Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры. Проблема внедрения курса математики системы Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова в националь­ной сельской школе.






Перед нами был поставлен вопрос о возможности внедрения курса ма­тематики системы Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова* в начальных гимна­зических классах одной из сельских школ Республики Бурятия. В школе сложились богатые традиции препо­давания математики и естественно­научных дисциплин. За последние 30 лет 6 выпускников стали докторами наук, более 60 - кандидатами наук, а многие - дипломированными спе­циалистами в области физико-мате­матических, естественных и техниче­ских наук. Преподавание в началь­ных классах ведется на родном бу­рятском языке. У жителей села со­хранились традиции уважительного отношения младших к старшим вооб­ще и детей к взрослым, включая учи­телей, в частности. В семьях культи­вируется ценность наук, образования и школы. Педагоги любят свою рабо­ту, обладают высокой квалифика­цией. (* Давыдов В. В., МикулинаГ.Г., Гор­бов С.Ф., Савельева О. В. Программа развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина - В. В.Давыдова). 1 - VI классы. Математикам., 1996; Пробле­ма развивающего обучения. М. 1986; Теория развивающего обучения. М., 1996. См. также ряд публикаций в жур­нале «Психологическая наука и образо­вание» за 1986 г.)

Ответ может быть следующий. Цель системы Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова — развитие у детей основ теоретического мышления. В рамках непрерывного общего сред­него образования эту цель можно трактовать как подготовку к усвоению теоретических дисциплин основной и полной средней школы. Такая цель будет благосклонно принята педаго­гами и родителями учеников гимна­зических классов (показатели П и Б1 не противоречат друг другу). Учеб­ный курс обладает всеми характери­стиками технологии как таковой и го­тов к широкому внедрению (группа показателей Б и В согласуется между собой). Особенно высока степень конкретизированности образователь­ной идеи в методике 1 класса.

Вместе с тем есть ряд моментов, осложняющих внедрение курса в данную школу. Дело в том, что в на­чальном дочисловом периоде обу­чения по данному курсу активно используются метаматематические представления ребенка, складываю­щиеся у него в широкой сфере обще­ния и деятельности еще до начала обучения в школе и фиксирующиеся в его сознании как значения слов «сравнение», «измерение», «боль­ше», «меньше», «равно», «мерка» и др. В учебной ситуации ребенок дол­жен опираться на эти представления при решении многообразных практических задач, вынуждающих его ис­кать общий способ решения всех за­дач определенного типа. А это воз­можно только в том случае, если он будет в полной мере понимать мета­математический смысл применения соответствующих слов, т. е. при обу­чении на родном языке. Следова­тельно, сначала надо адаптировать методику курса к реалиям бурятского языка, прежде всего в плане выбора системы ключевых слов. Формаль­ный перевод методики на бурятский язык с использованием учебников, изданных на русском языке, будет малоэффективен (не согласуются по­казатели Б2, БЗ и Г6, Г7). Внедрение курса требует большой предвари­тельной научно-методической ра­боты.

Тогда перед нами был поставлен следующий вопрос: «Многие дети фактически являются двуязычными, т. е. наряду с родным бурятским языком неплохо владеют и русским. Если сформировать один класс из та­ких детей, то можно ли обучать их по данному курсу математики на рус­ском языке?»

Ответ: «Можно, но необходимо увеличить дочисловой период, так как придется потратить часть учебно­го времени на проработку смысла и значений ключевых слов. Причем это необходимо делать на примере кон­кретных ситуаций, связанных с ана­лизом отношений величин разных предметов и с использованием зна­чений бурятских слов, описывающих обобщенный смысл этих ситуаций. Кроме того, надо внести в методику одно существенное дополнение, а именно исключить так называемые провокации учителя, т. е. намерен­ные ошибки, цель которых — вы­звать детей на дискуссию. Дело в том, что в силу традиций общения в селе дети не могут обсуждать выска­зывания взрослого в его присутст­вии, даже если считают

их ошибоч­ными. Поэтому учитель может пре­подносить провокацию не от себя лично, а как пример суждении или действий каких-нибудь других детей (т. е. необходимо согласовать пока­затели Б2, Б4, Г2)».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал