Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка методического пособия, не претендующего на статус ОТ.
Предложенная нами схема анализа ОТ может быть полезна для экспертной оценки методических пособий, не претендующих на статус технологий. Рассмотрим следующий пример. В 1995 г. издательством «Росмэн» была выпущена серия книжек-раскрасок «Готовимся к школе» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Книги этой серии рекомендуются издательством для занятий родителей с детьми, чтобы развивать у малышей «навыки, необходимые для овладения основами математики, чтения и письма». Одна из книг — «Начинаем измерять» (автор К. Брайант-Моул, пер. с англ.), представляет собой сборник из 18 задач разной степени сложности. Так, в некоторых задачах, чтобы приступить к раскраске фигур, ребенку надо сначала решить задачу на сравнение величин этих фигур. В других задачах надо определить кратность в соотношении величин изображенных предметов и т. п. Нам был задан вопрос: «Можно ли использовать книгу «Начинаем измерять» в качестве дополнительной методической поддержки курса математики для начальной школы В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова, Г.Г.Микулиной, О.В.Савельевой в условиях комплекса «начальная школа — детский сад»?» Ответ: «Книга «Начинаем измерять» фактически нацелена на уточнение представлений о действиях сравнения и измерения величин предметов (подлине, объему, весу), которые складываются у детей в широкой практике общения и предметной деятельности. Эта цель не противоречит образовательной идее и методике курса В.В.Давыдова и его коллег (показатели Б1, Б2), но в аннотации указаны очень широкие возрастные рамки, на которые, в принципе, рассчитана книга. А в школе обучение строится в более жестких возрастных границах, т. е. имеется несоответствие показателю Б9. Мы предприняли небольшое исследова-•ние, чтобы определить возраст детей, которым доступны задачи из этой книги. Исследование проводилось сотрудниками школы-сад № 92 г. Улан-Удэ и школы-сад «Росток» г. Тольятти. Оказалось, что наиболее оптимально использовать книгу в качестве методического пособия для индивидуальной работы педагога с детьми старшей группы детского сада (дети 5 - 6 лет). Детям средней группы (4 — 5 лет) сами задания еще малопонятны. Для детей подготовительной группы (6 - 7 лет) большинство заданий являются слишком легкими, а следовательно, развивающий эффект будет незначительным. В 1 классе (7 - 8 лет), вообще, нет смысла использовать книгу, так как, согласно программе по математике В.В.Давыдова и др, результатом действий сравнения и измерения должно становиться обобщение этих действий в схемах, моделях и формулах, а в книге К. Брайант-Моул все остается на уровне решения конкретной предметной ситуации, изображенной на картинке. Использование книги «Начинаем измерять» в комплексе «школа -сад», по существу, будет крайне затруднено, так как воспитателям детского сада малопонятен смысл действий, которые дети должны предпринять для решения задач (т. е. очень высокие требования по показателю Б4). Значит, нужна предварительная учеба для воспитателей и специальная научно-методическая работа по состыковке занятий по данной книге с уже имеющимися в детском саду». Заключение. Развитие экспертизы ОТ помимо решения конкретных практических задач может служить делу повышения качества образования. В настоящее время рынок образовательных услуг наводнен самой разнообразной продукцией. Прежде чем внедрять в практику какую-либо новинку, необходимо оценить ее с точки зрения соответствия целям и условиям обучения конкретных детей в конкретном месте. Это и есть задача экспертов. На наш взгляд, ключевой фигурой в деле развития экспертизы является работник образования (управленец, администратор школы, школьный психолог), занятый поиском и внедрением новых ОТ в практику конкретных учебных заведений. Только он может формулировать специалистам реальные, а не надуманные экспертные задачи. Важность позиций работников органов управления образованием и администраторов школ не вызывает сомнений. Необходимость учета точки зрения школьного психолога вызвана тем, что резко возрос уровень психологизации образования, А это значит, формулировка экспертной задачи для оценки ОТ связана с анализом психологических аспектов обучения детей в школе. (Источник: Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий // Психологическая наука и образование, № 2, 1997, с.95-103)
|