Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Макет таблицы 10 страница
Процесс циклического развития может иметь форму кольца или спирали: каждый новый цикл воспроизводит этапы и черты предшествующего цикла. Цикл состоит из стандартных стадий, характеризующихся одинаковой направленностью процессов (рост, спад) и продолжительностью. Кроме того, имеется единообразный механизм смены стадий.
По продолжительности циклы подразделяются на короткие (несколько лет, например, «деловые циклы» — 4—5 лет), среднесрочные (несколько десятков лет, например, «кондратьевские циклы» в экономике — 50—60 лет) и длинные, продолжительность которых может превышать сотню лет (например, демографические циклы до 120 лет). Понятие исторического цикла нашло широкое применение в цивилизационных концепциях. В связи с этим принято говорить о молодости, расцвете и упадке государств как некоторых закономерных стадиях развития социального организма. В контексте этого понятия в исторической науке сформулированы представления о Первобытности, Античности, Средних веках, Новом времени. Эпохи делятся на определенные стадии — становление, расцвет, упадок. Каждая из стадий и эпоха в целом имеют временные границы и характеризуют качественно отличные состояния, отрефлек-сированные на уровне научного знания и понятийного аппарата. Изучение циклов жизни исторических объектов — государств, обществ, социальных институтов — в настоящее время рассматривается как одна из центральных проблем аналитической истории, и наиболее сложных, поскольку выделение стадий цикла и их продолжительности основано на понимании фундаментальных закономерностей развития и предполагает привлечение методов количественного анализа динамики. Периодизация выполняет в исследовании две етодические основные фуНКЦИИ — это во-первых, системати-подходы зация исторического материала и, во-вторых, ot Так, например, в исторических работах при разработке схем периодизации широко используется принцип смены власти. Это традиционный прием, который известен давно. Еще в Средние века it христианской литературе применялось деление исторического процесса в соответствии со сменой четырех империй: Римская империя рассматривалась как последняя. Вся советская история традиционно делится на этапы, связанные с политической деятельностью определенных личностей — В. И. Ленина, И. В. Сталина, И. С. Хрущева, Л. И. Брежнева и проч. Эмпирические периодизации — самый простой и доступный вариант, где реализуется схема: сначала деление на заданные сроками существования государств, правления династий или правителей отрезки, а потом уже анализ особенностей каждого из них. При этом динамика различных процессов может не совпадать со сменой власти. В этом основной недостаток эмпирических (династических) периодизаций. Если рассматривать периодизацию как аналитический инструмент, необходимо признать недостаточность эмпирического подхода. Требуется сначала понять явление, его сущностные процессы и характеристики, и уже затем на основе более точных (аналитических) оценок строить схему периодизации. Аналитическая периодизация выполняет не только функции систематизации, упорядочения и организации исторической информации, но и несет познавательную нагрузку, так как позволяет более глубоко осмыслить исторический процесс, структурировать его внутренние закономерности. В этом смысле периодизация представляет собой динамическую модель, составленную вербальными средствами. Как для любой модели, ей свойственно известное упрощение действительности. Однако благодаря именно этому и тому, что в периодизации учитывается наиболее значимое свойство изучаемого объекта, она обладает особой наглядностью и позволяет увидеть те механизмы и процессы, которые определяют его развитие. Остановимся подробнее на методических вопросах построения периодизации. Прежде всего необходимо определиться с вариантом схемы периодизации — простая или составная. Если ставится задача выявления и характеристики этапов развития какого-либо явления, то в этом случае исследование будет ориентировано
на разработку составной схемы периодизации, связанной с обоснованием последовательной или иерархической структуры исторического времени. В методическом плане периодизация должна соответствовать следующим требованиям: 1) опираться на единый принцип деления событийного ряда с учетом объекта и предмета, целей и задач исследования. Он должен соответствовать наиболее значимой, ведущей тенденции развития; 2) принцип деления, а также критерии выделения периодов требуют дополнительного обоснования, основанного на тщательном изучении эмпирического материала. Имеющиеся в науке мнения исследователей по данному вопросу должны учитываться и критически оцениваться; 3) периодизация должна иметь по возможности четкие границы между периодами, которые практически всегда маркируются какими-либо значимыми событиями, выполняющими роль поворотных в историческом процессе. Выделение таких событий осуществляется с использованием приемов причинно-следственного анализа; 4) нужно учитывать, что критерий деления, ставший основой периодизации, не исчерпывает всех тенденций и закономерностей в изучаемой области, поэтому имеет определенные познавательные ограничения, которые также необходимо оговорить; 5) построение периодизации не исключает возможности выделения в рамках имеющихся исторических отрезков подпериодов, отражающих их внутренние закономерности, а также соотнесения предложенной схемы с более глобальной периодизацией, включающей изучаемый объект. То есть периодизация должна носить сопоставимый характер и учитывать опыт других периодизаций, согласовываясь с ними; 6) как показывает практика построения периодизаций, одним из правил является соразмерность выделенных временных отрезков — их длительность должна быть сопоставимой и соответствующей внутренним пропорциям. Таким образом, основной задачей исторического познания является изучение явлений и процессов во времени, а краеугольным камнем этого анализа выступает создание периодизации, которая представляет собой динамическую модель прошлого. Ее отличают вариативность и многомерность, отраженная в многочисленных схемах периодизации, а также ярко выраженный прикладной характер. Она используется как инструмент систематизации исторического материала, но одновременно выступает и как динамическая модель, так как важнейшей функцией периодизации является способность объяснить причинно-следственный механизм изменений изучаемых процессов. 11.2. Историко-сравнительный метод Историко-сравнительный метод относится к базовым методам исторического исследования и выступает методологической основой такого направления, как историческая компаративистика. В этом ключе публикуется достаточно много исторических работ, нацеленных на выявление общего и особенного на основе сопоставления разных исторических объектов или явлений. Достаточно вспомнить классический труд Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», работы Н. П. Павлова-Сильванского, Л. В. Черепнина и многих других историков, которые использовали данный метод в качестве мощного инструмента познания. Прежде чем мы рассмотрим содержание историко-сравнитель-ного метода, попробуем развести некоторые понятия, в частности, чем сравнение как логическая операция отличается от историко-сравнительного метода как способа преобразования исторической информации в знание. Сравнение свойственно любой исследовательской работе, так как оно выступает логической основой умозаключений, суждений и используется при решении самых разных задач: при проведении типологии, классификации, изучении динамики. Однако в некоторых случаях сравнение становится не просто инструментом исследования, а методологическим принципом, определяющим всю логику построения работы, выбор объекта (вернее объектов) и предмета исследования. Сравнительный метод в этом случае используется как способ познания сущности исторических явлений и процессов через их сопоставление. Сравнение — это логическая процедура, кото-Сравнение рая лежит в основе всех познавательных дей- и историко- ствий. В самом общем виде сравнение можно оп- сравнительный 1 ределить как отражение отношении тождества анализ и различия, существующих между предметами и явлениями окружающего мира. В философии под тождеством понимается категория, выражающая «равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов»27. Тождество имеет две формы: 1) полное тождество, когда два предмета являются одинаковыми по всем своим свойствам; 2) частичное тождество, когда наблюдается совпадение некоторых свойств, состояний, внутренних отношений и т. п. Частичное тождество обозначается как с х о д с т в о, т. е. тождество, предполагающее различие. Различия могут быть количественными и качественными — это важно для определения уровня тождественности: количественные различия не отрицают сущностного тождества, качественные различия отражают отсутствие сходства по базовым отношениям. Тождество определяется на основе чувственного познания. Однако существуют такие предметы, которые внешне не похожи друг на друга, тем не менее между элементами их структур могут быть обнаружены такие отношения, на основании которых эти предметы можно отождествлять. Сходство отношений принято называть подобием. Подобие очень часто скрыто от непосредственного наблюдения и может быть обнаружено только путем абстрагирования. При сравнении в компаративное отношение приводятся два объекта, которые называются сравниваемыми. В качестве сравниваемых объектов могут выступать единичные явления; их совокупности (классы); общие понятия; представления и восприятия, а также один и тот же объект в различных пространственных положениях и временных состояниях. Сравниваемые объекты должны быть отличными друг от друга, но в них должно быть и нечто такое, что делает их тождественными и позволяет сравнивать — это свойство (или совокупность свойств) называется основанием сравнения. 27 Бартои В. 14. Сравнение как средство познания. Минск, 1978. С. 11. Познавательная ценность сравнения заключается не только в установлении отношений тождества и различия, но и в том, что на основе сходства объектов и процессов по некоторым признакам появляется возможность сделать вывод о сходстве в других признаках, т. е. делать умозаключения по аналогии. Умозаключение по аналогии является одним из основных способов формирования научных гипотез и играет важную эвристическую роль в познании. На первых этапах исследования новых, незнакомых явлений ученый ищет какие-то их аналоги и, таким образом, использует уже имеющиеся знания. В этом случае реализуется следующая логическая схема: если объект А имеет признаки а, Ь, с, d; объект В имеет признаки a, b, d, то, следовательно, объект В будет иметь признак с. Аналогия может быть строгой и нестрогой. При строгой аналогии общие признаки должны быть полностью одинаковыми и связь их с экстраполируемыми признаками не должна зависеть от специфики сравниваемых объектов. Нестрогая аналогия допускает неполное совпадение признаков, но здесь основной упор делается на сущностные характеристики сравниваемых объектов, которые обеспечивают их сопоставимость. Строгая аналогия практически неприменима при изучении общественных явлений в силу их вариативности. Для осуществления операций нестрогой аналогии двух объектов или явлений необходимо соблюдение правила сопоставимости, которое и выступает как центральная проблема сравнительного анализа. Благодаря способности устанавливать тождество и различие, а также строить умозаключения по аналогии, сравнение превращается в мощное логическое средство познания. Сравнение — универсальный инструмент, оно используется и в типологическом анализе, и в динамическом, и в структурно-функциональном, и в собственно историко-сравнительном. В этой связи возникает необходимость уточнить границы и область применения историко-сравнительного метода, без этого невозможно его использование на процедурном уровне. Историко-сравнительный анализ как метод исторического исследования оформился в XIX в., хотя исторические сравнения использовались и ранее. Их можно найти в «Истории» Геродота (сравнение египтян и греков), трудах Фукидида, Вольтера, Дидро и других
мыслителей. Однако проведение исторических сравнений осуществлялось без четких представлений о правилах корректного сравнения, без формулировки критериев сопоставимости исторических объектов, что приводило часто к необоснованным выводам и обобщениям. Э. Л. Мелконян характеризует методику сравнения этого периода как иллюстративное сопоставление, не соответствующее критериям научного метода28. В XIX в. историко-сравнительный метод получил свое методическое обоснование в работах по антропологии, написанных в контексте теории эволюционизма29. В частности, можно отметить труд Э. Тэйлора30, который при изучении общего хода культурной эволюции применил два основных метода — сравнительный и метод пережитков. Последний трактовался как воспроизведение определенных стадий развития посредством изучения остатков прошлых институтов, сохранившихся в культуре существующих народов. Использование сравнительного метода опиралось на представления о сходстве социокультурных явлений в разных обществах. Значительный вклад в развитие историко-сравнительного метода внесла русская школа эволюционизма. Начало данному направлению положил К. Д. Кавелин, который на десятилетие раньше Тэйлора сформулировал теорию пережитков; среди поздних эволюционистов следует упомянуть Л. Я. Штернберга, Н. И. Зибера. Особое значение для развития историко-сравнительного метода имели работы М. М. Ковалевского, который видел в нем важнейший инструмент социологического исследования. Он отмечал, что «историко-сравнительный метод более заботится об установлении сходства, чем о выделении черт различия»31, и сформулировал некоторые принципы сопоставимости, в частности, требование, чтобы сравниваемые явления относились к одной стадии развития общества, независимо от времени их существования. Свою роль в становлении историко-сравнительного метода сыграла позитивистская социология второй половины XIX в., концептуальные построения которой исходили из предположения, что все народы проходят одни и те же ступени развития, а сходные природные и социальные условия формируют тождественные культуры, политические учреждения и проч. Эти идеи получили дальнейшее развитие в теории диффузио-низма32, сложившейся в конце XIX в. В отличие от эволюционистов, представители данного направления рассматривали сходные явления в разных культурах как результат заимствования, переноса, имевшего место в далеком прошлом. Если для эволюционистов сравнительный метод был средством выявления общих черт в социокультурном развитии народов, то для диффузионистов он был призван служить для выделения ареалов, где впервые зародились те или иные элементы культуры и откуда они были заимствованы другими культурами. Рассматривая историю становления историко-сравнительного метода, нельзя обойти вниманием концепцию М. Вебера, который связал его с типологией исторических явлений. По его мнению, центральная задача истории состоит в выявлении уникальности исторической реальности, выражающейся в индивидуальных событиях, однако само понимание индивидуального невозможно без
28 Мелконян Э. Л. Проблемы сравнительного метода в историческом знании. 29 Теория эволюционизма — первая теоретически значимая школа в этноло 30 Тэйлор Э. Б, Первобытная культура: исследования развития мифологии, 31 Ковалевский М. М. Очерки происхождения и развития семьи и собственно 32 Появление теории диффузнонизма было связано с именем немецкого уче
обобщений. Центральным звеном его концепции познания стало понятие «идеальный тип», который представляет собой мыслительную конструкцию, воспроизводящую сущность объекта исследования на понятийном уровне, форму восприятия и осмысления эмпирического материала33. Идеальный тип — это инструмент познания, основным же методом познания выступает сравнение идеально-типических конструкций с действительностью и противопоставление ей. Цель противопоставления заключается в том, чтобы обнаружить абсолютное несоответствие и тем самым выявить своеобразие и историческое значение исследуемого объекта, не укладывающиеся в сконструированный образ. Сравнительный метод нашел применение и в трудах других мыслителей начала XX в., в частности, в трудах О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби. Новый всплеск интереса к историко-сравнительному анализу в зарубежной науке приходится на 1950-е гг. В британской социологии в это время метод сравнения нашел применение в двух вариантах: 1)синхронном — сравнение по горизонтали социокультурных систем, сосуществующих во времени; 2)диахронном — сравнение по вертикали и выявление определенных этапов в процессе развития. В США сравнительный метод стал основой кросскультур-ных или кроссиациональных исследований34, в рамках которых утвердились два подхода: идеографический и номотетический35. Идеографические исследования были направлены на выявление особенных, специфических явлений, локализованных во времени и в пространстве. Номотетическое исследова- 33 философия: энцикл. словарь / под. ред. А. А. Ивина. М., 2004. 34 Кросскультурное исследование (cross-cultural comparison) направлено на срав 35 Термины были введены В. Виндельбандом(1848—1915). «Номотетическое ние ставило своей целью обобщение человеческих обществ вне пространственных границ их существования. В отечественной науке сравнительный метод получил распространение в исторических исследованиях в начале XX в. Наиболее заметным трудом, написанным в сравнительном ключе, стала работа Н. П. Павлова-Сильванского, который попытался на основе сопоставления феодализма в России и Западной Европе выделить их общие черты36. В основе проведенного сравнительного анализа был использован метод сопоставления документов (актов, грамот), отражающих близкие по своему характеру явления. Н. П. Павлов-Сильванский полагал, что на основе изучения источников по одним странам можно уточнить сходные явления в других странах и на основе аналогий от сопоставления документов он переходил к сравнению институтов, учреждений, порядков, феодального строя у разных народов. В частности, он сделал вывод о близости русской общины и германской марки, боярщины и сеньории, вотчинного права и иммунитета, боярской службы и вассалитета. Таким образом, сравнительный метод стал для ученого средством установления близости (общности) институтов разных стран. Работа Н. П. Павлова-Сильванского интересна еще и тем, что в ней нашли отражение методические проблемы сравнительного анализа. Комментируя результаты сравнений, он выделил три варианта совпадений: случайное совпадение; заимствование; «одинаковое развитие» сходных явлений. По его мнению, доказательство должно быть ориентировано на уточнение последнего суждения. Использование компаративных подходов характерно для отечественной исторической науки 1920—1930-х гг., когда появились ставшие классическими работы Н. А. Рожкова, С. В. Юшкова, Б. Д. Грекова, М. Н. Тихомирова и др. В каждой из них историко-сравнительный анализ использовался с целью уточнения общих закономерностей и региональных особенностей, однако без развернутого методического обоснования. В 12-томной монографии Н. А. Рожкова нашла отражение идея повторяемости исторических явлений, и вся история России в ней дана в сравнении с западно-европейскими событиями. Однако при- Пивлов-Сильванский Н. П. Феодализм в Древней Руси. М.. 1907.
водимые в работе параллели не всегда выглядят корректно, так как сопоставляемые явления нередко связаны с разными стадиями развития общества37. Рассматривая формирование и развитие феодальных отношений на Руси, С. В. Юшков использовал сравнение с французским феодализмом как классическим образцом феодальной системы38. Этот прием позволил ему выявить и подчеркнуть специфические особенности развития Руси. Сравнительный метод помог М. Н. Тихомирову при изучении процессов градообразования на Руси39. На основе сопоставления с городами Центральной и Западной Европы ученый пришел к выводу, что в Древней Руси складывались предпосылки для городского строя. Анализируя историю Киевской Руси, Б. Д. Греков прибегнул к использованию параллелей между Древнерусским государством и государством Меровингов и Каролингов, выявив некоторые сходные черты40. В целом в 1920—1940-е гг. метод историко-сравнительного анализа использовался в большинстве случаев как дополнительный, помогая иллюстрировать общеисторические закономерности социально-экономических процессов и формируя непротиворечивую картину прошлого, основанную на формационном подходе. Рефлексия по поводу методических принципов историко-сравнительного анализа приходится на более позднее время и совпадает с периодом дискуссий, развернувшихся в исторической науке в 1950—1960-е гг. Проблемы генезиса феодализма, смены общественно-экономических формаций, общего и особенного, регионального и локального в истории неизбежно замыкались на методические аспекты исторического познания. К этому можно еще добавить бурное развитие процессов математизации исторической науки. В результате в среде историков растет внимание к вопросам методологии и методов исторического исследования. В 1957 г. была опубликована статья Е. С. Маркаряна «О значении сравнительного метода в культурно-историческом познании»41. В дальнейшем эта тема получила развитие в монографии Э. Л. Мел-коняна42, которая в значительной мере обобщила методические наработки социологов и историков. Автор отмечал, что «основное методологическое значение сравнительного метода заключается в познании исторической реальности через изучение подобий и различий между фактами, относящимися к более чем одной исторической системе»43. В качестве основной проблемы использования метода Э. Л. Мел-конян указал на необходимость обоснования отбора объектов для сравнения, а также критериев и аспектов сравнения. Причем и при горизонтальном, и при вертикальном сравнении исторических систем критерии отбора должны быть связаны с характеристикой однородности изучаемых явлений и объектов. При проведении сравнения необходимо учитывать факт неравномерности протекания исторических процессов, а также причины, породившие отличия в изучаемых явлениях или объектах, которые могут быть связаны либо с разными этапами социокультурного развития, либо с локальным своеобразием исторических систем, обусловленных конкретными особенностями их среды и условиями развития. Интересно, что в работе И. Д. Ковальченко историко-сравнитель-ному методу уделено относительно мало внимания. Отмечая его универсальность, ученый указывает: «Историко-сравнительный метод позволяет вскрыть сущность изучаемых явлений и по сходству, и по различию присущих им свойств, а также проводить сравнение в пространстве и во времени»44. Подчеркивает он и эвристические возможности метода, позволяющие выходить за границы изучаемых явлений и на основе аналогий приходить к широким истори-
37 Рожков Н. А. Русская история в сравнительно-историческом освещении: 38 Юшков С. В. Феодальные отношения и Киевская Русь. Саратов, 1925; Он же. 39 Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956. 40 Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953. 41 Маркарян Е. С. О значении сравнительного метода в культурно-историчес 42 Мелконян Э. Л. Проблемы сравнительного метода в историческом знании. 43 Там же. С. 66. 44 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003. С. 188.
ческим обобщениям и параллелям. И. Д. Ковальченко выделил следующие требования, обеспечивающие корректность сравнения: • оно должно проводиться на конкретных фактах, отражающих существенные признаки явлений, а не их формальное сходство; • при сравнении необходимо соблюдать принцип историзма, в соответствии с которым нужно учитывать общий характер исторических эпох, стадиальность развития и типологическую суть сравниваемых явлений и процессов. Вместе с тем И. Д. Ковальченко указывал на неполноценность и ограниченность этого метода, так как для проведения историко-сравнительного анализа необходимо предварительное использование других методов — историко-системного, историко-типологи-ческого. Только в сочетании с ними сравнение становится средством познания. Отмечает он и опасность формального применения ис-торико-сравнительного метода, чреватого ошибочными выводами и наблюдениями, и даже подчеркивает, что «метод в целом не направлен на раскрытие рассматриваемой реальности»45. Эти противоречия в высказываниях ученого не случайны, они отражают потребность в более четком определении того круга задач, который призван решать метод. Расширение его возможностей до пределов всеобщего средства познания невозможно. Чтобы исто-рико-сравнительный метод занял свое законное место среди других методов исторического анализа, требуется разделить «сферы влияния» и четко ограничить круг решаемых вопросов. Попытки уточнить возможности и варианты историко-сравни-тельного анализа свойственны методическим разработкам последних лет. В частности, Н. И. Смоленский в своем пособии подчеркивает, что основной проблемой историко-сравнительного метода является определение его познавательных возможностей, границ применения, а также вопрос о сопоставимости сравниваемых явлений: можно ли сравнивать любые исторические явления или только однопорядковые, сходные? На последний вопрос ученый отвечает следующим образом:
|