Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 27 страница
Универсалистское притязание права предается в национальной метафизике забвению или (что еще хуже) подчиняется этническим нормам сообщества. В противоположность этому космополитическая констелляция и космополитическое государство высвобождает УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА (по крайней мере частично) правовой суверенитет, подчиненный суверенитету насилия. Что в этом контексте означает «космополитический»? «В первую очередь космополитизм выступает за такие фундаментальные ценности, которые устанавливают нормы или пределы, причем нарушать их не имеет права ни один деятель, будь то представитель правительства, государства или гражданской ассоциации» [Held 2002, b: 5]. Таким образом, в этом проявляется минимальный принцип космополитического государства, состоящий в том, что суверенитет права расчленяется и снова привязывается к действующему космополитически Minima Moralia 25 — конституционным моральным принципам, которые при необходимости могут быть подчинены военному, наднациональному контролю. Как бы эта, например, глобальная мораль прав человека ни обосновывалась, властной основой государственных действий она становится двумя путями: - во-первых, поскольку «проверка соблюдения прав человека» становится ключевым индикатором, а возможно, даже инклюзивным или эксклюзивным критерием для иностранных инвестиций. Только государства и страны, которые институционально и идеологически усвоили режим уважения прав человека, сигнализируют о том, что им можно доверять, а это привлекает крайне непостоянных и чувствительных инвесторов и финансовые потоки; - во-вторых, чистая в отношении прав человека совесть государств (Запада) делает остальной мир открытым для длительного правления с вмешательством других стран не в свои дела. Режим уважения прав человека дает моральное обоснование властному пространству мировой внутренней политики, не знающей границ. Она допускает (если перевернуть старинную формулу Клаузевица) применение всюду военных методов насилия как продолжение правозащитной морали иными средствами или даже, возможно, принуждает к этому. Национальное государство это незавершенное государство; государство, которое структурно отрицает свою моральную ответственность за права меньшинств и иностранцев. Гегель говорит о «разумном государстве», подразумевая при этом, что государство должно воплощать и демонстрировать этическую ответственность, посредничая между различными лояльностями, убеждениями, идентично-стями, религиозными общинами общества. Но именно это отрицают национальные государства. моральному кодексу (лат.). — Прим. перев. 312 ГЛАВА v. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ… Они представляют собой угрозу внутреннему многообразию, множественным лояльностям fl ows и fl uids, существующих в их границах. Национальные государства воплощают отрицание многообразия. Национальные государства выступают за насилие по отношению к меньшинствам и иностранцам. Национальные государства мирятся с войной как легитимным следствием государственного суверенитета. Национальные государства воплощают толерантность по отношению к насилию, которым они автономно распоряжаются как во внутренней, так и во внешней сфере. Национальные государства считают, что они и только они являются эксклюзивным субъектом международного права. Космополитизм противоречит национальному праву на самоопределение, понимаемому как право отгораживаться от остального мира, и подчеркивает необходимость связывать внутренний суверенитет с ответственностью за других, чужих внутри и вне национальных границ. Речь идет не об отрицании или даже осуждении самоопределения, а напротив — о преодолении его национальной однобокости и сочетании его с космополитическим раскрытием навстречу заботам мира, о новой сбалансированности обязанностей по отношению к согражданам и обязанностей по отношению к другим согражданам мира. Поэтому принцип, согласно которому все «люди представляют собой цель саму по себе» (Кант), неизбежно вступает в противоречие с предательством этого принципа на национальных границах. Почему мы должны выполнять особый моральный долг перед людьми единственно по той причине, что они по воле случая могут доказать ту же самую национальную принадлежность? Почему мы должны быть свободными от всех моральных обязательств по отношению к людям единственно по той причине, что они родились и были воспитаны по другую сторону ограды национального сада? Космополитическое государство упраздняет не моральный долг по отношению к человечеству, а фундаментальную сомнительность того, что долг внутри определенных границ имеет тотальную природу и освобождение от долга за этими границами также тотально. Космополитические гражданские права связывают принадлежность к определенной нации, определенному государству с признанием других наций, других государств. Тот, кто претендует на право коллективного самоопределения для себя и отказывает в этом праве другим, с которыми он совместно живет, обкрадывает себя самого в отношении этого права. Это значит, что там, где различные культуры, принадлежности и лояльности смешиваются, сосуществуют на узком простран- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА стве, признание собственного права на культурное самоопределение должно быть связано с признанием права на самоопределение культурно иных. Взаимное право на самоопределение и его диалогическое признание могут, однако, обеспечиваться только государством, которое сохраняет нейтралитет и безразличие по отношению к отдельным правам на самоопределение, а именно — космополитическим государством. Вопросы Гретхен, как лакмусовая бумажка для всех ло-яльностей, звучат так: какой вид инаковости они конструируют и отграничивают? Как они проявляют себя по отношению к этим культурно иным, которых они порождают? (см.: Connolly 1993) Именно подтверждающееся и усиливающееся переплетение и слияние моральной, экономической и военной власти и легитимности открывают космополитическому государству возможность новой дееспособности в транснациональном пространстве и ставят его над национальным государством старого образца. Если в порядке эксперимента сравнить возможности создания космополитического режима и обозначить его границы, то станет заметной множественная игра с положительной суммой, которая становится возможной в этом случае. Мораль, экономика и армия дополняют и усиливают друг друга, приводя к формированию Большой политики границ и совести, причем настолько, что опять становится жутко. Глава VI Стратегии движений гражданского общества Стратегии капитала и стратегии государства, как мы доказывали, суть проявление транслегального господства. Данное расширение типологии Макса Вебера мы определили как форму господства, не являющуюся ни не-легитимной, ни легитимной (двойное отрицание, в сумме не дающее однозначного утверждения). Это промежуточная, смешанная форма между нелегитимным и легитимным господством, в которой бросается в глаза асимметрия легитимности и господства (в дальнейшем этот признак будет центральным). Это значит, что сильная власть и ущербная легитимность, ущербная власть и высокий уровень легитимности противостоят друг другу. Иначе говоря, создание и расширение господства в транснациональном пространстве — это относится и к мировой экономике, и к государствам — происходит параллельно снижению (демократической) легитимности. Этот упадок легитимности имеет решающее значение. С одной стороны, выход из национально-государственного здания означает выход из институционализированных форм легитимного господства; это относится прежде всего к акторам мировой экономики, но справедливо и для стратегий государства и правительства. С другой стороны, параллельно растут требования и претензии к легитимации господства. Фактически можно сказать: подобно тому как трансформация Первого модерна во Второй совершается в тени старых категорий и лишенных центра институтов, при данной трансформации модерна возникают легитимно-пустые пространства властных образований, в которых эффективность экономических и политических действий достигается благодаря форме не-легитимированной (т. е. нелегитимной) концентрации власти. Делегитимация господства есть поэтому результирующая, центральная линия развития при переходе от Первого модерна ко Второму: – она соотносится с транслегальным господством мировой экономики; УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА - она включает, с одной стороны, приватизацию государственных задач и переход государственных функций к мировой экономике; с другой стороны, транснационализация государств приводит к межгосударственным стратегиям и формам кооперации, а также к международным режимам (governance without government 1). Таков контекст, в котором стратегии работы с общественностью, применяемые адвокатскими движениями, получают хорошие возможности и силу. Денационализация, детерриториализация и транснационализация экономики и государства порождают и углубляют упадок легитимности, а также дилемму демократии в глобальную эпоху. С одной стороны, демократическая легитимация привязана к национальному государству в его парламентарном устройстве, с другой — новая мировая политическая властная метаигра побуждает к пересмотру дефиниции господства и политики в транснациональном пространстве, причем как в области экономики, так и в области политики. В той мере, в какой центральные акторы возникающего мирового общества покидают национальное пространство демократической легитимности, господство де-демократизируется, а потому коллективно обязательные решения в транснациональном пространстве принимаются и исполняются без одобрения суверена. В противоположность этому самоопределение и участие мыслящих и деятельных людей приобретает в мире все большую ценность. Демонтаж демократии и претензия на демократию растут и противоречат друг другу все более открыто, усиливают и ускоряют упадок легитимности господства. Мобилизация и формирование мировой общественности не удается «одиночкам» ни отдельных государств, ни мировой экономики. Стратегии работы с мировой общественностью образуют поливалентную (но в своих властных ресурсах одновременно ограниченную) монополию сетей акторов экологических, женских, правозащитных, потребительских движений. На чем базируется контрвласть адвокатов глобального гражданского общества в отношении к капиталу, самого себя уполномочивающему и легитимирующему? НПО — какими бы многообразными, неско-ординированными и противоречивыми сами по себе они ни были — располагают глобальной гражданской силой, поскольку могут побить концерны их собственным оружием. У бесстрастной логики абстрактных рынков много акторов. И это не только собственники, т. е. акционеры, не только менеджеры, банки или наднациональные фи- правлению без правительства (англ.). ГЛАВА vi. СТРАТЕГИИ ДВИЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА нансовые организации. Нельзя упускать из виду и глобального клиента, который захватывает все большую власть. Подобно капиталу, он располагает глобальной властью «нет», не-покупания. Подобно капиталу, политический потребитель может использовать политику «нет» как рассчитанные побочные последствия экономических действий, т. е. бесконтрольно и с незначительными собственными издержками. Короче говоря, забастовка потребителей является средством контрвласти без средств контрвласти. Сторона капитала повсеместно отдана на произвол политизированному глобальному клиенту. В каком-то смысле политический потребитель мстит государству. Точно так же как транснациональный капитал ломает власть территориализированных государств политикой «нет», политический потребитель ломает власть транснационального капитала тем, что он покупает не тот, а другой продукт. Острота оружия не-покупания, однако, притупляется в связи с трудностью организовать не-покупание не-членами (ибо это и есть потребители) на продолжительное время. Это предполагает наличие информационных систем, работу с общественностью, символическую медийную политику, наличие объективной информации и т. д. Кроме того, сопротивление потребителей, намеренный провал на выборах новых князей менеджмента и их мировой политики капитала с помощью не-покупания, выполняющего роль своеобразных бюллетеней для голосования, рушится в тот момент, когда медийная общественность переходит к следующей теме. Но как раз то, что делает это оружие таким ненадежным, сообщает ему действенную силу, охватывающую все национальные границы и континенты. Не-члены, будучи однажды организованными и информированными о сетях, могут наносить удары повсюду в мире и таким образом сводить на нет транснациональную власть концернов. Неправительственные организации, возможно, способны оспаривать новые платья, новые источники легитимности у новых королей концернов: ведь экономика порождает глобальные побочные последствия, которые подвергают опасности основы жизни человечества и основы легитимности «автономных» решений капитала. В этом смысле адвокатские движения глобального гражданского общества суть защитники, творцы и судьи глобальных ценностей и норм. Они создают и обостряют восприятие одновременно повседневных, локальных и глобальных ценностей, раздувая общественные страхи, подогревая возмущение мировой общественности по поводу скандальных нарушений норм, причем на конкретных примерах — будь то экологические скандалы (когда они наезжают на концерны, застигнутые УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА in fl agranti 2), трагические, потрясающие мировую совесть биографии людей, подвергшихся пыткам. Они атакуют преступников, средствами правдивой информации запуская (в идеальном случае) перед глазами мировой общественности судебное разбирательство, на котором они являются одновременно обвинителями, мировой общественностью (читай: потребителями) и судьями. А затем они могут и должны непосредственно приводить в исполнение свой приговор с безграничной легкостью не-покупания. Но эти контрдвижения и движения сопротивления сталкиваются (помимо названных) еще с двумя проблемами. Во-первых, не существует четко обозначенного врага, против которого можно сорганизовать конфликт. Во-вторых, нет ясного языка конфликта, налицо как бы вавилонское смешение конфликтных языков — экологического, правозащитного, феминистского, религиозного, националистского, профсоюзного, ксенофобского. Иными словами: не существует космополитического языка конфликтов. Является этот внутренний плюрализм адвокатской контрвласти стратегическим недостатком или преимуществом? Верно скорее всего последнее, поскольку таким путем затрудняется внешняя, централист-ская инструментализация. Эта «власть общественности» адвокатских движений является специфической, поскольку она публично мобилизует и создает ресурсы легитимации, т. е. порождает производство, распределение и стратегическое использование информации. Но особые властные рамки и ресурсы адвокатских движений заключаются не в использовании информации как таковой, а в подготовке мировой общественности для восприятия информации. Иными словами, целенаправленное стратегическое сочетание информации и легитимации как стратегия работы с мировой общественностью определяет позицию адвокатских движений во властном треугольнике со стратегиями капитала и государства. Власть легитимационного ресурса «информация» измеряется не самой информацией, но упадком легитимности транслегального господства прежде всего мировой экономики и государств. Таким образом, стратегия работы с общественностью, применяемая адвокатскими движениями, с помощью информационных булавочных уколов драматизирует и выводит на сцену скандальное противоречие между максимизацией и де-легитимацией транслегального господства. Эти признаки «власти» транснациональных движений, располагающей только информацией и легитимностью, могут казаться исчезающе малыми по сравнению с экономическими, политиче- с поличным (лат.). ГЛАВА vi. СТРАТЕГИИ ДВИЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА скими и военными властными средствами других глобальных акторов. И в самом деле: адвокатские движения не используют транслегальное господство; они инструментализируют «только» их противоречия. Так, адвокатские движения не могут практиковать политику свершившихся фактов, принимать коллективные обязательные решения ни в национальном, ни в глобальном пространстве. Они не располагают ни экономической, ни политической властью. Считается даже, что их собственная легитимность всегда под сомнением. Как таковые, они не избираются, не назначаются, но занимают пост самоназначенных адвокатов, которые постоянно должны заботиться о легитимности своих информационных действий с помощью самих этих действий и укреплять ее на общественном перекрестном допросе. Именно это напряжение между самоавторизацией, делегитима-цией государственных и мировых экономических акторов, а также самолегитимацией собственной адвокатской практики определяет внутреннюю противоречивость и обусловленные ею границы адвокатских стратегий общественности. Отсюда становится ясно, что власть акторов мировой общественности и стратегий работы с мировой общественностью возникает не из них самих (или, во всяком случае, только частично), но в существенной мере из легитимацион-ного вакуума, в условиях которого к началу Второго модерна принимаются глобальные, «коллективно» обязательные решения. В этом смысле мы хотим запросить адвокатские движения относительно их властного базиса и различить капитал легитимности и три типа стратегий — драматургии риска, демократизации, космополитизации, направленных на создание транснациональной или даже глобальной общественности. 1. КАПИТАЛ ЛЕГИТИМНОСТИ И ЕГО НЕКОНВЕРТИРУЕМОСТЬ Важным источником власти адвокатских стратегий общественности является прежде всего то, что они организуются в форме транснациональных сетей акторов, т. е. становятся участниками и даже своего рода виртуозами новой транснациональной властной игры. С одной стороны, они в состоянии сталкивать своих противников в мировой политической силовой метаигре, т. е. государства и концерны, сколачивая тематические коалиции и создавая провокативные конфронтации; с другой — располагают ресурсом власти, который, с точки зрения классической международной политики, таковым не является: они не располагают ни государственной, ни рыночной властью, но только властью легитимационной. К примеру, властные возможности УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА бойкотов и глобальных движений потребителей увеличиваются при следующих условиях: - легитимационная хрупкость рынков: рынки предполагают наличие доверия общественности и потребителей (две категории, которые едва ли можно разграничить), а потому зависят от восприятия, т. е. от легитимации; - поскольку разница между доходами и расходами предприятий зависит не только от глобализации производства, но и от глобализации потребления, т. е. от обеспечения и контроля за глобальными рынками сбыта, хрупкость легитимности является ахиллесовой пятой концернов мирового рынка и концернов великих держав; - это тем более справедливо, что легитимность не продается. Именно этот капитал легитимности позволяет адвокатским сетям использовать факты или даже настоять на новых целях и категориях, противодействуя куда более могущественным организациям и правительствам. В этом смысле адвокатские стратегии и сети не только влияют на результаты и решения, но и приспосабливают понятия и рамки восприятия для общественных дискуссий. Вследствие этого в сетях речь идет не только о моральных предпринимателях, но о ка-тегориальных предпринимателях. То, что казалось немыслимым, становится само собой разумеющимся (образец — головокружительная карьера экологической критики). Однако нередки случаи, когда проведение в жизнь определенных принципов становится одновременно самоустановленным масштабом их неудач. Так, в качестве выдающегося ГЛАВА vi. СТРАТЕГИИ ДВИЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА успеха конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. восхвалялся выдвинутый там принцип предосторожности. Принцип 15 Декларации Рио-де-Жанейро предписывает: «В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных, с точки зрения затрат, мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды». Но если приложить этот масштаб к политике, проводившейся после этого (например, в области генетически модифицированных продуктов питания), то нужно констатировать почти полный провал усилий адвокатских движений. Иными словами: транснациональные адвокатские сети и стратегии должны пониматься как созданное политическое пространство, в котором дифференцированно позиционированные акторы приобретают и используют находящийся под угрозой «капитал легитимности» в контригре с акторами государства и мирового рынка. Принцип не-суверенитета — эта власть сетей, основанная только на легитимности, вытекающая, кроме того, из принципа, противоположного принципу (интер) национального суверенитета. Практика адвокатских движений зиждится на принципе не-суверенитета государств (или концернов) в ключевых проблемах человечества, таких как охрана окружающей среды, опасности, исходящие от тяжелой техники и мировой экономики, права человека, гражданские права, глобальная бедность. Считается, что для государств и негосударственных акторов легитимно и необходимо вмешиваться в так называемые внутренние дела других государств. Иначе говоря, капитал легитимности, который приобретен в конкретных действиях, но разыгрывается в противостоянии национальным и мировым экономическим эгоизмам, предполагает видение космополитической ответственности, которая распространяется за национальные границы и разрушает их. Может показаться, что государства блокируют кооперацию с адвокатскими сетями, чтобы оказать давление на другие государства в вопросах прав человека и охраны окружающей среды. Но это не так. Любопытно, что адвокатским движениям удается вырабатывать стратегию кооперации с другими странами и между ними, чтобы оказать давление на другие государства (подобно тому как они оказывают ле-гитимационное давление на действия иных государств в коалициях с мировыми концернами). Так, национальное вмешательство некой группы может быть блокировано на уровне нации, но становится успешным, если этой группе удается сконструировать транснациональную коалицию активистов, государств и концернов, которые преодо- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА леют национальное сопротивление. Таким образом, не в последнюю очередь это сколачивание коалиций и создание конфронтаций, минуя границы государств и концернов, превращает бессилие стратегии, опирающейся лишь на ресурс легитимности, в реальную силу. И наконец, капитал легитимности, а значит, и власть адвокатских движений, зиждится на том, в какой мере они способны превращать правдивость как таковую в политический фактор. Информирование о фактах или об открытии фактов не является само по себе политическим действием. Напротив: тот, кто проводит политику с фактами на руках, т. е. драматизирует факты для достижения определенных политических целей, вызывает подозрение, что он является представителем чьих-то интересов. И здесь в силе утверждение, что если адвокатские движения обнародуют факты (например, о нарушении прав человека в какой-то стране, об опасности определенных форм производства, о наличии яда в продуктах питания), то свою власть они черпают не из этой работы над фактами, но из того, что эти факты власть имущими — государствами и концернами — систематически замалчиваются и отрицаются. Но в мире, где с фактами обращаются принципиально по своему усмотрению, сам простой факт может представлять угрозу для власть имущих. Таким образом, налицо пропагандистские искусства транслегального господства, которые придают политическое значение обнаружению фактов и информированию о них, превращая их в фактор власти. Там, где лгут принципиально, а не время от времени, говорящий о том, как обстоят дела на самом деле, становится опасным. Состояние мирового общества риска позволяет сделать такое допущение: власть лжет — государства и концерны обращаются с истиной стратегически, т. е. затушевывают те факты, которые им вредят, и пропагандируют те факты, от которых ожидают выгоды во властно-стратегическом отношении. Поэтому НПО могут предоставлять в распоряжение другим государствам, международным организациям и концернам надежную информацию, которая ставит под удар положение отдельных государств или концернов. Их капитал легитимности зиждится на их длительной правдивости в качестве производителей надежной информации. Они подвергают опасности самих себя, если, подобно их оппонентам, используют факты, чтобы осуществить свои цели, связанные с отдельными концернами или государствами, либо добиться финансирования от спонсоров и членов этих организаций. Роль независимых корреспондентов, сообщающих о замалчиваемых фактах, легитимирует адвокатские движения. В той мере, какой они становятся рутинными, профессиональными глашатаями ГЛАВА vi. СТРАТЕГИИ ДВИЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА фактов, моральными предпринимателями в области фактов, толкующими о предустановленной гармонии между собственными интересами и истиной, они проматывают свой капитал легитимности. В этом противоречие, от которого адвокатским движениям трудно избавиться. С одной стороны, они вынуждены драматизировать информацию; с другой — ставят тем самым под вопрос серьезность их работы с фактами, составляющими основу их легитимности. Поэтому выявление и адвокатская презентация фактов перед национальной и транснациональной общественностью суть эквилибристика на канате, в которой балансиром служат принципы адвокатских сетевых движений. 2. СТРАТЕГИИ ДРАМАТУРГИИ РИСКА Наоборот, адвокатские стратегии базируются на коллективно выявляемой неправдивости государств и концернов или их информационной политики. Разрыв между фактической реальностью и публичной самопрезентацией делает делегитимационную стратегию эффективной для адвокатской деятельности. Адвокатские кампании являются успешными в тех странах, где усвоен либеральный дискурс, причем в масштабах, позволяющих социальным движениям изучать и обрисовывать этот разрыв между притязаниями и практикой. На это в первую очередь направлены стратегии драматургии риска. Адвокатская методология — порождать готовность к изменению, внедряя факты в общественное сознание, — находит удачное поле деятельности в обнаружении и критическом анализе разрыва между провозглашенной концернами (и правительствами) безопасностью и ощущаемыми рисками, неуверенностью и страхами потребителей. Причем контрвласть адвокатских движений, как было сказано, не в последнюю очередь является результатом рыночного резонанса. Стратегия риска, обнаруживая неконтролируемость глобальных рисков, одновременно порождает неконтролируемость глобальных рынков. Таким путем экономически разоблачается дефицит легитимности мировых экономических акторов, поражая их наиболее уязвимое место — при обеспечении глобального сбыта как предпосылки получения прибыли. Глобальный конфликт риска, разгоревшийся вокруг генетически модифицированных продуктов питания — этой пищи Франкенштейна, как ее окрестили в Великобритании, — наглядно показывает, почему в условиях ненадежности даже могущественным производителям генно-инженерной продукции в Европе, а затем и в США пришлось пойти на (временное) отступление: никто — ни сторонники, ни критики — не знает, какими будут последствия. Из-за победы генной инже- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА нерии все оказались вынужденными принимать недопустимые решения, влияющие на выживание, не будучи в состоянии научно обосновать эти решения. Фактически речь идет не о просчитываемом риске, но о непросчитываемой ненадежности. Мы имеем дело с динамикой, в которой прирост научного знания часто ведет не к безопасности, но к усилению когнитивной неуверенности и нормативной ненадежности. Так, биореволюция все больше раскрывает пространство действий, бросающих вызовы новым констелляциям решений и рисков, ибо с появлением технического знания, расширяющего наш доступ к внешней и внутренней природе человека, на повестке дня появляются когнитивные и нормативные проблемы.
|