Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 25 страница
Конечно, уже сейчас в глобальном масштабе наблюдается рост сознательности граждан и потребителей (и соответствующих им социальных движений), которые четко артикулируют свои права и умело пользуются ими для достижения политических целей. Они одновременно настаивают, чтобы элиты, принимающие решения в области политики и экономики, были обязаны отчитываться в том, что они сделали для реализации этих прав граждан и потребителей. Если власть в растущей мере используется в глобальном секторе частного хозяйства, тогда со стороны общественности и со стороны нацио- Доклад о прогрессе в области бизнеса и прав человека (англ.). 20 В октябре 2006 г. Генеральным секретарем ООН избран Пан Ги Мун. — Прим. перев. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА нальной и транснациональной политики будет нарастать давление с целью принудить эти экономические элиты к участию в космополитическом проекте, включающем обеспечение большей цивилизованности и гуманизации финансовых рынков. Если, однако, этого не происходит, то транснационализация правительственной политики может превратить этот недостаток в свой объединяющий проект, открывая политические ориентиры Первого модерна — социальную безопасность и справедливость — для транснациональной эпохи и подробно объясняя диалектические цели глобально-локальной политики для решения конкретных задач. Эта политика использует девиз: международный капитализм должен принять и выполнять новые правила политического ангажемента, причем как можно скорее. Стратегии множественных коалиций Генеральный секретарь оон возлагает все большие надежды на множественные коалиции. Заручаясь партнерством с неправительственными организациями, гражданским обществом, предприятиями и университетами, он пытается расширить самостоятельность ООН в мировой политике. В новых формах кооперации Аннан видит, с одной стороны, неисчерпаемый потенциал для решения таких глобальных проблем, как бедность, загрязнение окружающей среды и рост населения; а с другой стороны, надеется прорвать внутреннюю блокаду в ООН. «Этот подход обеспечил новую динамику, новый вид политической креативности, которых мы до сих пор не знали». Для примера он называет соглашение с пятью фармацевтическими предприятиями, предусматривающее продажу препаратов против спида на 90 % дешевле странам периферии, особенно пострадавшим от этого заболевания. Кроме того, он ведет переговоры с мультинациональными предприятиями, чтобы привлечь их к подписанию и осуществлению его global deals 21. Сюда относятся стандарты социальной справедливости и трудовых норм, такие как запрет принудительного труда и самых жутких форм детского труда. Аннан открыто ставит вопрос о политической ответственности частных предприятий в эру глобализации, обращается к ним как к глобальным политическим акторам и стремится, таким образом, привлечь их к сотрудничеству в их собственной властной области. Сюда относится и то, что концерны — причем не только благодаря их глобальной инвестиционной политике — располагают транснациональными возможностями политического влияния, и то, 21 глобальных сделок (англ.). ГЛАВА v. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ… что они также могут выступать в качестве адвокатов глобальной политики по отношению к упрямым, национально-эгоистичным правительствам и государствам. Так Аннан начинает многонациональную и многомерную политическую игру в которой государства утратили свою политическую монополию и превратились в весьма важного стратегического партнера или конкурента. Таким образом, возникают множественные коалиции и тем самым — силовое поле, в котором, например, даже союзы между неправительственными организациями и транснациональными концернами в вопросах защиты прав человека и охраны труда могут быть заключены против правительств, закосневших в национальном априори. На вопрос, не подрывает ли он тем самым основы ООН, которая возникла как объединение государств и правительств, Аннан ссылается на Устав ООН, в котором говорится, что он написан от имени всех людей, а правительства просто не в состоянии в одиночку выполнить обещания конституции ООН. Для этого необходимы транснациональные и многомерные коалиции. Это означает, что Устав ООН освобождается от присущей ему национальной однобокости и открывается для космополитического расширения и обновления. Глобальные стратегии риска Помимо глобальной экономики и ее непредсказуемых опасностей для мира, объектом глобально-политических пустословий стали глобальные экологические опасности и глобальное развитие технологии. Летом 2000 г. мир торжествовал по поводу расшифровки человеческого наследственного материала. Теперь, восторгался Билл Клинтон, люди получили новую «карту» — без сомнения, самую важную, самую чудесную, которая когда-либо была начертана человечеством, куда более важную, чем карта Америки. Сами ученые и политические меценаты славили триумф первооткрывательского духа, которому теперь также удалось расшифровать буквы, из которых составлен язык наследственного материала, правда, без возможности читать и говорить на этом языке. Это исторический момент в стотысячелетней истории человечества, как было провозглашено на глобальной пресс-конференции. В очередной раз расписывались великие цели, к достижению которых приблизил человечество этот технический скачок, — увеличение продолжительности жизни в среднем до 150 лет, исцеление болезней Альцгеймера, Паркинсона, диабета и рака. Жизнь, говорилось на конференции, должна стать лучше для всех граждан мира, а не только для привилегированных. Вот почему, призывал американский прези- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА дент, политика должна обеспечить условия для того, чтобы информация, которая преобразит медицину, использовалась только для этого, а не для создания новых видов оружия или превращения человека в богоравное существо, творящее себя самого. Эти благородные заверения сливались в один рефрен: «осуществить все это возможно, но не национальным государствам в одиночку, а только в рамках великой глобальной политики». Клинтон призвал мир — при всех различиях в политическом устройстве и социальных обычаях - подходить сообща к решению социальных, юридических и этических проблем. Можно отмахнуться от этого или принять как пример достойной восхищения или смехотворной американской наивности. При трезвом же рассмотрении остаются только два варианта. Либо эта технология будет развиваться в двойном смысле безгранично, т. е. поверх всех границ национальных государств и границ этики. Если действительно удастся реализовать глобальные регулятивы для обхождения с этим угрожающим гуманно-генетическим раем, то в форме глобальной задачи глобальной политики. Только так — а не в триумфальной политике апологетов техники и не в брюзжании сторонников национальной ограниченности — могут быть прочерчены необходимые границы, которые отделят исследование тяжелых заболеваний и разработку лекарств от генетического контролирования качества людей — рожденных и нерожденных. Только в глобальном масштабе можно воспрепятствовать использованию человеческих эмбрионов в качестве исследовательского материала, пусть ради достижения самых высоконравственных целей. И наконец, только так можно запретить во всем мире хирургическое вмешательство в процесс развития человеческого зародыша (нас сейчас уверяют, что это нигде не делается). Но здесь, как было сказано, господствует та же самая логика: предвидимые моральные катастрофы можно предотвратить только с помощью глобальной политики и ее транснациональных полномочий. Космополитизация национального Во внутренней, тихой революционизации французского общества сегодня зреет цивилизационная модель, в которой якобы противоречивые вещи — космополитизм и национализм — креативно соединяются, в результате чего французское общество как бы заново изобретает себя в глобальном контексте. Вот пример: интеллектуалы, 30 лет тому назад от Парижа до Ларзака сражавшиеся с государством, армией и потребительским обществом, превратились в стопроцентных кре- ГЛАВА v. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ… стьян. Они хорошо разбираются не только в моторе, но и в том, как с помощью СМИ науськивать массы людей против глобализма в Сиэтле и Давосе. Судебный процесс против нового национального героя Жозе Бове (José Bové), который в ходе сознательной провокации разгромил символ глобализма — местный филиал закусочной Макдоналдс, стал в городке Милло поводом для настоящего народного празднества, привлекшего более 50 тыс. человек, распевавших до глубокой ночи, танцевавших и поглощавших бутерброды с сыром. Рокфор фигурировал тут не случайно, будучи предметом гордости местных производителей, а также французской культуры питания, сущности и существованию которой угрожает глобальная унификация. Когда защиту культуры данной страны осуществляют уже не лоббисты, а хитрые транснациональные политические коалиции и народ в горячих массовых выступлениях, то это нравится стране и ее гражданам, к какому бы политическому лагерю они ни принадлежали — от крайне левых до крайне правых, даже если при этом приходится мириться с сознательными нарушениями закона. Таким образом, удается убить сразу двух зайцев: с одной стороны, национальное смягчается; а с другой — стремительно объединяется в космополитически расширенном, выступая с боевым кличем против глобализирующей унификации, подозрительно легко увлекающим множество людей. Так, «глокальная» Франция может подавать и прославлять себя, как космополитического церемониймейстера глобального сопротивления всезатопляющему экономическому дерегулированию, а сыр становится объектом (и субъектом?) космополитического акта сопротивления, к тому же вся космополитическая пестрота мира постколониально присягает сине-бело-красному флагу. Не может быть речи о том, чтобы космополитическое и национальное принципиально противоречили друг другу. Более того, они сливаются в креативную политико-химическую взрывчатую смесь идеологических материалов, которые позволяют Франции — этому традиционному оппоненту в политических переговорах — выйти из мирового культурного захолустья, где она сидит с вечно надутыми губами, и явить себя пораженным соседям и наблюдателям во всем мире в качестве космополитически очищенной нации. Глобальные стратегии New deal «Разумеется, космополитизм — это благородная идея. Она апеллирует к доброму началу в нас. Но добра ли сама идея? Человечество — ведь это не общество; индивиды, образующие любой агрегат, который УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА мы называем человечеством, взаимодействуют между собой недостаточно системно, чтобы образовать общество с институтами, аналогичными государству. Конечно, существуют разветвленные международные отношения, расширяющиеся транснациональные отношения и демократические организации; однако космополитических реальностей и организаций не существует. Вот почему справедлив вопрос: должны ли мы превратить человечество в некое общество с полностью сформированными глобальными институтами? Должны ли мы пускаться в путь к мировому обществу?» [Margalit 2000, 80]. Ему можно ответить (призвав на помощь Канта): космополитизм не хочет мыслить мировое общество как увеличенное национальное общество и стремиться к нему. Космополитизм означает (в переносном смысле), что птолемеева система национально-государственного мира вскрывается коперникански; различия между национальным и национальным, периферией и центром, внутренней и внешней политикой, экономикой и государством утрачивают свою ведущую роль и должны быть по-новому объяснены для Второго модерна, особенно в отношении различий «глобальный — локальный», «универсальный — партикулярный» (или их неразличимости). Соответственно, космополитический проект нуждается в транснациональной архитектуре политического, которая должна выстраиваться на основе глобальной версии New deal. Она включает транснациональные суды с возможностью наложения санкций, новые транснациональные партии, космополитические партии, которые внутри национально-государственных общественностей и политических сфер, выходя за национально-государственные границы, поднимают транснациональные космополитические темы и представляют в их национальных контекстах. Возможно, тогда имеет смысл говорить об интернациональном обществе или мировой общественности. Такой подход позволит эффективно представлять гражданские права и права человека транснационально, т. е. глобально и внутри отдельных национально-государственных политических сфер. Эти космополитические институты должны быть политически материализованы на основе гибких транснациональных гражданских прав. Этот заземленный космополитизм, пускающий корни в конкретном месте и его традициях, не следует путать со старым элитарным, буржуазно-империалистическим космополитизмом, который возвел европейскую норму в мировую. Напротив: он опирается на принцип и ценности многообразия в радикальном смысле, т. е. на признание инаковости иных. Но что означает это применительно к космополитизации государства? ГЛАВА v. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ… 6. СТРАТЕГИИ КОСМОПОЛИТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА Космополитические государства — как мы уже на все лады доказывали -суть такие, которые возникают в результате слияния с глобальным гражданским обществом. Это означает, что место партикулярного универсализма нации (наций), а также национальной гомогенности заменяет вопрос, как становится возможной политика — демократически легитимированное политическое решение — в условиях культурного многообразия. Как становится возможным конструирование и осуществление космополитической контр-власти, организованной по типу государства, вопреки нивелирующей власти неолиберального режима? Как становится возможной в глобальную эпоху космополитическая альтернативная программа правления, которая разрушает двойное господство неолиберализации и неонационализации государств и реалистически полновластно вооружает их для возрождения демократического республиканства в начале xxi века? Стратегии внутренних и внешних политических переплетений Космополитическое государство институционально усвоило космополитический подход, т. е. отказалось от подхода национального и, таким образом, освоило пространство действий, которое открывается благодаря устранению границ в экономике и культуре, а также устранению государства из области политики и права. Это означает, что космополитическая способность государства действовать должна быть осмыслена и вскрыта на уровне понятия и политики независимо от прежних представлений о суверенитете и автономии. «В центре анализа стоял бы тогда не “суверенитет” или “автономия” государства, а его административные потенциалы в самом широком смысле (state capacity), т. е. способность государства содействовать решению глобальных проблем» [Grande / Risse 2000, 253]. Более конкретно: возрожденная в космополитическом государстве дееспособность государства расширяет его возможности вмешательства внутри страны и за ее пределами посредством действий и правления в транснациональных сетях, которые включают другие государства, неправительственные организации, наднациональные институты, а также транснациональные концерны. Космополитическое государство, не мучаясь угрызениями совести по поводу суверенитета, использует, таким образом, неоплачиваемый труд других правительств, неправительственных организаций и мировых экономических концернов для решения национальных, т. е. транснациональных, про- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА блем, которые в национальном пространстве, однако, обладают значительным приоритетом. Дееспособность космополитического государства уже не может, следовательно, выводиться из институциональных потенциалов национальных правительств, поскольку это было бы равносильно ошибочному умозаключению от национального. Находящееся в плену методологии национализма учение о правительстве оказывается ложным, поскольку и настолько оно выводит за скобки соучастие в правлении транснациональных акторов в национальном политическом пространстве и не в состоянии концептуально объяснить «национальное» правление как арену, сортировочную станцию, неоплачиваемое сотрудничество и противодействие мультинациональных акторов. При космополитическом подходе дееспособность даже национальных государств раскрывается лишь в рамках мировых сетей, в которые правление, если оно хочет иметь успех в глобальный век, должно активно и креативно интегрироваться. Если свести это к квазиматематической формуле, дееспособность космополитического государства была бы суммой дееспособностей национальных правительственных организаций и бюрократий, плюс сознательно используемых кооперативных потенциалов транснациональных политических сетей. Последние включают неправительственные организации, наднациональные организации, транснациональные концерны и т. д. Эта сумма, а не одни только национальные ресурсы, образует административные потенциалы, которыми располагают космополитически интегрированные государства для того, чтобы справляться с национальными и международными вызовами [см.: Katzenstein 1978; Grande / Hä usler 19 94; Weis 1998]. Таким образом, космополитическое государство выстраивает и использует именно «чужие» ресурсы, чтобы вырабатывать заслуживающие доверия ответы на «собственные» и «чужие» вопросы национального, транснационального или глобального характера. Из этого тезиса вытекает, что подавление государственного административного и управленческого потенциала в современных государствах «всеобщего благоденствия» вследствие «переплетения с политикой» (Шарпф) и публично-приватной системой переговоров нельзя путать с транс национализацией государственных действий. Если внутреннее переплетение с политикой в доминировании национального взгляда ведет к утрате автономии государства, то это ни в коем случае не должно означать космополитизации государства. Ибо в той мере, в какой космополитическим правительствам удается заслужить доверие в транснациональных активных сетях, их радиус действий мог бы ГЛАВА v. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ… расширяться как вовнутрь, так и вовне. Исходя из этого, можно сформулировать гипотезу асимметрии между переплетением с политикой во внутренней и внешней сферах: «Тогда как во внутренней области организующая власть государственных действий в кооперативных сетях постепенно ослабевает, креативное содействие во внешних политических сетях расширяет и оживляет (в определенных условиях) государственный административный потенциал». И это еще раз показывает, что утрату государственного суверенитета и автономии надо строго отличать от утраты потенциала управления, действия или даже решения проблем. «Вполне можно помыслить, что дни иерархически структурированного национального государства сочтены, и напротив: организация политического господства в сетеобразных комплексах, в которых национальные государства упраздняются, открывает новые возможности действий в глобализированной экономике и культуре» [ Grande / Risse 2000, 253; см.: Elkins 1995; Albrow 1998; Beck 1998a; Zü rn 1998; Grande 1999]. Поэтому в будущем постнациональном, космополитическом учении о правительстве должно занять большое пространство игры переплетение внутренней и внешней космополитики, в особенности расширение внутренних государственных свободных пространств игры путем их инструментального увязывания с внешними транснациональными темами и контекстами действий. Краснер, имея в виду недавнюю историю национального государства, говорит уже о суверенитете как об «организованном лицемерии». И этот приговор явит свое полное значение лишь с космополитизацией государства. Можно быть уверенным в том, что благодаря такому активному самообъединению государственной политики в сети в ход пускаются не только игры с положительной суммой, в которых выигрывают все. Думать иначе было бы ложным идеализмом. Возникнут драматические конфликтные линии, отношения исключения и жесткие альтернативы «или — или». Ведь нельзя же, к примеру, вместе с НАТО собирать в Македонии оружие повстанцев и одновременно стремиться принять решение по этому поводу (делать ли это?) в национально-суверенном духе. Решение о введении чрезвычайного положения как классический критерий национально-государственного суверенитета расщепляется в транснациональном пространстве. Невозможно установить, где же принимается решение. Ясно одно: не в парламентах стран-участников и не правительством-одиночкой, а где-то в а-демократическом промежутке. Но если уж «эта НАТО» приняла решение, то оно с необходимостью приводит к принудительному консенсусу, уклониться от которого едва ли могут отдельные парламенты и правительства. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА Эта активная сетевая внешняя внутренняя или внутренняя внешняя политика деиерархизирует, размывает государственную политику и обновляет трансгосударственную дееспособность государственных акторов по обе стороны национальных границ. Другим преимуществом этого вида политики является следующий: она плавает в консенсусе, в создании которого сама принимала участие, и может, таким образом, вернуть себе доверие со стороны критиков, постепенно уменьшая или вообще не допуская возникновения малых и больших мировых проблем, которые так мешают людям жить. Космополитическое государство может превентивно срезать и те проблемы, которые только-только возникают из-за национально-государственной ортодоксии границ, гомогенности и суверенитета, — проблемы бегства от налогов, миграции, военной безопасности, технических рисков и экологических опасностей. Каждый должен иметь собственную армию и совершать собственные ошибки. Создание и поддержание национальной гомогенности и суверенитета обходится бесконечно дорого. Космополитизация государства, поскольку она реля-тивизирует или преодолевает национальную аксиоматику как неисчерпаемый источник проблем и расходов, является наилучшей мерой рационализации в общественном служении всех государств. Тот, кто добивается глобальной справедливости, не должен бояться толчеи у национальных касс по социальной опеке. Тот, кто решительно борется с экологическими проблемами, может экономить на здравоохранении. Тот, кто осуществляет регулирование технических рисков, не должен носиться с дорогостоящими политикой и исследованиями, когда «ребенок уже упал в колодец», когда последствия рисков уже налицо. Тот, кто побуждает науку заниматься ранним распознаванием последствий ее собственной деятельности, не должен платить компенсацию, когда они свалятся на нашу голову. Почти все ключевые проблемы в этом смысле имеют открытый фланг в глобальное пространство. На них можно дать адекватные ответы только в соглашениях и институтах в условиях глобальной политической гласности и рефлексивности. Национальная политика пребывает в ловушке делегитимации, поскольку, с одной стороны, в соответствии со своим национальным характером способствует производству и воспроизводству подобных мировых проблем, а с другой — из-за этого характера мало чем может содействовать их эффективному решению. Именно из этой ловушки государство может вырваться благодаря своей космополитической самотрансформации: космополитизация может помочь уменьшать число или избегать мировых проблем, которые возникают из-за национальной изоляции и из-за нее же не имеют решения. ГЛАВА v. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ… Сюда присоединяются конкретные вопросы, связанные с образованием транснациональных политических сообществ. Когда последствия принятия национальных решений являются транснациональными или глобальными (как это бывает в атомной энергетике, в случае климатических катастроф и т. п.), тогда долг по отношению к другим не может быть ограничен долгом по отношению к согражданам данной страны. В этих условиях не только прямая обязанность, но и собственный национальный интерес побуждают демократии включать граждан и иностранцев в число со-законодателей расширенного политического сообщества. Так становится или может стать возможным создание (на основе разделенных, выходящих за границы дефиниций рисков) политических сообществ риска, в которых будут институционализированы и космополитические права участия. Вот пример из области повседневных последствий климатической катастрофы. Чем чаще обрушиваются на человечество вызванные изменением климата катастрофы, которые уже не могут быть отнесены к природным, а считаются продуктами деятельности человека и в назойливых медийных картинках и комментариях причисляются к последствиям цивилизационных решений, «ошибочного поведения», тем сильнее становится давление на различные государства, чтобы они в национальных интересах приняли соглашения в национальном и глобальном масштабах. Каждая катастрофа — тут дождь, там солнце — порождает вопрос: чему учит нас дождь, жара и т. п.? — и становится либо постоянно повторяющимся заклинанием в адрес неудач политики, либо источником транснационального политического обновления. Стратегии «прибыль — прибыль» Это относится не только к «природным» и техническим, но и к крупным экономическим рискам. Недавняя история глобальных экономических кризисов делает понятным, почему это происходит: к примеру, в 1982 г. Аргентина, Бразилия, Мексика, а также другие развивающиеся страны не смогли больше платить по своим долгам. Десятилетие спустя бремя долгов развивающихся стран еще раз более чем удвоилось. В 1989 г. лопнул экономический «мыльный пузырь» японской инфляционной экономики. В 1997 г. разразился азиатский кризис, в результате которого обнищали целые группы населения. С 2001 г. аргентинская экономика находится в коллапсе. Перед лицом кризиса американской экономики и стремящегося к нулю экономического роста в Европе «вирус катастроф» может распространиться УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА на всю Латинскую Америку. Оборонительным валом против финансовых кризисов и катастроф могло бы послужить создание и развитие космополитических государств, пусть даже слова «правительство» и «государство» так раздражают и отталкивают неолиберальных поборников «экономики без границ». Центральным является следующее соображение: национальные правительства должны в любом случае выступать как глобальная пожарная команда и тушить обширные пожары, вспыхивающие из-за финансовых рисков и финансовых разрушений. Однако никто не посчитает, во что фиктивному «всеобщему налогоплательщику» обойдется необузданный авантюризм глобального казино-капитализма. Космополитические государства и правительства, напротив, могут действовать превентивно и не только сводить к минимуму разрушения общественного и частного капитала, но и пытаться обратить подхлестнутую кризисами негативность в ее противоположность. Глобальные финансовые рынки и потоки не только подвергают опасности группы стран и культуры, но и возлагают на самих инвесторов бремя колоссальных рисков. Велик страх национальных правительств перед последствиями нерегулируемой глобальной мобильности капитала и концернов, которые — и эта идея является центральной — оперируют по правилам игр с отрицательной суммой, где доминируют стратегии «выигрыш — проигрыш» или «проигрыш — проигрыш». Концерны и наднациональные финансовые организации пытаются столкнуть государства и одновременно перевалить на них риски своих инвестиционных решений. Дееспособность космополитических государств проявилась бы в том, насколько государствам при помощи альтернативных теорий удалось превратить, используя связанный и разделенный суверенитет в форме глобального соглашения эти игры, с отрицательной суммой в игры с положительной суммой, т. е. в стратегии «выигрыш — выигрыш». Иными словами, национальный подход вынуждает смириться с играми «проигрыш — проигрыш», характерными для политики laissez-faire на мировом рынке, и расхваливать ее, тогда как при космополитическом подходе, напротив, ставится вопрос об альтернативах, идет поиск их, чтобы перевести эти господствующие в мировой политике игры с отрицательной суммой в игры по правилам «выигрыш — выигрыш», т. е. (из) обрести и создать новые космополитические регуля-тивы и институты, благодаря которым все участники — государства, концерны и природа — оказываются в выигрыше (как это, например, удалось в институционализации экологических стандартов в Европейском союзе). ГЛАВА v. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ… Глобализация с помощью бритвы генерализирует роль жертвы. Универсализация рынка разрушает нормы охраны труда и права на участие в управлении, экологические регулирующие нормы упраздняются или обходятся, природные ресурсы хищнически эксплуатируются и т. д.; даже могущественные концерны могут стать жертвой перестановок, враждебных поглощений и глобальных финансовых рисков. Космополитическое самоуполномочение государств могло бы решить квадратуру круга с помощью стратегии, которая обуздывает саморазрушительные потенциалы капитализма, лишенного своей национальной узды, и тем самым раскрывает для государственной политики источники космополитической легитимности. Стратегии космополитизации права Космополитическое государство есть ответ на критику национальной метафизики. Она основана на подчинении правового суверенитета властному суверенитету. Национальный суверенитет (как говорил Мефистофель: «Имеешь силу, так и прав» 22) оправдывает использование насилия. Нация стала источником права, универсалистское притязание было отброшено или, что еще хуже, делегировано национальному сообществу. Космополитическое государство можно, в противоположность этому, определить как некое властное образование, в котором государство реализует разделенный правовой суверенитет (по отношению к определенному населению) для защиты прав граждан мира и демократии. Законные права на самоопределение предполагают открытие для других и обеспечение их прав на самоопределение внутри и за пределами национального контекста. Иными словами: государственная самоизоляция требует институционализации трансгосударственного, международного диалога как во внутренней области, так и во внешней.
|