу, они также, с соблюдением установленных правил, должны быть представлены следователю. Такое взаимное информирование придает взаимодействию характер динамично развивающегося и результативного процесса. Без соблюдения этого принципа отношения следователей и оперативных работников органов дознания как правило приобретают формальный характер, а взаимодействие становится несодержательным.

5. Конкретность и рациональность взаимодействия. Данный принцип тесно связан с предыдущими отправными началами организации взаимодействия, но вместе с тем имеет и собственное содержание.

Принятие следователем решения по уголовному делу о необходимости использования возможностей взаимодействия с оперативным работником органа дознания для предупреждения, раскрытия и расследования преступления наряду с его законностью и обоснованностью должно быть конкретным, т. е. определяющим точный круг вопросов, которые необходимо выяснить в процессе их совместной согласованной деятельности и содержание этой работы. Взаимодействие, организуемое только для того, чтобы оперативные работники «просто помогли» следователю в его работе по уголовному делу не соответствует его сущности В этих случаях довольно часто следователи высказывают неудовольствие деятельностью оперативных работников органа дознания, а оперативные работники в свою очередь не желают «быть на побегушках» у следователя и при первой возможности отказываются от такого взаимодействия.

Конкретность взаимодействия предопределяет рациональность согласованной работы следователей и оперативных сотрудников органов дознания. Ясное понимание задач, которые необходимо решить в процессе взаимодействия является обязательным условием для выработки наиболее обоснованного, целесообразного его содержания.

 

§ 2. Тактика организации и осуществления взаимодействия следователей с оперативными работниками органов дознания при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений

 

Содержание взаимодействия следователей и оперативных работников органов дознания при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений включает в себя несколько этапов, как правило повторяющихся при работе по различным уголовным делам, но имеющих разнообразное содержание, которое зависит от ряда объективных и субъективных факторов. К числу первых относятся;

- вид и особенности совершенного преступления;

- момент установления взаимодействия при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений (на проверочном этапе, на первоначальном этапе, при дальнейшей работе по уголовному делу, на заключительном этапе);

- содержание следственной ситуации и результатов оперативно-розыскной деятельности при установлении взаимодействия;

- круг задач, которые должны быть решены в процессе взаимодействия;

- кто является инициатором установления взаимодействия - следователь или оперативный работник органа дознания;

- вид следственных и оперативных подразделений, между которыми устанавливается взаимодействие;

- состояние рабочей нагрузки следователей и оперативных сотрудников органа дознания, также объективные условия их работы

и т. д. Вторыми, т. е. субъективными факторами являются:

- профессиональная подготовка участников взаимодействия;

- опыт следственной и оперативно-розыскной деятельности;

- опыт работы по предупреждению, раскрытию и расследованию подобных преступлений;

- психологические, морально-волевые и иные личностные качества участников взаимодействия;

- заинтересованность и инициативность участников взаимодействия;

и др.

Разнообразные сочетания этих и иных факторов предопределяют содержание и тактику осуществления каждого случая взаимодействия следователей и оперативных работников органов дознания. Вместе с тем анализ судебно-следственной и оперативно-розыскной практики показывает, что в самом начале организация взаимодействия зависит от того, кто явился ее инициатором - следователь или оперативный работник органа дознания.

Сущность и особенности взаимодействия, инициируемое оперативными работниками изучается в теории оперативно-розыскной деятельности и требуют отдельного рассмотрения, а взаимодействие, организуемое по инициативе следователей исследуется в криминалистической тактике и ее основные положения излагаются в настоящей работе.

I. Начальным этапом организации и осуществления взаимодействия является анализ следователем материалов уголовного дела и принятие решения о необходимости использования для его раскрытия, расследования и предупреждения помощи оперативных работников органов дознания. Нередко следователи при установлении взаимодействия ограничиваются оценкой лишь сохранившимися в их в памяти сведениями об уголовном деле, полученными в процессе расследования, и не прибегают к дополнительному его изучению. В результате они не передают оперативным работникам, привлекаемых для взаимодействия, всей необходимой информации, что отрицательно влияет на ее эффективность.

Для того, чтобы не допускать эту ошибку следователям необходимо начинать организацию взаимодействия с дополнительного внимательного изучения уголовного дела, Особенно важно выполнение этого требования для организации взаимодействия по сложным, много эпизодным, групповым уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, имеющим большой объем и, много невыясненных обстоятельств.

Наибольшее внимание при таком изучении уголовного дела следователю необходимо обратить на выяснение следующих его данных:

- каково содержание сложившейся к. данному моменту следственной ситуации: по уголовному делу;

- какие обстоятельства по уголовному делу являются бесспорно доказанными, а какие требуют дальнейшего выяснения;

- какие из недоказанных обстоятельств могут быть установлены следственным путем, а для выяснения каких из них требуется использование помощи оперативных работников органов дознания;

Оценка сложившейся по уголовному делу следственной ситуации является исходным моментом начального этапа организации взаимодействия. Следственная ситуация это состояние или положение расследования преступления в конкретное время производства по уголовному делу. В любой период расследования в уголовном деле складывается та или иная следственная ситуация и для того, чтобы правильно охарактеризовать ее следователь должен учесть следующие данные:

1) Сведения о совершенном преступлении:

содержание события преступления (время, место, способ, орудия преступления и оружие, использованные транспортные средства и пр.); последствия преступления (сведения о пострадавших, характер и размер вреда, сведения о похищенном имуществе и др.); количество лиц совершивших преступление и сведения о них и т. д.

2) Данные о первичной информации, поступившей следователю: источник первичной информации о событии преступления; форма и вид первичной, информации о событии, преступления; содержание первичной информации о событии преступления; время прошедшее с момента совершения преступления и до поступления и до поступления информации следователю; полнота, достоверность и относимость первичной информации о событии преступления и др.

3) Результаты расследования:

содержание и результаты проверки первичной информации о событии преступления;

результаты первоначального этапа расследования и, в том числе, кто совершил преступление, кто являются соучастниками преступления, задержаны ли виновные лица, обнаружено ли похищенное, содержание установленных доказательств, кто является потерпевшим; результаты дальнейшего расследования; результаты работы на заключительном этапе работы и пр.

4) Условия и особенности организации следственной деятельности: загруженность следователя, находящимися в его производстве уголовными делами и проверочными материалами;

обеспеченность следователя необходимыми криминалистическими, специальными, транспортными и иными необходимыми средствами; выполнение следователем иных служебных обязанностей и т. д.

Оценка сложившейся следственной ситуации является сложным процессом, от результатов которого зависит рациональность дальнейшего расследования и поэтому следователям необходимо постоянно совершенствовать свои знания и умения в выполнении этой аналитической работы.

Одним из важных элементов анализа следственной ситуации, сложившейся по уголовному делу является установление необходимости использования помощи оперативных работников для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Как уже было отмечено в предыдущем разделе работы, необходимость организации и осуществления взаимодействия при расследовании преступлении возникает в тех случаях, когда по уголовному делу остаются невыясненные обстоятельства, доказать которые только следственным путем невозможно или нецелесообразно. К их числу могут относиться любые обстоятельства определенные в статьях 73, 421 и 434 УПК РФ, но наиболее часто следователи прибегают к организации и осуществлению взаимодействия с оперативными работниками для решения следующих вопросов:

- установления лица или лиц, совершивших преступление;

- определения преступных связей;

- выяснения способа и механизма совершения преступления;

- поиска и обнаружения следов преступления и иных доказательств по уголовному делу;

- розыска похищенного человека;

- розыска скрывшихся подозреваемых и обвиняемых;

- выявления очевидцев преступления и иных свидетелей;

- обнаружения средств и орудий преступления;

- поиска и обнаружения похищенных ценностей;

- предотвращения готовящегося и пресечение совершаемого преступления и др.

В практике организации следователями взаимодействия встречаются как случаи необоснованного обращения за помощью в расследовании уголовных дел к оперативным работникам органов дознания, так и запоздалого решения этого вопроса. Такие ошибочные решения следователей являются результатом их незнания и неумения анализировать следственные ситуации по уголовному делу и принимать обоснованные тактические решения.

Для устранения этих недостатков необходимо улучшить общую и специальную профессиональную подготовку следователей, в том числе в области криминалистических знаний. В частности, в последнее время активно разрабатывается тактические и методические рекомендации по изучению и оценке различных следственных ситуаций (типичных и особенных; благоприятных и неблагоприятных; начальных, промежуточных и конечных; конфликтных и бесконфликтных, нормальных и экстремальных и др.), которые следует шире использовать при организации следователями взаимодействия с оперативными работниками органов дознания.

П. Следующим этапом организации взаимодействия является официальное обращение следователя в орган дознания, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

Решение следователя о необходимости установления взаимодействия с оперативными работниками органа дознания является его обоснованным мысленным выводом из результатов анализа уголовного дела. Но в большинстве случаев между принятием такого решения и фактическим началом согласованной деятельности следователей и оперативных работников органов дознания проходит некоторое время для выполнения обязательных требований, установленных УПК РФ и рядом подзаконных нормативных актов.

В этой связи необходимо отметить, что в Российской Федерации имеется четыре самостоятельных следственных службы (прокуратуры; органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных средств), а также ряд органов дознания, перечисленных в ст. 40 УПК РФ. Общий порядок досудебного производства по уголовным делам установлен УПК РФ и является обязательным для всех следователей и дознавателей вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Вместе с тем внутренняя организация следственной деятельности в каждом из этих ведомств регулируется самостоятельными приказами, распоряжениями, указаниями, инструкциями и иными подзаконными исполнительно-распорядительными нормативными актами, регулирующими особенности служебных отношений следователей и дознавателей, включая и некоторые вопросы организации взаимодействия. В частности, в соответствии с установленным порядком служебных отношений в ряде из этих ведомств следователи и дознаватели при решении вопроса об установлении взаимодействия с оперативными работниками должны обращаться к своим непосредственным или иным старшим начальникам для получения соответствующего разрешения. При этом для обоснования своих решений они должны представить своим начальникам материалы уголовного дела и перечень вопросов, которые необходимо решить в процессе взаимодействия. После получения от этих начальников разрешения на организацию и осуществление взаимодействия следователи должны незамедлительно обратиться в соответствующий орган дознания, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, с поручением об оказании им помощи в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.

В соответствии с п. 4 и 5 части: второй ст.38 и ст. 152 УПК РФ следователи уполномочены давать органу дознания в случаях и порядке, установленных данным Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Такое письменное поручение является формальным и фактическим основанием установления взаимодействия следователя с должностными лицами органов дознания, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Форма письменного поручения определена в УПК РФ (Глава 57. Перечень бланков процессуальных документов. Приложение № 45):

 

 

Штамп органа предварительного следствия   (дата, исходящий номер)   Начальнику____________________ (наименование органа дознания) ______________________________ (звание, фамилия, инициалы)  
   

Поручение

о производстве отдельных следственных действий
(оперативно-розыскных, розыскных мероприятий)

В моем производстве находятся уголовное дело № _______

(обстоятельства, установленные в ходе предварительного расследования и подлежащие выяснению)

 

На основании изложенного и руководствуясь п.4 и 5 части второй ст. 38 и (или) часта первой ст. 152 УПК РФ

Прошу: ______________________________________________________

(указывается, что конкретно необходимо установить, какие следственные действия, оперативно-розыскные, розыскные мероприятия и к какому сроку требуется выполнить)

Приложения_______________________________________________________

Следователь_________________________________________________

(наименование органа предварительного следствия, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя)

__________________ подпись

 

 

Введение в УПК РФ данной формы требует обязательного ее использования при установлении взаимодействия следователей и оперативных работников органов дознания. Вместе с тем она порождает и весьма сложные проблемы.

Исходя из точного смысла подстроченного пояснения данного бланка следователь при обращении с поручением к органу дознания должен указывать какие, с его точки зрения, оперативно-розыскные мероприятия и к какому сроку требуется выполнить. Но для этого ему необходимо хорошо знать не только виды и содержание оперативно-розыскных мероприятий, но и возможности соответствующего органа дознания для их производства. Кроме того, предписывая органу дознания содержание конкретной оперативно-розыскной деятельности, которое необходимо осуществить в определенный срок, следователь затрагивает организацию этой работы, что противоречит действующему законодательству. В частности, в соответствии с частью первой ст. 12 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» «Сведения... об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность».

Еще одной проблемой, которая возникает в начале организации взаимодействия, является поддержание правильных служебных отношений между следователем и оперативными работниками органа дознания. Этому нередко мешает встречающееся ошибочное представление среди следователей об их преимущественных правах по отношению к оперативным работникам, якобы установленных самим УПК РФ.

Действительно, в ряде статей УПК РФ следователи наделены правами давать органу дознания обязательные для исполнения поручения (п. 4 части второй ст. 38, ст. 210), привлекать к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (часть седьмая ст. 164), требовать обязательное исполнение своих поручений и запросов (часть четвертая ст. 21) и т.д. Но эти императивные волеизъявления следователей ограничиваются лишь предписаниями о необходимости оказания им помощи, содействия при работе по уголовным делам и не распространяются на содержание работы сотрудников органа дознания, выполняющих оперативно-розыскную деятельность. В содержательном отношении следователи и оперативные работники органа дознания осуществляют различные виды правоохранительной деятельности и в этом смысле являются самостоятельными должностными лицами. Следователь это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 41 ст. 5). В частности следователи при расследовании преступлений имеют право выполнять следующие виды действий:

- проверочные действия (в соответствии со ст. 144 УПК РФ производство документальных проверок, ревизий, сбор соответствующих документов и материалов и т.д.);

- следственные действия, направленные на собирание, исследование и оценку доказательств по делу;

- иные процессуальные действия

- предупредительные действия по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (часть вторая ст. 158 УПК РФ);

- розыскные меры;

- вспомогательные технические действия;

- организационные действия.

В отличие от следователей оперативные работники органов дознания осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то этим законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал