Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 20 страница
И здесь и там разрыв между привязанной к территории политикой и детерриториализированной мировой экономикой жестко предписан аналитически. Возможность и необходимость заново изобретать политику для эпохи глобализации категориально, т. е. категорически, исключается. При полном расхождении с консервативной национально-государственной теорией реализма, т. е. при попытке изобрести государственную и политическую теорию для новой всемирно-политической ситуации мирового рынка, альтернатива политики, политического в условиях мирового рынка не признается. Дефиниция и распределение экономических рисков мирового рынка и глобальной непредсказуемости — главная задача политики в эпоху рыночной либерализации — ни словом не упоминаются. Они становятся жертвой оптимизма, не обретенного, скажем, в продумывании или преодолении возможных катастроф, но порожденного безответственным девизом: «чего не знаю, о том не горюю». Это мышление по шаблонам национального видения приводит здесь к ложному пониманию возникающего сегодня исторического ГЛАВА iv. ВЛАСТЬ И ЕЕ ОППОНЕНТЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА противоречия. Противоречие «глобальная экономика versus национальная политика» жестко предписано раз и навсегда, а транснациональная политика (например, выявленное и измененное с космополитических позиций понимание политики, государства и нации) вовсе не принимается во внимание. Но все же хотелось бы (ведь это и так уже многоголосно дебатируется) заново продумать и наметить для постнациональной, транснациональной ситуации понимание демократии, начавшейся как город-государство и сегодня в национальном обличье как будто принявшей окончательную историческую форму государственно организованной парламентской демократии [Held 2000, 91 ff.]. В остальном же, когда предполагают, что безальтернативное приспособление, а не активное формирование является единственным (мало того — расширяющим политику) ответом на глобальную экономику, все сводится к характерному самоотречению от стратегий государственной власти. Это означает, что нужно выдвинуть альтернативные теории государства в следующих аспектах: - они должны вскрыть ложную альтернативу неолиберальных стратегий дерегулирования и национальных или неонационалистических стратегий интервенций и протекционизма; - они должны мобилизовать политический ресурс политического урегулирования конфликтов и регулирования рынков. При этом они могли бы охватить то, чем преступно пренебрегала политика неолиберального самоприспосабливания, — привлекшие внимание общественности диспаритеты и конфликты, порожденные местными разрушениями природы и окружающей среды, хорошо отрегулированные и забытые, но политически крайне взрывоопасные проблемы вроде неприятной проблемы полной занятости, так беспокоящие именно середину общества, за которую идет ожесточенная борьба. Речь, таким образом, идет о том, чтобы вместо состязания в красноречии, вместо подчинения себя нормативному диктату глобальной экономики выявлять и использовать силу пессимизма, порождающую политику, т. е. драматургию конфликтов и рисков. В соответствии с этим только разработка международных рыночных регламентаций может позволить побить противника его же оружием и принудить экономику к признанию вновь обретенного примата политики. Только введение определений по правам и ответственностям в совокупной системе мировой экономики (как дополнение к коллективным договоренностям и социально-государственным мерам) может породить новый консенсус между властью, экономической и политической, и демократией. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА На это нацелена реформаторская политика существующих транснациональных институтов всемирно-экономической координации. Такие организации, как МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, а также страны «восьмерки», конечно, под общий знаменатель не подведешь. Каждая из них проводит отличную от других политику, и все же доминирует у них стратегия превентивного всемирно-экономического господства. Следовало бы заменить последовательные реформ-проекты на альтернативные, которые активный космополитический проект присовокупил бы к экономистическому пораженчеству. Выдающимся в этом отношении является новый подход к непредвиденным рискам нерегламентированной мировой экономики. Исходная позиция такова: с момента осознания общественностью этих рисков политика не заканчивается, но только начинается. Возрождение политического может эти источники опасности превратить в политические источники обновления, если (причем «если» является здесь ключевым словом) удастся снять национальные барьеры и трансформировать глобальность рисков в транснациональное обновление политики. В соответствии с этим нужно было бы задуматься о новых транснациональных инстанциях, способных выступать в качестве консультантов в кризисных экономических ситуациях, по вопросам динамики национальных рынков капитала, а также общественного инвестиционного приоритета и структуры расходов, согласовывать предложения по вопросам структуры и организации. Такое транснациональное возрождение политики и дальнейшее развитие демократии не обязано начаться во всех точках мира одновременно; оно не должно пониматься как афронт или возобновление империалистических притязаний в отношении того большинства стран и государств, которые сегодня видят в себе жертв эксплуатации и зависимости от тех или иных «центров». Это самообновление политики и демократии во Втором модерне могло бы начаться в ключевых регионах и ключевых секторах. Цель его — прозрачность и ответственность во всемирно-экономических центрах принятия решений. Поскольку здесь речь идет о миниатюрных мировых сообществах, этот эксперимент следовало бы обсуждать на переговорах, согласовывать и осуществлять, отбросив старое и становящееся ложным различение центра и периферии. Глава V Государственные стратегии между ренационализацией и транснационализацией В этой главе будет рассмотрен вопрос о том, каким образом можно осуществить космополитическую самотрансформацию политики и государства 1. Речь, следовательно, идет не только о наблюдении и об описании того, как так называемые глобальные всемирно-рыночные зависимости одновременно осуждаются, реализуются и инст-рументализируются для выведения из игры своей внутренней оппозиции. Речь идет о возрождении собственной творческой легитимности демократически-республиканского формирования и осуществления власти, а значит, о том, как изменить рамочные условия государственной деятельности, чтобы сделать возможной глокальную черновую работу по решению мировых проблем. Какая форма демократической легитимности уже возникает или может быть создана — форма, обладающая избирательным сродством с глобализацией экономики и транснационализацией социальных движений и сферы опыта? Но в глобальную эпоху этот вопрос о возрождении политического искажается четырьмя центробежными силами: В этой главе я использовал следующую литературу: Falan / Abbot 1999; Falan 2000; Bernauer 1998, 2000b; Busch / Plü mper 1999; Busch / Schiller / Szanton 1994; Barro 1996; Bronschier 2002; Duara 19 99; Ellwein 1992; Elkins 1995; Evans 1997; Esser 19 99; Fuat 19 96; Genschel 2000; Grande 1999, 2001, a, b; Grande / Risse 2001; Held 2000; Hé ritier / Knill / Mingers 1994; Herold / Tuathai / Roberts 1998; Holton 1998; Jö nnson / Tä gil / Tö nquist 2000; Kaiser / Schwarz 2000; Katzenstein 1985; Keohane 1989; Kohler / Koch 1998; Laidi 1998; Luard 1990; Martin / Schumann 1996; Messner 1998; Nö lke 2000; Porter 1997; Reinecke 1997; Reinecke / Brenner / Witte 2000; Risse / Ropp / Sikkink 1999; Risse-Kappen 1995; Young 1986; Schulze / Ursprung 1999; Suter 19 99; WeiJi1998; Wolf 2000; Yongs 1999; Yoshika 2000; Zilrn 1998, a, b; Zilrn / Wolf 2000; Robinson 1996; Rosenau 1980; Rosenau / Czampiel 19 92; Ruggie 1998; Ruigrok / Tuldert 1995; Scott 2000; Schirm 19 99; Schlichte / Wilke 2000. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА 1. Справедливая критика «центрированности на государстве» приво 2. Новая международная политическая экономия: аргументация здесь Представители Новой политической экономии попадают в ловушку парадокса: именно неомарксистские критики глобального капитализма невольно превращаются в пророков неолиберализации государства («конкурентного государства», «рыночного государства» и т. п.). Они тоже отмечают определенную самотрансформацию государства и анализируют ее, но исключительно в смысле самоадаптации государственной политики к максиме неолиберального всемирно-рыночного правительства. Таким образом, вопрос о стратегиях транснационализации государства отрицается, не будучи даже поставленным. В этой теоретической и научно-исследовательской перспективе также ведется своеобразная метаигра, но исход ее в конечном счете всегда предрешен: капитал выигрывает, государство и политика проигрывают. В противоположность этому надо настаивать на том, что исход силовой метаигры остается открытым. Отношения становятся нечеткими и требуют разъяснений. Старые вопросы встают заново, и для ГЛАВА v. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ… политического ответа на них, для научного их анализа необходимы контекстуальные рамки. 3. Правление без правительства: глобализация вынуждает искать новый нарратив демократизации мировой политики. В противоположность этому расхожее понятие «global governance 2» окутано аурой безлеги-тимности. Оно попахивает режимом контроля без демократической легитимности. В результате возникает ложная альтернатива: либо защита национального государства, либо апология правления без правительства. В поле зрения вообще не попадает ключевой вопрос: каким образом государство делается (или может быть сделано) актором собственной трансформации из национального в космополитическое государство? 4. Самоблокада политического: отличие национального и космополитического подходов является ключевым. Речь идет не о падении или спасении национального государства (умаляется оно или растет и в какой области политики в большей или меньшей степени), но о раскрытии новой точки зрения на совокупное поле власти. Слабость предшествующей дискуссии о глобализации состоит в том, что она пребывает в плену старых различений, присущих методологическому национализму, а потому все доводы критиков и защитников не обладают достаточной силой. Только смена перспективы позволяет взглянуть на новые констелляции власти, игровые ходы и возможности глобального правления в многослойных сетях, ускользающие от национального взгляда. Дееспособность государства зависит не только (а возможно, даже не очень существенно) от преимуществ, даваемых глобализацией; еще более она зависит от того, как государства сами дефинируют, определяют себя в текущей силовой метаигре. С глобализацией необратимо началась большая политическая игра, одна из целей (пожалуй, главная цель) которой — изменение основ политики и государства и в которой вопрос о дальнейшем развитии государственности стал ключевым при дележе власти в космополитическую эпоху. Самодефиниция дееспособности государства становится, таким образом, стратегической переменной в силовой метаигре. Если капитал для раскрытия источников самолегитимации стремится к слиянию с правом, то государству следовало бы стремиться к слиянию с глобальным гражданским обществом для завоевания транснациональной дееспособности и новых источников глобаль- 2 глобальное правление (англ.). УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА ной легитимности и власти. Стратегии государства, таким образом, должны различаться в соответствии с тем, в какой степени они некритически заимствуют мнимое априори политики национального государства или в какой степени они ослабляют или разрушают национальную самоблокаду и самоподчинение государства примату экономики, т. е. нацелены на космополитическое изменение дефиниции государства и ре-политизацию политики (табл. 8). Итак, новые стратегии государства должны вырваться из ложной альтернативы либо неолиберализация, либо неонационализация. В противоположность этому необходимо развивать стратегии ре-политизации политики и государства, которые черпают свою силу из проекта иной глобализации, иного модерна. В национальных государствах политическое пребывает в глубокозамороженном состоянии. Но из этого состояния его можно вывести с помощью рефлексивных стратегий самооживления и новой дефиниции политического. Государства располагают властным пространством возможностей самообновления. Обращение к нему будет успешным в той мере, в какой будет преодолено отождествление государства с национальным государством и государства за пределами суверенитета и автономии будут открывать и развивать свою политическую власть кооперативной транснациональности и транссуверенитета. Как мы видели, стратегии капитала, будучи побочным следствием, направлены на отмену исторической дифференциации политики, на максимальное ограничение незаменимых услуг государств, на воспрепятствование государственным монополизациям и максимальное обеспечение мировых экономических акторов контрольными полномочиями. Идеалом здесь было бы легко заменимое, произвольно сменяемое государство, конкурирующее с максимальным количеством аналогичных государств и выполняющее одновременно автономно и лояльно по отношению к мировому рынку минималистски- урезанные задачи, всемерно очищенные от самостоятельных функций решения, контроля и легитимации. В соответствии с этим государствам не следует: - делать отдельное государство и государственную политику в целом не-необходимыми и заменимыми; стратегии необходимости и незаменимости; - без альтернатив отдавать их на откуп глобальным монополиям; стратегия отказа от монополий мирового рынка; - максимизировать заменяемость и конкуренцию между государствами; стратегия кооперации или стратегия межгосударственной редукции конкуренции;
ГЛАВА v. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ… Таблица 8. Стратегии государства Стратегии необходимости Стратегии детерриториализации государства Стратегии большой политики
Стратегии незаменимости Транснациональные стратегии компетенции Стратегии демонополизации экономической рациональности
Социал-демократическая стратегия консенсуса Стратегия низкой заработной платы Стратегия налогового рая Экономическая рациональность Стратегическая рациональность Политическая рациональность
Стратегии реполитизации политики Решать глобальные проблемы глобально Стратегия множественных коалиций Глобальные стратегии риска Космополитическая Франция Космополитизация национального Глобальная стратегия New deal 3
Стратегии космополитизации государства Стратегии внутренних и внешних политических переплетений Стратегии «прибыль - прибыль» Стратегии космополитизации права Многообразие раскрывает креативность Региональная космополитизация Национальное государство потеряло свою невинность Космополитическая Европа? Космополитизм как усилитель власти
Новый курс (англ.). УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА а также: - увековечивать отождествление государства с национальным государством; стратегия транснационализации и реполитизации политики; - препятствовать развитию политического по ту сторону ловушки национальности; стратегия космополитизации государств. 1. СТРАТЕГИИ НЕОБХОДИМОСТИ Государственные стратегии необходимости сводятся к тому, чтобы в эпоху глобализации снова достичь примата политики не превращением государства и политики в продолжение руки мировой экономики, а наоборот, обновлением различия между политикой и экономикой и осуществлением их монополии на основе коллективных обязательных решений, демократической легитимности и правоуста-новления. Это имплицитно предполагает использование против мировой экономики старинных «государственных орудий пытки» и их модернизацию путем преодоления их национальной ограниченности. Мировой экономике, а также мировой общественности, запуганной неолиберальными методами, нужно продемонстрировать, что ничто — ни экономическая концентрация власти, ни образование глобальной монополии, ни даже «успешная» приватизация государства — никогда не сможет заменить согласия граждан как потребителей, не говоря уже о том, чтобы добиться его. Состояние, без которого немыслимы всемирно-экономические активности, а именно удовлетворение и принципиальное согласие граждан, купить невозможно. Более того, производство и воспроизводство согласия и одобрения порождает необходимость в самостоятельной сфере политики, культуры, демократии, государства, которая никогда не может быть подчинена экономической логике, если только мировая экономика не пожелает вырыть себе могилу. Стратегии необходимости в соответствии с этим пытаются возродить — в противовес неолиберальной пораженческой политике — веру в то, что от политики никуда не деться, и опыт, подтверждающий это. На это нацелены стратегии ре-монополизации политического. Они, кроме того, стремятся показать, что несмотря на успехи власти глобализирующегося капитала, решающим для деполитизации политики оказывается только само отрицание, само лишение власти политики, а не власть капитала. Иными словами, конец политике может положить только политика, а не капитал или что-либо еще. Однако существует колоссальное различие между декларированием и реализацией примата политики по отношению к глобализи- ГЛАВА v. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ… рующей экономике. А значит, нужно не только провозглашать и инсценировать с помощью СМИ самостоятельность и возвращение политики, но и заново определять, отграничивать и ре-монополизировать политическое по отношению к мировой экономике. На это нацелены стратегии необходимости; они показывают, - во-первых, что все попытки мировых экономических акторов дос - во-вторых, что самостоятельная и руководствующаяся собственной Если верно, что самосвязывание политики проистекает из одностороннего подчинения политики примату мировой экономики, то становятся возможными обновление и ре-монополизация политики, осуществляемые двояким способом. Во-первых, политика должна избавиться от парадокса неолиберальной самоликвидации и отвоевать свои игровые пространства решений и свою власть, которые прежде были открыты для множественных коалиций. Во-вторых, современная экономическая политика должна снова ввести в обиход — применительно к мировой экономике — политическую азбуку, согласно которой богатство порождает требование прав и справедливости, а ответственность за это возлагает на власть имущих. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА Противоположная политика, которая сводится к обострению социального неравенства и ликвидации права, не только разжигает местные конфликты, но сознательно и безоглядно пытается пробить заслон, созданный отсутствием консенсуса. Кроме того, отказ от неолиберальной ортодоксии и открытие политики также для разочарованных, находящихся под угрозой, проигравших в ходе глобализации отвечает не только содержательному, но и властно-стратегическому обновлению политики и государства. Ре-монополизация политики предполагает содержательное обновление политики. С точки зрения этики и политики, обрисовку содержательных целей в эпоху глобализации можно считать желательной и даже абсолютно необходимой. И все же дополняющая, а возможно, даже решающая идея такова: обновление содержаний является прямой дорогой к обновлению власти политики. Таким образом, существует не только идеалистический, но и властно-стратегический идеализм. Даже циничный макиавеллист должен был бы — в этом и состоит тезис — в преследовании своих стратегий политики, оптимизирующих власть, стать идеалистом, обращенным в другую веру. Возвращение власти и возвращение утопии — две стороны одной и той же медали. В рамках стратегий государственной власти речь, таким образом, идет не об утопическом утопизме, а об утопизме властно-стратегическом; и наоборот, речь идет о том, чтобы подвергать критике неолиберальную утопию не только с моральной или политической точки зрения, но с позиций стратегий власти. Политический запрет на утопию, естественно осуществляемый политикой, превентивно реализуемый ею, утверждает политику на территориальных, национально-государственных принципах политики и тем самым окончательно закрепляет ее, урезая даже в национальном отношении политическую фантазию, способствуя ограничению ее самоликвидации перед глобальным развертыванием власти мировых экономических акторов. Речь вовсе не идет (только) о том, желают и способны ли профсоюзы, церкви, НПО или кто бы то ни было противостоять сегодняшнему турбо-капитализму, отстаивая необходимость социальной справедливости. Возможно, эта необходимость существует. Но даже если бы не было ни справедливости, ни турбо-капитализма, попирающего все представления о социальной справедливости, их следовало бы изобрести для того, чтобы снова завоевать и определять политическое политики. Чем мелкотравчатей политика, чем больше она делается пособницей самоприспособления к якобы существующим законам мирового рынка, тем бессильней она становится, пока сама себя не прикончит и не похоронит. И наоборот: чем богаче фантазией, увлека- ГЛАВА v. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ… тельней, масштабней и правдоподобней становится притязание политики на организацию, тем явственней политика избавляется от своего неолиберального самопожертвования, тем мощнее становится, поскольку она ре-активирует и ре-монополизирует свою собственную логику и самостоятельность по отношению к всемирно-экономическим стратегиям автаркии. Итак, задача политики в том, чтобы сделать проблему источником ее решения, а это, как уже говорилось, происходит по идеалистическим и властно-стратегическим причинам, связанным с необходимостью самообновления. Чтобы исследовать, в какой степени государственные стратегии могут противостоять власти стратегий капитала, имеет смысл ввести различение между потенциальной и актуальной властью. Потенциальная власть государства возникает из суммы стратегий, которые становятся доступными государству и политике, когда они прорывают двойную самоблокаду — неолиберализма и национализма, а де-территориализированное и де-национализированное государство раскрывает для себя новые, транснациональные потенциалы власти и организации. Актуальные стратегии государства в отношении мировой экономики, помимо того, определяют переговорную и организационную силу отдельных государств в отношении относительной безопционности. Государства отгораживаются от доступа к палитре опций и от вмешательства в нее, избегают стратегий де-территориализации, стратегий денационализации и стратегий содержательного самообновления. Тот, кто допускает данные рассуждения лишь в качестве эмпирических, т. е. ограничивается стратегиями государственной власти, автоматически дает установку на внутринациональные реакции по отношению к глобальным льготам капитала. Актуальные стратегии государства являются eo ipso стратегиями национального государства, проистекающими из контроля над собственной территорией. Это хотя и включает манипуляцию внутренними рынками, куда причисляются также рынок рабочей силы, образовательные предпосылки, а также социальные системы безопасности, но исключает транснационализацию и стратегии кооперации. Различение между потенциальными детерриториализированными государственными стратегиями и актуальными стратегиями национального государства столь важно, поскольку оно обеспечивает две вещи: оно демонстрирует «эмансипацию» от государства и политики, которые подражают своим всемирно-экономическим противникам и освобождаются от собственных национальных и территориальных УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА «ограниченностей». Тем самым становится очевидным, что препятствует политическим акторам, т. е. правительствам и политическим партиям, использовать эти шансы и реализовывать их; это ложное априори нераздельности нации и государства, политики и территории, политической организации и национального суверенитета.
|