Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Единственный способ






Я уже говорил, что страх падения является самой неприятной из трудностей, сопутствующих скалолазанию. То же самое относится к началу борьбы с ним. Зато при правильной организации тренировок справиться с ним проще и быстрее, чем с большинством трудностей. В отличие от многих других направлений тренировок в скалолазании, самой сложной в борьбе за отсутствие страха перед срывами будет первая тренировка, и чем больше будет тренировок, тем легче будет каждая последующая.

Страх срыва настолько распространённая проблема из-за того, что мы излишне привязаны к чувству, что падение это что-то неправильное. Наша эволюция приучила нас к установке, что сорваться хоть чуточку выше равносильно смерти, так что не удивительно, что у этого страха такое большое влияние. Наш ум не осознаёт степень и точность оценки безопасности нашей системы защиты при лазании. Мы можем видеть факты, которые говорят нашему рациональному мышлению, что поездка на машине до скалодрома грозит большим количеством рисков серьёзных травм, чем срыв со скального маршрута с нижней страховкой, когда тебя страхует компетентный партнёр, но в момент лазания и перед срывом, наши первые слепые инстинкты отрицают эти факты. Наша голова может легко согласиться с безопасностью падения, но для наших инстинктов это противоестественно. К счастью, их можно переучить.

Единственный способ заставить наши слепые инстинкты принять то, что кажется неправильным — делать это время от времени. Это значит практиковать срывы. Большинство скалолазов, наверное, читали об этом и раньше и некоторые даже пытались применять это. Они пошли в какое-то безопасное место с надёжным страховщиком, сделали несколько преднамеренных срывов, пытаясь просто привыкнуть к ним. Но за месяц они так и не продвинулись. Почему?

Этого было не достаточно!

Ранее я сравнивал опасность срыва при лазании и опасность вождения автомобиля. Давайте представим ваши самые первые попытки прокатиться на машине по городским улицам или оживлённым трассам. Такая ситуация потратит много ваших нервов, потому что единственный способ оценить опасность — с помощью врождённых инстинктов. Вы каждую секунду движетесь на большой скорости мимо разных объектов зная, что ошибка обойдётся вам очень дорого и у вас очень мало времени, чтобы среагировать. Это невероятное нервное напряжение! Через пару часов эти чувства практически исчезают и то, что недавно у вас сердце выпрыгивало из груди, едва ли вами осознаётся. Первый раз с непривычки это очень изнуряет нервы. Ведь нет ничего для сравнения и оценки риска этого опыта, кроме наших запрограммированных врождённых инстинктов. Для тех ужасных первых часов нет короткого безболезненного пути переучить свои инстинкты. Поразительно в этом сравнении то, что если вы ездили достаточно много по быстрым дорогам, скорее всего, вы лично видели доказательства риска езды, но с течением жизни сцены аварий в памяти изменяются или забываются. И теперь они оказывают удивительно малое влияние на то, как вы водите. Мы привыкаем к кажущемуся безопасным миру своей машины, отделяющей нас от весьма значительной опасности, которая нам грозит. Этот феномен хорошо показывает силу мысленной обусловленности.

Обратное наблюдается в скалолазании. Даже когда мы вылезли далеко выше оттяжки, все наши шансы за то, что мы полностью в безопасности, а падение не принесёт ничего кроме мгновенного кайфа. Наши инстинкты говорят, что срываться со скалы нельзя, вместе с непривычкой срываться они заставляют нас чувствовать себя совсем иначе. Единственный способ исправить это — увеличить число срывов, и не до одного или двух, а до сотен.

Не смотря на то, что большинство скалолазов пытаются выйти из зоны комфорта, пусть по чуть-чуть, и делают иногда тренируются срываться, их ошибка в том, что этого не достаточно. Это даже не близко к необходимому. Большинство людей попробуют срываться на одной тренировке, сделают одну или две попытки, а после забудут об этом. Результат будет заметен даже от такой минимальной тренировки, но продлится он не долго. Главная посыл этой части книги — практикуйте срывы изо дня в день на протяжении месяцев и лет. Количество ваших срывов должно исчисляться сотнями. А точное число зависит от того, насколько сильно вы боитесь срывов сейчас и от того, как давно вы привыкли избегать срывов. В моём случае, например, понадобилось 5-10 намеренных срывов каждую тренировку на протяжении года, чтобы разрушить безотчётный страх срыва. Понадобилось ещё несколько лет, чтобы мысли о срыве перестали плохо влиять на мою технику лазания. Десяти лет такого объёма срывов в моём ежедневном лазании оказалось достаточно, чтобы моя уверенность стала непоколебимой и я мог принимать хорошие, ясные решения о движениях, когда я на грани срыва, когда срыв возможно небезопасен.

В этой истории мы говорим о многих сотнях намеренных срывов, ведущих от страха, захватывающего большую часть моего внимания во время лазания, к чувству большой уверенности и стойкости в лазании, что требует в первую очередь доверия.

Кончено, лишь малая часть всех срывов были действительно большими. Я полагаю, что 70% из них были с оттяжкой около моих стоп, или даже ближе. Может быть я совершил менее 100 срывов с пролётом больше чем на 12 метров, и меньше 15 срывов были более 20 метров. Такие большие срывы я делал, когда был готов к ним, поэтому они стали большим вкладом на банковский счёт доверия. Несмотря на всю эту практику срывов, как и прочие составляющие скалолазной подготовки, этот навык тоже можно утратить. Пара месяцев без срывов потребует несколько недель тренировки, чтобы вернуть былой уровень уверенности.

Другой момент, что не все из этих срывов увеличат вашу уверенность. Чтобы привыкнуть, нужно не просто познакомиться с падением как таковым, нужно свыкнуться с падениями, которые прошли хорошо. Одиночный плохой опыт падения мгновенно свести на нет месяцы или даже годы роста уверенности. Поэтому техника, по которой срываться и тренироваться определяет, не ухудшите ли вы положение вещей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2026 год. (0.585 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал