Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка методического посо­бия, не претендующего на статус ОТ.






Предложенная нами схема анализа ОТ может быть полезна для эксперт­ной оценки методических пособий, не претендующих на статус техноло­гий.

Рассмотрим следующий пример. В 1995 г. издательством «Росмэн» была выпущена серия книжек-раскрасок «Готовимся к школе» для детей до­школьного и младшего школьного возраста. Книги этой серии рекомен­дуются издательством для занятий родителей с детьми, чтобы развивать у малышей «навыки, необходимые для овладения основами математики, чтения и письма». Одна из книг — «Начинаем измерять» (автор К. Брайант-Моул, пер. с англ.), представля­ет собой сборник из 18 задач разной степени сложности. Так, в некоторых задачах, чтобы приступить к рас­краске фигур, ребенку надо сначала решить задачу на сравнение вели­чин этих фигур. В других задачах на­до определить кратность в соотноше­нии величин изображенных предме­тов и т. п.

Нам был задан вопрос: «Можно ли использовать книгу «Начинаем изме­рять» в качестве дополнительной ме­тодической поддержки курса матема­тики для начальной школы В.В.Да­выдова, С.Ф.Горбова, Г.Г.Микулиной, О.В.Савельевой в условиях комплекса «начальная школа — дет­ский сад»?»

Ответ: «Книга «Начинаем изме­рять» фактически нацелена на уточ­нение представлений о действиях сравнения и измерения величин предметов (подлине, объему, весу), которые складываются у детей в ши­рокой практике общения и предмет­ной деятельности. Эта цель не противоречит образовательной идее и ме­тодике курса В.В.Давыдова и его коллег (показатели Б1, Б2), но в ан­нотации указаны очень широкие воз­растные рамки, на которые, в прин­ципе, рассчитана книга. А в школе обучение строится в более жестких возрастных границах, т. е. имеется несоответствие показателю Б9. Мы предприняли небольшое исследова-•ние, чтобы определить возраст де­тей, которым доступны задачи из этой книги. Исследование проводи­лось сотрудниками школы-сад № 92 г. Улан-Удэ и школы-сад «Росток» г. Тольятти. Оказалось, что наиболее оптимально использовать книгу в ка­честве методического пособия для индивидуальной работы педагога с детьми старшей группы детского са­да (дети 5 - 6 лет). Детям средней группы (4 — 5 лет) сами задания еще малопонятны. Для детей подготови­тельной группы (6 - 7 лет) большин­ство заданий являются слишком лег­кими, а следовательно, развиваю­щий эффект будет незначительным. В 1 классе (7 - 8 лет), вообще, нет смысла использовать книгу, так как, согласно программе по математике В.В.Давыдова и др, результатом действий сравнения и измерения должно становиться обобщение этих действий в схемах, моделях и фор­мулах, а в книге К. Брайант-Моул все остается на уровне решения кон­кретной предметной ситуации, изоб­раженной на картинке.

Использование книги «Начинаем измерять» в комплексе «школа -сад», по существу, будет крайне за­труднено, так как воспитателям дет­ского сада малопонятен смысл дей­ствий, которые дети должны пред­принять для решения задач (т. е. очень высокие требования по показа­телю Б4). Значит, нужна предвари­тельная учеба для воспитателей и специальная научно-методическая работа по состыковке занятий по данной книге с уже имеющимися в детском саду».

Заключение.

Развитие экспертизы ОТ помимо решения конкретных практических задач может служить делу повышения качества образования. В настоящее время рынок образовательных услуг наводнен самой разнообразной про­дукцией. Прежде чем внедрять в практику какую-либо новинку, необ­ходимо оценить ее с точки зрения со­ответствия целям и условиям обуче­ния конкретных детей в конкретном месте. Это и есть задача экспертов.

На наш взгляд, ключевой фигурой в деле развития экспертизы является работник образования (управленец, администратор школы, школьный

психолог), занятый поиском и внед­рением новых ОТ в практику конкрет­ных учебных заведений. Только он может формулировать специалистам реальные, а не надуманные эксперт­ные задачи. Важность позиций ра­ботников органов управления обра­зованием и администраторов школ не вызывает сомнений. Необходи­мость учета точки зрения школьного психолога вызвана тем, что резко возрос уровень психологизации об­разования, А это значит, формули­ровка экспертной задачи для оценки ОТ связана с анализом психологиче­ских аспектов обучения детей в шко­ле.

(Источник: Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий // Психологическая наука и образование, № 2, 1997, с.95-103)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал