Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 33 страница
На 1970-х гг. лежит отпечаток поколения хиппи с их девизом «make love, not war!» 11. Каков лозунг для развитой цивилизации риска в начале xxi века? Может быть, «make law, not war!» 12 (Kaldor)? Адекватным ответом на террористическую угрозу является поэтому космополитизм. Это означает, что каждый из нас, кем и где бы мы ни были, имеет право на жизнь, мечты и на желание приблизить мир, в котором каждому будут обеспечены эти права. Мир, в котором занимайтесь любовью, а не войной! (англ.). 12 занимайтесь законом, а не войной! (англ.). ГЛАВА viii. МАЛЕНЬКАЯ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ… будут побеждены ужасы терроризма, мучения из-за нищеты, страдания от этнических преследований, неграмотности, несправедливости, болезней и непрочности человеческой жизни, мир, в котором террор не сможет пускать корни и цвести пышным цветом. Но подлость тут в том, что эта красивая идея может быть отлично использована и вывернута наизнанку для воплощения в жизнь ее абсолютной противоположности. В США сформировался странный дискурс, в котором малопочетное понятие «империя» стало рассматриваться как некая ценность. В рамках этого дискурса 11 сентября доказало недостаточность американского участия и американского присутствия в мире. Необходимо, дескать, решительнее и эффективнее внедрять во всем мире американские ценности — the american way of life 13. Идея, по-видимому, заключается в том, что необходимо превратить всех людей в американцев, чтобы американцы могли безопасно жить в мире без границ. Террористическая угроза глубоко потрясла культурную нервную систему США и вызвала бурю патриотизма. Эта угроза ввергла правительство США— в соответствии с приматом внутренней политики — во внешнеполитические акции для истребления внутренних врагов во внешнем мире, борьбы с террористической опасностью, внезапно ставшей глобальной. Благодаря террористической атаке американская военная и внешняя политика вновь обрела давно желанный образ врага, который позволяет четко сфокусировать общественное сознание на одной точке ради мобилизации одобрения и поддержки внутри страны и вне ее, поверх границ, партийных лагерей и государств. Кроме того, доминирование военных точек зрения позволяет вывести это коалиционное образование из тумана всеобщего одобрения (или критики) и ввести его в ясную колею выбора «или — или». Так открываются шансы сколотить новые коалиции между традиционными противниками, т. е. связать Россию и Китай в «альянс против терроризма». Это удается тем успешней, что каждая из этих стран получает таким путем желанную свободу действий, чтобы безжалостно обрушиться на своих террористов, не опасаясь обвинений из-за рубежа в нарушениях прав человека. Чтобы реалистически оценить эти шансы государств на самоуполномочивание, открывающиеся в результате опасности террора, важно провести различие между традиционным образом врага-государства, с одной стороны, и с другой — транснациональным образом террориста-врага, который первично относится не к государствам, а к группам, сетям и отдельным лицам. Именно транснациональность, т. е. американский образ жизни (англ.). УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА отсутствие привязанности к конкретному месту отсутствие унификации, государственности и потенциальное всеприсутствие террористических сетей и соответственно гибкие местные и групповые образы врага, делают возможным укрепление и обновление гегемонии могущественных государств. Ключевой вопрос звучит так: кто и на основе каких критериев дает дефиницию того, кто является транснациональным террористом и кто им не является? В соответствии с существующим положением вещей это делают не судьи и не международные суды, а могущественные правительства и государства. Они уполномочивают самих себя, бесконтрольно решая, кто есть их террорист, их бен Ладен. Так, американский президент Джордж Буш установил, что Ирак, Иран и Северная Корея образуют ось зла и их правительства необходимо либо свергнуть, либо лишить способности производить оружие массового уничтожения, угрожающее США и другим странам. Одновременно он возвещает, что лагеря и сети «Аль-Каиды» существуют по меньшей мере в десяти странах следовательно, необходимо обезвредить десять тысяч потенциальных террористов. Нередко сюда причисляются все группы и лица, которые могут быть каким-то образом поставлены в связь с членами «Аль-Каиды». «Мы не позволим самым опасным в мире правительствам и режимам угрожать нам самым опасным в мире оружием», — говорит Буш, тем самым показывая, как с помощью политически сконструированных террористических опасностей удается держать американскую нацию в постоянной мобилизационной готовности и одновременно оправдывать рост военных расходов. Алармистская риторика американского президента описывает анонимного врага скорее в метафизических понятиях: враг есть зло, а не группа террористов и поддерживающих их стран. При этом он вполне мирится с парадоксальным фактом, что благодаря универсализации террористические группы получают из рук своего врага необходимую и желанную для них грамоту на признание их глобального могущества. И если учесть, что СМИ то и дело живописуют возможные и невозможные детали террористических атак, что запуганной общественности тем самым то и дело демонстрируют миниатюрность средств, несущих в себе (при умелом использовании) колоссальную опасность, а с другой стороны, показывают практическое отсутствие шансов на государственное противодействие ей, то не должно удивлять, что глобальное восприятие опасности становится естественным спутником жизни и деятельности людей. Все это приводит к одному и тому же результату: культура страха глобализируется. Народ уже не ждет социальную реформу во внутренних делах или новое великое изобретение, но в дурном предчувствии ГЛАВА viii. МАЛЕНЬКАЯ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ… боится новых опасностей, которые вторгаются в мир. В обществах риска, утративших средства обеспечения безопасности, изначально данные природой и традицией, страх порождает хрупкое чувство общности. То, что возникает на наших глазах, есть эмоциональные и иррациональные проявления чувства общности людей, объединенных страхом; чувства, которое, весьма вероятно, станет питательной почвой для радикальных вспышек и движений под лозунгом отгораживания от «чужих». Военно-политическая дефиниция угрозы терроризма канализирует и концентрирует эти страхи, в любой момент гарантируя волны народной поддержки войны против того или иного врага — как внутреннего, так и / или внешнего. Пугливые люди без вопросов и протестов готовы смириться с вмешательством в самые основы их жизни, что раньше было просто немыслимо. Почти 250 лет назад Бенджамин Франклин предостерегал, что те, кто отказываются от насущных свобод ради хоть какой-то, пусть и недолговечной, безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности. Эта мысль кажется старомодно суховатой в глобализированной культуре страха, где растет готовность платить за утраченную безопасность звонкой монетой свободы. После 11 сентября 2001 г. политика предоставила доказательства того, что в качестве жертвы на алтарь террористической опасности были с легким сердцем возложены фундаментальные свободы. США приняли, причем без всякой иронии, закон под названием «Патриотический акт», который, помимо прочего, усиливает роль высокотехнологичных систем слежки. Если такая тенденция сохранится, то в стране не останется ни одного телефона, который бы не прослушивался. Кроме того, полиции разрешается контролировать электронную почту и Интернет. Дядя Сэм будет знать, кто goodies и кто badiesli и где они сидят. Неудивительно, что все прочие страны в мире следуют этому примеру и расширяют царство электронного прослушивания. Все это оправдывается борьбой с терроризмом, но расширяющаяся власть может быть использована и в других целях. Есть основания сомневаться в том, что мир после принятия этих антитеррористических мер действительно стал безопаснее. Можно усомниться и в том, что усовершенствованное государство-надзиратель разыщет тех, кто решился действовать из подполья и плевать хотел на границы. Террористов непросто провозить в страну нелегально, как это делают с нелегальными иммигрантами. Они будут разъезжать вполне легально, предъявляя настоящие паспорта. Мы хорошие парни и плохие парни (англ.). УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА знаем, что не можем воспрепятствовать их въезду в страну и что мы едва ли выясним, кем они являются. Кроме того, мы знаем, что Интернет и все другие средства коммуникации обеспечивают не только деловые, дружеские и семейные контакты между всеми континентами. Благодаря Интернету отпадает необходимость встречаться в определенных местах, чтобы договориться о совместных акциях. Эти конспиративные контакты растворяются в новых коммуникационных потоках «liquid modernity» 15 (Бауман). Но тем не менее с помощью аргумента о необходимости контроля в транснациональных масштабах утверждается государство-надзиратель в духе Оруэлла. В Вашингтоне настаивают на том, что угроза велика, что мобилизация необходима надолго, что военный бюджет будет расти колоссальными темпами, что гражданские свободы будут урезаны и что критиков, восстающих против этого, приструнят как «непатриотов» и изолируют. Кто защитит людей от этих предтеч космополитического деспотизма, ликвидирующих базовые ценности модерна для защиты самого модерна? 5. Самообоснование исключает демократию «Родная почва не лжет» — вот кредо национального модерна. («La terre, elle ne ment pas» 16, — говорил Петен во время вторжения немцев, пытаясь мобилизовать французов на борьбу с фашистским нашествием.) Кредо космополитического модерна — «Права человека не лгут». Господство прав человека, легитимирующее само себя, не знает границ. Его распространение следует логике неисторического самообоснования, т. е. не путем голосования, но через консенсус; не путем завоевания, а наоборот, путем не-завоевания; не через демократию, но через разумное понимание. Режим прав человека устанавливает универсальное, трансцендентальное и одновременно порождающее власть право, которое коренится уже не в привязке национального государства к территории, а в выдуманной непосредственной данности индивида и глобальности, не подчиняющихся демократическому контролю. Фактически возникает пространство ожидания для глобальной власти военного порядка, где призыв к защите прав человека, как источник легитимности глобальной власти, всегда связывается с ожиданием урегулирования актуальных конфликтов, не знающих границ и угрожающих режиму прав человека. текучей модерности, современности (англ.). Земля не лжет (франц.). ГЛАВА viii. МАЛЕНЬКАЯ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ… Тайное принуждение, ведущее к осознанию блага — власти самолегитимации, заступает место демократической легитимации. Среди ценностных принципов космополитического порядка, который уже не признает ни одной точки зрения, кроме собственной, самолегитимация заменяет легитимацию демократическую. Это значит, что триумфальное шествие космополитизма грозит возникновением космополитического режима без демократии. «Космополитическая демократия» стала бы тогда фиговым листком, прикрывающим перед лицом а-демократии (не антидемократии) космополитического многообразного общества ее недемократическое, морально-метафизическое самообоснование. Что делает космополитический режим, если взять режим прав человека легитимным и / или легальным? Возможно ли вообще говорить о незаконном или нелегитимном режиме прав человека? Или понятие незаконного, нелегитимного режима прав человека есть лжепонятие, вроде белой вороны? Кто или что принимает решение о легитимности или легальности режима прав человека? Как режим прав человека соотносится с национальными конституциями и законами, с практиками демократически или недемократически легитимированных правительств? Что решает, являются ли (и если да, то в каких случаях) нарушения прав человека, внутри данного государства считающихся законными, для сообщества (каких?) государств настолько отягчающими обстоятельствами, что они оправдывают военно-гуманитарную интервенцию? Кто определяет создание вооруженных сил? В какой мере учреждение и развитие транснациональных союзных вооруженных сил для военного варианта гуманитарных интервенций в других регионах мира представляет угрозу иностранным государствам или побуждает придать вес космополитическому режиму прав человека в противовес притязаниям национального суверенитета? Что же создает авторитет тем членам международного общества, которые ощущают свой долг перед режимом прав человека; авторитет, позволяющий вмешиваться во внутренние дела государств, хотят того или не хотят правительства этих государств? Кто же дает общеобязательное (в правовом и военном отношениях) толкование принципам и нормам космополитического режима в конкретных ситуациях, перед лицом дивергирующих экономических, моральных, военных опций и интересов против старого национально-государственного порядка, так что вопрос, какие источники УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА легитимности — старые национально-государственные или космополитические — действуют в этом случае, в свою очередь представляется «легитимным» дивергентным участникам, затронутым лицам и наблюдателям? Чем более общеобязательным становится космополитический режим и чем больше усиливаются взаимозависимости между государствами, предприятиями и организациями мировой экономики, а также глобальными акторами гражданского общества, тем вероятнее, что вопросы такого рода приведут к тяжелым пробам на разрыв, поскольку при смене национальной и космополитической перспективы источники уверенности меняются местами — и действительность, само собой, радикально меняется. Ясно одно: легитимность и законность космополитического режима не может завоевываться «снизу вверх», т. е. через демократическое голосование и одобрение отдельных государств. Она должна обосновываться «сверху вниз», как бы дедуктивно, исходя из очевидной универсальности принципов и основных положений — из последствий для всего человечества и для каждого отдельного человека. «Индуктивное», демократическое обоснование космополитического режима покоится на аналогии между ролью отдельных государств, как членов международного сообщества, и ролью индивидуальных личностей, как членов национальных обществ. При этом упускают из виду следующее: государства являются коллективными акторами и, что не менее важно, гегемонистские государства, извлекающие выгоду из экономического и политического неравенства внутри международного сообщества, заинтересованы в том, чтобы допускать только такие системы норм и правил, которые укрепляют и легитимируют их гегемонистскую позицию 17. Кроме того, круг акторов и организаций, чьи практики охватываются и нормируются радиусом действия космополитического режима, больше по величине и отличается по составу от того, что предполагалось старым понятием «международное сообщество государств». Космополитический режим в своем притязании на урегулирование включает тех коллективных акторов, которые осуществляют власть наряду с государствами в глобальном пространстве. Сюда относятся трансна- Демократическая легитимация прав человека «снизу», через игольное ушко национально-государственного консенсуса, подобна, таким образом, не только требованию, чтобы национальные государства сами лишили себя власти, но прежде всего требованию неподлинного, инструментального использования прав человека в национально-государственных интересах. ГЛАВА viii. МАЛЕНЬКАЯ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ… циональные концерны, наднациональные государства, неправительственные организации и особенно индивидуальные акторы в их отношении к государствам. Последние эффективно конституируются режимом прав человека вообще только как акторы с собственным правом по отношению к коллективным единицам действия. В этом смысле практически исключается (во всяком случае, в данных институциональных условиях) легитимация космополитического режима прав человека «снизу» (например, в форме голосования на Генеральной Ассамблее ООН, читай: национальными государствами), если только не будет создан институт космополитического парламента, который в качестве глобального суверена будет демократически принимать решения, касающиеся условий глобального строя. Это, однако, не предусматривается; кроме того, данная опция трудно осуществима. Ибо это было бы голосование post hoc, которое только еще реализует легитимирующее одобрение. Так возможно ли, чтобы космополитический парламент легитимно отверг порядок прав человека? Едва ли. В остальном основные примеры говорят в пользу того, что моральное, политическое, легальное и властно-стратегическое значение режима прав человека раскрывается независимо от его ратификации отдельными государствами, коренным образом затронутыми этим режимом. Можно так сказать: режим прав человека разлагает национальную легитимность именно в тех случаях, когда государства по благим причинам отказываются от его одобрения и / или осуществления. Возьмем Всеобщую декларацию прав человека, которая была подписана в 1948 г. как часть Устава ООН, послужив не в последнюю очередь ответом на опыт холокоста. Многие сразу же навесили на нее ярлык «мягкая», но, как выяснилось впоследствии, она оказалась весьма эффективной стратегией власти в период холодной войны. Разумеется, трудно оценить ее роль в крахе советской империи. Есть, однако, серьезные подтверждения того, что пораженный институциональным артритом советский марксизм был делегитимирован не только отрицанием и нарушением прав человека, но что «корзина прав человека» воодушевила и уполномочила гражданское сопротивление про-тестных движений в бывшем Восточном блоке. Это стало исторически очевидным позднее, после падения Берлинской стены. Аналогичное развитие демонстрирует также успешная история организации «Эмнести Интернэшнл». Эта частная неправительственная организация трансформировала притязания прав человека на самолегитимацию в самоуполномочивание, сделав своим операционным полем притязание на юридическую силу, которой режим прав человека УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА Таблица 13. Трансформация легитимности мировой политики
обладает во внутригосударственной сфере. «Эмнести Интернэшнл» назначила саму себя глобальным обвинителем в сфере нарушений прав человека во всем мире перед судом глобальной общественности, созданным, как самоосуществляющееся пророчество, с помощью информационной политики, ориентирующейся только на факты. Этот пример успешного социального и политического самокон-ституирования глобальной правозащитной совести делает более отчетливой и воспроизводит фигуру самолегитимации, поворачивая ее в активно-организационную сферу. «Эмнести Интернэшнл» поставила перед собой задачу сделать универсальные права — через осознание их нарушения — одновременно постигаемыми на опыте, доступными для обоснования и, благодаря вызванному этим призыву к применению санкций, эффективными. Их транснациональная организационная форма создала независимый голос и инстанцию транснационального права, которая поверх границ и стен основанного на насилии государственного права делала зримыми и подпадающими под санкции нарушения универсального права. Неправительственный характер ГЛАВА viii. МАЛЕНЬКАЯ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ… организации придает этому голосу моральную достоверность на фоне правительств, горделиво выступающих во всеоружии средств государственного властного и правового аппарата. Концентрация на индивидуальных случаях, т. е. на делах частных лиц против государств, имела двоякий результат: во-первых, патетика индивидуальной жертвы привела к тому, что индивидуальные по своей природе права человека в сравнении с государственным правом суверенитета выиграли в отношении наглядности и достоверности; во-вторых, практика обвинения государств перед лицом мировой общественности в нарушениях прав человека обеспечила убедительную обязательность притязанию режима прав человека на универсальность, особенно равенству государства и государства, с одной стороны, индивида и государства — с другой. Это привело к тому, что после окончания холодной войны использование режима прав человека во властных стратегиях стало затруднительным. Это значит, что наше различение подлинного и неподлинного космополитизма применительно к вопросу о правах человека было явно сдвинуто в пользу подлинного космополитизма. Перед лицом мировой общественности, чувствительной к нарушениям прав человека, стало труднее злоупотреблять Всеобщей декларацией прав человека в национально-государственных властных целях. Космополитический режим прав человека утвердил, таким образом, в мире нормативный горизонт ожиданий, который не только лишил реальной силы в отношении властных стратегий старую национально-интернациональную систему правил игры, но и морально обесценил ее. Однако в результате был одновременно создан политический и военный вакуум, порождающий потребность в других военно-политических и экономических институтах и структурах. Кроме того, свою историческую неправоту продемонстрировали две философско-политические позиции. Во-первых, марксистская точка зрения утверждает, что все концепции прав являются, в конечном счете, буржуазными институтами, а потому политически и морально предосудительно выдвигать универсализм прав человека в качестве основы и цели политического действия. Это марксистское мышление опровергается без труда, поскольку оно упускает из виду взаимно усиливающие и подтверждающие моральный, политический и властно-стратегический аспекты всеобщих прав человека. Кроме того, это мышление находится в противоречии с традиционным интернационализмом рабочего движения. Во-вторых, теряет свою убедительность постмодерная точка зрения, утверждающая, что права человека являются поздним порождением УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА эпохи Просвещения, которое оказалось на поверку единственным крупным заблуждением с имперскими последствиями и потому само себя опровергло. Внутренний империализм универсальности режима прав человека, как должны аргументировать и рассуждать теоретики постмодерна, вступает в открытое противоречие с миром культурных различий. Но последние не только затрудняют, а исключают коммуникацию и горизонт общности прав человека. Присутствующее в постмодерном мышлении притязание на то, что через космополитический режим прав человека создается всеобщий, обязательный для всех нормативный горизонт ожидания, вызывает подозрения. Такое видение вещей может явиться поводом для репрессий и доминирования одной культурной претензии над исключенными другими. Представление, что права человека, а также космополитический режим вообще санкционирует именно это право быть другим, находится в явном противоречии с постмодернизмом и категорически ставит под вопрос догматический постмодерный релятивизм. Юрген Хабермас может торжествовать: марксистское и постмодерное сопротивление режиму прав человека терпит крах (точнее, оно съеживается, превращаясь в имманентные споры). Речь идет об исторических особенностях и культурном многообразии концепций прав человека или о критике узких, дедуктивных, наивно-простодушных, т. е. только моральных и не властно-стратегических, интерпретаций прав человека. Но тогда само признание выступления в защиту различий и плюральности указывает на то, что противники одобрения космополитического режима в предвидении консенсуса противостоят друг другу. В той мере, в какой космополитический режим теряет своих врагов или поглощает и обращает их в свою веру, его внутренние противоположности и противоречия усиливаются, осознаются, запечатлеваются в политическом пространстве и требуют институциональных форм выражения. Дэвид Хелд, например, предлагает скрижаль с семью космополитическими первопринципами, которые должны быть распространены повсеместно, создавая основу для определения того, какие права и обязанности индивидуальных лиц должны защищаться и как именно, каким образом люди могут принимать участие в деятельности институтов, управляющих их жизнью: «1. Равная ценность и достоинство 2. Активное участие 3. Личная ответственность и вменяемость 4. Консенсус 5. Рефлексивное самоопределение и коллективное нахождение решений с помощью избирательных процедур ГЛАВА viii. МАЛЕНЬКАЯ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ… 6. Инклюзивность и субсидиарность 7. Избегание серьезных нарушений и удовлетворение необходимых потребностей» [Held 2001, 35]. Здесь мы не можем рассматривать эти принципы космополитического режима, как это весьма дифференцированно и убедительно делает Дэвид Хелд, но хотим указать на то, что открывается новый горизонт противоречий. Он наложит свой отпечаток на вид и способ формирования политической структуры и организации внутри космополитического режима в национальных, интернациональных и транснациональных пространствах. Уже сегодня вырисовываются подобные противоречия и контроверзы, требующие политических и институциональных форм выражения, например, в полемике о том, в какой мере допустим приоритет прав человека по отношению к торговым интересам или в какой мере усилия по защите окружающей среды и стимулированию экономического роста внутри отдельных групп стран относятся к усилиям по развитию торговли между странами, как наднациональные инициативы и инстанции, которые защищают и улучшают качество окружающей среды внутри различных стран. Можно ли огульно применять принципы космополитического экологического режима к богатым и к бедным, к высокоразвитым и к индустриализирующимся странам? Необходимо и законно ли выступать в защиту стратосферного озонового слоя или глобальной системы климата несмотря на противодействие стран, производящих товары или использующих ресурсы, которые играли главную роль в развитии индустриальных держав, в значительной мере повинных в возникновении озоновой дыры и связанных с ней опасностях? Разумеется, можно доказывать, что следует предъявлять обвинения в нарушениях прав человека в таких странах, как Китай и Россия, даже если это неблагоприятно скажется на перспективах экономического развития, интеграции в мировую экономику, а тем самым — на торговых интересах западных государств. Но подобные аргументы иногда производят впечатление несколько далеких от жизни и оценят их лишь post hoc, после того как демократические режимы отпразднуют свой триумф. Каков же королевский путь для осуществления прав человека? Одни говорят, что экономический рост и порожденное им благосостояние делают привлекательными права человека. Другие доказывают обратное: внутренняя демократизация и обеспечение прав человека суть предпосылки для расцвета экономики. Согласно существующим правилам наверняка нужно было бы подвигнуть такие страны, как Бразилия, Индонезия и Малайзия, на за- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА щиту многообразия биологических видов, заставить их отказаться от стратегий экономического роста, которые кажутся необходимыми правительствам этих стран. Было бы разумно связать режим свободной торговли с экологическим и правозащитным режимами. Но как? Является ли, например, законным инструментом исключение из какой-либо зоны свободной торговли стран, которые нарушают демократические правила игры и Декларацию прав человека? Можно ли обязывать государства — членов некой зоны свободной торговли — соблюдать нормы экологического режима? Кто будет принимать решения по этому вопросу? Можно ли принятие решения об экспорте или импорте поставить в зависимость от степени соблюдения в этих странах прав человека и экологических норм и доверить это решение тем странам, где среди ценностей центральную роль играют экологические стандарты? Могут ли государства по собственному сценарию вводить ограничения, защищая себя от абсолютно неприемлемых, с их точки зрения, практических действий и товаров других стран? Или подобные торговые ограничения являются незаконным инструментом?
|