Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы работы с историческими понятиями 12 страница
Историки, практикующие интервьюирование, подчеркивают значимость контакта с информантами. Если в социологических исследованиях близкий эмоциональный контакт не рекомендуется, то при сборе воспоминаний очень важен соответствующий настрой. Первоначально важно правильно установить связь с информантами (сначала можно письмом, потом личным разговором по телефону). Обязательно нужно лично договориться о встрече, нужно убедить респондента в важности исследовательского проекта, подчеркнуть свою личную заинтересованность. Уместно сослаться на рекомендации знакомых и друзей. Нужно объяснить, каким образом будет использовано интервью, обеспечить гарантии конфиденциальности. Важный вопрос — место проведения интервью. Оно должно быть таким, чтобы информант чувствовал себя непринужденно. Чаще всего это его дом. Интервью на рабочем месте или в общественных местах (например, кафе) активизирует другие области памяти и может привести к более официальному стилю разговора.
Почти всегда лучше проводить интервью с глазу на глаз с респондентом. Присутствие третьих лиц влияет на атмосферу, стиль интервью. Групповое интервью рекомендуется проводить в случаях, когда обсуждается неличная тема, а информанты хорошо знают друг друга и не стесняются. В этом случае коллективное обсуждение может привести к созданию более полной и качественной картины обсуждаемых событий, в том числе появляется возможность контроля достоверности информации. Нельзя ни в коем случае прерывать рассказ, это может привести к разрыву контакта. Интервьюеру необходимо терпение, следует дать информанту время выговориться. После того как исчерпается верхний слой воспоминаний, настает ситуация, когда информант будет готов работать по вопросам исследования. Часто опрос разбивается на несколько встреч, это позволит избежать усталости и стремления «ускорить» рассказ, а кроме того, способствует поддержанию контакта. Вся сложность исторического интервью заключается в том, чтобы настроить респондента на воспоминания и дать возможность рассказать о них. Информанту нередко требуется время, чтобы припомнить, сосредоточиться, поэтому возможны паузы, и не следует их прерывать. Исключение составляет ситуация, когда тема исчерпана. В этом случае пауза может отражать неуверенность респондента, о чем говорить дальше. Направляющий вопрос должен быть задан в этом случае заблаговременно. Во время интервью нужно четко помнить предыдущий ход разговора, избегать вопросов, по которым информация уже была получена. Необходимо следить за внутренней логикой ответов, замечать противоречия. При проведении интервью нужно обязательно спросить разрешения вести запись беседы и быть готовым к тому, что никаких приемов регистрации нельзя будет использовать. Многие с подозрением относятся к диктофонам и другим способам текущей фиксации. В этом случае интервьюер должен запомнить весь основной объем информации, ключевые фразы, последовательность изложения. Беседа должна быть воспроизведена как можно быстрее после окончания разговора. Обязательным моментом в ряде случаев является удостоверение расшифровки информантом. Сбор устной информации непосредственно связан и с другим этапом устно-исторического исследования — документированием и хранением информации. Интервью обязательно должно быть расшифровано: на основе прослушивания воссоздается точный текст, передающий содержание и настроение беседы. Рекомендуется, помимо полной расшифровки, составлять аннотацию интервью. Записи необходимо дублировать и перевести в формат, наиболее удобный для хранения. В современных условиях это оцифровка. Однако дублирование не снимает необходимость обеспечения сохранности первоисточника. Носители информации должны храниться в одном месте, их необходимо подписать, систематизировать. В надписи должны быть указаны сведения об информанте, тема, время и место проведения интервью. Можно составить краткое содержание интервью. Хорошим помощником является ведение базы данных с указателями. Важно решить вопрос об авторском праве — кому принадлежит доступ к материалам и кто их может в дальнейшем использовать. Обычно выделяются два автора — информант и та организация (исследователь), кто провел интервью. Таким образом, проведение устно-исторических исследований основано на выполнении комплекса организационных, теоретических и методических мероприятий, нацеленных на создание новых источников по истории и их документирование. 6.4. Социологическое наблюдение Первичную социологическую информацию можно получить при помощи наблюдения. Социологическое наблюдение означает направленное, систематическое непосредственное прослеживание и регистрацию социально значимых фактов, явлений и процессов. Наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их появления. В исторических исследованиях наблюдение применяют для сбора сведений по текущим событиям, историческая значимость которых очевидна. Кроме того, такие отрасли науки, как этнография, фольклористика, используют результаты наблюдения, полученные в ходе полевых исследований.
В социологических исследованиях наблюдение полезно для достижения различных целей. Оно может быть источником информации при построении гипотез или служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно добыть дополнительные сведения об изучаемом объекте. Чаще всего этот метод применяется в монографических исследованиях, где к нему не предъявляются требования репрезентативности, а также в исследованиях описательного плана. Наблюдение можно классифицировать по разным ляют контролируемое и неконтролируемое наблюдение. При неконтролируемом наблюдении исследуются реальные жизненные ситуации, решается задача общего описания процесса или явления. Успех неконтролируемого наблюдения во многом зависит от квалификации наблюдателя. В этом случае наблюдение не имеет четкого плана, определен заранее лишь главный объект наблюдения. Недостатком неконтролируемого наблюдения является опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Контролируемое наблюдение включает в качестве обязательных процедур элементы контроля. Контроль осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию наблюдений (проведение серии наблюдений за одним и тем же объектом). Сравнение результатов возможно лишь при условии стандартизированных планов наблюдения с применением таблиц, карточек наблюдения, вспомогательных технических средств (кино-, фото-, аудиоаппаратуры). 2. В зависимости от регулярности наблюдения выделяют систематическое и случайное наблюдение. Систематическое наблюдение характеризуется регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Оно позволяет выявить дина- 17 См.: Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. С. 536—542. мику процессов, значительно повысить достоверность выводов. Наблюдение можно проводить каждый день, раз в неделю, раз в месяц и т. д. Вести наблюдение можно: — за определенной группой (бригадой, классом и т. д.) в течение месяца, года; — за определенным процессом в разных группах; — за определенным процессом в определенной группе. Случайным считается наблюдение заранее незапланированного явления, социальной ситуации. Как самостоятельная процедура сбора первичной информации случайное наблюдение обычно не планируется. 3. В зависимости от условий организации наблюдение подраз Полевое наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации. Значительная часть этнографических работ является результатом полевых исследований. Лабораторное наблюдение —это такой вид исследования, при котором условия окружающей среды определяются исследователем. Оно чаще всего применяется в исследованиях экспериментального плана или на этапе экспериментальной проверки гипотез и, как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате влияния экспериментальных факторов. 4. В зависимости от положения наблюдателя относительно на При невключенном наблюдении исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимая в ней участия. Невключенное наблюдение, направленное на описание характера социальной атмосферы, часто применяется в монографическом исследовании и значительно реже — в статистическом, так как его результаты практически не поддаются количественному выражению. Кроме того, невключенное наблюдение применяется в исследованиях экспериментального плана или на этапе экспериментальной проверки гипотезы в лабораторных условиях. Примером невключенного наблюдения может служить описание лондонских трущоб, данное Ф. Энгельсом в его работе «Положение рабочего класса в Англии». Включенным (участвующим) называют такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени участвует в изучаемом процессе, находится в контакте с наблюдаемыми людьми. В этом случае наблюдатель является частью отслеживаемой ситуации, он сам влияет на нее и одновременно сам подвергается ее воздействию. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от наблюдения «пассивного», которое близко к невключенному, до «активного», когда исследователь становится «своим» для изучаемой группы. Выделяют четыре типа такого участия: — участник, чье истинное лицо и цели неизвестны наблюдаемым. Это необходимо в условиях, когда группы «закрыты», т. е. не поддаются изучению другими способами. Примером такого рода наблюдения может служить работа В. Уайта «Общество на углу улицы». Изучая процессы возникновения и развития рэкета, американский социолог прожил три с половиной года среди молодежи, участвующей в преступных шайках в итальянских кварталах. Он стал полноправным членом банды, полностью разделяя ее образ жизни. Одним из недостатков включенного наблюдения является опасность снижения объективности собранного материала и его интерпретации; — участник-наблюдатель, чье участие в деятельности наблюдаемых не составляет для них никакого секрета: они знают о его научных целях. Такая ситуация может в известной степени повлиять на искажение получаемых данных. Однако, как показывает практика, при длительном неоднократном присутствии одного и того же наблюдателя степень его влияния уменьшается; — наблюдатель-участник. Данная роль характеризуется тем, что наблюдение носит более формальный характер. Контакт с членами изучаемой группы минимален, исследователь не скрывает своих научных целей. Примером может служить наблюдение, которое ведет интервьюер за опрашиваемыми в ходе интервью; — наблюдатель, роль которого во многом сходна с невклю- Степень участия наблюдателя в изучаемой ситуации во многом определяется характером исследования. В проектах разведывательного плана предпочтительно полное включение с целью лучшего понимания явления. В исследованиях экспериментального плана на этапе проверки гипотезы полезнее применять наблюдение с меньшей степенью участия. Включенное наблюдение хорошо контролируется увеличением числа наблюдателей, одновременно отслеживающих одну ситуацию. Последующее сравнение их записей позволяет устранить побочные субъективные или объективные влияния, дополнить друг друга. 5. В зависимости от степени формализованности наблюдение подразделяется на структурированное и неструктурированное. Неструктурированным называют такой вид наблюдения, при котором исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса он будет отслеживать. Как правило, задачей неструктурированного исследования является наблюдение за объектом в целом. С его помощью ученый выясняет границы объекта, структуру, определяет, какие из них наиболее значимы для изучения, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов. Обычно неструктурированное наблюдение применяется на начальном этапе исследования. Основываясь на опыте, социологи выделили примерный перечень значимых для наблюдения элементов, который используется при описании ситуаций. Наблюдаемые. Сколько человек участвует в ситуации? Кто они? Каковы их взаимоотношения? Их роль в данной ситуации? Структура возникающих группировок — лидеры, сложившиеся группы, изолированные индивиды. Обстановка. Место наблюдаемой ситуации. Какого рода социальное поведение провоцирует эта обстановка, чему препятствует? Цель. Имеются ли какие-то цели, ради которых собрались участники, или они вместе случайно? Имеются ли неформальные цели? Совместимы или антагонистичны цели различных участников ситуации? Социальное поведение. Что и как делают участники ситуации? Каковы их стимулы? Частота и продолжительность. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальна эта ситуация или повторяется? Как часто она возникает, что ее вызывает?
Этот перечень может оказать существенную помощь наблюдателю при планировании его деятельности, особенно в начале исследования. Структурированным называют такой вид наблюдения, при котором исследователь заранее определяет, какие из элементов исследуемого процесса или ситуации имеют для него наибольшее значение, и сосредоточивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдений еще до начала сбора материала. Задачей структурированного наблюдения является систематическое описание ситуации. В этом случае первоначальной задачей исследователя будет определение значимых элементов ситуации и создание системы категорий, которая бы позволила фиксировать результаты наблюдений. Вначале эти категории разрабатываются чисто умозрительно, на основе логических умозаключений, на базе прошлого опыта, в свете общетеоретических представлений, наконец, интуитивно. При первых пробных попытках применения структурированного наблюдения полезно проверить действенность избранных категорий наблюдения путем проведения интервью с некоторыми из наблюдаемых. Особым видом наблюдения в социологии считают самонаблюдение, к которому обычно относятся автобиографии, дневники и записи самоанализа. Выделим основные проблемы организации и проведения наблюдения. Это, прежде всего, субъективный характер полученных материалов, которые связаны с попыткой истолкования действий и поведения людей через призму собственного Я, а также эмоциональной окраской человеческого восприятия. К недостаткам следует отнести и ограниченность продолжительности наблюдения временем совершения события. Проведение наблюдения осложняется еще и тем, что сам факт его организации оказывает влияние на наблюдаемую ситуацию. Присутствие наблюдателя может вызвать у наблюдаемых чувство смущения, застенчивости, особенно в тех случаях, когда ситуация расходится с их представлениями о норме. Присутствие исследователя может привести к изменению самой ситуации. Наблюдение предъявляет особо высокие требования к личности исследователя, его квалификации, умению общать- ся, коммуникабельности, объективности, умению контролировать свои действия. Важнейшим принципом наблюдения является регистрация его результатов в форме протокола, карточки наблюдения, таблицы наблюдения или с использованием технических средств. Основное требование к фиксации результатов состоит в том, что запись должна вестись на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемого события. Результаты наблюдения должны быть организованы таким образом, чтобы в дальнейшем можно было провести их обработку и анализ. Большое внимание уделяется подготовке наблюдателей: с ними проводят беседы о сущности метода, знакомят с полевыми документами и способами их заполнения, проводят практические занятия по заполнению карточек наблюдения, результаты которых и являются основанием для допуска данных людей к проведению наблюдения. В целом наблюдение как метод исторического исследования пока не нашел широкого применения, за исключением этнографических и фольклорных экспедиций, где разработан надежный инструментарий, облегчающий организацию подобных мероприятий. Но возможности метода этим не исчерпываются. Он может быть интересен для реконструкции недалекого прошлого в области истории повседневности, политической и военной истории. Правда, историк не всегда бывает готов стать «летописцем» и фиксировать исторические события в момент их развития. Развитие навыков «наблюдения» представляется очень важным и перспективным направлением в профессиональной подготовке историка. 6.5. Сельская Россия в XX веке: опыт применения методов социологии Для иллюстрации возможностей социологических методов и проблем их применения рассмотрим историко-социологический проект «Сельская Россия в XX веке», реализованный в рамках программы международного сотрудничества. Руководителями программы исследования выступили с британской стороны проф. Т. Шанин, с российской — проф. В. П. Данилов. В течение десяти лет
были проведены три обследования, в результате которых собран и проанализирован обширный материал по прошлому и настоящему сельской России18. Участники проекта подчеркивают, что значимость проведенной работы определяется не только новизной и ценностью полученной информации, но и развитием методики познания истории с использованием социологических подходов. На первом этапе (октябрь 1990 — конец 1994) ставилась цель сбора информации о прошлом крестьянской России, начиная с периода коллективизации и по 1990-е гг. Были составлены биографии 124 сельских семейств 25 сел 8 регионов России. В качестве основных методов сбора информации использовались глубинное интервью и наблюдение. Параллельно с социологами в проекте работали историки, на основе документов районных и местных архивов они составляли исторические описания сел и районов. Второй этап проекта (январь 1995 — июль 1996) был посвящен теме «Реальная экономика и реальная политика русских сел». Сбор информации осуществлялся в 7 селах, представляющих разные по характеру регионы сельской России. Основное внимание было сосредоточено на современных проблемах, структуре и потенциале развития села. В дополнение к интервью на втором этапе были привлечены методы бюджетного обследования и сетевого изучения систем сельской власти. Благодаря этим подходам появилась возможность проанализировать экономические процессы не на основе официальной статистики и документов, а «снизу», т. е. увидеть их глазами самих крестьян. Третий этап (июнь 1999 — май 2001) был связан с изучением социально-экономической структуры села, т. е. анализом того, к чему пришло российское крестьянство в ходе социально-экономических преобразований 1990-х гг. Исследовательская группа работала в двух селах — Даниловке (Саратовская область) и станице Раздольная (Краснодарский край), представляющих разные регионы страны и позволяющих провести сравнительный анализ. Здесь применялась методика семейных бюджетных обследований реф- лексивного вида (с включением самоинтепретации респондентов), а также интервью и наблюдение. В результате реализации программы был создан архив уникальных материалов по крестьянской России. Архив стал основой для целого ряда научных разработок, в том числе связанных с изучением феномена «исторической памяти» крестьянства19. Собранные свидетельства отражают богатую, многомерную картину социальных отношений в прошлом и настоящем и позволяют изучить взгляды и мифы, циркулирующие внутри деревенского сообщества, отношение крестьян к власти. Важнейшей проблемой проекта было проведение репрезентативной выборки. Отбор объектов исследования осуществлялся внешними экспертами с учетом межрегионального принципа, обеспечивающего возможность сравнения. Попавшие в выборку сельские поселения представляли основные регионы России: центральный, южный, северный, западный и восточный. В первом проекте каждый регион был представлен тремя селами, которые имели различное расположение относительно центра. В выборку попали села Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская области и Алтайский край), Поволжья (Саратовская область и Мордовия), юга (Ростовская область и Ставропольский край), севера (Вологодская, Архангельская области), Черноземья (Тамбовская, Белгородская области), Нечерноземья (Тверская область) и запада России (Калининградская область). Помимо российских сел группы работали в Белоруссии, Средней Азии и Казахстане. В большинстве районов параллельно с полевыми командами социологов работали историки, которые изучали местные архивы и собирали документы по истории сел, используемые также для контроля достоверности опросов. На втором этапе поправки были внесены в набор регионов — в выборке остались Саратовская, Тверская, Вологодская области, в дополнение к ним были привлечены Нижегородская, Орловская области, Краснодарский край, а также Курганская область. Помимо интервью на этом этапе использовались количественные мето-
1й См.: Рефлексивное крестьяноведсние. Десятилетие исследований сельской России. 19 См., например: Козноеа И. Е. XX век в социальной памяти российского крестьянства.
ды, работа с документальными источниками, непосредственное наблюдение за происходящим. Третий проект получился самым локальным. Исследования проводились только в Краснодарском крае и Саратовской области, но в селениях, уже хорошо известных. Бедное саратовское село и богатая кубанская станица входили в выборку второго проекта. На их базе были развернуты монографические исследования по всему спектру вопросов. Авторами проекта была разработана методика, получившая название «методологии двойной рефлексивности». Она основывалась на признании субъективности объекта общественных наук и необходимости реализации антропологического подхода («гуманистической методологии», по терминологии исследователей), где в центре внимания находятся человек и общество. Методология двойной рефлексивности предполагает осознанное введение в исследование одновременно трех основных методических принципов: 1) наблюдение; 2) долговременное и тесное взаимодействие наблюдателей с объектом наблюдения и их взаимовлияние; 3) учет самоанализа и смысла, придаваемого своему выбору объектом наблюдения (крестьянами). Для реализации этих принципов была разработана система методов, включавшая: глубинные (свободные) интервью, самоинтерпретирование семейных бюджетов; исследование сетей взаимоподдержки. Методология двойной рефлексивности строилась на стратегии «вживания»: участники проекта в течение двух лет постоянно проживали в гнездах исследования, претерпевая все трудности и тяготы, свойственные деревне начала 1990-х гг. Такой подход обеспечил необходимый уровень доверия со стороны информантов и их готовность приложить определенные усилия, чтобы вспомнить и рассказать. В то же время исследователями соблюдался определенный баланс близости к изучаемому объекту, чтобы обеспечить возможность критической оценки происходящего. Перед участниками проекта стояла достаточно сложная задача: для достижения успеха связь исследователя с изучаемым сообще- ством должна быть длительной, а общение — мягким, неторопливым, подстраивающимся под ритм жизни сообщества и как можно меньше его нарушающим. Период проживания в каждой деревне продолжался 8 месяцев в первом исследовании и 13 — во втором (т. е. полный сельскохозяйственный цикл). Для смягчения трудностей было принято решение работать в деревнях командами по 2—3 человека. Часто команду составляли семейные пары, что оказалось наиболее эффективным. Администратор проекта поддерживал постоянный контакт с «командами» на местах, обеспечивал их материальные потребности, техническую организацию контактов, созывал периодические совещания («длинный стол») и вел архив, в котором накапливались собранные свидетельства. Администратор снабжал полевые команды рекомендациями и помогал обеспечивать должный уровень защиты в селах. Техническое оснащение проекта постепенно менялось. На ранних стадиях участники были обеспечены диктофонами, резиновыми сапогами и ручными фонариками. На более поздних этапах — компьютерами, модемами, фотокамерами. Кроме администратора в штаб входили руководитель проекта, начальник штаба, координирующий сбор данных и обеспечивающий их предварительный анализ и оценку. Основу методики сбора информации составили качественные методы — «глубинное» интервью, а также прямое наблюдение20. Интервью проводилось на основе разработанного экспертами опросника. Он был ориентирован в большей степени на интервьюера, чем на исследуемых, и давал примерный перечень тем, которые должны быть раскрыты, а также минимальный список ожидаемых ответов, но оставлял на усмотрение исследователей форму вопросов и логику их построения. В интервью использовались открытые вопросы. Процесс сбора данных был настроен на активное участие самих исследуемых — их партнерство. Долгосрочный контакт с респондентом, который длился недели и месяцы и состоял из многих встреч и разговоров, 20 См.: Рефлексивное крестьяноведение. Десятилетие исследований сельской России. С. 76.
позволял достигнуть полного доверия и взаимопонимания. Форма, в которой задавался тот или иной вопрос, зависела от интуиции самого интервьюера, понимания того, как и когда лучше задать вопрос, и конкретных условий интервью: дома или на улице, в дружеском обмене мнениями или в споре, «с глазу на глаз» или в присутствии многих других людей. Ответы на вопросы перепроверялись в ходе бесед, затрагивая все более глубокие пласты — личностные, скрытые или забытые. В дополнение к глубинному интервью организовывалась работа фокус-групп, которая проводилась в различных формах, начиная с неформальной дискуссии, инициированной интервьюером, например, у входа в магазин, или за семейным столом, или на собрании правления, и заканчивая дискуссиями в группах, специально собранных интервьюером для того, чтобы обсудить определенную проблему. К этому следует добавить постоянное прямое наблюдение. Важную роль в разработке методики исследования сыграли «длинные столы» исследовательских коллективов, которые собирались один раз в 3—4 месяца, обычно в загородных домах отдыха. В задачи «стола» входили отчеты команд, координация действий, обмен опытом, общая разработка стратегии, учеба. Значительную роль играли эксперты, которые консультировали по разным вопросам, но не принимали прямого участия в исследовании. Раскрывая секрет успеха методологии двойной рефлексивности, ее авторы подчеркивают, что универсальных рецептов нет, эффективная методика представляет собой гибкий набор инструментов, который постоянно меняется с учетом конкретных задач и условий. Это хорошо видно из опыта исследования. На каждом этапе ставились свои задачи, и для их решения набор конкретных инструментов для сбора информации уточнялся и модернизировался. В первом проекте, где единицей исследования выступала крестьянская семья, решалась задача создания семейных историй, вместивших все основные события истории страны. Причем исследователи попытались восстановить не только «глобальные» события, но и крупицы повседневности. Свод тематических вопросов интервью включал сведения о создании и развитии семьи, обзаведении домом, хозяйством, воспитании детей и процессах их социализации. Ориентиром отбора семей была глубина исторической памяти. Выбор падал прежде всего на пожилых людей, способных донести до слушателя связный рассказ о своей жизни. На втором этапе акцент был сделан на отслеживание реальных экономических процессов, которые изменили прежнюю колхозно-совхозную жизнь. Соответственно, внимание было сосредоточено на изучении крупного хозяйства. В рамках первого и второго этапов, помимо семейной, прослеживалась еще одна линия исследования — вопросы власти и властных отношений. Задачей первого проекта было составление истории власти на селе в разные годы, ее институтов и субъектов, а также неофициальной власти, форм сопротивления власти. В результате была воссоздана еще одна история жизни села — политическая. Данная тема была продолжена в последующих исследованиях как попытка описать современную реальную политическую ситуацию. Исследовательский интерес в третьем проекте был направлен на изучение основ сельской неформальной экономики, стратегий выживания и адаптации семей в условиях кризиса 1990-х гг. Акцент делался на анализ сетей межсемейного хозяйственного обмена и социальной поддержки. Исследователи попытались проследить генезис, этапы развития отдельного домохозяйства, оценить рабочий потенциал семьи и распределение семейного труда, просчитать эффект от комбинации различных задействованных ресурсов. Сочетание бюджетного обследования крестьянских семей с глубинным интервью позволило выявить социально-экономические ориентации и ожидания крестьян относительно изменяющейся внешней среды и успешности выбранных ими стратегий. Глубинные интервью содержали вопросы о трудовой занятости членов семьи, работе в семейном хозяйстве, сложившейся в семье системе приоритетов в потреблении и способах разрешения экономических проблем. Особое внимание уделялось планированию семейного бюджета.
|