Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Счастливы сегодня, счастливы завтра






 

Психологи, в том числе и профессор из Гарварда Тал Бен-Шахар, утверждают, что один из способов проанализировать отношение человека к миру — задать ему вопрос, делает ли его счастливым то, чем он сегодня занимается, а также сделает ли это его счастливее завтра. Мне их совет показался полезным. Через призму этих вопросов и ответов на них можно взглянуть на людей в их рабочей обстановке.

По Бен-Шахару люди делятся на четыре типа.

Первый тип — гедонисты. Это люди, занимающиеся только тем, от чего они получают максимальное наслаждение. Понятие «завтра» для них не существует. Беспокоиться о завтра мы будем завтра. Я же буду получать удовольствие сейчас. Такой подход мне часто случается видеть в стартапах: группа людей в услов­ном гараже делает что-то невиданное, потому что это круто и за­бавно. Они не задумываются над созданием долгоиграющего продукта, рационального и нужного людям. Слишком мало ум­ственных усилий тратится на то, чтобы предусмотреть, как их штуковина будет работать через месяц, не говоря уж о годе. По­том происходит самое обычное. Инвесторы этих ребят начи­нают беспокоиться. Нанимают толпу управляющих, чтобы они пасли наших гениев, в прошлом хакеров. Тут гении обнаружи­вают, что мир, который им так нравился, стал полным отстоем. Появились всевозможные правила, проверки и отчеты. «Но если сегодня наступил отстой, — думают они, — то он останется от­стоем навсегда».

Так появляется второй тип — нигилисты, в которых превра­тились наши гении.[322]

Третий тип — любители крысиных бегов. Это парни, кото­рых обычно зовут, когда надо разрулить ситуацию. Они из тех, кто в надежде на будущие повышения готов вкалывать по 80 ча­сов в неделю (и заставляют это делать других). Конечно, парни мечтают, что когда-нибудь и они станут счастливыми. Когда они, наконец, получают повышения и превращаются в руково­дящих лиц, то естественным образом у них появляется новый уровень забот и проблем, требующих еще больше времени. И они ныряют в работу с прежним рвением. Им по душе кры­синые бега.[323]

Четвертый тип — это люди того склада, которых Scrum пы­тается выявить и поддержать. Люди, работающие над тем, что доставляет удовольствие сегодня, но пристально смотрящие в более прекрасное будущее. Люди, убежденные, что удоволь­ствие будет вечным. Они редко сгорают на работе и почти ни­когда не разочаровываются в ней. Им неведомы негативные эмоции, которые испытывает гедонист, вдруг задумавшийся о завтрашнем дне, или нигилист, или любитель крысиных бе­гов, стремящийся заставить всех ходить строем. Scrum воспи­тывает в этих людях самостоятельность и живое мировоззре­ние. Благодаря совместной работе такие команды помогают ге­донисту без страха смотреть вперед, убеждают нигилиста, что возможно будущее без страданий, а застрявшим в бесконечной крысиной гонке управляющим наглядно показывает, что рабо­тать можно иначе.

Вот почему я ввел в своей компании индекс счастья. Он дает возможность участникам группы помогать друг другу стано­виться лучше. Он систематически, аккуратно и постепенно устраняет причины быть несчастным. Он дает людям возмож­ность меняться и стимул двигаться дальше. Вспомним фунда­ментальную ошибку атрибуции. Даже если вас окружают одни засранцы, не ищите причину в них, ищите ее в плохих системах, которые поощряют подобное поведение. А потом используйте индекс счастья, чтобы исправить ситуацию.[324]

Многие из нас изучали в университете «иерархию потреб­ностей» американского психолога Абрахама Маслоу. В ней человеческие потребности представлены в виде пирамиды: те, которые мы стремимся удовлетворить в первую очередь, и те, которые становятся более актуальными, когда базовые потребности удовлетворены.[325] У основания пирамиды распо­ложены физиологические потребности: воздух, пища, вода, одежда и укрытие. Если у нас нет этого, мы не можем даже и думать о чем-то еще. Следующий слой — безопасность. Не только физическая и финансовая, но и уверенность в здоро­вье. Необходимо иметь доступ к медицинской помощи. Инте­ресно, что многие люди на этом останавливаются, несмотря на то, что следующий слой содержит потребности, совершенно необходимые людям, но часто игнорируемые обществом: лю­бовь и чувство причастности — та самая взаимосвязь, которая культивируется, говорит Zappos. Над ней находится потребность в самоуважении и уважении со стороны окружающих. А на самой вершине пирамиды — потребность в достижении всей полноты своего потенциала. Маслоу больше всего интере­совал верхний слой, и именно на него нацелен Scrum: помочь людям достичь личностного роста и самореализации. Люди на вершине пирамиды не только счастливее и более реали­зованы, они эффективнее и открыты новому. И они способны достичь величия.

Я вижу, как вы закивали, потому что мы все инстинктивно ощущаем эту пирамиду, даже если кто-то из нас никогда ее не видел. Дело в том, чтобы подняться на эти величественные высоты и суметь точно отследить то влияние, которое мы ока­зываем. Если вы руководите бизнесом, то величие вы, скорее всего, измеряете в прибыли и росте дела. Если вы пытаетесь помочь больным, то величие вами измеряется в количестве со­храненных жизней. Если вы пытаетесь изменить мир, то про­изошедшие перемены будут служить лучшим доказательством вашего величия. Если вы просто пытаетесь выполнить все, что вам поручила сделать по дому жена, то измеряете свое вели­чие в том, сколько свободных выходных у вас осталось, чтобы пойти на рыбалку.

Недостаточно просто быть счастливым. Чтобы счастье прино­сило результаты, нужно его использовать. Все элементы Scrum, собранные вместе, существуют ради того, чтобы помочь человеку это сделать. В чем хитрость? В приоритетах. Об этом мы погово­рим в следующей главе.[326]

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал