Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Макет таблицы 6 страница
Подведем итоги. Доказательство является необходимым элементом научного исследования и должно отвечать требованиям полноты и достаточности основания, надежности и непротиворечивости. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: 1. Тезис должен быть ясно и четко сформулирован, не должен содержать двусмысленности, неопределенности. 2. Тезис должен оставаться тождественным, т. е. тем же самым на протяжении всего процесса доказательства: он не должен меняться, по крайней мере, без специальных оговорок. Достаточно типичной ошибкой является подмена тезиса, очень часто за счет подмены понятий. 3. Аргументы должны быть истинными утверждениями, более того, они должны быть подтверждены, причем верификация ар- гументов должна осуществляться независимо от доказательства тезиса. 4. Рассуждение в доказательстве должно быть логически правильным: тезис должен следовать из аргументов или аргументы должны подтверждать тезис. В целом построение доказательств в исторических исследованиях сталкивается с целым рядом методических проблем, начиная от сложности и неопределенности объекта исследования, уровень осмысления которого может не соответствовать требованиям четкой формулировки гипотез и тезисов, и заканчивая отсутствием предпосылок для соблюдения строгости и полноты аргументации. Реализации правил построения доказательств противоречат сложившиеся традиции исторических исследований, где в силу описательное™, неполноты исторических данных принцип достаточности оснований нередко нарушается. Отсюда и наиболее распространенные ошибки доказательства: произвольная подборка фактографических данных, соответствующих исходным установкам; использование фактов вне их контекста и системы существования; подмена понятий и проч. . 10.3. Классификации и их роль в познании исторических процессов Рассмотрев базовые логические операции, которые реализуются в традиционных методах истории, перейдем к изложению их содержательных и процедурных моментов. Исследование любой исторической проблемы или явления связано с выявлением их структурно-функциональных характеристик. Решение этой задачи осуществляется путем классификации исторического явления, массового по своей природе, и изучением его структуры. Классификация — это метод, имеющий сложную функциональную и семантическую нагрузку. Он используется и для систематизации (описания), и для познания (анализа) массовых явлений. С содержательной точки зрения классификация трактуется как логический и технологический процесс, а также как определенный результат использования классификационных процедур. Соответ-
ственно, спектр определений классификации достаточно широк. Ю. А. Воронин приводит следующие варианты10: 1) Классификация— это процесс отнесения (распределения) классифицируемого объекта к определенной группе (разделу) какой-либо классификации, производимый на основе определения наличия или отсутствия данного признака у данного объекта. 2) Классификацией называют логическую операцию распределения предметов по классам, связанным в систему и различающимся между собой интересующими исследователя признаками. 3) Классификация — это система классов, предназначенных для характеристики совокупности предметов (понятий), однородных в определенном отношении. Классификация представляет собой достаточно сложную процедуру, связанную с определением объекта классификации, выделением основания (принципа) деления и разработкой разделов классификации. Она должна отвечать требованиям однозначности, всеобщности и единства основания, которые реализуются в следующих правилах: 1. Классифицируемые объекты должны составлять массовое явление (совокупность) и быть условно однородными, т. е. в каждом из них должны присутствовать как сходство, так и различие с другими объектами. 2. Деление объектов по классам и подклассам производится только по одному основанию. 3. Распределение объектов по классам и подклассам должно осуществляться по таким классификационным признакам, которые поддаются измерению и интерпретации. 4. Все объекты данной совокупности, включая и те, которые еще не открыты, но могут быть открыты, должны вписываться в классификацию. 5. Каждый из объектов анализируемой совокупности должен попасть только в один класс, классы и подклассы должны исключать друг друга. 10 См., например: Воронин Ю. А. Теория классифицирования и ее приложения. Новосибирск, 1985. С. 16. 6. Должна соблюдаться непрерывность при делении классов на подклассы и подклассов на группы. Скачкообразные переходы не допускаются. В основе классификации лежат такие логические операции, как абстрагирование и сравнение, позволяющие на основе выделения общего и частного конструировать классификационные схемы. Для разработки любой классификации необходим исходный эмпирический материал, где объекты описываются по определенному набору параметров, достаточному для их систематизации. С учетом решаемых задач выбирается основание классификации, в соответствии с которым формируются ее группы, подгруппы, классы и подклассы. Выделение разделов классификации связано с абстрагированием и оценкой явления на уровне понятий. В качестве технической основы процедур классификации для реальных (исторических) объектов выступает группировка''. Классификации создаются и используются в нау- , „ ке с разными целями. С учетом решаемых задач принято выделять три типа классификаций: — диагностический тип, когда ее цель формулируется как определение (диагностика) объектов совокупности с учетом их прямых (классификационных) характеристик; — предсказательный тип: целью классификации является выделение таких характеристик объектов, через которые возможно предсказание других прямых свойств объектов подмножества; — предсказательно-диагностический тип, если обе цели рассматриваются как равноправные. В качестве примера такой универсальной классификации часто приводится Периодическая таблица Д. И. Менделеева, которая позволяет не только осуществлять диагностические и предсказательные функции, но и выступает как отражение универсального закона природы. Для изучения объектов эмпирического уровня наиболее актуальны классификации первого типа; для теоретических объектов — классификации предсказательного типа. " См. главу 8.
В основе диагностической классификации лежит распознавание образов, которое реализуется путем сопоставления конкретных объектов с их идеальными моделями. Можно выделить ряд проблемных аспектов, возникающих при построении диагностических классификаций: — однозначность и корректность интерпретации критериев распознавания; — полнота охвата объектов классификации; — проблема количественной и качественной измеримости классов и подклассов. Предсказательные классификации сталкиваются с еще более широким кругом проблем, в том числе с конечной неопределенностью объекта классификации, а следовательно, и с проблемой разработки такой системы признаков для классификации, которая позволит: 1) выделить подмножества объектов по определенной совокупности свойств, в том числе прогнозируемые; 2) обеспечить возможность разработки понятий о прогнозируемых объектах совокупности. Элементы классификации состоят между собой в определенных отношениях — это иерархия и соподчинение. Под иерархией понимаются такие отношения, при которых один элемент системы является подклассом другого элемента, более широкого. Соподчи-ненность — это отношения между подклассами одного и того же класса. С учетом этих характеристик выделяются следующие виды классификаций: рядовые, иерархические, сетевые. Рядовые классификации представляют собой наиболее простую разновидность схемы деления, в рамках которой образуется ряд групп объектов, объединенных по одному «простому» критерию, часто количественному. В них отражены отношения соподчиненное™. Рядовые классификации обычно используются для диагностики родовидовых явлений и применяются для систематизации эмпирических данных либо, напротив, понятий высокого уровня абстрагирования. В качестве примера можно привести существующие в науке (географии, этнографии, истории) классификации сельских поселений (табл. 10.2). Таблица 10.2 Классификации сельских поселений
* Приводится по: Ковалев С. А. Сельское расселение (географическое исследование). М., 1963. С. 23—26, 36, 39. Рядовые классификации используются для изучения структуры исторического явления с учетом разных аспектов его функционирования. Иерархические классификации имеют древовидную многоуровневую структуру, в рамках которой каждый из разделов классификации состоит из некоторого количества подразделов. Особенностью иерархических классификаций является допустимость использования на разных ее уровнях разных оснований, что позволяет расширить область ее применения и эвристические свойства. В частности, иерархические классификации нередко реализуют функции предсказания. Они отражают структуру сложных многоуровневых социальных объектов, например, административных структур власти. Сетевые классификации представляют собой наиболее сложный вариант систематизации, включающий как установление отношений между классифицируемыми объектами по горизонтали (соподчинения), так и по вертикали (иерархические). Причем это не механическое соединение первых двух видов классификаций, а их интегрированная форма, предполагающая установление отношений между группами по разным основаниям, на разных уровнях классификации. Сетевые классификации в наибольшей степени обладают предсказательной способностью и связаны с реконструкцией сложных исторических явлений, например, таких, как социальная структура общества. В ее рамках человек может оказаться в разных социальных стратах и группах (профессиональных, сословных, семейных, властных и проч.), отражающих все многообразие социальных связей. Рассмотрим некоторые методические проблемы построения классификации на примере такого многомерного объекта, как «культура». Она проявляется в разных формах и видах, реализует разные функции и задачи в обществе. Естественно, что важнейшим инструментом познания всего этого многообразия реальных фактов культуры, понимания ее закономерностей выступает классификация. В научной литературе по культурологии можно встретить множество разнообразных классификаций, многие из которых приобрели широкое признание, что, однако, не исключает их дальнейшую корректировку, уточнение и дополнение. В основе классификаций культуры могут лежать разные признаки. В зависимости от формы принято выделять культуру материальную и духовную12. Материальную культуру рассматривают как совокупность материальных ценностей, выраженную в предметах, способах их изготовления и трудовых навыках. В рамках материальной культуры обычно выделяют: 1) орудия и средства труда; 2) технику; 3) сооружения; 4) производство; 5) пути и средства сообщения; 6) транспорт; 7) предметы быта. 2 См. подробнее: Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. Духовная культура —это совокупность духовных ценностей, выраженных через знания, представления, идеалы, цели, побуждения, влечения человека. К духовной культуре, как прави-ИО, относят все, что связано с духовным миром человека — религию, искусство, литературу, науку и проч. Приведенная классификация имеет иерархическую структуру. Если ее проанализировать, то легко обнаружить, что, с точки зрения чистоты метода, она имеет ряд недостатков. Во-первых, это высокий уровень абстрагирования основания классификации (форма), которое относится к общефилософским категориальным понятиям и на практике является трудноизмеримым. Например, картины художника вполне материальны. Создание их связано с использованием определенных инструментов и технологий, но их содержание — это отражение духовных процессов. К какому типу культуры мы отнесем это явление? Таким образом, одно из требований классификации — однозначность и определенность — здесь нарушается. Это же замечание можно отнести ко второму уровню классификации материальной культуры. Здесь в одну группу отнесены средства труда, а в другую — техника. Первое понятие является более общим по отношению ко второму. То же самое смещение наблюдается при выделении пятой и шестой групп. Такие проблемы часто свойственны классификационным схемам, ориентированным на систематизацию теоретических понятий. Поскольку выделение формы условно и не позволяет однозначно определить принадлежность какого-то явления к духовной или материальной культуре, то на этом основании делают вывод о неделимости понятия. Но тогда возникает противоречие с правилами анализа: концептуальная неделимость какого-то явления ограничивает возможности его познания. Классификации часто выступают как отражение определенного уровня знаний об изучаемом объекте и с течением времени дополняются, уточняются, видоизменяются. Возьмем в качестве примера классификацию духовной культуры, которую традиционно подразделяют на следующие виды: политическая, правовая, эстетическая, философская, религиозная, этическая. Иногда к этой классификации добавляют язык, науку, быт и т. д. Данная классификация имеет свою историю. Когда-то считалось, что духовная культура формируется в процессе образования,
поэтому классификационная схема была ориентирована на этот критерий. В Древней Греции, например, образование опиралось на семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Соответственно, структура духовной культуры включала весь этот перечень. В дальнейшем список расширялся и постепенно трансформировался в ту классификацию, которая была приведена выше. Как аналитическая процедура, классификация используется чаще всего для изучения структуры массовых явлений, причем в исторической науке абсолютное большинство используемых классификационных схем относится к категории так называемых видовых (иерархических) классификаций. Видовых классификаций может быть сколь угодно много, в зависимости от того, какие признаки объекта рассматриваются как значимые. Роль классификаций особенно возрастает при переходе от эмпирической стадии исследования к теоретической. 10.4. Типология исторических явлений Вместе с классификацией, как правило, решаются задачи типологии изучаемых исторических явлений. Это более высокий уровень обобщения, направленный на выявление и характеристику сущностно-однородных явлений. В основе типологии лежит деление (упорядочение) совокупности объектов или явлений на качественно однородные классы (типы) с учетом присущих им общих значимых признаков13. Типология — сложный познавательный процесс, который требует соблюдения ряда принципов, центральным из которых является выбор основания типологии, позволяющего отразить качественную природу как всей совокупности объектов, так и самих типов. Наиболее эффективно типологические процедуры могут быть реализованы на основе дедуктивного принципа, т. е. путем теоретического осмысления рассматриваемой совокупности. Однако дедуктивный подход к выявлению типов не всегда возможен: он требует 3 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. С. 176. глубокого знания изучаемого объекта. В противном случае необходимо применение индуктивного метода (от частного к общему). Он i юзволяет на основе массовых эмпирических данных с использованием формальных методов (типологической группировки), а в некоторых случаях — методов многомерной статистики (кластерный анализ) выделить типы. Типология на основе индуктивного подхода отличается тем, что она учитывает специфику изучаемой совокупности и не может выходить за ее пределы. Такая типология не обладает свойством всеобщности. При проведении типологического анализа может быть использован смешанный подход, дедуктивно-индуктивный. В этом случае типы определяются на основе теоретического анализа, а их количественные характеристики — на основе анализа эмпирического материала. Типология, как и классификация, может основываться на различных теоретико-методологических подходах. Причем, чем сложнее и многомернее изучаемый объект, тем разнообразнее типологические подходы. Это хорошо прослеживается на примере изучения культуры. В научной литературе можно найти множество вариантов типологий культуры. Наиболее общий пример типологии предполагает ее деление на первобытную (примитивную) культуру и цивилизацию. Выделение первобытной культуры в особый тип — это традиция, связанная с развитием таких научных дисциплин, как археология, этнография. Первобытная культура имеет существенные отличия от более поздних вариантов культуры. К ее характерным (типическим) чертам можно отнести следующие: 1) человек не осознает себя отдельно от общности, его сознание является общинным; 2) первобытный человек — это человек естественный, он не отделяет себя от природы, чувствует свою зависимость от нее; 3) культура этого периода полностью синтетична, в ней переплетены религия, мифология, искусство, преднаучные знания, и она основана на устных технологиях. Свои особенности имеет культура общества, достигшего уровня цивилизации. Понятие цивилизации очень многогранно и в наи-
более общем виде определяется как ступень общественного развития, следующая за варварством. Типология культуры нередко базируется на методологических подходах, реализованных в концепциях общественно-исторического развития. С учетом основных положений теории формационного развития общества принято выделять культурно-исторические типы, соответствующие каждой общественно-экономической формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Преимущество данной типологии состоит в том, что она позволяет проследить преемственность культуры, взаимосвязь материальных и духовных явлений. А недостаток кроется в невозможности отражения национальной и региональной самобытности. Кроме того, она не позволяет учесть источники саморазвития культуры. В рамках цивилизационного подхода типология культуры приобретает другую структуру. Так, например, Л. 3. Немировская выделяет следующие типы культуры: восточная, античная, христианская, метакультура14. В основу данной типологии исследовательница положила такие критерии, как религия; тексты культуры, отражающие сущность мировосприятия; образцы культуры и связанные с ними модели культурного человека. Восточная культура формируется в древности на территории Индии, Китая, Восточного Средиземноморья. Для данного типа характерно почитание солнца, животных-богов. Основные идеи культуры изложены в ведических текстах, где отражены общечеловеческие ценности, подчеркивается значимость разума и знания, а также стремление к самосовершенствованию. Восточная культура ориентирована на самопостижение, углубленную внутреннюю религиозность, иррационализм. Образец культуры — мудрец, аскет, воплощенный в образе Будды, Конфуция. Античная культура связана с антропоморфными религиозными верованиями. Бог-человек со всеми его достоинствами и недостатками стоит в центре религиозных верований. Символами античной культуры выступают Аполлон и Дионис, породившие два противоположных мироощущения и две культуры. Аполлон — бог пла- 14 Немировская Л. 3. Культурология. Истории и теории культуры. М., 1992. стического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Дионис — бог раскованности, свободы, стихии природы, непокоя, чрезмерности. Греки считали, что в культуре должны сочетаться аполлоновское и дионисийское начала, в противном случае возможна ее гибель. Тексты античной культуры — поэмы Гомера, где в поэтической форме изложены основы мировосприятия античного человека, его представлений о добре и зле, смысле жизни, чести и бесчестии. Модель культурного человека античности — философ, мудрец, но не восточного типа, а деятельный, пекущийся об общественном благе. Платон может служить образцом античной культуры. Христианская культура связана с появлением христианства и превращением его в мировую религию. Христианство обращено к человеку и содержит лозунг спасения мира, основанный на нравственной и социальной концепции (идеях добра, любви, равенства, братства). Памятники христианской культуры — тексты Библии, Евангелия, жития святых. В них отражен человек с его слабостями и недостатками и огромной внутренней силой, основанной на вере. Христианская культура создала несколько моделей культурного человека. Наиболее древний вариант — подвижник, проповедник, главные черты которого — твердая вера и духовность, стремление к умерщвлению плоти. Более светский вариант — рыцарь, верующий и отстаивающий свою веру с оружием в руках, наделенный рыцарскими доблестями. Гуманистическая модель XIV—XVI вв., порожденная эпохой Возрождения, имеет свои особенности: знание становится одним из наиболее ценных качеств человека. Новое время подарило другой образ — культурный человек должен быть образован, воспитан и обязательно должен быть профессионалом в какой-либо области. Современная культура, или метакультура, характеризуется тенденцией глобализации и унификации. Метакультура также создает свою модель культурного человека — это человек, обладающий планетарным мышлением, склонный к культурному плюрализму, толерантности. Приведенная выше типология достаточно интересна, но уязвима тем, что стремится максимально обобщить культурно-исторический опыт, а в таких широких обобщениях всегда кроются опас-
ности смещении и упрощении в восприятии историко-культурных процессов. Свои варианты культурно-исторических типов были предложены в работах О. Шпенглера, Н. Я. Данилевского15. В каждом случае для их определения использовались собственные теоретические представления о понятии «цивилизация» и ее родовидовых чертах. Типология как аналитическая процедура тесно ^ * связана с абстрагированием и упрощением действительности. Это отражается на системе критериев и принципов выделения типов, которые приобретают идеализированные, условные черты. По мнению М. Вебера, понятие «тип» связано с представлениями об идеальном типе — мысленной конструкции, абстракции, в которой в генерализированном (понятийном) виде отражено научное представление об изучаемом явлении. Близкие подходы к определению типа использовал Говард Пол Беккер, обосновавший понятие «конструированный тип» применительно к социологическому исследованию. Отличие идеального типа от конструированного состоит в методе его моделирования. Последний создается на основе конкретных сведений, характеризующих социальную реальность для объяснения определенной ситуации. Учитывая многообразие подходов к проведению типологии, возникает необходимость их систематизации. Таких попыток в исторической науке было немало. В частности, А. В. Бочаров предложил следующую классификацию типологических подходов: таксономический и произвольный. Таксономическое деление направлено на отражение структуры явления и связано с выделением в объеме анализируемого понятия подклассов, являющихся объектами новых понятий с точки зрения основания деления. Таксономическое деление, в свою очередь, подразделяется на дихотомическое (деление на два класса) и по изменению видообразующего признака (более двух классов). Произвольная типология основана на критериях, не связанных со строением и свойствами ls См.: Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1: Образ и действительность. Новосибирск, 1993; Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1995. изучаемого объекта16. В целом определение типологии и ее видов, предложенное А. В. Бочаровым, в большей степени соответствует процедурам классификации, а не типологии. Не будем отрицать тесную связь этих двух приемов анализа, но нельзя не видеть и их отличия. Классификацию можно рассматривать как более универсальный метод, а типологию как частный случай, отражающий установку на изучение сущностных характеристик явления и основанный на процедурах теоретического анализа. Именно поэтому типологию следует выделять и рассматривать в качестве самостоятельного метода. В исторической науке типология используется весьма широко, что привело к появлению различных схем классификаций исторической типологии17. Они представляются весьма полезными с методической точки зрения. В зависимости от процедурных и содержательных аспектов выделяют два вида типологии: 1) аналитическую и 2) синтезирующую. В свою очередь, аналитическая типология подразделяется на следующие подвиды: градационную, дифференциальную, бинарную, собственно аналитическую. Синтезирующая типология включает динамическую, собственно синтезирующую, сравнительно-историческую и др. Каждый из выделенных видов и подвидов связан с соответствующими аналитическими процедурами, в результате перед исследователем встает задача выбора такого способа типологизации, который бы максимально учитывал характер анализируемого материала и задачи исследования. При проведении градационной типоло- „ г и и необходимо выделить системообразующий признак — это могут быть производственные отношения, функциональные или социальные связи, определяющие сущность системы. Типология в этом случае будет состоять из последовательности вариантов этих связей от простейших к наиболее сложным. Выделение более или менее полного набора градаций является результатом конкретного исследования. 16 Бочаров А. В. Основные методы исторического исследования. С. 107—114. 17 Кемеров В. Философская энциклопедия. «Панпринт», 1998 [Электронный
В качестве примера такой типологии можно привести схему русских поселений XV—XVII вв., использованную А. Я. Дегтяревым при анализе системы расселения: город, погост, село, сельцо, деревня, починок'8. Раскрывая суть этой типологии, исследователь подчеркнул ее функционально-субординационный аспект. Каждое поселение занимает свое место в системе, отражает ее генезис и выполняет определенные функции: 1 -я ступень — починок, выставок (займище) — это недавно созданное поселение, выполняющее сельскохозяйственные или ремесленные функции; 2-я ступень — деревня — более устойчивое поселение, выполняющее сельскохозяйственные и ремесленные функции; 3-я ступень — село, сельцо — центр феодального владения, в зону тяготения которого включается определенное количество деревень и починков. Поселение выполняет более широкий спектр функций, в том числе религиозных, торговых и т. д.; 4-я ступень — погост, стан — административный центр, в сферу влияния которого входит ряд феодальных владений. Перечень функций дополняется административными, фискальными и др.; 5-я ступень — город, выполняющий функции межпогостного или межволостного уровня и подчинявший значительное число погостов, станов. Часто это центр уезда; 6-я ступень — центр большого политико-административного района (княжества, губернии). Предложенная выше градационная типология средневековых поселений отражает не столько разновидности поселений с учетом размера и функций, сколько их место в системе расселения. Дифференциальная типология предполагает выявление принципиальных различий в явлениях при сохранении их внешней однородности. Цель дифференциации — выделить параллельно существовавшие исторические типы (социальные, производственные, культурные, экономические). Типы вычленяются на основе общих критериев, позволяющих отразить принципиаль-
|