Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 28 страница
О том, что эта ситуация характерна для вызывающего споры генетически модифицированного продовольствия, свидетельствует один прагматический показатель. На вопрос, застрахованы ли в частных компаниях заводы по выпуску генетически модифицированных продуктов питания, следует ответить однозначным «нет». Концерны и их эксперты утверждают: «Риска нет», но отрасль частного страхования, которая должна отвечать за этот нулевой риск собственным капиталом, говорит: «Слишком рискованно, не подлежит дешевому страхованию!» Концерны зачастую не гнушаются очернением сознания риска у потребителей. Делается это, видимо, потому, что концерны не могут рассчитывать на противоядие от адвокатских стратегий риска — если только они не ведут действительно (а не только на словах) прозрачную информационную политику. Стратегия риска, таким образом, еще и потому так успешна, что отстаивает основное право потребителей: желание получать информацию. В вопросах потребителей о риске скрываются требования о соучастии в принятии решений в сфере технического и промышленного производства, а также продуктов потребления. Так адвокатским движениям удается на примере генетически модифицированного продовольствия сформулировать вопрос: кто правит нашей жизнью? Генетически модифицированные продукты питания — глобальное дело. Непредсказуемость последствий для планеты волнует людей во всем мире. В то же время эта глобальность явления объясняет, почему концерны, с одной стороны, делают ставку на глобальную пробивную силу, а с другой — именно благодаря этому попадают под удар стратегии риска. Ни одна страна не может в одиночку запретить введение модифицированного продовольствия и сельхозпродуктов, не входя в противоречие с системой открытых всему миру рынков. Если какое-то правительство оттягивает введение генетического продовольствия, оно не только оказывается в оппозиции к гигантам пище- ГЛАВА vi. СТРАТЕГИИ ДВИЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА вой промышленности, которые хотят утвердить единые стандарты для всего мира (пока эти стандарты идут им на пользу), но вступает в конфликт со Всемирной торговой организацией и т. д. Но одновременно эта кажущаяся сверхмощной глобальная пробивная коалиция концернов, вто и правительств создает фон, делающий напуганных потребителей (во всяком случае в Европе, но также и в США) восприимчивыми к систематически игнорируемым рискам и бесконтрольности. 3. СТРАТЕГИИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ Адвокатские движения могут пролить свет на следующее обостряющееся противоречие: с одной стороны, после окончания конфликта Востока и Запада все государства ссылаются на нормы демократии; с другой стороны, экономическая и политическая глобализация означает скандальную де-демократизацию коллективно обязательных решений. Если стратегии риска тематизируют расхождение между притязанием на контроль и бесконтрольностью, то стратегии демократизации обнаруживают очевидные противоречия между всеобщим признанием демократии и ее катастрофическим упадком. Как ни странно, подобные стратегии нередко начинаются там, где провалились попытки мобилизовать массовую поддержку. Стратегии демократизации подхватывают размытые основные нормы и убеждения (например, защиту прав человека), чтобы трансформировать их в готовность действовать. Таким образом, особенность адвокатских стратегий и движений состоит в сложности (классические политологи сказали бы: маловероятности или невозможности) перевода столь же всеобщего, сколь и необязательного консенсуса в целенаправленные поступки. Это, следовательно, удается только при определенном сочетании условий, коалиций и возможностей действий. Подобные адвокатские стратегии должны опираться на надежно проработанную информацию — факты, которые должны выдержать тест на точность (как это легко предвидеть) в конфликте, вызванном их опубликованием. Но одних категорий и цифр недостаточно. Цифры должны содержать голоса, лица и истории из жизни, публично рассказанные людьми, которым нанесен ущерб. Многие стратегии активизации опираются, следовательно, на связь между фактами и историями из жизни, которые вызывают сострадание. Это символически переданное сострадание не может быть порождено в соответствии с масштабом всеобщего разума. Оно должно находиться в согласии с фундаментальными убеждениями о человеческом достоинстве, которые существуют в разных контекстах и культурах, на фоне разных традиций. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА Так, далеко не все люди в мире придают одинаково большое значение правам человека — как индивидуальным (всеобщим), так и целостным, но всюду господствует родственная вера в человеческое достоинство. Вот почему нарушения прав человека, как правило, противоречат существующим представлениям о человеческом достоинстве. Поэтому лица, которые рассказывают о телесных повреждениях, нанесенных им в результате государственного преследования и пыток, вызывают сострадание людей, живущих в разных культурных контекстах, вне зависимости от того, связано это первично с требованиями соблюдать права человека или уважать человеческое достоинство. Для того чтобы вызвать транснациональный резонанс, важно, следовательно, не только документировать нарушение всеобщих норм, но сделать наглядными цифры с помощью жизненных историй. В переводе на циничный язык социологии это звучит так: адвокатские движения должны поучиться у профессиональных попрошаек, которые (особенно в эпоху европейского Средневековья) достигли высокого уровня артистизма, меняя свое обличье ради конвертации сострадания богатых христиан в звонкую монету. Да и обходной путь — через другие государства — часто является кратчайшим для обнаружения нарушений прав человека в национальных масштабах и мобилизации политического сопротивления. Так, международные контакты и координации способны увеличить число голосов, которые помогут преодолеть глухоту и слепоту национальных властей или правительств к определенным нарушениям прав человека. Это тем более справедливо, чем явственней растут, благодаря этим связям, расходы национальных правительств, точнее, плата за неведение о фактах попрания свободы, демократии и человеческого достоинства. В этом смысле адвокатские стратегии вынуждают дать новое определение национальному интересу, повышая расходы на обучение в части прав человека. Все это предполагает, что не только адвокатские движения, но также их интернациональные партнеры сознательно релятивируют и подрывают принцип национальной суверенности. В результате этого глобальность ценностей и сетей, которую обосновывают и активируют акторы адвокатских движений, может стать своего рода самоисполняющимся пророчеством. 4. СТРАТЕГИИ КОСМОПОЛИТИЗАЦИИ Адвокатские сети и движения нередко воспринимались как исполнительные органы культуры глобальных ценностей, сравнимые с Меж- ГЛАВА vi. СТРАТЕГИИ ДВИЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА дународным олимпийским комитетом или Красным Крестом. Но подобная оценка не отвечает их роли, ибо адвокатские движения никоим образом не реализуют заданные глобальные ценности. Более того, они перетолковывают, создают и утверждают международные нормы и правила, причем в тот момент, когда пытаются использовать их в конкретных политических контекстах и кампаниях. Теория мировой культуры, сформулированная Джоном Мейером, Джоном Боулом, Джорджем Томасом и другими, предполагает, что международное общество возникает в той мере, в какой всевозможные акторы распространяют по всему миру глобальные нормы. Сюда указанные авторы относят национальные правительства, а также международные соглашения и неправительственные организации, в число которых включают как классические нпо, так и концерны, действующие транснационально. Все они единодушны в отношении (часто невидимых) последствий их действий: они поддерживают и усиливают процесс институционализации мировой культуры в соответствии с принципами универсализма, индивидуализма, рационализма и мировых гражданских прав. Согласно такому подходу не существует никакого осмысленного различия между транснациональными акторами и стратегиями, которые поддерживают господство национальных государств и транснациональных концернов или бросают ему вызов. В противоположность этому различные акторы не только стоят на разных позициях в выкристаллизовывающейся структуре господства мирового общества и соответственно располагают весьма разными стратегическими потенциалами, но преследуют весьма разные цели и задачи. Поэтому необходимо выделять категории национальных и транснациональных акторов. Причем логику транснациональных адвокатских движений нельзя путать с целями и задачами, которые преследуют, например, институты технической безопасности, Всемирная торговая организация или концерны. В этом смысле теоретики мировой культуры неверно понимают особенность адвокатских стратегий. Последние тематизируют и используют стремительный упадок легитимности государственного и мирового экономического господства, участвуя, таким образом, в создании и формировании возникающего космополитического режима. В деятельности адвокатских стратегий истончаются стенки национальных государственных и общественных сосудов, становясь прозрачными для космополитической ответственности и власти. Но все же для этих движений и их стратегии справедливо то, что национальные рамки хотя и размываются, но не упраздняются. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА Космополитическая цель, которую озвучивают адвокатские движения, подразумевает, как и прежде, государственных адресатов. Они, а не транснациональные акторы как таковые или одиозное всемирное государство, в своих моральных и правовых основаниях должны сделаться восприимчивыми к космополитическим ценностям. Ключевой постулат формулируется так: права человека никогда не могут быть реализованы и гарантированы как таковые, но всегда только в большой коалиции государств (возможно, также концернов в области господства отдельных государств). Индивидов, восстающих против нарушения прав человека и гражданских прав, необходимо поддерживать транснационально и транскультурно в их сопротивлении государству, которому они принадлежат. Космополитическое общество может быть пробуждено внутри и оказывать давление извне. Но ответственными акторами политического остаются государства. Именно значимость адвокатских движений, созидающая ценности, институты и политику, с необходимостью приводит к реалистическому взгляду на их внутренние противоречия и границы. Акторы глобального гражданского общества оказываются перед дилеммой: с одной стороны, в осуществлении своих целей они зависят от государств; с другой — являются главными оппонентами государств и концернов. Чтобы успешно действовать, они должны превращать государства как бы в горячих неофитов ценностей гражданского общества — прав человека, защиты окружающей среды и т. п. Вместе с тем со своими успехами они оказываются ненужными и удушаются кооперативными объятиями государств и концернов; как правило, имеет место и то и другое. Различные фракции глобального гражданского общества в высшей степени противоречиво оценивают вопрос о суверенитете и отвечают на него в зависимости от того, где находится родина акторов — на севере или на юге. Северные активисты видят в эрозии суверенитета хорошую вещь, южные — плохую. В этих противоречивых восприятиях и оценках отражаются противоположные исторические позиции: если северяне судят и действуют на основе исторически укрепившейся в ходе истории государственной системы, то южане часто сталкиваются с ситуацией, когда само слово «демократия» звучит издевательски, а уж слово «государство» остается утопией. Чем реалистичней становится речь о космополитическом обществе, тем ожесточенней конфликт вокруг того, что и для кого значат его ценности, понятия, институты и структуры. ГЛАВА VII КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ ГОСУДАРСТВА и политики ВО ВТОРОМ МОДЕРНЕ В предыдущих главах я изложил следующий аргумент: политическое в глобальном столетии не вымерло, но переселилось. На наших глазах, нашими руками совершается трансформация понятия и форм политического, воспринять и исследовать которую мешало отсутствие исторически адекватных категорий и форм восприятия. Структура возможностей политического прорывает дуализм национального и интернационального и располагается в глокальном пространстве. Мировая политика превратилась во внутреннюю мировую политику, которая лишает национальную политику границ и оснований. Стратегии капитала оказывают давление на государства и заставляют их делать вынужденные ходы. Об этом говорит политическая экономия с самого начала. Вопрос в том, как они это делают, а также то, как всемирно-политическая экономическая власть использует в своих интересах угрозу ухода инвестиций и потому торжествует над политикой, закосневшей из-за привязанности к почве. Мировые экономические акторы, таким образом, не являются принципиально более могущественными, чем государства. Но они раньше вырвались из ограниченности национальной ортодоксии: вот это и является новым. Итак, если кто ожидает возврата политического в понятии и форме национального государства, то он непременно поддержит жалобный хор, ноющий о конце политики. Один из пороков методологического национализма состоит в том, что он по большей части мешает политической теории и политической науке увидеть в отношении изменения форм политического, произошедшие во Втором (космополитическом) модерне. Тем самым упускается из виду политическая рефлексивность общества и истории, открытых навстречу будущему, основной опыт историчности, двойной контингентности, трансформации в открытое будущее с иным типом общества, государственности и политики. Глобализация неизбежно порождает мировую по- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА литику. Но как можно определить роль политики в Новой мировой политической экономике? Как может политика использовать свои шансы? Кто выбирает стратегии? Кто побеждает? Эти вопросы будут рассмотрены в данной главе в шести разделах: 1. Конец конца политики (еще раз о властной метаигре). 2. Томас Гоббс, переписанный для всемирного общества риска (восприятие цивилизаторской угрозы человечества самому себе как источник легитимности глобального господства). 3. Государственные формы Второго модерна (понятия и формы государственности изменяются). 4. Идея неолиберального государства расколдовывается. 5. Политические формы Второго модерна (политические понятия и формы изменяются). 6. В поисках утраченного воображения (типология критики). 1. КОНЕЦ КОНЦА ПОЛИТИКИ Диагноз о конце политики характерен для взгляда национального, но не космополитического. Противоречие между национальной и космополитической перспективой едва ли могло быть более радикальным: если национальная перспектива создает видимость чуть ли не отсутствия контингентности политики, то космополитическая перспектива рисует образ глобализации контингентности. В соответствии с этим контингентность политики уже не осуществляется в данной и твердо установленной схеме правил изнутри и извне, национально и интернационально. На место этого, как бы для вечности отчеканенного политического железного порядка выступила двойная игра контингентности. Игра классического индустриального общества продолжается. Одновременно многие требуют перевернуть с ног на голову (и уже начинают переворачивать) саму систему правил игры, причем абсолютно неясным остается (в переносном смысле), должны мы в будущем играть в преферанс, в лото или в футбол. Политика, диктуемая правилами, и политика, изменяющая правила, переплетаются друг с другом, смешиваются и пересекаются. Различение правил игры и самой игры, заднего и переднего плана, институциональных рамок и контингентного действия уже не работает. Таким образом, различие мира национального взгляда и мира космополитического взгляда состоит в различии контингентности. Если при национальном подходе оно стремится к нулю, то космополитический взгляд открывает для шансов и судеб контингентное пространство действия, о котором при национальном подходе и не подоз- ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… ревают. Иными словами, пространство стратегий, которое начинается за пределами национально-государственного самовоспроизводства (к примеру, стратегии Большой политики, детерриториализации государства, транснационализации, множественных государственных коалиций, глобальные стратегии риска, переплетения внутренней и внешней политики, «выигрыш — выигрыш», стратегия космополитизации права, региональной космополитизации), конституируется только при космополитическом подходе. И именно в этом, как бы математически схватываемом различии заложено основание критического потенциала Новой критической теории: критика равна различию между числом, масштабом и качеством государственных стратегий, которые открывают космополитические перспективы или, соответственно, закрывают национальные. В чем заключается ключевой момент критической теории? Он кроется в трех соображениях. Во-первых, пока политические акторы следуют логике национального взгляда, нет никакой разницы, кто правит. Космополитический взгляд указывает на то, что национальный взгляд заводит в политический тупик. Во-вторых, стираются противоположности между партиями. Это констатирует и политология, ставящая диагнозы современной эпохе, но с одним существенным различием: она утверждает и удваивает тем самым тезис о конце политики. Однако это радикально противоречит глобальной контингентности политического, которую диагностирует космополитический взгляд. В-третьих, Новая критическая теория учит, что у партий могли бы появиться различия, если бы они раскрылись для организационного многообразия начинающей развиваться мировой внутренней политики. Тезис о конце политики гласит, что наступил конец национально-государственной политики. Это открывает широкие возможности для космополитической смены горизонта. Конец национальной политики есть начало политики транснациональной. Она может быть превращена в космополитическое государство. И причина неудачи любых политик и политологий, основанных на национальном подходе, в игнорировании этих тезисов и соображений. Однако в одиночку из национальной парадигмы не выйти, ибо пространство, охватываемое изолированными стратегиями, слишком узко. Не только для капитала, но и для глобального гражданского общества остается в силе утверждение, что без государства нет коллективно обязательных решений, никакой легитимации. Но справедливо и обратное: без союзов между партиями и правительствами, с одной стороны, глобальным гражданским обществом и фракциями капитала — с другой, немыслима никакая основательная реформа государственной УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА политики. Только благодаря объединению в единую сеть (на программном и организационном уровне) политики, государства и транснациональной субполитики с их мировыми сетями власти в сфере экономики и гражданского общества совершится трансформация национальной парадигмы государственности в космополитическую. Критический потенциал Новой критической теории заключается не столько в моральной проповеди и ориентирующей силе космополитизма, сколько в инверсии действительности и возможности. Гипотезы о пространстве возможностей государственных стратегий читаются как критика политического действия, когда возможному (космополитизации) придается приоритет по отношению к действительному (национально-государственной ортодоксии). Необходима спекулятивная игра à la baisse 1. Не идея высокой морали, но жажда власти, составляющая, согласно Максу Веберу ядро политики, соблазняет на то, чтобы испробовать идею космополитического режима и государства. Политический и интеллектуальный танец на острие национального заменяется стремлением обойти неизведанные ландшафты, познавая противоречия и дилеммы космополитических стратегий политики и испытывая упоение от них. 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ВОЛК: ТОМАС ГОББС, ПЕРЕПИСАННЫЙ ДЛЯ ВСЕМИРНОГО ОБЩЕСТВА РИСКА Мы так и не ответили на ключевой вопрос: как избежать ловушки национальности? Что может побудить уверенные в себе нации к тому, чтобы поделиться своим национальным суверенитетом с другими нациями или вообще отказаться от него? Это восприятие цивилизаторской угрозы человечества самому себе, которая снимает блокировку национального взгляда, но одновременно становится источником глобальных политических опасностей. Данный тезис мы будет развивать в этом разделе. Чтобы изложить (по крайней мере в основных чертах) этот аргумент угрозы самому себе, занимающий центральное положение в политической теории Второго модерна, необходимо переместить двух авторов — Фрица В. Шарпфа и Томаса Гоббса — из национальной перспективы в космополитическую. Шарпф проводит различие между демократией и легитимацией и присоединяет к этому предположение, что модерные государства и правительства должны основывать легитимность своего господ- на понижение (франц.). ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… ства не только на демократии, ведь они располагают как источниками «легитимности на входе» (которую Шарпф также называет господством через народ»), так и «легитимностью на выходе», которая определяет себя по эффективности решения проблем (которую Шарпф называет господством для народа). Понятие «народ», как и понятия «input» и «output» 2, предполагают наличие национального подхода. Параллельно Шарпф проводит различие между партиципацией (участием) и консенсусом (согласием). Консенсус не связан с партиципацией. Эффективность решений политических проблем является важным источником национально-государственного господства. В национальном контексте или взгляде господство для народа и через него (т. е. через партиципацию и эффективность) может и должно равным образом быть легитимируемым и легитимироваться. Уже на такой многоуровневой системе политического действия, как Европейский союз, эти источники легитимности расходятся, как было показано Фрицем Шарпфом на примере конкретного случая. Чтобы ответить на вопрос, как преодолевается блокировка национального взгляда, необходимо расширить источники легитимности политического господства: наряду с демократией и эффективностью возникает восприятие цивилизаторской угрозы человечества самому себе. Последняя дополняет не только легитимность демократии, привязанную к национально-государственному контексту, и не привязанную к национальному контексту а-демократическую легитимность эффективности, но одновременно ставит под вопрос весь национально-государственный порядок легитимности. Вместе со всемирным обществом риска и внутри него возникает автономный источник мировой политической легитимности господства, когда акторы (не только государства, но и адвокатские движения гражданского общества, а также концерны) могут ссылаться на то, что они отводят угрозу человечества самому себе или противодействуют ей. Сила легитимности обладает здесь совершенно иными измерениями и в отношении ее господства и масштаба. Ведь она выступает против опасности, угрожающей выживанию не отдельных личностей, групп или народов, но всех людей, совокупного человечества. Примат самосохранения, не зависящего от влияния моды, есть первое благо человечества. Среди всех видов зла на первом месте стоит смерть. Она неизбежна на уровне отдельного человека, но не на уровне человечества. Смерть человечества, самоуничтожение всех, как возможность человеческого действия, есть то новое, что ввод и вывод (англ.). УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА привнесла в мир цивилизация. Страх перед этим может породить глобальный консенсус, который создаст глобальную власть. То, что эта власть консенсуса глобального легитимного господства, отводящая опасности, угрожающие человечеству, имеет крайне амбивалентные последствия, заложено в природе политического. Возможное самоубийство человечества, таким образом, никогда не является добровольной смертью (от отчаяния, боли, одиночества) индивида. Это всегда «недобровольное убийство» всех — коллективное убийство как невольное побочное следствие научного, технического, военного, политического действия; «убийство», которое как бы вытекает из поступков и приобретшей самостоятельность системы поступков. Не современное, но будущее, не фактическое, но возможное событие. Восприятие угрозы самоубийства рода раскрывает доступ к глобализированной легитимности и к источникам консенсусной власти. Эти источники легитимности глобального господства являются, во-первых, а-демократическими. Они сами уклоняются от всякого демократического процесса на основе своей глобальности, но зависят от глобального восприятия и признания, т. е. от презентации в СМИ. Во-вторых, они являются потенциально антидемократическими, поскольку с воспринятой опасностью для человечества растет готовность избавиться от демократических оков. Политическая теория суверенитета Томаса Гоббса зиждится на формуле «homo homini lupus est» («человек человеку волк»). Политическая теория общества риска исходит, в противоположность этому, из несколько иного принципа: «человечество человечеству волк». Характер хищника, о котором говорит Гоббс, атрибутируется не отдельному человеку, но человечеству. Человечество есть субъект и объект угрозы самому себе. Легитимность создается не национальной «коллективной верой» (Макс Вебер), но верой в возможность предотвратить угрожающую человечеству опасность с помощью заместительного для угрожающего человечества политического действия, которое и обеспечивает легитимность. Поэтому основные отношения совместной жизни, включая сам национально-государственный порядок, оказываются под властью примата изменяемости, альтернативности контингентности. Положение «человечество человечеству волк» указывает на амбивалентность как принцип космополитической теории: возможность самоубийства рода открывает новое начало в связи с тем, что конец угрожает всем людям. Можно даже спросить: власть какого масштаба могла бы в принципе вообще защитить человечество от человечества? Конечно же, не работники Красного Креста, которые создали историю политической теории. Ни пролетариат, ни беднейшие из бедных ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… в глобальную эпоху, ни просвещение, ни воротилы глобального капитала, ни партийные вожди и главы правительств, ни «добрый диктатор» мирового общества тут не помогут. Если уж на то пошло, то лишь восприятие опасностей, грозящих человечеству, от которых нельзя отмахнуться и которые нельзя вывести куда-нибудь вовне, может пробудить силы, учредить глобальное сообщество судьбы, которое проломит стену национально-государственных границ и эгоизмов — по меньшей мере на одну мировую секунду. Эта политически-легитимационная сила глобальной перцепции глобальной опасности не привязана к объективному характеру рисков, поскольку она затрагивает восприятие. Ее, как уже говорилось, необходимо внедрить в головы и сердца людей, очистив от этой вездесущей объективности, с помощью глобальных символов и информации. Знание этой диалектики краха и Нового начала является центральным: центр (т. е. воспринятая угроза человечества самому себе), в котором рушится национальный порядок, является одновременно точкой возникновения транснационального порядка, включая крайне амбивалентные альтернативы, которые тем самым выдвигаются в горизонт политически возможного. Восприятие означает также предвидение. Восприятие опасностей, угрожающих человечеству, способствуют разрушению правления прошлого, доминирования границ и традиций. На смену ему приходит правление будущего, в котором распространяется ненадежность, связанная с риском. Координаты пространства и времени очерчиваются по-новому. Пространства опыта и горизонты ожидания расходятся. Вырисовывается глобальное пространство господства, в котором признаки негативной и позитивной интеграции, подчиняющиеся логике национального взгляда, группируются по-новому. Во-первых, речь идет о слиянии позитивной и негативной интеграции. Она позитивна, потому что восприятие опасности порождает политическую рефлексивность глобальности. Негативной эта сила глобального восприятия опасности, порождающая консенсус, является потому, что одним махом вскрывает национальную замкнутость, причем, в соответствии с тенденцией, интра- и интернационально. Во-вторых, на место демократического консенсуса того или иного народа вступает консенсус человечества, однако без демократической легитимации и даже без возможности ее осуществления. Испуг, который глобализировали через СМИ 11 сентября 2001 г., лишь на первый взгляд может показаться равнозначным глобальному голосованию. Са- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА мой могущественной в военном и экономическом отношении нации мира в результате шока от опасности подавляющим большинством людей была дана санкция отвести опасность, грозящую моральному и физическому существованию человечества. Воспринятые угрозы роду человеческому превращаются в источник глобального популизма защиты от опасности, который уполномочивает и легитимирует радикальные действия, включая военные интервенции в иностранные государства. Опасности, угрожающие государству, создают общественность и порождают вынужденные действия, по сравнению с которыми процедуры голосования предстают как реликты идиллического мелкотравчатого мирка, в котором еще можно поспорить о таких роскошных демократических тонкостях.
|