Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы работы с историческими понятиями 11 страница
Достоинством группового опроса является полный возврат анкет, а также возможность консультации по технике работы с анкетой, контроля качества ее заполнения. Вместе с тем при групповом опросе могут возникнуть проблемы нехватки времени для заполнения анкеты, психологического дискомфорта и неудобств для информантов. Задача организатора анкетирования состоит в том, чтобы создать максимально комфортные условия для респондентов и устранить возможность «влияния» на респондентов со стороны третьих лиц. При индивидуальном опросе реализуется другая организационная схема: анкета раздается на руки респондентам и оговариваются время и способ ее возвращения. Информант может самостоятельно выбрать удобное для себя время и место для ее заполнения. В этом случае отсутствуют те негативные моменты, которые характерны для групповой формы. Но, с другой стороны, возникают свои сложности: при индивидуальном анкетировании возврат анкет, как правило, неполный; нельзя исключить возможность несамостоятельного заполнения анкет; нет возможности пояснений к неудачным вопросам анкеты и т. д. Основная нагрузка при индивидуальном анкетировании падает на анкету; от ее уровня зависит, насколько собранная информация будет достоверна и адекватна изучаемой теме. Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В основе составления анкеты лежат определенные правила композиции, отвечающие принципам коммуникативности и информативности. Принцип коммуникативности связан с пониманием анкеты как средства общения, соответственно, в ее структуре реализуется сценарий беседы исследователя и респондента с учетом всех психологических, информативных и эмоциональных аспектов данного процесса. Принцип информативности связан с оценкой результата общения, т. е. с тем, насколько полученная в ходе опроса информация соответствует теме исследования и позволяет решить поставленные задачи. Структурно анкета состоит из трех частей: — вступительная часть анкеты открывается приветствием, представлением (кто и с какими целями проводит опрос), а также просьбой принять участие в анкетировании. Здесь моделируется ситуация знакомства. Очень важно мотивировать респондента на участие в опросе и настроить его на положительный лад. В первой части анкеты могут располагаться технические инструкции по заполнению анкеты; — основная часть анкеты состоит из вопросов, которые обычно располагаются по схеме: от простых вопросов к сложным в середине и снова к простым в конце. Очень важны первые вопросы, они обеспечивают «завязку» беседы, их задача — заинтересовать собеседника, ввести в круг обсуждаемых проблем. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине анкеты. В конце обычно располагают паспортичку, т. е. вопросы о личности респондента. Основная часть анкеты несет на себе всю информационную нагрузку, поэтому очень важно добиться логичного и последовательного расположения вопросов без утомительного дублирования, резкой смены их тематики и формы. С этой целью вопросы обычно разбиваются на тематические блоки, между которыми вводятся связки-переходы. В анкете, посвященной сбору исторической информации, принцип расположения вопросов должен учитывать хронологию, последовательность изучаемых событий, логические связи между ними. Может меняться и характер паспортички: вопросы о личности часто обращены в прошлое, что позволяет оценить уровень информированности респондента, его социальный и профессиональный статус и проч.
Большое значение имеют инструктивные указания по технике заполнения анкеты. Часто они располагаются рядом с вопросом или на полях анкеты: сколько вариантов ответов можно выбрать, как заполнять вопрос-таблицу и т. д. Число вопросов в анкете не должно быть слишком большим, через 45 минут внимание респондентов снижается, поэтому общее время заполнения анкеты не должно превышать 1—1, 5 часа; — заключительная часть представляет собой модель завершения беседы, где выражается благодарность респонденту за сотрудничество, может быть выделено место для замечаний и пожеланий, а также указываются контактные адреса и телефоны. Большое значение имеет не только общая композиция анкеты, но и ее оформление, общий вид, то, насколько она удобна для чтения и заполнения. При разработке анкеты исследователь в первую очередь сталкивается с необходимостью правильно сформулировать вопрос. В социологии вопрос выполняет функцию исследовательского инструмента, и это определяет требования к его формулировке. Прежде всего вопрос должен быть понятным всем респондентам независимо от их возраста, образования, места проживания и т. д. Вопросы не должны содержать непонятных для информантов терминов и определений, их формулировка должна соответствовать исследовательской задаче и возможностям респондента (его памяти, аналитическим способностям, представлениям о чувстве собственного достоинства и т. д.). Вопросы не должны ранить самолюбие респондента, его этических норм. Другое важное требование — вопросы не должны «подсказывать» информанту ответ и влиять на его мнение и оценку. Если обобщить наработанный в социологии опыт формулировки вопросов, то можно выделить несколько базовых правил, соблюдая которые, мы получаем качественный инструментарий: — вопрос должен быть простым и задаваться только об одном предмете. Нужно избегать ситуации, когда в одной формулировке заложены два или больше вопросов; — вопрос должен быть по возможности коротким. Не рекомендуются усложненные длинные формулировки; — вопрос должен быть понятным для всех отвечающих; — форма ответов должна быть удобной для записи; — вопрос не должен вызывать отрицательных эмоций. Используется несколько классификаций социологических вопросов13: 1. В зависимости от содержания выделяются вопросы о фактах сознания, о фактах поведения, о личности респондента. Вопросы о фактах сознания направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий людей. Все это — оценочные суждения, отражающие субъективные представления опрашиваемых. Вопросы о фактах поведения связаны с получением информации о поступках, действиях, результатах деятельности людей. Вопросы о личности (паспортичка) используются для указания социально-демографических характеристик респондента (пол, возраст, семейное положение, национальность и проч.). Эта информация необходима для установления причинно-следственных зависимостей с учетом демографических, социальных и прочих факторов. 2. В зависимости от формы вопросы подразделяют на открытые и закрытые. Закрытым вопросом называется такой, где приводятся варианты ответов, и задача респондента — выбрать тот (те) варианты, которые совпадают с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. В первом случае для респондента возможен только один выбор, в неальтернативном вопросе допустимы несколько выборов и, соответственно, суммарное число ответов будет превышать 100 %. Выделяют также полузакрытую форму вопроса, когда помимо сформулированных вариантов ответа вводится дополнительная строка, куда респондент может вписать свой вариант. Полузакрытая форма используется в том случае, если сформулировать заранее все возможные версии ответов нельзя. В целом закрытый вопрос лучше вводить при условии, что он простой по смыслу и ответы очевидны. Недостатком такого вопроса является то, что он задает спектр выборов, и это может вызвать у респондента чувство неудовлетворенности и раздражения, если ответы сформулированы неполно, некорректно и не отражают мнение опрашиваемых. Чтобы смягчить жесткость закрытых вопросов, рекомендуется вводить такие варианты, как «затрудняюсь ответить», «не помню» и т. д. Это повышает достоверность получаемой информации. 13 См. подробнее: Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. М., 2006. С. 294—310. Открытые вопросы отличаются тем, что варианты ответов отсутствуют и респондент должен самостоятельно сформулировать свое мнение. Открытые вопросы предъявляют к респондентам более высокий уровень требований и сложны для заполнения. Определенные проблемы возникают при их обработке, так как все ответы необходимо формализовать и привести к некоторому набору вариантов. С другой стороны, открытый вопрос позволяет получить более богатую, разнообразную и достоверную информацию, чем закрытый, так как не содержит подсказки и дает возможность самостоятельно сформулировать свое мнение. Нужно учитывать также и психологический аспект ответа на закрытые и открытые вопросы. Респондент охотнее работает с открытыми вопросами, если он уверен в своих знаниях, имеет достаточный уровень компетентности. Когда вопрос мало знаком, сложен для анализа, респонденты стремятся уклониться от ответа и отделываются пустыми словами. В этом случае, применяя открытые вопросы, исследователь может совсем не получить нужной информации. В такой ситуации закрытый вопрос позволяет сориентироваться в предмете разговора и выразить свое отношение через предложенный набор возможных оценок и суждений. Открытые вопросы незаменимы, если нужно выявить весь спектр мнений по изучаемой проблеме; закрытые вопросы предпочтительнее формулировать для выявления фактов и отношений, предполагающих заранее известный перечень возможных ответов. 3. В зависимости от адресования вопросы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые вопросы направлены непосредственно к личности респондента. Но если они критически заострены и требуют морально-этической оценки собственных поступков и действий, то информант либо уклонится от ответа, либо будет неискренним. В этом случае лучше использовать косвенный вопрос: респонденту предлагается воображаемая ситуация, которая не касается лично его, но при ответе он может опереться на свой опыт. Достоверность ответов тем самым повышается. 4. В зависимости от назначения социологические вопросы подразделяются на основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого события, неосновные — на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры) или проверку искренности ответов (контрольные вопросы). Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда нужно получить сведения, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее определенную часть. При проектировании анкеты нужно учитывать психологию опрашиваемого и распределять вопросы от общего к конкретному, от простого к сложному. Можно выделить два основных подхода к конструированию анкеты: туннельный и секционный. При использовании туннельного подхода имеет место постепенный переход от широких общих вопросов к более узким, частным. Секционный подход заключается в том, что последовательно рассматриваются вопросы по отдельным темам до их полного исчерпания. На практике часто используется комбинация указанных подходов. Составление анкеты — трудоемкая работа, требующая определенной квалификации и опыта. Источником для составления анкеты обычно служат: 1) анкеты, использованные в аналогичных исследованиях; 2) научная литература; 3) интуиция и опыт. Начинающим исследователям рекомендуется, не забывая о соблюдении авторского права, привлекать апробированный инструментарий, прошедший серьезную проверку. Использование готовых вопросных форм повышает надежность, обеспечивает преемственность данных и результатов исследования, развивает методический опыт. В американской практике использование в новой анкете 60 % вопросов, заимствованных из чужого инструментария, и только 40 % собственных является стандартной ситуацией. Составление анкеты — это не единовременный процесс. Первоначальный вариант анкеты нуждается в анализе и оценке качества. Для этого используются два основных метода — логический контроль и пилотажное исследование (практический контроль). Логический контроль — это процедура анализа вопросов анкеты, всех вместе и каждого в отдельности, в соответствии со следующими критериями качества14: Критерии качества вопросов 1. Проверьте, не забыты ли варианты ответов: «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не помню» и т. д., дающие возможность уклониться от ответа? 14 Составлено по: Методы сбора информации в социологических исследованиях: Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. С. 351—358.
2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы», т. е. превратить их в полузакрытые? 3. Относится ли вопрос ко всей совокупности опрашиваемых или только к части? В последнем случае добавляют вопрос-фильтр. 4. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника ответа на вопрос? Есть ли указания о том, сколько вариантов он может выбрать? 5. Нет ли логического несоответствия между смыслом вопроса и вариантами ответов? 6. Содержатся ли в формулировке вопроса слова, которые могут быть непонятны опрашиваемым? 7. Не превышает ли вопрос уровня компетентности опрашиваемого? Если такое подозрение есть, нужен вопрос-фильтр. 8. Не превышает ли вопрос возможностей памяти респондента? 9. Не слишком ли многочисленны варианты ответов? Если это так, то лучше разукрупнить вопрос на более мелкие.
10. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства и престижных представлений? 11. Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у информантов? Критерии качества анкеты в целом 1. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от более простых к более сложным в середине и простым — в конце? 2. Нет ли влияния предшествующих вопросов на последующие? 3. Отделены ли смысловые блоки вопросов обращениями к респонденту, информирующими о начале следующего блока? 4. Снабжены ли вопросы-фильтры указателями-переходами для различных групп респондентов? Например: «Внимание! На следующие три вопроса отвечают только те, кто выбрал вариант 1 ответа. Те, кто выбрал вариант 2, переходят к вопросу №...». 5. Нет ли скопления однотипных вопросов, вызывающих ощущение утомления? 6. Нет ли нарушений в оформлении анкеты? Логический контроль позволяет выявить наиболее очевидные ошибки в содержании и структуре анкеты, но этого мало. Обязательно нужно предусмотреть возможность провести апробацию анкеты, т. е. проверить ее работоспособность на небольшой группе респондентов. Для оценки качества инструментария проводят пилотажное исследование на небольшой группе респондентов (5—10 человек). В этом случае основное внимание уделя- ется тому, как респонденты реагируют на вопросы, что им мешает и какие затруднения у них возникают. Если более 30 % респондентов отказались отвечать на вопрос или выбрали вариант «затрудняюсь ответить», то это означает, что вопрос не работает и нуждается в корректировке. Разновидностью анкетирования выступает почтовый, прессовый опрос, интернет-опрос, которые помимо рассмотренных выше методических проблем, связанных с разработкой анкеты, предполагают реализацию системы мероприятий, направленных на повышение возвратности анкет и ремонт выборки, так как структура респондентов, участвующих в почтовом и прессовом опросе, будет отличаться от генеральной совокупности и первичной выборки. Причем отличие есть результат влияния неслучайных факторов. Интервью — это метод получения первичной со- г циологическои информации путем целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Главное различие между анкетированием и интервью — в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При интервьюировании контакт осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, разработанные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком, фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Интервью — затратный метод, так как нужно больше времени и средств для получения необходимого объема информации, чем при анкетировании. Дополнительных затрат требует подбор и обучение интервьюеров, контроль качества их работы. Поскольку проведение интервью требует от интервьюера напряжения сил и затрат времени, то его нельзя использовать для массового опроса. Нагрузка на интервьюера не должна превышать 4—5 интервью в день. Чаще всего интервью в социологических исследованиях применяется в дополнение к анкетированию, что позволяет углубить и детализировать информацию, полученную с помощью анкеты. Но бывают ситуации, когда интервью оказывается единственно возможным методом сбора информации: например, при опросе экспертов или при изучении малоизвестных объектов и событий. Интервью обладает рядом несомненных преимуществ: — есть возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента. При необходимости можно
менять формулировки, ставить дополнительные уточняющие вопросы. Все это повышает качество собранной информации; — этот метод позволяет следить за реакцией респондента, его отношением к проблеме и поставленным вопросам, оценить искренность ответов; — с помощью интервью можно получить более разнообразную и богатую информацию. Благодаря этим качествам интервью выступает как один из основных методов устно-исторических исследований, обладающих огромным информационным потенциалом. В прикладной социологии различается три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное15. .Формализованное (стандартизированное) интервью — самая распространенная его разновидность. В этом случае общение интервьюера и респондента строго подчинено детально разработанному вопроснику и инструкции. При проведении этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы, а фиксирование ответов осуществляется в разработанных заранее бланках. Респондент должен выслушать вопросы и выбрать один из предложенных вариантов ответа. Широко применяются табличные формы вопросов. Влияние интервьюера при проведении формализованного интервью сведено к минимуму, а качество полученной информации зависит в большей степени от уровня вопросника, добросовестности и пунктуальности интервьюера. В формализованном интервью могут быть использованы открытые вопросы. В этом случае интервьюер воспроизводит вопросы без каких-либо отклонений от заданных формулировок, респондент дает ответ в открытой форме, который необходимо точно и полно зарегистрировать с использованием традиционных (стенография) или технических средств. Способ фиксации ответов оговаривается в инструкции — это может быть дословная запись с сохранением лексики опрашиваемого. Иногда предусматривается кодировка ответов, если вопрос поддается формализации. Фокусированное интервью представляет собой вариант группового интервью и предполагает уменьшение ограничений в поведении интервьюера и опрашиваемых16. Оно используется для сбора мнений, оценок группы респондентов по поводу конкретной ситуации, явления, его причин и последствий. Первоначально решается задача формирования фокус-группы, оптимальный состав которой 8—12 человек. Она не должна быть слишком большой, чтобы обсуждение было активным и существовала реальная возможность высказаться каждому. Главным фактором, определяющим размер группы, является цель проведения интервью. Если цель состоит в получении возможно большего количества новых идей и мнений, то предпочтительнее крупная группа. Если же нужно получить максимально развернутые и глубокие мнения каждого респондента, то желательно формировать малочисленные группы. Состав группы определяется после предварительного отбора людей, давших согласие на участие в исследовании. Чаще всего группу подбирают по принципу гомогенности — участники должны обладать сходными социально-демографическими характеристиками. Принадлежность к одному социальному слою позволяет респондентам чувствовать себя более комфортно и доверительно. Кроме того, учитываются следующие моменты: жизненный опыт участников; степень компетентности; точка зрения на обсуждаемую тему (нужно включать людей с разными мнениями и взглядами на обсуждаемые вопросы). Основными социальными характеристиками, учитывающимися при определении состава группы, являются: пол, возраст, национальность, образование, принадлежность к социальным классам. В фокус-группу приглашаются люди, незнакомые между собой, но объединенные общими интересами, идеями и т. д. В рамках исследования могут быть сформированы от двух до шести фокус-групп, чтобы обеспечить сопоставимость мнений их участников, выявить мнения представителей всех групп населения, которые связаны с данной проблемой. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы, вводят в курс дела, настраивая на обсуждение. Предварительно разраба-
15 См. подробнее: Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. С. 415—436. " См. подробнее: Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. С. 397—404.
тываются вопросы, причем их перечень для интервьюера обязателен, но можно менять их последовательность и формулировки. Как правило, опрос в фокус-группах длится 1, 5—2 часа. В исключительных случаях продолжительность группового обсуждения может достигать 6—8 часов. В течение опроса ведущий (интервьюер) руководит беседой, которая ведется вполне свободно, но по определенной схеме. Весь процесс обсуждения записывается на видеопленку, затем она подвергается обработке и в итоге исследователь получает весь текст дискуссии. Для повышения продуктивности обсуждения рекомендуется вводить некоторые правила: 1) ограничение времени на высказывания; 2) ограничение количества обсуждаемых тематических вопросов (не более 10); 3) формулировки вопросов должны быть интересны большинству опрашиваемых и ориентировать на аналитический характер высказываний. Для успешного проведения фокус-группы нужно продумать организационные вопросы: удобное помещение для обсуждения; обеспечение явки участников; создание комфортных условий обсуждения (например, предложить напитки и закуски); организация наблюдения за участниками, их реакцией, поведением, настроением и т. д. Серьезные требования при проведении фокус-группы предъявляются к ведущему (модератору). Его основная функция состоит не столько в опрашивании, сколько в регулировании дискуссии. Модератор должен четко отслеживать ход дискуссии и не позволять отклоняться от цели; иметь коммуникативные навыки (способность слушать, адекватно реагировать, сопереживать); отстаивать свою ведущую роль и не выпускать инициативы в проведении обсуждения. При анализе результатов фокус-интервью могут быть использованы методы контент-анализа и дискурс-анализа. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Оно проводится без заранее подготовленного вопросника или плана беседы. Определяется только тема интервью. Остальное — направленность беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки — все зависит от конкретной ситуации и особенностей того, кто проводит опрос. Полученная таким образом информация не подлежит статистической обработке и анализируется с помощью логических приемов. Ответы записываются с максимальной точностью и ценны именно своей уникальностью. Полученные в результате глубинного интервью материалы должны быть проанализированы по трем направлениям: содержание, особенности изложения (семиотика), уровень достоверности. По мнению П. Томпсона, основными методами изучения материалов интервью являются семантический и реконструктивный. Первый предполагает анализ текста в целом и его деталей (тематики, образов, явного и скрытого смысла, особенностей речи, стиля, жанра изложения). Суть реконструктивного метода состоит в воссоздании того, как действует и меняется социальный контекст, ситуация и проч. На практике часто используются комбинированные варианты стратегии проведения интервью. Один из подходов предлагает начинать с более свободной формы интервью, чтобы выявить все разнообразие получаемых ответов, а затем перейти к стандартизованному опросу с более четкими формулировками и последовательностью вопросов. Другой подход — сочетание обоих методов в одном интервью: поощрять информанта к свободному выражению мысли, при этом постепенно вводя в действие стандартный набор вопросов. Организация и проведение интервью связаны с решением ряда методических проблем, среди которых выделяются: выбор объекта (лица, с которым следует проводить интервью); разработку сценария беседы (вопросника); определение места и времени проведения интервью; установление контакта с респондентом и получение согласия на проведение интервью; выбор способов фиксирования и кодировки информации; документирование текстов интервью. Особенностью данного метода сбора информации является эффект интервьюера — так обозначают влияние интервьюера на качество результатов опроса. Это влияние по-разному проявляется в ходе интервью и не всегда осознается участниками беседы. С одной стороны, на респондента могут воздействовать поведение, мимика, жесты, интонации интервьюера. Замечено, что респонденты в ряде случаев стремятся «угадать» ответ, чтобы понравиться интервьюеру. Причиной этого может быть скрытый страх респондента перед опросом. Как отмечают исследователи, степень скрытности респондентов в России гораздо выше, чем в других странах, принято даже говорить о генетическом страхе, который остался
в наследство от тоталитарного прошлого. Кроме того, общение предполагает эмоциональный контакт, в котором большую роль играет доверие к собеседнику, настрой на откровенность. Для достижения этого интервьюер должен обладать определенными качествами: доброжелательностью, вниманием, умением слушать и т. д. С другой стороны, в ходе опроса у интервьюера часто формируется стереотип восприятия определенной группы людей. Ему начинает казаться, что он знает их мнения, ответы, реакцию. Это может повлиять на снижение внимания интервьюера: он будет регистрировать не столько ответы опрашиваемых, сколько свои ожидания. С интервьюером необходимо провести специальный инструктаж, в ходе которого его знакомят с задачами и целями исследования, объясняют специфику предмета изучения, требования к работе интервьюера, правила заполнения вопросника. Полезно подготовить письменные инструкции и провести тренировочные интервью с разбором типичных ошибок. В ходе инструктажа излагаются правила поиска респондентов, содержание вводной беседы с респондентом, условия получения <. ^гласия на интервью. Общая схема интервью напоминает структуру анкеты. Беседа начинается с представления, рассказа о целях и задачах исследования, гарантий конфиденциальности и получения согласия респондента. Затем следует установление контакта с респондентом, создание доверительной благоприятной атмосферы. Беседа начинается с общих вопросов, вводящих респондента в круг обсуждаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что респондент «вошел» в беседу, он может переходить к более сложным вопросам. В ходе беседы возможны уточнения, указания на противоречия в суждениях респондента, просьбы пояснить свою позицию. В конце интервью обычно подводятся итоги, респондента благодарят за беседу. При организации интервью необходимо подумать над контрольными мероприятиями. Наиболее распространенная форма контроля качества работы — выборочное повторное посещение респондентов. Контролеры выясняют, состоялась ли беседа, с кем именно, какое впечатление произвел интервьюер. Другой способ контроля — почтовая анкета, которая рассылается респонден- там, участвующим в опросе. В ней присутствуют вопросы, подобные тем, которые прозвучали в интервью. Интервью является одним из основных методов «устной истории». Общие требования к проведению интервью, разработанные в рамках социологии, неизбежно трансформируются в условиях устно-исторических исследований. В определенной степени сложность задачи возрастает. Исследователь, работающий с информантами, должен учитывать их психологию, особенности исторической индивидуальной и коллективной памяти, влияние политической ситуации на восприятие и оценку событий. Кроме того, нужно принимать во внимание следующие обстоятельства: — влияние сторон друг на друга в ходе интервью в устно-исторических исследованиях возрастает; — воспоминания подвержены воздействию различных социальных и политических факторов, они, как правило, отфильтрованы и эмоционально окрашены; — устных свидетельств недостаточно для воспроизведения прошлого, их нужно использовать в совокупности с другими источниками.
|