Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 29 страница
В-третьих, этот тип легитимации не привязан ни к объективному характеру опасности, ни к эффективности ее устранения. Именно в связи с тем, что опасность для рода человеческого мобилизует всемирно-политическое противодействие, неэффективное действие не омрачает это формирование контрвласти. Ибо вместе с неэффективностью растет опасность, а значит, опять-таки необходимость в сплочении человеческого коллектива. При этом возникает парадоксальное следствие: прощение ошибок человечеством, находящимся под угрозой, растет вместе с ошибками, которые усиливают беду людей. В-четвертых, понятие «естественное состояние», используемое Томасом Гоббсом, обозначает доцивилизационное состояние, которое преодолевается властью суверена. В воспринятой угрозе человечеству, однако, это отношение разворачивается на 180 градусов: циви-лизационный порядок национально-государственного суверенитета упраздняется «хищной природой» человечества, обращенной против самой себя. Не отсутствие власти порядка, которая принуждает людей преследовать свои интересы с помощью социально приемлемых средств, но само продолжающееся существование подобного национально-государственного порядка становится источником угрозы для всех или, по крайней мере, препятствием для предотвращения опасности для рода. Не сомнение в порядке суверена, а не-сомнение форсирует угрозу для всех. В-пятых имеет место такой парадокс: решение Гоббса (делегирование власти, построение Левиафана) для «человечества» исключено. Вот почему не только государства и союзы государств присваивают себе мандат человечества, но и акторы глобального гражданского об- ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… щества или транснациональные концерны пишут на своих знаменах лозунги: «спасение окружающей среды» или «защита прав человека». Пожалуй, можно даже сказать, что угроза человечеству, используемая для оформления глобальных отношений господства, есть ключ к пониманию транснациональной политики. В-шестых, в воспринятой опасности, грозящей человечеству, разрушается принцип легитимности национально-государственного строя. Национальный суверен перед лицом угрозы человечеству уже не может обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность и защиту жизни своих граждан. Теряет силу долг гражданского повиновения. Следствием этого, по Гоббсу, является то, что цивилизованное человечество скатывается в естественное состояние, в котором каждый — свой собственный господин и защитник естественных прав. Поскольку восприятие опасностей, грозящих человечеству, носит глобальный характер, эта делегитимация угрожает национально-государственному строю в глобальном масштабе, если только национальные государства, существование которых подвергается опасности, не перестраиваются в транснациональные, космополитические. Общественный договор уже не может быть основан на анархии отдельных государств. Более того, он должен устанавливать межгосударственный порядок, который черпает свою космополитическую легитимность в превентивной обороне от опасности, грозящей человечеству. Фриц Шарпф на примере Европы указал на то, что принуждение к консенсусу автоматически не улучшает возможность принимать коллективно обязательные решения. Скорее всего имеет место обратная ситуация: чем сильнее принуждение к консенсусу, чем больше надо работать вместе, сотрудничать ради достижения решений, тем больше возникает проблем с кооперацией и тем вероятнее становится, что ни одно решение не будет принято. Согласно Шарпфу решающим является положение, регламентирующее, какое правило для принятия решений имеет силу, если сотрудничают не все. При правиле единогласного принятия решений повышается и то и другое, т. е. принуждение к консенсусу и невозможность принять решение. Возникает пробел в консенсусе, и он расширяется в той мере, в какой институционализированное принуждение к консенсусу больше, чем политическое давление для достижения консенсуса, исходящее от отдельных государств-участников, стремящихся прийти к общему решению проблемы. Эта асимметрия затрудняет объединение. Так Шарпф обосновывает парадоксальное положение, что именно растущее принуж- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА дение к консенсусу ведет к не-принятию решения. Поэтому в национальном пространстве, где действует принцип решения большинства и господствуют более слабые принуждения к консенсусу потенциально существует больше возможностей для действий, чем в пространстве интернациональном, где сильное принуждение к консенсусу сочетается с правилом единогласного принятия решения. Отсюда можно сделать вывод: транснационализация успешна в том случае, если, с одной стороны, вводится принцип принятия решения большинством, а с другой — уменьшается принуждение к консенсусу. В этой аргументации и выводах, однако, не учитывается то, что позволяет увидеть космополитическая смена перспективы. Воспринятая угроза человечеству порождает давление для достижения консенсуса, который ликвидирует разрыв между принуждением к консенсусу и политическим нахождением решения. Несмотря на принцип единогласного принятия решений и участия всех государств, чьи интересы, как известно, конфликтуют, осуществляются решения, обязательные для всемирной политики. Почему? Потому что всемирно-публичная рефлексия глобальных опасностей закрывает пробел в консенсусе. В результате чего? В результате восприятия риска. Оно, а не объективность экологических, экономических или террористических опасностей, открывает свободу для действий по транснационализации финансовых рынков, мероприятий по защите климата, транснационализации полицейских, военных, спецслужбистских, политических профессий для борьбы с терроризмом 3. Однако это глубинное политическое воздействие легитимации глобального господства, осуществляемое через восприятие глобальной угрозы, компенсируется его краткостью. Поскольку все связано с его медийным восприятием, ле-гитимационной силы всемирного политического действия, порождаемой глобальными угрозами, хватает лишь до тех пор, пока сохраняется интерес к ним, разжигаемый сми. Итак, как становится возможным политическое действие в век глобализации? В результате воспринятой глобальности рисков, которая как минимум на одну мировую историческую секунду размягчает и делает податливой для формирования казавшуюся железной систему интернациональной и национальной политики. В этом смысле политическая рефлексивность мирового общества риска порождает квазиреволюционные шансы действия, которые, однако, могут быть использованы по-разному. Эту гипотезу, однако, можно и должно подвергнуть эмпирической проверке в исследовании на конкретном материале. ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… 3. Государственные формы второго модерна Исходное утверждение для систематического разграничения и определения различных государственных форм и понятий государства гласит: возврата нет! Все акторы изменяются в силовой метаигре мировой политики. Это происходит потому что их роли, ресурсы, шансы на власть меняются с изменением их определения своего местоположения и самоопределения в этой игре вокруг правил власти мировой политики. Имеет смысл вместе с Эдгаром Грандом [Grande Edgar 2000] проводить различие между государственностью, как базовым принципом модерна, и формами или понятиями государства — в смысле различных базисных институтов модерна, в которых конкретизируется принцип государственности в эпохи Первого и Второго модерна 4. «Решающее значение имеет то, что в качестве модернизации должны расцениваться только такие изменения в базисных институтах Первого модерна, которые не нарушают сами базисные принципы. Применительно к сфере государственности это может означать, что за исходный пункт берется не национальное государство (в смысле «государств, возникших после Вестфальского мира») и не конститутивные для него принципы (территориальность, суверенитет), но притязание модерна на то, что для коллективных проблем нужно находить коллективные решения за пределами традиционных общественных форм (семья, цеха, кланы). Это можно принять в качестве базисного принципа современной государственности. Первый модерн в смысле теории рефлексивной модернизации был теперь охарактеризован тем, что для этой функции коллективного преодоления проблем было найдено совершенно определенное институциональное решение, а именно национальное государство. Возникновение и развитие модерного национального государства характеризовалось, во-первых, допущением, что коллективные проблемы могут и должны решаться государством (и спор велся главным образом из-за того, какие проблемы действительно являются коллективными и не могут быть лучше решены индивидом); и во-вторых, допущением, неразрывно связанным с первым, что национальный уровень является оптимальным масштабом для организации модерной государственности. Решающим моментом является то, что оба допущения, как кажется, уже теряют свою силу. Это значит, во-первых, что в определенных условиях частные лица и организации также готовы и способны решать коллективные проблемы, а государство, таким образом, теряет свою монополию на способность решать проблемы; и это означает, во-вторых, что национальное государство уже необязательно составляет оптимальные рамки действий для решения коллективных проблем, что правление (в смысле эффективного общественного решения проблем) в растущей степени происходит вне и ниже уровня нацио- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА Таблица 9. Типология государств для Второго модерна
Так удается освободить государства от их ложной реификации, понять и исследовать их как контингентные, изменчивые единства. Лишь тот, кто откажется от национального подхода, превращающего государство в пустую категорию, может проследить пути и формы трансформации государственности в измерениях культурной идентичности, экономических и военных основ, демократии и легитимности. Важно прежде всего осознать то, что как бы выведено за скобки в табл. 9: действовать и далее в духе национального (и интернационального) более нельзя (в строгом смысле слова). Те, кто мыслит, действует, исследует национально, будут смяты, опрокинуты. Они увидят, как мир перевернется. Иными словами: все формы государства изменяются, а с ними и формы государственности. Под государственностью понимается институционально-понятийная форма для создания, организации и воспроизводства политических властных возможностей. Этническое государство Необходимо выявить специфику (этнического) национализма в Первом и во Втором модерне. Этнический национализм во Втором модерне есть нального государства. Следствием этого являются зачатки системы комплексного управления, в которой различные уровни и различные формы правления институционально раздифференцированы и интегрированы. Иными словами: правление осуществляется во все более сложных конфигурациях общественных и частных акторов и институтов, сферы ответственности и ресурсы которых распределяются поверх многих уровней и всевозможных границ» [ Grande 2000, 1 ff.]. ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… постмодерный возвр ат к истокам и поэтому иллюзорен и политически огнеопасен. Только космополитический взгляд способен правильно оценить значение национализма для глобальной эпохи. Решающая противоположность аффирмативной методологии национализма заключается в том, что сегодняшний (этнический) национализм уже не тот, что прежде. Единство народа, государства, демократии и нации, принимаемое за идеал, разрушилось в результате глобализации национальных пространств. Однако можно также сказать, что глобализация и этническая идентичность не исключают, но включают друг друга [Miller / Slater 200 0]. Новые системы массовой коммуникации — радио, телевидение, видео, компьютеры, мобильные телефоны — используются для того, чтобы этнические сообщества образовывали транснациональные сети и усиливали свою активность, дабы противостоять национальному государству и элитам космополитической культуры. Это могло бы привести к парадоксальному явлению антиглобального этноцентрического интернационализма, на знамени которого можно было бы начертать: «Ксенофобы всех стран, соединяйтесь!» Или же возникнет утопия этноцентрического, транснационального союза государств-цитаделей, объединившихся, например, в борьбе против террористов и стран-изгоев. Энтони Д. Смит [Smith Anthony D. 2000] утверждает, что в этом смысле нация и национализм не деполитизированы, не демилитаризованы и уж совсем не соответствуют некой норме. Представление о том, что этнонациональное государство в союзе мирового рынка и глобальной культуры станет миролюбивым и согласится на то, чтобы из него, как из динозавра Раннего модерна, сделали чучело и выставили в музее политических форм, абсолютно противоречит, согласно Смиту, вырисовывающемуся ходу развития. Экономическая и культурная глобализация в результате центробежных конфликтов подвергает опасности цеэтни-ческое государство выйдет победителе лостность полиэтнических государств. Поэтому нельзя исключать, что м в современных гонках трансформаций и созданий государств и что в будущем правозащитный национализм национальных государств и этнический национализм этнических государств будут сосуществовать (пусть и при наличии напряжений) или взаимно усиливать друг друга в едва ли разрешимых конфликтах 5. Чтобы понять этот вид эволюции и проанализировать ее, необходимо различать национализм и этницизм [ Tamas 1996]. Если национализм направлен вовне — на завоевание и ассимиляцию чужих, то этни- Юрген Хабермас [Habermas Jü rgen 2001, 154–184] пророчески критиковал это в полемике с Карлом Шмиттом [Schmitt Carl 1983], который является автором этой позиции. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА цизм нацелен на их исключение, выражает нежелание сосуществовать с культурно иными без экспансии и без универсализма. Этническое государство не признает меньшинств. Культурно иные не могут интегрироваться в национальную идентичность, всегда понимаемую и как универсалистскую. они ставятся перед альтернативой: уезжать или быть убитыми. Этническое государство отрывается от своих универсалистских корней и выражает интересы и идентичности конкретной доминантной этнической группы во всех сферах деятельности государственного аппарата — образовании, полиции, армии, праве, внешней политике. Этническое государство является деполитизиро-ванным государством; в нем исключено живое, публичное применение национальных гражданских прав и гражданских свобод. Поскольку глобализация ослабляет национальное государство, возникает парадоксальный союз между этницистами и глобалистами, цель которого — открыть делегитимированный и деполитизирован-ный властный корпус национального государства для этнических групп. Денационализация государства поощряет его реэтнизацию. Центральные категории политической поляризации здесь уже неприменимы: этнический захват государства не является ни фашистским, ни демократическим; в некоторой степени он и тот, и другой. В среде формирующегося этнического государства (в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, Индии, Пакистане, Юго-Восточной Азии и т. д.) даже старое национальное государство кажется всего лишь утопией. Противоречия этнического государства лежат на поверхности: угроза или наличие нарушений прав человека легко превращают его в государство-парию, которое становится объектом международных интервенций, в том числе военных. Как же следует укреплять и цементировать границы в лишенном границ и оков мире растущих экономических, военных и культурных независимостей, чтобы стали возможными островки этничности? Как завлечь в страну «чужих» инвесторов, разыгрывающих свою экономическую власть, если «чужие» должны быть исключены? Этническое государство есть часть модерно-атавистической динамики, из которой оно извлекает выгоду, которую оно создает и поддерживает, но которая сводится к нарушению основных принципов модерна или к их упадку 6. Утверждать, что этническое государство есть ксенофобское государство, где враждебность к чужому возведена в принцип, является в известном смысле эвфемизмом, поскольку разговоры о «чужом» маскируют первый ключевой признак этой динамики распада: По поводу проблем и противоречий модерного контрмодерна см.: Beck 1993, Kap. IV. 342 ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… 1. Этнические государства представляют (нет, исполняют!) реальную 2. Снимается различение войны между государствами и войны между гражданами. Речь идет о войне «государств и граждан» — войне государств против граждан и граждан против государств — для установления этнического различия государственно- и негосударственно-атавистическими насильственными средствами. Покушения на самоубийство разрушают с яростным нигилизмом, из которого они и проистекают, повседневное доверие внутри «гражданского общества», чьи граждане становятся их жертвами. Государства казнят «террористов» без суда и следствия, и это считается законным. 3. Атавистическим этот круг, в который попадает этнизация государств, может называться потому, что в этой динамике разжигаются ненависть и насилие, приводящие к упадку не только базисные институты, но и базисные принципы модерна, такие как права человека, которые применяют и соблюдают даже по отношению к «врагам». Модерным такое развитие является потому, что оно способно использовать как самые современные технологии, права и транснациональные сети, так и интернационализацию национальных пространств опыта. Наблюдателей все больше пугает то, что упадок цивилизации ускоряется не только из-за смешения этносов, но из-за религиозных конфликтов. 4. Динамика упадка, в которой этнические государства выступают в качестве бенефициариев и ускорителей, оказывает глобальное воздействие. Ужас мировой общественности делает национальные или космополитически ориентированные национальные государства потерпевшими, т. е. соучастниками варварского конфликта, в результате которого государства-наблюдатели утрачивают сознание ответственности. Но это означает, что последние попадают в ловушку сообщничества. Государства-наблюдатели обвиняются во всем, что они делают. Если они не вмешиваются, им ставится в вину их невмешательство; если они решаются на использование военной силы, им ставится в вину вмешательство. Ближневосточный конфликт — не единственный случай, на примере которого можно наблюдать эти полити- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА ческие дилеммы. Этот конфликт разыгрывается только под софитами мировой общественности, поскольку здесь на кон поставлены ключевые интересы Запада. Пример организованных государствами внутри-африканских геноцидов также демонстрирует атавистические случаи, к которым ведет этнизация государственной власти, с тем, однако, немалым отличием, что в данных случаях мировую общественность обвиняют в невмешательстве. Неолиберальное государство Если бог национального государства смертен, это еще не означает (как внушает нам национальный подход), что государство умирает. Ситуация напоминает сказание, в котором герой отрубает дракону голову, а на месте отрубленной головы отрастают другие. Вторая форма, которую модель старого национального государства приобрела в космополитической констелляции, — неолиберальное государство. Это государство конкуренции, государство рынка, государственная конфигурация, в которой политика следует логике капитала. Эта государственная форма несет, так сказать, штамп «проверено МВФ». Вероятность, с которой национальное государство трансформируется в неолиберальное, растет по мере присущего мировой экономике дисциплинирования государств, которое им навязывает МВФ при помощи прежде всего политики кнута — угрозы лишения кредитов. (Политика пряника — раздачи кредитов.) В этом смысле существует глобальная «система паноптикума» [Patomä ki 2001, 101], в которой государства, концерны и городские общины с помощью агентств по оценке платежеспособности просвечиваются и оцениваются на предмет соответствия правилам «хорошего» (читай: неолиберального) бюджета. В начале xxi века МВФ контролирует экономическую политику почти каждого третьего «суверенного» государства на нашей планете. Любопытно, что неолиберальное государство является выдающимся примером интернационализации национального государства. «Реформаторы» и «модернизаторы», которые исповедуют неолиберализм, не только перестраивают или сносят государство «всеобщего благоденствия» и социальное государство, но и проводят самоинтернационализацию национального государства, не расставаясь с вывеской национального. Именно национальный аутизм создает предпосылку, при которой государственная форма должна быть реалистически приспособлена к господствующему «вашингтонскому консенсусу» — к триаде «дерегулирование, либерализация и приватизация». Эта подходящая для мирового рынка форма национального ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… государства показывает, как уже сегодня оно радикально перестраивается за декоративным фасадом «национального государства». И здесь противоречия оказываются вполне очевидными: речь идет о модели из детской книжки, о классической модели активного самодемонтажа национально-государственной власти, политики и демократии. Но прежде всего мы опровергаем утверждение о безальтернативности этой трансформации государства, следующей логике капитала. В представленных здесь формах трансформации речь идет об идеальных типах, которые (даже если они четко различаются на уровне понятий и, как кажется, логически исключают друг друга) могут, как элементы государственной модульной системы Мерклина, реально комбинироваться друг с другом. Так возникают «государства из конструктора», в которых сочетаются элементы декораций неолиберального и этнического государств. Это справедливо и тогда, когда практически неразрешимые противоречия становятся как бы критерием качества возникающей или планируемой государственной формы. История немецкого фашизма показала, что это может привести к 12 годам «тысячелетнего рейха», пока подобный нецивилизаторский реальный эксперимент не разрушится под воздействием собственных внутренних и внешних противоречий. Транснациональные государства Для различавшихся выше новых форм государственности (неолиберального и этнического государства) не подходит то, что справедливо для следующих двух государственных форм — транснационального государства-надсмотрщика и космополитического государства. Они не используют властные возможности, которые предоставляет кооперативный транснациональный суверенитет. Контингентность, в том числе кон-тингентность государства, — сложное явление. Она может проявляться (или быть инсценирована) как угроза, рок, а также как шанс или обещание. Можно говорить о ее конце и упадке или же о повышении ее роли, можно понимать ее как возможность начала (Ханна Арендт), как источник реальных новаций, питающий инициативы. Государства во властной метаигре структурно находятся в невыгодном положении по отношению к акторам мировой экономики. Им приходится преодолевать отрицательные моменты. Прежде всего это невыгода «второго хода», что означает следующее: когда мировая экономика сделала ход, государства вынуждены идти за ней. Кроме того, государства должны выстраивать контрвласть в борьбе против новой мобильности всемирно-экономической власти. Но это еще не все: ак- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА торы мировой экономики реализуют свою власть в мировой политике (если уж отвлечься от политики МВФ) как побочное следствие экономической рациональности. Государства (и все, что с этим связано, — партии, союзы, население, традиции, религии, регионы, а также парламенты, общественность, сми) осуществляют историческую трансформацию во временном ритме выборов при хроническом дефиците легитимности и под присмотром недремлющего Аргуса критической медийной общественности, при растущем числе избирателей-перебежчиков, в ситуации хронических бюджетных дефицитов и при частичном расхождении с национальным самосознанием и его всевозможными табу. Эта двойная ущербность государственных акторов проистекает из их изначально оборонительных позиций и порожденной государственным эгоизмом изолированности друг от друга, обусловлена институционализированной неподвижностью, вызывает многочисленные вопросы (например о том, кто должен и может воспользоваться инициативой). Разве попытки отдельных государств прорваться на свободу не караются отрицательным вердиктом капризных и крайне опасливых инвесторов? Разве под всеобщий вой — «невозможно» и «исключено» — мыслимы такие вещи, как транснациональный подъем и транснациональный прорыв к свободе? Разве не должен уже существовать межгосударственный консенсус (к которому надо стремиться), чтобы быть в состоянии принять элементарные меры (например, для предупреждения бегства от налогов) против государств, извлекающих из этого выгоду? Тем интереснее становится то, как эгоистические отдельные государства учатся решать свои исконные проблемы только в транснациональной кооперации с другими государствами. Раньше считалось, что внешняя политика есть вопрос выбора, а не необходимости. Сегодня, напротив, господствует новомодное «и то и другое»: внешняя и внутренняя политика, национальная безопасность и международная кооперация непосредственно сцеплены друг с другом. Единственный путь к национальной безопасности, против угрожающего глобализированного террора, а также финансовых рисков, климатических катастроф, зараженных продуктов питания и т. п. — это транснациональная кооперация. Вместе с тем политический подход к терроризму показывает, что мгновенное осознание превосходства транснациональной кооперации способно найти путь в совершенно разных мирах. Это открытие и развитие кооперативной государственной власти поверх границ происходит, с целью, во-первых, нового строительства цитадели транснационального государства-надсмотрщика à la Оруэлл, которое скорее может истолковываться глобально - односторонне (США) или кооперативно-многосторонне (Европа); во-вторых, признания и обеспе- ГЛАВА vii. КТО ВЫИГРЫВАЕТ? О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ И ФОРМ… чения многообразия — как космополитическое государство. Но реакция США на транснационально действующий террор показала, что протекционистская политика по отношению ко всемирно открытому использованию транснациональной кооперативной власти добилась существенного перевеса во власти. Данная концептуализация государственных архитектур (здесь лишь эскизно намеченная), т. е. расщепленных ландшафтов властных возможностей в начале xxi века, отвергла национальный взгляд (в политике и науке). Она открывается лишь космополитическому взгляду Новой критической теории и в соответствии с этим является доказательством большей реальности, которую этот взгляд раскрывает («positive problem shift» 7, Lakatos 1974). Плюрализация мира государств Данную типологию государств можно развивать и обсуждать под другим углом зрения — как в отдельных государственных формах заложено соотношение партикуляризма и универсализма: что доминирует и в какую компромиссную формулу с какими противоречиями сплавилось? Ибо нет смысла трактовать национальный и космополитический подходы как несовместимые и противоположные. Ведь даже с исторической и историко-понятийной точек зрения национальный подход всегда комплементарно содержит хотя бы элементы космополитического подхода. Для модерного политического действия, для модерной политической теории проблема с самого начала заключалась в том, как соединить универсализм и партикуляризм, как обеспечить возможность универсальности в рамках национальной партикулярности. В методологии национализма до сих пор исходят из того, что в понимании наций всеобщие права человека и роли этнокультурного, а также политического членства определенным образом соотносятся друг с другом. Это, однако, уже не применимо к этническому государству, тогда как в модели транснационального государства-цитадели заложено противоречие «транснациональной этничности», чью политическую реальность и взрывоопасность можно изучать на примере стран Центральной и Восточной Европы.
|