Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности экспертизы ОТ на современном этапе развития образования в Российской Феде­рации.






В основе экспертизы ОТ лежит анализ внутренних и внешних огра­ничений условий обучения по данной технологии. В процессе этого анали­за эксперт опирается на общие зако­номерности проектирования и внед­рения технологий в практику. Можно сказать, что он как бы воспроизводит в свернутой воображаемой форме процесс проектирования и внедрения ОТ в практику. Но, в отличие от ре­ального разработчика и распростра­нителя технологии, эксперт вынужден занимать отстраненную позицию по отношению к данной образователь­ной идее и форме ее воплощения в методах обучения. Сохранять такую позицию эксперт может в том случае, если при решении конкретной задачи будет иметь в виду другие альтерна­тивные технологии. Экспертиза ОТ всегда несет в себе элемент сравни­тельного анализа разных технологий. Это позволяет при оценке конкретной технологии учитывать общую ситуа­цию в сфере образования вообще и на рынке образовательных услуг в частности.

Уникальность современной образо­вательной ситуации в России состоит в том, что при сохранении традиционной общеобразовательной школы (содержания и методов обучения по многим учебным дисциплинам, соци­альных ожиданий относительно со­держания и темпов развития детей, доминирующих типов педагогов и уп­равленцев образования и др.) име­ется очень много разного рода инно­ваций. Поэтому основное поле дея­тельности экспертов ОТ находится на границе между традиционной систе­мой и инновационными технология­ми. Так, большинство запросов по экспертизе имеет характер следую­щих вопросов: лучше или хуже новая технология того, что было раньше в школе? Могут ли учителя, воспитан­ные в традиционной системе, осво­ить в разумные сроки новую ОТ? Не разрушит ли внедрение новой ОТ сложившуюся систему управления образованием? и т. п. Традиционная система образования своего рода общая альтернатива всем другим ин­новационным системам и технологи­ям. Это обстоятельство является первой и основной особенностью экспертизы ОТ в нашей стране.

Вторая особенность связана с тем, что в настоящее время только начинает складываться культура про­ектирования технологий под новые образовательные идеи. Многие учебные курсы выпускаются на ры­нок образовательных услуг без должного технологического обеспе­чения, т. е. методически недорабо­танными, без учета условий внедре­ния курса в практику и возможных внешних ограничений. Поэтому при проведении экспертизы дать анализ ОТ по многим из указанных нами по­казателей бывает либо невозможно, либо крайне затруднительно. Часто отсутствуют компоненты технологии, определяемые показателями БЗ, Б4, Б7, В2, В4, В6, В7, В этих условиях эксперт помимо чисто аналитической работы вынужден иногда заниматься сбором дополнительной информа­ции, проводить 98 локальные экспери­менты, т. е. фактически дорабатывать технологию до уровня, необхо­димого для ответа на поставленный заказчиком вопрос.

Третья особенность связана с тем, что декларируемые и реальные социальные цели многих современ­ных учебных курсов не совпадают. Причины этого явления для нас до конца не ясны. При отсутствии цен­зуры и идеологического давления трудно подозревать проектировщи­ков технологий в намеренной маски­ровке истинных социальных целей обучения. Скорее всего дело в от­сутствии общепринятой классифика­ции этих целей. Если раньше целью обучения в общеобразовательной школе были в основном универсаль­ная подготовка для последующей специализации в различных облас­тях «народного хозяйства» и адапта­ция к общественно-политическому строю Советского Союза, то теперь стали популярными такие цели, как специальное развитие определенных способностей и личностных качеств, достижение международных стан­дартов образованности, выживание в новых социально-экономических условиях, подготовка политической и финансовой элиты, поддержка культурной, этнической и конфесси­ональной самобытности народов, развитие межкультурного взаимо­действия, привитие общечеловечес­ких ценностей и многие другие. Ряд целей пересекаются между собой, например налаживание международ­ного сотрудничества, привитие об­щечеловеческих ценностей и дости­жение международных стандартов образованности, но технологии их достижения могут быть различными. Некоторые социальные цели произ­водят на разработчиков учебных курсов прямо гипнотическое воздей­ствие. Например, стало популярным заявлять в качестве целей обучения развитие каких-либо психических функций ребенка или творческих способностей, в то время как учеб­ный курс, по существу, нацелен на

точное усвоение некоторых конкрет­ных знаний (что, кстати, бывает иногда значительно важнее, особен­но при подборе технологий для про­грамм выпускных классов полной средней школы). В этой неопреде­ленности эксперт при решении мно­гих частных задач вынужден по со­вокупности данных реконструиро­вать реальные социальные цели той или иной технологии.

Наконец, сказывается отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей экспертную деятельность и, прежде всего, профессиональную независи­мую экспертизу. Нет изданий, в ко­торых аккумулировалась бы подроб­ная информация о рынке образова­тельных услуг, печатались бы анали­тические обзоры о результатах внед­рения разных технологий в практику учебных заведений разного типа, об опыте экспертной деятельности. Особенно тревожит отсутствие доста­точных сведений о процессах в раз­личных регионах нашей страны, так как оценка возможностей внедрения ОТ в практику регионов является в настоящее время одной из наиболее распространенных экспертных задач. В настоящее время более или менее развита ведомственная экспертиза, а корпоративные объединения неза­висимых экспертов отсутствуют. Не проводятся мероприятия по консоли­дации и обмену опытом экспертов (конференции, семинары и т. п.). В будущем ситуация, наверное, из­менится, а пока каждый эксперт вы­нужден самостоятельно накапливать опыт. Для этого необходимо личное участие специалиста в современных инновационных процессах на воз­можно широком образовательном пространстве нашей страны.

Общая схема экспертизы ОТ. Общую схему экспертизы ОТ зада­ет система показателей, представ­ленная в разделе 2.

Особое место в этой системе зани­мает необходимое условие существования ОТ (показатель А). Решение о выполнимости этого условия эксперт принимает на основании всей имею­щейся у него предварительной ин­формации. В большинстве случаев это условие выполняется, так как ав­торы проектируют учебные курсы в расчете на возможность их использо­вания в практике разными педагога­ми. Проверка этого условия должна предшествовать анализу внутренних и внешних ограничений ОТ. Хотя практически всегда заранее извест­но, что результат этой проверки бу­дет положительным, относиться к ней формально не стоит. Здесь важен сам процесс размышления над этим вопросом, поскольку настраивает эксперта на дальнейшую аналитиче­скую работу.

При решении конкретной эксперт­ной задачи основная часть работы заключается в анализе технологии по показателям Б, В, Г. Принцип этого анализа состоит в проверке техноло­гии на ограничения, связанные с со­держанием экспертной задачи. При этом важен комплексный учет пока­зателей сразу по всем группам. Так, например, при решении вопроса о возможности внедрения ОТ в кон­кретную школу необходимо ее оце­нить по показателям Б4, Г5 и В4, по­том по БЗ и Г6, затем по Б5, В2 и Г4 и т. д. После такого сквозного ана­лиза либо готовится экспертное за­ключение, либо принимается реше­ние о сборе дополнительной инфор­мации, проведении экспериментов, привлечении к работе других специа­листов.

Следует учитывать, что показатели групп Б, В, Г определяют очень ши­рокий спектр характеристик, которые необходимо учитывать при эксперти­зе ОТ. Опытному специалисту они, может быть, и не нужны, так как он может сразу ответить на поставлен­ный заказчиком вопрос. Но дело в том, что сейчас проводить нечто вро­де предварительной экспертизы ОТ вынуждены школьные психологи,

зам. директора школ по науке, пре­подаватели вузов, не имеющие опы­та экспертной работы. Предлагаемая нами схема экспертизы на основе проверки внутренних и внешних ог­раничений ОТ может служить методи­ческим подспорьем для овладения предварительной экспертизой. Мы опробовали эту схему при обучении студентов очного и заочного отделе­ний Международного образователь­ного и психологического колледжа при Психологическом институте РАО в рамках курса «Экспертиза совре­менных образовательных сред и тех­нологий». Существенным моментом этого обучения был анализ схемы экспертизы в связи с освоением ме­тодов проектирования ОТ в форме учебной игры. В результате будущие практические школьные психологи смогли объективно оценить ряд из­данных в нашей стране методических пособий на предмет соответствия за­явленных целей обучения реальному содержанию учебных заданий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал