Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие воспитательной системы.
Воспитание сегодня является важнейшей составляющей общественного развития. Об этом свидетельствуют основные положения функционирующей с 1999 г. «Программы развития воспитания в системе образования России», гласящие, что государственная политика в сфере воспитания должна “способствовать созданию необходимых условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами”. Развитие воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов обеспечивается созданием научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий. Обратим внимание на два первые условия. Национальная стратегия в области воспитания, определяемая законодательством, опирается сегодня на достижения современной педагогической науки о содержании и организационных нормах воспитания, которые разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социальной компетентности личности с учетом изменяющихся условий общественной жизни: · принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение к воспитанникам как к ценностной личности, основанное на субъект-субъектных отношениях; · принцип природосообразности воспитания предполагает, научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; подбор воспитанников сообразно их полу и возрасту, у них формируют ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения; · принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям; · принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в коллективах различного типа в системе, что позволяет учащимся расширить сферу общения, формирует навыки социальной адаптации, включая самореализацию; · принцип концентрации воспитанияна развитии социальной и культурной компетенции личности предполагает, что оно должно быть направлено на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении и свободном самоопределении в социальном окружении. Организационные формы воспитания все чаще рассматриваются в рамках целостной воспитательной системы, т.к. процесс воспитания начинает приобретать черты технологии. Наиболее актуальной и интересной проблемой сегодня является развитие воспитательной системы школы. И главным здесь является ответ на вопрос “как? ”. На современном этапе под воспитательной системой понимается единство взаимосвязанных между собой компонентов воспитательного процесса: целевого, содержательного и процессуального, направленных на создание условий для становления целостной личности. Воспитательная система включает следующие элементы: 1) Воспитанника, как представителя особой социальной реальности - детства. 2) Педагога, как носителя человеческой сущности. 3) Родителей с определенными ожиданиями и требованиями к данному образовательному учреждению и системе образования в целом. 4) Общественные и социальные институты, влияющие на социальную среду. 5) Средства массовой информации, определяющие сегодня в значительной степени морально-нравственные ориентиры общества. Следует подчеркнуть, что основными элементами данной системы являются люди (воспитанники, педагоги, родители), т.к. они являются самыми нестабильными.
|