Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 30 страница
Многие политологи придали вере и надежде концептуальное оформление, согласно которому тип партикулярного государства может пониматься как универсальный именно тогда, когда противоречия в системе партикулярных государств если и не могут быть разрешены, то все же сглаживаются в ходе истории. Роль теорети- позитивный сдвиг проблем (англ.) — термин Имре Лакатоса. — Прим. перев. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА ков международных отношений заключалась в том, чтобы напомнить нам об этом. Однако вопросы о том, как различные государственные типы могут сосуществовать друг с другом и друг против друга, причем не только краткосрочно, но и в длительной перспективе, как, следовательно, выглядит и поддерживается в равновесии мир, в котором у национального государства уже нет монополии на идеал, в котором плюрализация мира государств привела к системе взаимопротиворечащих концепций государства, — эти вопросы метатрансформации государственности еще не поставлены. Что касается межгосударственных отношений, то между национально-государственным Первым модерном и плюрально-государ-ственным Вторым модерном имеется существенная разница. Если в Первом модерне в качестве предпосылки предполагалась принципиальная гомогенность глобально действующего идеала «национальное государство», то во Втором модерне государственность дифференцируется, и необходимо упорядочить мешанину взаимопротиворечащих государственных форм и концепций государств (например, в тех случаях, когда этнические государства приходят к совершенно другим, по сравнению с космополитическими государствами, представлениям и оценкам границ, суверенитета, прав человека и связанных с этим международно-правовых норм и толкований). Это демонстрируется сегодня в отношении США к Европе, например, в вопросах защиты климата, а также в учреждении Международного трибунала. В обоих случаях Европа представляет космополитическую точку зрения, тогда как сша придерживаются идеала гегемонистского национального государства. Если в Первом модерне нестабильность межгосударственной системы заключалась в анархии в отношениях между национальными государствами, которая, однако, могла быть урегулирована благодаря однотипному пониманию государственности, то на место «анархии равных» приходит «анархия неравных концепций государственности», которую гораздо труднее укротить. Иными словами, в области государственности совершается то, что еще раньше практиковалось в иных сферах общественных наук. Место идеала «нормальная семья» заняла признанная плюрализация форм семейной жизни; место монополии идеала «нормальный труд» — все еще спорная плюрализация форм труда. Однако обеспечение стабильности и безопасности в мире плюральной государственности остается открытой, доселе не познанной, не решавшейся проблемой. Было бы, разумеется, абсолютно неверным допускать, что во Втором модерне все государства или народы в мире имеют одинаковые возможности выбора между альтернативами государственности. (Точно ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… так же неверно было бы преуменьшать роль или отрицать отношения исключения, с одной стороны, а с другой — побочные последствия и противоречия между отдельными стратегиями и группами стратегий.) Напротив, важно проанализировать вопрос о конфликте возможностей: как становится возможным, с одной стороны, заключение союзов между государствами, открытие космополитической перспективы; а с другой стороны, сколачивание с помощью стратегий капитала коалиций, которое в космополитическом государстве должно быть прекращено? Как становится возможным проводить этнизацию государства, но при этом оставаться пригодным для мирового рынка, если перед лицом мировой общественности акторы глобального гражданского общества пригвождают этнический протекционизм к позорному столбу? Как становится возможным добиваться в предвыборных кампаниях политической поддержки законодательства, открытого миру, если в результате этого делегитимируются глобальные неравенства? Не следует ли различать стратегические властные возможности государств, исходя из того, вторгаются активно отдельные государства и группы государств во властную метаигру мировой политики или необоснованными решениями других объявляются жертвами и неудачниками глобализации? Какая последовательность стратегий позволит государствам-жертвам войти во всемирно-политическую роль соучастника, в результате чего они смогут решать свои национальные проблемы также с помощью глобального содействия? Насколько притязание наднациональных организаций, например МВФ, на власть и контроль противоречит возможностям отдельных государств взять на себя роль инициатора борьбы против неолиберализации и превращения мира в гигантский рынок? Как организовать многосторонние глобальные политические акции, если господствующие государства (прежде всего США), начертали на своих знаменах девиз неолиберализации мира государств? Если властные интересы препятствуют стратегиям транснационализации и космополитизации государств, разве эти стратегии в таком случае не исключаются из политики, пусть они, в принципе, и возможны? Может быть, только следующая катастрофа (которая непременно разразится) сделает очевидным необходимость космополитической переориентации? Или ситуация обратная: глобальные последствия мировой катастрофы как раз и уничтожат предпосылки космополитической смены УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА подхода и помогут этническому государству или транснациональному государству-цитадели осуществить прорыв? Как оценить разрыв между намерениями и результатами во всемирно-политических сценариях? Так, намерение обновить политику в духе космополитических государств и космополитической демократии весьма легко может обратиться в свою противоположность и направить ветер в паруса этнических сепаратистских движений и партий. Оказывается роль инициатора борьбы за космополитический подход снова в центре или находится только (или также) на периферии? Какую роль могут играть азиатские государства-тигры, которые перед лицом глобальных взаимозависимостей преодолевают свои исторические противоречия и табу и стремятся к региональным, мульти-национальным государственным моделям? Является, с другой стороны, доминантной моделью будущего безграничное и беспредельное насилие в израильско-палестинском конфликте или мультиэтническая, мультинациональная, космополитическая Европа, которая самоуверенно определяет и развивает свою всемирно-политическую роль? Может быть, инициативу космополитического поворота все-таки подхватят, несмотря на их разнородность, бедные государства «семидесятисемерки» (G-77), которые в июле 2000 г. во время встречи на высшем уровне в Женеве выступили с поддержкой налога Тобина? Или подобная роль инициатора борьбы не-западных государств может повлечь лишь штрафные санкции, которые ускорят и так уже давно назревающий экономический спад, социальную имплозию и эскалацию политического насилия? 4. При глобальном восприятии риска утопия неолиберального государства утрачивает свою убедительность В поисках контрвласти, которая могла бы противодействовать гегемонии неолиберализма, воплощенного, например, в политике США и мвф, оценивается и, как правило, отвергается целый ряд актантов — глобальные группы гражданского общества и сети антиглобалистских движений, государства Европейского союза или даже страны-неудачники, пострадавшие от глобализации в Южном полушарии. Как правило, в поле зрения не попадает всемирно-политический движущий мотив цивилизационного восприятия рисков и защиты от них. Его политическая сила, пожалуй, лучше всего видна на примере эффекта «религиозного» обращения, порожденного восприятием террористи- ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… ческой угрозы правительством Буша, отличавшимся поначалу ультралиберальными убеждениями. Под впечатлением от террористической опасности правительство США добилось от Конгресса принятия дополнительного бюджета, этой насмешки над неолиберальным кредо, с которым правительство выступало на первых порах. На вопрос журналиста, не вступает ли эта расходная политика в явное противоречие с неолиберальным пониманием государства, исповедуемым правительством Буша, пресс-атташе этого правительства лаконично ответил: «Национальная безопасность превыше всего». Если до 11 сентября 2001 г. действовал девиз «Меньше государства!», то после 11 сентября он изменился на противоположный — «Больше государства!», причем во всем мире. Утопия неолиберального государства разом политически устарела. В самом деле, общественное восприятие и рефлексия по поводу опасности терроризма в США привели к тому, что триумфальное шествие экономики было расколдовано и завершилось. Повсюду в мире после 11 сентября снова входит в моду примат государства. Вспышка глобального террора подобна «чернобылю» глобализации. Если в одном случае были похоронены радужные надежды на ядерную энергетику, то в другом — посулы счастья в неолиберальном государстве. Террористы-смертники, виновники массового убийства, не только вскрыли уязвимость западной цивилизации, но породили предчувствие того, к какого рода конфликтам приведет неолиберальное заблуждение по поводу глобализации. В мире глобальных рисков девиз неолиберализма — «заменить политику и государства экономикой» — стремительно утрачивает свою убедительность. В той мере, в какой утверждается понимание этого, разрушается гегемонистская власть, которую неолиберализм завоевал в умах и делах. В этом смысле кошмарные картины Нью-Йорка несут еще не расшифрованную весть: государство, страна может неолиберализиро-вать себя до смерти. Характерно, что под впечатлением опасности терроризма, потрясшей общественность, Конгресс вынудил правительство Буша подтвердить верность неолиберальному кредо, так как оно взяло под государственный контроль безопасность полетов! В кризисные времена перед угрозой глобальных рисков неолиберализм явно не в состоянии дать какой-либо политический ответ. Терапия, которая, когда происходит катастрофа, только увеличивает дозу горького лекарства, представляет собой опасную иллюзию, за которой следует расплата. Террористическая угроза заставляет заново осознать элементарную истину, которую вытеснило триумфальное шествие неолиберализма: кто проповедует отсоединение мировой УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА экономики от политики, тот подвергает опасности всё — в том числе основы мировой экономики. Вот почему неудивительно, что принцип, противоположный неолиберальному государству, — необходимое расширение государства — внезапно снова стал вездесущим, причем в самом старом варианте Гоббса — в смысле обеспечения безопасности. То, что было немыслимо до 11 сентября, — практика выдачи европейских ордеров на арест, которые ставятся выше освященных национальных суверенитетов и вопросов права и полиции, — осуществилось после 11 сентября. Но это только один пример. Возможно, вскоре мы станем свидетелями аналогичного события, если глобальное восприятие всемирно-экономических рисков потрясет мир. В этом смысле 11 сентября символизирует, разумеется, не конец неолиберального государства, но конец убедительности его утопии. 5. как правый, так и левый: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВТОРОГО МОДЕРНА Наши усилия классифицировать метаигру мировой политики, исходя из ее контингентности, и таким образом, разделить разные идеальные типы государственности Второго модерна логично приводят к пониманию того, что политику и политическое действие в этих условиях следует воспринимать как медиум, благодаря которому эти противоположности, противоречия и амбивалентности организованно сталкиваются и разрешаются. Это значит, что на уровне политических программ они обостряются, воспроизводятся или сливаются со старыми противоречиями национального и интернационального пространства. На вопросы, кто выигрывает властную метаигру мировой политики, кто принимает решения по поводу выбора стратегий государства, как при наборе разнородных шансов в мировой политике, при конкуренции программ этнической, неолиберальной и транснациональной цитадельной и космополитической государственности становится возможным космополитическое правление, очевидно (до сих пор) ответа нет. Однако первые соображения могут помочь концептуально скроить это поле возможностей и решить, какую альтернативу (какие альтернативы) надо отбросить. Здесь следует различать два толкования отношений национального и космополитического подходов, а именно «или — или» либо «как…, так и». В соответствии со сценарием «или — или» институты и партии национального и космополитического подхода соотносятся эксклюзивно (взаимоисключающе) и логика космополитического подхода заменяет логику национального подхода. Это ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… видение радикального разрыва непрерывности остается, в конечном счете, привязано к либеральному мышлению и не учитывает реальных смешанных форм, в которых проявляется новое качество космополитической эпохи. Эту эпоху следует, напротив, осмыслять в соответствии с принципом «как…, так и». Это означает, что два регистра политического мышления и действия (политических институтов) сосуществуют, абсорбируются, связываются, маргинализируются: национальное и транснациональное, устоявшееся и альтернативное, завершающее и открывающее. Космополитический подход не заменяет национальный, обе логики сосуществуют, конфликтуют, пересекаются или связываются и действуют в разделенных пространствах и мирах. В политических партиях, правительствах, бюрократиях, союзах и т. д. эти конфигурации нового — хотя и не абсолютно нового — качества космополитической эпохи могут и должны быть концептуально обозначены, эмпирически вскрыты, исследованы, подтверждены или опровергнуты. Новая критическая теория утверждает, что раскрытие контингентностей навстречу космополитическому остается принципиально амбивалентным, причем с разных точек зрения. Существует «объективная возможность» (Макс Вебер) такого раскрытия. «Открывающая политизация под знаком “и” не исключается — в том числе не исключаются устоявшиеся формы политики» [Palonen 1998, 328]. Иными словами, уточняется вопрос о разрыве между Первым модерном и Вторым, о разрыве непрерывности. Глобализация контингентности предлагает возможность того, что новые перспективы и понятийные аппараты абсорбируются образцами устоявшейся политики. Однако вероятно и то, что из антагонистического поля национализма и космополитизма в ситуации глобальной напряженности вырастают противоречия и слияния политических программ внутри и между устоявшимися организациями и институтами. Метафорой двойной игры, однако, подчеркивается та контин-гентность на метауровне, «которая требует политического освоения по крайней мере двух видов игры и выборе — в зависимости от ситуации — того или другого. Выбор вариантов игры не сводится к выбору между однозначными противоположностями. Более того, устоявшаяся и альтернативная, привязанная к правилам и изменяющая правила политика и поле субполитики предлагаются как конкуренты» [Palonen 1998, 328]. При этом по-новому формирующиеся поля властной игры и линии конфликтов перекрывают различение policy и polity 8. политики и государства (англ.). УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА Национальные космополитические партии Для того чтобы космополитический подход обрел политическую форму и силу он нуждается в обосновании и создании нового политического субъекта — национальных партий космополитов или «мировых партий» [Beck 1998, 43]. Эти новые космополитические партии представляют транснациональные интересы транснационально, но также и внутри национально-государственных политических сфер. Они, таким образом, программно и организационно возможны только во множественном числе — как национально-глобальные движения, как партии космополитов, граждан мира. Они конкурируют с национальными партиями — в области лишь мнимо национальных тем и конфликтов — из-за консенсуса и власти. Речь идет о мировых партиях в трояком смысле: - во-первых, их ценности и цели являются не национальными, а космополитическими, поскольку они ссылаются на ценности и традиции человечества во всех культурах и религиях и ощущают себя обязанными всей планете как целому — в противоположность национальным партиям, которые ссылаются на национальные ценности, традиции и солидарность; - во-вторых, они являются мировыми партиями потому, что объявляют вопросы глобальности центром политической фантазии, политического действия и организации и, таким образом, своей политикой конкретных альтернатив противоречат твердо установленным и постоянно используемым приоритетам национального — как в отношении программ, так и в отношении институтов; - в-третьих, они возможны только как мультинациональные партии. Это значит, что должны существовать космополитические движения и партии французского, североамериканского, польского, немецкого, японского, китайского или южноафриканского происхождения, которые в общей игре друг с другом в различных нишах мирового общества и с разных точек зрения борются за утверждение космополитических ценностей и институтов. В мировых партиях, таким образом, бьется вавилонское сердце космополитизма. Плюрализация левого и правого Второй сценарий исходит из «политического парадокса глобализации» [Grande / Kriesi 2002, 775], согласно которому на новые космополитические конфликтные динамики сначала и прежде всего «влияние может быть оказано только в национальных рамках и в националь- ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… ных политических процессах». Смена ориентации, необходимая для того, чтобы, к примеру, раскрыть транснациональные и космополитические стратегии государства и их властные возможности, должна сначала утвердиться в борьбе и осуществиться внутри установившегося партийного спектра, а также внутри существующих правительств или союзов правительств. Спектр альтернативных государственных трансформаций — от национального государства до этнического, неолиберального транснационального государства-цитадели или космополитического государства — должен разрабатываться в рамках глобальных взаимозависимостей экономического, культурного, военного и экологического плана, однако обретает свое конфликтное местоположение прежде всего внутри устоявшихся политических организаций и институтов. Борьба за эксплицитно новые партии могла бы начаться лишь потом и в той мере, в какой становится публично зримым и признанным, что эта модель устоявшихся политических организаций терпит крах перед вызовами космополитического модерна. Именно потому, что господствует национальный подход, т. е. не признается провал национальной политической аксиоматики, следует исходить из того, что программные противоречия космополитического модерна будут разрешаться в космополитической борьбе внутри организаций, более или менее лишенных своего ядра, при неизменных названиях-фасадах. Эта дифференциация разных «программных пакетов» проясняет одно: попытки встраивания всемирно-политических противоречий в национально-государственную арифметику Первого модерна меняют привычное противопоставление левого и правого до неузнаваемости. Деление на две таблицы будет понято неправильно, если отсюда сделают вывод о возрождении полярной противоположности левого и правого. Напротив, эта форма изображения внутренней плюрализации право-левого и лево-правого призвана сделать более наглядными их пересечения и слияния (табл. 10, 11). Протекционистская левая отстаивает национально-государственную модель политики, веруя прежде всего в то, что эта модель явилась необходимой предпосылкой для двух центральных завоеваний Первого европейского модерна — парламентской демократии и государства «всеобщего благоденствия». Исповедуя эту национально-государственную веру, сторонники противоположных позиций — социал-демократические защитники государства «всеобщего благоденствия», коммунисты и защитники окружающей среды — оказываются в одной лодке. Эта позиция встречает сильное одобрение в послевоенном поколении политологов потому, что в ней национально-государственная УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА Таблица 10. Типология политик для Второго модерна: плюрализация левых
Таблица 11. Типология политик для Второго модерна: плюрализация правых
вера, присущая нерушимому единству нации, демократии и социальной безопасности, научным образом социализировалась как противоядие от тоталитаризма. Неолиберальная левая всерьез принимает вызов глобализации, который превентивно отрицается протекционистской левой. Здесь намечается синтез между национальным государством и мировым рынком — синтез, который в форме политической программатики «третьего пути» был сформулирован главным образом в среде новых лейбористов. У Гидденса [ Giddens 1998, 26] речь идет о новых «рамках для рассуждений и политических формулировок, которые социал-демократия стремится приспособить к миру, коренным образом изменившемуся за прошедшие три десятилетия». Это притязание пытаются реализовать, например, с помощью двух программных изменений: в форме новой концептуализации понятий «общество», «нация» и «граждан- ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… ство» в глобализирующемся мире и в попытке продвигать интернационализацию национального государства путем его интеграции во всемирно-экономические связи и наднациональные организации. Политическая программа транснациональной цитадельной левой обозначена менее четко. Она же обнаруживается и выкристаллизовывается там, где в строительстве и перестройке Европы принцип социальной государственности более или менее принудительно связывается с отсечением культурно иных (миграционная политика) от «крепости Европы». Космополитическая левая сражается за утверждение космополитического подхода внутри национально-государственных действий. Здесь на место веры в национальное государство вступает вера в возможность космополитического расширения демократии, а на место образования национального сообщества — представление об образовании космополитических идентичности и сетей. В центр программно выдвигаются цели другой глобализации, что приводит к двойному конфликту: во-первых, выступают против гегемонии неолиберальных политических идей, а во-вторых, против правопопулистских и ксенофобских движений и партий антиглобалистов. Пример — одновременная борьба за введение налога Тобина и за соблюдение прав человека. Наднациональные организации должны демократизироваться и программно, и политически. Тематизация глобального неравноправия за пределами национального подхода, а также примыкающие к этому вопросы «глобальной справедливости и свободы», занявшие приоритетное место в программах всемирно-экономической политики и политики развития, относятся к ключевым задачам. Сила космополитического движения существенно зависит от того, насколько удается сколотить для политической работы альянс «Север — Юг». Это вызов, ответить на который мешают не только серьезные препятствия транскультурного диалога и координации; этот вызов предполагает роль инициатора во всемирно-политических дебатах. Когда мир социальных неравенств и демократических институтов уже проектируется в рамках не национального, а космополитического подхода и должен привести к соответствующим транснациональным организационным и эффективным мероприятиям, обнаруживаются мировые противоречия внутри политических движений. Уже не существует «больших ответов», но существуют попытки сколотить политику из промежуточного пространства, пространств «здесь и там». Космополитический подход делегитимирует глобальные неравенства; тут заложен мощный источник конфликтов. Космополитическая левая последовательно впутывается в амбивалентные мировые отноше- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА ния. Ориентиром для этого служит властно-созидательное регулирование и формирование многообразия на основе признания последних, которое обретает свою специфику и привлекательность, будучи направленным против фундаментализмов, провозглашающих новые однозначности. Для представителей новой космополитической левой, таким образом, характерно объединение во взаимных пересечениях в политических партиях («зеленых», а также во фракциях других партий), программное и организационное формирование себя поверх всех границ в транснациональных союзах, множественных движениях и группировках гражданского общества. Этническая правая реагирует на глобальные взаимозависимости двойным отграничением — экономическим и культурным протекционизмом. Здесь явно или тайно правят ксенофобские идеологии и практики. Ориентир здесь — этническое государство, доводящее до совершенства изоляцию культурно иных. В противоположность этому неолиберальная правая ратует за политику, в которой открытая экономика (неолиберализм) сочетается с культурным отграничением (ксенофобией). Последнее прослеживается в случае транснациональной цитадельной правой не на национальном, а на транснациональном уровне — к примеру, в Европе. Откуда следует, что границы между транснациональными левыми и правыми практически неразличимы. То, что носит этикетку «левый» или «правый», становится все более непонятным при внутренней плюрализации и расколе левых и правых позиций. Можно было бы подумать, что космополитическая правая есть нечто вроде вороной сивки (логически немыслимая вещь). Однако это утверждение, как показывает взгляд на историю Европейского союза, на практике оказывается ложным. Ведь отцы-основатели Европы были космополитическими консерваторами, представлявшими единую политическую философию и практику. Робер Шуман, Конрад Аденауэр, Шарль де Голль, Альчиде де Гаспери были практикующими католиками, европейскими патриотами. На опыте познав все прелести бытия в разделенной стране и будучи заклеймены как представители морального саморазложения европейски-национально-государственного модерна, проявившегося в безумии Второй мировой войны и хо-локоста, они проектировали и воплощали в жизнь наднациональную федеративную архитектуру «ватиканской Европы» как высвобождение из воинственной истории Европы и гарантию от нее. Католицизм соединяет консерватизм с космополитическими элементами. Во-первых, христианство снимает эссенциализм этнических и национальных различий и противоречий, по крайней мере в идеальной ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… сфере. Сущность человека и человеческого общежития определяется его христианской верой. Не прошлым этнического происхождения, не биологическими и социальными признаками (например, возрастом и полом), но крещением устанавливается будущее до-, пост- и транс-нациального сообщества (а также политического действия). Однако наряду с этим, как учит история, место этнических различений «нас» и «других», цивилизованных и варваров заступает кровавое различение крещеных и некрещеных. Во-вторых, принцип субсидиарности, который проистекает из католического социального учения и на который ориентировалась архитектура европейских институтов, начиная с плана Шумана, предполагает и создает социальный строй, в котором плюрализм традиций, регионов, наций являет собой фундаментальный принцип. Однако эта связь католически окрашенного и ограниченного космополитизма и продолжающего существовать национализма, как это выражено в формуле «Европа отечеств», сводится к иллюзии, возникшей при основании Европы, что может иметь место и то и другое. Создание Европы и дальнейшее существование национальных государств — противоречие, которое с освобождением европейского капитализма в общем рынке и в валютном союзе с введением евро все более явно и политически взрывоопасно вырывается наружу. По-новому ставится космополитический вопрос и в консервативных партиях. Эта внутренняя плюрализация левой и правой очерчивает спектр политических противоречий, внутри которого разыгрываются программные битвы xxi века. Согласно логике «как…, так и» границы между политическими позициями размываются, а потому часто проводятся и обосновываются ad hoc по-новому, произвольно, в зависимости от конкретных тем. Возникают конфликтные динамики, которые упраздняют границы.
|