Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примеры. Проблема внедрения курса математики системы Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова в национальной сельской школе.
Перед нами был поставлен вопрос о возможности внедрения курса математики системы Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова* в начальных гимназических классах одной из сельских школ Республики Бурятия. В школе сложились богатые традиции преподавания математики и естественнонаучных дисциплин. За последние 30 лет 6 выпускников стали докторами наук, более 60 - кандидатами наук, а многие - дипломированными специалистами в области физико-математических, естественных и технических наук. Преподавание в начальных классах ведется на родном бурятском языке. У жителей села сохранились традиции уважительного отношения младших к старшим вообще и детей к взрослым, включая учителей, в частности. В семьях культивируется ценность наук, образования и школы. Педагоги любят свою работу, обладают высокой квалификацией. (* Давыдов В. В., МикулинаГ.Г., Горбов С.Ф., Савельева О. В. Программа развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина - В. В.Давыдова). 1 - VI классы. Математикам., 1996; Проблема развивающего обучения. М. 1986; Теория развивающего обучения. М., 1996. См. также ряд публикаций в журнале «Психологическая наука и образование» за 1986 г.) Ответ может быть следующий. Цель системы Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова — развитие у детей основ теоретического мышления. В рамках непрерывного общего среднего образования эту цель можно трактовать как подготовку к усвоению теоретических дисциплин основной и полной средней школы. Такая цель будет благосклонно принята педагогами и родителями учеников гимназических классов (показатели П и Б1 не противоречат друг другу). Учебный курс обладает всеми характеристиками технологии как таковой и готов к широкому внедрению (группа показателей Б и В согласуется между собой). Особенно высока степень конкретизированности образовательной идеи в методике 1 класса. Вместе с тем есть ряд моментов, осложняющих внедрение курса в данную школу. Дело в том, что в начальном дочисловом периоде обучения по данному курсу активно используются метаматематические представления ребенка, складывающиеся у него в широкой сфере общения и деятельности еще до начала обучения в школе и фиксирующиеся в его сознании как значения слов «сравнение», «измерение», «больше», «меньше», «равно», «мерка» и др. В учебной ситуации ребенок должен опираться на эти представления при решении многообразных практических задач, вынуждающих его искать общий способ решения всех задач определенного типа. А это возможно только в том случае, если он будет в полной мере понимать метаматематический смысл применения соответствующих слов, т. е. при обучении на родном языке. Следовательно, сначала надо адаптировать методику курса к реалиям бурятского языка, прежде всего в плане выбора системы ключевых слов. Формальный перевод методики на бурятский язык с использованием учебников, изданных на русском языке, будет малоэффективен (не согласуются показатели Б2, БЗ и Г6, Г7). Внедрение курса требует большой предварительной научно-методической работы. Тогда перед нами был поставлен следующий вопрос: «Многие дети фактически являются двуязычными, т. е. наряду с родным бурятским языком неплохо владеют и русским. Если сформировать один класс из таких детей, то можно ли обучать их по данному курсу математики на русском языке?» Ответ: «Можно, но необходимо увеличить дочисловой период, так как придется потратить часть учебного времени на проработку смысла и значений ключевых слов. Причем это необходимо делать на примере конкретных ситуаций, связанных с анализом отношений величин разных предметов и с использованием значений бурятских слов, описывающих обобщенный смысл этих ситуаций. Кроме того, надо внести в методику одно существенное дополнение, а именно исключить так называемые провокации учителя, т. е. намеренные ошибки, цель которых — вызвать детей на дискуссию. Дело в том, что в силу традиций общения в селе дети не могут обсуждать высказывания взрослого в его присутствии, даже если считают их ошибочными. Поэтому учитель может преподносить провокацию не от себя лично, а как пример суждении или действий каких-нибудь других детей (т. е. необходимо согласовать показатели Б2, Б4, Г2)».
|