Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы работы с историческими понятиями 11 страница






Достоинством группового опроса является полный возврат ан­кет, а также возможность консультации по технике работы с анкетой, контроля качества ее заполнения. Вместе с тем при групповом опро­се могут возникнуть проблемы нехватки времени для заполнения ан­кеты, психологического дискомфорта и неудобств для информантов. Задача организатора анкетирования состоит в том, чтобы создать мак­симально комфортные условия для респондентов и устранить воз­можность «влияния» на респондентов со стороны третьих лиц.

При индивидуальном опросе реализуется другая орга­низационная схема: анкета раздается на руки респондентам и ого­вариваются время и способ ее возвращения. Информант может самостоятельно выбрать удобное для себя время и место для ее за­полнения. В этом случае отсутствуют те негативные моменты, ко­торые характерны для групповой формы. Но, с другой стороны, возникают свои сложности: при индивидуальном анкетировании возврат анкет, как правило, неполный; нельзя исключить возмож­ность несамостоятельного заполнения анкет; нет возможности по­яснений к неудачным вопросам анкеты и т. д.

Основная нагрузка при индивидуальном анкетировании падает на анкету; от ее уровня зависит, насколько собранная информация будет достоверна и адекватна изучаемой теме.

Анкета — это объединенная единым исследовательским замыс­лом система вопросов, направленных на выявление количествен­но-качественных характеристик объекта и предмета анализа.


В основе составления анкеты лежат определенные правила композиции, отвечающие принципам коммуникативности и инфор­мативности. Принцип коммуникативности связан с пониманием анкеты как средства общения, соответственно, в ее структуре реа­лизуется сценарий беседы исследователя и респондента с учетом всех психологических, информативных и эмоциональных аспектов данного процесса. Принцип информативности связан с оценкой ре­зультата общения, т. е. с тем, насколько полученная в ходе опроса информация соответствует теме исследования и позволяет решить поставленные задачи.

Структурно анкета состоит из трех частей:

— вступительная часть анкеты открывается приветстви­ем, представлением (кто и с какими целями проводит опрос), а так­же просьбой принять участие в анкетировании. Здесь моделирует­ся ситуация знакомства. Очень важно мотивировать респондента на участие в опросе и настроить его на положительный лад. В пер­вой части анкеты могут располагаться технические инструкции по заполнению анкеты;

— основная часть анкеты состоит из вопросов, которые обычно располагаются по схеме: от простых вопросов к сложным в середине и снова к простым в конце. Очень важны первые воп­росы, они обеспечивают «завязку» беседы, их задача — заинтере­совать собеседника, ввести в круг обсуждаемых проблем. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине анкеты. В конце обычно распола­гают паспортичку, т. е. вопросы о личности респондента. Основная часть анкеты несет на себе всю информационную нагрузку, поэто­му очень важно добиться логичного и последовательного располо­жения вопросов без утомительного дублирования, резкой смены их тематики и формы. С этой целью вопросы обычно разбиваются на тематические блоки, между которыми вводятся связки-переходы.

В анкете, посвященной сбору исторической информации, прин­цип расположения вопросов должен учитывать хронологию, по­следовательность изучаемых событий, логические связи между ними. Может меняться и характер паспортички: вопросы о личнос­ти часто обращены в прошлое, что позволяет оценить уровень ин­формированности респондента, его социальный и профессиональ­ный статус и проч.


 




Большое значение имеют инструктивные указания по технике заполнения анкеты. Часто они располагаются рядом с вопросом или на полях анкеты: сколько вариантов ответов можно выбрать, как заполнять вопрос-таблицу и т. д.

Число вопросов в анкете не должно быть слишком большим, через 45 минут внимание респондентов снижается, поэтому общее время заполнения анкеты не должно превышать 1—1, 5 часа;

— заключительная часть представляет собой модель за­вершения беседы, где выражается благодарность респонденту за сотрудничество, может быть выделено место для замечаний и пожеланий, а также указываются контактные адреса и телефоны. Большое значение имеет не только общая композиция анкеты, но и ее оформление, общий вид, то, насколько она удобна для чте­ния и заполнения.

При разработке анкеты исследователь в первую очередь стал­кивается с необходимостью правильно сформулировать вопрос. В социологии вопрос выполняет функцию исследовательского ин­струмента, и это определяет требования к его формулировке. Прежде всего вопрос должен быть понятным всем респондентам независи­мо от их возраста, образования, места проживания и т. д. Вопросы не должны содержать непонятных для информантов терминов и определений, их формулировка должна соответствовать исследо­вательской задаче и возможностям респондента (его памяти, анали­тическим способностям, представлениям о чувстве собственного достоинства и т. д.). Вопросы не должны ранить самолюбие рес­пондента, его этических норм. Другое важное требование — воп­росы не должны «подсказывать» информанту ответ и влиять на его мнение и оценку.

Если обобщить наработанный в социологии опыт формулиров­ки вопросов, то можно выделить несколько базовых правил, соблю­дая которые, мы получаем качественный инструментарий:

— вопрос должен быть простым и задаваться только об одном предмете. Нужно избегать ситуации, когда в одной формулировке заложены два или больше вопросов;

— вопрос должен быть по возможности коротким. Не рекомен­дуются усложненные длинные формулировки;

— вопрос должен быть понятным для всех отвечающих;

— форма ответов должна быть удобной для записи;

— вопрос не должен вызывать отрицательных эмоций.


Используется несколько классификаций социологических воп­росов13:

1. В зависимости от содержания выделяются вопросы о фактах сознания, о фактах поведения, о личности респондента. Вопросы о фактах сознания направлены на выявление мнений, по­желаний, ожиданий людей. Все это — оценочные суждения, отра­жающие субъективные представления опрашиваемых. Вопросы о фактах поведения связаны с получением информации о поступ­ках, действиях, результатах деятельности людей. Вопросы о лич­ности (паспортичка) используются для указания социально-де­мографических характеристик респондента (пол, возраст, семейное положение, национальность и проч.). Эта информация необходима для установления причинно-следственных зависимостей с учетом демографических, социальных и прочих факторов.

2. В зависимости от формы вопросы подразделяют на от­крытые и закрытые. Закрытым вопросом называется такой, где при­водятся варианты ответов, и задача респондента — выбрать тот (те) варианты, которые совпадают с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. В первом слу­чае для респондента возможен только один выбор, в неальтерна­тивном вопросе допустимы несколько выборов и, соответственно, суммарное число ответов будет превышать 100 %. Выделяют также полузакрытую форму вопроса, когда помимо сформулированных вариантов ответа вводится дополнительная строка, куда респондент может вписать свой вариант. Полузакрытая форма используется в том случае, если сформулировать заранее все возможные версии ответов нельзя. В целом закрытый вопрос лучше вводить при усло­вии, что он простой по смыслу и ответы очевидны. Недостатком такого вопроса является то, что он задает спектр выборов, и это может вызвать у респондента чувство неудовлетворенности и раз­дражения, если ответы сформулированы неполно, некорректно и не отражают мнение опрашиваемых. Чтобы смягчить жесткость закрытых вопросов, рекомендуется вводить такие варианты, как «затрудняюсь ответить», «не помню» и т. д. Это повышает досто­верность получаемой информации.

13 См. подробнее: Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологичес­кого исследования. М., 2006. С. 294—310.


Открытые вопросы отличаются тем, что варианты ответов от­сутствуют и респондент должен самостоятельно сформулировать свое мнение. Открытые вопросы предъявляют к респондентам бо­лее высокий уровень требований и сложны для заполнения. Опре­деленные проблемы возникают при их обработке, так как все ответы необходимо формализовать и привести к некоторому набору ва­риантов. С другой стороны, открытый вопрос позволяет получить более богатую, разнообразную и достоверную информацию, чем закрытый, так как не содержит подсказки и дает возможность са­мостоятельно сформулировать свое мнение.

Нужно учитывать также и психологический аспект ответа на закрытые и открытые вопросы. Респондент охотнее работает с открытыми вопросами, если он уверен в своих знаниях, имеет достаточный уровень компетентности. Когда вопрос мало знаком, сложен для анализа, респонденты стремятся уклониться от ответа и отделываются пустыми словами. В этом случае, применяя откры­тые вопросы, исследователь может совсем не получить нужной ин­формации. В такой ситуации закрытый вопрос позволяет сориен­тироваться в предмете разговора и выразить свое отношение через предложенный набор возможных оценок и суждений.

Открытые вопросы незаменимы, если нужно выявить весь спектр мнений по изучаемой проблеме; закрытые вопросы пред­почтительнее формулировать для выявления фактов и отношений, предполагающих заранее известный перечень возможных ответов.

3. В зависимости от адресования вопросы подразде­ляются на прямые и косвенные. Прямые вопросы направлены не­посредственно к личности респондента. Но если они критически заострены и требуют морально-этической оценки собственных по­ступков и действий, то информант либо уклонится от ответа, либо будет неискренним. В этом случае лучше использовать косвенный вопрос: респонденту предлагается воображаемая ситуация, которая не касается лично его, но при ответе он может опереться на свой опыт. Достоверность ответов тем самым повышается.

4. В зависимости от назначения социологические воп­росы подразделяются на основные и неосновные. Основные вопро­сы направлены на сбор информации о содержании исследуемого события, неосновные — на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры) или проверку искренности ответов (конт­рольные вопросы). Необходимость в вопросах-фильтрах возникает


тогда, когда нужно получить сведения, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее определенную часть.

При проектировании анкеты нужно учитывать психологию оп­рашиваемого и распределять вопросы от общего к конкретному, от простого к сложному. Можно выделить два основных подхода к конструированию анкеты: туннельный и секционный. При исполь­зовании туннельного подхода имеет место постепенный переход от широких общих вопросов к более узким, частным. Секционный подход заключается в том, что последовательно рассматриваются вопросы по отдельным темам до их полного исчерпания. На прак­тике часто используется комбинация указанных подходов.

Составление анкеты — трудоемкая работа, требующая опреде­ленной квалификации и опыта. Источником для составления ан­кеты обычно служат: 1) анкеты, использованные в аналогичных исследованиях; 2) научная литература; 3) интуиция и опыт. Начи­нающим исследователям рекомендуется, не забывая о соблюдении авторского права, привлекать апробированный инструментарий, прошедший серьезную проверку. Использование готовых вопрос­ных форм повышает надежность, обеспечивает преемственность данных и результатов исследования, развивает методический опыт. В американской практике использование в новой анкете 60 % воп­росов, заимствованных из чужого инструментария, и только 40 % собственных является стандартной ситуацией.

Составление анкеты — это не единовременный процесс. Перво­начальный вариант анкеты нуждается в анализе и оценке качества. Для этого используются два основных метода — логический конт­роль и пилотажное исследование (практический контроль).

Логический контроль — это процедура анализа вопро­сов анкеты, всех вместе и каждого в отдельности, в соответствии со следующими критериями качества14:

Критерии качества вопросов

1. Проверьте, не забыты ли варианты ответов: «не знаю», «за­трудняюсь ответить», «не помню» и т. д., дающие возможность уклониться от ответа?

14 Составлено по: Методы сбора информации в социологических исследова­ниях: Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. С. 351—358.


 




2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам по­зицию «другие ответы», т. е. превратить их в полузакрытые?

3. Относится ли вопрос ко всей совокупности опрашиваемых или только к части? В последнем случае добавляют вопрос-фильтр.

4. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника ответа на вопрос? Есть ли указания о том, сколько вариантов он может выбрать?

5. Нет ли логического несоответствия между смыслом вопроса и вариантами ответов?

6. Содержатся ли в формулировке вопроса слова, которые мо­гут быть непонятны опрашиваемым?

7. Не превышает ли вопрос уровня компетентности опрашива­емого? Если такое подозрение есть, нужен вопрос-фильтр.

8. Не превышает ли вопрос возможностей памяти респондента?

9. Не слишком ли многочисленны варианты ответов? Если это так, то лучше разукрупнить вопрос на более мелкие.

 

10. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его досто­инства и престижных представлений?

11. Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у информантов?

Критерии качества анкеты в целом

1. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от более простых к более сложным в середине и простым — в конце?

2. Нет ли влияния предшествующих вопросов на последующие?

3. Отделены ли смысловые блоки вопросов обращениями к рес­понденту, информирующими о начале следующего блока?

4. Снабжены ли вопросы-фильтры указателями-переходами для различных групп респондентов? Например: «Внимание! На следую­щие три вопроса отвечают только те, кто выбрал вариант 1 ответа. Те, кто выбрал вариант 2, переходят к вопросу №...».

5. Нет ли скопления однотипных вопросов, вызывающих ощу­щение утомления?

6. Нет ли нарушений в оформлении анкеты?

Логический контроль позволяет выявить наиболее очевидные ошибки в содержании и структуре анкеты, но этого мало. Обяза­тельно нужно предусмотреть возможность провести апробацию анкеты, т. е. проверить ее работоспособность на небольшой груп­пе респондентов. Для оценки качества инструментария проводят пилотажное исследование на небольшой группе респон­дентов (5—10 человек). В этом случае основное внимание уделя-


ется тому, как респонденты реагируют на вопросы, что им мешает и какие затруднения у них возникают. Если более 30 % респонден­тов отказались отвечать на вопрос или выбрали вариант «затрудня­юсь ответить», то это означает, что вопрос не работает и нуждается в корректировке.

Разновидностью анкетирования выступает почтовый, прессо­вый опрос, интернет-опрос, которые помимо рассмотренных выше методических проблем, связанных с разработкой анкеты, предпо­лагают реализацию системы мероприятий, направленных на повы­шение возвратности анкет и ремонт выборки, так как структура респондентов, участвующих в почтовом и прессовом опросе, будет отличаться от генеральной совокупности и первичной выборки. Причем отличие есть результат влияния неслучайных факторов.

Интервью — это метод получения первичной со-
Интервью -а

г циологическои информации путем целенаправленной

беседы интервьюера и респондента. Главное различие между анке­тированием и интервью — в форме контакта исследователя и опра­шиваемого. При интервьюировании контакт осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, разработанные ис­следователем, организует и направляет беседу с каждым отдель­ным человеком, фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Интервью — затратный метод, так как нужно больше времени и средств для получения необходимого объема информации, чем при анкетировании. Дополнительных затрат требует подбор и обуче­ние интервьюеров, контроль качества их работы. Поскольку прове­дение интервью требует от интервьюера напряжения сил и затрат времени, то его нельзя использовать для массового опроса. Нагруз­ка на интервьюера не должна превышать 4—5 интервью в день. Чаще всего интервью в социологических исследованиях приме­няется в дополнение к анкетированию, что позволяет углубить и детализировать информацию, полученную с помощью анкеты. Но бывают ситуации, когда интервью оказывается единственно воз­можным методом сбора информации: например, при опросе экс­пертов или при изучении малоизвестных объектов и событий. Интервью обладает рядом несомненных преимуществ: — есть возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента. При необходимости можно


 




менять формулировки, ставить дополнительные уточняющие воп­росы. Все это повышает качество собранной информации;

— этот метод позволяет следить за реакцией респондента, его отношением к проблеме и поставленным вопросам, оценить искрен­ность ответов;

— с помощью интервью можно получить более разнообразную и богатую информацию.

Благодаря этим качествам интервью выступает как один из ос­новных методов устно-исторических исследований, обладающих огромным информационным потенциалом.

В прикладной социологии различается три вида интервью: фор­мализованное, фокусированное и свободное15.

.Формализованное (стандартизированное) ин­тервью — самая распространенная его разновидность. В этом случае общение интервьюера и респондента строго подчинено де­тально разработанному вопроснику и инструкции. При проведении этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться фор­мулировок вопросов и их последовательности. В стандартизирован­ном интервью обычно преобладают закрытые вопросы, а фиксиро­вание ответов осуществляется в разработанных заранее бланках. Респондент должен выслушать вопросы и выбрать один из предло­женных вариантов ответа. Широко применяются табличные формы вопросов. Влияние интервьюера при проведении формализованно­го интервью сведено к минимуму, а качество полученной информа­ции зависит в большей степени от уровня вопросника, добросовест­ности и пунктуальности интервьюера.

В формализованном интервью могут быть использованы откры­тые вопросы. В этом случае интервьюер воспроизводит вопросы без каких-либо отклонений от заданных формулировок, респондент дает ответ в открытой форме, который необходимо точно и полно зарегистрировать с использованием традиционных (стенография) или технических средств. Способ фиксации ответов оговаривается в инструкции — это может быть дословная запись с сохранением лексики опрашиваемого. Иногда предусматривается кодировка от­ветов, если вопрос поддается формализации.


Фокусированное интервью представляет собой вариант группового интервью и предполагает уменьшение ограничений в поведении интервьюера и опрашиваемых16. Оно используется для сбора мнений, оценок группы респондентов по поводу конкретной ситуации, явления, его причин и последствий. Первоначально ре­шается задача формирования фокус-группы, оптимальный состав которой 8—12 человек. Она не должна быть слишком большой, чтобы обсуждение было активным и существовала реальная воз­можность высказаться каждому. Главным фактором, определяющим размер группы, является цель проведения интервью. Если цель состоит в получении возможно большего количества новых идей и мнений, то предпочтительнее крупная группа. Если же нужно по­лучить максимально развернутые и глубокие мнения каждого рес­пондента, то желательно формировать малочисленные группы.

Состав группы определяется после предварительного отбора людей, давших согласие на участие в исследовании. Чаще всего группу подбирают по принципу гомогенности — участники долж­ны обладать сходными социально-демографическими характерис­тиками. Принадлежность к одному социальному слою позволяет респондентам чувствовать себя более комфортно и доверительно. Кроме того, учитываются следующие моменты: жизненный опыт участников; степень компетентности; точка зрения на обсуждаемую тему (нужно включать людей с разными мнениями и взглядами на обсуждаемые вопросы). Основными социальными характерис­тиками, учитывающимися при определении состава группы, явля­ются: пол, возраст, национальность, образование, принадлежность к социальным классам. В фокус-группу приглашаются люди, не­знакомые между собой, но объединенные общими интересами, идеями и т. д.

В рамках исследования могут быть сформированы от двух до шести фокус-групп, чтобы обеспечить сопоставимость мнений их участников, выявить мнения представителей всех групп населе­ния, которые связаны с данной проблемой.

Респондентов заранее знакомят с предметом беседы, вводят в курс дела, настраивая на обсуждение. Предварительно разраба-


 


15 См. подробнее: Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологичес­кого исследования. С. 415—436.


" См. подробнее: Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологичес­кого исследования. С. 397—404.


 




тываются вопросы, причем их перечень для интервьюера обязате­лен, но можно менять их последовательность и формулировки.

Как правило, опрос в фокус-группах длится 1, 5—2 часа. В ис­ключительных случаях продолжительность группового обсужде­ния может достигать 6—8 часов. В течение опроса ведущий (ин­тервьюер) руководит беседой, которая ведется вполне свободно, но по определенной схеме. Весь процесс обсуждения записывается на видеопленку, затем она подвергается обработке и в итоге иссле­дователь получает весь текст дискуссии. Для повышения продук­тивности обсуждения рекомендуется вводить некоторые правила: 1) ограничение времени на высказывания; 2) ограничение количе­ства обсуждаемых тематических вопросов (не более 10); 3) форму­лировки вопросов должны быть интересны большинству опраши­ваемых и ориентировать на аналитический характер высказываний.

Для успешного проведения фокус-группы нужно продумать организационные вопросы: удобное помещение для обсуждения; обеспечение явки участников; создание комфортных условий об­суждения (например, предложить напитки и закуски); организация наблюдения за участниками, их реакцией, поведением, настроени­ем и т. д.

Серьезные требования при проведении фокус-группы предъяв­ляются к ведущему (модератору). Его основная функция состоит не столько в опрашивании, сколько в регулировании дискуссии. Модератор должен четко отслеживать ход дискуссии и не позволять отклоняться от цели; иметь коммуникативные навыки (способность слушать, адекватно реагировать, сопереживать); отстаивать свою ве­дущую роль и не выпускать инициативы в проведении обсуждения.

При анализе результатов фокус-интервью могут быть исполь­зованы методы контент-анализа и дискурс-анализа.

Свободное интервью отличается минимальной стандар­тизацией поведения интервьюера. Оно проводится без заранее под­готовленного вопросника или плана беседы. Определяется только тема интервью. Остальное — направленность беседы, ее логичес­кая структура, последовательность вопросов, их формулировки — все зависит от конкретной ситуации и особенностей того, кто про­водит опрос. Полученная таким образом информация не подлежит статистической обработке и анализируется с помощью логических


приемов. Ответы записываются с максимальной точностью и цен­ны именно своей уникальностью.

Полученные в результате глубинного интервью материалы должны быть проанализированы по трем направлениям: содержа­ние, особенности изложения (семиотика), уровень достоверности. По мнению П. Томпсона, основными методами изучения материа­лов интервью являются семантический и реконструктивный. Первый предполагает анализ текста в целом и его деталей (тематики, обра­зов, явного и скрытого смысла, особенностей речи, стиля, жанра изложения). Суть реконструктивного метода состоит в воссоздании того, как действует и меняется социальный контекст, ситуация и проч.

На практике часто используются комбинированные варианты стратегии проведения интервью. Один из подходов предлагает начи­нать с более свободной формы интервью, чтобы выявить все разно­образие получаемых ответов, а затем перейти к стандартизованному опросу с более четкими формулировками и последовательностью вопросов. Другой подход — сочетание обоих методов в одном ин­тервью: поощрять информанта к свободному выражению мысли, при этом постепенно вводя в действие стандартный набор вопросов.

Организация и проведение интервью связаны с решением ряда методических проблем, среди которых выделяются: выбор объекта (лица, с которым следует проводить интервью); разработку сцена­рия беседы (вопросника); определение места и времени проведе­ния интервью; установление контакта с респондентом и получение согласия на проведение интервью; выбор способов фиксирования и кодировки информации; документирование текстов интервью.

Особенностью данного метода сбора информации является эф­фект интервьюера — так обозначают влияние интервьюера на ка­чество результатов опроса. Это влияние по-разному проявляется в ходе интервью и не всегда осознается участниками беседы. С одной стороны, на респондента могут воздействовать поведение, мимика, жесты, интонации интервьюера. Замечено, что респонден­ты в ряде случаев стремятся «угадать» ответ, чтобы понравиться интервьюеру. Причиной этого может быть скрытый страх респон­дента перед опросом. Как отмечают исследователи, степень скрыт­ности респондентов в России гораздо выше, чем в других странах, принято даже говорить о генетическом страхе, который остался


 




в наследство от тоталитарного прошлого. Кроме того, общение пред­полагает эмоциональный контакт, в котором большую роль играет доверие к собеседнику, настрой на откровенность. Для достиже­ния этого интервьюер должен обладать определенными качества­ми: доброжелательностью, вниманием, умением слушать и т. д.

С другой стороны, в ходе опроса у интервьюера часто форми­руется стереотип восприятия определенной группы людей. Ему начинает казаться, что он знает их мнения, ответы, реакцию. Это может повлиять на снижение внимания интервьюера: он будет ре­гистрировать не столько ответы опрашиваемых, сколько свои ожи­дания.

С интервьюером необходимо провести специальный инструк­таж, в ходе которого его знакомят с задачами и целями исследова­ния, объясняют специфику предмета изучения, требования к работе интервьюера, правила заполнения вопросника. Полезно подгото­вить письменные инструкции и провести тренировочные интервью с разбором типичных ошибок. В ходе инструктажа излагаются пра­вила поиска респондентов, содержание вводной беседы с респон­дентом, условия получения <. ^гласия на интервью.

Общая схема интервью напоминает структуру анкеты. Беседа начинается с представления, рассказа о целях и задачах исследо­вания, гарантий конфиденциальности и получения согласия рес­пондента. Затем следует установление контакта с респондентом, создание доверительной благоприятной атмосферы. Беседа начи­нается с общих вопросов, вводящих респондента в круг обсуждае­мых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что респондент «во­шел» в беседу, он может переходить к более сложным вопросам. В ходе беседы возможны уточнения, указания на противоречия в суждениях респондента, просьбы пояснить свою позицию. В конце интервью обычно подводятся итоги, респондента благодарят за беседу.

При организации интервью необходимо подумать над конт­рольными мероприятиями. Наиболее распространенная форма контроля качества работы — выборочное повторное посе­щение респондентов. Контролеры выясняют, состоялась ли беседа, с кем именно, какое впечатление произвел интервьюер. Другой спо­соб контроля — почтовая анкета, которая рассылается респонден-


там, участвующим в опросе. В ней присутствуют вопросы, подоб­ные тем, которые прозвучали в интервью.

Интервью является одним из основных методов «устной исто­рии». Общие требования к проведению интервью, разработанные в рамках социологии, неизбежно трансформируются в условиях устно-исторических исследований. В определенной степени слож­ность задачи возрастает. Исследователь, работающий с информан­тами, должен учитывать их психологию, особенности историчес­кой индивидуальной и коллективной памяти, влияние политической ситуации на восприятие и оценку событий. Кроме того, нужно при­нимать во внимание следующие обстоятельства:

— влияние сторон друг на друга в ходе интервью в устно-исто­рических исследованиях возрастает;

— воспоминания подвержены воздействию различных соци­альных и политических факторов, они, как правило, отфильтрова­ны и эмоционально окрашены;

— устных свидетельств недостаточно для воспроизведения прошлого, их нужно использовать в совокупности с другими ис­точниками.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал