Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности экспертизы ОТ на современном этапе развития образования в Российской Федерации.
В основе экспертизы ОТ лежит анализ внутренних и внешних ограничений условий обучения по данной технологии. В процессе этого анализа эксперт опирается на общие закономерности проектирования и внедрения технологий в практику. Можно сказать, что он как бы воспроизводит в свернутой воображаемой форме процесс проектирования и внедрения ОТ в практику. Но, в отличие от реального разработчика и распространителя технологии, эксперт вынужден занимать отстраненную позицию по отношению к данной образовательной идее и форме ее воплощения в методах обучения. Сохранять такую позицию эксперт может в том случае, если при решении конкретной задачи будет иметь в виду другие альтернативные технологии. Экспертиза ОТ всегда несет в себе элемент сравнительного анализа разных технологий. Это позволяет при оценке конкретной технологии учитывать общую ситуацию в сфере образования вообще и на рынке образовательных услуг в частности. Уникальность современной образовательной ситуации в России состоит в том, что при сохранении традиционной общеобразовательной школы (содержания и методов обучения по многим учебным дисциплинам, социальных ожиданий относительно содержания и темпов развития детей, доминирующих типов педагогов и управленцев образования и др.) имеется очень много разного рода инноваций. Поэтому основное поле деятельности экспертов ОТ находится на границе между традиционной системой и инновационными технологиями. Так, большинство запросов по экспертизе имеет характер следующих вопросов: лучше или хуже новая технология того, что было раньше в школе? Могут ли учителя, воспитанные в традиционной системе, освоить в разумные сроки новую ОТ? Не разрушит ли внедрение новой ОТ сложившуюся систему управления образованием? и т. п. Традиционная система образования своего рода общая альтернатива всем другим инновационным системам и технологиям. Это обстоятельство является первой и основной особенностью экспертизы ОТ в нашей стране. Вторая особенность связана с тем, что в настоящее время только начинает складываться культура проектирования технологий под новые образовательные идеи. Многие учебные курсы выпускаются на рынок образовательных услуг без должного технологического обеспечения, т. е. методически недоработанными, без учета условий внедрения курса в практику и возможных внешних ограничений. Поэтому при проведении экспертизы дать анализ ОТ по многим из указанных нами показателей бывает либо невозможно, либо крайне затруднительно. Часто отсутствуют компоненты технологии, определяемые показателями БЗ, Б4, Б7, В2, В4, В6, В7, В этих условиях эксперт помимо чисто аналитической работы вынужден иногда заниматься сбором дополнительной информации, проводить 98 локальные эксперименты, т. е. фактически дорабатывать технологию до уровня, необходимого для ответа на поставленный заказчиком вопрос. Третья особенность связана с тем, что декларируемые и реальные социальные цели многих современных учебных курсов не совпадают. Причины этого явления для нас до конца не ясны. При отсутствии цензуры и идеологического давления трудно подозревать проектировщиков технологий в намеренной маскировке истинных социальных целей обучения. Скорее всего дело в отсутствии общепринятой классификации этих целей. Если раньше целью обучения в общеобразовательной школе были в основном универсальная подготовка для последующей специализации в различных областях «народного хозяйства» и адаптация к общественно-политическому строю Советского Союза, то теперь стали популярными такие цели, как специальное развитие определенных способностей и личностных качеств, достижение международных стандартов образованности, выживание в новых социально-экономических условиях, подготовка политической и финансовой элиты, поддержка культурной, этнической и конфессиональной самобытности народов, развитие межкультурного взаимодействия, привитие общечеловеческих ценностей и многие другие. Ряд целей пересекаются между собой, например налаживание международного сотрудничества, привитие общечеловеческих ценностей и достижение международных стандартов образованности, но технологии их достижения могут быть различными. Некоторые социальные цели производят на разработчиков учебных курсов прямо гипнотическое воздействие. Например, стало популярным заявлять в качестве целей обучения развитие каких-либо психических функций ребенка или творческих способностей, в то время как учебный курс, по существу, нацелен на точное усвоение некоторых конкретных знаний (что, кстати, бывает иногда значительно важнее, особенно при подборе технологий для программ выпускных классов полной средней школы). В этой неопределенности эксперт при решении многих частных задач вынужден по совокупности данных реконструировать реальные социальные цели той или иной технологии. Наконец, сказывается отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей экспертную деятельность и, прежде всего, профессиональную независимую экспертизу. Нет изданий, в которых аккумулировалась бы подробная информация о рынке образовательных услуг, печатались бы аналитические обзоры о результатах внедрения разных технологий в практику учебных заведений разного типа, об опыте экспертной деятельности. Особенно тревожит отсутствие достаточных сведений о процессах в различных регионах нашей страны, так как оценка возможностей внедрения ОТ в практику регионов является в настоящее время одной из наиболее распространенных экспертных задач. В настоящее время более или менее развита ведомственная экспертиза, а корпоративные объединения независимых экспертов отсутствуют. Не проводятся мероприятия по консолидации и обмену опытом экспертов (конференции, семинары и т. п.). В будущем ситуация, наверное, изменится, а пока каждый эксперт вынужден самостоятельно накапливать опыт. Для этого необходимо личное участие специалиста в современных инновационных процессах на возможно широком образовательном пространстве нашей страны. Общая схема экспертизы ОТ. Общую схему экспертизы ОТ задает система показателей, представленная в разделе 2. Особое место в этой системе занимает необходимое условие существования ОТ (показатель А). Решение о выполнимости этого условия эксперт принимает на основании всей имеющейся у него предварительной информации. В большинстве случаев это условие выполняется, так как авторы проектируют учебные курсы в расчете на возможность их использования в практике разными педагогами. Проверка этого условия должна предшествовать анализу внутренних и внешних ограничений ОТ. Хотя практически всегда заранее известно, что результат этой проверки будет положительным, относиться к ней формально не стоит. Здесь важен сам процесс размышления над этим вопросом, поскольку настраивает эксперта на дальнейшую аналитическую работу. При решении конкретной экспертной задачи основная часть работы заключается в анализе технологии по показателям Б, В, Г. Принцип этого анализа состоит в проверке технологии на ограничения, связанные с содержанием экспертной задачи. При этом важен комплексный учет показателей сразу по всем группам. Так, например, при решении вопроса о возможности внедрения ОТ в конкретную школу необходимо ее оценить по показателям Б4, Г5 и В4, потом по БЗ и Г6, затем по Б5, В2 и Г4 и т. д. После такого сквозного анализа либо готовится экспертное заключение, либо принимается решение о сборе дополнительной информации, проведении экспериментов, привлечении к работе других специалистов. Следует учитывать, что показатели групп Б, В, Г определяют очень широкий спектр характеристик, которые необходимо учитывать при экспертизе ОТ. Опытному специалисту они, может быть, и не нужны, так как он может сразу ответить на поставленный заказчиком вопрос. Но дело в том, что сейчас проводить нечто вроде предварительной экспертизы ОТ вынуждены школьные психологи, зам. директора школ по науке, преподаватели вузов, не имеющие опыта экспертной работы. Предлагаемая нами схема экспертизы на основе проверки внутренних и внешних ограничений ОТ может служить методическим подспорьем для овладения предварительной экспертизой. Мы опробовали эту схему при обучении студентов очного и заочного отделений Международного образовательного и психологического колледжа при Психологическом институте РАО в рамках курса «Экспертиза современных образовательных сред и технологий». Существенным моментом этого обучения был анализ схемы экспертизы в связи с освоением методов проектирования ОТ в форме учебной игры. В результате будущие практические школьные психологи смогли объективно оценить ряд изданных в нашей стране методических пособий на предмет соответствия заявленных целей обучения реальному содержанию учебных заданий.
|