Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы разработки программы развития школы в условиях инновационного поиска






Принимая данные ориентиры в целом, считаем, что разработка программы развития школы — инновационный процесс, который в своем развитии проходит следующие этапы:

— проблемного анализа деятельности школы как системы;

— концептуально-прогностический;

— организационно-управленческий (этап разработки нормативно-правовой базы инновационных поиска школы);

— проективно-конструктивный (построение плана работы школы и научно-методическое обеспечение процесса его реализации);

— мониторинга деятельности педагогического коллектива по реализации опытно-экспериментальной работы (рефлексивно-оценочный).

Первый этап — проблемный анализ деятельности школы (иначе его называют предцелевым) — направлен на анализ состояния функционирования школы как целостной системы. Наш опыт показывает, что на данном этапе целесообразно не только выявить реальное, настоящее состояние, но обратиться к предшествующему опыту ее функционирования, т. е. провести ретроспективный анализ, направленный на предшествующий (исторический) этап функционирования школы, с целью выявления оправдавшего себя опыта практической деятельности коллектива, традиций школы, которые могут иметь позитивное значение для ее инновационного развития. При проведении данного вида анализа необходимо сосредоточить внимание на выявлении готовности учителей к инновационному поиску и на этой основе описать педагогические проблемы, вызывающие затруднения в деятельности педагогического коллектива, вскрыть порождающие их условия. Итогом данного вида анализа должно стать ранжирование педагогических проблем с объяснением причин существования каждой из них.

На данном этапе также целесообразно сконцентрировать внимание на анализе ресурсного обеспечения школы. В педагогической науке выделяется ряд параметров ресурсов, которые могут стать основными ориентирами для разработчиков программы, — нормативно-правовое, информационное, концептуальное, методическое, материальное, мотивационно-психологическое, кадровое обеспечение.

Нормативно-правовое обеспечение программы развития включает знание разработчиками, с одной стороны, нормативных актов, регламентирующих развитие школы и деятельность педагогического коллектива в условиях опытно-экспериментальной работы (к ним относятся Конституция, Закон «Об образовании», типовое положение об образовательном учреждении, устав школы, положение об экспериментальной площадке, различные локальные акты школы, приказы и распоряжения по проблемам развития), а с другой — профессиональная компетенция, конкретные права и полномочия, полученные педагогическим коллективом для выполнения его функциональных обязанностей в новых условиях.

Информационное включает в себя всякую информацию, необходимую для инновационного поиска. Специфическую ценность представляет информация о состоянии школы, микроклимате в ее коллективе, готовности и потребности коллектива в инновациях, внешняя информация о перспективных нововведениях, возможных партнерах и контактах.

Концептуальное подразумевает получение философских, теоретико-методологических, психолого-педагогических и иных знаний, необходимых и достаточных для разработки концептуальных оснований программы развития школы. Даже если такие «ресурсы» удастся получить извне, педагоги школы (разработчики) должны самостоятельно продумывать вопрос об их адаптации к условиям своей школы.

Методическое обеспечение предполагает разработку технологий и методического обеспечения, позволяющих реализовать запланированную в программе опытно-экспериментальную работу по качественному преобразованию учебно-воспитательного процесса.

Материальное включает совокупность условий, в которых будет реализовываться программа развития школы. Речь идет о возможностях бюджета как государственного финансирования, так и привлечения внебюджетных средств, о здании школы, классных комнатах, технических средствах (компьютер, принтер, множительная и видеотехника и др.).

Мотивационно-психологическое предполагает создание у учителей школы соответствующей мотивации, которая предполагает моральное и материальное стимулирование педагогического новаторства.

Кадровое обеспечение определяется готовностью учителей к ведению инновационного поиска, уровнем их квалификации, профессиональной компетентности и др.

Концептуально-прогностический этап разработки программы предполагает обоснование концепции школы. Под ней понимается система теоретико-методологических идей и принципов, на которые будет ориентироваться педагогический коллектив при конструировании инновационной модели школы, ее стратегической цели развития. В инновационной модели прогнозируется вероятностное состояние школы как целостной системы, описываемое в виде проекта опытно-экспериментальной работы, в котором высказываются гипотетические предположения о целевых, содержательных и процессуальных характеристиках учебно-воспитательного процесса. При прогнозировании необходимо предусмотреть возможное противодействие, негативные последствия и меры по их устранению, перспективы развития новшества, востребованности его результатов педагогическим сообществом. С этой целью важно выработать собственную систему критериев для оценки тех изменений, которые могут произойти в школе как развивающейся системе в целом и отдельных ее звеньях.

Таким образом, деятельность руководства школы и разработчиков программы на этой стадии должна быть направлена на выявление наиболее актуальных, значимых для педагогического коллектива проблем и определение трудностей и препятствий, мешающих инновационному поиску. Начинать надо с аналитического обоснования необходимости внесения изменений в педагогический процесс данной школы, предусматривающего выявление возникших в нем проблем, требующих своего разрешения. Разработчикам целесообразно придерживаться следующей логики: общий анализ работы школы — анализ выявленных в результате его противоречий — раскрытие причинно-следственных связей, приведших к возникновению противоречий, — определение путей преодоления выявленных причин. Практика разработки программ развития школ показывает, что значительная часть проблем и вызывающие их причины не требуют обязательного применения инноваций для их преодоления и могут быть разрешены за счет совершенствования традиционных, проверенных опытом педагогических средств. Поэтому разработчикам программы важно выявить проблемы, трудности и порождающие их причины, преодолеть которые возможно лишь нетрадиционными, инновационными для данной школы средствами.

На данной стадии разработки программы директор школы выступает в качестве инициатора инновационного поиска. Его функция заключается в том, чтобы стимулировать потребность учителя в инновационном поиске. Руководителям важно создать команду разработчиков программы. С этой целью необходимо сформировать временные творческие группы учителей, перед которыми ставится ряд задач: во-первых, осуществить микроисследования учебно-воспитательного процесса в целом, а не только отдельных его компонентов (например, качества знаний) и провести объективный анализ их результатов; во-вторых, изучить научную литературу и передовой педагогический опыт по проблеме педагогических инноваций. В этот период важно обратиться к педагогической науке, пригласить научного консультанта, который помог бы выработать стратегию инновационного поиска школы (научное обоснование концепции, логики ОЭР, критерии оценки результативности инноваций и необходимые диагностические методики по получению достоверных данных о ходе эксперимента). Затем с коллективом учителей надо провести обсуждение предлагаемых инноваций и выбрать те, которые будут способствовать разрешению главных противоречий школы.

Особое внимание следует обратить на информированность и создание положительной мотивации к инновационным преобра­зованиям у всего коллектива учителей, учащихся и их родителей. Необходимо гласное, широкое обсуждение предлагаемой стратегии развития школы на перспективу, ценностей и приоритетных направлений по преобразованию учебно-воспитательного процесса. С этой целью надо провести с учителями теорети­ческие семинары и практикумы по изучению теоретических основ разрабатываемых инноваций, по обучению их технологии ведения педагогического исследования, методам диагностирования.

Организационно-управленческий этап состоит из двух этапов — нормативно-правового и экспертизы программы развития школы с точки зрения целесообразности инновационных преобразований. Деятельность руководства школы должна быть направлена на разработку комплекса нормативных документов, регламентирующих жизнедеятельность школы в условиях инновационного поиска (устав, заявка на экспериментальную работу, программа эксперимента и др.). В документах необходи­мо указать права и обязанности педагогов, учащихся и родите­лей, а также дать обоснование учебного плана, смодели­ровать возможную структуру управления школы, функциональные обязанности вводимых структур (научно-методического совета, творческих лабораторий, кафедр и др.), оговорить условия взаимоотношений с учеными, спонсорами и др. организациями.

Следующий шаг в деятельности директора — проведение экспертизы инновационного поиска. Главные цели этой экспертизы — установление соответствия инновации проблеме школы, выявление компетентности школьных руководителей и готовности педагогического коллектива к их решению. Важные компоненты экспертизы — определение соответствия материальной базы школы вводимому новшеству, наличия необходимой научной и научно-методической литературы в библиотеке школы и на уроках, технических средств и т. д.

Этап планирования — план работы — представляет собой систему мер и условий деятельности педагогического коллектива по научно-методическому обеспечению реализации концептуальных идей программы всеми субъектами развивающейся школы. Главное требование к плану, на наш взгляд, заключается в том, что он должен адекватно отражать логику опытно-экспериментальной работы.

Педагогический мониторинг — непрерывное, длительное наблюдение и управление опытно-экспериментальной работой в инновационной школе, включающее прогнозирование ее результативности. В опыте волгоградских педагогов-исследователей апробированы следующие ведущие направления мониторинговой деятельности по отслеживанию опытно-экспериментальной реализации идей концепции личностно ориентированного образования в развивающейся школе:

1. Анализ готовности учителя к личностно ориентированной педагогической деятельности позволяет выявить профессиональную мотивацию инновационной деятельности; ориентацию в идеях личностно ориентированного образования; умения и навыки ведения ОЭР.

2. Наблюдение и оценка эффективности процесса разработки авторской методической системы учителя позволяет оценить, насколько, с точки зрения личностно ориентированной парадигмы, научно обоснована разрабатываемая учителем экспериментальная программа; достигает ли учитель в процессе обучения по экспериментальному курсу (программе) прочных и глубоких знаний, ориентируется ли на диалог с учащимися, стимулирует ли их саморазвитие; разрабатывается ли в процессе эксперимента собственная технология обучения; отслеживается ли проводимый эксперимент на основе диагностических методик; проводится ли учителем рефлексия своей деятельности.

3. Выявление степени удовлетворенности учащихся образовательным процессом позволяет оценить эмоционально-ценност­ные отношения между учащимися, учеником и учителем; степень участия учащихся в проектировании и организации процесса обучения; предоставление учащимся возможности критически относиться к ценностному содержанию изучаемых предметов; права выбора ими видов деятельности для саморазвития.

В ходе мониторинга выявляются уровни профессиональной компетенции учителя, осознания им специфики личностно ориентированной педагогической деятельности, результативно­сти его методической системы и осуществления научно обоснованной корректировки и прогноза дальнейшего развития ОЭР.

Таким образом, программа развития школы представляет собой нормативную модель совместной деятельности педагогического коллектива школы, в которой описаны научно обоснованная система концептуальных идей, целей и принципов построения инновационного учебно-воспитательного процесса, технология его организации и способы управления им. Она является средством интеграции усилий учителей, учащихся, родителей и направлена на качественное обновление жизнедеятельности школы как целостной педагогической системы.

Для успешной разработки и реализации программы развития школы необходимо создать благоприятные морально-психологические, организационно-управленческие и материально-технические условия. К первичным условиям деятельности коллектива по реализации программы развития школы, на наш взгляд, можно отнести следующие:

— Принятие и осознание в педагогическом коллективе ценности инновационного поиска как основы развития школы; убежденность в его необходимости и возможности независимо от того, кто его предлагает — отдельный учитель, группа педагогов или администрация школы.

— Готовность педагогов и учащихся к принятию и осущест­влению инновационной деятельности (психологическая, мотивационная, интеллектуальная, информационная, технологическая и др.). Качественные изменения в практике происходят лишь тогда, когда в них возникает потребность, когда учитель осознает эту потребность и получает возможность ее реализовать.

— Наличие целевой программы развития школы, в которой определена своя собственная траектория развития, научно, с позиций системного подхода, обоснованы и согласованы представления о приоритетных проблемах, ценностях, целях и стратегии их решения на обозримый период.

— Принятие идей программы развития школы другими субъектами учебно-воспитательного процесса (учащимися, родителями, педагогическим сообществом), их согласие и одобрение.

— Создание в школе условий и возможности, при которых педагогический коллектив может проявить и реализовать свою потребность в обновлении, создать механизм по координации усилий педагогов при проведении инновационного поиска, что предполагает длительную созидательную работу по выращиванию нового, по стимулированию творчества педагогов.

— Создание в школе благоприятной обстановки, стимулирующей активное участие в инновационной деятельности, предоставляющей учителям возможность для саморазвития и самореализации своих профессиональных и личностных качеств.

— Постоянное отслеживание, регулирование и саморефлексия инновационной деятельности. Наличие обратной связи, информирование всех субъектов инновационного процесса о достигаемых результатах и их оценке.

— Сотрудничество с наукой, основанное на единстве педагогической теории и практики при организации опытно-экспериментальной работы в школе.

Опыт волгоградских исследователей показывает, что практическая разработка и реализация программы зависят от двух взаимосвязанных параметров: от того, насколько она научно, теоретически и методологически обоснована, и от уровня научно-методического обеспечения деятельности учителей и учащихся как субъектов ее реализации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал