Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 32 страница
Стоит также заметить, что обе позиции — представление, что человечество распадается на иерархии различных и неполноценных более или менее людей, точно так же как противоположное представление — что все люди по природе равны, — суть примеры метафизического реализма. Ведь оба образа человека ложно подаются как существующие вне времени для прошлого и будущего. Космополитизм означает в своей сердцевине (и на этом настаивает автор) признание инаковости иного. Это уточняет приведенный выше пример. Имеется в виду то, что исключается в обеих позициях — признание иных как отличающихся и равных. Тем самым обе позиции отрицаются и как расизм, и как универсализм (в их различных формах проявления). Космополитизм лишает будущего расизм, якобы вневременной и тем самым имеющий шансы на будущее. Но это также означает, что космополитизм представляет этноцентрический универсализм Запада как преодолимый анахронизм, не попадая при этом в ловушку релятивизма 6. Космополитизм — противоядие от этноцентризма и национализма как справа, так и слева. Тщательно проработанное понимание уродливой мировой спайки этноцентризма и ксе- Здесь полезно различение между универсалистским универсализмом и контекстуальным универсализмом [Beck 19 9 7, 135–149]. ГЛАВА viii. МАЛЕНЬКАЯ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ… нофобии уже может стать первым реалистическим шагом к обретению космополитического common sense. Мультикультурализм и космополитизм Почему нельзя с таким же успехом выразить все это с помощью уже давно введенного понятия «мультикультурализм»? Кто-то сказал, что мультикультурализм — это литературное изложение ситуации, когда кошка, мышь и собака едят из одной миски. В самом деле, мультикультурализм утверждает (хотя и в сильно смягченном виде), сущностную идентичность и соперничество культур. Именно в университетах США политика мультикультурализма часто приводит к пустым репрезентациям меньшинств ради самих репрезентаций, к универсалистскому партикуляризму ради партикулярного. Космополитизм, напротив, предполагает индивидуализацию и усиливает, утверждает ее. Индивид в своей личности, браке, родной семье, в своей трудовой жизни, своих политических концепциях и амбициях есть одновременно член различных, часто территориально разделенных сообществ. Человек в рамках одной жизни проживает разные, разделенные в национальном и территориальном отношениях жизни, истории, воспоминания. В предельном случае мировое общество осуществляется в микрокосме пространства собственного опыта. Понятие «мультикультурализм» предполагает коллективные категории. Оно ориентируется на более или менее однородные группы, которые мыслятся как разнородные или однородные, во всяком случае отделенные друг от друга и объединяющие отдельных личностей. В этом смысле мультикультурализм — противник индивидуализации. Если верить мультикультурализму, то индивида вообще не существует. Это просто эпифеномен своей культуры и общества. Поэтому от дуализма Европы ведет линия versus ее варварских иных через империализм, колониализм, этноцентрический универсализм, различие традиции и современности вплоть до мультикультурализма и «глобального диалога». Отдельный человек может мыслиться только в территориально-иерархических, этнополитических единицах, которые уже «поверх своих границ» вступают в диалог друг с другом. Эта социальная предопределенность индивида, которой отмечены также большие части классической социологии, выявляется и снимается в рамках космополитического подхода. Различные самоидентификации в разнородности своих притязаний не детерминируют индивида, но несут ему освобождение, полное конфликтов, поскольку УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА он вынужден осваивать (в качестве искусства выживания) наведение мостов и переход по ним. Для этого имеются радикально неравные ресурсы. Это ни в коем случае не предполагает веру в космополитический прогресс, ведь космополитизм вполне может привести к власти урода и политически поощрять все направления. Космополитизм, таким образом, подразумевает не вневременное уравнивание или снятие всех различий (как это происходит в глобализме), а наоборот, радикальное восстановление и признание инако-вости культурно иных (других цивилизаций и модернов), будущего, природы, объекта и других рациональностей. В данной книге раскрытое таким путем многообразие тем живительной самокритики западного модерна (критической теории в космополитических целях) рассматривается и разворачивается весьма селективно, т. е. преимущественно в первом измерении — в признании инаковости культурно иных. Перехожу ко второму вопросу этой главы. На чем основано предположение, что именно эта вялая и смутная идея космополитизма могла бы выступить в качестве преемницы великих идей хх века? В своей надгробной речи у колыбели космополитизма мне хотелось бы изложить четыре парадокса: 1. Сопротивление, оказываемое глобализации, ускоряет и легитимирует ее. 2. Глобализация продвигается вперед благодаря парадоксальному братанию ее противников. 3. Подвергание риску самих себя заменяет демократию. 4. Самообоснование заменяет демократию. СОПРОТИВЛЕНИЕ, ОКАЗЫВАЕМОЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, УСКОРЯЕТ И ЛЕГИТИМИРУЕТ ЕЕ 30 января 1996 г. запатистская армия национального освобождения в штате Чьяпас (Мексика) выступила с призывом провести всемирное собрание против неолиберализма и за гуманизм 7. Было предложено организовать серию встреч, на которых оппоненты обсудят стратегию борьбы против глобализации. В призыве подчеркивалось, что власть денег попирает достоинство людей, затрагивает их честь и разрушает надежды. «Неолиберализм есть новейшее имя в истории преступлений, в ходе которых громоздятся привилегии и богатства и демократизируются нищета и безнадежность. Имя глобализации — это имя со- См. в этой связи: David Harvey (2000, 73). ГЛАВА viii. МАЛЕНЬКАЯ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ… временной войны капитала, сеющей разрушения и забвение. На место гуманности этот неолиберализм ставит индексы фондового рынка, на место достоинства человека — глобализацию нищеты, на место надежды — пустоту и на место жизни — интернационал террора». Против интернационала террора необходимо мобилизовать интернационал надежды — таков вывод этого призыва. В этом смысле глобализация действительно порождает пеструю толпу абсолютно разных противников — анархистов, профсоюзных деятелей, неонационалистов, защитников окружающей среды, поджигателей лагерей для иностранцев, мелких предпринимателей, учителей, священников, католических епископов, папу, коммунистов, фашистов, феминистов, ультраправославных, мусульманских фундаменталистов, любителей птиц и секса. Все они — охотно или неохотно, сознательно или неосознанно — действуют согласно девизу запатист-ского движения: «С глобализацией надо бороться с помощью… глобализации!», т. е. на глобализацию террора надо отвечать глобализацией надежды. Сопротивление глобализации завершает глобализацию средствами сопротивления. «Глобализация» есть название странного кругового процесса, продвигающегося вперед двумя радикально противоположными путями — поддержки и протеста. Краткая формула: «сопротивление ускоряет!» или, по словам Рихарда Фалька, «сопротивление глобализации сверху через глобализацию снизу!» Это своеобразное принуждение практиковать и оправдывать сопротивление глобализации только при целеполагании другой, т. е. хорошей, подлинной, глобализации проявляется во многих формах. Тот, кто протестует против глобализации на улицах, не есть «противник глобализации» — какое словесное жульничество! Просто противники поддержки глобализации в противовес другим противникам поддержки глобализации в глобальном властном пространстве хотят утвердить другие нормы. Противники поддержки наперегонки выдвигают глобальные целеполагания и, таким образом, все дальше и быстрее гонят процесс глобализации кнутом сопротивления и противоречия. Все противники глобализации не только делят со своими противниками глобальные средства массовой коммуникации (тем самым расширяя возможности применения последних для целей транснациональных протестных движений и их организации). Они также оперируют на основе глобальных рынков, глобального разделения труда и глобальных прав. Только так и становится потенциально и актуально осуществимой их переходящая все границы вездесущность. Они также УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА мыслят и действуют в глобальных масштабах и категориях, привлекая к ним внимание общественности своими поступками. Их борьба имеет целью укрощение финансовых рынков. Таким образом, они выступают за всемирно действующие соглашения и за организации, которые контролировали бы эти соглашения. Глобализированной экономикой можно управлять только глобально в урегулированных колеях; лишь тот, кто глобально за это борется, имеет шанс на успех. И глобализация протеста, в свою очередь, снова обретает динамику самоосуществляющегося пророчества успеха. Пример из области профсоюзных прав. Право в рамках профсоюза реализовать права рабочих, зачастую существующие только на бумаге, сегодня ни в коей мере не глобализировано. В отличие от торговых правил вто, нарушения существующих конвенций ООН о свободе профсоюзной деятельности или о запрете детского труда санкциями не наказываются. Поэтому в США многие тысячи активистов приняли участие в кампаниях против неограниченной эксплуатации на текстильных фабриках в Мексике, Никарагуа и Индонезии, где швеи за несколько центов в час шьют дорогие фирменные джинсы. Любая попытка самоорганизации подавляется силами полиции. Эта прямая связь протестной культуры в метрополиях с профсоюзниками в развивающихся странах придает движению противников поддержки глобализации глобальную мощь. В этой странной закономерности следует разобраться: сопротивление ускорению глобализации ускоряет само ускорение. Даже если согласиться с тем, что глобализация утверждает себя силой своих врагов, то уже давно нельзя признавать, что все приводит к одному и тому же: не глобальная свобода капитала, но глобальная несвобода жертв глобализации является мотором протеста. Сопротивление неолиберальной программе глобализации форсирует космополитическую программу глобализации. Все кризисы, конфликты и катастрофы, порожденные глобализацией, имеют один и тот же эффект: они усиливают призыв к космополитическому режиму, открывают (вольно или невольно) пространство для глобального властного и правового порядка. Конфликты вокруг глобализации глобализируют космополитический мыслительный горизонт и горизонт ожиданий, понимание необходимости цивилизовать национальные кусательные рефлексы. Существование круга, в котором конфликты и кризисы глобализации ускоряют глобализацию, можно подтвердить многообразно. Поскольку противники глобализации свои протесты на саммитах организуют транснационально, контрмеры полиции в свою очередь транснационализируются. ГЛАВА viii. МАЛЕНЬКАЯ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ… Итак, наднациональный протест требует наднациональной полиции, соответствующей наднациональной информационной системы, наднационального правопорядка и т. д. Глобальное властное пространство действует как самоподтверждающееся пророчество о космополитизации мира. Ведь еще Ницше доказывал: «Тысяча целей были до сих пор, ибо были тысячи народов… недостает единой цели. Еще нет у человечества цели. Но скажите же мне, братья мои: если человечеству недостает еще цели, так не недостает ли, пожалуй, и… самого человечества?» 8 [Nietzsche, 1966, 2. Bd., 323 f]. Все происходит ровно наоборот: космополитический подход к фактическому единству человечества становится предпосылкой постепенной ликвидации расхождения между притязанием на глобализацию и ее осуществлением. Конструируется фиктивная реальность глобализации с целью осуществления ее фикции. Постулированная, достигнутая цель «человечество» становится средством для ее осуществления. Если таким способом сторонники и противники сливаются воедино, образуя разновидность противников глобализации, то неясно, кто и на чьей стороне стоит. Правда, противники, выступающие на улицах, противоречат противникам, заседающим в правительстве. Обе стороны, однако, постоянно стремятся перещеголять друг друга формальными заверениями в верности глобальным нормам и правилам, так что в конце концов уже возникает сомнение, не являются ли протестующие на улице противники глобализации в конечном счете лучшими главами правительств, а правящие противники — лучшими протестующими? Или почему все противники не могут образовать всемирную коалицию со всеми другими противниками глобализации, чтобы перестроить и переоформить космополитический режим в единый, охватывающий все фронты протестный фронт? Пример — «бегство от налогов». Налоговые оазисы, такие как британские Каймановы острова, нидерландские Антильские острова или Лихтенштейн, все больше превращаются в черную дыру мировой экономики, в которой, по оценкам МВФ, зарегистрированы частные состояния в объеме свыше 5 трлн долл., что дает возможность получать доходы без уплаты налогов. По мнению немецкой налоговой службы, из Германии уплывают мимо казны по меньшей мере 10 млрд евро ежегодно. Но все инициативы, направленные на прикрытие так называемых оффшоров, терпели крах, поскольку правительства не применяют силу, чтобы затронуть эту привилегию богатых. Противники Ницше Ф. Так говорил Заратустра / пер. Я. Голосовкера М., 1994. С. 85. — Прим. перев. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА поддержки на улице подхлестывают, таким образом, противников поддержки в правительствах, чтобы, в конце концов, провести необходимые действия. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОДВИГАЕТСЯ ВПЕРЕД БЛАГОДАРЯ ПАРАДОКСАЛЬНОМУ БРАТАНИЮ ЕЕ ПРОТИВНИКОВ В отношении развития групп игроков и стратегий игроков во властной метаигре действует постулат: ни один из акторов — ни капитал, ни адвокатские движения, ни государства — не может осуществить цели во властной метаигре в одиночку. В достижении тех или иных целей все зависят от коалиций. Возникает динамика переплетения, в результате чего размываются и сливаются границы между «за» и «против» и завершается образование круга противников поддержки. Цели нпо — реализация миропорядка гражданского общества — нуждаются в авторитете государств, чтобы отлить этот порядок в формы, обязательные в правовой и политической сферах. Без дееспособных государств плюралистический миропорядок немыслим. И стратегии капитала, преследующего только свои интересы, остаются, в конечном счете, зависящими от государств, с одной стороны, и моральных установок гражданского общества — с другой; только так могут быть обеспечены культурные и политические предпосылки необходимой для капитала свободы инвестиций. В самом деле, противники поддержки, принадлежащие к разным лагерям, все больше сближаются в этой всесторонней инструментализации всех за или против всех. Концерны берут на себя роль нпо, обязуются бороться за соблюдение прав человека во всем мире и повышают свой голос, когда американский президент Джордж Буш, выступающий якобы от их имени, отказывается подписать Киотский протокол о глобальной защите климата. В 1998 г. кампания, которую вели глобальные группы защитников окружающей среды против многостороннего соглашения за свободу инвестиций, завершилась тем, что государства ОЭСР отвергли это настоятельное желание глобально оперирующего капитала. Почему? Разве правительства теперь перешли в лагерь неправительственных организаций? Нет и да одновременно. Неправительственные организации в своем протесте представляли, так сказать, государственные интересы «идеального всеобщего правительства» против интересов пресыщенных национальных правительств. В той мере, в какой правящие круги (прислушиваясь к протестам гражданского общества) понимали, что необходимое мировой экономике соглашение ГЛАВА viii. МАЛЕНЬКАЯ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ… по обеспечению глобальной свободы инвестиций в самом деле противоречит элементарным государственным интересам, они брали сторону неправительственных организаций. Эту игру в смену фронтов можно иллюстрировать бесконечным множеством примеров. Именно это парадоксальное братание противников продвигает космополитический режим. Экологические протест-ные группы «Urgewald» и «Greenpeace», а также «Attac» и Всемирная организации помощи голодающим требуют списания долгов беднейшим странам и радикального изменения курса в политике относительно климата. На этом же настаивает Федеральный канцлер Германии в согласии с другими главами правительств. Слова часто радикально расходятся с реальной политикой. Делается меньше того, что было во всеуслышание обещано и обнародовано в коммюнике после встреч на высшем уровне, или вовсе ничего не делается. Но это просто означает, что неправительственные организации являются лучшей совестью правительства, возможно, они были бы даже лучшим правительством. Их протест нацелен на то, чтобы заставить правительства реально делать то, что они якобы делают, т. е. управлять. Так, все более популярным в среде непарламентских противников поддержки в сша и Европе становится предложение, разработанное и пропагандировавшееся еще в начале 1970-х гг. экономистом Джеймсом Тоби-ном. Всеобщий налог на совокупные валютные сделки должен, с одной стороны, всыпать песку в коробку передач спекуляций, а с другой — в то же время пополнить налоговую казну государств. Расчеты показывают, что эта выплата принесла бы (даже при минимальной налоговой ставке 0, 2 %) более 100 млрд евро — деньги, которые потом можно было бы инвестировать в развитие наднациональных организаций помощи или в базовое социальное обеспечение. И в этом предложении, которое все больше привлекает политический истеблишмент в Европе, неправительственные организации представляют подлинные интересы государств и правительств, хотя и выступают против последних, точнее, интересы будущего транснационального космополитического государства вопреки его сохраняющейся национальной ограниченности. Может быть, освобождение правящих кругов от иллюзии своих национальных и неолиберальных оков и осуществление ими плечом к плечу с неправительственными организациями насущных интересов есть только вопрос времени. Но закон, который здесь намечается, крайне необычен и нуждается в более тщательном рассмотрении, ведь власть и контрвласть оказываются элементами (можно даже сказать: сообщниками) при осуществлении космополитического режима. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА Эта абсолютистская имманентность космополитизма, вырастающего несмотря на всякое сопротивление, может быть истолкована в двух смыслах: космополитический режим — это режим врагов без врагов, т. е. режим, интегрирующий оппонентов посредством инклюзивного умножения их числа. Космополитический режим оказывается вполне способным порождать и обновлять консенсус-диссенсус, который гарантирует его собственное пространство власти. Осуществление космополитического режима и критика космополитического режима суть две стороны одного и того же. Попытка отвергнуть или преодолеть его становится мотором его осуществления. Но это не значит, что космополитизм везде встречает одобрение, что против него нигде не борются. Абсолютистская власть дефиниции космополитического режима не в последнюю очередь выражается в том, что он снимает, утверждает, смешивает и по-новому комбинирует центральные различения. Все являются «противниками поддержки», все суть «как…, так и». Этот принцип воплощен в фигуре профессионального биржевого спекулянта Джорджа Сороса, персонифицирующего как одичавший капитал, так и радикальное контрдвижение. С одной стороны, он своими инвестициями в игорный бизнес заставляет целые страны отбиваться от него, с другой — громогласно проповедует, что финансовые рынки несут опасность саморазрушающего развития. Нечто тоталитарное заложено в этом господствующем принципе «как…, так и», он переваривает в своем колоссальном желудке и деятелей, и их противников, отъедается и за счет сопротивления; он выбивает почву из-под ног сопротивления, упраздняя принцип противодействия. Что было бы «мыслимым другим», «после», «кроме» космополитического принципа? Этот вопрос обращен в пустоту. Снятие противоположностей, которое космополитизм возводит в принцип, абсолютизирует имманентность. Это видно хотя бы из того, что все попытки продолжить игру в старое национальное государство и игру в государство «всеобщего благоденствия» последовательно лишаются основ. Несомненно, всегда будут существовать чрезвычайно мощные реакционные контрдвижения, которые постараются направить в свои паруса штормовой ветер антиглобализационных протестов, чтобы набрать скорость и влияние на политических аренах. Будут оплакивать гибель старого порядка и призывать к реставрации ценностей прошлого — религии, культуры, народа, национальной солидарности, рабочего класса и т. д. В этом смысле многое в современном мышлении на обоих флангах безнадежно инфицировано вирусом ностальгии. Это относится и к обращенным в прошлое видениям различных коммунитаризмов, которые ГЛАВА viii. МАЛЕНЬКАЯ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ… гальванизируют для будущего политическую мифологию всегда прямолинейно протекавшего золотого века. В самом деле, ведь уже сегодня вырисовываются извращенные комбинации политики рынков, открытых миру, и пропагандируемой государством ксенофобии; вовне, в отношении мировых рынков ведут себя адаптивно, приспособленчески, внутри — авторитарно. С точки зрения выигравших от глобализации, все произошло благодаря неолиберализму; с точки зрения проигравших, из-за нее разжигаются фобии к чужакам и дозированно вливается яд реэтнизации. Но даже в этом случае становится ясно, что модернизированный фашизм, если бы он и был возможен, не смог бы противиться принуждению к оппозиционной имманентности. И ему пришлось бы плыть в потоке глобализации, осмысляя это так, что он стремится не препятствовать глобализации, а по возможности ускорять ее. Классический фашизм поступил точно так же, ибо и он был модернизацион-ным движением, которое, с одной стороны, вещало о крови и почве, а с другой — продвигало модернизацию тоталитарными методами. Это, разумеется, не означает, что ландшафт политических партий радикально не изменяется под воздействием цугцванга космополитизации. Можно дать очевидный прогноз для правопопулистской Европы: правый центр будет перемолот, причем в радикальную правую, которая попытается примирить противоречия, связывая глобализацию с рецептурой, заимствованной из замкнутого национально однородного общества. С другой стороны, правый центр будет поглощен центром, который открыт навстречу миру, экономически и политически чует и использует свои шансы в бегстве вперед. Противоречия, свойственные сопротивлению космополитическому режиму, можно проиллюстрировать на примере возможного сопротивления рабочих. Дело в том, что рабочим, если они захотели бы бороться с космополитическим режимом, пришлось бы обратиться против самих себя, против своей собственной традиции интернационализма, т. е. анти-национализма. Интернационализм рабочего движения был борьбой против национального государства и за создание транснациональной солидарности, справедливости, «связи народов» 9. У космополитизма и интернационализма одни и те же духовные корни, они представители одной и той же всемирно-исторической традиции, виды одной и той же человеческой тоски и преследуют одинаковые цели: мир через единство человечества. Универсалистский и пацифистский мотивы определяют историю теорий и деятельности всех интернационалов, «красных» (социалистических), так называемых (полемически) «черных» (церковных) и «серых» (либе- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА Парадоксальная победа глобального капитала над советским марксизмом открыла пространство власти для нового интернационализма «рабочих — без рабочих». И если бы оторвавшиеся от традиций, проигравшие от глобализации рабочие собрались именно под знаменем национального протекционизма, то это стало бы частью извращенного исторического поворота. Тотальное правление по принципу «как…, так и», порождаемое космополитическим режимом, проявляется также в фикциях консерватизма, в котором расцветают странные цветы. Эта интеллектуальная беспространственность оппозиции проявляется не в последнюю очередь в беспомощности пропагандируемых контррецептур. Того, кто, например, исповедует протекционизм в экономике, при котором каждый производит в своей родной стране и, в лучшем случае, экспортирует малую часть товаров, можно заподозрить, согласно ходячим мнениям, в искаженном восприятии действительности, которое уже сегодня грозит ему госпитализацией в психиатрическую клинику. Тот, кто требует радикальных национальных стратегий отгораживания, т. е. запрета на ввоз капитала и товаров, наталкивается на решительное сопротивление бедных стран, выступать от имени которых он сам себя назначил. Притчей во языцех стало то, что национальный протекционизм в длительной перспективе приносит больше вреда, чем пользы. Именно поэтому страны Африки, Центральной Азии и Латинской Америки настаивают на возобновлении так называемого миллениум-раунда вто 10, того раунда переговоров о либерализации, который был остановлен протестными группами в Сиэтле. В безграничном кругe противников поддержки уже больше нет выхода из глобализации. Разумеется, остаются и обостряются внутренние противоречия. Ненависть, с которой эти противоречия разрешаются, растет, возможно, даже потому, что растет понимание непротивоположности противоположностей. Неолиберальная и космополитическая программы для гражданского общества противоречат друг другу в главных принципах и проектах. Кроме того, ясно, что ни одна противоположность между мужчинами и женщинами, Севером и Югом, ральных). Поначалу изменился лишь словарь. На место довольно утопического космополитического кредо «Все люди станут братьями» («Люди — братья меж собой!») выдвигается лозунг классовой борьбы «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (Coulmas 19 90, 485f.). Очередной раунд многосторонних переговоров, посвященный рубежу тысячелетий, в Сиэтле (США), на котором страны — члены ВТО обсуждали вопросы либерализации торговли сельскохозяйственными товарами. — Прим. перев. ГЛАВА viii. МАЛЕНЬКАЯ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ… Западом и Востоком, старыми и молодыми, евреями и арабами, никакое выступление за или против неограниченного использования человеческой генетики не устраняется космополитическим режимом. Напротив: при его установлении стираются границы восприятия социального неравенства, отгораживающие чужие страдания от национального поля зрения и поля деятельности. Угрожающую пропасть, разверзающуюся между благоденствующими странами и прочим миром, уже нельзя больше игнорировать; она прорывается в политическое. Итак, «вечный мир» (Кант), по мере того как он придвигается, оборачивается вечным отсутствием мира. Никто не отрицает масштаба различий в малом: будь то либеральный, тиранический или космополитический режим, в нем всегда сохраняется принципиальное жизненное неравенство. Но — и это «но» надо писать как можно крупнее — все эти противостояния, конфликты, неравенства остаются внутри горизонта космополитического режима, проясняя, таким образом, следующую ключевую мысль: визави космополитическому режиму, который бы поставил его извне под сомнение, немыслим и не предвидится. Эта тоталитарная теневая сторона космополитизма выступает наружу при его осуществлении. 4. космополитический деспотизм: подвергание риску самих себя заменяет демократию Тот, кто помнит всемирно-политические последствия террористических атак 11 сентября 2001 г., понимает, что нельзя легкомысленно доверять государству идею космополитизма, ибо оно использует растущие для него космополитические возможности действия в целях укрепления своей гегемонии и для транснационального развития государств-надсмотрщиков. Аргумент об угрозе распахивает ворота всемирно-политическому фундаментализму предотвращения опасности. Космополитический деспотизм означает следующее: всемирно-политическая инструментализация космополитических опасностей угрожает откатиться назад, за модерн, выплескивая вместе с водой ребенка, так как вместе с базовым институтом Первого модерна — национально-государственной демократией — упраздняется базисный принцип модерна, в общем виде — центральное значение демократии. Образуются разные виды рефлексивного фундаментализма — глобальный, антидемократический популизм защиты от опасности, но возникают и формы его самообоснования эффективностью и правами УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА человека, которые одновременно подрывают и превосходят демократическую легитимацию по масштабу и методу. Фундаментальная амбивалентность космополитических рисков проявляется в том, что они во всем блеске демократии и ее средствами совершают и легитимируют абсолютно тайное расторжение договора с ней. Чтобы понять, какие силы привлекаются для этого, необходимо проанализировать привлекательность риска. Глобальные риски ставят под вопрос выживание человечества, следовательно, открывают глобальные возможности действия. Прогноз очевиден: столетие, в котором сама планета подвергает себя риску, будет как никогда прежде столетием «единого мира». Знание того, что все трагедии нашего времени по происхождению и масштабу являются глобальными, способствует возникновению космополитического горизонта опыта и ожидания. Мы понимаем, что живем в глобальной взаимосвязи ответственности, из которой никто не может выскочить. В этом смысле трагедия 11 сентября зримо продемонстрировала (впервые за последние 50 лет), что мир и безопасность Запада уже не совместимы с существованием очагов конфликтов в других регионах мира и их причин. Этот транснациональный аспект делает необходимой кооперацию поверх границ для решения собственных проблем. Конечно, крах глобальных финансовых рынков или изменение климата приводят к разным последствиям в разных мировых регионах. Но это ничего не меняет в том, что под угрозой находятся все и что в будущем каждый потенциально может оказаться под еще большей угрозой. Вот почему глобальное восприятие глобальных рисков порождает в каждой стране общий национально-глобальный интерес. Нетрудно предсказать, что сражения из-за дефиниций вокруг этих титанических проблем породят конфликты нового рода. Но важно понять и то, что именно эти конфликты раскрывают интеграционные функции, поскольку и пока они внушают всем, что глобальные решения должны и могут быть найдены не посредством войны, но только путем переговоров и договоров.
|