Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности управления трудовым коллективом






Поведение человека в коллективе заметно отличается от поведения его вне коллектива. Коллектив — своеобразный организм, обладающий структурой, историей, определенными нормами поведения. В любой группе объединенных общими задачами людей складывается не только формальная структура подчинения, определяемая штатным расписанием, но и неформальная структура, определяющая взаимоотношения между людьми: симпатия и антипатия, конкуренция и взаимопомощь. В этой структуре выделяются люди, пользующиеся большим авторитетом, к мнению которых прислушиваются, с которыми стремится большинство быть в хороших отношениях; люди, пользующиеся меньшим авторитетом и занимающие, поэтому, более низкое положение в групповой иерархии и люди, занимающие низшие ступени в иерархии, к которым большинство относится безразлично или даже недоброжелательно.

В группе складываются свои ценности и нормы поведения, отношения к этим ценностям и определяют положение человека в иерархии. Занять достаточно высокое положение в групповой иерархии для большинства оказывается важным видом самоутверждения. Группа, коллектив, определенным образом воздействуют на своих членов, заставляют принимать нормы поведения группы. На тех, кто не принимает эти нормы, оказывается давление — над ними смеются, их презирают, их бойкотируют. Очень трудно выдержать групповое давление и согласиться быть " белой вороной".

Нормы поведения группы — не обязательно положительные. В дружном,

хорошо работающем коллективе, " белой вороной" оказывается бездельник. В других условиях в положении " белой вороны" может оказаться добросовестный работник, ответственно и аккуратно выполняющий свои обязанности. Большинство — не обязательно право. При перестройке работы трудового коллектива в первый период в меньшинстве могут оказаться именно хорошие и прогрессивные работники. Мастеру надо очень хорошо представлять себе неформальные отношения, неформальную структуру, нормы и ценности возглавляемого им коллектива. И при этом особенно важно знать, что же представляет собой неформальный коллектив группы, ее лидеры.

Лидеры — носители норм поведения группы. Большинство идет за ними подчас некритично принимая их решения и требования. И если направленность лидера, его ценности оказываются в противоречии с теми задачами, которые необходимо решить группе, то низкой будет дисциплина и плохой работа коллектива. Лучше всего, если неформальным лидером группы оказывается сам мастер, а его ближайшие помощники также оказываются в группе неформальных лидеров.

Особенно важна работа с неформальным активом, когда коллектив находится еще в стадии формирования. В этом случае можно подобрать и воспитать актив, который обеспечит отличную работу группы, можно подготовить лидеров, ориентированных на хорошую работу и развенчать потенциальных отрицательных лидеров. Дело в том, что лидер, обладающий хорошим пониманием людей, умением вести людей за собой, активный и энергичный, уверенный в себе человек, не обязательно окажется хорошим руководителем. От руководителя, кроме того, требуется умение и готовность принимать решения, быть ответственным и целенаправленным. Неформальный лидер этими качествами может и не обладать. Потенциальных неформальных лидеров надо искать. Качества лидера обычно проявляются в неординарных ситуациях, когда надо быстро принимать решения и организовывать людей. Опыт лучших коллективов показывает, что очень много для понимания людей и их характера дают приближенные к реальным условиям учения по технике безопасности, тушению пожаров, гражданской обороне, ликвидации аварий. Такие учения неизмеримо ценнее самых хороших инструкций, планов и формально проводимых экзаменов, так как, во-первых, вырабатываются устойчивые установки на единственно правильное поведение в подобных ситуациях, во-вторых, что особенно важно, именно в активных действиях ярко проявляются черты характера людей и, главное, способности к организаторской работе. Наконец, активные учения сплачивают коллектив, развивают чувство взаимопомощи, взаимопонимание. При этом развенчиваются негативные лидеры, демагоги, болтуны. Люди убеждаются, кто чего стоит на собственном опыте.

Мастеру крайне важно учесть следующее:

1. В трудовом коллективе существуют определенные групповые нормы поведения и ценности, обладающие значительной стабильностью и серьезно влияющие на работу трудового коллектива и каждого из его членов.

2. Самое главное в работе руководителя — подбор и воспитание актива группы.

3. Если актив хорошо подобран и воспитан, если в группе сложились положительные нормы поведения и ценности, то для нее характерным будет

высокое качество труда, отличная технологическая и трудовая дисциплина, так как нарушители дисциплины окажутся под давлением всего трудового коллектива.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал